Роструд оперативно отреагировал на письмо ассоциации сиз о сбоях во фгис минтруда

Содержание
  1. Информация о технических проблемах в Единой информационной системе по охране труда
  2. Обращения от работодателей
  3. Технические проблемы
  4. Возможная ответственность работодателей
  5. Рекомендации Роструда
  6. Владимир Котов, президент Ассоциации СИЗ, комментирует ответ Роструда
  7. ТОП-10 вопросов по охране труда: отвечают Минтруд, Роструд, СФР
  8. Вопрос #1
  9. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
  10. Вопрос #2
  11. Что такое индикаторы риска?
  12. Обязательные индикаторы риска
  13. Значение внеплановых проверок
  14. Защита работников и снижение административной нагрузки
  15. Ситуация с возмещением средств
  16. Вывод
  17. Переход на единые типовые нормы
  18. Внеплановые проверки и индикаторы риска
  19. Обеспечение СИЗ
  20. Статистика и профессиональные заболевания
  21. Вопрос #5
  22. Вопрос #6
  23. Вопрос #7
  24. Вопрос #8
  25. Вопрос #9
  26. Вопрос #10
  27. Цели Федеральной службы по труду и занятости
  28. Профилактика
  29. Поиск работы
  30. Социальная защита
  31. Развитие рынка труда
  32. ФСТЗ и МИНТРУД
  33. Какие сведения ФНС России будет передавать в Роструд для выявления нелегальной занятости?

Информация о технических проблемах в Единой информационной системе по охране труда

В территориальные органы Роструда направлены соответствующие указания не применять административные санкции к работодателям, которые не смогли внести данные о работниках в систему в период проведения технических работ.

Обращения от работодателей

В течение последних двух месяцев в адрес Ассоциации разработчиков изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциации СИЗ) поступили множественные обращения от работодателей, связанные с некорректной работой Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда Минтруда России.

Из-за сбоев в работе системы у большинства российских предприятий возникли сложности с исполнением отдельных требований постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.

Технические проблемы

С 27 ноября 2023 года отсутствовал доступ работодателей к личному кабинету в Единой информационной системе. В настоящее время система в целом доступна для работы, но остаются отдельные технические проблемы.

Некоторые работодатели и обучающие организации отмечают отсутствие ранее внесенной информации об обученных лицах в системе. В личных кабинетах работодателей появилась информация о необходимости повторного внесения всех сведений, что требует дополнительных трудозатрат.

Возможная ответственность работодателей

Работодатели опасаются возможного привлечения их к ответственности из-за нарушения требований постановления № 2464, включая допуск работников к выполнению должностных обязанностей без прохождения тестирования.

Рекомендации Роструда

При общении с проверяющими работодатели могут ссылаться на указания Роструда, не применять административные санкции к работодателям в связи с техническими проблемами системы.

Роструд рекомендует учитывать обстоятельства технических работ в системе при рассмотрении вопросов об ответственности работодателей. В случае утери данных об обучении работника работодатели могут обратиться к соответствующему указанию Федеральной службы по труду и занятости.

Источник: EISOT: Единая информационная система охраны труда

Владимир Котов, президент Ассоциации СИЗ, комментирует ответ Роструда

Владимир Котов, президент Ассоциации СИЗ, так прокомментировал ответ Роструда:

Мы официально зарегистрированная в Минюсте экспертная организация, которая профессионально занимается вопросами обеспечения безопасных условий труда, промышленной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан. Подобные инициативы — часть нашей работы, мы надеемся, что ответ Роструда поможет работодателям в регионах избежать штрафов и административной ответственности из-за сбоев в работе Единой информационной системы.

ТОП-10 вопросов по охране труда: отвечают Минтруд, Роструд, СФР

В Сочи прошла Всероссийская неделя охраны труда-2023, в рамках которой была организована сессия Открытый микрофон, где специалисты по охране труда смогли напрямую задать волнующие их вопросы Минтруду России, Роструду и Социальному фонду России.

В нашей регулярной рубрике публикуем самые интересные вопросы, прозвучавшие на мероприятии, касающиеся электронного документооборота, перехода на единые типовые нормы выдачи СИЗ, порядка внесения сведений в реестр обученных, отказов в возмещении затрат на мероприятия по охране труда и многого другого.

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Вопрос #1

В нашей компании 86 тысяч собственных работников и более 300 тысяч работников подрядных организаций. С учетом того, что листы ознакомления с инструктажами по охране труда должны быть подписаны на бумаге, их все крайне сложно обработать.

Поэтому очень нужно получить возможность полного электронного документооборота, чтобы мы могли замкнуть нашу цифровую систему. Почему до сих пор остаются исключения электронного оформления всех документов и планируется ли изменить эту ситуацию?

В настоящее время насчитывается 4 млн 25 тысяч страхователей, которые используют труд наемных рабочих, из которых всего 700 организаций перешли на электронный документооборот, что свидетельствует о том, что подавляющее большинство пока не готово к цифровому переходу.
При этом государство вправе самостоятельно регулировать формы предоставления работодателем информации, что делается исключительно из целей удобства.

В настоящее время акты расследования несчастного случая, приказ об увольнении и документы, фиксирующие прохождение работником обучения по охране труда, остаются в бумажном виде. Разберем каждый из документов:

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Вопрос #2

Сейчас и президент, и правительство заявляют о необходимости снижения административной нагрузки на бизнес. Вместе с тем внедрение индикаторов риска подразумевает проведение проверок. Как вы считаете, не приведет ли это к увеличению административной нагрузки?

Количество проверок действительно продолжает снижаться, причем не только плановых проверок, но и контрольных мероприятий, инспекционных визитов. Этому есть две причины: снижение административной нагрузки и профилактические меры.

Что такое индикаторы риска?

Индикаторы риска — это соответствие или отклонение от соответствия объекта контроля. Это еще не нарушение, но с высокой долей вероятности они могут свидетельствовать о том, что нарушение появится.

Обязательные индикаторы риска

Один из обязательных индикаторов риска — прием службой заявления о банкротстве организации. Хотя само по себе это не нарушение, обычно когда такое заявление подается, компания уже испытывает серьезные финансовые проблемы. Это может указывать на риск начала нарушений законодательства, таких как задержка зарплаты, непредоставление гарантий и компенсаций, сокращение расходов на охрану труда.

Значение внеплановых проверок

Не стоит рассматривать внеплановые проверки как дополнительную нагрузку, так как они позволяют предотвращать не только нарушения, но и защищать нарушенные права работников. Если вреда жизни и здоровью работника не обнаружено, нарушений не выявляется.

Защита работников и снижение административной нагрузки

Важно помнить о важности защиты работников при снижении административной нагрузки на бизнес. Новый механизм включает эффективную замену старым методам и учитывает все потенциальные риски при проведении внеплановых проверок.

Ситуация с возмещением средств

Мы активно используем возмещение средств на улучшение мероприятий по охране труда, однако в этом году мы столкнулись с отказами от Уральского и Северо-Кавказского фондов. Отказы могут быть обоснованными из-за ограниченности средств или распределения их по очередности. Важно прорабатывать этот вопрос, чтобы эффективно использовать средства на улучшение условий труда и обеспечение безопасности.

Надеемся, что ответы на вопросы о порядке распределения средств и причинах отказов будут найдены в ближайшее время.

Вывод

Индикаторы риска, внеплановые проверки и возмещение средств — все эти механизмы играют важную роль в обеспечении безопасности и соблюдении законодательства в области охраны труда. Необходимо постоянно улучшать их работу, чтобы защищать интересы работников и улучшать условия труда в организациях.

Переход на единые типовые нормы

Хотел бы спросить про переход на единые типовые нормы. С 1 сентября работодатели обязаны переходить на новую систему, но практики в этом вопросе еще не наработано, поэтому работодатель может допустить некоторые ошибки.

Расскажите, как лучше осуществить этот переход и как к недочетам будут относиться при проверках?

С 1 сентября установлен переходный период до 31 декабря 2024 года на единые типовые нормы. Там есть масса нюансов. Каким образом надзор будет к этому относиться? Если речь идет о плановых проверках, то мы используем проверочные листы. У нас есть проверочный лист, посвященный обеспечению СИЗ, где перечислены 15 обязательных требований, которые инспектор проверяет. Хотя на самом деле требований к обеспеченности СИЗ значительно больше: их сотни тысяч.

Выполнить и оценить их все сложно, поэтому и появились проверочные листы, в которых перечислены обязательные требования для оценивания. Выходить за пределы этих обязательных требований при плановых проверках инспектор не может.

Внеплановые проверки и индикаторы риска

Что касается внеплановой проверки, то там будут работать индикаторы риска. У нас индикаторов риска по СИЗ нет, соответственно и проверять мы их практически не будем.

Конечно, здесь самая большая проблема — это те обязательные требования, нарушение которых может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью работника. Обязательные требования изменяются 2 раза в год: 1 марта и 1 сентября. Сейчас эти новые ЕТН вступили в силу 1 сентября, а 1 марта мы с вами увидим в проверочных листах новые обязательные требования.

Обеспечение СИЗ

Обеспечению СИЗ должна предшествовать спецоценка и оценка профессиональных рисков — обязательные процедуры, без которых теперь работодатель не сможет обеспечивать работников СИЗ. Поэтому и проверять теперь будем все в совокупности.

Спецоценку необходимо провести в течение 12 месяцев после ввода в эксплуатацию, а ОПР нужно проводить в принципе всегда до начала работы сотрудников, чтобы понимать все опасности.

На сегодняшний день мы проверяем 15 обязательных требований в части обеспечения СИЗ и 6 обязательных требований, которые проверяет инспектор — это 23-ий проверочный лист, спецоценка профрисков и система управления охраной труда. По этим требованиям как раз можно подготовиться.

Статистика и профессиональные заболевания

Вопрос #5

Согласно статистике Фонда, какие самые распространенные профессиональные заболевания выявлены за последние 10 лет?

Стоит отметить, что за минувшее десятилетие работа по созданию безопасных условий труда и обеспечению сохранению жизни и здоровья работников, в том числе за счет использования средств Фонда, способствовала снижению страховых случаев почти в 2 раза, до 36 364 — по итогам 2023 года (в 2010 году — 71 377).

Что касается уровня профессиональной заболеваемости, то на протяжении последних лет число впервые выявленных профессиональных заболеваний имеет тенденцию незначительного снижения. Основные диагнозы случаев профессиональных заболеваний распределились следующим образом:

Начальник департамента организации персонифицированного учета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации

Вопрос #6

Какие меры, на ваш взгляд, наиболее эффективны для профилактики профзаболеваний?

Профилактика профессиональных заболеваний — это профилактика неблагоприятного воздействия на организм работающих вредных производственных факторов на рабочих местах.

Важное место в профилактике профессиональных заболеваний занимает использование средств индивидуальной защиты (применение спецодежды, обуви, защитных очков, перчаток, респираторов и т.д.).

Огромное значение в предупреждении профессиональных заболеваний имеют периодические медицинские осмотры работников. Важно на ранних стадиях предупредить риск развития профессиональных заболеваний и осуществить вывод работника из вредных и (или) опасных условий труда.

Социальный фонд России осуществляет финансовую поддержку страхователям в этом направлении в рамках финансового обеспечения предупредительных мер. В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2022 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний около 2 млн работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на которые составили 4,5 млрд рублей (23,9 % от общей суммы использованных страхователями средств), обеспечены средства индивидуальной защиты — 2,7 млн работников, расходы на указанные цели составили — 6,7 млрд рублей (35,1% от общей суммы использованных страхователями средств).

Вопрос #7

Какие еще мероприятия, помимо обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляет Фонд в направлении сохранения здоровья трудящегося населения?

В 2021 году был проведен пилотный проект, целями которого являлись:

Участниками пилотного проекта в 2021 году стали следующие страхователи: ПАО «Аэрофлот», АК «Сибирь», ОАО «РЖД».

Наиболее распространенным профессиональным заболеванием среди работников гражданской авиации и ж/д транспорта является нейросенсорная тугоухость.

По результатам проведенного мониторинга состояния здоровья работников в целом можно сделать вывод об эффективности проведенного пилотного проекта для работников железнодорожного транспорта и гражданской авиации.

Достигнутые положительные результаты реализации пилотного проекта для работников железнодорожного транспорта и гражданской авиации указывают на целесообразность его распространения на другие отрасли, а в последующем — на всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В 2023 году Фонд продолжил работу в этом направлении и для отбора участников выбрал виды экономической деятельности, в которых больше всего распространены случаи установления профессиональных заболеваний. Это металлургия, угольная промышленность, транспортная отрасль (железнодорожная и авиационная), в том числе такие крупные страхователи как АО «Лебединский ГОК», ОАО «РЖД», АО «Русал», ООО «Башкирская медь», ПАО «Челябинский металлургический комбинат», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО «СУЭК-КУЗБАСС» и другие. Всего в этом году принимают участие 133 страхователя и более 2,5 тысяч их работников.

Суть проекта заключается в том, что по результатам проведенного медицинского осмотра отбираются работники с выявленными ранними признаками профессиональных заболеваний, которым рекомендовано проведение профилактики. Сама профилактика уже осуществляется на базе центров реабилитации СФР в течение 18 дней, после чего проводится повторный медицинский осмотр и медицинскими организациями осуществляется мониторинг путем оценки состояния здоровья работников до проведения профилактики и после (на указанные мероприятия предоставляется дополнительный отпуск сверх ежегодного, который включает в себя время проезда к месту профилактики и обратно, а также непосредственно время на прохождение необходимых процедур профилактики).

Пилотный проект будет длиться до конца 2023 года, после чего на основании проведенного анализа мониторингов состояния здоровья, предоставленного в Фонд медицинскими организациями, будет определена эффективность его распространения на другие отрасли. Уже сейчас мы видим промежуточные итоги, которые в большинстве случаев (69%) показывают улучшение состояния здоровья работников, у остальных (29,6 %) изменений не наблюдается.

Вопрос #8

Нужно ли вносить в реестр сведения об обученных лицах, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний до 1 марта 2023 года, и насколько оперативно должно быть внесены сведения в этот реестр уже после прохождения обучения?

В порядке обучения с 1 марта дополнительно введены два реестра относительно организаций, проводящих обучение для своих работников самостоятельно, и организаций, обучающих внешних сотрудников. Исходя из запусков этих реестров, есть временная отсечка. Все, что проводится с 1 марта 2023 года должно быть внесено в реестр.

Что касается сроков внесения информации: на первом этапе, до формирования определенной практики, которая покажет, какой действительно срок необходим, требования заключаются в том, что информация должна быть внесена в реестр без оговорки по срокам.

Заместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Вопрос #9

Представили сведения о трудовой деятельности с кадровым мероприятием и в дальнейшем обнаружили в них ошибку. Подскажите, пожалуйста, как исправить ошибку, чтобы не получить штраф?

В случае, если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой деятельности, необходимо отменить ранее представленные данные и подать новые.

Подаются такие сведения в одном отчете двумя строками:

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что если в ранее принятых СФР сведениях страхователем самостоятельно выявлены ошибки и представлены уточненные (исправленные) сведения до момента их обнаружения территориальным органом Фонда, в таком случае штрафы к страхователю не применяются.

Вопрос #10

Что делать с новой спецодеждой работника, который получил ее, но, по тем или иным обстоятельствам уволился через три дня. Согласно новому приказу, поставить ее на баланс и выдать снова другому работнику запрещено. В этом случае работодатель будет нести колоссальные убытки, что в этом случае делать?

Это так, и пока что это проблема. Даже если сотрудник увольняется через 3 дня, согласно новому приказу, поставить СИЗ снова на баланс и выдать другому работнику запрещается, из-за чего работодатель и несет убытки. Что делать? Сейчас вы можете перевести такую спецодежду только в категорию дежурной. Но мы видим эту проблему бизнеса и она уже рассматривается экспертами.

Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Федеральная служба по труду и занятости (РОСТРУД) является государственным органом в России, который занимается регулированием трудовых отношений, обеспечением занятости населения, социальной защитой трудящихся, занимается профилактикой нарушений в сфере труда.

На официальном сайте федеральной службы по труду и занятости(РОСТРУД) по Москве предоставляется информация:

Цели Федеральной службы по труду и занятости

Основная цель Федеральной службы по труду и занятости в Москве состоит в создании условий для активного развития российского трудового рынка, обеспечении стабильной, достойной занятости граждан. Она предоставляет широкий спектр услуг, поддержки для работников, работодателей, безработных.

Профилактика

В области регулирования трудовых отношений госинспекция разрабатывает, проводит меры профилактики, борьбы с нарушениями трудового законодательства, защищает интересы работников, содействует соблюдению их прав. Департамент государственной инспекции труда контролирует соблюдение рабочего времени, выплату заработной платы, предоставление отпусков, больничных листов, а также ведет расследование трудовых конфликтов.

Поиск работы

Федеральная служба по труду и занятости также предоставляет поддержку для поиска работы, повышения квалификации. Роструд разрабатывает, реализует программы профессиональной ориентации, трудоустройства, переквалификации, оказывает помощь безработным в получении пособий по безработице.

Социальная защита

Одним из важнейших направлений работы Федеральной службы по труду и занятости в РФ является обеспечение социальной защиты трудящихся. Инспекция в Москве осуществляет контроль за выполнением норм по охране труда, расследует несчастные случаи на производстве, выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком.

Развитие рынка труда

ФСТЗ в Москве играет важную роль в формировании стабильного, развитого российского трудового рынка. Деятельность службы по трудовым спорам направлена на создание благоприятного климата для бизнеса, содействия увеличению занятости населения, улучшения условий работы, социального обеспечения всех трудящихся страны.

ФСТЗ и МИНТРУД

Федеральная инспекция по труду и занятости (ФСТЗ) https://rostrud.gov.ru/ и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (МИНТРУДа https://mintrud.gov.ru/) являются двумя организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере трудовых отношений, социальной защиты населения.

Таким образом, РОСТРУД и МИНТРУД тесно взаимодействуют друг с другом, совместно решая проблемы в сфере труда и занятости, обеспечивая защиту прав работников, разработку социально-трудовой политики на федеральном уровне.

Была ли полезна статья "Федеральная служба по труду и занятости"?

Какие сведения ФНС России будет передавать в Роструд для выявления нелегальной занятости?

С 1 января 2025 года Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости (см. новость от 29 февраля 2024 г.)(Приказ Минтруда России от 2 февраля 2024 г. № 40н (зарег. в Минюсте 29 февраля 2024 г)).

По согласованию с ФНС и Службой занятости Минтруд утвердил Перечень сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами РФ в межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия. Налоговыми органами будет передаваться информация (при наличии):

  1. о работодателях — организациях (ИП), которые начислили за каждый месяц отчетного квартала суммы выплат, уменьшенные на величину базы по договорам ГПХ, ниже МРОТ не менее чем 10 физическим лицам в случаях, когда доля таких физических лиц превышает 10% от общего числа работников таких работодателей;

  2. о фактах (признаках) нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях — организациях (ИП) на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;

  3. за 12 месяцев об организациях (ИП), взаимодействующих более чем с 10 физическими лицами (ИП), применяющими НПД, среднемесячный доход которых превышает 20 тысяч рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями (ИП) составляет более 3 месяцев;

  4. о работодателях — организациях (ИП), имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирован работодатель, по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации (ИП) в едином реестре субъектов МСП.

  5. об организациях (индивидуальных предпринимателях), применяющих ККТ;

  6. сведения, включаемые в состав предусмотренной пунктами 1 — 5 Перечня информации, в соответствии с приложением к Перечню.

Отметим, что в отличие от проекта, в приказе не установлен срок передачи информации (предполагалось, что их будут отправлять ежеквартально до 25 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным). Кроме того, исключено упоминание о ведомственных запросах на предоставление сведений.

Оцените статью
Минтруд России