Договоры о социальном партнерстве могут предусматривать широкий спектр взаимоотношений и заключаются в целях достижения равновесия между социально-экономическими интересами разных общественных групп. Так, под социальным партнерством в сфере труда подразумевается система взаимоотношений между работодателями, нанятым персоналом, органами государственной власти и их представителями, целью которой является согласование интересов сторон в вопросах, касающихся урегулирования трудовых отношений. Для юридического оформления таких отношений стороны заключают договор социального партнерства. Именно этот документ обеспечивает согласование интересов всех участников отношений.
- Суть социального партнерства
- Принципы партнерства в сфере труда
- Какими нормативно-правовыми актами регулируется заключение договора социального партнерства
- С какой целью составляется договор
- Как составить договор социального партнерства
- Структура договора
- Социальное партнерство в образовании
- Трудовое законодательство о социальном партнерстве
- Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами
- Кто выступает со стороны работников?
- Определение представителей работодателя
- Роль государства в соцпартнерстве
- Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах
- Итоги
- Социальное партнерство в сфере труда
- Понятие социального партнерства
- Стороны социального партнерства
- Принципы социального партнерства
- Уровни социального партнерства
- Формы социального партнерства в сфере труда
- Представители работников
- Представители работодателей
- Органы социального партнерства
- Ответственность сторон социального партнерства
Суть социального партнерства
Социальное партнерство основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве. Оно ориентировано на достижение определенных целей сторонами-участниками. В последние годы потенциал соцпартнерства существенно возрос, что положительно отразилось на повышении уровня защиты трудовых прав работников на разных уровнях (федеральном, региональном, территориальном, локальном).
Сторонами партнерства выступают:
Участники партнерства могут действовать исключительно в рамках прав и обязанностей, которые определяются их социальным положением. Органы государственной власти, выступая сторонами соцпартнерства, представляют интересы государства в сфере труда и отстаивают его интересы.
Принципы партнерства в сфере труда
Главные принципы соцпартнерства утверждены в ст. 24 ТК РФ:
Какими нормативно-правовыми актами регулируется заключение договора социального партнерства
Заключение договора социального партнерства, образец которого законом не утвержден, регламентируется положениями раздела II ТК РФ о коллективных соглашениях:
С какой целью составляется договор
Договор социального партнерства представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения на всех уровнях. Он помогает решить следующие задачи:
Как составить договор социального партнерства
В Гражданском кодексе РФ не указаны требования по оформлению такого документа, поэтому его можно составить в свободной письменной форме и заверить подписями представителей каждой стороны. При составлении документа должны быть учтены экономические и социальные интересы всех участников социального партнерства. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров между сторонами. Договор вступает в силу с момента его подписания (если иное не установлено соглашением).
Но несмотря на то, что закон предъявляет минимальные требования к составлению договора, в него следует включить подробное изложение взаимных прав, обязательств и условий их исполнения. Чем подробнее и полнее будут сформулированы условия соглашения – тем надежнее юридическое закрепление взаимоотношений сторон.
Так как ГК РФ не определяет данный документ как отдельный вид договора, стороны имеют право самостоятельно утверждать его название. На практике его называют «договор», «соглашение» и т.п.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Это означает, что можно составлять любые договоры, в т. ч. не предусмотренные законодательством, но указанные в них нормы не должны нарушать действующие положения закона.
Структура договора
В документе должны присутствовать реквизиты сторон и подписи представителей с расшифровкой и указанием занимаемых должностей. В договоре следует проставить печати организаций, принимающих участие в социальном партнерстве.
Социальное партнерство в образовании
На практике часто встречается такой вид партнерства, как организация сотрудничества образовательных учреждений с коммерческими гражданскими структурами. Подобное взаимодействие помогает школам преодолеть нехватку материальных и кадровых ресурсов, а также обеспечить участие и помощь бизнеса и гражданского общества в деятельности учреждений. Правовое оформление таких отношений тоже осуществляется путем оформления соответствующего договора соцпартнерства.
Договор о социальном партнерстве образовательного учреждения составляется с учетом норм ГК РФ и включает все перечисленные выше основные разделы.
Сторонами социального партнерства являются обычно работники и их работодатель. Однако возможно взаимодействие групп этих лиц и присоединение к ним третьей стороны, в качестве которой выступает государство. Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений сторон при социальном партнерстве по ТК РФ.
Трудовое законодательство о социальном партнерстве
Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ). Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч. за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.
Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):
К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:
О роли государства в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами
Итак, сторонами социального партнерства являются:
На чем же базируются отношения при социальном партнерстве по ТК РФ? Принципы их изложены в ст. 24 ТК РФ и определены как наличие у сторон:
Для участия в непосредственной работе органа, обычно создаваемого при соцпартнерстве (комиссии), каждой из сторон необходимо направить туда своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Эти полномочия могут устанавливаться:
Формы, в которых происходит взаимодействие сторон при соцпартнерстве, перечислены в ст. 27 ТК РФ. Они предусматривают возможность:
Стороны при таких взаимодействиях фактически выполняют такие процедуры:
При этом законодательство не ограничивает формы возможных действий и не делает их обязательными. То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ наиболее подходящего им взаимодействия.
Кто выступает со стороны работников?
Представителями со стороны работников могут быть органы:
Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем. При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов. Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.
В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):
Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:
Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.
Определение представителей работодателя
На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:
Интересы работодателя могут также представлять:
При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):
На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).
Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.
Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):
Роль государства в соцпартнерстве
Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:
Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.
Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах
Основным и наиболее распространенным документом, формируемым при соцпартнерстве, является коллективный договор (ст. 27 ТК РФ). Он позволяет установить ряд правил взаимодействия между работодателем и работником, дополняющих правила трудового законодательства и направленных на улучшение положения работников (ст. 41 ТК РФ). Колдоговор может создаваться как для конкретного работодателя, так и в целом по отрасли, в которой он работает, или по отдельности для каждого из его обособленных подразделений.
Объем, содержание, форму, состав приложений договора социальные партнеры определяют самостоятельно. Наиболее часто в нем находят отражение (ст. 41 ТК РФ) положения:
О том, будет ли необходима замена колдоговора при смене собственника, читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.
Добавить в «Нужное»
Социальное партнерство в сфере труда
В Трудовом кодексе социальному партнерству отведен целый раздел (раздел II ТК РФ). Однако мало кто знает, что же такое социальное партнерство в сфере труда. Об этом партнерстве мы расскажем в нашей консультации.
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Стороны социального партнерства
Как становится уже понятно из определения социального партнерства, сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (ст. 29, 31 ТК РФ).
По общему правилу представителями работодателя могут выступать руководитель организации, ИП-работодатель, объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Более подробно о представителях работников и о представителях работодателей мы расскажем ниже.
Что же касается органов государственной власти и органов местного самоуправления, то они являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они сами выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 25 ТК РФ). Например, федеральным органам исполнительной власти дано право представлять работодателей — подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых/межотраслевых соглашений на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500).
Принципы социального партнерства
К основным принципам социального партнерства относятся (ст. 24 ТК РФ):
Уровни социального партнерства
Трудовым кодексом установлено 6 уровней социального партнерства (ст. 26 ТК РФ):
Формы социального партнерства в сфере труда
Существуют следующие формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):
Представители работников
Разобраться с тем, кто и когда является представителем работников, поможет наша таблица.
Стоит отметить, что в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ст. 30 ТК РФ), а в некоторых случаях — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Работники, которые не являются членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, которые установлены данной первичной профсоюзной организацией.
Если работники конкретного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более 50% работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, работники могут выбрать иного представителя (представительный орган) из числа работников путем тайного голосования, проведенного на общем собрании работников (ст. 31 ТК РФ). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Важным моментом является то, что в обязанности работодателя входит создание условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).
Представители работодателей
Кто и в каких случаях может выступать представителем работодателя, покажем в таблице.
Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ):
Органы социального партнерства
На всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). Такие комиссии нужны:
Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В регионах могут образовываться трехсторонние комиссии, которые ведут деятельность в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с региональными законами, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом/межотраслевом уровне могут образовываться отраслевые/межотраслевые комиссии. Такие комиссии, кстати, могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы госвласти, региональные органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать в установленном порядке условия для участия соответствующих комиссий (профсоюзов и объединений работодателей, если на соответствующем уровне социального партнерства такие комиссии не образованы) в разработке обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других актов органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).
Проекты трудовых законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются органами власти, принимающими указанные акты, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Решения комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов) по направленным им проектам в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Ответственность сторон социального партнерства
Представители сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора/соглашения или которые неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора/соглашения, наказываются штрафом (ст. 54 ТК РФ, ст. 5.28, 5.30
Так, например, штраф за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора/соглашения составляет от 1000 до 3000 рублей.
Также штраф грозит лицам, виновным в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. В этом случае штраф тоже составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29
Кроме того, штрафу подвергаются представители работников или представители работодателя, которые виновны в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором/соглашением (ст. 55 ТК РФ). За это нарушение штраф составляет от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31
государственной
власти и органов местного самоуправления
в
системе социального партнерства
1.
Сторонами социального партнерства
являются работники
и работодатели
(ст.
25 ТК). Они
заключают коллективные договоры и
соглашения, создают органы социального
партнерства, принимают на себя
обязательства, их интересы подлежат
согласованию.
Стороны социального
партнерства — работники и работодатели
— не могут действовать иначе, чем через
своих представителей. В связи с этим
законодатель включил в содержание
Кодекса специальную главу,
определяющую круг представителей сторон
и их правовое положение.
1.1.
Представителем работодателя — юридического
лица — названы руководитель
организации или
уполномоченные им
лица. В том случае,
когда работодателем является индивидуальный
предприниматель, он представляет свои
интересы самостоятельно (лично) или
через уполномоченных лиц.
Руководитель организации
в соответствии с ч.
6 ст. 20 ТК
осуществляет права и обязанности
работодателя в трудовых отношениях,
т.е. действует от его имени. От имени
организации в трудовых отношениях может
выступать не только руководитель
(единоличный исполнительный орган
организации), но и другие органы управления
(например, правление или совет директоров),
а также специально уполномоченные
должностные лица. Определяется это
учредительными документами организации
или локальными нормативными актами.
Надо учитывать также
возможность передачи полномочий
исполнительного органа общества
управляющей организации или управляющему
(ст.
69 Закона
об акционерных обществах;
ст.
42 Закона
об обществах с ограниченной
ответственностью).
Управляющая организация
или управляющий (индивидуальный
предприниматель) будут действовать от
имени общества, в том числе и при
осуществлении социального партнерства,
если иное не предусмотрено уставом.
В последние годы становится
актуальным еще один вид представительства.
В случае признания организации банкротом
и открытия конкурсного производства
или введения внешнего управления
трудовые отношения с руководителем
организации-должника прекращаются.
Управление делами должника возлагается
на внешнего управляющего или конкурсного
управляющего (ст.
ст. 94, 129
Закона о банкротстве).
Соответственно внешний
управляющий или конкурсный управляющий
представляют интересы работодателя
при заключении либо изменении коллективного
договора, реализации права работников
на участие в управлении организацией.
Такой вид представительства
актуален скорее не для заключения
коллективного договора, а для его
изменения или обеспечения права
работников на участие в управлении
организацией.
При заключении коллективного
договора в обособленном структурном
подразделении представительство
интересов работодателя осуществляется
обычно по доверенности (в соответствии
с приказом руководителя или уставом
организации) руководителем соответствующего
обособленного структурного подразделения,
который действует от имени юридического
лица. Однако в соответствии со ст.
40 ТК представлять
интересы работодателя в этом случае
может и иное лицо.
Руководитель организации
от имени работодателя имеет право
принимать решения, подписывать
коллективный договор. Это не исключает
возможности делегирования им части
полномочий другим лицам, привлечения
к участию в коллективных переговорах
специалистов, руководителей структурных
подразделений и т.п. Эти лица ведут
коллективные переговоры, представляя
интересы работодателя, но не принимают
окончательных решений и не подписывают
коллективный договор.
1.2.
При участии в механизме социального
партнерства на федеральном, региональном,
территориальном и отраслевом уровнях
работодателей представляют соответствующие
объединения.
Объединением работодателей
признается некоммерческая организация,
объединяющая на добровольной основе
работодателей для представительства
интересов и защиты прав своих членов
во взаимоотношениях с профсоюзами,
органами государственной власти и
органами местного самоуправления.
Объединения работодателей
могут создаваться по территориальному
(региональному, межрегиональному),
отраслевому, межотраслевому,
территориально-отраслевому признакам
(ст.
4 Закона
об объединениях работодателей).
Закон называет следующие виды
объединений работодателей:
— общероссийское отраслевое
(межотраслевое) объединение работодателей;
— межрегиональное
(отраслевое, межотраслевое) объединение
работодателей;
— региональное объединение
работодателей;
— региональное отраслевое
объединение работодателей;
— территориальное
объединение работодателей;
— территориальное
отраслевое объединение работодателей.
Для взаимодействия
социальных партнеров на самом высоком
уровне (образование РТК, заключение
генерального соглашения и т.п.) выделяется
особый вид объединения работодателей
— общероссийское. Оно создается на
добровольной основе общероссийскими
отраслевыми (межотраслевыми), региональными
(межрегиональными) объединениями
работодателей и осуществляет свою
деятельность на территориях более
половины субъектов РФ.
Объединения работодателей
осуществляют свою деятельность независимо
от органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
профессиональных союзов и их объединений,
политических партий и движений, других
общественных организаций (объединений).
Вмешательство органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и их должностных лиц в
деятельность объединений работодателей,
которое может повлечь за собой ограничение
прав объединений работодателей,
запрещается (ст.
6 указанного
Закона).
Объединения работодателей
участвуют в коллективных переговорах,
проводимых на уровне региона, отрасли,
территории, а также на федеральном
уровне при заключении или изменении
соглашений. Они представляют интересы
своих членов при формировании и
осуществлении деятельности комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений, которые выступают в качестве
органов социального партнерства (ст.
35 ТК). Они же
от имени работодателей принимают участие
в разрешении коллективных трудовых
споров интересов, т.е. споров, возникших
при заключении или изменении соглашений
(ст.
ст. 398 — 408
ТК).
Статья
13 Закона
об объединениях работодателей
предусматривает и другие права
объединений, в
частности право:
— формировать согласованную
позицию членов объединения работодателей
по вопросам регулирования общественных
отношений, отнесенных к предмету
трудового права, и отстаивать ее во
взаимоотношениях с профессиональными
союзами и их объединениями, органами
государственной власти, органами
местного самоуправления;
— вносить в установленном
порядке предложения о принятии законов
и иных нормативных правовых актов,
регулирующих трудовые отношения и
затрагивающих права и законные интересы
работодателей, участвовать в их
разработке;
— принимать в установленном
порядке участие в реализации мер по
обеспечению занятости населения;
— проводить консультации
(переговоры) с профессиональными союзами
и их объединениями, органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления
по основным направлениям
социально-экономической политики.
Объединение работодателей,
будучи некоммерческой организацией,
не отвечает по обязательствам своих
членов. Не может оно и гарантировать
выполнение работодателями принятых на
себя обязательств. Объединение
работодателей осуществляет лишь
представительские функции, правовые
последствия его действий наступают для
членов объединения. Этот принцип находит
подтверждение и в правилах определения
сферы действия соглашений (ст.
48 ТК), поэтому
объединение работодателей не может
участвовать в разрешении спора права
— разногласий по поводу невыполнения
соглашений.
1.3.
Интересы государственных и муниципальных
предприятий в системе социального
партнерства также представляют
объединения работодателей, а вот
государственные и муниципальные
учреждения и другие организации,
финансируемые из бюджета, могут быть
представлены соответствующими
федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
иными государственными органами,
органами местного самоуправления (ст.
34 ТК).
На практике интересы
государственных учреждений обычно
представляет государственный орган
отраслевого управления — министерство.
Органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления
могут быть уполномочены на представительство
законодательством, например законом,
определяющим особенности хозяйствования
в той или иной сфере, или специальным
решением работодателей.
Все представители
работодателей в системе социального
партнерства обладают равными правами
по участию в коллективных переговорах,
заключению соглашений от имени
представляемых, однако при формировании
постоянно действующих трехсторонних
комиссий участвуют только объединения
работодателей (ст.
35 ТК).
Следовательно, именно они могут принимать
участие в консультациях, получать
информацию, направлять предложения о
принятии законов и т.п.
По сложившейся практике
в региональные трехсторонние комиссии
также входят объединения работодателей,
а не иные представительные органы. Это
нашло отражение в ряде законов субъектов
РФ. Кстати, ч.
3 ст. 35 ТК прямо
предусматривает, что деятельность
региональных комиссий осуществляется
в соответствии с законами субъектов
РФ. Таким образом, полномочия органов
исполнительной власти или органов
местного самоуправления, представляющих
интересы работодателей, по участию в
деятельности трехсторонних органов на
уровне субъектов РФ определяются в
конечном счете региональным
законодательством.
Об участии указанных
представительных органов в деятельности
территориальных трехсторонних и
отраслевых комиссий Трудовой кодекс
не упоминает. Очевидно, этот вопрос
должен решаться в положениях о
соответствующих комиссиях.
1.4.
Основными представителями работников
выступают профсоюзы
и их объединения, профсоюзные организации.
Профсоюзные организации
и профсоюзы действуют через свои органы.
В соответствии с Законом
о профсоюзах это
органы, образованные в соответствии с
уставом профсоюза, объединения
(ассоциации) профсоюзов или положением
о первичной профсоюзной организации
(ст.
3). Органом
профессионального союза может быть и
профсоюзный представитель (доверенное
лицо) — профорганизатор, профгрупорг,
руководитель профсоюза, объединения
(ассоциации) профсоюзов, профсоюзного
органа или другое лицо, уполномоченное
на представительство уставом профсоюза,
объединения (ассоциации) профсоюзов,
положением о первичной профсоюзной
организации или решением профсоюзного
органа.
На федеральном,
региональном, территориальном и
отраслевом уровнях при заключении
соответствующих соглашений, проведении
консультаций и согласовании направлений
социально-экономической политики
работников представляют только
профессиональные союзы, их территориальные
организации, объединения профсоюзов
(региональные, общероссийские).
1.5.
Для взаимодействия на
федеральном уровне
по согласованию основных направлений
социально-экономической политики,
заключению генерального соглашения,
организации работы РТК создаются
общероссийские
объединения профсоюзов.
В соответствии со ст.
3 Закона
о профсоюзах
общероссийским объединением (ассоциацией)
профсоюзов признается добровольное
объединение общероссийских профсоюзов,
территориальных объединений (ассоциаций)
организаций профсоюзов, действующее
на всей территории РФ или на территориях
более половины субъектов РФ.
Общероссийское объединение
профсоюзов создается добровольно на
основе учредительного договора и устава.
В уставе должны быть указаны наименование,
цели и задачи объединения, состав
участников, территория, в пределах
которой оно осуществляет свою деятельность,
порядок образования профсоюзных органов
и их компетенция и др.
1.6.
Интересы работников организации при
осуществлении социального партнерства,
как правило, представляет первичная
профсоюзная организация.
Как указано в ст.
30 ТК, первичные
профсоюзные организации и их органы
представляют в социальном партнерстве
на локальном уровне интересы работников
данного работодателя, являющихся членами
соответствующих профсоюзов. Это общее
правило.
Однако законодатель
устанавливает и исключения: в некоторых
случаях первичная профсоюзная организация
представляет интересы всех работников
данного работодателя независимо от их
членства в профсоюзах. Статья 37 ТК
предусматривает три случая, когда
профсоюзные организации (созданный ими
единый представительный орган) выступают
в коллективных переговорах от имени
всех работников данного работодателя:
1) когда в организации
(у индивидуального предпринимателя)
действует первичная профсоюзная
организация, объединяющая более половины
работников (ч.
3);
2) когда две первичные
профсоюзные организации или более,
объединяющие в совокупности более
половины работников данного работодателя,
создали единый представительный орган
(ч.
2);
3) когда на общем собрании
(конференции) работников избрана
первичная профсоюзная организация,
которой поручено вступить в коллективные
переговоры от имени всех работников
(ч.
4).
При этом передача
первичной профсоюзной организации
полномочий от имени работников, не
являющихся членами профсоюза, не
производится. В указанных случаях
профсоюз осуществляет представительство
всех работников независимо от членства
в профсоюзе в силу прямого указания
закона.
Трудовой кодекс
предусматривает возможность
представительства профсоюзами работников,
не состоящих членами соответствующих
организаций, только для проведения
коллективных переговоров, заключения
или изменения коллективного договора,
разрешения коллективных трудовых
споров. Представительство первичными
профсоюзными организациями всех
работников организации (индивидуального
предпринимателя) в иных формах социального
партнерства Трудовым кодексом
не предусмотрено, что отличается от
ранее действовавших правил.
Это недостаток действующего
законодательства, однако он может быть
исправлен в коллективном договоре либо
соглашении.
1.7.
В тех случаях, когда работники данного
работодателя не объединены в какие-либо
первичные профсоюзные организации,
допускается создание на общем собрании
(конференции) работников иного
представителя (представительного
органа). Такой
орган (представитель) избирается тайным
голосованием из числа работников
организации (индивидуального
предпринимателя).
Такие же правила действуют
в том случае, когда ни одна из имеющихся
первичных профсоюзных организаций не
объединяет более половины работников
данного работодателя и не уполномочена
общим собранием (конференцией) представлять
интересы всех работников при проведении
коллективных переговоров.
По смыслу ч.
1 ст. 31 ТК
представителем работников при отсутствии
первичной профсоюзной организации либо
ее малочисленности может выступать как
представительный орган, так и специально
избранные работники-представители.
Решение этого вопроса, а также вопросов
о составе представительного органа,
его наименовании, сроке полномочий и
т.п. отнесено к компетенции общего
собрания (конференции).
Очевидно, в крупных
организациях приоритет будет отдаваться
созданию представительных органов,
действующих на постоянной основе. Для
представительства небольших коллективов,
видимо, достаточно избрания одного или
нескольких представителей.
Это положение международного
трудового права воспринято российским
законодательством: наличие иного
представителя не может являться
препятствием для осуществления
профсоюзной организацией своих полномочий
(ч.
2 ст. 31 ТК).
Статья
16 Закона
о профсоюзах
провозглашает сотрудничество принципом
отношений между профсоюзами, первичными
профсоюзными организациями и их органами
и другими представительными органами
работников. Профсоюзы имеют право
выдвигать кандидатуры своих представителей
для избрания в иные представительные
органы организации (п.
2 ст. 16 Закона).
Работодатель несет
соответствующие обязанности по созданию
условий, обеспечивающих деятельность
представителей работников (ст.
32 ТК). В
соответствии со ст.
377 ТК работодатель
обязан безвозмездно предоставлять
выборным профсоюзным органам помещение
для проведения собраний (конференций),
предоставить возможность размещения
информации и т.п. Аналогичное положение
содержится в ст.
28 Закона
о профсоюзах.
Конкретные обязательства работодателя
могут устанавливаться в коллективных
договорах, соглашениях.
Аналогичные условия
должны создаваться для избранных
представителей работников (представительного
органа) в случае отсутствия или
малочисленности первичной профсоюзной
организации.