ПРОЦЕДУРА НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»

Приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ от 31.05.2019 № 345н, №372н «Об утверждении положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи»

Приказ Минтруда России от 21.06.2019 № 435н «Об утверждении формы сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы»

Приказ Минтруда России от 28.11.2019 № 742н «Об утверждении порядка установления причин инвалидности»

Приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ от 10.06.2021 № 402н/631н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы»

Приказ Минздрава РФ от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом»

Приказ Минтруда России от 27.08.2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказ Минтруда России от 16.02.2023 № 90 «Об утверждении разъяснения о порядке установления причин инвалидности»

В
начале данного пособия необходимо
рассмотреть подробнее суть и содержание
понятий «этика»
и «деонтология»
и области их приложения к сфере
профессиональной деятельности
специалистов, обеспечивающих оказание
гражданам Российской Федерации
государственной услуги по проведению
медико-социальной экспертизы.

Возникновение
понятия «этика»
как
области научного знания исторически
обусловлено потребностью человека в
структурировании и регулировании
социального поведения в соответствии
с имеющимися нравственными нормами и
канонами, присущими обществу в текущий
момент времени.

По
определению А. В. Разина (2006), этика
(греч.
ethiká, от ethikós — касающийся нравственности,
выражающий нравственные убеждения,
ethos — привычка, обыкновение, нрав)-
философская наука, объектом изучения
которой является мораль и нравственность
как форма общественного сознания, как
одна из важнейших сторон жизнедеятельности
человека, специфическое явление
общественно-исторической жизни.1

Объектом
научного исследования этика стала в
результате формирования системы
философских знаний о морали как сфере
общественно-социальной жизни, реализуемой
в соответствии с определенными нормами
и ценностями, регулирующими поведение
людей. Основными категориями,
в которых этика как наука раскрывает
сущность морали
и моральной деятельности человека,
традиционно являлись следующие:
добро и зло, совесть, честь, ответственность,
самопожертвование идолг.

В
преломлении к профессиональной
деятельности человека принято оперировать
термином «профессиональная
этика»,
который очерчивает совокупность
морально-этических и нравственных норм
и модель поведения специалиста в
соответствующей профессиональной
сфере. Профессиональная, или так
называемая деловая этика призвана
регулировать деятельность специалиста
в сфере служебных отношений, в том числе
к субъектам своего труда.2

Позже,
в результате потребности морально-нормативного
структурирования профессиональной
деятельности в узко специализированных
трудовых сферах, родился термин
«деонтология»,
который впервые был предложен английским
философом Бентамом (J. Bentham) в 19 веке, в
философском контексте, применительно
к теории нравственности.

В
приложении к медицинской практике
современные литературные источники
определяют данный термин как наиболее
актуальную проблему медицинской этики
вообще, и в ее прикладном значении к
специализированной деятельности врача
в частности, характеризующую и очерчивающую
нравственно-моральные координаты и
границы специфики его профессиональных
действий и поступков.

Действительно,
невозможно представить себе профессиональную
деятельность таких врачей как психиатр,
психотерапевт (работающих с тяжелыми
психическими патологиями), онколог
(взаимодействующий с умирающим больным,
а также его родственниками), или хирург,
например, трансплантолог (решающий
проблему трансплантации органа одного
человека другому), без соблюдения
деонтологических принципов, нарушающих
общечеловеческие морально-этические
нормы в угоду личным (не всегда
гуманистичным) потребностям и мотивам.

Врачебная
этика в последнее время стала серьезным
объектом для общественного обсуждения
в виду участившихся случаев ее низкого
уровня (либо отсутствия вообще).

К
сожалению, данное явление можно наблюдать
и в учреждениях медико-социальной
экспертизы, что подтверждают проводимые
за последнее время исследования и анализ
жалоб граждан в субъектах РФ и в ФГУ ФБ
МСЭ Минтруда России.

Очевидно,
что субъективная оценка гражданами
качества предоставления услугимедико-социальной
экспертизы, свидетельствует о значительных
недоработках на местах и необходимости
срочной корректировки сложившейся
ситуации, влияющей на формирование
негативного общественного мнения о
службе медико-социальной экспертизы в
целом. Однако, также очевидно, что целевая
аудитория, которой оказывается
государственная услуга по проведению
медико-социальной экспертизы, является
одной из наиболее сложных в психологическом
смысле.

Данная
ситуация обусловлена множественной
взаимосвязью социально-экономических,
социально-бытовых и индивидуально-психологических
факторов, формирующих высокий уровень
эмоциональной напряженности людей,
которые нуждаются в социальной поддержке
на государственном уровне. Учитывая
сложный в психологическом смысле
контингент, обращающийсяв учреждения
медико-социальной экспертизы, и требование
времени, акцентирующее внимание всей
социальной общественности и профессиональных
сообществ, на повышении уровня оказываемых
гражданам социальных услуг и
совершенствовании социальной политики
в целом, необходимость освоения данной
области знаний и их внедрение в поле
практической деятельности специалистов
медико-социальной экспертизы очевидны.

Основными
«мишенями» коррекции существующей
ситуации, порождающей неудовлетворенность
граждан, может быть недостаточная
компетентность специалистов, как в
области медико-социальной экспертизы,
так и в области социально-психологических
взаимодействий с гражданами, которые
обращаются в учреждения МСЭ за
установлением инвалидности.

Важным
для понимания моментом в определении
причины недовольства граждан, является
именно тот факт, что разделение этих
двух составляющих профессиональной
компетентности (и знаний по МСЭ, и
психосоциальных знаний) практически
невозможно! Объясняется это тем, что в
экспертной процедуре ее участники —
«специалист» и «освидетельствуемый»
взаимодействуют целостно, применяя всю
совокупность знаний, умений и навыков,
привнося в контакт свои
индивидуально-психологические
особенности. Необходимо отметить, что
обучение всех специалистов на циклах
повышения квалификации (что означает
повышение уровня профессиональной
подготовки помедико-социальной
экспертизе) осуществляется непрерывно.
И здесь ситуация, что называется «под
контролем».

В
отношении обучения специалистов основам
деонтологической этики в приломлении
к узкоспециализированной и достаточно
молодой специальности «медико-социальная
экспертиза», ситуация не однозначная
и пока ограничивается лишь единичными
случаями затрагивания данных вопросов
в статьях и на отраслевых научно-практических
конференциях (Шабалина Н. Б. 2010, Науменко
Л. Л., 2011; Морозова Е. В., 2011, 2012, 2013).

В
приложении к экспертной практике
известные разработки, в основном,
посвящены профессиональной деятельности
судмедэкспертов, специфика деятельности
которых (а значит и специфика этических
аспектов) лишь отчасти, может быть
экстраполирована на медико-социальную
экспертизу.

Изложенное,
обусловливает необходимость создания
четких векторов, очерчивающих предмет
деонтологической проблематики в практике
специалистов учреждений медико-социальной
экспертизы, который по нашему мнению
должен
касаться:


морально-этических аспектов взаимоотношений
специалистов, участвующих в оказании
государственной услуги по медико-социальной
экспертизе и граждан, обращающихся в
государственные учреждения медико-социальной
экспертизы;


морально-этических аспектов взаимоотношений
между специалистами учреждений
медико-социальной экспертизы и
родственниками граждан, обращающихся
в службу медико-социальной экспертизы;


морально-этических аспектов допущения
экспертных ошибок, возникающих в ходе
проведения процедуры медико-социальной
экспертизы, влекущих за собой ущемление
прав больных и инвалидов;


морально-этических аспектов ятрогений
(высказываний и действий специалистов,
влекущих за собой эмоционально-разрушающие
последствия для человека);


морально-этических аспектов
межпрофессиональных взаимодействий в
коллективе специалистов учреждений
службы медико-социальной экспертизы.

Выше
очерченные области изучения согласуются
с общедисциплинарными деонтологическими
принципами и кодексами, декларируемыми
международным медицинским сообществом,
и полностью отвечают современным
общественно-политическим тенденциям,
направленным на преодоление формального,
антигуманного отношения к лицам с
ограниченными возможностями здоровья
и инвалидам.

Исходя
из очерченного круга вопросов, для
повышения качества предоставления
государственной услуги по медико-социальной
экспертизе, в пособии предусмотрено
рассмотрение проблем этики и деонтологии,
в их прикладном применении к профессиональной
деятельности специалистов с учетом
психологии личности больного, личностных
и профессиональных факторов специалистов,
а также специфических психосоциальных
факторов организации и ведения процедуры
медико-социальной экспертизы с
деонтологических позиций.

Ключевые
проблемы, существующей неудовлетворительной
ситуации, обусловленной недовольством
граждан качеством оказания государственной
услуги по медико-социальной экспертизе
лежат в плоскости:


сниженного
уровня психологической компетентности
специалистов, включая
(знания психосоциальных аспектов
инвалидности и психологии личности;
знания психологических аспектов
экспертной процедуры, правил эффективной
коммуникации и бесконфликтного общения,
умения эффективного изложения информации
и вопросовформирования имиджа специалиста
учреждения медико-социальной экспертизы).

-индивидуально-психологических
(личностных) аспектов специалистов
(включая
обладание профессионально значимыми
для эффективной деятельности
операциональными и личностными
характеристиками; высокие
интеллектуально-когнитивные способности,
осознанность мотивации профессиональной
деятельности информированность
профессиональной идентичности
врача-эксперта /специалиста учреждения
медико-социальной экспертизы/,
стрессойстойчивость, владение навыками
психоэмоциональной саморегуляции,
профилактики и коррекции стресса и
эмоционального выгорания).


организационно-управленческих
аспектов,
включая (знание психологических
особенностей организации процедуры,
навык подбора специалистов и формирования
«экспертной команды»; создание эффективной
культуры организации окружающего
пространства, влияющегона психоэмоциональное
состояние человека, обеспечение
мониторинга эффективности деятельности
специалистов с учетом соблюдения
этико-деонтологических принципов
процедуры медико-социальной экспертизы).

Таким
образом, основной целью данного
методического пособия является:
ознакомление со спецификой деонтологической
проблематики, уже работающих в
медико-социальной экспертизе специалистов
(врачей экспертов, психологов, специалистов
по социальной работе и среднего
медицинского персонала), формирование
у них высокоморального сознания и
профессионального поведения,
обеспечивающего качественное оказание
государственной услуги по медико-социальной
экспертизе, приобщение их к нравственным
традициям отечественной медицины и
психологического знания в ракурсе
целостного рассмотрения нужд и
потребностей каждого конкретного
человека, в его взаимосвязи с социумом.

Обозначив
основные ключевые направления в изучении
вопросов этики, деонтологии и тактики
бесконфликтного общения и поведения в
профессиональной деятельности
специалистов учреждений медико-социальной
экспертизы, в дальнейших главах и
параграфах подробнее остановимся на
каждом из них.

Оцените статью
Минтруд России