«Открытое правительство» отчиталось о проделанной работе. Что дал этот институт россиянам?
Весной 2012 года известие об образовании невиданного для России «Открытого правительства», да еще и возглавляемого успешным предпринимателем и долларовым миллиардером Михаилом Абызовым (главой совета директоров групп RU-COM и «Е4»), оставившим столь выгодное поприще ради того, чтобы стать «министром без портфеля», наделало много шума. Планов было громадье. Денег потребовалось тоже немало: только вступив в должность, Абызов запросил миллиард рублей на проведение необходимых научных и социологических изысканий.
Меры по обеспечению работы экономики в условиях частичной мобилизации
Меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Росгидромета Игорем Шумаковым
Встреча Михаила Мишустина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Пекин, КНР
28-я регулярная встреча глав правительств России и Китая. Пекин, КНР
Меры по повышению устойчивости экономики в условиях санкций
ставка по семейной ипотеке до 1 июля 2024 года
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ IT-КОМПАНИЙ
прожиточного минимума на детей от 8 до 17 лет
2022 — 2024
МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА
при трудоустройстве безработных и молодёжи
Правительство выделило ещё почти 3,3 млрд рублей на поддержку аэропортов на юге и в центре России
Правительство выделило более 7,5 млрд рублей на поддержку промышленных предприятий
Правительство направит дополнительное финансирование на развитие предприятий энергетики и ЖКХ в ряде регионов
Юрий Трутнев: На Дальнем Востоке началось заселение первых домов по программе доступного арендного жилья
Правительство направит финансирование на оказание услуг представителям производственного бизнеса
Правительство направит более 2,5 млрд рублей на строительство и модернизацию дорожной инфраструктуры в регионах
Министерства и ведомстваСоветы и комиссии
Председатель Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства
Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с представителями гражданского общества, общественными объединениями и предпринимательским сообществом в сфере формирования и функционирования системы «Открытое правительство».
С О С Т А В
(в ред. распоряжения от 15 апреля 2013 г. №613-р)
Медведев Д. А. — Председатель Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)
Абызов М. А. — Министр Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)
Алексашенко С. В. — директор по макроэкономическим исследованиям федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Белоусов А. Р. — Министр экономического развития Российской Федерации
Волошин А. С. — руководитель рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (по согласованию)
Воробьёв А. Ю.- временно исполняющий обязанности губернатора Московской области (по согласованию)
Галушка А. С. — президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (по согласованию)
Гуриев С. М. — ректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская экономическая школа» (институт) (по согласованию)
Дворкович А. В. — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Добродеев О. Б. — генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Карачинский А. М. — председатель управляющего совета общества с ограниченной ответственностью «ИБС Экспертиза» (по согласованию)
Кириенко С. В. — генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Клишас А. А. — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (по согласованию)
Кузьминов Я. И. — ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ливанов Д. В. — Министр образования и науки Российской Федерации
May В. А. — ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Меламед Л. Б. — генеральный директор закрытого акционерного общества «Холдинговая компания «Композит» (по согласованию)
Минниханов Р. Н. — Президент Республики Татарстан
Набиуллина Э. С. — помощник Президента Российской Федерации (по согласованию)
Никитин А. С. — генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)
Никифоров Н. А. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Ослон А. А. — президент Общероссийского общественного фонда «Общественное мнение» (по согласованию)
Панфилова Е. А. — генеральный директор автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (по согласованию)
Плигин В. Н. — председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству (по согласованию)
Рапопорт Б. Я. — директор Департамента Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство» (ответственный секретарь Комиссии)
Скворцова В. И. — Министр здравоохранения Российской Федерации
Слюняев И. Н. — Министр регионального развития Российской Федерации
Собянин С. С. — мэр Москвы
Тимакова Н. А. — пресс-секретарь Председателя Правительства Российской Федерации — заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Титов Б. Ю. — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (по согласованию)
Топилин М. А. — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Удальцов Ю. А. — директор по инновационному развитию открытого акционерного общества «РОСНАНО» (по согласованию)
Федотов М. А. — советник Президента Российской Федерации (по согласованию)
Шапочка Е. Г. — управляющий директор компании «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б. В.» (по согласованию)
Шувалов И. И. — Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Архив: Состав правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства по состоянию на 26 сентября 2012 года
В России закрыли «Открытое правительство»
Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».
Постановление правительства
В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Чем занималась комиссия
Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».
Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.
Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»
Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.
Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов.
Открытое правительство в России
Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.
Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.
В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.
В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».
Причины ликвидации комиссии
Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».
В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».
Андрей Врацкий, CEO eXpress: Просто мессенджер никому не нужен. Важна экосистема
Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.
Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.
«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», — пишет он.
Bei jedem Tierchen Ihre Spielzeuge(У каждой зверюшки свои игрушки — старинная германская поговорка) Это я к тому, что игрушку под названием «Открытое правительство» в России завели совсем даже не зря и далеко не последние люди. И я был немного не прав, указав на то, что заседает г-н Абызов, фактически возглавляющий в составе кабмина это самое министерство «Открытое правительство», где-то на Маросейке: он и в Белом Доме тусуется. Вот, гляньте, видите, там и Дворкович рядом, и Шувалов, и все они очень важные вопросы обсуждают:
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛОИтак, именно семья для г-на Абызова имеет первостепенное значение. Кроме, наверное, двух дорогих автомобилей (Mercedes-Benz SL55AMG и Mercedes-Benz S500), мотоциклов (Harley-Davidson FLSTN и BMW K 1200LT), снегохода (Yamaha SXV 70VT) и вертолёта (ROBINSON44 CLIPPER II). Да, и ещё мотоцикла Ducati. Но ближе к телу всё-таки родная жинка.
, которого на этой фотке нет, конечно. Просто прилепил и всё тут. А сейчас вклею в этот семейный альбом фотокопии документов детей министра Абызова:
у Даниэля взрослый паспорт гражданина Соединённых Штатов.
детские паспорта северо-американских граждан у дочки Зои и младшего сына Никиты
а у жены Е. Сиротенко
Но родился-то он в Советском ещё Союзе. Так какой же он не наш? Какой он американский? Фиг им, ведь вот же — Михаил Анатольевич Абызов родился 3 июня 1972 года в г. Минске Белорусской ССР. В 2000 году окончил Московский государственный открытый педагогический университет. Трудовую деятельность начал в 1989 году.
Но вот дальше произошёл какой-то сдвиг или поворот или ещё какая-то фигня случилась:
С 1993 года занимал руководящие посты в ряде компаний топливно-энергетического комплекса, в том числе являлся заместителем председателя совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго». С 1998 года — член правления и начальник департамента инвестиционной политики РАО «ЕЭС России».1999 — 2004 гг. — заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России». В 2004 году в связи с изменением организационной структуры РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов был назначен членом правления РАО и управляющим директором Бизнес-единицы Ч1.
Ну это когда подпадаешь под влиянием Рыжей Бестии, то обязательно чего-то случается!
2005 — 2008 гг. — генеральный директор ООО «УК «Кузбассразрезуголь».2006 — 2012 гг. — председатель совета директоров ООО «RU-COM». В 2011 году был инициатором создания и координировал работу Общественного комитета сторонников президента РФ Дмитрия Медведева.
А вот тут уж у кого хочешь сдвиг и поворот одновременно произойдёт, да ещё с каким креном, под каким градусом, эхма: тут тебе и машина с мигалкой
, и в кабинете будешь умное лицо кроить перед фотокором каким-нибудь
, и аж с целым президентом Татарстана будешь сидеть рядом
, и эх с какими людьми будешь на театральные премьеры чапать
А с января 2012 года — Михаил Абызов сделался советником президента РФ (его основными обязанностями являлись координация работы открытого правительства, выработка механизмов его взаимодействия с государственными органами). С февраля 2012 года — заместитель председателя рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». С 21 мая 2012 год — министр по связям с открытым правительством. Является членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
Абызов занимал 76-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов-политиков России 2011 года по версии журнала Forbes, который оценивает его состояние в 1,2 миллиарда долларов.
Всё же так просто: встал на ножки и потопал по дорожке. Главное, чтоб в нужном направлении топать.
А вы знаете, что тоже можете в том же направлении потопать? Да запросто, не надо выпучивать глазки! В Государственное казённое учреждение «Московский центр «Открытое правительство» требуется модератор. http://ryazan.hh.ru/vacancy/10699702 Тут объявление, размещённое 11 июня 2015-го. А вдруг это птица счастья вам сейчас нагадила на макушку?
Сперва надо понять, что такое «Открытое правительство»?
А это он по какому поводу так мог бы возмутиться? А в январе 2015-го стало известно, что Альфа-банк подал заявление на руководство компании Группы Е4, которую возглавлял министр по делам открытого правительства Михаил Абызов. Сумма задолженности организации перед банком составляет около 11 млрд рублей. Альфа-банк подал заявление в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУБЭП). А ведь само «Открытое правительство» должно бороться из всех сил с коррупцией.
Представитель «Е4» сообщил пронырливым журналистам, что группа ведёт с Альфа-банком переговоры о реструктуризации кредита. Он отметил, что правоохранительные органы в компанию не обращались и, что причины для этого отсутствуют. А представитель самого Абызова также напомнил, что при переходе на госслужбу в 2012 году Абызов передал все активы в доверительное управление и их нынешнее состояние не комментирует. Но опять же в январе министра Абызова заподозрили в том, что он, желая спасти «Е4″, способствовал девальвации рубля. Такое предположение высказал «Независимой газете» доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. Он предположил, что на полученные кредиты «Е4″ закупила валюту, чтобы сыграть на колебаниях курса. Ранее звучали сведения, что Абызов владеет активами в британской угольной компании Powerfuel и в американских сланцевых разработках. Спецслужбы РФ должны расследовать эту ситуацию, уверен Кричевский.
Напомню, первое заседание рабочей группы состоялось 9 февраля этого года и сразу ознаменовалось скандалом, так как на обсуждение инициативы не были допущены основатель Фонда борьбы с коррупцией Алесей Навальный и представители прессы, в частности, журналисты «Слона» и телеканала «Дождь». Инициатива Фонда борьбы с коррупцией касается введения уголовной ответственности «за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах». Её обсуждение связано с тем, что проект собрал 100 тыс. подписей на сайте «Российской общественной инициативы». Документ предлагает распространить юрисдикцию России на статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в Уголовный кодекс РФ новый состав преступления «Незаконное обогащение» в отношении лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах. Уголовное дело возбуждается в том случае, если госслужащий не может объяснить или скрывает происхождение средств или имущества от государственных органов и общества. Данные антикоррупционные нормы будут распространяться не только на чиновников, но и на руководство госкорпораций.
А вы чиновников спросили, они хотят, чтобы на них какие-то нормы распространялись?
Замминистра МВД Игорь Зубов на заседаниях экспертной рабочей группы «Открытого правительства» отчебучивал такое: заявил сперва, что призывы бороться с коррупцией – это одна из причин оранжевых революций, а потом сказал, что те 100 тысяч россиян, которые выступили за уголовную ответственность незаконно обогащающихся чиновников, – это какие-то троянские кони.
Замминистра Зубов – типичный «клиент» этой законодательной инициативы, у которого жена предприниматель, куча машин непонятного происхождения и маленькая зарплата. Конечно, он выступает против.
ВСЁ ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНО“Открытое правительство” – это способ легализации прозападных экспертов и НПО и официального включения их в процесс принятия политических решений. И это не шуточки никакие.
Россия удумала в 2012-ом вступить в международное партнерство “Открытое правительство”, разработанное советом по национальной безопасности США, которое превращало на бумаге и фактически само российское правительство в механизм для реализации западных интересов в стране и фиксировало бы частичную потерю суверенитета.
“Открытое общество” Джорджа Сороса было выставлено из страны, “Открытая Россия” Михаила Ходорковского прекратила своё существование после отбытия основателя в места лишения свободы – но были-таки они отомщены с избытком: сам президент Медведев занялся созданием “Открытого правительства”.
“Открытый” на вашингтонском языке значит открытый для американского влияния. Кроме того, Россия запланировала присоединиться к так называемому Международному партнёрству «Открытое правительство».
«Я единственное, в чём хотел бы разобраться все-таки – нам как к этой инициативе присоединяться, там какой-то сложный механизм или достаточно просто поручения президента?» – спрашивал президент Медведев у Михаила Маргелова на встрече со своими сторонниками 6 февраля 2012 г. Маргелов ответил, что достаточно поручения, по которому в организацию будет направлено письмо за подписью главы МИД или его заместителя. « Более того, наш посол в Вашингтоне потом всё это дело выполнит, как только будет указание», – добавил сенатор. « Ладно, давайте займёмся этим», – сказал Медведев.
Тогдашнему российскому Президенту стоило бы разобраться не только в процедуре присоединения, но и в сущности Международного партнёрства «Открытое правительство», известного также как “Американо-бразильская инициатива”. Согласно первоисточнику – сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США, Партнёрство “Открытое правительство” (ПОП) – это “новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления”.
В третьем предложении ситуация проясняется: “ПОП – это механизм для продвижения целей руководства американского Белого дома и Госдепа, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке”.
Что касается процесса вступления в ПОП, тогда Маргелов утаил от Медведева главное.
Помимо поручения президента, государство должно выполнить три начальных условия: 1). подписать Декларацию открытого правительства – международный юридически обязывающий акт; 2). представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3). взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер.
Все обязательства, которые возьмёт на себя правительство, “должны отвечать четырём принципам открытого правительства:
1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.
2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.
3. Подотчётность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”.
В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчёта, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться “независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнёрство также предоставляет членам “механизм связей” (networking) – “подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”.
В госдепартаменте США инициативу ПОП ведёт заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Мария Отеро – “продвижение демократии” это ее зона ответственности.
Автором концепции “открытого правительства” считается Саманта Пауер – которая в 2012 была специальным помощником президента Обамы и главой управления многосторонних отношений и прав человека в совете по национальной безопасности США, а теперь представляет США в ООН.
Пауэр заслужила репутацию “гуманитарного ястреба”: она поборник военных вмешательств по гуманитарным причинам как “моральной обязанности Америки” и считается одним из главных лоббистов военного вмешательства в Ливию. Вашингтон применяет в этом вопросе хорошо отработанную тактику: используя реально существующую проблему – такую, как коррупция, создает истерию в обществе и под предлогом борьбы с ней внедряется в государство-мишень.
Так теракты 11 сентября 2001 года послужили поводом для развязывания “глобальной войны с терроризмом” и обеспечения массированного военного присутствия США от Средней Азии до Африки. Так под предлогом “борьбы с наркотиками” Соединенные Штаты зашли в Центральную Америку и Среднюю Азию: для “содействия” государствам, которые “не могут справиться с проблемой самостоятельно”.
Даже рупор англо-саксонской системы журнал “The Economist” относится к инициативе со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. А когда на брифинге в Доме Трумэна по “Открытому правительству” журналистов попросили не разглашать имена спикеров, а обозначить их как “чиновник госдепартамента №1” и “чиновник госдепартамента №2”, это вызвало шквал насмешек над американским проектом “открытости” .
Стоит помнить также, чего стоила попытка “открыть” американское правительство рядовому Мэннингу, передавшему файлы Викиликс – пыток на допросах и вероятного пожизненного заключения.
В России главными промоутерами вступления в ПОП являлись в 2012-ом, помимо Михаила Маргелова, успешно сдавшего Ливию, помощник тогдашнего российского президента Аркадий Дворкович и советник главы государства Михаил Абызов. Именно Абызов был инициатором создания и координатором общественного комитета сторонников Медведева; своей основной целью он называл разработку программы «большого правительства». В 1998 году Абызов стал самым молодым и жёстким заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России» и вместе с боссом занимался расчленением энергетической системы России. О чём я упомянул в этом посте как бы вскользь где-то выше.
В условиях, когда Чубайс по длинному ряду объективных причин не может занимать в государстве политических постов, его агрессивные питомцы служат отличными суррогатами. В одном из своих интервью на вопрос, переживал ли он распад Советского Союза и развал страны, Чубайс с усмешкой отвечал: «Знаете, я никогда не считал Туркмению своей родиной». Маловероятно, что Чубайс считает своей родиной Татарстан или Мордовию. Другой партнёр Абызова Альфред Кох мечтает о превращении России «в десяток маленьких государств» и считает достаточным население в 40 миллионов человек.
Примечателен процесс ввода и реализации идеи “открытого правительства” в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала
Хилари Клинтон 12 июля 2011 г. в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г.
Три недели спустя 15 октября 2011 г. в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил “большое”, или “расширенное”, правительство. Однако, 8 февраля 2012-го президент подписывал указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: “Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы – партнерства “Открытое правительство”“. Ситуацию прояснил Маргелов еще 5 февраля: “Президентский проект «Большое правительство» – это ни что иное как «Открытое правительство»“. Распоряжением от 17 февраля координаторами действий назначены советник президента Абызов М. А. и помощник президента Дворкович А. В.
Российское “открытое правительство” формировалось в панической спешке; так же стремительно принимались законопроекты по регистрации партий и выборам губернаторов, и проводилось решение об открытии военного объекта НАТО в Ульяновске. Либерально-вашингтонское лобби стремилось всё успеть до 7 мая: необходимо было не только расставить людей по постам, но и принять законы, заложить институты и механизмы, которые сделали бы изменения по возможности необратимыми (в то время как человека достаточно уволить).
В чём заключался истинный смысл создания в России “открытого правительства” и вступления в американское партнёрство? Создание мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции “открытого правительства” сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. “ Свои” эксперты вносят в “открытое правительство” политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НПО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее – если этого не происходит, ставят низкие “оценки”, поднимают шум внутри страны и за рубежом.
Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад. Как говорил Маргелов, “нашей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала атмосферу контроля”. Таким образом, прозападные НПО получили бы возможность вертеть правительством России, как хвост собакой.
Методология “цветной революции” внутри правительства. Международное партнёрство даёт прозападным либералам возможность выстроить огромную сеть контактов во всём мире. Точно так же, как лидеры “цветных революций” регулярно собирались для обмена опытом и получения указаний из вашингтонского центра, так и члены “открытых правительств” из всех стран будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методы реализации своих целей.
“Цветная революция” не сработала на московских улицах – её делали и продолжают делать в коридорах российской власти.
Частичная потеря суверенитета. Журнал “The Economist” прав: когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой “международной инициативой”, разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идёт о частичной потере суверенитета государств. Более того, на “открытом правительстве” дело не остановится – втягивание России в положение сателлита вероятнее всего продолжится поступательным образом, как всегда это делают США. Возможно, американское “открытое правительство” задумывается как первый шаг к официальному мировому правительству, которое прорисовываетсятся уже в среднесрочной перспективе. И это даже очень заметно после баварского саммита G7. Способ проведения деструктивных для России реформ. Либеральное ядро власти вместе с Вашингтоном жестко склоняют Россию к проведению выгодных им реформ. Возможная дальнейшая приватизация, в частности, ещё глубже “откроет” российскую экономику для выкачивания средств и ресурсов и лишит федеральный бюджет регулярных поступлений (последнее было одним из рычагов развала СССР, когда республики перестали направлять средства в центр). Эксперты открытого правительства предложили в своё время Медведеву принять план по сокращению присутствия государства в экономике, а тогдашний президент поручил составить «дорожные карты» дерегулирования экономики.
Признание в собственной несостоятельности. Почему для борьбы с коррупцией в России потребовалось участие США? Вступив в ПОП, российское правительство расписывалось в своей несостоятельности и неспособности решать текущие проблемы. В чьих интересах будет вестись борьба против коррупции? Если “открытое правительство” облекает НПО такой властью, кто будет “назначать” “коррупционеров” – Навальный? Чубайс? Борьба с коррупцией, которая координируется Вашингтоном и его наместниками в России – это 1) способ провести политические чистки оппонентов-патриотов, 2) показная борьба ради получения “хороших оценок” от США и самопиара, 3) саботаж реальной борьбы с коррупцией, которую Россия должна вести системно и глубоко. И это, возможно, не всё – вашингтонская терминология очень обманчива. Ливийцам сказали, что введут “бесполётную зону” для их собственной защиты – однако, оказалось совсем по-другому. Когда США идут вам “помогать” – готовьтесь к худшему сценарию. Чтобы потом не разводить руками: “мы же не знали, что так будет”.
Таким образом, “расширенное правительство” Медведева с самого начала было “открытым правительством”, разработанным в совете по национальной безопасности США и ловко проведённым в Россию по каналам провашингтонского лобби.
Таким образом, всё пойти и отнять у Абызова, а потом поделить? Между кем и кем? По чуть чуть каждому? Так миллиарда долларов на все 140 с небольшим миллионов граждан России это те же самые смешные копейки. Так пойти, взять топор и дубину и сокрушить олигархический капитализм в России? Так это надо пооглядываться вокруг и посмотреть, к чему приводит обычно эпидемия «Оранжевой чумы».
Но с Абызовым и его «Открытым правительством», конечно же, надо разобраться конкретно, а то ишь, он в Италии сыну свадьбу какую отгулял. Наверное, уголь по ночам на ближайшем вокзале из вагонов разгружал на пару с Чубайсом.
Вступление России в американский ПОП – вопрос суверенитета государства – не обсуждалось ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в Общественной палате, а было решено небольшой группой антироссийских лоббистов. “ Открытое правительство” с легализованными в нём “высокоавторитетными экспертами” при необходимости может парализовать государственное управление России. Ситуация до боли похожа на римейк приглашения варягов на Русь “Придите княжить и владеть нами” – ровно 1 150 лет спустя (первый раз в 862 году). От “Культурной инициативы”, запущенной Соросом в 1988 году, до Американо-бразильской инициативы “Открытое правительство” – поток инициатив, направленных на развал СССР/России не ослабевает. И точно так же, как четверть века назад, реализуют их отдельные члены высшего руководства страны.
По нашей древней скифо-славянской традиции, мы всё привыкли понадкусывать мальца, поднаотхлебнуть чутка, нам только дай волю, так мы всё рады-радёшеньки понапробовать. До рыгаловки. И какое-то специальное ведомство под туманно-тёмным названием поприоткрыть решили практически без томительно-долгих раздумий, наобум, тяп-ляп, сварганили. Так, может быть, теперь пора бы охолонуть слегонцухи да и попризокрыть эту хренотень?
Дуинг, но не бизнес
«Третье К» касалось развития в стране конкуренции. Начнем опять же с вывода, прозвучавшего в докладе: «Ситуация остается неудовлетворительной — увеличилась доля государства в экономике, стагнирует вклад малого и среднего бизнеса, заторможена программа приватизации и разгосударствления, не происходит заметного снижения неконкурентных форм закупок, увеличилась картелизация экономики». Лучше и не скажешь, но хочется конкретики.
Одним из первых в числе достижений назван «кратный рост в международных рейтингах ведения бизнеса — Doing Business (Db) с 120-го на 35-е место, World Economic Forum — с 55-го на 38-е место». Скачок и правда был, весь вопрос почему. Как рассказывал завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов «Огоньку» (№ 11 от 26 марта), рейтинг Db можно улучшить путем усиления воздействия на администратора, приукрашивая исходные данные, внося формальные изменения в процедуры без реального ослабления административного бремени предпринимателей и граждан: «Соответственно получаем, что позиция в рейтинге существенно улучшилась, а изменений в экономических показателях не произошло».
Но если с рейтингами не задалось, может, в качестве свершения подойдет пункт об объединении ФАС и ФСТ России вкупе с принятием Национального плана развития конкуренции? Первое — точно нет: слияние двух таких мегаведомств не является решающим для развития конкуренции даже при условии, что государству удастся удержать рост тарифов естественных монополий. Куда важнее рост числа самих бизнес-компаний. Для него, если верить докладу, была «упрощена процедура регистрации юрлиц». Так ли это?
Есть у бизнеса и проблемы с налогами и банками. Последние в массовом порядке стали блокировать счета бизнесменов, ссылаясь на 115-ФЗ. Ф НС, в свою очередь, стала активнее выписывать налоговые уведомления за работу с «неправильными контрагентами» (компании, созданные менее полугода назад, в которых трудятся менее 5 человек, и т.п.). Все это привело к тому, что с новичками на рынке сегодня мало кто решается работать. Статистика лишь подтверждает негативные последствия всего вышесказанного: число МСП стремительно уменьшается, хотя растет количество индивидуальных предпринимателей (ИП). Это понятно: идет процесс дробления бизнеса.
Парилка
Неоспоримое достижение деятельности «Открытого правительства» — иной уровень взаимодействия с Экспертным советом (ЭС) при правительстве России. За шесть лет многие предложения экспертов были услышаны властями: «Госорганы у нас часто работают по принципу сделал — не сделал, вовремя или нет, но посмотреть качество того, что было сделано, не всегда получается даже у самых продвинутых ведомств, так что Экспертный совет дополнял правительство по части оценки качества решений»,— пояснил «Огоньку» член Совета Юрий Берестнев. По словам руководителя рабочей группы ЭС по энергетике Василия Киселева, «в начале 2015 года впервые для естественных монополий была прямо прописана включенность советов потребителей и экспертов в процесс формирования инвестиционных программ сетевых компаний». Что позволило сэкономить более 100 млрд рублей за год.
Вместе с тем существует и иная оценка: КПД ЭС мог бы быть значительно выше, если бы власть не была столь туга на ухо. А так — «площадка для выпускания пара».
Служить бы рад
Начнем с того, что «Открытое правительство» (за рубежом предпочитают термин «Открытое государство») — не структура, а система, доктрина госуправления, при которой для граждан открывается максимальный доступ к документам и действиям властей с тем, чтобы расширить общественный контроль за последними. Мировая практика тут самая широкая и включает в себя ряд направлений: свободу информации, открытые данные (документы, сведения о госструктурах и чиновниках), открытый диалог (возможность для граждан влиять на деятельность госструктур), открытый бюджет (публикация всех госрасходов — бюджетов, госзакупк, госконтрактов, грантов и субсидий), открытый парламент (понятность и публичность процедуры принятия закона с учетом присылаемых гражданами поправок). Что из этого списка появилось за шесть лет в России?
В докладе записано: «На сегодняшний день многое сделано, заложены основы новой культуры взаимоотношений власти и граждан». Что ж, одно достижение новой системы сразу приходит на ум — цифровизация госуслуг. Только в прошлом году таковых было оказано аж 1,3 млрд штук. Спрос на них вырос в 20 раз! По данным Минкомсвязи, с 2012 по 2017 год число пользователей портала gosuslugi.ru увеличилось с 3,6 до 65 млн россиян. И ничего, что большинство из них сосредоточено в столице и других мегаполисах — не только Москва не сразу строилась.
Впрочем, справедливости ради: ставка властей на расширение сети электронных услуг уже наталкивается на сопротивление части общества. Хотя власть не раз упоминала о достижениях в сфере запуска электронного документооборота, на деле, как пояснил «Огоньку» глава компании Urvista Алексей Петропольский, наблюдается прямо противоположная ситуация. « Через интернет оформить документы оказывается не только сложнее, но и дольше — в крупных городах на неделю-другую, а в дальних регионах и на месяцы. Зная это, бизнес предпочитает решать вопросы лично, явочным порядком. И это несмотря на то что правительство, желая простимулировать рост числа интернет-обращений, сделало таковые беспошлиными»,— сказал Петропольский. А еще стремление к личному общению с представителями власти и надзорных органов объясняется тем, что по интернету отказ приходит обезличенным, тогда как при непосредственном общении с инспектором или чиновником бизнес может не только узнать причину отказа, но и устранить недостаток до подачи документов.
Позолоченные ручки
Кстати, сам факт публикации в интернете и СМИ данных о доходах и об имуществе госчиновников, их супругов и несовершеннолетних детей, а также кандидатов на должности госслужащих преподносится в докладе как заслуга в сфере борьбы с коррупцией.
«Сама по себе публикация таких данных — огромный шаг, но только инициатором идеи было не «Открытое правительство», а Transparency International»,— пояснил «Огоньку» профессор департамента политнауки НИУ ВШЭ Юлий Нисневич. Добавим: законодательно требование к чиновникам декларировать доходы и имущество было установлено в 2008 году (за четыре года до «Открытого правительства»). Первая публикация в СМИ таких данных прошла в 2010 году. « Но публиковать такие данные мало, необходимо смотреть за их изменениями в динамике, чего нет, да и список лиц, чьи декларации обнародуются, невелик — помимо чиновника его супруг (супруга) и несовершеннолетние дети. Почему так мало? Не могут определить «ближний круг»! И еще не могут ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции, обязывающую чиновника доказывать происхождение средств, на которые он покупает дорогие машины и строит дома на Рублевке. Конечно, сама по себе ратификация мало что даст — эту меру еще надо применить. Но если это удастся, то может оказаться, что вопросы возникнут к изрядному числу тех, кто ощущает себя сегодня хозяевами жизни»,— убежден Нисневич.
А как быть с другим достижением на антикоррупционной ниве, о котором идет речь в докладе,— утверждением и реализацией «Национального плана по противодействию коррупции» на 2016–2017 годы? Тот же Нисневич вспомнил в этой связи дипломную работу одного из студентов, скрупулезно исследовавшего принятые в современной России нацпланы по искоренению коррупции: во всех отсутствовала конкретная цель (они являли собой просто набор благих пожеланий) и, как следствие, ни один из них не был исполнен. « Зато тема борьбы с коррупцией активно используется в разборках с политическими оппонентами, будучи применена выборочно,— сетует Нисневич.— Плохо, что за 20 лет не было принято законов о лоббизме и о защите заявителей о коррупции, не создан даже отдельный антикоррупционный орган, борьбу ведут комиссии в каждом из ведомств».
Кадры на месте
В докладе повествуется о выполнении «4К Открытого правительства» — развитие кадрового потенциала, борьба с коррупцией, повышение конкуренции и качества жизни. Попробуем проанализировать каждую из позиций.
Начнем с того, чем этот раздел доклада завершается — выводом: «В целом следует отметить, что заметных изменений в части совершенствования госслужбы, подходов к управлению кадрами, внедрению современных кадровых технологий за прошедшие годы не произошло». В числе достижений указаны: создание кадровых резервов на всех уровнях, повышение качества допобразования (в том числе программы обучения для замминистров, включая выездные сессии в Сингапуре), обязательная ротация руководителей территориальных управлений контрольно-надзорных органов. По последнему пункту дана даже цифра — в прошлом году аж 165 человек сменили место работы.
Начнем с ротации. Ее обязательность — заслуга не «Открытого правительства», а закона, вступившего в силу еще в 2011 году. С тех пор «значительных лиц» ротировали помаленьку, но без особого энтузиазма (чиновник всегда мог отказаться от переезда в дальнюю губернию по состоянию здоровья). Видимо, число «немощных» с годами так выросло, что в конце мая уже новое правительство одобрило законопроект по совершенствованию механизма. С одной стороны, список недугов, на основании которых можно отказаться от ротации, будет утверждаться в самом Белом доме, с другой — предусмотрена возможность ротации в порядке должностного роста (то есть за согласие на передислокацию чиновник может подняться на ступеньку в карьерной лестнице). Что же касается повышения качества образования для госслужащих, то тут спорить сложно, особенно когда дело касается высоких должностей и выездных сессий в Сингапуре. Но вот по части кадровых резервов вопросов много: «скамейка запасных», как уже не раз отмечали эксперты, с каждым годом становится все короче. От этого ощущения не спасают «новички» в правительстве и губернаторском корпусе — основная «колода» исправно тасуется вот уже второе десятилетие.
В докладе ни слова о росте армии чиновников в целом. А эта деталь поважнее прочих. Ведь если в 2000 году статистика насчитывала 1,2 млн «служилых», то в 2017-м их число перевалило за 2,173 млн.
Конечно, этот показатель — не результат деятельности «Открытого правительства». Напротив, он служит индикатором того, что в России пока не создана система по «западному образцу», так как тамошние «открытые государства» неизбежно приводят к сокращению числа чиновников, прежде всего за счет упрощения бюрократических процедур. В России же за эти шесть лет увеличилось не только количество чиновников, но и расходы на содержание госаппарата. Власть обходится россиянам все дороже (только на премьера, его заместителей и аппарат правительства в бюджете-2018 выделены 6,07 млрд рублей).
Это не лихачество
Спорить с тем, что число сайтов госуслуг и страничек госведомств в соцсетях и интернете выросло, не будем. Так оно и есть. Вся проблема в том, что в каждой бочке меда всегда найдется ложка дегтя. В частности, 7 тысяч созданных за шесть лет сайтов разных органов власти не связаны едиными сервисами и даже навигацией.
Авторы доклады это и сами понимают, потому и резюмируют: «Практически не реализован принцип подотчетности власти гражданскому обществу».
— Но в этом и состоит основная цель внедрения принципа «Открытого государства»! Чтобы наладить интерактивное общение между властью и обществом,— поясняет Нисневич.— То, что сделано на сегодняшний день в этом направлении, капля в море современных технологий. И тот факт, что Абызова в новый кабинет не взяли, а «Открытое правительство» выпустило итоговый доклад, говорит о том, что власти прикрыли процесс из-за его, мягко говоря, невысокой эффективности.