С 1 сентября 2023 года перестает действовать приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, вместо него вступают в силу два приказа Минтруда России № 766н и № 767н. О том, что изменится, и как нужно будет выдавать СИЗ по новым правилам — разбираемся в нашем материале.
Президент Ассоциации СИЗ
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
С 27.11.2023 проводятся технические работы по переводу ФГИС СОУТ, ЕИСОТ (в том числе реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, реестра обученных по охране труда лиц, системы проверки знаний требований охраны труда) и системы тестирования экспертов по спецоценке на обновлённую техническую платформу, в связи с чем сервисы систем временно недоступны.
Дополнительно ведомство сообщило, что Правилами обучения по ОТ, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464, не установлен срок внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц.
Информация по обучению по охране труда будет оперативно внесена в реестр Минтруда после восстановления сервиса. Специалистам по охране труда, которые ожидают сдачи экзаменов в системе ЕИСОТ, будут назначены попытки сразу после возобновления работы данной системы.
Друзья, мы отслеживаем работу сайта. Как только работа сайта наладится, мы свяжемся с каждым клиентом и обговорим дальнейшие действия.
Анализ документации предприятия
Изучаются должностные инструкции сотрудников, анализируются действующие на предприятии положения по охране труда, журналы несчастных случаев, статистика профзаболеваний, результаты проведения СОУТ и производственного контроля, обеспечение сотрудников средствами СИЗ
На рабочие места выезжает специалист, который осуществляет визуальный осмотр помещений и территории предприятия с целью выявления опасностей рабочей среды для дальнейшего учета выявленных опасностей и расчета уровня рисков на местах
По результатам анализа документации и осмотра рабочих мест формируются карты профессионального риска. В картах по формулам методики рассчитываются уровни риска. Каждой должности присваивается категория риска от ничтожно малого до высокого. Формируются сводные ведомости, реестры и заключения
Ознакомление сотрудников и внедрение отчета в систему ОТ предприятия
Согласованный отчет утверждается ответственным за охрану труда в организации. Сотрудники расписываются в картах. Устанавливается периодичность контроля рисков от 6 месяцев в зависимости от уровня риска. Предприятие приступает к реализации политики по уменьшению уровня риска на рабочих местах при необходимости
Пр-438, п.1 а)
1. Правительству Российской Федерации:
- Законодательство и налоги
- Пр-438, п.1 б)
- Пр-438, п.1 в)
- Пр-438, п.1 г)
- Пр-438, п.1 д)
- Пр-438, п.1 е)
- Пр-438, п.2
- Поддержка общественных организаций
- Пр-438, п.3
- Образование и медицина
- Пр-438, п.4
- Пр-438, п.5
- Пр-438, п.6
- Пр-438, п.9
- Структура ЕТН
- Нормативное регулирование
- Изменения в законодательстве об охране труда в России
- Новые приказы Минтруда
- Повышение безопасности работников
- Переход на новые правила
- Возможности увеличения сроков носки СИЗ
- Топ программ
- Преимущества ЕТН
Законодательство и налоги
а) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, предусматривающих продление срока применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных на 2023 и 2024 годы для некоммерческих организаций, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации;
Пр-438, п.1 б)
б) при участии Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции Защитники Отечества принять меры, направленные на создание в федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) раздела, обеспечивающего информирование участников специальной военной операции и членов их семей о полагающихся им мерах социальной поддержки, помощи и услугах;
Пр-438, п.1 в)
в) с учетом ранее данных поручений представить предложения о развитии деятельности головных научных организаций (научных руководителей) при реализации научно-технических программ и федеральных проектов;
Пр-438, п.1 г)
г) представить предложения о целесообразности корректировки Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации в сфере здравоохранения;
Пр-438, п.1 д)
д) рассмотреть вопрос о необходимости внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья изменений, предусматривающих уточнение понятий медицинская помощь и медицинская услуга;
Пр-438, п.1 е)
е) рассмотреть вопрос об отнесении к числу лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты в случае гибели (смерти) участника специальной военной операции, его совершеннолетних детей при отсутствии членов семьи погибшего (умершего), имеющих право на получение такой выплаты.
Доклад – до 1 апреля 2024 г.
Пр-438, п.2
Поддержка общественных организаций
2. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с исполнительными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и представить предложения о мерах поддержки руководителей региональных отделений Общероссийской общественной организации Российский союз писателей в этих субъектах Российской Федерации на переходный период, в течение которого урегулируются вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Ответственные: Мишустин М.В., Пушилин Д.В., Пасечник Л.И., Балицкий Е.В., Сальдо В.В.
Пр-438, п.3
Образование и медицина
3. Минпросвещения России оценить совместно с Минздравом России достаточность изучения вопросов, связанных с оказанием первой помощи, в рамках освоения основных общеобразовательных программ и при необходимости внести изменения в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и иную учебно-методическую документацию.
Доклад – до 1 июля 2024 г.
Ответственные: Кравцов С.С., Мурашко М.А.
Пр-438, п.4
- Минкультуры России подготовить совместно с ФАДН России и исполнительными органами субъектов Российской Федерации программу проведения в субъектах Российской Федерации в 2024–2026 годах фестивалей национальных культур и представить предложения о создании в субъектах Российской Федерации этнокультурных центров.
Ответственные: Любимова О.Б., Баринов И.В., высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Пр-438, п.5
- Росмолодежи представить предложения о вовлечении работающей молодежи в общественно-государственную деятельность, в том числе о привлечении к воспитательной работе в молодежных общественных объединениях.
Пр-438, п.6
- Следственному комитету Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и при участии Верховного Суда Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности расширения практики привлечения Союза медицинского сообщества Национальная Медицинская Палата в качестве экспертной организации при расследовании уголовных дел в отношении медицинских работников, совершивших медицинские ошибки.
Доклад – до 1 июня 2024 г.
Ответственные: Бастрыкин А.И., Краснов И.В., Серков П.П.
- Администрации Президента Российской Федерации подготовить совместно с Правительством Российской Федерации и при участии заинтересованных федеральных государственных органов и представить предложения о разработке и реализации национального проекта, направленного на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Ответственные: Кириенко С.В., Мишустин М.В.
- Администрации Президента Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации обеспечить создание постоянно действующей выставки, посвященной трудовым династиям.
Ответственные: Кириенко С.В., высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Пр-438, п.9
- Рекомендовать Правительству Москвы обеспечить предоставление объектов инфраструктуры Выставки достижений народного хозяйства для создания постоянно действующей выставки, посвященной трудовым династиям.
Структура ЕТН
Структура ЕТН значительно отличается от типовых отраслевых норм выдачи СИЗ. В настоящее время для определения потребности работника в СИЗ необходимо выбрать соответствующие типовые отраслевые нормы (в том числе сквозные), найти в этом документе наименование нужной профессии, где указан перечень СИЗ, которые необходимо выдать работнику. Такой списочный подход в обеспечении работников СИЗ часто избыточен и не обеспечивает комплексную защиту работника.
В отличие от типовых отраслевых норм бесплатной выдачи СИЗ ЕТН представлены тремя приложениями, которые отвечают за разные составляющие:
- Новый риск-ориентированный подход базируется на реальных условиях труда, оборудования, помещений и прочих составляющих рабочего места. Теперь комплект СИЗ можно подобрать индивидуально, чтобы защитить работника от выявленных рисков на рабочем месте.
Нормативное регулирование
Изменения в законодательстве об охране труда в России
С 1 сентября текущего года нас ждут изменения законодательства в области условий и охраны труда, связанные с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
Новые приказы Минтруда
Вступают в силу два приказа Минтруда России:
- О Критериях профессионального отбора и профессиональной пригодности к труду работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- О Системе аттестации рабочих мест по условиям труда
Оба документа будут действовать до 1 сентября 2029 года.
Повышение безопасности работников
Принятие приказов направлено на повышение безопасности работников, поскольку при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами будут учтены особенности работы, условия труда и профессиональные риски на конкретном рабочем месте (так называемый риск-ориентированный подход).
Переход на новые правила
Согласно Правилам, работников нужно будет обеспечивать СИЗ в течение установленного переходного периода — до 31 декабря 2024 года. С 1 января 2025 года обеспечение работников СИЗ согласно текущим нормам прекратится.
- Обеспечение работников СИЗ будет осуществляться на основании специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков
- Руководителям и специалистам также выдаются подходящие СИЗ
- Нормативный срок использования СИЗ устанавливается работодателем
Возможности увеличения сроков носки СИЗ
Вступление в силу с 1 сентября 2023 года приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 766н дает возможности увеличения сроков носки отдельных видов СИЗ при выполнении определенных требований.
С изменениями в законодательстве придется аккуратно ознакомиться работодателям и работникам, чтобы обеспечить безопасность труда на предприятии.
Расчет продолжительности нормативного срока эксплуатации исчисляется с момента выдачи специальной одежды работнику и может не включать время хранения специальной одежды, отпуска работника и период временной нетрудоспособности работника, но не должен превышать 2,5 года.
При этом необходимо учитывать, что производитель должен гарантировать сохранение защитных свойств этой одежды на протяжении всего жизненного цикла, включая:
В этом случае необходимо заручиться независимой экспертной оценкой в рамках проведения открытой предквалификации в соответствии с Методикой проведения производственных испытаний образцов СИЗ организациями, которая сможет подтвердить такую возможность в каждом случае.
ЕТН заменят типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ по отраслям, согласно которым СИЗ выдаются в зависимости от должности или профессии работника.
Топ программ
Программа разработана в соответствии с:
— федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
— приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
— методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн;
— профессиональным стандартом «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.12.2018 г. № 769н.
Программа состоит из четырех модулей:
1. Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года).
2. Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет.
4. Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Итоговый документ: свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
По всем остальным вопросам просим обращаться к заместителю директора Ореховой Ольге Алексеевне тел. 8-928-818-50-03.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Возврат к списку
Преимущества ЕТН
Переход от типовых отраслевых норм обеспечения работников СИЗ к ЕТН — принципиально новый подход, основанный на выявленных опасностях и оценке уровней профессиональных рисков на рабочем месте.
При правильном подборе необходимых СИЗ переход на ЕТН позволяет сократить расходы на их закупку, поскольку не все СИЗ, предусмотренные в настоящее время типовыми отраслевыми нормами, требуются работнику на его рабочем месте.
Существующая система подбора СИЗ не учитывает результаты СОУТ и ОПР, не позволяет гибко реагировать и подбирать СИЗ под условия на рабочем месте. Типовые отраслевые нормы охватывают менее 60% существующих профессий. В ряде случаев наименования профессий в отраслевых нормах не соответствуют наименованиям, указанным в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Часто профессии прописаны не единообразно и не корректно.
В ряде существующих типовых отраслевых норм применяются различные нормы выдачи на год для однотипных СИЗ сходных профессий. В действующих типовых отраслевых нормах встречается как избыточность выдаваемых СИЗ, так и их недостаточность для выполнения трудовых функций.