- Развитие антикоррупционного мировоззрения среди молодежи
- Роль граждан в антикоррупционной политике
- Проблемы в сфере образования
- Программы противодействия коррупции в учебных заведениях
- Недостатки правового механизма противодействия коррупции
- Ключевые направления антикоррупционного образования
- Руководство и преподавательский состав вуза
- Обязанности преподавателей
- Роль гражданского общества
- Превентивные меры
- Вовлечение молодежи
- Антикоррупционное просвещение в Мурманском арктическом университете
- Интеграция антикоррупционного воспитания в образовательные программы
- Приказ Минобрнауки России от 27.02.2023 № 208
- Изменения в таблице
- УК-10
- Направления реформирования
- Противодействие коррупции в Мурманском арктическом университете
- Формы работы
- Пример мероприятия
- Проект мерчендайзинга и антикоррупционные мероприятия
- Интерактивная игра и онлайн-диалог
- Встречи и исследования
- Студенческое научное объединение
- Международный молодежный конкурс
- Методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
- Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
- Иные методические документы
- Судебная практика
Развитие антикоррупционного мировоззрения среди молодежи
Актуальность темы работы обусловлена концентрацией государственной антикоррупционной политики во всех сферах общественной жизни. Институты гражданского общества формируют общественное мнение, направленное на отрицательное отношение к коррупционным проявлениям, осуществляют пропаганду правомерного поведения, формируют социально позитивный стандарт, способствуют повышению правовой культуры населения, предупреждению коррупционных правонарушений путем привлечения общественного внимания и призывов к содействию гражданскому обществу в реализации антикоррупционной политики РФ.
Роль граждан в антикоррупционной политике
Активными субъектами государственной антикоррупционной политики должны стать сами граждане, в первую очередь, молодежь.
Проблемы в сфере образования
Одной из важнейших функций системы государственного управления следует назвать решение общезначимых общественных проблем в различных сферах социальной деятельности. Одной из таких проблем в сфере образования следует назвать формирование действенной системы противодействия коррупции, в том числе и в деятельности образовательного учреждения.
Программы противодействия коррупции в учебных заведениях
Формирование у молодежи антикоррупционного мировоззрения – одно из основных направлений государственной антикоррупционной политики по предупреждению и устранению условий совершения коррупционных нарушений. В соответствии с нормами Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 О противодействии коррупции и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в РФ в учреждениях высшей школы осуществляется реализация антикоррупционных образовательных программ, направленных на получение непрерывного антикоррупционного образования и воспитания с целью формирования у обучающихся правосознания, в рамках которого является неприемлемым нарушать закон.
Недостатки правового механизма противодействия коррупции
Однако, созданный на сегодняшний день в нашей стране правовой механизм противодействия коррупции не в полной мере обеспечивает развитие нравственных и духовных основ, определяющих отрицательное отношение населения к анализируемому социальному явлению и к отдельным его проявлениям. В связи с чем, важное значение для формирования антикоррупционного мировоззрения имеет качественное антикоррупционное просвещение.
Ключевые направления антикоррупционного образования
- Сформировать представление о сущности коррупции, формах, особенностях ее проявления в различных сферах общественной жизни, причинах и социально опасных последствиях;
- Научиться распознавать признаки коррупции;
- Сформировать компетенции объективного анализа и личностной оценки коррупции;
- Сформировать устойчивые стандарты поведения в соответствии с правовыми нормами и принципами морали на основе комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях.
Руководство и преподавательский состав вуза
Руководство и преподавательский состав вуза выступают гарантами обеспечения прав обучающихся на антикоррупционное просвещение. Их деятельность заключается, в первую очередь, в формировании, развитии и повышении правосознания и правовой культуры личности, в целях неприятия любых коррупционных правонарушений, в создании антикоррупционной устойчивости у субъектов образовательного процесса.
Обязанности преподавателей
Преподаватели и образовательное учреждение должны воспитывать и развивать у обучающихся ценностные установки, неравнодушие, ответственность, критическое мышление, развивать и реализовывать творческие способности и возможности, учить рациональному планированию и организации деятельности, умению общения и сотрудничества.
Роль гражданского общества
Федеральный закон О противодействии коррупции указывает на институты гражданского общества в качестве одного из субъектов антикоррупционной деятельности. Полагаем, что коррупции трудно противодействовать без участия гражданского общества, важную роль в системе которого играет работа с молодежью. Успех в борьбе с коррупцией предполагает формирование нетерпимости к коррупции в обществе, обеспечение широкой общественной поддержки в деле противодействия коррупции.
Превентивные меры
Важно принимать во внимание, что повсеместное установление законодательных запретов на пути противодействия коррупции явно недостаточно. Профилактика данного негативного явления может стать одним из эффективных средств борьбы с ней. Сегодня важно менять отношение населения и самих чиновников к происходящим процессам. Данную проблему необходимо решать комплексно, с участием не только органов публичной власти, но и всего общества в целом.
Вовлечение молодежи
Молодежь должна глубоко осознавать проблему коррупции сейчас и необходимость противодействия ей, молодому поколению важно занимать активную гражданскую позицию, не оставаться равнодушным в деле противодействия коррупции, уметь отстаивать свою точку зрения.
Антикоррупционное просвещение в Мурманском арктическом университете
Антикоррупционное просвещение – ключевая составляющая образовательного процесса, осуществляемого в федеральном государственном автономном учреждении высшего образования Мурманский арктический университет. Данная работа непосредственно обусловлена комплексным подходом вуза в противодействии коррупции.
Мурманский арктический университет – субъект, на которого возложены обязанность по организации и проведению профилактики коррупционного поведения в молодежной среде.
Интеграция антикоррупционного воспитания в образовательные программы
Современная система образования РФ включает в себя элементы антикоррупционного воспитания, которые интегрированы в общеобразовательные программы. Отстаивание собственной позиции и умение критического восприятия действительности являются основой для формирования соответствующих навыков через использование компетентного подхода в образовательном процессе.
Приказ Минобрнауки России от 27.02.2023 № 208
Приказом от 27.02.2023 № 208 Министерства образования и науки России внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования бакалавриата и специалитета. С 1 сентября 2023 года прием и обучение в вузах будет осуществляться по обновленным образовательным программам, которые включают в себя формирование навыков бесконфликтного общения, способность отстаивать собственное мнение и противодействие социально опасному поведению.
Изменения в таблице
Пункт 3.2 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – бакалавриат/специалитет теперь содержит:
УК-10
- Способность формировать нетерпимость к коррупционному поведению
- Способность формировать нетерпимость к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупции и противодействовать им в профессиональной деятельности
Направления реформирования
Реформирование образовательных программ нацелено на создание открытого общества, свободного от коррупции. Современные образовательные программы высшего образования тесно интегрированы в национальную систему образования. Принимаются меры для обновления учебных материалов и программ, чтобы они соответствовали действующим требованиям к антикоррупционному образованию.
Противодействие коррупции в Мурманском арктическом университете
В Мурманском арктическом университете утвержден План противодействия коррупции на 2021-2024 годы, включающий 3 основных направления:
- Организационная и контрольно-аналитическая работа
- Информационная деятельность по противодействию коррупции
- Антикоррупционное просвещение и формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям
Формы работы
Профилактика коррупции в университете осуществляется через различные мероприятия, такие как:
- Подготовка грантов
- Антикоррупционные игры
- Литературный антикоррупционный суд и дебаты
- Антикоррупционный диктант
- Творческие антикоррупционные конкурсы
- Встречи с профессионалами
- Публикации и исследования по антикоррупционной тематике
- Круглые столы и мастер-классы
Пример мероприятия
В 2021 году студенты юридического факультета участвовали в проекте Честность дороже всего! в рамках студенческого общественного объединения Школа правового просвещения. Цель проекта — просвещение студентов и школьников в сфере противодействия коррупции. Участники посетили различные учебные заведения, где провели просветительские мероприятия, в которых приняли участие более 300 человек.
Проект мерчендайзинга и антикоррупционные мероприятия
В рамках проекта выпущен мерч с новой символикой студенческого объединения, который способствует повышению узнаваемости и интереса к студенческому объединению, а также заинтересованности в участии в антикоррупционных мероприятиях. Объем финансирования из средств областного бюджета составил 265 000 рублей (финансирование через Комитет молодежной политики Мурманской области).
Интерактивная игра и онлайн-диалог
Активисты Школы правового просвещения университета провели для обучающихся 9 классов Нахимовском военно-морском училище интерактивную антикоррупционную игру Как стать миллионером?. Игра прошла под девизом: Коррупцию невозможно победить без изменения отношения к ней, без формирования культуры нетерпимости. Нахимовцы получили ответ на вопрос, чем взятка отличается от подарка, узнали о наказаниях за совершение преступлений коррупционной направленности. В качестве награды за участие ребята получили подарки и дипломы.
Важную роль в исследуемом вопросе играют встречи с единомышленниками из регионов. На базе университета состоялся онлайн-диалог участников студенческого юридического общества Школа правового просвещения из г. Казани (с Аленой Лапенковой, руководителем региональной антикоррупционной программы #ЧЕСТНЫЙТАТАРСТАН!). Участниками мероприятия подведены итоги грантового антикоррупционного проекта #ЧестностьДорожеВсего, обсуждены планы на новый грант.
Встречи и исследования
Алена Лапенкова поделилась с участниками встречи своим опытом в создании и реализации таких программ, дала советы по развитию в данном направлении. Студенты показали наработки и рассказали о своих проектах, связанных: с правовым просвещением молодежи; с созданием правового бота с возможностью получения правовых консультаций и др.
Традиционны встречи с профессиональным сообществом в Декаду юристов, которая проводится в университете в декабре, в связи с: Днем юриста (3 декабря); Международным днем борьбы с коррупцией (9 декабря); Всемирным днем прав человека (10 декабря); Днем Конституции России (12 декабря); Днем работника суда (15 декабря) и др.
Студенческое научное объединение
На Юридическом факультете университета действует студенческое научное объединение Искусство Закона, цель деятельности которого удовлетворить потребности обучающихся в углубленном изучении современных теоретических и практических вопросов юриспруденции, а также реализации их творческого, научного и профессионального потенциала.
Международный молодежный конкурс
Обучающиеся университета — участники ежегодного Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы Вместе против коррупции!. Организатор конкурса – Генеральная прокуратура России. Возраст авторов от 14 до 35 лет. Прием работ осуществляется до 1 октября 2023 года на официальном сайте конкурса www.anticorruption.life в двух номинациях – Лучший плакат и Лучший видеоролик. По сформировавшейся традиции подведение итогов конкурса планируется приурочить к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Ежегодным является проведение круглого стола «Актуальные проблемы противодействия коррупции в Арктической зоне России». Тематические направления работы круглого стола:
— мастер-класс по заполнению справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера;
— анализ правоприменительной практики противодействия коррупции в деятельности правоохранительных органов региона;
— антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов как мера профилактики коррупции;
— «Про Коррупцию-ПРОСТО!» — о реализации антикоррупционной политики в Мурманской области;
— научно-практическая дискуссия участников круглого стола по теме мероприятия.
Интересной формой противодействия коррупции следует назвать квиз «Знание-сила!», посвященный борьбе с коррупцией. В квизе задействовано 8 команд. Студенты прошли 5 раундов, ответили на более 30 вопросов разного уровня сложности (с предварительной подготовкой с помощью своих педагогов).
Антикоррупционный батл — в командном интеллектуальном турнире сразились мурманские студенты и школьники. Цель – сформировать у молодежи антикоррупционное сознание, ориентированное на неприятие коррупции как социального явления. Участникам предстояло пройти 4 этапа.
Первый — «Народная мудрость». Участники соревновались в знании пословиц, афоризмов и крылатых выражений. Второе испытание позволило показать ораторские способности. Команды готовили речь на тему «Шоколадка — тоже взятка. Что делать, если Вам намекнули?».
Блиц: «Большая коррупция начинается с малого. Сегодня мы рассмотрим вид мелкого взяточничества, как шоколадка. Что же делать в таких случаях? Такое деяние необходимо пресекать на корню, нужно обращаться к родителям студентов, чтобы они проявили разъяснительную работу. Ведь даже маленькая «шоколадка» — это начало больших проблем взрослой жизни».
Заключительные этап — «антикорупционный биатлон». В игре 6 разделов. Команды по очереди выбирали тему и количество баллов. В случае неправильного ответа, возможность вырваться вперед предоставлялась сопернику.
Антикоррупционная игра «Сила права» — интерактивная лекция и игра, которые направлены на формирование антикоррупционного мировоззрения и повышение уровня правовой грамотности студентов. Итог игры — решение ситуационной задачи. Ребятам необходимо было дать оценку действиям администрации вуза и подсказать своему товарищу, как поступить в конкретной ситуации. Ситуация: «Студентка 1 курса обучалась на бюджетной форме обучения в одном из престижных вузов страны. Она была полна надежд и стремлений, старалась участвовать во всех активностях вуза и хорошо учиться. Однако из-за своей активной гражданской позиции была подвержена постоянным насмешкам и упрекам со стороны одного из преподавателей, который заявлял, что она не имеет права участвовать в различных мероприятиях и должна только учиться. Она вскоре заболела и не смогла посещать занятия. Администрация вуза решила отчислить ее за невыполнение устава учебного заведения, даже не предупредив ее».
Центральной городской библиотекой г. Мурманска организовано мероприятие по мотивам романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» литературный суд. Ситуация: «На скамье подсудимых оказались персонажи романа – профессор Преображенский и доктор Борменталь. Обвинение призвало их к ответу за незаконное предпринимательство, коррупцию, а также за угрозу убийства и жестокое обращение с животными».
Представлены материалы и цитаты из литературного первоисточника, они и легли в основу резонансного дела. Стороны обвинения и защиты — студенты. Суд принял решение, опираясь на соотношение объективных, социальных и юридических законов.
Студенты университета – участники III Всероссийского антикоррупционного диктанта, цель которого – проверить и повысить свои знания в области противодействия коррупции. 40 вопросов, 30 минут, теоретические вопросы, направленные на проверку антикоррупционного законодательства и практические ситуации. Каждый участник, успешно прошедший диктант, получил именной сертификат, свидетельствующий о его прохождении и подтверждающий знания в области противодействия коррупции. Его можно написать онлайн по ссылке
Для обучающихся университета в рамках изучения отдельных учебных дисциплин преподавателями совместно с судьями судов, расположенных на территории г. Мурманска организовано посещение судебных заседаний по делам коррупционной направленности, а также приглашение работников правоохранительных органов для проведения открытых лекций на антикоррупционную тематику.
Библиотекой университета к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря) готовятся книжные выставки.
В университете действует студенческое общественное объединение «Школа правового просвещения» в работе которого рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции.
На базе Студенческой юридической клиники обучающимися, совместно с представителями прокуратуры Мурманской области, Министерства юстиции Мурманской области, адвокатами и иными заинтересованными лицами даются юридические консультации, в том числе и по противодействию коррупции.
Преподаватели юридического факультета университета являются членами Мурманского отделения ассоциации юристов России.
Анализ осуществления образовательного процесса в Мурманском арктическом университете показывает, что у студентов присутствует высокий интерес ко всем вопросам, касающимся различных аспектов противодействия коррупции.
Антикоррупционные документы, мероприятия по противодействию коррупции, а также учебные дисциплины, связанные с изучением противодействия коррупции, являются важнейшими компонентами антикоррупционного просвещения в Мурманском арктическом университете.
Реализация антикоррупционных планов и мероприятий создает в университете атмосферу нетерпимости к коррупции и ее проявлениям.
Согласимся с мнением, что антикоррупционный план образовательного учреждения должен включать в себя следующие виды мероприятий:
разработка и внедрение различных просветительских материалов (например, памятки отдельно для преподавателей и студентов);
проведение тематических конференций, круглых столов и коллоквиумов для обсуждения наиболее актуальных вопросов противодействия коррупции;
мастер-классы для преподавателей и студентов по профилактике коррупции с приоритетным участием представителей правоохранительных органов;
интерактивные тематические семинары и лекции для обучающихся по противодействию коррупции с решением казусов (практических ситуаций);
просветительские и разъяснительные встречи со студентами при участии руководства образовательного учреждения, направленные на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;
курсы повышения квалификации для педагогических кадров в рамках дополнительного профессионального образования, имеющие антикоррупционную направленность;
общественные акции в целях антикоррупционного просвещения с участием преподавателей и студентов;
развитие системы студенческого самоуправления в образовательных организациях для профилактики коррупционных отношений;
организация и проведение различных акций и конкурсов, в том числе и социальной рекламы на антикоррупционную тематику.
Поддержим точку зрения, согласно которой необходимость создания действенной и эффективной системы противодействия коррупции в деятельности образовательных учреждений позволит решить следующие задачи:
1. Создавать и на постоянной основе совершенствовать механизмы противодействия коррупции в сфере образования. При этом под противодействием коррупции в первую очередь следует рассматривать категорию «профилактика», то есть предупреждение коррупции, в том числе, выявление и последующее устранению причин коррупции. Противодействие коррупции преимущественно сводится к выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. Речь в первую очередь идет о недопущении в сфере образования случаев коррупции как таковых.
2. Формировать и реализовывать антикоррупционную политику в сфере образования. Система публичного управления в противодействии коррупции в данной области должно стать основой государственной антикоррупционной политики, базой институционализации антикоррупционного процесса в системе обучения и воспитания молодежи.
3. Используя институциональный метод исследования, анализировать состояние противодействия коррупции в сфере образования, давать оценку его эффективности. Одновременно выявлять проблемы в реализации антикоррупционных механизмов, осуществлять поиск путей их совершенствования.
4. Организовывать взаимодействие с институтами гражданского общества, включая студенческие советы вузов, студенческие общественные объединения, профсоюзы образовательных учреждений и институты общественного контроля, в частности, с Общественной палатой России, региональными и муниципальными общественными палатами, общественными советами при органах публичной власти всех уровней по вопросам противодействия коррупции в сфере образования.
5. Проводить информационное обеспечение антикоррупционного процесса в системе обучения и воспитания молодого поколения.
Молодежь – наше будущее; это поколение, которое дорожит культурой честности, которая имеет фундаментальное значение для противодействия коррупции в долгосрочной перспективе. Чем больше молодое поколение настроено жить по принципам честности, справедливости и открытости, тем больше имеет место вероятность того, что они будут активно противостоять коррупции.
Важнейшей целью образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач.
Согласимся с мнением, что молодежи необходима «превентивная коррупция», потому что она более нетерпимы к коррупции. «Необходимо помочь им понять, что никогда не было легко построить общество с сильной культурой честности, и они играют в этом в перспективе решающую роль».
Сегодня основная задача антикоррупционного просвещения — вовлечение школ и вузов и введение в образовательные программы специальных разделов по противодействию коррупции с использованием современных информационных технологий. На федеральном уровне может быть создан блок фильмов, специальных передач, радиообращений, которые бы разъясняли общественную опасность коррупционных нарушений. Могут быть использованы плакаты, стенды, рекламные щиты, горячие линии и другие средства пропаганды по борьбе с коррупцией. Возможно использование журналов и газет по антикоррупционной тематике — репортажами, ярко иллюстрированными шаржами на коррупционеров. Возможно использовать компьютерные программы, квесты, выдержки из художественных фильмов, новостные блоки.
В настоящее время существует необходимость в развитии компетенций специалистов в сфере антикоррупционной деятельности, в том числе посредством специального профессионального обучения. С этой точки зрения антикоррупционная подготовка публичных служащих всех уровней в процессе становления личности может проводиться, например, через антикоррупционное просвещение, которому уделено особое внимание в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы
В частности, в разделе XII, посвященному повышению эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов, министерству науки и высшего образования РФ с участием заинтересованных государственных органов и организаций предписано (п. 36):
а) организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий;
б) организовать проведение научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях»;
в) рассмотреть вопрос об открытии в образовательных организациях высшего образования программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность»;
г) с участием Министерства просвещения РФ обеспечить утверждение и реализацию программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 — 2024 годы, предусмотрев в том числе проведение соответствующих мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования.
Вопросы антикоррупционного просвещения востребованы в сфере реализации государственной политики противодействия коррупции и регулируются на всех уровнях, подтверждением чего выступает наличие соответствующей правовой базы. В частности, Распоряжением Минобрнауки России от 14.12.2021 № 475-р утверждена программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021 — 2024 годы (далее – программа).
К числу ожидаемых результатов программы отнесены: формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и повышение уровня правосознания у граждан; антикоррупционное просвещение несовершеннолетних; повышение информационной, финансовой и правовой грамотности детей и молодежи, содействие их профессиональной ориентации, развитие научных знаний в области финансовой безопасности; повышение уровня правосознания у обучающихся и внедрение образцов антикоррупционного поведения; формирование устойчивого нетерпимого отношения к коррупционному поведению, в том числе, в профессиональной деятельности, а также привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции; создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится просветительская работа и др.
В целях повышения эффективности профилактической деятельности в области антикоррупционного просвещения важно применение современных новейших подходов, форм и методов просвещения, основанных на более широком применении современных образовательных технологий.
Организация системы антикоррупционного просвещения предполагает задействование, в первую очередь, потенциала образовательных учреждений различного уровня для формирования комплекса знаний, умений и личностных качеств, и антикоррупционных компетенций, позволяющих индивидууму понимать сущностное содержание коррупционных проявлений, распознавать эти проявления и уметь противостоять им.
Стоит уделить внимание возможностям разработки и создания мультимедийного и просветительского программного обеспечения в рамках реализации отдельных учебных курсов. Речь идет не только о конспектах лекций и тестах, а также и о деловых играх и бизнес-симуляторах, основанных на поведении студента в его настоящей жизни или в будущем, когда он выйдет на работу, в коррупционной ситуации на примере уже имеющихся кейсов (анализ официальных СМИ), законодательстве и кодексах этики сотрудников вуза и ведущих работодателей.
На основании изложенного возможно сформулировать перспективные направления противодействия коррупции в Мурманской области (в том числе, силами Мурманского арктического университета):
1. Формирование «Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения в Мурманской области».
2. Организация антикоррупционного просвещения на площадках Российского общества «Знание» (просветительское взаимодействие).
3. Формирование и дальнейшая реализация «Комплексной образовательной антикоррупционной программы для обучающихся».
4. Организация и проведение социологического исследования, с целью выявления представлений о коррупции и мер противодействия ей в системе высшего образования.
5. Создание Онлайн-базы по антикоррупционному просвещению обучающихся Мурманской области (для разных групп возрастов). Аналогичной Онлайн-базе для предпринимателей региона.
6. При формировании Плана антикоррупционных мероприятий в университете принимать во внимание План антикоррупционных мероприятий органов публичной власти региона, например, Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области (в части согласованности мероприятий и проведении совместных мероприятий).
Для предупреждения коррупции и повышения эффективности уже действующих антикоррупционных мер предлагаем обратить внимание на разработку и внедрение тех из них, которые оказывают влияние на регулятивный и оценочный компоненты личности будущих специалистов: психолого-педагогическую работу в вузе по созданию условий для формирования высокой антикоррупционной устойчивости личности студентов. Важными направлениями в данной сфере должны стать:
— правовое просвещение и воспитание студентов, вне зависимости от направления их подготовки;
— повышение уровня личной и профессиональной культуры (субъектности) будущих выпускников;
— психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий по включению антикоррупционной культуры в систему ценностей студентов.
Для достижения поставленных целей поможет только активная образовательно-воспитательная деятельность, направленная на работу с молодежью.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание активной жизненной позиции и негативного восприятия коррупционных проявлений является длительным процессом. Существующие сегодня правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования нуждаются в совершенствовании. Одним из наиболее эффективных правовых средств предупреждения коррупции в обществе следует назвать деятельность образовательных учреждений.
Важное значение имеет детальное правовое регулирование процедур, которые применяются в деятельности образовательного учреждения и исключают необоснованное расширение отдельных полномочий и пределов усмотрения. От качества подготовки локальных актов, профессиональной компетентности лиц, осуществляющих их разработку, зависит снижение коррупционных рисков в деятельности образовательного учреждения.
Сегодня важно формирование «нового типа» противодействия коррупции, который в первую очередь будет связан с выдвижением инициативы, исходящей именно от молодежи («снизу»), которая покажет свое видение на существующие внутри государства проблемы и самостоятельно сформулирует пути их решения.
Ключевая задача современного российского государства – реформирование системы образования. Сегодня особое внимание уделяется правовому воспитанию молодежи в целях формирования гражданского общества и правового государства. Постановка стратегически важных задач отражает качественное обновление образовательных подходов в анализируемой сфере, не исключением является и антикоррупционное образование.
В заключение надо отметить, что каждый педагог обязан, наряду с учебными и развивающими целями и задачами, уделять особое внимание развивающему фактору антикоррупционного воспитания.
Методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
Методические рекомендации (.pdf 783 Кб Размещен: 14.12.2016 18:07) «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти»
Методические рекомендации (.pdf 668 Кб Размещен: 14.12.2016 18:07) «Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции»
Методические рекомендации (.pdf 1.7 Мб Размещен: 14.12.2016 18:07) «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений»
Методические рекомендации (.pdf 851 Кб Размещен: 14.12.2016 18:08) «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих»
Методические рекомендации (.pdf 869 Кб Размещен: 14.12.2016 18:08) «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами
Методические рекомендации (.docx 45 Кб Размещен: 14.12.2016 18:08) «Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов»
Методические рекомендации (.docx 68 Кб Размещен: 14.12.2016 18:09) по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах
Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Методические материалы, касающиеся возможности приобретения государственными гражданскими служащими Российской Федерации ценных бумаг в собственность (.pdf 1 Мб Размещен: 12.04.2023 13:01)
Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (.docx 23 Кб Размещен: 12.04.2023 12:56)
Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» (.pdf 409 Кб Размещен: 31.03.2023 12:42)
Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки
Образец заполнения справки (.pdf 890 Кб Размещен: 14.12.2016 18:06) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего
Образец заполнения справки (.pdf 662 Кб Размещен: 14.12.2016 18:06) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи федерального государственного служащего
Методические рекомендации (.docx 43 Кб Размещен: 14.12.2016 18:09) по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций
Методические рекомендации (.docx 85 Кб Размещен: 14.12.2016 18:09) по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих
Методические рекомендации (.docx 123 Кб Размещен: 14.12.2016 18:10) по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции
Обзор типовых ситуаций (.docx 74 Кб Размещен: 14.12.2016 18:10) конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования
Обзор рекомендаций (.docx 39 Кб Размещен: 14.12.2016 18:10) по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»
Методические рекомендации (.pdf 684 Кб Размещен: 13.03.2018 15:24) по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
Методические рекомендации (.pdf 469 Кб Размещен: 13.03.2018 15:22) по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
Методические рекомендации (.pdf 300 Кб Размещен: 03.08.2018 11:19) по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов
Методические рекомендации (.doc 152 Кб Размещен: 24.09.2018 12:22) «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1»
Методические рекомендации (.doc 70 Кб Размещен: 24.09.2018 12:22) «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2»
Иные методические документы
Методические рекомендации по профилактике и предупреждению возникновения случаев конфликта интересов (личной заинтересованности) и аффилированных связей между участником закупки и заказчиком (членами закупочных комиссий, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим)
Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах), 2017 год
Методические рекомендации "Внедрение системы мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений, и устранению таких рисков".
Памятка об основах антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Ростовской области.
Памятка "Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Ростовской области".
Примерные муниципальные правовые акты по вопросам муниципальной службы и противодействия коррупции.
Рекомендации о порядке представления сведений о расходах лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальными служащими.
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
Судебная практика
Обзор практики (.pdf 313 Кб Размещен: 13.03.2018 15:22) по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков
Обзор судебной практики (.doc 478 Кб Размещен: 13.03.2018 15:23) по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими
Обзор судебной практики (.pdf 208 Кб Размещен: 13.03.2018 15:23) по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Обзор практики (.pdf 263 Кб Размещен: 13.03.2018 15:23) применения судами в 2014–2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции
Обзор судебной практики (.pdf 269 Кб Размещен: 13.03.2018 15:23) по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.