СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Основные направления проведения реформы и этапы ее законодательного оформления утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

Основными целями развития пенсионной системы, заложенными в Стратегии, являются:

— гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

— обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;

— Задачами Стратегии, не связанными напрямую с целями, являются;

— поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;

— развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоративная и частная пенсия);

— повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Решение вышеуказанных задач и достижение поставленных в Стратегии целей предполагает изменение механизма формирования пенсионных прав. Действующий механизм формирования пенсионных прав не позволяет обеспечить пенсионные права соответствующими финансовыми ресурсами, что ведет к несбалансированности как бюджета Пенсионного фонда РФ, так и федерального бюджета. Введение новой пенсионной формулы, предполагающей переход от формирования пенсионных прав в абсолютных величинах к формированию в относительных величинах (пенсионных коэффициентах), позволяет распределить располагаемые доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в каждом году среди пенсионеров, одновременно усиливая зависимость размера пенсии от личного вклада пенсионера в пенсионную систему. Вместе с тем, в целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предполагается обособление базовой части трудовой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано федеральным бюджетом.

Существуют различные подходы к реализации вышеуказанных механизмов. В связи с этим для принятия решения необходимы их детальная проработка и согласование.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Прогноз) предложен один из подходов, позволяющих достигнуть цели и решить задачи реформирования пенсионной системы.

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).

В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;

изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;

приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;

введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.

В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;

законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;

расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;

установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.

В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:

установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;

введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.

Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.

Дата публикации на сайте: 21.09.2012

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Заявленной целью Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года является определение направлений и задач по формированию в РФ социально-страховой пенсионной системы, обеспечивающих:

размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);

размер пенсионных выплат не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;

долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.

Стратегией, в частности, предусмотрено, что пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

1 уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40%). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;

2 уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3 уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.

Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 — 45 лет коэффициент замещения около 70% утраченного среднего заработка.

Обязательства пенсионной системы будут постоянно самобалансироваться с ее текущими доходами.

В среднесрочной перспективе предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом начиная с 2016 года предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством РФ.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация всех предусмотренных в ней мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;

обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера — до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;

достичь коэффициента замещения пенсией утраченного заработка до 40% для лиц, выработавших трудовой стаж не менее 30 лет с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 — 50% (при 42 — 45-летнем трудовом стаже  коэффициент замещения составит 55 — 70%).

Оцените статью
Минтруд России