от «—» 2023 N
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
ОБУЧАЮЩИМСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ДАЛЕЕ — ИПР)
по противодействию коррупции
от 30 декабря 2020 года
Методические рекомендации по организации института антикоррупционного комплаенса в субъектах квазигосударственного сектора
Глава 1. Общие положения
1. Методические рекомендации по организации института антикоррупционного комплаенса в субъектах квазигосударственного сектора (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия при осуществлении антикоррупционного комплаенса и формирования единого подхода в реализации антикоррупционной политики в субъектах квазигосударственного сектора.
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, учитывают международную практику и носят рекомендательный характер.
3. В настоящих Методических рекомендациях понятия применяются в следующем значении:
1) антикоррупционный комплаенс — функция по обеспечению соблюдения соответствующей организацией и ее работниками Республики Казахстан в сфере противодействия коррупции, возлагаемая на одно из подразделений субъекта квазигосударственного сектора;
2) субъекты квазигосударственного сектора — государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
3) конфликт интересов — противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;
4) коррупционное правонарушение — имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
5) коррупционный риск — возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
6) предупреждение коррупции — деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.
Глава 2. Цели, задачи и принципы антикоррупционных комплаенс-служб
Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За невыполнение организациями обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не предусмотрена административная ответственность, в то же время такое бездействие является нарушением законодательства о противодействии коррупции (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 июля 2014 г. по делу № 2-1205/2014, решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 12 августа 2020 г. по делу № 2а-2-155/2020, решение Октябрьского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 6 апреля 2020 г. по делу № 2-306/2020, решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 19 августа 2020 г. по делу № 2-289/2020, решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 13 июля 2020 г. по делу № 2а-1032/2020, решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 мая 2020 г. по делу № 2а-654/2020, решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 марта 2019 г. по делу № 2-830/2019).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.
Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.
Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.
Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.
Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.
Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Смотрите, например: приказ Министерства культуры РФ от 27 августа 2018 г. № 1529 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2018-2020 годы».
Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.
Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.
Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.
Рекомендуем ознакомиться с:
Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.
Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. » Меры по предупреждению коррупции в организациях»).
Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.
Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:
При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).
Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:
Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.
Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.
Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Совет 7. Проверяйте контрагентов.
Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).
Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.
Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.
8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 19 июня 2023 г. N МН-6/1150-КМ
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 раздела II протокола заочного голосования членов Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 марта 2022 г. N 32 направляет для использования в работе согласованные Минпросвещения России и МВД России рекомендации по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования и взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
I. Общие положения
1. Настоящие рекомендации направлены на совершенствование организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования и взаимодействия с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) и иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — субъекты системы профилактики).
2. Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07 5310) и иными рекомендациями федеральных органов исполнительной власти.
3. Данные рекомендации адресованы образовательным организациям высшего образования и могут быть использованы для разработки локальных нормативных актов, совершенствования деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
II. Организация и проведение индивидуальной профилактической
4. Образовательные организации высшего образования как субъекты системы профилактики:
оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
обеспечивают организацию в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
проводят индивидуальную профилактическую работу (далее — ИПР) в соответствии с требованиями, указанными в статьях 5 — 8 Федерального закона N 120-ФЗ.
5. И ПР проводится с несовершеннолетними обучающимися образовательных организаций высшего образования, категории которых установлены в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ.
В порядке, определенном пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, ИПР может проводиться с несовершеннолетними обучающимися образовательных организаций высшего образования:
употребляющими табак, никотиносодержащую продукцию;
образ жизни и поведение которых свидетельствует о возможности совершения ими противоправных действий;
допускающими антиобщественное поведение, систематическое психологическое и (или) физическое агрессивное поведение в отношении другого лица или лиц, осуществляемое, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
участников сообществ антиобщественной или криминальной направленности, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
систематически не исполняющими устав образовательной организации и правила внутреннего распорядка;
подвергающимися систематическому психическому насилию, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
пострадавшими от правонарушений или подверженных риску стать таковыми при непосредственной угрозе их жизни или здоровью;
склонными, а также совершившими суицидальную попытку или факт аутодеструктивного (самоповреждающего) поведения;
оказавшимися в иной трудной жизненной ситуации.
6. И ПР проводится в целях выявления и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нарушения их прав, устранения причин и условий, способствующих этому, а также предупреждения повторного совершения несовершеннолетними правонарушений.
В рамках реализации данной цели основными задачами являются:
выявление несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования, категории которых указаны в пункте 5 настоящих рекомендаций, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественному и противоправному поведению несовершеннолетних, а также нарушению их прав;
предупреждение повторного совершения несовершеннолетними антиобщественных действий и правонарушений;
урегулирование конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
оказание несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) социальной, педагогической, правовой, психологической, информационной и иной помощи.
7. Основаниями для проведения ИПР являются:
материалы либо документы, содержащие данные, указывающие на наличие факта правонарушений или антиобщественного поведения несовершеннолетних обучающихся, нарушения их прав, в том числе постановление территориальной (межтерриториальной) комиссии, постановление лица, производящего дознание, следователя, приговор, определение или постановление суда;
личное обращение несовершеннолетнего о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, о восстановлении или защите его нарушенных прав;
иная документированная информация, указанная в статье 6 Федерального закона N 120-ФЗ.
8. При организации и проведении ИПР в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования целесообразно наряду с нормативными правовыми актами в сфере образования и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствоваться рекомендациями федеральных органов исполнительной власти (приложение 1).
9. И ПР в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования проводится:
в соответствии с межведомственным планом (программой) ИПР, утверждаемым КДН и ЗП, или постановлением о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей, принимаемым КДН и ЗП, если помимо образовательной организации высшего образования требуется участие в указанной работе иных органов и учреждений системы профилактики. Направление образовательной организацией высшего образования в КДН и ЗП предложений в межведомственный план (программу) ИПР рекомендуется осуществлять в соответствии с Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07 5310);
в соответствии с планом ИПР, утверждаемым уполномоченным лицом образовательной организации высшего образования, если участие в указанной работе иных органов и учреждений системы профилактики не требуется.
10. План ИПР, утверждаемый уполномоченным лицом образовательной организации высшего образования, включает в себя: описание проблем, возникших у несовершеннолетнего обучающегося, требующих проведения индивидуальной профилактической работы; задачи и мероприятия индивидуальной профилактической работы; срок исполнения мероприятий (периодичность); ответственных исполнителей и иные сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы.
Типовой план ИПР прилагается в виде электронного файла (Приложение 2) с возможностью выбора вариантов заполнения его разделов.
Содержание ИПР определяется с учетом особенностей личности (физического, психического, духовного и нравственного состояния (развития), состоянии здоровья лица, в отношении которого она проводится, а также обстоятельств, послуживших основанием для проведения индивидуальной профилактической работы.
11. Руководители и педагогические работники (в соответствии с должностными регламентами) образовательных организаций высшего образования в рамках проведения индивидуальной профилактической работы вправе:
в установленном порядке посещать несовершеннолетних обучающихся по месту жительства, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями;
запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
12. В целях совершенствования организации и проведения ИПР в отношении несовершеннолетних обучающихся руководителям образовательных организаций высшего образования рекомендуется:
назначить в образовательной организации высшего образования лицо, ответственное за организацию профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися;
разработать и принять в образовательной организации высшего образования локальный акт, регламентирующий порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися, определяющий цели, задачи и функции структурных подразделений образовательной организации высшего образования, отвечающих за реализацию индивидуальной профилактической работы, порядок их взаимодействия;
рассмотреть возможность внедрения индивидуального сопровождения несовершеннолетних обучающихся специалистами социально-психологических служб образовательной организации высшего образования, а также внедрения различных практик наставничества (тьюторство, кураторство, научное наставничество и др.) и применения медиативных технологий.
III. Взаимодействие образовательных организаций высшего
образования с органами и учреждениями системы профилактики
13. При организации взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики, указанными в статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ, целесообразно наряду с нормативными правовыми актами в сфере образования и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствоваться рекомендациями федеральных органов исполнительной власти:
по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в рамках индивидуальной профилактической работы, предусмотренной частью 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ (Приложение 3);
по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по отдельным случаям нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (Приложение 4).
14. Основными формами межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики являются:
совместное планирование деятельности, утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия), в том числе межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями;
участие представителей образовательных организаций высшего образования в заседаниях КДН и ЗП, членство в КДН и ЗП;
формирование и осуществление деятельности межведомственных рабочих групп, экспертных советов, штабов и др.;
организация и проведение межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (конференций, совещаний, семинаров, вебинаров, рейдов и др.);
15. Образовательные организации высшего образования незамедлительно информируют:
орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
КДН и ЗП — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об отчислении несовершеннолетнего обучающегося из образовательной организации высшего образования;
орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, об отчислении из образовательной организации высшего образования несовершеннолетнего обучающегося из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
уголовно-исполнительные инспекции — о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
орган службы занятости — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в случаях, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.
16. В целях совершенствования взаимодействия образовательных организаций высшего образования с органами и учреждениями системы профилактики рекомендуется:
при подготовке к новому учебному году формировать (при необходимости — обновлять) рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы на данный учебный год с учетом сведений о состоянии правопорядка, криминогенной обстановки, результатов анализа состояния учета несовершеннолетних, пропускавших по неуважительным причинам занятия в образовательной организации высшего образования в течение предыдущего учебного года;
в срок не позднее 30 календарных дней с начала обучения проводить с участием представителей субъектов системы профилактики для вновь зачисленных несовершеннолетних обучающихся беседы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (недопустимости противоправного поведения, установленной ответственности за нарушение действующего законодательства) и имеющихся возможностях обращения за помощью в образовательных организациях высшего образования;
использовать программы социально-психологической адаптации несовершеннолетних обучающихся, включающие социально-психологическое тестирование, тренинги, при необходимости психокоррекционную работу с привлечением родителей, представителей субъектов системы профилактики;
совместно с субъектами системы профилактики развивать среди обучающихся добровольческое движение в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и охраны общественного порядка.
1. Методические рекомендации по отдельным направлениям индивидуальной профилактической работы, проводимой в отношении несовершеннолетних обучающихся (федеральный уровень);
2. Типовой план индивидуальной профилактической работы (электронный файл);
3. Методические рекомендации по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках индивидуальной профилактической работы, предусмотренной частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (федеральный уровень);
4. Методические рекомендации по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по отдельным случаям нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (федеральный уровень).
Приложение N 1
к плану ИПР
с несовершеннолетним обучающимся
об исполнении плана индивидуальной профилактической работы
Приложение N 2
по результатам реализации плана индивидуальной
профилактической работы за период