- Государственная служба в России
- Виды полномочий
- Иерархия государственной службы
- Важное дополнение
- Федеральные виды государственной службы в России
- Федеральная государственная гражданская служба
- Военная служба
- Правоохранительная служба
- Муниципальная служба
- Понятие и Признаки Государственной Службы в Российской Федерации
- Вопросы Российской юстиции. Выпуск №30
- Государственная служба: определения и характеристики
- Взгляды на государственную службу
- Характеристики государственной службы в России
- Источники
- Виды государственной службы
- Формы документов
- Судебная практика
- Статьи, комментарии, ответы на вопросы
- Нормативные акты
Государственная служба в России
Государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан. Для такого решения есть конституционные основания. Так, в части четвертой статьи 32 Конституции Российской Федерации говорится о равном доступе к государственной службе именно граждан Российской Федерации.
Государственная служба — это единая система, объединяющая три основных вида государственной службы:
- гражданскую службу,
- военную службу,
- правоохранительную службу.
Такое объединение создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида.
Виды полномочий
Законодательство выделяет три группы полномочий:
- Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Полномочия органов государственной власти, иных государственных органов.
- Полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.
Иерархия государственной службы
Государственная служба может быть подразделена на:
- Федеральную государственную службу
- Государственную службу субъекта Федерации
На сегодняшний день в России существуют 48 государственных должностей, замещаемых лицами, не являющимися государственными служащими.
Важное дополнение
Особенности правового статуса лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, закрепляются в Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законах.
Федеральные виды государственной службы в России
Федеральная государственная служба подразделяется на следующие виды:
Федеральная государственная гражданская служба
Гражданская служба по своему характеру является публично-правовой. Правовое регулирование отношений, возникающих на государственной гражданской службе, осуществляется государственно-служебным законодательством. Природа этого законодательства административно-правовая. Трудовое законодательство для регулирования данных отношений не применяется.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Военная служба
Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Правоохранительная служба
Правоохранительная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях. Гражданам, находящимся на правоохранительной службе, присваиваются специальные звания и классные чины.
Муниципальная служба
Муниципальная служба является, как и государственная служба, объектом публично-правового регулирования. Несмотря на тесную функциональную взаимосвязь органов государственной власти и органов местного самоуправления, последние организационно отделены от государственного аппарата. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, как следствие, не находятся в отношениях подчиненности к ним.
Данное конституционное положение предполагает самостоятельное правовое регулирование муниципальной службы и не допускает включения муниципальной службы в систему государственной службы.
Понятие и Признаки Государственной Службы в Российской Федерации
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные понятия и признаки государственной службы, проводится системный анализ распространенных в научной полемике мнений по поводу природы данного института. Целью работы является выявление и развитие такого института как государственная служба в РФ, в целях дальнейшего единообразного понимания его основных, главенствующих положений и норм. Это исследование позволило выявить многогранный характер природы данного института государственного управления.
Ключевые слова: государственная служба, научная полемика, понятие, признаки государственной службы, правовые отношения, государство.
На сегодняшний день государственная служба является неотъемлемым элементом в деятельности государства. Она позволяет планомерно и поэтапно реализовывать основные направления государственной политики, а также достичь стратегически важных целей, стоящих перед страной на определенном этапе ее становления, функционирования и дальнейшего развития.
Можно с уверенность утверждать, что данный институт в сфере государственного устройства и управления продолжает свое развитие и становиться оптимальным для той правовой и государственной структуры, которая установлена обществом и типом государства. Прежде чем определять виды, структуру и иные элементы государственной службы, необходимо обозначить понятийную основу данного государственной института, определить основные признаки и свойства, присущие государственной службе.
Далее, более подробно раскроем ранее указанные теоретические основы и установим проблемы теоретических представлений о данном государственном институте.
Так, правовому и демократическому государству для своего функционирования необходимы источники власти. В Российской Федерации основным источником власти является его многонациональный народ, который реализует свои права в государстве. Именно народ, но прежде всего граждане РФ, занимают основные ключевые места в органах публичного администрирования.
С позиции доктринальных основ, исследованием государственной службы активно занимаются такие ученые, как Ю.В Старилов, Л.А. Чиканова, И.А. Дякина и другие. В научной полемике активно обсуждаются различные варианты определения государственной службы.
Можно выделить несколько направлений развития понятия государственная служба.
Вопросы Российской юстиции. Выпуск №30
Содержание:
- Понятие и Признаки Государственной Службы в Российской Федерации
- Вопросы Российской юстиции. Выпуск №30
Государственная служба: определения и характеристики
Во-первых, существует устоявшееся мнение, что государственная служба является видом профессиональной, государственной деятельности.
Во-вторых, есть мнение, что государственная служба — это разновидность прежде всего труда.
В-третьих, государственная служба — это прежде всего определенный договор публичного характера между государством и гражданином.
В-четвертых — это публично-правовые отношения между государством и гражданином.
Взгляды на государственную службу
Первую точку зрения поддерживает Л.И. Акутов, и отмечает, что государственная служба это — профессиональное участие граждан в выполнении различных целей, а также функций государства за счет того, что
Третья точка зрения относится к высказыванию, О. И. Чистякова, что государственная служба — договор, который считается свободным по своей сущности, из него вытекает одностороннее публично-обязательственное отношение частных лиц к самому носителю публичной власти, чтобы
Характеристики государственной службы в России
- Как правило государственная служба связана с аналитической и интеллектуальной деятельностью.
- Является деятельностью с значительным количеством ограничений и запретов.
- Предполагает повышенную ответственность перед обществом и государством.
- Является общественно уважаемой деятельностью.
- Стабильность в плане материального обеспечения и выплат вознаграждения за службу.
- Связана с применением цифровых технологий и цифровизацией.
- Повышенные риски коррупционного характера.
- Динамичная деятельность, развивающаяся по современным реалиям.
- Финансовое обеспечение происходит из государственного бюджета.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что несмотря на закрепление понятия государственно службы в законодательстве, происходят научные диспуты в части определения данного правового явления. В научной среде отсутствует единое мнение. Каждый автор приводит свою точку зрения, но все соблюдают устоявшиеся признаки данного правового института.
Источники
- Акутова Л. И. Понятие и признаки государственной службы // Молодой ученый. 2018. № 45 (231). С. 121-123.
- Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист. 2008.
- Волкова М.В. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы науки в исследованиях студентов, ученых, практиков. 2023. С. 302-312.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2011.
6. Ивашинина Т. Б. Интеллектуальная собственность как инструмент стимулирования инноваций // Государственное и муниципальное управление в России: материалы X Международной научнопрактической конференции. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. С. 70 — 77.
7. Чистяков О. И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права // М.: Юрайт. 2016. 520 с.
8. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1892. С. 271.
9. Андреенко В. И. Анализ содержания понятия «Государственная служба» // Молодежь, наука и цивилизация. 2022 С. 199-200.
10. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы : Институц.- функцион. анализ / Н. Казанцев; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: Изд-во РАГС. 1999.
Государственная служба — профессиональная деятельность в аппарате государственного управления.
В различных государствах как состав, так и функции государственных служащих (госслужащих) определяется по-разному. В частности, различия касаются принадлежности к госслужащим военнослужащих, сотрудников сил поддержания порядка, служащих местных администраций, а также назначаемых и выборных служащих из политиков.
Место проведения экзаменов по приему на государственную службу, Гуандун, 1873. Для размещения кандидатов имелось 7500 изолированных кабин.
Система государственной службы в Китае складывалась в течение десятков веков. Её основы заложил Лю Бан, который основал династию Хань в 206 году. Империя была разделена на 15 частей и 10 царств. Царства были разделены на 1587 префектур. Префектуры делились на административные районы. Центральное управление осуществляли девять министерств.
Была создана так называемая система девяти рангов. В теории, согласно этой системе, местные правители должны были выбирать талантливых кандидатов на должности, и, в зависимости от их способностей и умений, присваивать им одну из девяти степеней. В реальности кандидатами, как правило, становились лишь богатые и влиятельные люди.
Система девяти рангов была заменена системой государственных экзаменов — Кэцзюй (в 605 году в период династии Суй). После сдачи этих экзаменов будущие чиновники ожидали назначения на должность. После получения должности им назначался испытательный срок. По отчету об эффективности работы определялось их жалование, которое выплачивалось деньгами, зерном или шёлком.
Государственная служба в Древнем Риме: губернатор Квириний вносит Марию и Иосифа с список переписи населения. Мозаика 1315—1320
Исторически функции государственной службы исполняли, как правило, личные слуги высокопоставленных лиц. В сохранившихся источниках Древнего Рима и Византии перечислены сотни должностей, образующих сложную структуру управления (См. Notitia Dignitatum). Насколько известно (См. Иоанн Лид), назначения на должности в этот период производились не по способностям или деловым качествам, а по принципу личной зависимости от назначающего или передавались по наследству. Система позволяла назначенным чиновникам перепоручать работу другим лицам, получая при этом плату за исполнение обязанностей.
В государствах, основанных германцами, должностные лица, окружавшие короля, находились в одинаковом положении с слугами всякого вотчинника: они были слугами короля, для которых на первом плане стояли интересы хозяина. Они назначались или из лиц зависимых, или из свободных дружинников, вступавших на службу к королю с целью искать покровительства и защиты против гнета других сильных дружинников. Короли привлекали к себе этих людей (называвшихся antrustiones, leudes, fideles, vassali и так далее) в тех видах, чтобы можно было возлагать на них военную службу и придворные должности. В провинциальном управлении высшие должности тоже поручались королевским антрустионам. Содержание должностным лицам и слугам короля заключалось в известной части судебных пошлин, в подарках, но преимущественно — в наделе поземельными участками.
С установлением феодальной системы королевские слуги избирались из вассалов, обязанность которых заключалась в несении пожизненной службы сюзерену. Служба королю и государству приняла характер повинности. Должности, дававшие значительный доход, рассматривались как бенефиции и жаловались частным лицам в пользование; должностные функции получили характер частного имущества, которое могло переходить по наследству. У высших владетелей были свои служители, находившиеся к ним в вассальных отношениях и отправлявшие преимущественно судебные функции. Должности в феодальном государстве замещались: 1) по договору, являвшемуся основанием вассальных отношений между ленным господином и чиновником, получавшим в лен или саму должность, или владение, и 2) из среды особого полузависимого класса служилых людей (министериалов).
В конце феодального периода класс зависимых служилых людей слился с ленным рыцарством; служилые имущества, получавшиеся в вознаграждение за службу, переходили или в лены, или в свободную собственность. В то же самое время входит в обычай назначение жалованья, по крайней мере низшим придворным должностным лицам. К этому же времени относится образование нового класса чиновников из лиц, изучавших в университетах римское и каноническое право. Появление на поприще государственной службы ученых юристов влекло за собою изменение в способе замещения должностей; право рождения начинало уступать место праву знания.
Эта перемена, связанная с победой монархической власти над феодализмом, совершалась не вдруг, а с известной постепенностью. В первоначальную эпоху усиления монархической власти чиновники являются почти исключительно с характером финансовых деятелей, но затем предметы их ведомства расширяются; после рецепции римского права легисты, как люди изучившие это право, мало-помалу заменяют в судах прежних рыцарей-судей; затем ученые юристы появляются в придворных, государственных советах, в коллегиях и заведующих отдельными ветвями администрации.
С образованием нового класса ученых чиновников делается ненужной прежняя повинность государственной службы; основанием для замещения должностей становится свободное соглашение, свободное предложение и принятие услуг. Вновь возникшее чиновничество является верным орудием королей в борьбе их с феодализмом: ученые юристы проповедуют безусловное повиновение королю, так как в этом — опора их собственной власти. Должностные лица остаются «слугами короля», но королевская власть принимает на себя осуществление разнообразных задач государства. На месте прежнего вотчинника становится носитель известной идеи, который служит ей вместе со своими органами — должностными лицами. В науке утверждается то начало, что должностные лица — нейтральные и бесстрастные органы государства; совокупность государственных должностей рассматривается как особый организм, а совокупность служащих — как особый общественный класс с особыми правами и обязанностями. Класс этот выливается в бюрократию, кладущую свой отпечаток на весь строй государственной жизни.
Учреждение в Западной Европе в XVIII веке
Приказ в Москве. Александр Янов.
При Петре I система государственной службы была упорядочена. Гражданская или военная служба стала обязательной для дворянства. В 1722 году была введена Табель о рангах. В 1722 году, а потом в 1723 году назначено было гражданским чинам определенное денежное жалованье по соответствию с рангами воинской службы.
Манифестом о вольности дворянства 1762 года обязательная служба дворянства была отменена. Перестав быть повинностью дворянства, государственная служба сделалась его привилегией. С течением времени привилегии, предоставленные в отношении поступления на государственную службу потомственным дворянам и детям личных дворян, были распространены и на другие категории лиц.
С начала XIX века правительство начинает заботиться о надлежащей подготовке чиновников. Указ 1809 г., составленный по мысли Сперанского, предписывал сдавать особенный экзамен для получения чина коллежского асессора. Эта мера вызвала всеобщее неудовольствие не только со стороны чиновников, но даже со стороны таких людей, как Карамзин; тотчас после удаления Сперанского появились многочисленные изъятия из этого закона, а в 1834 году он был вовсе отменен.
| | Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (31 декабря 2016) |
| —————————————————————————————————————————— | ——————————————————————————————————————— |
Государственная служба России — профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России.
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Чиновники Древнего Китая. Дата обращения: 17 апреля 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
↑ 1 2 3 // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Федеральный Закон (ФЗ) «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 600 с.
ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ
Приказ Министра обороны Российской Федерации № 303 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства обороны Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих», от 12 мая 2014 года.
Президент Российской Федерации, «Общие принципы служебного поведения государственных служащих».
Пример резюме на государственную службу — Шаблон резюме в виде анкеты, использующийся для государственных служб.
Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.
Древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.
До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: «воевода», «тиун конюший» (ответственный за конский состав), «дворецкий-огнищанин» (управляющий княжеским двором), «стольник» (снабженец) и т. п. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.
Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.
После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.
Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.
В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).
Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.
Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.
Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
«О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов[9];
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
| | 01/1999 | 01/2001 | 01/2002 | 09/2003 | 01/2005 | 01/2007 | 10/2008 | 10/2009 | 10/2011 | 10/2013 | |
| —————————————— | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | —— |
| Численность, тыс. чел. | 485,6 | 548,7 | 576,1 | 666,8 | 684,2 | 791,8 | 846,3 | 868,2 | 827,5 | 786,4 |
| Доля от трудоспособного населения (в %) | 0,67 | 0,77 | 0,8 | 0,92 | 0,93 | 1,05 | 1,12 | 1,15 | 1,09 | 1,04 |
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Выдержка из реестра должностей гражданской госслужбы в части перечня должностей в федеральных министерствах
| Категории должностей | Группы должностей | Должности (пример)[15] |
| ———————————————————————————————————————————————————— | ——————————————— | —————————————- |
| Руководители | Высшая группа | Первый заместитель федерального министра |
| Заместитель федерального министра | | |
| Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека — заместитель Министра юстиции РФ | | |
| Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу | | |
| Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства | | |
| Руководитель (начальник) службы федерального министерства | | |
| Руководитель аппарата федерального министра | | |
| Руководитель (директор) департамента | | |
| Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Заместитель руководителя аппарата федерального министра | | |
| Начальник главного управления | | |
| Заместитель директора департамента | | |
| Заместитель руководителя (директора) департамента | | |
| Первый заместитель начальника главного управления | | |
| Заместитель начальника главного управления | | |
| Главная группа | | |
| Начальник управления | | |
| Заместитель начальника управления | | |
| Начальник отдела | | |
| Заместитель начальника отдела | | |
| Помощники (советники) | Высшая группа | Помощник федерального министра |
| Советник федерального министра | | |
| Специалисты | Главная группа | Начальник отдела в департаменте |
| Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |
| Начальник отдела в службе федерального министерства | | |
| Начальник отдела в главном управлении | | |
| Начальник отдела в управлении | | |
| Референт | | |
| Ведущая группа | Заместитель начальника отдела в департаменте | |
| Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |
| Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства | | |
| Заместитель начальника отдела в главном управлении | | |
| Заместитель начальника отдела в управлении | | |
| Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Ведущий советник | | |
| Советник | | |
| Ведущий консультант | | |
| Консультант | | |
| Старшая группа | Главный специалист-эксперт | |
| Ведущий специалист-эксперт | | |
| Специалист-эксперт | | |
| Обеспечивающие специалисты | Ведущая группа | Ведущий специалист 2 разряда |
| Старшая группа | Старший специалист 1 разряда | |
| Старший специалист 2 разряда | | |
| Старший специалист 3 разряда | | |
| Младшая группа | Специалист 1 разряда | |
| Специалист 2 разряда | | |
замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;
замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России;
замещающим должности, относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.
| Группа должностей | Федеральная гражданская служба | Гражданская служба субъекта России | Кем присваивается[П 2] |
| —————— | ————————————————————————————— | ———————————————————————————————— | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| Высшая | Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством. |
| Главная | Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |
| Ведущая | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |
| Старшая | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |
| Младшая | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |
1 этап. Объявление о приёме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в установленный срок должен представить в государственный орган необходимые документы.
2 этап. Осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении. Результатом конкурса также может быть отказ от назначения, но с зачислением в номенклатурный кадровый резерв органа власти.
Конкурс не проводится:
при назначении на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России или Правительством России;
при заключении срочного служебного контракта;
при назначении гражданского служащего на иную должность, если он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья, либо при сокращении должностей государственной гражданской службы, либо при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа;
при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
ежемесячное денежное поощрение (количество должностных окладов)[22];
месячный оклад за классный чин (максимальное на август 2012—1850 рублей)[17];
ежемесячные надбавки за выслугу лет на гражданской службе[2];
ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы[2];
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну[2];
премии[2].
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.
Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:
признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;
отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);
наличие заболеваний, при наличии которых запрещено трудоустройство на госслужбу (органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; эпилепсия[23]);
близкое родство с руководителем;
наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;
представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;
утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.
В связи с прохождением гражданской службы запрещается:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;
замещать должность гражданской службы в случае:
1. избрания или назначения на государственную должность[П 4];
2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;
получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)[П 5];
выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);
использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;
создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Госслужба в Конституции России: ч. 4, ст. 32; пп. «т» абз. 2 ст. 71; ст. 97.
Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется законами субъектов России с учетом положений указанного федерального закона
Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы определены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено исключение для этого правила. В соответствии с указами Президента России заместители председателя Правительства России и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента России в федеральных округах
Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Впоследствии гражданский служащий имеет право выкупить полученный им в связи с протокольным мероприятием подарок
Виды государственной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 Конституции РФ"Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 59 Конституции РФ"По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 21 марта 2013 года N 6-П, от 19 мая 2014 года N 15-П и др.). К числу таких обязанностей относится, в частности, надлежащее материальное обеспечение военнослужащих, включающее в первую очередь выплату им вознаграждения за исполнение обязанностей военной службы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихСистема государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов, что следует из п. 1 ст. 2 Закона N 58-ФЗ. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную и службу субъекта РФ, а военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, относятся к видам федеральной государственной службы (п. п. 2, 3 ст. 2 Закона N 58-ФЗ).