- В России людям с инвалидностью будет доступна социокультурная реабилитация
- Принятие закона
- Подготовка к реализации закона
- Комплексный подход
- К отечественному производству
- Мониторинг доступности реабилитации
- Статья
- Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов в России
- Доклад по реабилитации инвалидов в России
- Комплексная реабилитация инвалидов
- Федеральные органы по реализации Концепции
- Профессиональная реабилитация инвалидов
- Минтруд России предложил увеличить число регионов-участников пилота по реабилитации детей с инвалидностью
В России людям с инвалидностью будет доступна социокультурная реабилитация
Госдума приняла во втором чтении законопроект о комплексной реабилитации и абилитации людей с инвалидностью.
В июне 2023 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который предлагает комплексную реабилитацию и абилитацию людей с инвалидностью.
12 декабря Государственная дума приняла законопроект кабмина во втором чтении.
На сегодняшний день в законодательстве предусмотрена реабилитация и абилитация людей с инвалидностью, но комплексного предоставления таких услуг нет, сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Теперь людей с инвалидностью будут направлять в том числе на социокультурную реабилитацию, а в случае назначения средств технической реабилитации вместе с медицинскими показаниями будут учитывать и социальные.
Принятие закона
Принятие закона позволит ввести в России единые стандарты реабилитации инвалидов, создать комплексную систему их поддержки: от социально-психологической и медицинской помощи до профориентации и переобучения людей с ограниченными возможностями здоровья, — ранее сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Председатель также отметил, что документ регламентирует вопросы реабилитации не только взрослых с инвалидностью, но и детей. Ранняя помощь для детей до трех лет впервые выделяется в отдельное направление реабилитации.
Одновременно с этим также вносятся изменения в Федеральный закон № 4.14-ФЗ и органы государственной власти субъектов РФ наделяются новыми полномочиями: организация и предоставление услуг по реабилитации и абилитации взрослых и детей с инвалидностью и их сопровождаемое проживание.
14 декабря 2023 года, Госдума приняла закон в третьем и окончательном чтении.
Подготовка к реализации закона
Все, кто занимается комплексной реабилитацией в России, должны понимать, как действуют новые стандарты и принципы работы в этой области уже к моменту принятия соответствующего федерального закона, а не постфактум. Госдума 21 сентября приняла его в первом чтении — документ дополняет и корректирует семь нормативных документов. Как идет подготовка к реализации закона после вступления в силу, обсудили 10 ноября вице-спикер Совета Федерации Инна Святенко и министр труда и социальной защиты Антон Котяков на выездном заседании Совета по делам инвалидов. Оно прошло в Петербурге на базе Центра медико-социальной экспертизы и реабилитации имени Альбрехта.
Комплексный подход
По данным на начало текущего года, в России насчитывается около 11 миллионов инвалидов. После начала СВО вследствие военных травм их количество стало увеличиваться. Но вопрос не только в характере инвалидности — это еще достаточно молодые люди, которым нужна комплексная поддержка и помощь для восстановления, социализации и налаживания полноценной жизни.
Участники СВО, которые получили инвалидность, нуждаются в особом подходе. |
---|
Это должно быть и медицинское, и психологическое, и юридическое сопровождение. |
А также содействие в переподготовке и трудоустройстве. |
Для оценки потребностей инвалидов боевых действий предлагается ввести социальный паспорт, в котором могут быть указаны все индивидуальные нужды военнослужащего. |
Участники СВО, которые получили инвалидность, нуждаются в особом подходе. Это должно быть и медицинское, и психологическое, и юридическое сопровождение. А также содействие в переподготовке и трудоустройстве. Для оценки потребностей инвалидов боевых действий предлагается ввести социальный паспорт, в котором могут быть указаны все индивидуальные нужды военнослужащего.
Инна Святенко отметила: Сегодня количество инвалидов вследствие военной травмы — сравнительно небольшая группа. |
---|
Вместе с тем характер увечий, их последствия для организма, возраст пострадавших — все это в совокупности формирует серьезную медико-социальную проблему. |
Для таких активных людей при реабилитации необходимы специальные комплексные подходы, направленные на скорейшую их адаптацию к мирной жизни. |
Инна Святенко отметила: Сегодня количество инвалидов вследствие военной травмы — сравнительно небольшая группа. Вместе с тем характер увечий, их последствия для организма, возраст пострадавших — все это в совокупности формирует серьезную медико-социальную проблему. Для таких активных людей при реабилитации необходимы специальные комплексные подходы, направленные на скорейшую их адаптацию к мирной жизни.
Начальник Военно-медицинской академии имени Кирова Евгений Крюков сообщил, что Минобороны сформировало трехэтапную систему реабилитации. |
---|
Помимо разветвленной сети медицинских и санаторных учреждений, работают девять центров протезирования. |
По его данным, около 80 процентов военнослужащих, получивших увечья и прошедших протезирование, проходят переобучение и возвращаются на военные специальности в 82 субъектах Федерации. |
Сегодня возросла не только потребность, но и значимость реабилитации, которая является стратегическим инструментом оперативного восполнения санитарных потерь. |
Начальник Военно-медицинской академии имени Кирова Евгений Крюков сообщил, что Минобороны сформировало трехэтапную систему реабилитации. Помимо разветвленной сети медицинских и санаторных учреждений, работают девять центров протезирования. По его данным, около 80 процентов военнослужащих, получивших увечья и прошедших протезирование, проходят переобучение и возвращаются на военные специальности в 82 субъектах Федерации. Сегодня возросла не только потребность, но и значимость реабилитации, которая является стратегическим инструментом оперативного восполнения санитарных потерь.
| Инна Святенко отметила: 80 процентов готовых вернуться на военную службу — это показатель великого духа наших участников СВО. |
Инна Святенко отметила: 80 процентов готовых вернуться на военную службу — это показатель великого духа наших участников СВО.
К отечественному производству
Святенко обратила внимание на необходимость развития отечественной индустрии протезирования. |
---|
Сейчас для нас основная задача — создание полного цикла отечественного производства качественных протезных изделий. |
От комплектующих до готового оборудования. |
Мы должны быть независимы от импортного сырья. |
Пока, к сожалению, часть сырья не российского производства. |
Но мы должны научиться делать чипы. |
Нельзя дальше ждать и пользоваться чужой продукцией. |
Тем более что на самом деле все эти чипы делают российские специалисты, которые находятся только, к сожалению, за рубежом. |
Святенко обратила внимание на необходимость развития отечественной индустрии протезирования: Сейчас для нас основная задача — создание полного цикла отечественного производства качественных протезных изделий. От комплектующих до готового оборудования. Мы должны быть независимы от импортного сырья. Пока, к сожалению, часть сырья не российского производства. Но мы должны научиться делать чипы. Нельзя дальше ждать и пользоваться чужой продукцией. Тем более что на самом деле все эти чипы делают российские специалисты, которые находятся только, к сожалению, за рубежом.
Антон Котяков рассказал, что несколько российских производителей уже смогли локализовать производство коленных суставов. |
---|
С микропроцессорным управлением почти на 94 процента. |
По его мнению, нужно достичь стопроцентного импортозамещения. |
Но сфера производства протезов не однородная, поэтому пока и уровень локализации разный. |
Антон Котяков рассказал, что несколько российских производителей уже смогли локализовать производство коленных суставов с микропроцессорным управлением почти на 94 процента. По его мнению, нужно достичь стопроцентного импортозамещения. Но сфера производства протезов не однородная, поэтому пока и уровень локализации разный.
Что касается трудоустройства инвалидов, то, как сообщил Антон Котяков, Минтруд подготовил инициативу о субсидировании работодателей, нанимающих инвалидов по квоте. |
---|
А также о дополнительном стимулировании тех, кто нанимает на работу инвалидов сверх квоты. |
Он напомнил, что за участниками СВО сохраняется прежнее рабочее место, на которое они могут гарантированно вернуться. |
Что касается трудоустройства инвалидов, то, как сообщил Антон Котяков, Минтруд подготовил инициативу о субсидировании работодателей, нанимающих инвалидов по квоте, а также о дополнительном стимулировании тех, кто нанимает на работу инвалидов сверх квоты. Он напомнил, что за участниками СВО сохраняется прежнее рабочее место, на которое они могут гарантированно вернуться.
Мониторинг доступности реабилитации
Совет Федерации ведет мониторинг доступности реабилитации, сообщила Инна Святенко. По словам Святенко, кадровая база в этой сфере обеспечена, но её распределение по различным регионам различно. Поэтому необходимо установить единый стандарт предоставления реабилитационных услуг во всех регионах.
По данным министра труда и социальной защиты Антона Котякова, ежегодно около 600 тысяч взрослых и 80 тысяч детей нуждаются в реабилитационных услугах. Этой проблемой занимаются 31 тысяча организаций и 800 многопрофильных центров. Однако, например, Центр имени Альбрехта в Санкт-Петербурге проводит около 6,5 тысячи курсов реабилитации в год, тогда как в некоторых регионах России центров реабилитации вообще нет.
Министр напомнил, что в проекте закона о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов закладываются основы во всех областях этого процесса. Это означает, что во всех регионах страны гарантируется единая система комплексной реабилитации. Документ позволит внедрить общие стандарты в этой области и закрепит ключевое понятие целевые реабилитационные группы инвалидов в зависимости от характера и степени нарушения функций организма.
Статья
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов в России
ИЗ МАТЕРИАЛОВ IV ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-2022
О мерах по реализации положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, предпринимаемых основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по компетенции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 N 3711-р утверждена Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 г. (далее – Концепция).
Принятие Концепции призвано обеспечить комплексный характер системы реабилитации и абилитации инвалидов, направленный на объединение усилий всех участников реабилитационного процесса, обеспечить формирование её единой организационно-правовой и научно-методической базы. Для реализации поставленных Концепцией задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 N 2253-р утвержден План мероприятий реализации Концепции (далее – План).
Доклад по реабилитации инвалидов в России
Департамент по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с ведущими экспертами Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) в рамках компетенции рассмотрел информационно-аналитические материалы, поступившие в течение III квартала 2022 г. из Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (далее – Комиссия) в Минтруд России для рецензирования, на предмет их соответствия цели, задачам, приоритетным направлениям реализации, основным ожидаемым результатам и целевым показателям реализации Концепции, а также Плану.
Комплексная реабилитация инвалидов
Согласно общим положениям Концепции под комплексной реабилитацией и абилитацией понимается персонифицированное сочетание оптимально подходящих услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по основным направлениям реабилитации и абилитации:
- Медицинская
- Социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая и социально-педагогическая)
- Социокультурная
- Психолого-педагогическая
- Профессиональная
- Физическая (с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта)
Предоставляемые услуги зависят от необходимости одновременно или поэтапно в целях полной реализации реабилитационного потенциала инвалида, максимально возможного восстановления или компенсации стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Федеральные органы по реализации Концепции
Основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части реализации положений Концепции являются:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации – медицинская реабилитация
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – социальная реабилитация и абилитация
- Министерство культуры Российской Федерации – социокультурная реабилитация и абилитация
- Министерство просвещения Российской Федерации – психолого-педагогическая реабилитация и абилитация
Профессиональная реабилитация инвалидов
Вопросы профессиональной реабилитации инвалидов в связи с образовательным и профессиональным маршрутом являются предметом совместного ведения Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства высшего образования и науки Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Такой подход был положен в основу Плана при его подготовке, согласовании и доработке. Одновременно Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере проведения медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов. Исходя из этого, в соответствии с Планом Минтруд России является основным исполнителем системных мер и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование: — правового и организационно-методического обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; — механизма разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ); — межведомственного взаимодействия в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; — современной информационной среды, обеспечивающей потребности системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
В этих целях приказом Минтруда России от 25 октября 2022 N 688 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 N 2253-р. Одним из ключевых мероприятий Концепции и Плана является усовершенствование правового регулирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Разработка соответствующего проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (далее – Законопроект) была начата Минтрудом России одновременно с разработкой Концепции в 2018 году. Положения разработанного Законопроекта учитывают подходы к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, сформулированные в Концепции и Плане. Целью Законопроекта является формирование взаимоувязанной системы полномочий органов государственной власти и организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидам для обеспечения инвалидов доступными и качественными реабилитационными услугами. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в 9 федеральных законов: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», «О техническом регулировании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».
Основные изменения вносятся в базовый Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Предлагаемыми изменениями четко определяются полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Вводится или актуализируется понятийный аппарат по комплексной реабилитации и абилитации и ее основным направлениям. Впервые законодательно вводятся понятия: «ранняя помощь» и «сопровождаемое проживание», определяются условия их предоставления. Вводятся полномочия Минтруда России по определению федеральными учреждениями МСЭ целевых реабилитационных групп инвалидов в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности при оказании реабилитационных и абилитационных услуг, а также по разработке стандартов предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, которые предлагается четко отграничить от социальных услуг. Так же полномочия по разработке стандартов предоставления услуг по другим направлениям – социокультурной, физической реабилитации и абилитации – предоставляются соответствующим ведомствам по компетенции (Минкультуры России и Минспорту России соответственно).
В настоящее время, в отсутствие другого регулирования, действуют национальные стандарты предоставления различных услуг по реабилитации и абилитации инвалидов. Национальный стандарт носит рекомендательный характер, предполагает добровольность при его применении. Сама структура национального стандарта не имеет необходимой на современном этапе детализации предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по утверждению стандартов предоставления услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов, обязательных для применения, вводятся взамен имеющегося в настоящее время регулирования – по аналогии с действующими положениями федерального законодательства, регулирующими оказание медицинской помощи по медицинской реабилитации. Законопроектом впервые вводится понятие «реабилитационная организация», а также различные механизмы контроля за деятельностью таких организаций. Все предлагаемые изменения должны обеспечить повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов, создать дополнительные условия для максимальной интеграции инвалидов в общество. Одновременно Минтрудом России совместно с ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проводится подготовка 27 подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минтруда России в развитие положений Законопроекта. В соответствии с Планом Законопроект должен быть направлен в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу до конца 2022 года. Одновременно в целях минимизации рисков, возникающих в рамках новых правоотношений в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, Правительство Российской Федерации приняло решение о проведении в 2022-2024 годах в двух субъектах Российской Федерации (Свердловской и Тюменской областях) пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, Правила реализации которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 N 2339 (далее – пилотный проект).
В ходе пилотного проекта Минтрудом России совместно с исполнительными органами государственной власти пилотных регионов, реабилитационными организациями регионального и федерального уровней, Фондом социального страхования Российской Федерации, Казначейством России, Национальной системой платежных карт «МИР» отрабатывается целый ряд задач, таких как:
— определение федеральными учреждениями МСЭ целевых реабилитационных групп детей-инвалидов для их рациональной маршрутизации в профильные реабилитационные организации, в том числе в случаях, требующих сложных видов реабилитации в федеральных учреждениях, подведомственных Минтруду России; — отработка стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов различных целевых реабилитационных групп в полустационарных и стационарных условиях; — отработка межведомственного электронного взаимодействия и форм документов при предоставлении соответствующих услуг; — отработка механизма финансового обеспечения реабилитационных и абилитационных услуг с использованием электронного сертификата; — отработка механизмов и унифицированных инструментов для оценки эффективности оказанных услуг.
Под услугами по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов для целей пилотного проекта понимается оптимальный набор мероприятий, направленных на восстановление или формирование у ребенка-инвалида способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастной нормой, включающих в себя основные направления реабилитации – социально-бытовую адаптацию, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию и абилитацию, профессиональную ориентацию, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. В последние годы в сфере медицинской реабилитации активно развивается комплексный междисциплинарный подход, нашедший отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых, вступивших в силу с 1 января 2021 г. и предусматривающих ее осуществление в три этапа. При исчерпании возможностей медицинской реабилитации, особенно при низком потенциале восстановления нарушений функций организма, все большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической и профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей инвалидов в целях их социальной адаптации и реинтеграции в общество.
С учетом порядков оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе по медицинской реабилитации. Вместе с тем, необходимо совершенствование взаимодействия между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую помощь по медицинской реабилитации, и реабилитационными организациями в других сферах в целях обеспечения преемственности и последовательности в реабилитационном процессе».
Анализ материалов, представленных Минздравом России в Комиссию, позволяет сделать вывод о широком спектре предпринимаемых компетентным федеральным органом исполнительной власти мер, направленных на повышение доступности для граждан, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, медицинской помощи по медицинской реабилитации, в том числе в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 N 2816-p. Федеральный проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» реализуется с 1 января 2022 года и направлен на достижение показателя «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
По мнению Минздрава России, одной из основных задач на текущий период является обновление материально-технической базы медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, включая оснащение современными техническими средствами реабилитации, способствующими сокращению терапевтических курсов, приводящих к улучшению и возвращению утраченных функций пациентов, подготовку специалистов в области медицинской реабилитации, повышение квалификации уже работающих специалистов, а также профессиональная переподготовка кадров.
Вместе с тем, в материалах Минздрава России и вышеуказанных документах не прослеживается интеграция медицинской реабилитации в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в том смысле, который вложен в цитируемые выше положения Концепции, на что, в частности, указывает в своем экспертном заключении Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Важнейшим показателем социальной адаптации инвалидов является их трудоустройство и занятость. Профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации и построения образовательного маршрута, тогда как при возникновении инвалидности в трудоспособном возрасте, особенно при остро возникших заболеваниях и травмах, наиболее перспективен ранний этап медицинской реабилитации, который, по данным специальной медицинской литературы, выступает самым эффективным инструментом восстановления трудоспособности в прежней (или в наиболее схожей) профессии.
Вместе с тем, понятие психолого-педагогической реабилитации и абилитации в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Анализ материалов по данным вопросам, представленных в Комиссию Минпросвещения Россиии Минобрнауки России, показывает, что деятельность Минпросвещения России, Минобрнауки России в части обеспечения инвалидов реабилитационными, абилитационными и образовательными услугами, соответствует общим направлениям совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации, закрепленным в положениях Концепции и мероприятиях Плана. Так, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой в декабре 2021 г. Межведомственный комплексный план по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и занятости указанных лиц, содержит значительное количество мероприятий, предусмотренных Концепцией, и скоррелирован с Планом. 1 Письмо Минздрава России от 14.09.2022 N 15-3/И/1-7733. 2 Письмо Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов от 04.10.2022 N 3398-ЛИ/АСИ. 3 Письмо Минпросвещения России от 29.07.2022 N МП-П-3762. 4 Письмо Минобрнауки России от 29.07.2022 N МН-7/2784-ДА.
Однако одновременно следует отметить, что до настоящего времени не утвержден проект федерального закона, подготовленный Минпросвещения России и Минобрнауки России, определяющий роль и место психолого-педагогической реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе образования.
По нашему мнению, отсутствие самостоятельного законодательного регулирования вопросов психолого-педагогической реабилитации и абилитации затрудняет развитие данного направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Материалы, представленные в Комиссию Минкультуры России, позволяют судить о том, что работа, проводимая Минкультуры России по совершенствованию организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, не в полной мере соответствует положениям Концепции и Плана.
Так, Концепцией социокультурная реабилитация и абилитация рассматривается как «фактически существующее отдельное и во многом уникальное направление комплексной реабилитации и абилитации» и описывается как «комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных, а также экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество». Данный тезис был положен в основу соответствующих разделов Законопроекта, наделяющих федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, полномочиями по обеспечению услуг по социокультурной реабилитации и абилитации, предоставляемых инвалидам и детям-инвалидам с использованием всех видов творческой деятельности.
При этом, в материалах, представленных в Комиссию Минкультуры России, основные направления деятельности компетентного федерального органа исполнительной власти в большей степени направлены на повышение доступности для инвалидов объектов культуры и искусства, а также развитие инклюзивных практик в соответствующей сфере (в том числе в рамках проекта «Инклюзивная платформа» на портале «Культура.РФ»).
Таким образом, по нашему мнению, необходима выработка единой, согласованной с Минкультуры России позиции в части: содержания услуг по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; целеполагания предоставления данных услуг гражданам; роли и места учреждений и специалистов сферы культуры в обеспечении функционирования в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с учетом стратегических положений Концепции. Что касается совершенствования оказания услуг по реабилитации и абилитации инвалидов методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (физической реабилитации и абилитации), то следует отметить, что Минспорт России и подведомственные ему научнопрактические организации, определенные в качестве методических центров по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург), принимали активное участие в подготовке Законопроекта в части законодательного регулирования рассматриваемых вопросов.
Согласно данным Минспорта России, представленным для анализа в Комиссию, в 2021 году в рамках государственного контракта ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» по заказу Минспорта России выполнена научно-исследовательская работа по теме «Разработка и обоснование стандарта оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов». Данную разработку планируется использовать при подготовке документов для утверждения стандарта оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ранее направлял в Минтруд России положительную рецензию на данный проект документа, а также позицию, согласно которой он может быть использован для разработки стандартов оказания инвалидам соответствующих услуг. Кроме того, Концепция и План при разработке были взаимоувязаны с положениями Плана реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – План мероприятий по реализации Стратегии) и другими документами стратегического планирования развития в Российской Федерации физической культуры и спорта.
Как указывает в своих материалах Минспорт России, из 117 пунктов Плана мероприятий по реализации Стратегии 23 мероприятия непосредственно касаются адаптивной физической культуры и спорта, соисполнителями по которым являются Паралимпийский и Сурдлимпийский комитеты России, всероссийские федерации, развивающие виды спорта инвалидов. В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии Минспортом России совместно с Минтрудом России был разработан и утвержден План мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, до 2030 года.
Ключевыми мероприятиями данного плана являются совершенствование нормативных правовых документов в сфере адаптивной физической культуры и спорта, проведение всероссийских физкультурных мероприятий среди инвалидов, создание детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и центров в субъектах Российской Федерации, реализация плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта, что в полной мере согласуется с задачами Концепции, приоритетными направлениями ее реализации и мероприятиями, предусмотренными Планом. Таким образом, согласно материалам, представленным Минспортом России, работа, проводимая по совершенствованию организации физической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в полной мере скоррелирована с положениями Концепции и Плана. Стратегические документы государственного планирования по вопросам развития физической культуры и спорта в Российской Федерации также разрабатываются с учетом потребности инвалидов в мероприятиях по физической реабилитации и абилитации.
Суммируя все изложенное выше, можно сделать общий вывод о том, что основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2021-2022 годах предпринимались и продолжают реализовываться меры по повышению доступности для инвалидов и детей-инвалидов реабилитационных и абилитационных услуг.
Вместе с тем, в отношении ряда федеральных органов исполнительной власти следует отметить, что данные меры не полностью гармонизированы по своему содержанию с положениями Концепции и Плана. В настоящее время осуществляется подготовка предложений в протокольные поручения по итогам очередного заседания Комиссии, состоявшегося 12.10.2022 г. Департамент по делам инвалидов Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России предлагает включить результаты анализа, отраженные в настоящей статье, в протокол заседания Комиссии, в том числе отметить необходимость повышения контроля за реализацией Плана компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Минтруд России предложил увеличить число регионов-участников пилота по реабилитации детей с инвалидностью
Проект постановления Правительства РФ1 был представлен на общественное обсуждение 8 августа 2023. Автор документа Минтруд России предлагает внести поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2339 и увеличить количество регионов, участвующих в пилотном проекте по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, с двух до шести.
В случае принятия документа в список пилотных регионов войдут следующие субъекты РФ:
Четыре новых региона могут стать участниками проекта уже с 1 января 2024 года. Документом предлагается продлить проект до 31 декабря 2030 года. В настоящее время финал проекта запланирован на 31 декабря 2023 года.
В рамках реализации пилота детям с инвалидностью оказывается реабилитация и подготовка к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. В специальных центрах ребят обучают безопасному поведению, навыкам ориентирования, а также взаимодействия дома и на улице. Родителей консультируют по вопросам подготовки жилых помещение к нуждам ребенка, использования технических средств реабилитации и другим.
Услуги по комплексной реабилитации и абилитации в пользу детей-инвалидов оказываются по электронному сертификату. В предлагаемом министерством документе также содержится порядок и сроки возврата неиспользованной суммы средств такого сертификата в бюджет.
Напомним, пилотный проект по комплексной реабилитации детей-инвалидов был запущен в 2022 году. Как сообщается на сайте Минтруда России, с момента старта пилота оформлено уже более 3,9 тыс. электронных сертификатов на сумму свыше 407 млн рубй. Более 1,7 тыс. выпущенных сертификатов уже использовано для реабилитации детей. Планируется, что пилотный проект поможет создать комплексную современную и эффективную систему реабилитации и восстановления способностей детей с инвалидностью.
Общественное обсуждение по проекту продлится до 22 августа 2023 года. Стадия независимой антикоррупционной экспертизы пройдет с 8 по 14 августа 2023 года.
1 С текстом проекта "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 2339" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/08-23/00140737 ).