ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье проанализированы недостатки, выявленные в ходе реализации государственной демографической политики в Российской Федерации. Обоснованы меры по улучшению демографической ситуации в стране, основными из которых являются: создание единого органа, ответственного за реализацию демографической политики; выработка четких и объективных показателей оценки эффективности реализации демографической политики; стимулирование государственными органами трансформации социокультурной среды в направлении возрождения традиционных семейных ценностей.
Ключевые слова: государственная демографическая политика, демографические показатели, уровень рождаемости, уровень смертности, миграционная политика.
DEMOGRAPHIC POLICY IN MODERN RUSSIA: INSTITUTIONAL AND SOCIAL WAYS OF DEVELOPMENT
The article analyzes shortfalls revealed in the course of implementation of the state demographic policy in the Russian Federation. Measures for the demographic situation improvement in the country are justified. They include creation of the united authority responsible for implementation of the demographic policy; formation of accurate and objective measures of performance evaluation of implementation of the demographic policy; state authorities’ stimulation of transformation of sociocultural environment into direction of revival of traditional family values.
Key words: state demographic policy, demographic measures, birth rate, death rate, migration policy.
C принятием этого документа возникли некоторые вопросы относительно его реализации. Один из них, на наш взгляд, это отсутствие закрепленных в нем показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. В проекте доклада министра Татьяны Голиковой на
Аналогичная закономерность выявляется при анализе показателя смертности. В период 2010-2015 гг. в возраст среднестатистической смерти (69 лет) вступило крайне малочисленное поколение «детей войны» (рожденных в 1941-1945 гг.), т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И наоборот, после 2015 г. примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.
Поэтому для оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики необходимо использовать объективные показатели, не зависящие от определенных конъюнктурных факторов, таких как, например, возрастная структура населения.
К числу демографических параметров, позволяющих оценить эффективность демографической политики государства в области повышения уровня рождаемости, на наш взгляд, следует отнести:
— суммарный коэффициент рождаемости (фертильности), отражающий среднее количество рожденных детей одной женщины в репродуктивном возрасте;
— соотношение числа абортов с числом рождений (количество абортов на 1000 рождений);
— удельный вес многодетных семей;
— коэффициент младенческой смертности (детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми);
— число родившихся детей по очередности рождения.
Демографические параметры, позволяющие оценить демографическую политику государства в области уменьшения уровня смертности:
— средняя ожидаемая продолжительность жизни;
— число умерших от внешних причин смерти в репродуктивном возрасте (на 100 000 человек населения).
Демографические параметры, позволяющие оценить политику государства в области улучшения миграционной ситуации:
— количество прибывших на постоянное место жительство мигрантов в Российскую Федерацию в расчете на 1000 человек населения;
— количество выбывших на постоянное место жительство из Российской Федерации мигрантов в расчете на 1000 человек населения;
— количество иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;
Указанное в Концепции Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является только координирующим органом. Изучив сайт этого ведомства, нам не удалось найти ни структурного подразделения, в чьи обязанности входило бы отслеживание хода реализации мероприятий в демографической сфере, ни каких-либо систематизированных отчетов в этой области.
На наш взгляд, в стране, которая находится в критической демографической ситуации, за реализацию государственной демографической политики целиком и полностью должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.
В плане предусмотрены конкретные меры (на уровне нормативных актов) по реализации задач, установленных в Концепции. Стоит отметить, что в этом документе упор делается в основном на мероприятия социально-экономической направленности. В то время как социокультурным мероприятиям, к ко-
торым относятся мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций и семейных отношений, уделено ничтожно мало внимания.
Весь демографический опыт последнего столетия свидетельствует, что демографические кризисы — плод не социально-экономических, а духовно-нравственных и социокультурных проблем.
Например, нынешние усилия органов власти в данной сфере сводятся, как правило, к малоэффективным PR-компаниям, вроде «Года семьи» или социальной рекламе, в то время как не предпринимается никаких усилий для противодействия деструктивному характеру современного информационного
Безусловно, важнейшим фактором демографического развития страны должна стать миграционная политика, которая будет соответствовать следующим критериям. Во-первых, приток иммигрантов должен иметь объемы, которые не угрожали бы тенденции роста рождаемости среди коренного населения. Во-вторых, государственную миграционную политику необходимо строить таким образом, чтобы допускать в страну, только тех трудовых мигрантов, которые действительно необходимы для ее социально-экономического развития. В этой связи может быть полезным опыт построения системы отбора мигрантов в зарубежных странах, в которые иммигранты допускаются, только если они отвечают жестким квалификационным и иным требованиям. В-третьих, приток мигрантов должен иметь такие объемы и направления, которые бы исключали даже потенциальную опасность возникновения этнически однородных сообществ и развитие межэтнической напряженности. В-четвертых, отдельным направлением миграционной политики должна стать программа репатриации соотечественников.
Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.
1. Глинский В. В. К вопросу об оценке перспектив развития демографической ситуации в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 12. C. 17-21.
2. Глинский В. В., Овечкина Н. И. Тенденции демографической политики: сдержанный оптимизм третьего цикла // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 16. C. 14-18.
3. Сазонова Е. С. Демографический кризис: феноменология и государственное управление // Стратегии России в историческом и мировом пространствах: Материалы Всерос. науч. конф. (5 июня 2009 г.). М., 2009. С. 795-802.
1. Glinskij VV. K voprosu ob ocenke perspektiv razvitija demograficheskoj situacii v Ros-sii // Nacional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. 2008. № 12. P 17-21.
2. Glinskij VV, Ovechkina N. I. Tendencii demograficheskoj politiki: sderzhannyj optimizm tret’ego cikla // Nacional’nye interesy: prioritety i bezopasnost. 2010. № 1б. P 14-18.
3. Sazonova E. S. Demograficheskij krizis: fenomenologija i gosudarstvennoe upravlenie // Strategii Rossii v istoricheskom i mirovom prostranstvah: Materialy Vseros. nauch. konf. (5 ijunja 2009 g.). M., 2009. P 795-802.
В данной статье рассматриваются основные проблемы демографической политики в России, включая низкую рождаемость, высокую смертность и миграционные процессы, а также обсуждаются пути их решения.
О чем статья
- Введение
- Определение демографической политики
- Проблемы демографической политики в России
- Низкая рождаемость
- Высокая смертность
- Миграционные процессы
- Пути решения проблем демографической политики
- Улучшение медицинского обслуживания
- Привлечение мигрантов
- Стимулирование рождаемости
- Материнский капитал
- Социальные льготы и пособия
- Улучшение условий для семей с детьми
- Пропаганда здорового образа жизни
- Развитие медицинской инфраструктуры
- Повышение квалификации медицинского персонала
- Расширение программы обязательного медицинского страхования
- Развитие телемедицины
- Политика привлечения высококвалифицированных специалистов
- Упрощение процедуры трудоустройства для мигрантов
- Привлечение мигрантов для работы в сельском хозяйстве
- Сравнительная таблица демографической политики
- Демографическая политика в СССР
- Развитие демографической политики в Российской Федерации
Введение
Добро пожаловать на лекцию по демографической политике! Сегодня мы будем изучать основные проблемы, связанные с демографическими процессами в России, а также рассмотрим возможные пути их решения. Демографическая политика – это совокупность мер, принимаемых государством для регулирования численности и структуры населения. В нашей стране существуют серьезные проблемы, такие как низкая рождаемость, высокая смертность и миграционные процессы. В ходе лекции мы разберемся, какие факторы влияют на эти проблемы и какие меры можно предпринять для их решения. Приступим!
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Определение демографической политики
Демографическая политика – это набор мер и действий, принимаемых государством для регулирования демографических процессов в стране. Она направлена на достижение определенных демографических целей, таких как увеличение рождаемости, снижение смертности и эффективное управление миграционными процессами.
Основная цель демографической политики – обеспечение устойчивого развития населения и поддержание его оптимального уровня. Для этого государство разрабатывает и реализует различные программы и меры, которые направлены на стимулирование рождаемости, улучшение условий жизни и здравоохранения, а также регулирование миграционных процессов.
Демографическая политика включает в себя не только социальные и экономические меры, но и правовые и организационные механизмы. Она основывается на анализе демографической ситуации в стране, прогнозировании ее изменений и разработке соответствующих стратегий и программ.
Важными аспектами демографической политики являются также образование и информационная поддержка населения. Государство осуществляет просветительскую работу, проводит кампании по популяризации здорового образа жизни, планированию семьи и другим аспектам, влияющим на демографические показатели.
Проблемы демографической политики в России
В России существуют ряд проблем, связанных с демографической ситуацией в стране. Эти проблемы оказывают негативное влияние на рост населения и требуют принятия соответствующих мер для их решения.
Низкая рождаемость
Одной из основных проблем является низкая рождаемость. В России снижается количество рождений, что приводит к уменьшению численности населения. Это связано с различными факторами, такими как экономическая нестабильность, высокий уровень безработицы, недостаточная поддержка семей с детьми со стороны государства, отсутствие доступного жилья и другие социально-экономические проблемы.
Высокая смертность
Еще одной серьезной проблемой является высокая смертность. В России наблюдается высокий уровень смертности, особенно среди мужчин. Это связано с различными факторами, такими как алкоголизм, курение, неблагоприятные условия труда и жизни, недостаточное качество медицинского обслуживания и другие факторы. Высокая смертность оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в стране и требует принятия мер для ее снижения.
Миграционные процессы
Также в России существуют проблемы, связанные с миграционными процессами. Страна является привлекательным местом для мигрантов из других стран, что может оказывать влияние на демографическую ситуацию. Однако, неконтролируемая миграция может привести к негативным последствиям, таким как неравномерное распределение населения, социальные и экономические проблемы, конфликты и другие негативные явления.
В целом, проблемы демографической политики в России требуют комплексного подхода и принятия соответствующих мер для их решения. Это может включать в себя стимулирование рождаемости, улучшение медицинского обслуживания, привлечение мигрантов и другие меры, направленные на улучшение демографической ситуации в стране.
Низкая рождаемость – это одна из основных проблем демографической политики в России. Она означает, что количество новорожденных детей в стране недостаточно для поддержания устойчивого уровня населения.
Низкая рождаемость может быть вызвана различными факторами, такими как изменение социально-экономической ситуации, изменение ценностей и приоритетов в обществе, отсутствие поддержки для семей с детьми и другие факторы.
Одним из основных последствий низкой рождаемости является старение населения. Стареющее население может привести к ухудшению экономической ситуации, увеличению нагрузки на систему социального обеспечения и здравоохранения, а также к сокращению рабочей силы.
Для решения проблемы низкой рождаемости необходимо принимать меры, направленные на стимулирование семей к рождению детей. Это может включать в себя предоставление материальной поддержки для семей с детьми, создание условий для совмещения семейной и профессиональной жизни, обеспечение доступности и качества детского образования и здравоохранения, а также проведение информационных кампаний о пользе и значимости деторождения.
Высокая смертность является одной из основных проблем демографической политики в России. Это означает, что количество смертей превышает количество рождений, что приводит к уменьшению численности населения.
Причины высокой смертности могут быть различными. Одной из основных причин является недостаточное качество и доступность медицинского обслуживания. В некоторых регионах России отсутствует необходимая медицинская инфраструктура, а качество медицинских услуг оставляет желать лучшего. Это приводит к тому, что люди не получают своевременную и качественную медицинскую помощь, что может привести к увеличению смертности.
Кроме того, высокая смертность может быть связана с неблагоприятными условиями жизни, такими как низкий уровень жизни, плохая экология, недостаток доступной и здоровой пищи, а также неблагоприятные условия труда. Все это может негативно сказываться на здоровье людей и приводить к увеличению смертности.
Для решения проблемы высокой смертности необходимо принимать меры, направленные на улучшение медицинского обслуживания. Это может включать в себя развитие медицинской инфраструктуры, повышение качества медицинских услуг, обеспечение доступности медицинской помощи для всех слоев населения, а также проведение профилактических мероприятий и информационных кампаний о здоровом образе жизни.
Миграционные процессы – это перемещение людей из одного места проживания в другое. Миграция может быть внутренней, когда люди переезжают внутри своей страны, или международной, когда они пересекают границы и уезжают в другую страну.
Миграция может быть вызвана различными причинами, такими как экономические возможности, поиск работы, образование, беженство, семейные обстоятельства и т.д. Люди могут переезжать как временно, так и на постоянное место жительства.
Миграционные процессы имеют как положительные, так и отрицательные последствия для страны. С одной стороны, миграция может способствовать экономическому развитию, увеличению рабочей силы, обмену культурными ценностями и т.д. С другой стороны, миграция может вызывать социальные и экономические проблемы, такие как недостаток рабочей силы в стране-источнике, конкуренцию на рынке труда, социальную напряженность и т.д.
Для управления миграционными процессами государства разрабатывают миграционную политику. Она включает в себя различные меры и инструменты, направленные на регулирование и контроль миграции. Это может быть установление квот на иммиграцию, введение визового режима, проведение миграционных реформ, создание программ интеграции для мигрантов и т.д.
Миграционные процессы являются важной составляющей демографической политики, так как они влияют на численность населения, его структуру и динамику. Правильное управление миграцией может способствовать развитию страны и улучшению жизни людей, однако требует баланса интересов и комплексного подхода к решению проблем, связанных с миграцией.
Пути решения проблем демографической политики
Одним из основных путей решения проблемы низкой рождаемости является стимулирование рождаемости. Для этого можно предусмотреть различные меры поддержки для семей, которые решаются на рождение детей. Например, государство может предоставлять материнский капитал, выплачивать пособия на детей, предоставлять льготы на жилье и образование для многодетных семей. Также важно создать условия для совмещения семейной и профессиональной жизни, чтобы родители могли успешно работать и воспитывать детей.
Улучшение медицинского обслуживания
Высокая смертность является одной из основных проблем демографической политики. Для ее решения необходимо улучшить медицинское обслуживание населения. Это может включать в себя развитие сети медицинских учреждений, повышение качества медицинских услуг, обеспечение доступности лекарств и медицинского оборудования, а также проведение профилактических мероприятий и образовательных программ по здоровому образу жизни.
Привлечение мигрантов
Миграционные процессы также играют важную роль в демографической политике. Одним из путей решения проблемы низкой численности населения может быть привлечение мигрантов. Для этого необходимо создать благоприятные условия для трудовой миграции, упростить процедуру получения разрешения на работу и проживание, предоставить социальные гарантии и защиту прав мигрантов. Важно также проводить интеграционные программы, которые помогут мигрантам адаптироваться в новой стране и стать полноценными членами общества.
Стимулирование рождаемости
Одной из основных проблем демографической политики является низкая рождаемость. Для решения этой проблемы необходимо проводить меры по стимулированию рождаемости. Вот некоторые из них:
Материнский капитал
Материнский капитал – это государственная поддержка семей, которые рождают или усыновляют второго и последующих детей. Семьям, которые получают материнский капитал, предоставляется финансовая помощь, которую они могут использовать на свое усмотрение. Это может быть использовано для покупки жилья, образования детей или других нужд семьи. Такая мера стимулирует семьи к рождению детей и созданию благоприятной среды для их воспитания.
Социальные льготы и пособия
Государство может предоставлять различные социальные льготы и пособия для семей с детьми. Это может включать в себя льготы на жилье, льготы на проезд, льготы на детские товары и услуги, а также пособия на детей. Такие меры помогают семьям справиться с финансовыми трудностями, связанными с рождением и воспитанием детей, и могут стимулировать рождаемость.
Улучшение условий для семей с детьми
Для стимулирования рождаемости необходимо создать благоприятные условия для семей с детьми. Это может включать в себя строительство и развитие детских садов, школ, медицинских учреждений и другой инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей семей с детьми. Также важно обеспечить доступность и качество медицинской помощи для беременных женщин и новорожденных детей.
Пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда здорового образа жизни может способствовать улучшению репродуктивного здоровья населения и повышению рождаемости. Это может включать в себя информационные кампании о важности здорового питания, физической активности, отказе от вредных привычек и регулярном медицинском обследовании. Такие меры помогают снизить риск возникновения заболеваний, которые могут негативно сказаться на репродуктивной функции организма.
Все эти меры по стимулированию рождаемости должны быть комплексными и включать в себя как финансовую поддержку, так и создание благоприятных условий для семей с детьми. Только таким образом можно достичь увеличения рождаемости и решить проблему низкой численности населения.
Одной из важных задач демографической политики является улучшение медицинского обслуживания населения. Это включает в себя различные меры, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи.
Развитие медицинской инфраструктуры
Для улучшения медицинского обслуживания необходимо развивать медицинскую инфраструктуру. Это включает строительство и модернизацию больниц, поликлиник, амбулаторий и других медицинских учреждений. Также важно обеспечить их современным оборудованием и технологиями, чтобы врачи могли предоставлять качественную медицинскую помощь.
Повышение квалификации медицинского персонала
Для обеспечения качественного медицинского обслуживания необходимо повышать квалификацию медицинского персонала. Это включает проведение специальных курсов и тренингов, обучение новым методам и технологиям, а также повышение уровня профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер.
Расширение программы обязательного медицинского страхования
Для обеспечения доступности медицинской помощи всем гражданам необходимо расширить программу обязательного медицинского страхования. Это позволит гарантировать бесплатное или льготное получение медицинских услуг, а также обеспечить финансирование медицинских учреждений.
Развитие телемедицины
Телемедицина – это использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления медицинской помощи на расстоянии. Развитие телемедицины позволит улучшить доступность медицинской помощи в удаленных и малонаселенных районах, а также сократить время ожидания приема у врача.
Улучшение медицинского обслуживания является важным аспектом демографической политики. Это позволит повысить качество жизни населения, снизить смертность и улучшить репродуктивное здоровье. Правительство должно активно работать над реализацией этих мер, чтобы достичь поставленных демографических целей.
Привлечение мигрантов является одним из путей решения проблем демографической политики. Миграционные процессы могут оказать положительное влияние на демографическую ситуацию в стране, если правительство принимает соответствующие меры для их регулирования и интеграции.
Политика привлечения высококвалифицированных специалистов
Одним из способов привлечения мигрантов является разработка политики, направленной на привлечение высококвалифицированных специалистов. Это может быть особенно актуально в сферах, где есть дефицит кадров, например, в IT-индустрии или медицине. Правительство может предоставлять различные льготы и преимущества для иностранных специалистов, чтобы привлечь их в страну.
Упрощение процедуры трудоустройства для мигрантов
Для привлечения мигрантов необходимо упростить процедуру трудоустройства и получения разрешения на работу. Это позволит привлечь больше иностранных работников, которые могут внести свой вклад в экономику страны и улучшить демографическую ситуацию. Правительство может также предоставлять различные программы поддержки и адаптации для мигрантов, чтобы облегчить их интеграцию в общество.
Привлечение мигрантов для работы в сельском хозяйстве
Одной из сфер, где есть большая потребность в рабочей силе, является сельское хозяйство. Правительство может разрабатывать программы, направленные на привлечение мигрантов для работы в сельском хозяйстве. Это поможет снизить дефицит рабочей силы в этой отрасли и способствовать развитию сельских территорий.
Привлечение мигрантов может быть одним из эффективных способов решения проблем демографической политики. Однако необходимо учитывать различные аспекты, такие как социальная интеграция, защита прав мигрантов и предотвращение негативных последствий миграционных процессов. Правительство должно разрабатывать комплексные меры, которые учитывают все эти аспекты и способствуют устойчивому развитию страны.
Сравнительная таблица демографической политики
Демографическая политика является важным инструментом государственного и муниципального управления, направленным на решение проблем, связанных с населением. В России существуют серьезные демографические проблемы, такие как низкая рождаемость, высокая смертность и миграционные процессы. Для их решения необходимо принимать меры по стимулированию рождаемости, улучшению медицинского обслуживания и привлечению мигрантов. Только совместными усилиями государства и общества можно достичь положительных результатов в демографической политике и обеспечить устойчивое развитие страны.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите CRTL + Enter
Демографи́ческая поли́тика в Росси́и, целенаправленная деятельность органов государственной власти и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения России.
Запрос на демографическую политику формируется по мере демографического перехода. Несмотря на то что примеры проведения демографической политики можно находить со времен Древнего Рима, массовым явлением она стала в 20 в. Она базируется на предпосылках о том, что 1) воспроизводство населения управляемо и 2) существует некий демографический оптимум, достижение которого предпочтительно для конкретного государства и мира в целом. Демографическая политика тесно связана с семейной политикой, направленной на повышение качества жизни и благосостояния семей.
Политика государств в сфере влияния на смертность их населения складывалась под воздействием научно-технического прогресса, развития медицины и гигиены с 18–19 вв. Долгое время в её фокусе было снижение экзогенных факторов смертности (эпидемии, голод, войны и др.).
Демографическая политика в СССР
В СССР современный тип смертности с высокой долей эндогенных причин смерти (от болезней системы кровообращения, врождённых пороков, наследственных болезней и т. п.) и высокой продолжительностью жизни в целом установился к концу 1950-х гг. ( Вишневский. 1982). Переход к нему поставил новые задачи в области управления смертностью.
Первым направлением вмешательства в сферу управления рождаемостью в Советской России можно считать политику в области абортов, начавшуюся с легализации искусственного прерывания беременности в 1920 г. Этому предшествовала длительная научная дискуссия о распространении практик искусственных выкидышей во многих странах мира в начале 20 в. и способов сокращения негативных последствий этого феномена. Данное решение базировалось на представлениях о прямой связи между уровнем жизни и рождаемостью и о том, что повышение благосостояния в социалистической стране автоматически приведет к сокращению абортов (Вишневский. 2017). Однако в 1920-х гг. началась модернизация рождаемости, т. е. переход от её традиционной модели с высоким числом рождений к современной с внутрисемейным контролем деторождения. Одновременно росло число абортов, которые заменяли собой контрацепцию. Казалось, что именно доступность абортов приводила к снижению числа рождений. В общем русле политики 1930-х гг. в 1936 г. было принято постановление о запрете на аборты. В условиях низкой информированности о контрацепции и затруднённого доступа к ней, а также при уже сформировавшейся в обществе привычке обращаться к аборту как средству предотвращения деторождения стали расти нелегальные и криминальные аборты. Отмена законодательного запрета абортов в 1955 г. привела к дальнейшему росту их числа: в условиях модернизации рождаемости, когда решение о рождении ребенка все чаще принималось самой семьей, спрос на контроль числа рождений был высоким.
Так, к концу 1950-х гг. изменения в режимах рождаемости и смертности сделали необходимым формирование комплексной государственной политики в данной области. В 1960–1970-е гг. стали закладываться теоретические основы демографической политики в СССР. Д. И. Валентей определил последнюю как «совокупность мероприятий, регулирующих демографические процессы» (цит. по: Елизаров. 2017. С. 74). К направлениям такой политики были отнесены:
– изменения характеристик естественного возобновления поколений (рождаемость, брачность, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни);
– миграция населения. Проводимая государством миграционная политика органически связана с политикой в области расселения населения по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т. д.).
С 1970-х гг. теоретически прорабатывались такие направления социально-демографической политики, как улучшение условий для сочетания материнства с участием в общественном производстве, совершенствование системы дошкольного воспитания детей, улучшение условий функционирования и развития семьи; затрагивались проблемы старения населения. В «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985) конкретизировались объект демографической политики (воспроизводство населения) и её цели (достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроизводства) (Демографический энциклопедический словарь. 1985. С. 250). Он также определял миграционную политику как часть демографической политики (Демографический энциклопедический словарь. 1985. С. 111).
Реализация целенаправленной политики в этой области в СССР началась с регионального Плана мероприятий по улучшению демографической обстановки и стимулированию естественного прироста населения г. Москвы (1977). Он предусматривал улучшение охраны здоровья матери и ребёнка, условий труда работающих женщин, жилищных условий, обеспечение детскими учреждениями и др. Однако в целом до 1981 г. меры демографической политики сводились к экономической поддержке многодетности (первые отдельные выплаты были введены еще в 1936 и усилены в 1944) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (в том числе одиноких матерей).
В 1981 г. был принят комплекс мер демографической политики, когда было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (реализация в 1981–1983). В постановлении говорилось о важности «создания наиболее благоприятных условий для роста населения» и фокусировалось внимание на помощи семьям с детьми. Эти меры создали базу ныне действующей политики в России, совмещающей как демографические, так и социальные функции. Основные меры включали: введение единовременных пособий при рождении, дифференцированных по порядку рождения; введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (до 1 года). В 1989–1990 гг. был продлён частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и предоставлено право на дальнейший неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, увеличен отпуск по беременности и родам до 18 недель. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии его основные правовые нормы и направления демографической политики, отдельные меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.
Развитие демографической политики в Российской Федерации
В 2007 г. была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. ( Указ Президента РФ от 9 октября 2007 № 1351), в которой целями демографической политики России были определены стабилизация численности населения к 2015 г., создание предпосылок для роста его численности, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Задачи описывались конкретными количественными показателями для каждого из трёх этапов реализации. Меры демографической политики приняли вид мер прямого материального стимулирования рождаемости. Среди них: введение материнского капитала при рождении 2-го и последующих детей, увеличение размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, увеличение единовременных пособий при рождении и др. В дальнейшем эти меры пролонгировались и расширялись (введение материнского капитала на 1-го ребенка в 2020 и др.).
Наконец, Концепция демографической политики 2007 г. содержала и целевые ориентиры в области снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Среди задач – сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; а также сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза. Однако уже к 2022 г. стало ясно, что поставленные цели по увеличению продолжительности жизни и снижению смертности не могут быть достигнуты по причине пандемии COVID-19 и её последствий.
С 2018 г. на фоне ухудшения демографической ситуации из-за негативного влияния возрастной структуры населения перед Правительством РФ были поставлены национальные цели развития государства до 2024 г., в том числе демографического: а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (в редакции 2020 целевой показатель был заменен на «увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет»). Был разработан национальный проект «Демография». Ключевые меры остались прежними: усиление материальной поддержки семей с детьми, дифференцированный подход в зависимости от очерёдности рождения ребенка; обеспечение женщинам, имеющим детей, возможности совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счёт повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет. Как и в случае Концепции демографической политики, достижению национальных целей в области демографии в указанные сроки помешала развернувшаяся пандемия коронавируса.
Крупный пакет новых мер поддержки семей с детьми в русле ключевых идей концепции был предложен в 2020 г. ( Федеральный закон от 1 марта 2020 № 35–ФЗ). Материнский капитал начал предоставляться на первого ребёнка в семье. Кроме того, эта программа была продлена до конца 2026 г. Была усилена поддержка семей в сфере приобретения жилья, в частности, при рождении в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. третьего или последующих детей Федеральным законом от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ предусмотрена целевая государственная поддержка в размере не более 450 тыс. рублей для полного или частичного погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу); для семей с детьми активно развиваются программы специальных ипотек.
В 2021 г. начался второй период третьего этапа реализации Концепции демографической политики России на период до 2025 г., его целью в сфере рождаемости является восстановление к 2025 г. суммарного коэффициента рождаемости в 1,7 ребёнка на 1 женщину. В настоящее время демографическая политика России представлена комплексом правовых актов различного типа: концепций, программ, национальным и федеральными проектами.
Опубликовано 31 октября 2022 г. в 15:11 (GMT+3). Последнее обновление 21 марта 2023 г. в 00:31 (GMT+3).