- Надбавка за выслугу лет
- Преимущества надбавки за выслугу лет
- Структура начислений
- Таблицы и результаты расчетов
- Таблица 1
- Таблица 2
- Решение совета депутатов
- Решение о регулировании оплаты труда
- Глава Ретюнского сельского поселения
- Раздел 1: Общие положения
- плата труда муниципальных служащих
- сточник финансирования
- труктура оплаты труда
- иды выплат
- становление размера выплат
- адбавки и дополнения
- снования для дополнительных выплат
- Раздел 2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе
- Раздел 3. Ежемесячная надбавка к должностному окладу
- Ежемесячная надбавка к должностному окладу за специфические условия
- Установление ежемесячной надбавки
- Изменение размера надбавки
- Снижение или отмена надбавки
- Уведомление служащего
- Установление причин выплаты надбавки
- Письменное объяснение
- Полный расчетный период
- Ежемесячная надбавка за работу со сведениями государственной тайны
- Премии за выполнение важных заданий
- Условия премирования
- Особо важные задания
- Назначение надбавок сотрудникам
- Из положения об оплате труда убирается надбавка за выслугу лет. Достаточно ли этого для того, чтобы перестать платить эту надбавку работникам?
- Начисление надбавок в 1С
Надбавка за выслугу лет
Надбавка за выслугу лет – эффективный метод мотивации сотрудников. В отличие от обязательного ежегодного индексирования фонда оплаты труда, эти начисления имеют стимулирующий характер. Обязательно использование таких надбавок только в отношении военнослужащих, находящихся на контракте (306-ФЗ от 07.11.2011г.). В коммерческих компаниях такая форма стимуляции применяется реже, но иногда встречается.
Преимущества надбавки за выслугу лет
Как правило, надбавка за выслугу лет имеет прогрессивную шкалу: чем больше стаж, тем больше начисления. Это метод борьбы с текучкой кадров, способ удержания в штате квалифицированных специалистов.
Структура начислений
Суммы надбавок за стаж устанавливаются в определенной пропорции от заработной платы. Чаще всего процент зависит от выслуги лет. Стимулирующие начисления относятся к фонду оплаты труда. Поэтому все выплаты по выслуге лет подлежат налогообложению (НДФЛ), на эти суммы начисляются страховые взносы.
Таблицы и результаты расчетов
В таблицу вносятся данные, на основании которых рассчитываются суммы надбавки. Результат заполнения формы приведен на следующих изображениях:
Таблица 1
Таблица 2
Решение совета депутатов
Лужский муниципальный район
совет депутатов Ретюнского сельского поселения
от 13 марта 2024 года № 241
О внесении изменений в решение Совета депутатов Ретюнского сельского поселения от 24 мая 2022 года № 164 Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих администрации и порядке ее осуществления
В целях приведения Положения в соответствие с требованиями действующего законодательства и 3-ФЗ от 30.01.2024г. О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса, Уставом муниципального образования Ретюнское сельское поселение Ленинградской области, совет депутатов Ретюнского сельского поселения,
- Дополнить Раздел 10.Заключительные положения к решению п. 10.9
Взыскание с работодателя процентов (денежная компенсация) за выплаты работнику, которые ему были не начислены своевременно, а решением суда было признано право на их получение исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, день фактического расчета включительно. Размер процентов должен быть не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы долга.
Решение подлежит официальному опубликованию.
Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
Решение о регулировании оплаты труда
Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу администрации Ретюнского сельского поселения Гришанову С.С.
Глава Ретюнского сельского поселения
исполняющий полномочия председателя совета депутатов В.Ю. Камагин
решением совета депутатов Ретюнского сельского поселения Лужского муниципального района от 24.05.2022 года № 164 в редакции Решения от 13.03.2024 года № 241
о оплате труда муниципальных служащих администрации Ретюнского сельского поселения и порядке ее осуществления
Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, областным законом от 11 марта 2008 года № 14-оз О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области, Уставом муниципального образования Ретюнского сельского поселения.
Раздел 1: Общие положения
плата труда муниципальных служащих
Оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, являющегося основным источником их материального обеспечения, которое должно быть направлено на стимулирование профессиональной деятельности муниципальных служащих.
сточник финансирования
Денежное содержание муниципальных служащих выплачивается за счет средств бюджета муниципального образования Ретюнское сельское поселение.
труктура оплаты труда
Оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
иды выплат
- Ежемесячные надбавки
- Премии
- Дополнительные поощрения
становление размера выплат
Установление и изменение размера выплат производится в порядке, установленном настоящим Положением.
адбавки и дополнения
Ежемесячные надбавки к должностному окладу и другие выплаты учитываются при расчете средней заработной платы согласно законодательству.
снования для дополнительных выплат
Дополнительные выплаты муниципальным служащим начисляются на основании постановления руководителя организации.
Постановление (распоряжение) о дополнительных выплатах
В постановлении (распоряжении) представителя нанимателя (работодателя), указываются конкретные основания, по которым отдельным муниципальным служащим увеличивается или уменьшается размер дополнительных выплат, которые распределяются в пределах фонда оплаты труда.
Оплата труда главы администрации Ретюнского сельского поселения
Оплата труда главы администрации Ретюнского сельского поселения осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
Раздел 2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе
2.1. Выплата надбавки за выслугу лет
Муниципальным служащим выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе.
2.2. Исчисление стажа
Стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии с федеральными законами и законами Ленинградской области.
2.3. Условия выплаты
Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет производится на основании постановления (распоряжения) представителя нанимателя (работодателя) со дня достижения муниципальным служащим соответствующего стажа муниципальной службы, в том числе с учетом периодов работы, включенных в стаж муниципальной службы по решению комиссии по установлению стажа муниципальным служащим.
В случае если право на ежемесячную надбавку за выслугу лет в большем размере возникает не с начала месяца, сумма надбавки определяется пропорционально продолжительности работы до и после указанной даты в расчетном периоде.
2.4. Размер надбавки
Ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа муниципальной службы муниципального служащего в процентах от должностного оклада и выплачивается в следующих размерах:
Стаж муниципальной службы | Размер надбавки в процентах к должностному окладу |
---|---|
от 1 года до 5 лет | |
от 5 лет до 10 лет | |
от 10 лет до 15 лет | |
свыше 15 лет |
Раздел 3. Ежемесячная надбавка к должностному окладу
3.1. Особые условия муниципальной службы
Под особыми условиями муниципальной службы следует понимать повышенную интенсивность исполнения служебных обязанностей, требующую наличия высокой квалификации и особой степени ответственности, обусловленную в кратчайшие сроки поручений, с обязательным соблюдением качественного исполнения, а также за проявление при этом инициативы и творческого подхода к выполнению поручений.
3.2. Размер надбавки
Размер ежемесячной надбавки определяется в зависимости от степени сложности и напряженности выполняемой работы и не может превышать 200 процентов должностного оклада.
Минимальный размер устанавливается в зависимости от группы муниципальных должностей в следующих размерах от должностного оклада:
- по должностям главной группы (заместитель главы) — 110-200%;
- по должностям старшей группы (заведующий отделом, заведующий сектором, главные специалисты) — 70%-200%;
- по должностям ведущей группы (ведущие специалисты) — 70%-200%;
- по должностям младшей группы (специалисты 1 и 2 категории и специалисты) — 25%-200%.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за специфические условия
Установление ежемесячной надбавки
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за специфические условия муниципальной службы устанавливается персонально для муниципального служащего на один календарный год. Эта надбавка может быть увеличена или уменьшена до истечения установленного срока в случае изменения сложности и напряженности работы.
Изменение размера надбавки
При изменении размера ежемесячной надбавки указываются конкретные основания, по которым размер надбавки увеличен или уменьшен для конкретного муниципального служащего.
Снижение или отмена надбавки
В случае снижения ответственности за исполнение должностных обязанностей, понижении качества их исполнения, нарушения трудовой дисциплины и других нарушений, надбавка может быть снижена или отменена полностью. Это происходит на определенный срок, который устанавливается работодателем.
Уведомление служащего
Любые изменения или отмена надбавки должны быть согласованы с муниципальным служащим до начисления заработной платы или с наступлением следующего месяца.
Установление причин выплаты надбавки
Письменное объяснение
Для установления причин некачественного исполнения обязанностей необходимо запросить письменное объяснение у работника. В случае отсутствия объяснения в течение двух рабочих дней, составляется соответствующий акт.
Полный расчетный период
Муниципальным служащим, которые не отработали полный расчетный период, выплата надбавки производится за фактически отработанное время в указанном периоде.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями государственной тайны
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Премии за выполнение важных заданий
Условия премирования
Муниципальные служащие могут быть премированы за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с функциями администрации и исполнения должностных обязанностей.
Особо важные задания
Под особо важными заданиями понимаются те, которые требуют срочного выполнения нормативных актов, организации мероприятий, и т.д.
мероприятий, имеющих местный, районный, федеральный или международный характер, а также другие задания, обеспечивающие выполнение функций органами местного самоуправления района по решению вопросов местного значения муниципального образования с обязательным соблюдением качества их исполнения, проявленную при этом инициативу и творческий подход, оперативность и профессионализм.
5.3. Премирование муниципального служащего производится за счет средств, предусмотренных на указанные цели при формировании фонда оплаты труда, а также за счет экономии фонда оплаты труда.
5.4. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит единовременный характер. Премия за счет экономии фонда оплаты труда максимальным размером не ограничивается исходя из результатов деятельности администрации в целом или конкретных муниципальных служащих.
5.5. Премирование муниципального служащего осуществляется на основании постановления (распоряжения) представителя нанимателя (работодателя) с указанием в нем размера премии и оснований для такого премирования.
5.6. Размер премии, выплачиваемой муниципальному служащему, определяется в зависимости от результатов его деятельности и оценивается по следующим показателям:
— досрочное выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и заданий непосредственных руководителей, реализация которых имеет важное значение для муниципального образования Ретюнского сельского поселения;
— проявление инициативы в подготовке и выработке комплекса мероприятий по выполнению особо важных и сложных заданий;
— степень сложности и важности выполнения порученных заданий;
— своевременная и четкая организация деятельности работников по выполнению особо важных и сложных заданий (для категории «Руководители»).
5.7. Муниципальные служащие, имеющие неснятые дисциплинарные взыскания, а также допустившие несоблюдение сроков исполнения поручений или не обеспечившие должного качества исполнения поручений к премированию представляются в случаях определенных настоящим Положением.
5.8. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим может быть приурочена:
— к юбилейным датам;
— при достижении трудового стажа работы в администрации (с учетом работы в Лужском горисполкоме, администрациях «Лужского района» и муниципального образования Ретюнского сельского поселения и их структурных подразделениях и отраслевых органах) – 15,20, 25 и далее через 5 лет.
Раздел 6. Ежемесячное денежное поощрение
6.1. Назначение и выплата ежемесячного денежного поощрения производится в целях повышения ответственности муниципального служащего за качественное и своевременное выполнение своих обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, соблюдение служебной дисциплины.
6.2. Ежемесячное денежное поощрение выплачивается на основании постановления (распоряжения) представителя нанимателя (работодателя) ежемесячно в размере 133% от должностного оклада муниципального служащего.
6.3. Основными критериями, определяющими возможность выплаты ежемесячного поощрения муниципальному служащему, являются:
— добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей, высокие личные показатели по службе;
— своевременное выполнение распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;
— качественное и своевременное представление информации и сведений вышестоящим руководителям;
— качественная подготовка проектов постановлений, распоряжений администрации Лужского муниципального района.
— соблюдение установленных правил служебного распорядка, должностных обязанностей, порядка работы со служебной информацией, в том числе составляющей муниципальную или иную охраняемую законом тайну;
— поддержание квалификации на уровне, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей;
— соблюдение норм служебной этики.
6.4. Денежное поощрение не выплачивается или его размер может быть снижен по следующим основаниям:
— внесенного акта прокурорского реагирования;
— решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
— акта органа, уполномоченного осуществлять ревизию и (или) проверку финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, их структурных подразделений, имеющих статус юридического лица;
— актов иных контрольных и надзорных органов;
— недобросовестном и некачественном исполнении должностных обязанностей, низких личных показателей в работе, некачественном и несвоевременном предоставлении информации, сведений, невыполнении постановлений, распоряжений, приказов, поручений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей.
При наличии нарушений, указанных в настоящем пункте, размер поощрения определяет руководитель.
6.5. В случае снижения размера поощрения по основаниям, предусмотренным пунктом 6.4 настоящего раздела, у муниципального служащего истребуется письменное объяснение (составляется акт об отказе в дачи объяснений).
Перечень оснований и размеров снижения
Основание снижения ежемесячного денежного поощренияРазмер снижения ежемесячного денежного поощрения
Несоблюдение при исполнении должностных обязанностей требований Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
Несоблюдение при исполнении должностных обязанностей требований законов и иных нормативных правовых актов Ленинградской области, Устава Дзержинского сельского поселения и иных муниципальных правовых актов
Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, в том числе:
— режима рабочего времени;
— правил служебного поведения, делового общения;
Несоблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе необъективное, невсестороннее, несвоевременное рассмотрение обращений граждан
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации запретов, связанных с муниципальной службой
Несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений, связанных с муниципальной службой
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией
Утеря, предоставленных для исполнения должностных обязанностей:
— служебных удостоверений;
— служебных документов;
— материальных ценностей.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручений руководителей, данных в пределах их полномочий, в том числе нарушение сроков исполнения поручений(за каждое нарушение, но не более 30%)
Исполнение неправомерных поручений
Однократное грубое нарушение муниципальным служащим должностных обязанностей, в том числе:
— появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными муниципальному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях
Совершение виновных действий муниципальным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (работодателя)
6.6. Выплата ежемесячного денежного поощрения производится одновременно с выплатой заработной платы.
Раздел 7. Премия по итогам работы квартал, год
7.1. Возможно дополнительное премирование муниципальных служащих по итогам работы за квартал, год.
Премия выплачивается на основании постановления (распоряжения) представителя нанимателя (работодателя)
7.2. Данная премия по итогам работы за квартал и год носит единовременный характер, размер указанной премии определяется главой администрации Ретюнского сельского поселения.
Раздел 8. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного
оплачиваемого отпуска и материальная помощь
8.1. Единовременная выплата муниципальным служащим при предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска (либо его частей) осуществляется из фонда оплаты труда в размере одного должностного оклада и надбавки за классный чин один раз в год.
8.2. Единовременная выплата производится при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (либо из его частей) на основании личных заявлений.
8.3. Не использованная муниципальным служащим в течение календарного года материальная помощь выплачивается до 25 декабря текущего года.
8.4. Муниципальным служащим, уволенным в течение расчетного года, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску выплачивается за фактически отработанное время (за исключением случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины).
8.5. Материальная помощь выплачивается ежемесячно на основании постановления (распоряжения) представителя нанимателя (работодателя) в размере 16,7% от должностного оклада муниципального служащего.
8.6. Материальная помощь и единовременная выплата к отпуску вновь принятым муниципальным служащим, увольняемым по уважительным причинам, а также, находившимся в отпуске без сохранения заработной платы выплачиваются пропорционально отработанному времени в расчетном году.
8.7. Уважительными причинами, применительно к настоящему Положению признаются:
— причины, обусловливающие невозможность продолжения работы: призыв на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановление работника на работе по решению государственной инспекции труда или суда, признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, смерть работника, а также признание судом умершим или безвестно отсутствующим, наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации:
— зачисление в образовательное учреждение;
— выход на пенсию;
— установленное нарушение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий трудовых договоров (контрактов);
— истечение срока трудового договора (контракта).
8.8. Муниципальным служащим, при возникновении в его семье материальных затруднений (стихийное бедствие, заболевание, смерть ближайших родственников и другие уважительные причины) может быть оказана дополнительная материальная помощь, размер которой выражается в суммовом выражении. В этом случае, материальная помощь, оказывается, по письменному заявлению муниципального служащего с указанием причин тяжелого материального положения.
8.9. Основанием для начисления материальной помощи и выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску является постановление (распоряжение) представителя нанимателя (работодателя).
Раздел 9. Ежемесячная надбавка к должностному окладу в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином
9.1. Размер надбавки к должностному окладу в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином устанавливается постановлением (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя) и производится со дня присвоения муниципальному служащему соответствующего классного чина.
9.2. Прекращение выплаты надбавки к должностному окладу в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином производится только в случае
лишения муниципального служащего классного чина в соответствии со вступившим в законную силу решением суда.
9.3. Надбавка к должностному окладу в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином устанавливается в абсолютном размере (рублях), в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином.
9.4. Размер надбавки к должностному окладу в соответствии с присвоенным муниципальному служащему классным чином ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год с учетом инфляции (потребительских цен), с учетом предельных размеров годовых фондов оплаты труда муниципальных служащих в муниципальном образовании.
Раздел 10. Заключительные положения
10.1. Для расчета средней заработной платы учитываются все виды выплат, предусмотренных настоящим Положением (статья 139 Трудового кодекса РФ).
10.2. Материальная помощь, выплачиваемая в соответствии с разделом 8 настоящего Положения, не относится к прочим выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и при расчете средней заработной платы для выплаты отпускных, пособия по больничному листку, компенсационных выплат не учитывается.
10.3. В средний заработок для начисления государственной пенсии входят начисленные суммы, на которые в соответствии с федеральными и областными законами начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
10.4. Муниципальному служащему и работнику, уволенному по собственному желанию, или по другим не уважительным причинам (уважительные причины указаны в пункте 8.7. раздела 8) и не проработавшим полного календарного месяца, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная премия и ежемесячная материальная помощь не выплачиваются.
10.5. При наличии дисциплинарного взыскания ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная премия не начисляются или исчисляется в меньшем размере до момента снятия взыскания в установленном законом порядке.
10.6. Общая экономия средств фонда оплаты труда муниципальных служащих распределяется и направляется на выплату дополнительных премий, поощрений, материальной помощи, надбавок по постановлению (распоряжению) представителя нанимателя (работодателя).
10.7. Муниципальному служащему может быть установлена доплата за совмещение должностей, за расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемой работы, выполнение обязанностей отсутствующего работника (на период его очередного отпуска, длительной командировки, отпуска без содержания, периода временной нетрудоспособности), а также при наличии вакантных должностей и при условии имеющейся экономии фонда оплаты труда.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или объема дополнительной работы), замещаемого муниципального служащего и определяется с учетом выполнения конкретной работы при обязательном одновременном выполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей в полном объеме. На данный вид доплаты начисляется денежное вознаграждение в установленном размере (раздел 6 настоящего Положения).
10.8. Размер должностных окладов по должностям муниципальных служащих ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год с учетом инфляции (потребительских цен), с учетом предельных размеров годовых фондов оплаты труда муниципальных служащих в муниципальном образовании.
10.9 Взыскание с работодателя процентов (денежная компенсация) за выплаты работнику, которые ему были не начислены своевременно, а решением суда было признано право на их получение исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, день фактического расчета включительно. Размер процентов должен быть не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы долга.
Назначение надбавок сотрудникам
Доплаты за выслугу лет назначаются двумя способами:
Возможно назначение надбавок в начальных настройках штатного расписания, а также с использованием других документов.
Из положения об оплате труда убирается надбавка за выслугу лет. Достаточно ли этого для того, чтобы перестать платить эту надбавку работникам?
Если в обществе действовало Положение об оплате труда, согласно которому работникам устанавливалась надбавка к заработной плате за выслугу лет (издавался приказ с отсылкой на пункт положения), то будет ли отменена эта надбавка, если будет принято новое положение об оплате труда, в котором нет пункта о доплате за выслугу лет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После того, как в трудовые договоры работников будут внесены изменения в порядке, установленном ст. 72 или ст. 74 ТК РФ, работодатель сможет перестать выплачивать надбавку сотрудникам.
Положение об оплате труда является локальным нормативным актом и принимается работодателем самостоятельно (ст. 8 ТК РФ). Поэтому также самостоятельно работодатель вправе и вносить в него соответствующие изменения путем издания соответствующего приказа (распоряжения). Напомним, что согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Следовательно, работники также должны быть ознакомлены под подпись с новой редакцией Положения об оплате труда.
Однако в случае, если вносимые в положение об оплате труда изменения меняют условия оплаты труда работников, одного внесения изменений в локальный нормативный акт распоряжением работодателя и ознакомления с изменениями работников будет недостаточно.
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Это требование дополняется нормой части первой ст. 135 ТК РФ, согласно которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При этом положения о размере, порядке и условиях начисления всех элементов заработной платы в любом случае являются условием трудового договора вне зависимости от того, в какой форме они в нем зафиксированы: посредством прямого указания в тексте или через ссылку на акты, устанавливающие систему оплаты труда. В связи с этим нормы об условиях оплаты труда, содержавшиеся в локальном нормативном акте на момент подписания трудового договора, необходимо рассматривать именно в качестве условий самого договора, и их изменение возможно только в порядке, установленном законом для изменения условий трудового договора (смотрите, например, определение Нижегородского областного суда от 03.07.2012 N 33-4179/2012, определение Красноярского краевого суда от 05.07.2010 по делу N 33-5002/2010, определение Орловского областного суда от 06.02.2013 N 33-296, определение Иркутского областного суда от 27.05.2013 N 33-4115/2013). Поэтому при изменении системы оплаты труда одного только внесения изменений в локальный нормативный акт (в положение об оплате труда) и ознакомления с ним работника недостаточно, необходимо также соблюсти установленный законом порядок внесения изменений в трудовой договор работника.
Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
По соглашению сторон можно изменить любые условия и в любой момент (ст. 72 ТК РФ). Для этого работнику и работодателю достаточно в письменной форме заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. С даты подписания дополнительного соглашения либо с даты, указанной в самом соглашении, оплата труда должна производиться в соответствии с измененным Положением об оплате труда (ст. 61 ТК РФ). Работодатель вправе по своему усмотрению решить вопрос о том, предупредить ли работников о готовности подписания дополнительных соглашений к трудовым договорам об изменении условий об оплате труда, и за какой срок это сделать. Однако в данном случае речь идет о праве работодателя, а не об обязанности по предупреждению.
Что следует понимать под причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда, закон не раскрывает. В ст. 74 ТК РФ приведен лишь их примерный перечень: изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины. Пленум Верховного Суда РФ дополнил этот перечень совершенствованием рабочих мест на основе их аттестации (п. 21 постановления от 17.03.2004 N 2). Вместе с тем на основе данного примерного перечня можно сделать вывод о том, что в законе речь идет об обстоятельствах, которые приводят к столь существенным изменениям в организации труда работников или технологии самого производственного процесса, что прежние определенные сторонами условия трудовых договоров объективно не могут быть сохранены (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.05.2015 по делу N 33-10346/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10.07.2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-2511).
При этом именно работодатель при возникновении спора обязан доказывать, что изменение условий оплаты труда являлось следствием изменений организационных или технологических условий труда (смотрите п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Кроме того, работодатель также должен доказать и наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности сохранения ранее определенных условий трудовых договоров работников (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 12.01.2017 по делу N 33-28/2017, определение Московского городского суда от 12.12.2016 N 33-25981/16).
Вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве организационных изменений условий труда сами изменения системы оплаты труда, на сегодняшний день является спорным. Так, в судебной практике существует позиция, согласно которой система оплаты труда является одним из элементов организации труда, а значит, изменение системы оплаты труда на локальном уровне влечет за собой изменение организационных условий труда и, как следствие, возможность внесения соответствующих изменений в условия трудового договора в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.01.2017 по делу N 33-109/2017, определения Московского городского суда от 14.10.2010 N 33-32377, от 26.08.2010 N 33-26687, от 19.05.2011 N 4г/2-3839/11, определение Белгородского областного суда от 29.03.2011, определение Московского областного суда от 18.09.2012 N 33-18012/2012).
Однако, применяя такой подход, мы вынуждены будем прийти к заключению, что работодатель всегда может изменить условия трудового договора о размере и структуре заработной платы работника по собственному усмотрению, поскольку их изменение, как следует из части второй ст. 135 ТК РФ, будет в то же время представлять собой и изменение системы оплаты труда. Таким образом, необходимость изменения условий трудового договора работника будет подтверждаться самим фактом таких изменений. Данный порядок представляется не отвечающим здравому смыслу.
На наш взгляд, для возможности применения ст. 74 ТК РФ изменение системы оплаты труда должно являться лишь следствием иных организационных или технологических изменений и само по себе не может подтверждать необходимость изменения условий трудового договора. Данная позиция также находит отражение в судебной практике (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 27.06.2017 по делу N 33-10039/2017, определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.10.2017 по делу N 33-17874/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 22.06.2017 по делу N 33-3325/2017, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08.09.2017 по делу N 33-35845/2017, определение Московского городского суда от 26.11.2012 N 11-21103/12, определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.02.2012 N 33-2263/2012, определение Челябинского областного суда от 16.07.2012 N 11-4787/2012, Обзор судебной практики Челябинского областного суда за I квартал 2011 года, утвержденный постановлением президиума Челябинского областного суда от 15.06.2011).
Поэтому полагаем, что одностороннее изменение условий оплаты труда только на основании принятия соответствующего решения работодателя и при отсутствии организационных или технологических условий труда будет неправомерно. В этом случае изменить определенные трудовым договором условия можно только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). Как мы уже отмечали, порядок, предусмотренный этой нормой, не обязывает работодателя уведомлять работников об изменениях за определенный срок.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТМазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
15 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Судебная практика также отмечает, что двухмесячный срок уведомления — это обусловленная законодателем гарантия времени, в течение которого работник продолжает работать в прежних условиях и при отказе работать в новых условиях имеет возможность подыскать иную работу или согласиться на предложенную работодателем иную вакантную должность. До истечения данного срока работодатель не вправе требовать от работника продолжения работы в новых условиях и применять какие-либо санкции к работнику за отказ работать в них (смотрите определение Омского областного суда от 25.02.2016 N 33-1164/2016).
*(2) Отметим, в правоприменительной практике существует также подход, согласно которому датой начала течения срока будет день, следующий за днем, когда получено уведомление (смотрите, например, материал: Уведомления в трудовых отношениях: основания и сроки (Л.В. Куревина, журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 10, октябрь 2015 г.)). По нашему мнению, такой порядок (предусмотренный частью второй ст. 14 ТК РФ) применим лишь в случаях, когда определяются сроки, которые начинают течь после прекращения трудовых правоотношений.
Начисление надбавок в 1С
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!