- Профессиональная этика в организации
- Нормы профессиональной этикКи
- Профессии, требующие особой этики
- Профессиональная этика по специальным случаям
- Аморальный проступок и его последствия
- Этика в обработке личных данных
- Кодексы служебной и профессиональной этики
- Кодексы этики на рабочих местах
- Необходимость кодекса этики
- Примеры утвержденных кодексов
- Юридическая ответственность
- Учет при аттестации и кадровом резерве
- Общие ценности и принципы
- Ценности:
- Правила поведения:
- Кодекс кадровой политики
- Определение родственников
- Реализация кодекса этики в компании
- Должностное лицо как актор этического поведения
- Права и обязанности работника
- Государственный гражданский и муниципальный служащий обязан
- Из основных принципов государственной гражданской и муниципальной службы можно отметить:
- Взыскания за нарушения правил служебного поведения
- Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Этические принципы государственной службы
- Глава 3. Стандарты служебной этики государственных служащих
- Глава 4. Координация по профилактике нарушения служебной этики
- Глава 5. Ответственность за нарушение служебной этики
- ПОЛОЖЕНИЕ
- 1. Общие положения
- 2. Основные функции уполномоченного по этике
- 3. Организация деятельности уполномоченного по этике
- ПЕРЕЧЕНЬ
Профессиональная этика в организации
Профессиональная этика – это правила внутреннего поведения персонала, на котором основываются рабочие взаимоотношения. Соблюдать эти нормы должны как сотрудники, так и руководители при общении с подчиненными. От этого зависит и формирование здорового климата внутри каждого коллектива и создание комфортной рабочей среды.
Нормы профессиональной этикКи
К основным принципам корректного должностного поведения можно отнести следующее:
- сохранение толерантности и терпимости;
- несовершение действий, противоречащих общепринятым моральным нормам;
- отсутствие действий, ограничивающих права и свободы других людей;
- соблюдение норм законов и корпоративной этики.
Придерживаться общепринятых норм общения нужно не только в рабочие моменты, но и на корпоративных мероприятиях.
Профессии, требующие особой этики
Сохранять высокий уровень нравственности особенно важно для специалистов ряда профессий, которые предполагают общение с людьми и получение от них персональных или конфиденциальных сведений. К таким специальностям относятся:
- адвокаты;
- судьи;
- нотариусы;
- юристы;
- педагоги школ;
- сотрудники учреждений культуры;
- врачи;
- журналисты;
- сотрудники кадровых служб.
Профессиональная этика по специальным случаям
В случае совершения работником действий, несовместимых с продолжением его трудовой деятельности, трудовой договор может быть расторгнут. Например, для работников воспитательных учреждений допускается увольнение при совершении аморальных поступков.
Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена
Аморальный проступок и его последствия
Аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и общепринятых в обществе норм поведения. К числу указанных проступков, несовместимых с продолжением воспитательной работы, могут относиться:
- скандалы,
- драки,
- появление в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения,
- недостойное поведение в быту,
- жестокое обращение с животными и другие.
Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 02.08.2012 по делу № 33-8910).
Этика в обработке личных данных
Специалист, чья профессиональная деятельность связана с личными данными других людей, в своей работе должен следовать положениям, которые устанавливают правила не только профессиональной этики, но и делового этикета.
Это особенно важно в условиях перевода сотрудников на удаленную работу. Поскольку ошибки и нетактичные формулировки в интернет-общении с клиентами и коллегами из других компаний могут испортить репутацию предприятия. Неуважение и некорректный обмен информацией в переписке между сослуживцами в мессенджерах или в электронных письмах неизбежно окажет отрицательное влияние на бизнес-процессы.
Кодексы служебной и профессиональной этики
Кодекс корпоративной этики представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все сотрудники предприятия независимо от замещаемой ими должности.
По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не законодателями. Минюст относит такие документы к актам рекомендательного характера.
Тем не менее государство придает большое значение корпоративным кодексам, поскольку видит в них один из способов побороть коррупцию. По мнению чиновников, одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Внедрение системы таких стандартов может решить одновременно две задачи:
- ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его к конфликту интересов.
- затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Кодексы этики на рабочих местах
Стандарты Минтруд включают правила поведения работников, направленные на формирование этичного поведения и предупреждение коррупции в организациях.
Необходимость кодекса этики
Для профессий с повышенной ответственностью перед обществом существует необходимость утверждения кодекса этики на рабочих местах. Государственные и муниципальные служащие также имеют свои своды требований профессиональной этики.
Примеры утвержденных кодексов
- ЦБ РФ
- Минфин РФ
- Органы прокуратуры
- Судьи
Юридическая ответственность
Нарушение положений кодексов может привести к моральному осуждению и применению мер юридической ответственности согласно федеральным законам.
Учет при аттестации и кадровом резерве
Соблюдение кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва и наложении дисциплинарных взысканий.
Общие ценности и принципы
Ценности:
- Высокие этические стандарты
- Профессиональная деятельность
- Лучшие практики управления
Правила поведения:
- Создание атмосферы доверия
- Добросовестная конкуренция
- Социальная ответственность
- Соблюдение законности
- Объективность и честность
Кодекс кадровой политики
Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. К примеру, в сфере кадровой политики можно закрепить принципы:
- продвижение на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника;
- отсутствие родственных связей в случаях прямой подчиненности членов одной семьи друг другу.
При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и формирования используемой терминологии. Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа.
Определение родственников
При стандарте, устанавливающем особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия родственники, то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта.
Реализация кодекса этики в компании
Следовательно, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности компании.
Должностное лицо как актор этического поведения
Неэтичное поведение – это действия лица, которые нарушают закон или общепринятые моральные нормы поведения и имеют негативные последствия для других людей. Трудовой кодекс не дает определений понятий вежливое обращение, грубость, оскорбление, неэтичное поведение на работе, но работодателю предоставлена возможность воздействовать на сотрудников, которые ведут себя недостойно.
Права и обязанности работника
Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 Трудового кодекса. Сотрудник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка.
Дисциплина труда – обязательное для всего персонала подчинение правилам поведения, определенным трудовым законодательством и иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями. Работодатель имеет право установить правила поведения сотрудников в офисе в правилах внутреннего трудового распорядка или иных ЛНА.
В случае если в ПВТР, ЛНА или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, к лицу, которое нарушило данные требования, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия (письмо Минтруда РФ от 16.09.2016 № 14-2/В-888).
Суды поддерживают работодателей, которые применяют к сотрудникам меры дисциплинарного воздействия в подобных случаях.
К примеру, сотруднику, который некорректно и недостойно вел себя в офисе, объявили выговор за нарушение соответствующих пунктов трудового договора и ПВТР. Согласно нормам правил внутреннего трудового распорядка АО работник обязан был вести себя корректно, достойно, не допуская грубых, резких и оскорбительных выражений при общении с коллегами или клиентами. Суд согласился, что работодатель выполнил все требования процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, поэтому отказался признать приказ АО недействительным и не стал взыскивать в пользу сотрудника компенсацию морального вреда (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.09.2018 по делу № 33-16407/2018).
За совершение некоторых неэтичных деяний предусмотрены административные штрафы. К примеру, статья 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
При этом если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные нематериальные блага или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, то он может требовать через суд возложить на нарушителя обязанность компенсировать указанный вред.
Государственный гражданский и муниципальный служащий обязан
исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне
обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан
не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей
соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций
проявлять корректность в обращении с гражданами, уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации
учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий
способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию
не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного или муниципального органа
Государственный гражданский или муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Постановлением Мурманской области № 373-ПП от 25.08.2010г утвержден Кодекс служебного поведения (этики) государственных служащих и представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения служащих независимо от занимаемой должности. Гражданин РФ, поступающий на муниципальную службу, должен быть ознакомлен с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе служебной деятельности.
Из основных принципов государственной гражданской и муниципальной службы можно отметить:
добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — они определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих
неоказание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, независимость от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций
уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов либо органов местного самоуправления обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов
соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения
принятие предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов
противодействие проявлениям коррупции
предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством
Взыскания за нарушения правил служебного поведения
Конкретных положений о привлечении к дисциплинарной ответственности в Законе №25-ФЗ нет, но есть отдельные статьи, предусматривающие виды ответственности за совершение дисциплинарных проступков (ст. 27), взыскания за несоблюдение ограничений и запретов (ст. 27.1) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 19), а также (ст.57) и ( ст.59.2). Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
замечание
выговор
п редупреждение о неполном должностном соответствии (для ГГС)
увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям,
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Памятка по соблюдению норм этики
Памятка об ограничениях и запретах
В целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан;
Положение об уполномоченном по этике.
Сноска. Пункт 1 — в редакции Указа Президента РК от 22.02.2022 № 814 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
2. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
3. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
| | |
| ——————————- | ————— |
| ПрезидентРеспублики Казахстан | Н. Назарбаев |
| | УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 29 декабря 2015 года № 153 |
| —————————————————————————— |
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
Сноска. Этический кодекс – в редакции Указа Президента РК от 22.02.2022 № 814 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Государственная служба Республики Казахстан играет особую роль в жизни общества. Она заключается в обеспечении жизнедеятельности общества и удовлетворении общественных интересов наилучшим и эффективным способом.
Государственная служба обязывает проявлять преданность интересам общества и способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана.
Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены государственной политике и последовательно проводить ее в жизнь, стремиться сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам.
Общество рассчитывает, что государственные служащие выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
2. Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (далее – Кодекс) устанавливает стандарты служебной этики государственных служащих и направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и создание атмосферы добропорядочности, а также предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
3. Текст Кодекса размещается в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.
4. Стандарты служебной этики, установленные настоящим Кодексом, обязательны для всех государственных служащих.
Глава 2. Этические принципы государственной службы
5. Служебная этика государственных служащих основывается на принципах:
добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества;
честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.
Глава 3. Стандарты служебной этики государственных служащих
6. К государственным служащим предъявляются следующие требования:
быть скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, не распространять сведения, не соответствующие действительности;
противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства и правам граждан;
соблюдать установленные законом ограничения, избегать конфликта интересов;
в обращении с гражданами проявлять корректность, не допускать фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения, своими действиями и поведением не давать повода для критики с их стороны;
соблюдать деловой этикет и правила официального поведения, не допускать совершения действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет государственных органов, представителями которых они являются;
не давать неправомерные обещания и не брать неправомерные обязательства любого характера, связанные с исполнением должностных обязанностей;
не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера, а также связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним;
обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать государственное имущество только по целевому назначению, для выполнения должностных обязанностей и разрешенных видов деятельности;
не преследовать неправомерные финансовые и имущественные интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей.
воздерживаться от посещения игорного заведения, за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.11.2023 № 396 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
8. Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны:
способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;
пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих;
воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;
своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;
принимать меры, направленные на создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;
не принуждать к совершению поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
не допускать по отношению к коллегам необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения;
не навязывать свои религиозные убеждения коллегам, не принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
9. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям государственной политики, раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию и содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.
Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.
10. Государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг и не допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность.
Глава 4. Координация по профилактике нарушения служебной этики
11. Уполномоченный орган по делам государственной службы осуществляет координацию по профилактике нарушения служебной этики в соответствии с законодательством.
Глава 5. Ответственность за нарушение служебной этики
12. Нарушение стандартов служебной этики государственными служащими влечет дисциплинарную ответственность.
| | УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 29 декабря 2015 года № 153 |
| ——————————————————————————- |
ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченном по этике
1. Общие положения
1. Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.
2. Уполномоченный по этике руководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан "О государственной службе Республики Казахстан", "О противодействии коррупции", Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актами законодательства Республики Казахстан.
Самостоятельная должность уполномоченного по этике вводится в центральных государственных органах (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
В государственных органах, не имеющих территориальных подразделений либо территориальных подразделений ведомств (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), ведомствах и территориальных подразделениях центральных государственных органов, территориальных подразделениях ведомств центральных государственных органов, загранучреждениях, ревизионных комиссиях, аппаратах акимов городов областного значения, районов, районов в городах функции уполномоченного по этике возлагаются на советника акима либо на советника первого руководителя государственного органа. При отсутствии должности советника функции уполномоченного по этике возлагаются на иных служащих вышеуказанных государственных органов.
Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
Сноска. Пункт 2 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Лица, занимающие самостоятельную должность уполномоченного по этике, подчиняются первому руководителю государственного органа, координируют уполномоченных по этике ведомств и территориальных подразделений, загранучреждений, местных исполнительных органов районных уровней, входящих в структуру данных государственных органов, и осуществляют методологическое руководство ими.
Сноска. Пункт 3 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Основные функции уполномоченного по этике
4. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов;
по поручению руководства государственного органа либо в рамках предоставленных руководителем государственного органа полномочий рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими;
содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе;
в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление;
осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими;
информирует руководство государственного органа о случаях непринятия руководителями структурных подразделений государственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебной этики;
в случаях нарушения государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению;
в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами;
на постоянной основе проводит с государственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
в установленном законодательством порядке обращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики;
осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики.
Сноска. Пункт 4 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Для выполнения возложенных функций уполномоченный по этике:
запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушению государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
от имени государственного органа, в котором он работает, в установленном законодательством порядке обращается в соответствующие уполномоченные органы за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса;
вносит руководителю государственного органа предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе;
при необходимости, при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службы личные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиеся вопросов прохождения государственной службы.
Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 22.07.2019 № 74
6. Уполномоченный по этике в случаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителем государственного органа соответствующих мер либо совершения им действий (бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике, уведомляет об этом уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) либо его территориальное подразделение.
При поступлении такого уведомления уполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимают соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 22.07.2019 № 74
3. Организация деятельности уполномоченного по этике
7. При наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе.
8. По результатам своей деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным органом.
8-1. Взаимодействие уполномоченного по этике с уполномоченным органом по противодействию коррупции осуществляется в соответствии с совместным правовым актом уполномоченного органа и уполномоченного органа по противодействию коррупции.
Сноска. Положение дополнено пунктом 8- 1 в соответствии с Указом Президента РК от 17.07.2023 № 286 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
9. Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего обозрения.
При необходимости беседа с гражданином или государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации.
В установленном законодательством порядке сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография, номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного органа.
10. В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.
| | ПРИЛОЖЕНИЕк Указу Президента Республики Казахстанот 29 декабря 2015 года № 153 |
| ——————————————————————————— |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу некоторых указов
Президента Республики Казахстан
1. Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 "О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 19, ст. 225).
2. Подпункт 9) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2007 года № 446 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 43, ст. 499).
3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2011 года № 1180 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 30, ст. 365).
4. Указ Президента Республики Казахстан от 1 октября 2013 года № 651 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 "О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан 2013 г., № 58, ст. 786).
Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter
В рамках реализации 12-го шага плана нации «100 Конкретных шагов», по формированию профессионального Государственного аппарата, указом Президента РК от 29 декабря 2015 Года №153 был утвержден Кодекс этики Государственных служащих (Правила служебной этики Государственных служащих).
Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить обществу и своей Родине – Республике Казахстан. Данный Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих. Согласно кодексу, госслужащие должны способствовать укреплению единства народа Казахстана и межэтнического согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана, быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность. Решения, принимаемые государственными служащими, должны быть законными и справедливыми. Государственный служащий должен противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов, а также повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты. В Кодексе прямо определены общие стандарты поведения государственных служащих, стандарты поведения во внеслужебное время, поведения в служебных отношениях, а также публичных выступлений, в том числе в средствах массовой информации. Этический кодекс охватывает и другие стороны общепринятых норм поведения. В соответствии с Этическим кодексом, государственный служащий должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому дело вому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность. Одежда не должна отвлекать внимание от деловых качеств сотрудника. Одним из новшеств в законодательстве в сфере соблюдения служебной этики государственными служащими явилось Положение об уполномоченном по этике, утвержденное (одновременно с Этическим кодексом) Указом Президента Республики Казахстан. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет функции по оказанию государственным служащим консультативной помощи по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими и другие функции в соответствии с Положением об уполномоченном по этике. Кроме того, уполномоченный по этике в случаях нарушения государственными служащими законодательства проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению; в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами; осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики. Поэтому полагаем, что строгое следование установленным стандартам поведения государственных служащих позволит повысить доверие населения к государственному аппарату. Это главная задача, которая поставлена перед нами Главой государства, перед каждым из служащих – эффективно служить народу.
Гульстан ТЕМИРОВА, заместитель руководителя РГУ «Администратор судов по Павлодарской области», уполномоченный по этике