Зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2016 г. N 40938
Приложение N 3к приказу Министерства культуры РФот 30 декабря 2014 г. N 2478
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в музеях и других организациях музейного типа
I. Вводная часть
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в музеях и других организациях музейного типа, разработаны в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), в целях реализации пункта 4 раздела V Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137; 2014, N 19, ст. 2470), и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) музеях и других организациях музейного типа, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.
II. Нормативная часть
1. Типовые отраслевые нормы труда на научно-просветительские работы
2. Типовые отраслевые нормы труда на работы по научному учету и хранению экспонатов
3. Типовые отраслевые нормы труда на научно-исследовательские работы
1. Нормы времени по научно-исследовательской работе дифференцированы в зависимости от должности и учёной степени научного сотрудника из расчёта годовой нагрузки для младшего научного сотрудника без степени 1 п.л. (560,0 часов); младшего научного сотрудника или старшего научного сотрудника без степени — 1,5 п.л. (720,0 часов), старшего научного сотрудника — 2 п.л. (800,0 часов);
2. При планировании подсчёты норм по затратам времени на одно каталожное описание зависят от объёма текста, определяемого рекомендациями по каталогизации каждого собрания, а также жанра каталога (академический, краткий, выставочный) и категории сложности предмета;
3. Тексты вводных статей к каталогам академического типа по сложности материала и объёма текста могут быть приравнены к самостоятельному научному исследованию;
4. Рукописные книги с изобразительным материалом рассматриваются так же как собрание индивидуальных произведений графики и нормируются по аналогии с ними;
5. На работы с литературой на иностранных языках к норме времени добавляется 20% — 25% времени;
4. Типовые отраслевые нормы труда на работы по формированию музейной библиотеки
5. Типовые отраслевые нормы труда на организационные работы
6. Типовые отраслевые нормы труда на археологические наблюдения и раскопки
7. Типовые отраслевые нормы труда на архивные работы
8. Типовые отраслевые нормы труда на научно-издательскую работу
9. Типовые отраслевые нормы труда на экспозиционно-выставочные работы
10. Типовые отраслевые нормы труда на работы по формированию фототеки
11. Типовые отраслевые нормы труда на работы по приему музейных предметов на постоянное ответственное хранение
12. Типовые отраслевые нормы труда на работы по учету и инвентаризации музейных предметов
13. Типовые отраслевые нормы труда на работы по оформлению учетно-хранительской документации
14. Типовые отраслевые нормы труда на работы по хранению музейных предметов
15. Типовые отраслевые нормы труда на ведение электронных баз данных музея
16. Типовые отраслевые нормы труда на работы по реставрации музейных ценностей
До 01.01.2026 в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях трудовое законодательство применяется с учетом особенностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2571.
В целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 01.03.2022, но не позднее 31.12.2024 (пункт 2 статьи 2).
По истечении шести месяцев с 01.07.2021 трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, указанными в части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2021 N 109-ФЗ, не представившими работодателю документов, подтверждающих приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 данного документа, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 данного документа (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2021 N 109-ФЗ).
Положения данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ), касающиеся взаимодействия Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями данного документа, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений, с единым порталом государственных и муниципальных услуг, применяются с 01.09.2022 (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ).
Положения данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ) применяются к правам и обязанностям работодателей, участвовавших в эксперименте по использованию электронных документов, связанных с работой, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 N 122-ФЗ, и их работников, которые возникли начиная с 16.11.2021. При этом работодатели — участники эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, принявшие решение о продолжении осуществления электронного документооборота после окончания эксперимента, обязаны провести мероприятия, направленные на введение электронного документооборота в соответствии с требованиями данного документа (в редакции Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ), до 01.07.2022 (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.2021 N 377-ФЗ).
Признает УТРАТИВШИМ СИЛУ (с 01.02.2002)
«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 30.12.76
УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 12.08.80
ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1028-1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 19.04.91 N 1029-1
ЗАКОН РФ от 12.03.92 N 2502-1
ЗАКОН РФ от 25.09.92 N 3543-1
ЗАКОН РФ от 22.12.92 N 4176-1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.02.95 N 14-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 182-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.96 N 131-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.03.97 N 59-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.98 N 69-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 N 139-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.04.99 N 84-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.01.2001 N 2-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2001 N 90-ФЗ
ИЗМЕНЯЕТ (с 01.02.2002)
УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 18.01.85
ЗАКОН РСФСР от 06.12.91 N 1991-1
ЗАКОН РФ от 30.03.93 N 4693-1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.01.95 N 10-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.95 N 109-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.08.95 N 152-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.2000 N 151-ФЗ
ПИСЬМО Минтруда РФ от 25.04.2002 N 966-10
ПИСЬМО Минтруда РФ N 296-АП, ФСС РФ N 02-08/05-762П от 05.05.2002
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П
ПИСЬМО Минтруда РФ от 06.12.2016 N 14-1/В-1226
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 N 45-П
ИНФОРМАЦИЯ Роструда от 25.03.2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.07.2020 N 35-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.10.2021 N 43-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 N 16-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 35-П
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 24.10.2023 N 49-П
ИЗМЕНЕН (с 01.01.2024)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.12.2023 N 614-ФЗ
Продукты и услуги
Документы ленты ПРАЙМ
Приказ Минкультуры России (Министерство культуры РФ) от 30 декабря 2015 г. №3448 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА»
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583), приказываю:
1. Утвердить типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н. А. Малакова.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г. Регистрационный № 40938
Приложениек приказу Министерства культуры РФот 30 декабря 2015 г. № 3448
- Типовые отраслевые нормы труда на работы,выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа
- Нормативная часть
- Нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий
- Нормы численности работников, занятых организацией и проведением выставок
- Нормы численности работников художественно-постановочной части
- Нормы численности костюмеров
- Нормы численности реквизиторов
- Нормы численности художественного руководителя Учреждения
- Нормы численности заведующих (руководителей) филиалом, структурным подразделением (автоклубом, отделом, сектором, мастерской)
- Нормы численности специалистов по работе с молодежью дворцов молодежи
- Нормы численности киномехаников
- Нормы численности лекторов-музыковедов центров (домов) народного творчества, домов фольклора
- Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в парках культуры и отдыха
- Обзор документа
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 мая 2022 г. № 14-1/ООГ-3191
- ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ТРУДА НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
- «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Типовые отраслевые нормы труда на работы,выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа
1. Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее — нормы труда), разработаны в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4583), в целях реализации пункта 4 раздела V Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 137; 2014, № 19, ст. 2470; 2015, № 18, ст. 2768), и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждениях: домах (дворцах) культуры; клубах, клубных объединениях, клубных системах; дворцах молодежи; культурных центрах, социально-культурных центрах, национально (этно) — культурных центрах, центрах досуга, центрах культуры и спорта; домах (центрах) ремесел, центрах (домах) народного творчества; домах фольклора; парках (садах) культуры и отдыха; кинотеатрах и других организациях культурно-досугового типа (далее — Учреждение), определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.
Нормативная часть
* Наименование конкретной должности выбирается по специфике коллективов, клубных формирований, кружков.
Примечание: численность руководителей коллективов, клубных формирований, кружков определяется на основе продолжительности и количества занятий, проводимых по программе Учреждения.
Для творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубного формирования, кружка нормы численности определяются на основе показателей трудоемкости руководителей этих объединений по направлениям искусства (музыкального, хореографического, театрального, изобразительного и декоративно-прикладного).
Нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий
Для работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, нормы численности определяются по количеству мероприятий согласно государственному (муниципальному) заданию с учетом количества посетителей.
Нормы численности работников, занятых организацией и проведением выставок
Примечание: Должность билетного кассира вводится при наличии в государственном задании (платных) культурно-массовых мероприятий.
Нормы численности работников художественно-постановочной части
Примечание: должности вводятся при наличии в государственном задании не менее 30 культурно-массовых мероприятий в год.
К норме численности применяется коэффициент корректировки 1,5 при количестве проводимых культурно-массовых мероприятий в год более 100.
При наличии передвижной сценической площадки вводятся 1,0 штатная единица монтировщика сцены, по 0,5 штатной единицы звукооператора и осветителя на 1 передвижную сценическую площадку.
Нормы численности костюмеров
Примечание: при количестве 30 клубных формирований и выше вводится должность заведующего костюмерной.
Нормы численности реквизиторов
Нормы численности настройщиков музыкальных инструментов
Примечание: Должность настройщика музыкальных инструментов вводится при наличии на балансе Учреждения музыкальных инструментов.
Нормы численности художественного руководителя Учреждения
Примечание: Должность художественного руководителя не вводится в домах (центрах) ремесел и кинотеатрах.
Нормы численности заведующих (руководителей) филиалом, структурным подразделением (автоклубом, отделом, сектором, мастерской)
Примечание: Должности специалистов по жанрам творчества и методике клубной работы не вводятся в домах (центрах) ремесел.
Нормы численности специалистов по работе с молодежью дворцов молодежи
Примечание: Должность специалиста по работе с молодежью вводится только во дворцах молодежи.
Нормы численности киномехаников
Примечание: Должность киномеханика вводится при наличии в государственном задании более 5 культурно-массовых мероприятий по воспроизведению киноматериалов в год. К норме численности применяется коэффициент корректировки 1,5 при количестве проводимых культурно-массовых мероприятий по воспроизведению киноматериалов в год более 80.
Нормы численности лекторов-музыковедов центров (домов) народного творчества, домов фольклора
Примечание: Должность лектора-музыковеда вводится в центрах (домах) народного творчества, домах фольклора при наличии в государственном задании более 50 культурно-массовых мероприятий в год.
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в парках культуры и отдыха
6. Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа, установлены с учетом времени на отдых и личные надобности, а также времени невыходов по очередным и административным отпускам, отсутствиям по болезни, командировкам.
Приложениек приказу Министерства трудаи социальной защиты РФот 9 декабря 2014 г. N 997н
Типовые нормыбесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением
1. Дополнительно к перечню средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику в соответствии с настоящими Типовыми нормами, выдаются средства индивидуальной защиты с учетом вероятности причинения вреда здоровью работника:
а) работникам, непосредственно занятым на работах с использованием грузоподъемных механизмов (находящимся на производстве, где проводятся работы с использованием грузоподъемных механизмов), связанных с риском соприкосновения с токоведущими деталями, риском воздействия электрической дуги и попадания брызг расплавленного металла и окалины, работающим на высоте или в зоне возможного падения предметов с высоты, в помещениях и открытых распределительных устройствах с электрооборудованием (за исключением щитов управления, релейных и им подобных), в подземных сооружениях, колодцах, туннелях, траншеях и котлованах, участвующим в обслуживании и ремонте воздушных линий, дополнительно выдаются:
каска — 1 шт. на 2 года;
подшлемник под каску — 1 шт. со сроком носки «до износа» (в случаях, необходимых для защиты головы, шеи, верхней части груди и спины от брызг расплавленного металла и окалины, высокой температуры);
б) работникам организаций, выполняющим наружные работы зимой, в зависимости от вида дейтельности дополнительно выдаются:
костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке или костюм для защиты от растворов кислот и щелочей на утепляющей прокладке, или костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла на утепляющей прокладке, или куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке — по поясам;
ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла — по поясам;
подшлемник утепленный под каску (в случае если он положен к выдаче) — 1 шт. со сроком носки «до износа»;
головной убор утепленный — 1 шт. на 2 года;
белье нательное утепленное — 2 комплекта на 1 год;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с утепляющими вкладышами — 3 пары на 1 год.
Конкретный комплект выдаваемых работнику теплых специальной одежды, специальной обуви и прочих средств индивидуальной защиты определяется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
в) работникам, выполняющим работы в условиях повышенного уровня шума, дополнительно выдаются наушники противошумные или вкладыши противошумные со сроком носки «до износа»;
г) работникам, выполняющим работы на коленях, дополнительно выдаются наколенники со сроком носки «до износа»;
д) работникам, выполняющим работы на высоте, дополнительно выдается страховочная или удерживающая привязь (пояс предохранительный) со сроком носки «до износа»;
е) работникам, выполняющим работы с риском травмирования ног, дополнительно выдаются сапоги кожаные с защитным подноском или ботинки кожаные с защитным подноском — 1 пара на 1 год;
ж) работникам, выполняющим наружные работы, для защиты от атмосферных осадков дополнительно выдается плащ для защиты от воды или костюм для защиты от воды — 1 шт. на 2 года.
2. По решению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников работникам, которым настоящими Типовыми нормами предусмотрена бесплатная выдача ботинок кожаных с защитным подноском, могут выдаваться полуботинки кожаные с защитным подноском взамен ботинок кожаных с защитным поноском с теми же сроками носки.
3. По решению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников работникам всех профессий и должностей, предусмотренных настоящими Типовыми нормами, может дополнительно выдаваться головной убор со сроком носки «до износа».
4. Работникам, совмещающим профессии и должности или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ средства индивидуальной защиты, предусмотренные для совмещаемой профессии или должности, с внесением отметки о совмещаемой профессии (должности) и необходимых дополнительных средствах индивидуальной защиты в личную карточку работника.
5. В целях улучшения ухода за средствами индивидуальной защиты работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих средств индивидуальной защиты с удвоенным сроком носки.
6. Срок носки предусмотренных настоящими Типовыми нормами очков защитных, установленный «до износа», не должен превышать 1 года.
7. Работникам всех профессий и должностей, выполняющим работу в районах, где в весенне-летний период наблюдается массовый лет кровососущих насекомых или где имеется опасность заражения клещевым энцефалитом, дополнительно выдаются: костюм для защиты от вредных биологических факторов со сроком носки 1 шт. на 3 года, а также набор репеллентов: аэрозоль для защиты от гнуса и мошки или крем в тубе для защиты от гнуса и мошки в количестве не менее 400 мл на 1 год, аэрозоль для защиты от клещей в количестве не менее 100 мл на 1 год, средство после укусов (бальзам) — не менее 100 мл на 1 год.
8. Работникам всех профессий и должностей, занятым на работах во взрывопожароопасных условиях, выдается специальная одежда, изготовленная из тканей и материалов с огнестойкими антиэлектростатическими свойствами, и самоспасатель фильтрующий воздушно-кислородный.
9. Работникам, занятым на работах в действующих электроустановках, выполняющим переключения, электромонтажные работы в помещениях с электрооборудованием, находящимся под напряжением, где имеется риск возникновения электрической дуги, выдаются средства индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги в соответствии с настоящими Типовыми нормами или типовыми отраслевыми нормами. Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников устанавливает в соответствии с настоящими Типовыми нормами перечень средств индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги для соответствующих рабочих мест, обеспечивающих защиту работников от ожогов второй степени, с учетом уровня защиты средств индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги с суммарной предельной величиной падающей энергии, превышающей фактическую.
10. В зависимости от характера выполняемых работ работникам, профессии которых предусмотрены пунктом 64 настоящих Типовых норм, дополнительно могут выдаваться средства индивидуальной защиты, предусмотренные правилами радиационной безопасности:
очки защитные — до износа;
средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее — до износа;
пневмомаска — до износа;
пневмошлем — до износа;
пневмокостюм — до износа;
пневмокуртка — до износа.
11. Сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви устанавливаются в годах в зависимости от климатических поясов:
12. По решению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников работникам, длительно или постоянно выполняющим работы в III, IV и особом климатических поясах, а также в высокогорных районах на высоте от 1000 м над уровнем моря, могут выдаваться:
жилет утепляющий с нагревательными элементами 1 шт. на 2 года или полушубок — «по поясам»;
шапка-ушанка — 1 шт. на 3 года;
рукавицы меховые или вкладыши утепляющие с нагревательными элементами под перчатки или рукавицы — 1 пара на 2 года.
Обзор документа
Утверждены типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях культурно-досугового типа (дворцы молодежи, клубы, кинотеатры и пр.).
Они предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в названных организациях, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.
Типовые нормы труда установлены с учетом времени на отдых и личные надобности, а также времени невыходов по очередным и административным отпускам, отсутствиям по болезни, командировкам.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Утверждены типовые отраслевые нормы труда на работы в организациях исполнительских искусств.
Речь идет о нормах на следующие работы: художественное оформление спектакля, создание декораций, костюмов, обуви, головных уборов, игровых кукол, подготовка и обслуживание спектакля, ремонт и реставрация музыкальных инструментов, организация публичных выступлений. Нормирована численность работников.
Нормы предназначены, в частности, для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости работ в государственных (муниципальных) театрах, цирках, концертных организациях, самостоятельных музыкальных коллективах.
При установлении норм учитывались время на отдых и личные надобности, отпуска, больничные, командировки.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ ТРУДА НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), приказываю:
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н. А. Малакова.
Врио Министра Н. А. М АЛАКОВ
Приложение к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 3448
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 мая 2022 г. № 14-1/ООГ-3191
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России (вх. N ОГ-22328 от 25 апреля 2022 г.), и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Таким образом, трудовым законодательством установлена обязанность работодателя разработать и внедрить систему нормирования труда, при этом определение системы нормирования труда в организации отнесено к компетенции самой организации.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 161 Кодекса).
Согласно пункту 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.
Таким образом, принятие решение об утверждении типовых отраслевых норм относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.
Одновременно сообщаем, что в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.
Хотя Методические рекомендации разработаны для государственных и муниципальных учреждений, они также могут быть использованы организациями реального сектора экономики.
В соответствии пунктом 8 раздела II Методических рекомендаций при определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.
С учетом изложенного, при разработке систем нормирования труда в организации полагаем возможным использовать имеющуюся нормативно-правовую базу в области нормирования труда работников отрасли.
Согласно пункту 16 раздела II Методических рекомендаций при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.
Одновременно сообщаем, ознакомиться с постановлением Минтруда России от 24 июля 1992 г. N 6 «Об утверждении Норм времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья», которое носит рекомендательный характер, можно на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в сети Интернет, а также в справочно-правовых системах, и других источниках.
Работодатель обязан разработать и внедрить систему нормирования труда. Для однородных работ могут устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы определяет федеральный орган исполнительной власти, который регулирует деятельность в отрасли (подотрасли) экономики.
Минтрудом утверждены рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом их могут использовать организации реального сектора экономики. Рекомендуется анализировать имеющиеся типовые нормы и соотносить их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении. При отсутствии типовых норм по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов.
Отмечено, что имеются утвержденные Нормы времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья. Они носят рекомендательный характер.
ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ТРУДА НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее — нормы труда), разработаны в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), в целях реализации пункта 4 раздела V Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137; 2014, N 19, ст. 2470; 2015, N 18, ст. 2768), и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждениях: домах (дворцах) культуры; клубах, клубных объединениях, клубных системах; дворцах молодежи; культурных центрах, социально-культурных центрах, национально (этно)-культурных центрах, центрах досуга, центрах культуры и спорта; домах (центрах) ремесел, центрах (домах) народного творчества; домах фольклора; парках (садах) культуры и отдыха; кинотеатрах и других организациях культурно-досугового типа (далее — Учреждение), определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.
Нормы численности творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков
(в процентах от численности их руководителей)
Нормы численности работников, занятых организацией и проведением выставок
Нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий
Нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий общей направленности: фестивалей, смотров, конкурсов; иных культурно-массовых, общественно и социально значимых мероприятий
Нормы численности работников, занятых рекламно-информационным и методическим обеспечением проведения культурно-массовых мероприятий
Нормы численности администраторов
Нормы численности билетных кассиров и контролеров билетов
Нормы численности работников художественно-постановочной части
Нормы численности костюмеров
Нормы численности реквизиторов
Нормы численности художественного руководителя Учреждения
Нормы численности заведующих (руководителей) филиалом, структурным подразделением (автоклубом, отделом, сектором, мастерской)
Нормы численности специалистов
Нормы численности специалистов по работе с молодежью дворцов молодежи
Нормы численности киномехаников
Примечание: Должность киномеханика вводится при наличии в государственном задании более 5 культурно-массовых мероприятий по воспроизведению киноматериалов в год. К норме численности применяется коэффициент корректировки 1,5 при количестве массовых мероприятий по воспроизведению киноматериалов в год более 80.
Нормы численности лекторов-музыковедов центров (домов) народного творчества, домов фольклора
Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Для определения количества выполняемой работы служат нормы труда. Нормы труда служат также для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.
Минтрудом России утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях — Приказ от 30.09.2013 N 504, а также методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда — Приказ от 31.05.2013 N 235.
Основными видами норм труда являются: нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания.
Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Принципиальные различия между ними заключаются в следующем. Нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса для определенных значений факторов. Нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий. Нормы труда устанавливаются для конкретной работы и систематически пересматриваются. Нормативы по труду многократно используются для расчета норм труда и действуют без пересмотра длительное время, т.к. изменения организационно-технических и других условий по совокупности работ происходят медленнее, чем на конкретных рабочих местах.
Существуют следующие нормативы: нормативы по труду, нормативы времени, нормативы численности.
В настоящей справочной информации представлены документы, которые могут быть использованы работодателем в качестве основы для разработки систем нормирования труда в организациях. Классификация указанных актов приведена в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Некоторые акты одновременно представлены в нескольких разделах в связи с тем, что устанавливают нормы труда в различных отраслях хозяйства.
Справочная информация состоит из двух разделов: нормы труда и штатные нормативы.
«Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ТИПОВЫЕ НОРМЫ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ
В соответствии со статьей 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами установлены Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н.
Внимание! С 1 сентября 2023 года действуют Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, а именно:
— Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям);
— Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей;
— Единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
До 31 декабря 2024 года в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами работодатель вправе использовать типовые нормы, изданные до 1 марта 2022 года.
Решение о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем.
В данной Справочной информации представлены нормативные акты, изданные до 1 марта 2022 года, утвердившие Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, классифицированные по видам экономической деятельности.