Не следует путать с Рострудом — Федеральной службой по труду и занятости.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, качества и уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты, социального обслуживания и социального обеспечения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
До 1996 года существовали:
В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.
В 2004 году Министерство труда и социального развития РФ было объединено с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.
Подведомственные государственные фонды
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.
В 1992 году, после распада СССР, Министерство здравоохранения СССР было ликвидировано, а Министерство здравоохранения РСФСР было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России).
Министерство здравоохранения было объединено Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 год с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
21 мая 2012 года Министерство здравоохранения Российской Федерации было вновь выделено из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организационно-функциональная структура Министерства труда и соцзащиты
Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование её структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы.
Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты, в состав которого ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности (см. рис. 1.2).
Однако структура Минтруда и соцзащиты — явление живое, развивающееся и, естественно, не исключено, что жизнь подскажет необходимость новых перемен, усовершенствований. Тем более, что в стране сейчас активно ведется работа по теоретическому обоснованию и практической разработке ряда первоочередных стандартов: стандарта профессионального образования и этического поведения социальных работников; стандарта минимальных социальных услуг или объема социальных услуг; стандарта качества социальных услуг или гарантий безопасности человека; стандарта ресурсов и др.
Современная структура министерства существенно отличается от
Ныне в министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правом юридического лица.
Целесообразно пристальнее рассмотреть содержательные и организационные направления деятельности основных структурных подразделений центрального аппарата Министерства.
Рис. 1.1 Структура Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Рис. 1.2 Структура управления системой социальной защиты населения Республики Беларусь
Главное управление политики занятости и народонаселения осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в сфере занятости населения, развития и использования трудовых ресурсов, социальной защиты временно незанятых граждан, отнесенные к компетенции Министерства.
Основными направлениями его деятельности являются разработка и реализация государственной политики в области занятости населения и народонаселения, развития и использования трудовых ресурсов, профессионального образования незанятого населения и профессиональной ориентации молодежи; подготовка прогнозов по занятости населения и безработице по республике и административно-территориальным единицам, разработка на основе прогнозов экономического и социального развития проектов государственных программ занятости населения, разработка предложений по рациональному использованию трудовых ресурсов; совершенствование нормативно-правовой базы и контроль за соблюдением законодательства о занятости населения; организация работы органов государственной службы занятости по реализации мер содействия занятости населения и обеспечение государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам в соответствии с законодательством.
Главное управление труда и заработной платы осуществляет политику в области развития системы оплаты труда, нормирования и регламентации труда, решает вопросы оплаты труда в бюджетной сфере и др.
Главное управление комплексного анализа и координации исследует и решает проблемы комплексного развития социально-трудовой сферы, координирует, взаимодействуя с местными органами и средствами массовой информации.
Главное управление пенсионного обеспечения и социального страхования осуществляет политику в области развития пенсионной системы, пенсионного законодательства, организации пенсионного обеспечения и социального страхования и др.
Главное управление государственной социальной поддержки населения решает проблемы социальной помощи и социального обслуживания, развития социальных учреждений, вопросы реабилитации и адаптации инвалидов, социального обеспечения ветеранов и пожилых людей и др.
Департамент государственной инспекции труда (с правом юридического лица) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде; выявляет и пресекает нарушения законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщает практику применения законодательства о труде и обеспечивает единообразное его применение; содействует овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (с правом юридического лица) наделен функциями сбора, аккумулирования средств государственного социального страхования и управления ими. Он осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий, обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств, руководит работой своих структурных подразделений в областях и оказывает им необходимую методическую помощь. Фонд сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования. Средства Фонда образуются за счет обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий и других поступлений.
В структуре Министерства появился ряд новых подразделений. Прежде всего, Управления внешних связей и партнерской политики, в задачи которого входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда. Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий. С 2000 года началось внедрение Государственной информационной системы социальной защиты, в результате чего Министерство получило в распоряжение банк данных, охватывающий почти все население республики.
Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе соцзащиты является заметная централизация на высших уровнях, которая может быть оправдана особенностями и сложностями переходного, модернизационного периода развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включения в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей, нацеленных на оказание помощи и поддержки различным социально уязвимым слоям населения.
Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Приоритетными направлениями в настоящее время являются:
1. Реализация эффективной демографической политики
2. Повышение экономической активности населения, развитие трудовых отношений и рынка труда
3. Развитие пенсионной системы
4. Модернизация системы социальной поддержки граждан
а) Развитие системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и внедрение системы социальных контрактов
б) Модернизация социального обслуживания населения
в) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
5. Повышение эффективности системы государственного управления
а) Противодействие коррупции
б) Реформирование и развитие гражданской службы.
Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Структура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время Министерство возглавляет Топилин Максим Анатольевич, имеющий четырех заместителей:
— Блинова Татьяна Викторовна
— Вовченко Алексей Витальевич
— Ельцова Любовь Юрьевна
— Пудов Андрей Николаевич.
Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:
1) Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
2) Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
3) Департамент по делам инвалидов;
4) Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
5) Департамент условий и охраны труда;
6) Департамент занятости населения;
7) Департамент пенсионного обеспечения;
8) Департамент развития социального страхования;
9) Департамент развития государственной службы;
10) Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;
11) Финансовый департамент.
Следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
1) Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);
2) Пенсионного фонда РФ (ПФР);
3) Фонда социального страхования РФ (ФСС).
Министерство имеет подведомственные организации:
— федеральные государственные бюджетные учреждения
-федеральные государственные казенные учреждения
-федеральные государственные унитарные предприятия.
Также Министерство в своем составе имеет совещательные и координационные органы:
1) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов;
2) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;
3) Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы.
Министерство имеет научно- исследовательские институты, учебные заведения (НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны труда); издает несколько журналов — «Человек», «Труд», «Российский демографический журнал», «Пенсия».