Эцп не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи

Содержание
  1. Область применения электронной подписи
  2. Электронная подпись и её понятия
  3. Ошибки при использовании
  4. Какие бывают ошибки
  5. Разбор ошибок
  6. Компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов
  7. Сертификат не найден
  8. Ошибка Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи
  9. Причины ошибки
  10. Решение проблемы
  11. Установка списка отозванных сертификатов
  12. Работа с промежуточным сертификатом цепочки доверия
  13. Решение проблем с ЭЦП
  14. Причины проблем с ЭЦП
  15. Драйвер носителя не установлен или установлен некорректно
  16. Долгое опознание носителя
  17. Некорректная работа USB-порта
  18. Неисправность носителя
  19. Носитель не поддерживается криптопровайдером
  20. Проблема: ЭЦП не подписывается на документе
  21. Решение ошибок при создании электронных документов
  22. Выбранная подпись не авторизована
  23. Часто задаваемые вопросы
  24. МЧД ФОРМАТА 002
  25. МЧД ФОРМАТА 5.01
  26. МЧД ФОРМАТА 003 (EMCHD_1)
  27. ПРИМЕНЕНИЕ МЧД В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Область применения электронной подписи

Область применения электронной подписи (ЭП или ЭЦП) довольно широка. Например, многие специальные сервисы требуют верификации пользователя с её помощью — личный кабинет налоговой, Госуслуги, онлайн-сервисы для управления средствами в банке, электронные площадки и другие.

Поэтому любые технические неполадки, возникающие при использовании ЭЦП, могут вызвать различные серьёзные проблемы: от упущенной выгоды до материальных убытков.

Самая частая ошибка, когда системе не удаётся проверить подпись сертификата.

Электронная подпись и её понятия

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как электронная цифровая подпись. В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как электронная подпись.

Ошибки при использовании

Какие бывают ошибки

Проблемы при использовании ЭП, с которыми пользователи встречаются чаще всего, можно условно разделить на различные группы:

  • Не удаётся проверить подпись сертификата. Ошибка появляется, когда сертификат был изменён после выдачи, СКЗИ работает неверно или цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось проверить.

  • Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра — проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов не удалось.

  • Проблемы с подписанием документа. Возникают при попытке подписать документ.

  • Сложность с авторизацией на торговых площадках.

Разбор ошибок

Рассмотрим неполадки подробнее и разберёмся, как их решать.

Компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов

Причина, по которой компьютеру не удаётся проверить цепочку доверия или списки отозванных сертификатов может быть и в ошибке Не удаётся проверить подпись сертификата, и в ошибке Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра.

Бывает, что сертификат в хранилище Windows бьётся где-то по пути его передачи, то есть его хэш сумма меняется и СКЗИ не может проверить его подпись. Также ошибка появляется в случаях, когда нужный корневой сертификат установлен в хранилище, но цепочка доверия ошибочно строится через другой сертификат.

Выглядит так, что цепочка доверия правильно построена, но ошибка подписи сертификата. Кажется, что сертификат повреждён, но на самом деле это из-за неправильной цепочки доверия. Проверяется сравнением идентификаторов ключей всех сертификатов цепочки.

Такая же ситуация будет, если правильного промежуточного сертификата нет в хранилище, но есть другой промежуточный сертификат того же УЦ, и через него ошибочно строится цепочка.

Также ошибка Не удаётся построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра возникает, если на компьютере не установлены корневые сертификаты Удостоверяющего Центра (УЦ), в котором была получена ЭП. Необходимо установить либо обновить корневой сертификат. Установка корневых сертификатов удостоверяющего центра подробно описана в нашей инструкции.

Сертификат не найден

  • Решение проблемы: Добавить сертификат в хранилище доверенных корневых сертификатов.

Ошибка Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи

Иногда при попытке подписать электронный документ с помощью ЭП пользователь может столкнуться с ошибкой Не удалось найти ни одного сертификата, пригодного для создания подписи.

Причины ошибки

  1. Не установлено ни одного личного сертификата ЭП на ПК. Для электронной подписи необходимы личные сертификаты.
  2. Установленные на компьютере сертификаты невалидны, отозваны или просрочены.
  3. Проблемы с авторизацией на портале электронной торговой площадки при использовании сертификата.

Решение проблемы

Установка списка отозванных сертификатов

  1. Откройте личный сертификат пользователя в окне Свойства браузера.
  2. Во вкладке Личные найдите свой сертификат и откройте его, затем перейдите на вкладку Состав.
  3. Во вкладке Состав выберите пункт Точки распространения списков отзыва.
  4. Скопируйте ссылку на загрузку файла со списком отзыва из блока Точки распределения списка отзыва (CRL).
  5. Скачайте файл по ссылке и установите список отзыва.
  6. Следуйте инструкциям Мастера импорта сертификатов.

Работа с промежуточным сертификатом цепочки доверия

  1. Повторите вышеуказанные шаги для промежуточного сертификата цепочки доверия.

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №1](https://astral.ru/upload/iblock/9ac/dexc8uqerx0ck8f52saqntd2woggkeny/1.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №1)

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №2](https://astral.ru/upload/iblock/62c/q9oo6hbx12bjot25zk8hjxv3su3fjg3t/2.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №2)

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №3](https://astral.ru/upload/iblock/a40/ogsxty37nh2t0p0ydybpxqiyqae3v74s/3.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №3)

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №4](https://astral.ru/upload/iblock/0d7/i104diw3wnejrs9869lg5g9d0iuzwo6u/4.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №4)

Решение проблем с ЭЦП

Как правило, причина такой проблемы — сбой в работе программных компонентов. Для её решения необходимо перезагрузить компьютер. Однако иногда этого бывает недостаточно, поэтому требуется переустановка драйверов или обращение в службу техподдержки.

Причины проблем с ЭЦП

Драйвер носителя не установлен или установлен некорректно

Для решения проблемы необходимо:

  • Извлечь носитель электронной подписи из ПК
  • Скачать последнюю версию драйвера носителя с официальных ресурсов
  • Если переустановка драйвера не помогла, подключите носитель к другому ПК для проверки

Долгое опознание носителя

Дождитесь завершения процесса или обновите версию операционной системы.

Некорректная работа USB-порта

Попробуйте подключить токен к другому USB-порту, чтобы убедиться, что проблема не в носителе ЭП.

Неисправность носителя

Если система не определяет носитель при подключении к другому компьютеру, обратитесь в сервисный центр.

Носитель не поддерживается криптопровайдером

Убедитесь, что используемый носитель поддерживается криптопровайдером в операционной системе.

Проблема: ЭЦП не подписывается на документе

Причины:

  • Закрытый ключ не соответствует открытому
  • Ошибка Сертификат недействителен
  • Сертификат ЭП определяется как непроверенный
  • Истёк срок лицензии криптопровайдера
  • Подключен носитель с другим сертификатом

Для решения этих проблем обратитесь к дополнительной информации от удостоверяющего центра или специалистам по технической поддержке.

Решение ошибок при создании электронных документов

В момент подписания электронных документов или формирования запроса в различных сервисах может возникнуть ошибка Невозможно создание объекта сервером программирования объектов.

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №5](https://astral.ru/upload/iblock/c70/p79z2bg2z7pnhc6e18n2katymji2uwq2/5.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №5)

В этой ситуации помогает установка и регистрация библиотеки Capicom:

  1. Скачайте файл архива.
  2. Распакуйте и переместите файлы capicom.dll и capicom.inf в каталог syswow64, находящийся в корневой папке ОС.
  3. Откройте командную строку от имени администратора — для этого в меню Пуск наберите Командная строка, нажмите по найденному приложению правой кнопкой мыши и выберите Запуск от имени администратора.

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №6](https:/astral.ru/upload/iblock/e9c/efk28ginyx1pue6ve51ud56lmz3bj1hr/6.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №6)

  1. Введите c:\windows\syswow64\regsvr32.exe capicom.dll (без кавычек) и нажмите ENTER. Должно появиться уведомление о том, что команда выполнена успешно.

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №7](https://astral.ru/upload/iblock/f56/yhd3pfbgiplrr9nn2q4z8o01o3f80teg/8.png ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №7)

Выбранная подпись не авторизована

Подобная ошибка возникает при попытке авторизации в личном кабинете на электронных торговых площадках. Например, при входе на площадку ZakazRF отображается сообщение Выбранная ЭЦП не авторизована. Это грозит тем, что пользователь не сможет пройти регистрацию, следовательно — упустит возможность заключить выгодную сделку.

![ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №8](https:/astral.ru/ ЭЦП не прошла проверку и другие ошибки электронной подписи фото №8)

Эта ошибка возникает из-за того, что пользователь не зарегистрирован на площадке, либо не зарегистрирован новый сертификат ключа ЭП. Решением проблемы будет регистрация нового сертификата.

Процесс запроса на авторизацию ЭП на разных торговых площадках может отличаться: часто нужно отправлять запрос оператору системы на авторизацию, иногда рабочее место настраивается автоматически. Если ошибка сохраняется, возможно, следует отключить защитное ПО или добавить сайт электронной площадки в исключения.

Часто задаваемые вопросы

Почему компьютер не видит ЭЦП?
Причина кроется в несовместимости программного обеспечения и физического носителя ЭЦП. Необходимо проверить версию операционной системы и переустановить её до нужной версии. Если токен повреждён, возможно, понадобится обратиться в удостоверяющий центр для перевыпуска электронной подписи. О том, что делать, если компьютер не видит ЭЦП, и о способах проверки настроек, мы подробно писали в нашей статье. Порядок устранения неполадок зависит от:

  • операционной системы — Windows или macOS;
  • криптопровайдера — КриптоПро CSP или ViPNet CSP;

  • актуальности версий программ и ПО в целом.

Также необходимо учитывать изменения в законодательстве, связанные с ЭЦП. Например, квалифицированные сертификаты подписи работников организаций не будут действительны с 1 сентября 2024 года при условии, если они выпущены до 1 сентября 2023 года. Если контрагенту отправлен документ, подписанный такой подписью, то при получении появится ошибка о том, что ЭЦП не прошла проверку. В этом случае подписанный файл не будет иметь юридической силы

Почему не получилось проверить ЭЦП?

Речь о ЭП, которые передаются без участия оператора электронного документооборота. Например, документ об устройстве на работу подписан физлицом и отправлен в отдел кадров по электронной почте. У получателя при проверке появляется ошибка, что системе не удалось проверить электронную подпись. Значит, отправитель изменил данные в документе после подписания или его сертификат недействителен, или отозван.

Почему КриптоПро не отображает ЭЦП?

Если КриптоПро CSP не отображает ключи ЭЦП, следует проверить настройки браузера. Также исправляет ошибку добавление плагина для работы с ЭП в веб-обозреватель и загрузка недостающих сертификатов электронной подписи.

Подробнее ознакомиться, как устранить данную неисправность, можно в нашей статье.

Где на компьютере искать сертификаты ЭЦП?

Сертификат ЭЦП позволяет проверить подлинность подписи, содержит в себе срок её действия и информацию о владельце. Он автоматически загружается в папку с системными файлами. В операционной системе Windows от 7 версии и выше ЭЦП хранится по адресу:

Что такое сертификат ЭЦП и зачем он нужен, мы рассказали в нашей статье.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. N 40н "Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 февраля 2024 г.

ФНС поможет в борьбе с нелегальной занятостью.

Новый Закон о занятости населения предусматривает создание в регионах межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости. Налоговые органы будут передавать таким комиссиям, а также территориальным органам Роструда сведения, в т. ч. составляющие налоговую тайну.

Минтруд утвердил перечень таких сведений. Это, в частности, информация о работодателях, которые начислили не менее чем 10 работникам зарплату ниже МРОТ (без учета выплат по гражданско-правовым договорам) в случаях, когда доля таких лиц превышает 10% от общего числа работников; о нарушениях или признаках, указывающих на нелегальную занятость; о применяющих ККТ организациях и ИП.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2024 г. Зарегистрировано в Минюсте России 29 февраля 2024 г. Регистрационный № 77381.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. N 246 "О требованиях при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в электронной форме"

Определены требования к проведению электронного конкурса на право заключения концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве.

С 1 марта 2024 г. открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве можно проводить в электронной форме.

Правительство утвердило правила его организации. В частности, конкурс проводится на электронной площадке включенного в правительственный перечень оператора. Процедуру осуществляет концедент (публичный партнер) либо лицо, которое может осуществлять полномочия или отдельные права и обязанности концедента (публичного партнера), на выбранной им электронной площадке после аккредитации.

Установлены требования к банкам, в которых оператор электронной площадки может открывать счета для учета денег, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2029 г.

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.

Президентское послание: новые нацпроекты и программы.

Основными темами очередного послания Президента РФ Федеральному Собранию стали проведение СВО, вопросы национальной безопасности, экономика, технологический суверенитет.

Одна из главных тем — поддержка семьи. Президент поставил задачи в ближайшие 6 лет добиться устойчивого роста рождаемости, к 2030 г. значительно снизить уровень бедности семей с детьми. Будет запущен новый национальный проект "Семья", в рамках которого регионы получат дополнительные средства на расширение мер поддержки семей, будут продлены до 2030 г. программа льготной семейной ипотеки, программа материнского капитала, выплаты в 450 тыс. руб. на погашение ипотеки при рождении третьего ребенка. Также предложено увеличить стандартный налоговый вычет на второго, третьего и каждого последующего ребёнка.

Будет запущены новые нацпроекты "Продолжительная и активная жизнь", "Молодежь России", "Кадры", новая комплексная программа по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков. В их рамках предполагается строительство спортивных объектов на селе, открытие медкабинетов во всех школах, совершенствование механизма проведения ЕГЭ, предоставление налоговых вычетов для проходящих диспансеризацию и сдающих нормы ГТО. Также планируется увеличить вдвое выплаты за классное руководство и ввести выплату в 5 тыс. руб. в месяц для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах. Предусмотрены ремонт и оснащение учреждений среднего профобразования, капремонт общежитий вузов, строительство новых студенческих городков. Также планируется запустить кадровую программу для ветеранов и участников СВО "Время героев".

Особое внимание Президент уделил форсированному развитию промышленности, обеспечению технологического суверенитета. Необходимо более чем вдвое увеличить вложения государства и бизнеса в научные исследования, довести их до 2% ВВП. МРОТ к 2030 г. будет доведен до 35 тыс. руб. Также к 2030 г. должна удвоиться капитализация российского фондового рынка. Будет ускорен запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях. Запланирована амнистия для некрупных компаний, использовавших схемы налоговой оптимизации (дробление бизнеса). С 2025 г. будет отменен мораторий на проверки бизнеса. Предполагается предусмотреть кредитные каникулы для некрупного бизнеса.

Будут застрахованы долгосрочные индивидуальные и инвестиционные счета на сумму до 1,4 млн руб. На вложения граждан в долгосрочные финансовые инструменты в размере до 400 тыс. руб. в год будет распространен единый налоговый вычет. Для граждан будет запущен новый инструмент — сберегательный сертификат в банках на срок более 3 лет под выгодный процент.

Анонсирован запуск нацпроекта "Экономика данных", главная задача которого — сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы.

Затронув вопросы регионального развития, Президент предложил списать 2/3 долгов регионов по бюджетным кредитам. Не обошел Президент вниманием и вопросы развития культуры. В частности, предложено расширить программу "Пушкинская карта", запустить программу "Земский работник культуры" по аналогии с программой "Земский доктор", сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России.

Также определены задачи в сфере жилищного строительства, газификации, транспорта, экологии, туризма.

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 146 "О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года"

Президент утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 г.

Среди приоритетных направлений деятельности Российского научного фонда на период до 2030 г.- поддержка научных исследований и лидирующих научных коллективов, проектов по развитию перспективных и приоритетных наукоемких технологий, поддержка молодых ученых, популяризация достижений российской науки.

Возможности Фонда направлены на обеспечение независимости государства и конкурентоспособности экономики, а также на повышение качества жизни населения. Источники финансирования стратегии — федеральный бюджет, а также внебюджетные средства, привлекаемые при поддержке Правительства и при участии квалифицированных заказчиков и технологических партнеров Фонда. В результате реализации стратегии планируется обеспечить, в частности, рост доходов исследователей, наращивание объема производства готовой продукции с использованием отечественных решений, а также снижение доли закупок аналогичной продукции за рубежом.

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

Обновлена стратегия научно-технологического развития страны.

Утверждена новая стратегия научно-технологического развития страны. Она заменит стратегию 2016 г.

К приоритетам, в частности, отнесены:

— переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;

— переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;

— переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в т. ч. за счет рационального применения лекарств (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;

— повышение уровня связанности территории России путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем;

— переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2023 г. N 26н "Об утверждении Порядка представления доверенностей в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 3 статьи 17.2 и пунктом 2 статьи 17.3 Федерального закона "Об электронной подписи", и особенностей их хранения в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2024 г.

Урегулирован порядок представления доверенностей на подписание электронных документов в информсистемах.

Машиночитаемые электронные доверенности представителей, действующих от имени госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений, а также иных организаций и ИП, не включаются в пакет направляемых в Казначейство электронных документов и представляются из информсистем ведомства и иных федеральных госорганов. Направление доверенностей, а также автоматическое формирование подтверждения их поступления осуществляются в личных кабинетах пользователей.

Доверенности на подписание электронных документов в информсистемах Казначейства хранятся в этих же системах. Аналогичные доверенности для других информсистем передаются Казначейством на хранение в эти информсистемы при наличии соответствующего соглашения с оператором.

Хранящиеся в информсистемах Казначейства сведения о доверенностях не передаются в ЕСИА, за исключением случаев получения доверенностей из иных информсистем.

Приказ действует до 1 марта 2028 г.

Зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2024 г. Регистрационный № 77357.

Актуализирована форма заявления о подтверждении права на получение социальных вычетов по НДФЛ.

Скорректирована форма заявления о подтверждении права на получение социальных вычетов по НДФЛ на лечение, обучение и занятия спортом, а также вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни. Теперь налогоплательщик может получить вычет за очное обучение супруга (супруги).

Приказ вступает в силу через месяц после официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2024 г. Регистрационный № 77334.

Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2024 г. N 141 "О военно-административном делении Российской Федерации"

В России вновь появится Ленинградский военный округ.

С 1 марта 2024 г. устанавливается новое военно-административное деление России. Оно заменит деление 2020 г.

Вместо Западного военного округа образованы Московский и Ленинградский округа. К последнему также перейдут в подчинение регионы, которые относились к Северному флоту (Коми, Ненецкий АО, Мурманская и Архангельская области).

К Южному округу отнесены Севастополь и новые территории.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2024 г. N 388-р

На будущий учебный год отведено свыше 145 тыс. целевых бюджетных мест.

Установлены квоты приема на целевое обучение в вузах на 2024 г. Речь идет о поступлении на бюджетные места по направлениям будущих работодателей. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трех лет в организации, которая его направила.

Квоты формируются почти по 900 направлениям подготовки. В отношении половины из них решено увеличить число целевых мест. Кроме того, регионы заявили о потребности по 22 новым направлениям, среди которых фундаментальная и прикладная биология, наноинженерия и наноматериалы.

По медицинским специальностям большинство бюджетных мест останутся целевыми. Так, по специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия" (специалитет) их доля составит 76%, а по самым дефицитным направлениям ординатуры (терапия, хирургия, эндокринология и др.) — 100%.

Большие квоты на целевое обучение (70%) выделены для будущих специалистов в области проектирования авиационных и ракетных двигателей, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов, 60% — для специальностей "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей", "Подвижной состав железных дорог", "Испытание летательных аппаратов", "Радиоэлектронные системы и комплексы", "Специальные системы жизнеобеспечения", 50% — "Социально-культурная деятельность", "Библиотечно-информационная деятельность", "Режиссура театрализованных представлений и праздников", "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры".

По всем научным специальностям в аспирантуре доля целевых бюджетных мест составит 35%.

Всего на целевое обучение отведено свыше 145 тыс. мест, что на 6% больше относительно прошлого года.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2024 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 6 статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс"

КС РФ разъяснил правило о прекращении поручительства, срок которого не установлен договором.

Оспаривалась норма о прекращении поручительства в случае, когда его срок не установлен договором.

Поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения основного обязательства не предъявит иск к поручителю.

Компания пыталась оспорить это правило, ссылаясь на нарушение ее прав как кредитора. Она заключила сделку на поставку товара, оплату которого так и не получила из-за прекращения деятельности покупателем. Для взыскания сумм оплаты с поручителя организация добилась выдачи судебного приказа, который затем отменили из-за возражений такого лица. Компания предъявила иск к поручителю. Однако ей отказали, поскольку срок действия поручительства на момент обращения в суд уже истек.

КС РФ счел норму конституционной и пояснил, как ее следует толковать в приведенной ситуации.

Нельзя не учитывать подобное обращение кредитора с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении поручителя, когда оно было подано в течение года со дня наступления срока исполнения основного обязательства (не превышающего 500 тыс. руб.). В случае последующей отмены приказа из-за возражений поручителя непредъявление к нему иска в течение указанного года нельзя рассматривать как основание для прекращения поручительства.

Иной подход может нарушать баланс интересов и поощрять недобросовестного поручителя, который пытается уклониться от исполнения обязанности, рассчитывая на последующую отмену судебного приказа за пределами годичного срока.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 39-ФЗ "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Решение о проверке контролируемой сделки будут принимать без учета даты получения уведомления.

Из НК РФ исключено положение о том, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится в течение 2-х лет со дня получения уведомления о сделке или извещения. Теперь решение о ее проведении будут принимать без учета даты получения указанных документов.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в статью 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

Стимулирующее финансирование исключили из расчета дотационности местных бюджетов.

В БК РФ внесены поправки, согласно которым при расчете уровня дотационности муниципального образования не учитываются средства, предоставленные местным бюджетам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в т. ч. показателей социально-экономического развития муниципальных образований. В расчеты также не входят поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления.

Исполнение бюджетов в 2024 г. осуществляется с учетом внесенных изменений.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации"

Упрощен порядок передачи госимущества резидентам ТОР.

В Закон о территориях опережающего развития (ТОР) внесены поправки, которые упрощают порядок передачи резидентам находящегося на ТОР имущества.

В частности, установлено, что управляющей компании на праве собственности или аренды передается расположенное на ТОР недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, а также иное госимущество, которое необходимо для функционирования ТОР и осуществления деятельности ее резидентов. Передача такого имущества и распоряжение им будут осуществляться в установленном Правительством порядке.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"

От предельных тарифов на тепло решено отказаться.

Решено не устанавливать и не применять предельные (максимальные и минимальные) уровни тарифов на теплоэнергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электроэнергии 25 МВт и более.

Муниципальные округа наделяются полномочиями городского округа по вопросам теплоснабжения. Схемы теплоснабжения муниципальных округов должны быть утверждены до 1 января 2026 г., за исключением схем теплоснабжения муниципальных округов, отнесенных к ценовой зоне полностью или в части отдельных территорий муниципального округа.

Определены особенности правового регулирования ценовой зоны в случае изменения границ муниципальных образований.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Приюты для животных и НКО, ведущие деятельность в сфере материнства и детства, могут получать господдержку.

Государственные и муниципальные учреждения не признаются социально ориентированными НКО.

Дополнен перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческие организации к социально ориентированным. Включается деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий по развитию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью; содержание животных в приютах.

Закреплена обязанность НКО размещать устав на сайте Минюста.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

С 1 марта 2025 г. граждане смогут установить самозапрет на выдачу потребкредитов.

С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в законы о кредитных историях и о потребкредите. Граждане смогут установить самозапрет на выдачу потребкредитов. Это можно будет сделать через портал госуслуг или МФЦ.

Исключение — займы, обеспеченные транспортным средством или ипотекой, а также образовательные кредиты с господдержкой.

Банки и МФО будут запрашивать информацию о запрете у кредитных бюро. При наличии запрета в заключении договора откажут. Если договор все же будет заключен, то он может быть аннулирован по заявлению гражданина.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 24-ФЗ "О ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны"

Россия ратифицировала соглашение по вопросам создания свободных, специальных и особых экономических зон в Таможенном союзе.

Президент РФ подписал Закон о ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию сторон соглашения, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании зон.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 23-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств"

Россия денонсировала Соглашение о пенсионном обеспечении сотрудников ОВД в рамках СНГ.

Подписан закон о денонсации Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и госстрахования сотрудников ОВД в странах СНГ. Оно выполнило свою задачу по защите пенсионных прав уволенных сотрудников ОВД СССР на период формирования национального законодательства.

Федеральный закон от 26 февраля 2024 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Срок введения лицензий на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию решено отложить.

Срок вступления в силу закона, вводящего лицензирование услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, решено перенести с 1 марта на 1 сентября 2024 г. При этом лицензию нужно получить до 1 марта 2025 г., а не до 1 сентября 2024 г.

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2024 г. N 201 "Об утверждении Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан"

Расширена программа бесплатного переобучения граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости".

Правительство утвердило новый расширенный формат реализации программы бесплатного переобучения и дополнительного профобразования граждан по наиболее востребованным на рынке труда направлениям в рамках федерального проекта "Содействие занятости".

Стать ее участниками теперь могут инвалиды, ищущие работу граждане, а также находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет лица, фактически осуществляющие такой уход. При этом право на бесплатное переобучение осталось за гражданами в возрасте 50 лет и старше, неработающими женщинами, у которых есть дети дошкольного возраста, а также за отдельными категориями молодежи в возрасте до 35 лет, ветеранами СВО, безработными и находящимися под риском увольнения.

Ознакомиться с направлениями программы и подать заявку на участие в ней можно на портале "Работа в России". После этого нужно пройти профориентацию в службе занятости для подбора образовательной программы с учетом имеющихся навыков и карьерных целей соискателя.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Постановление Правительства Челябинской области от 5 февраля 2024 г. N 74-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области"

Утверждена новая редакция Государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства".

Результаты, которые планируется достичь:

  1. значение индекса производства продукции сельского хозяйства в 2030 г. в объеме 104% (от уровня 2020 г.);

  2. значение индекса производства пищевых продуктов в 2030 г. в объеме 101,1% (от уровня 2020 г.);

  3. достижение рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2030 г. — 2%;

  4. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 г. — 52 159 руб.;

  5. вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 85,2 тыс. гектаров к концу 2030 г.;

  6. объем экспорта продукции АПК (в сопоставимых ценах) в размере 0,1709 млрд. долл. США к концу 2024 г.;

  7. обеспечение ежегодного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки и достижение в 2030 г. 182,4 млрд. рублей (в ценах 2015 г.);

  8. увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет увеличения экспорта и достижения последнего в 2030 г. 199,637 млн. долларов США.

Объем финансового обеспечения за весь период реализации (10 лет) составит 15 420 млн рублей.

Постановление Губернатора Челябинской области от 8 февраля 2024 г. N 29 "О порядках сообщения лицами, замещающими государственные должности Челябинской области, и государственными гражданскими служащими Челябинской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Челябинской области"

Госслужащим Челябинской области рекомендовано уведомлять о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.

Принятым постановлением установлено, как граждане, замещающие госдолжности, должности государственной гражданской службы, уведомляют о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление составляется в письменной форме.

В ходе предварительного рассмотрения уведомлений должностные лица Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Челябинской области имеют право получать от лиц, направивших уведомления, пояснения по изложенным в них обстоятельствам, а также направлять запросы в федеральные органы государственной власти, исполнительные органы субъектов РФ, иные госорганы, органы МСУ и заинтересованные организации.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Распоряжение Правительства Челябинской области от 12 февраля 2024 г. N 121-рп "О модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Челябинской области на 2024 год"

На Южном Урале принята модель системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в 2024 г.

В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в соцобслуживании с нарушениями психических и физических функций (утрате способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности).

Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий — участники СВО.

Основанием для рассмотрения вопроса о включении в систему долговременного ухода является заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении соцобслуживания.

Индивидуальная потребность гражданина в соцобслуживании, в том числе в соцуслугах по уходу, определяется экспертами по оценке нуждаемости.

Постановление Правительства Челябинской области от 6 февраля 2024 г. N 83-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области"

Правительством Челябинской области утверждена госпрограмма "Развитие социальной защиты населения".

Определены стратегические приоритеты государственной программы, цели и задачи в сфере соцзащиты населения.

В частности, основными задачами государственной политики в Челябинской области в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения являются:

обеспечение равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности;

повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в регионе.

Объем финансового обеспечения за весь период реализации программы (с 2021-2030 гг.) составит 481 863,22 млн рублей.

Постановление Правительства Челябинской области от 7 февраля 2024 г. N 89-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 350-П"

Определены стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Чистая вода".

Разработчики программы констатируют, что несмотря на все усилия по реформированию, сфера водоснабжения и водоотведения так и не стала инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса. В связи с этим предлагается улучшать качество питьевой воды посредством предоставления субсидий муниципальным организациям, осуществляющим модернизацию систем водоснабжения (с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса).

Общий объем финансирования государственной программы на весь срок действия (16 лет) составит 10 162,46 млн рублей.

Постановление Правительства Челябинской области от 2 февраля 2024 г. N 60-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 19.10.2020 г. N 525-П"

О ведении лесного хозяйства в Челябинской области.

Принята новая редакция госпрограммы, которая будет действовать до 2030 г.

Обращено внимание на то, что недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и системы государственного пожарного надзора приводит к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала.

Усилия будут направлены на обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов, а также обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесного фонда области.

Машиночитаемые доверенности (МЧД)

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – это электронный файл в формате XML, в котором указана информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает. Для подписания документов с использованием машиночитаемой доверенности необходимо проделать следующие шаги:

  1. Руководителю организации необходимо получить квалифицированный сертификат руководителя.

  2. Сотруднику организации необходимо получить квалифицированный сертификат физического лица.

  3. После этого руководителю организации необходимо создать xml-файл МЧД и подписать его подписью руководителя.

  4. Для подписания документов с применением МЧД доверенность должна быть зарегистрирована в одной из ИС хранения МЧД.

  5. После регистрации доверенности в ИС хранения её можно использовать для подписания электронных документов.

В статье будут рассмотрены наиболее популярные форматы машиночитаемых доверенностей и ИС, в которых они могут использоваться. Машиночитаемая доверенность, созданная в соответствии с любым из форматов, должна пройти регистрацию в ИС хранения МЧД.

Форматы МЧД различаются по составу и структуре файла машиночитаемой доверенности. Любой федеральный орган исполнительной власти может утвердить в своей информационной системе собственный формат машиночитаемой доверенности.

МЧД ФОРМАТА 002

МЧД формата 002 используется в электронном документообороте B2B взаимодействия. B2B взаимодействие — это вид взаимодействия между хозяйствующими субъектами (контрагентами) при подписании электронных документов.

МЧД ФОРМАТА 5.01

МЧД формата 5.01 используется в рамках B2G взаимодействия. B2G взаимодействие — это вид взаимодействия между контрагентом и федеральным органом исполнительной власти, которое наступает при подписании документов, которые отправляются в государственные органы. Данный формат используется при сдаче отчётности в Федеральную налоговую службу.

МЧД ФОРМАТА 003 (EMCHD_1)

Формат МЧД 003 был разработан ФНС России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральным казначейством, Банком России и Федеральной нотариальной палатой как универсальный формат МЧД для использования как во взаимодействиях между контрагентами (B2B), так и бизнеса с госучреждениями (B2G). Данный формат уже успешно регистрируется в ЦПРР ФНС России и применяется и при B2B электронном документообороте между хозяйствующими субъектами, и в различных ИС федеральных органов исполнительной власти.

Ниже представлена таблица с указанием ИС, форматов МЧД, которые в указанных ИС применяются, а также нюансов в части получения и использования МЧД на указанных ресурсах.

ПРИМЕНЕНИЕ МЧД В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

| Система/ЭТП/ФОИВ и др. | | |

| ——————————————- | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————— | ———————————————— |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | Доверенность должна быть сформирована с полномочием FEDRESURS_FED-01 и зарегистрирована в ЦПРР ФНС России. Зарегистрированную доверенность можно прикрепить в ИС по номеру МЧД и ИНН доверителя | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | | |

| | | Инструкция по выдаче доверенности опубликована на странице | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | В личном кабинете ФТС можно сформировать, зарегистрировать и отозвать доверенность МЧД, а также зарегистрировать МЧД формата 003, созданную в другой информационной системе | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | | |

| | Формат 002 Формат 003 (EMCHD_1) | Доверенность должна быть сформирована с полномочием RAR_00000001 «Подписывать документы, направляемые в Росалкогольрегулирование» | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | Инструкция по использованию МЧД представлена на странице | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | В личном кабинете Банка России создан функционал по работе с МЧД | |

| Всероссийская универсальная площадка | Формат 002 Формат 003 (EMCHD_1) | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | С перечнем полномочий Росфинмониторинга можно ознакомиться в Справочнике полномочий, размещенном в Единой системе нормативно справочной информации (ФГПУ ЕСНСИ) на портале Государственных услуг | |

| Центр дистанционных торгов | | Планируется поддержать формат МЧД 003 (EMCHD_1) |

| Универсальная электронная торговая площадка | Формат 002 Формат 003 (EMCHD_1) | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | | |

| | | | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | Информационно-методический материал по применению МЧД в ФГИС ОПВК | |

| | Используется собственный формат МЧД | | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | Функционал МЧД, реализованный во ФГИС СОУТ. Пользователю предоставляется возможность сформировать МЧД непосредственно в системе на странице. Доверенность загружается в систему и прикрепляется к пользователю ФГИС СОУТ | |

| | | Планируется поддержать формат 003 (EMCHD_1) | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | Все доверенности должны быть удостоверены нотариусом | |

| | Формат 003 (EMCHD_1) | | |

Оцените статью
Минтруд России