СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

В. И. Гостенина, Н. С. Никитушкина Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского

Авторы статьи обращаются к анализу национальной программы «Доступная среда» в условиях переходного периода к проектному способу стратегического управления.

Наличие в структуре государственного стратегического планирования определённых дисбалансов определяет актуальность использования программного и проектного метода для реализации программы «Доступная среда». Реализация проекта предполагает координацию учреждений, органов власти с целью формирования ресурсной базы для достижения целей программы. Механизмы управления проектом ориентированы на результат, что определяет целевую направленность бюджетных средств и алгоритм их рационального расходования. Ключевые слова: национальный проект, государственная программа, структура управление, стратегическое управление, проект, управление, интеграция национальных проектов, федеральный проект, инвалидность, доступная среда.

Федеральная проектная система формируется в условиях деформации экономической среды, заключающейся в изменении конкурентного климата и бюджетной политики РФ. Система включает в себя приоритетные направления государственной политики, в виде национальных проектов, интегрированных в государственные программы. Но стоит отметить, что процесс интеграции не завершен. Это создаёт формализм и отсутствия взаимосвязи национальных проектов на этапе создания государственных программ, что обуславливает несфор-мированность методической базы для внедрения проектных методов в систему управления.

Проектное управление предполагает наличие организационной структуры управления со стороны государственных органов и представляет собой систему взаимосвязанных и координируемых элементов, а именно:

Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» определены цели в области стратегического планирования, что сформировало следующие особенности национальных проектов как элемента управления: наличие целевых показателей, формы контроля, создание организационно-управленческая системы проекта для оперативного принятия решений и контроля их исполнения, приоритет финансирования наиболее эффективных мероприятий; контроль над расходованием финансирования на всех этапах разработки проекта.

В связи с принятием Указа были сформированы следующие национальные проекты:

Таблица 1 — Национальные проекты на 2018-2024г.

Экономический рост Развитие человеческого капитала Комфортная городская среда

3 — производительность труда и — демография; — жилье и городская среда;

‘А поддержка занятости; — здравоохранение; — экология;

о а — цифровая экономика; — образование; — безопасные и качественные

а — малое и среднее предприни- — наука; автомобильные дороги;

■а дивидуальной предпринима- зации и расширения маги-

Я Я — план повышения инвестиций

М до 25% в ВВП;

— международная кооперация

Интеграция национальных проектов в систему государственных программ определяется необходимостью единой системы стратегического планирования и соблюдение программно-целевого принципа. На практике данный этап проекта реализуется путём включения в систему нового элемента — федерального проекта. Таким образом, интеграция всех элементов системы схематично может выглядеть следующим образом:

Федеральный проект №1 Федеральный проект № 3

Федеральный проект №2 Федеральный проект №4

Рисунок 1 — Схема погружения национальных проектов в государственные программы

Второй этап «Детство, юность» предполагает исследование действенности проекта и изучение сектора рынка. Цель: воплощение конкретных задач национального проекта, их количество зависит от числа перспектив успешной реализации. В случае межотраслевой принадлежности национального проекта, его погружают в структуру нескольких государственных программ, где федеральные проекты выступают и в качестве интегрирующего инструмента.

На третьем этапе — «Ранняя и промежуточная зрелость» обеспечивается сбалансированный рост реализации проекта. На примере государственной программы «Доступная среда», которая реализуется с 2011 года, можно рассмотреть включение национальных проектов в систему проектного управления. В ходе заседания Правительства РФ 13 февраля 2020 года решено продлить государственную программу «Доступная среда» до 2025 года. Данная программа включает в себя работу по следующим направлениям: комплекс мер по облегчению

доступа к приоритетным объектам; работа по улучшению реабилитационных мероприятий; совершенствование медико-социальной помощи.

Эффективность мер, реализуемых в ходе программы «Доступная среда», определяется наличием положительного отклонения в сравнении с динамикой предыдущих лет, а так же перевыполнением указанного в плане целевого норматива.

75 70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20

Доля доступных приоритетных объектов

Доля инвалидов положительно оценивающих отношения населения к ним

Доля инвалидов, получивших услуги по реабилитации

Доля занятых инвалидов

В настоящее время Минтруд России подводит итоги предыдущих этапов выполнения программы, и подготавливает проект «Доступная среда». На графике 1 видно, что доля занятых инвалидов трудоспособного возраста выросла незначительно, что определяет актуальность работы в данном направлении.

В зависимости от результатов реализации проекта происходит реализация четвертого этапа проектного управления — это старение и завершение проекта, или возрождение.

Проектный подход в управлении государственными программами начал применяться в 2018 году в соответствии с решением президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ. В связи с данным решением было выбрано 5 пилотных государственных программ, но «Доступная среда» в этот список не попала. В 2020 году планируется её осуществление на основе проектного метода управления. Данная программа на 2021-2025г. будет реализована в 3 направлениях:

1) создание условий доступности приоритетных объектов;

2) совершенствование системы комплексной реабилитации;

3) совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Правительство РФ в ходе заседания приняло решение разработать комплекс мероприятий, предусматривающие:

Освещенность в СМИ национальных проектов и государственных программ в средствах массовой информации и научных трудах создает базис для информирования населения, методических разработок по внедрению и интегрированию данных элементов в структуру управления. В связи с этим нами был проведен мониторинг научных публикаций о ходе реализации государственной программы «Доступная среда».

Таблица 2 — Мониторинг научных публикаций по теме государственная программа «Доступная среда»_

Название статьи, год, автор Кол-во Характер информации

Исходя из полученной в ходе мониторинга информации, большинство авторов оценивают нейтрально и позитивно, но в исследованиях отмечены и негативные моменты. Ким В. С. и Ким Ю. С. в ходе исследования программы выявили следующие направления работы в целях её совершенствования:

— изменение структуры программы: система целеполагания, система финансирования;

— система мер по эксплуатации установленного в ходе программы высокотехнологичного оборудования;

— преодоление трудовой эксклюзии инвалидов в трудоспособном возрасте;

— совершенствование системы мер медико-социальной помощи.

Несмотря на некоторые недостатки, данная программа зарекомендовала себя как успешная. На протяжении всей истории её существования были удовлетворены все запланированные целевые показатели, что говорит об её эффективности.

При этом в анализируемом примере структуру и образ действий субъекта включает:

Социальная система, в которых находится субъект; степень познания и удаленность объектов от субъекта, ценностные ориентации и целевые установки и приоритеты; финансовый потенциал субъекта; обоснование форм и методов достижения желаемого результата.

Анализ представленной технологии реализации Программы «Доступная среда» для людей, нуждающихся в особых услугах нуждается в совершенствовании социальной стандартизации услуг для инвалидов на всех уровнях управления: от федерального — до муниципального и в совершенствовании нормативно — правовой базы.

5. Гостенина В. И. Социология управления. М., СПб: Питер. 2013. С. 129- 135.

6. Гостенина В. И., Никитушкина Н., Основные причины эксклюзии инвалидов в сфере трудоустройства // Экономика. Социология. Право. — 2019. №4

. С. 51-56

Сведения об авторах

Гостенина В. И., — доктор социологических наук, профессор Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского.

Никитушкина Н. С. — студентка гр. С У 208 Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

В. И. Гостенина., Н. С. Никиточкина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

Авторы статьи обращаются к анализу национальной программы «Доступная среда» в условиях перехода к проектному методу стратегического управления.

Наличие определенных диспропорций в структуре государственного стратегического планирования определяет актуальность использования программно-проектного метода для реализации программы «Доступная среда». Реализация проекта предполагает координацию учреждений и органов власти с целью формирования ресурсной базы для достижения целей программы. Механизмы управления проектами ориентированы на результат, что определяет целевую направленность бюджетных средств и алгоритм их рационального расходования.

Ключевые слова: национальный проект, государственная программа, структура управления, стратегическое управление, проект, управление, интеграция национальных проектов, федеральный проект, инвалидность, доступная среда.

iНе можете найти то, что вам нужно? займитесь подбором литературы.

5. Гостенина В. И. Социология управления. М., СПб: Питер. 2013. С. 129- 135.

6. Гостенина В. И., Никитушкина Н., Основные причины исключения инвалидов в сфере тру-устройства // Экономика. Социология. Право. — 2019. №4

. С. 51-56

Об авторах

Гостенина В. И., доктор социологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

Никиточкина Н. С., студенческая группа СУ 208 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

Оцените статью
Минтруд России