- Неврологическая реабилитация и восстановительное лечение взрослым и детям.
- Методы развития навыков самообслуживания
- Социальные навыки
- В целом, социальные навыки – это достаточно широкое понятие, включающее способность выслушать собеседника и оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, умение извиняться и принимать комплименты, умение формулировать свои мысли и создавать возможности для межличностного сотрудничества.
- Копилка знаний
- Развитие и формирование навыков самообслуживания у детей раннего и дошкольного возраста
- Развитие навыков самообслуживания у детей
- Открыт набор в семейную нешколу Здоровое детство
- Открыта запись на БАК
- Как развивать навыки самообслуживания
- Программы для развития у детей
- Приглашаем на комплексные программы
- Познавательная страничка
- Направления работы секций
- Расписание и стоимость
- Какие социальные навыки ценятся более всего?
- Топ-10 социальных навыков
- Быть добрее к людям
- Проявлять искренний интерес к людям
- Чаще улыбаться
- Говорить «спасибо» и «пожалуйста»
- «Делиться успехом»
- Извиняться, когда есть, за что извиняться
- Воздержаться от критики
- Избегать споров
- Задавать вопросы вместо выдачи распоряжений
- Избегать общения с токсичными людьми
- Как раскрыть способности ребенка с ОВЗ? Новая программа "Ты сможешь!"
- Соответствие навыков возрасту
- Истории
- Часть 1.
- Часть 2
- Магазин
Неврологическая реабилитация и восстановительное лечение взрослым и детям.
Чего вам не хватает в этой жизни? У каждого из нас свой список желаний, где обычно фигурируют деньги в достаточном количестве, интересная творческая работа, романтические отношения с потенциалом на долгие годы, счастливая семейная жизнь.
Сегодня можно найти вагон и маленькую тележку рекомендаций по каждому пункту, как всего этого достичь. Кому-то эти советы помогают, а кто-то остается разочарованным результатами, когда выход из зоны комфорта получился, а возврат или создание новой зоны комфорта — уже никак.
В реальности все может оказаться проще и сложнее одновременно. Человек с хорошими социальными навыками с большей вероятностью найдет свою вторую половинку и впишется в рабочий коллектив.
Уже проведенные нами программы Лучшие техники коммуникации и Психология отношений значительно продвинули наших читателей в этом направлении, и сегодня мы внесем свой вклад в развитие социальных навыков.
Методы развития навыков самообслуживания
Для развития навыков самообслуживания родители и педагоги могут использовать разнообразные методы. Вот пять развивающих упражнений, способствующих самостоятельности:
- Наблюдение: дети могут наблюдать за другими, повторяя их действия.
- Повторение: практика помогает улучшить навыки.
- Игры: использование игр для обучения навыкам самообслуживания.
- Разделение задач: разделение действий на отдельные задачи.
- Сообщества родителей: поиск вдохновения и поддержки в сообществах родителей.
Социальные навыки
Для начала попробуем объяснить, что такое социальные навыки простыми словами. Социальные навыки — это способность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми для достижения целей.
Не путайте социальные навыки с нетворкингом — это процесс налаживания социальных связей, в то время как социальные навыки — это способность к этому процессу.
Социальные навыки важны для социализации, интеграции в общество и адаптации к окружающей среде. Они позволяют нам учиться социальным нормам и умениям для комфортного общения.
В целом, социальные навыки – это достаточно широкое понятие, включающее способность выслушать собеседника и оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, умение извиняться и принимать комплименты, умение формулировать свои мысли и создавать возможности для межличностного сотрудничества.
Забегая вперед, скажем, что очень многое из набора социальных навыков относится к сфере эмпатии, т.е. к осознанному сопереживанию текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
Какие социальные навыки важнее всего? Скажем так, развитие любых социальных навыков принесет пользу и облегчит взаимодействие с окружающим миром. Вряд ли можно однозначно сказать, что ценнее: умение слушать и слышать или способность выразить свои мысли так, чтобы вас правильно поняли. Если человек не может выразить свои мысли, собеседнику будет сложно догадаться, услышали его или нет.
Тем не менее, регулярно появляются рейтинги социальных навыков, посредством которых эксперты пытаются вычленить самые главные и самые нужные, без которых, что называется, никак. Давайте посмотрим, на чем акцентируют внимание специалисты.
Копилка знаний
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.
Упражнение Рисование себя:
- Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично.
- Работы не подписываются.
- По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит.
- Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
Мама будет Логопедом:
- СДВГ — это синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
- Диагноз СДВГ устанавливается, если у ребенка в поведении наблюдаются проявления импульсивности, гиперактивности и невнимательности.
- В медицинской клинике Центр Речи в Зеленограде проводится комплексная терапия для детей с СДВГ.
Развитие и формирование навыков самообслуживания у детей раннего и дошкольного возраста
Развитие навыков самообслуживания у детей
Ребенок растет и потребность в помощи со стороны родителей уменьшается: малыш самостоятельно моет руки, чистит зубы и одевается. Дети развиваются по-разному. Кто-то уже в трехлетнем возрасте уверенно справляются с зубной щеткой и завязывает шнурки, а у кого-то эти действия возникают сложности.
Навыки самообслуживания позволяют ребенку самостоятельно заботиться о себе. Они включают:
Открыт набор в семейную нешколу Здоровое детство
Лучшим вариантом помощи детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) справиться с прохождением государственных программ, станет НЕШКОЛА Здоровое детство — комплексная коррекционная программа помощи школьникам. Мы предлагаем формат взаимодействия специалистов, учащихся и родителей, обеспечивая каждому ребенку индивидуальный подход с учетом его психоэмоциональных и физиологических особенностей. Коррекционная программа со здоровьесберегающим уклоном включает специальные занятия на развитие интеллектуальных и речевых навыков, а также оздоровление детей. Мы даем отличный старт для последующего обучения и социализации детей, используя проверенные и авторские методики, а также создавая детям оптимальные условия для получения и закрепления знаний.
Открыта запись на БАК
Как развивать навыки самообслуживания
Для терпеливого и последовательного обучения детей бытовой культуре, существует семь золотых правил, которыми родители могут руководствоваться:
- Создавайте режим дня и поддерживайте его.
- Вовлекайте ребенка в бытовые дела.
- Учите ребенка самостоятельности.
- Поощряйте и одобряйте усилия ребенка.
- Будьте терпеливы и поддерживающи.
- Не забывайте о похвале и поощрении.
- Обучение должно быть интересным и веселым.
Следуя этим правилам, родители помогают формировать у детей стойкие навыки самообслуживания, которые со временем становятся привычками — действиями, которые выполняются естественно и без усилий.
Если ваш малыш сталкивается с постоянными трудностями при усвоении одного или нескольких навыков самообслуживания, ваше внимание и обращение к специалисту могут оказаться очень полезными. Эти сложности могут быть обусловлены как нормальными индивидуальными особенностями в раннем развитии и воспитании вашего ребенка, так и более серьезными вопросами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это также может указывать на возможные эмоциональные проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок.
На просторах интернета часто встречается рекомендация отложить решение о посещении детского сада, пока ребенок не овладеет всеми ранними навыками самообслуживания. Это объясняется тем, что в некоторых дошкольных учреждениях ожидают от детей самостоятельности и не всегда готовы оказать помощь, особенно в группах с большим количеством детей.
Программы для развития у детей
В специализированном детском клубе ДЕтство наши эксперты обладают богатым опытом в развитии ранних навыков самообслуживания у детей и формирования бытовых навыков.
Родители, чьи дети посещают наш мини-сад, отмечают, что всего через несколько месяцев в клубе ДЕтство их дети становятся более независимыми, лучше справляются с порядком в комнате и более ответственно выполняют повседневные процедуры.
Наши методики не только тщательно разработаны для работы с детьми раннего и дошкольного возраста, но также предусматривают активное взаимодействие с родителями, предоставляя им индивидуальные рекомендации по организации пространства и воспитанию своих детей.
Приходите к нам в детский мини-сад и убедитесь в результатах собственными глазами.
Приглашаем на комплексные программы
Познавательная страничка
ТЫ СМОЖЕШЬ! ПРОГРАММА ГАРМОНИЧНОГО СТИМУЛИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ в Центре Речи Зеленоград.
Направления работы секций
На занятиях ЧЕМПИОН (АЙКИДО) ребенок СМОЖЕТ:
- Улучшить координацию движений
- Развить силу и баланс
- Повысить уверенность в себе
На занятиях по ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ (РИТМИКЕ) ребенок СМОЖЕТ:
- Развить слуховое восприятие
- Улучшить ритмичность движений
- Повысить общую активность
На занятиях ДОМОВЕНОК (БЫТОВЫЕ НАВЫКИ) ребенок СМОЖЕТ:
- Научиться правильно одеваться и обуваться
- Учиться справляться с основными бытовыми задачами
- Развить чувство ответственности
На занятиях ФАНТАЗЕРЫ (ТВОРЧЕСТВО) ребенок СМОЖЕТ:
- Проявить свою фантазию и творческий потенциал
- Изучить различные виды искусства и ремесел
- Улучшить мелкую моторику и воображение
Для участия в программе приглашаются дети от 4 до 8 лет. Занятия проводятся для мини-группы детей одинакового возраста по 3-4 человека.
Расписание и стоимость
Первый этап программы рассчитан на 2 недели с понедельника по пятницу. Занятия проводятся в первой половине дня, 2 занятия ежедневно, всего 20 часов. Программа стартует с 15 по 26 января включительно, выходные — суббота и воскресенье. Стоимость программы в январе — 13600р.
Занятия в секциях проводятся по расписанию, дополнительно индивидуально подбираются физиопроцедуры и массаж.
Обязательным условием участия в программе на первом этапе является посещение всех занятий каждой секции программы. При записи на программу ребенок осматривается группой врачей с целью выявления противопоказаний к какому-либо виду занятий.
Какие социальные навыки ценятся более всего?
Когда мы слышим определение самые главные или самые нужные, стоит задаться вопросом: нужные для чего? При всей своей универсальности все же есть разница в том, какие социальные навыки нужны в первую очередь владельцу крупного бизнеса, а какие профессиональной домохозяйке, воспитывающей двух-трех детей.
Топ-10 социальных навыков
- Эмпатия
- Коммуникация
- Решение проблем
- Креативное мышление
- Уверенность
- Самодисциплина
- Смелость
- Толерантность
- Владение информацией
- Адаптивность
Это топ-10 универсальных социальных навыков, полезных абсолютно в любой сфере. Однако мы уже начали говорить о том, что при всей универсальности в каких-то обстоятельствах важны одни социальные навыки, в других обстоятельствах, соответственно, другие.
Мифы и легенды о социальной неуклюжести программистов, их неумении знакомиться с девушками или хотя бы адекватно реагировать на интерес к собственной персоне давно стали притчей во языцех. С одной стороны, «грести всех под одну гребенку» вряд ли хорошая идея.
С другой стороны, профессию, предполагающую 8-часовое сидение за компьютером с каким-то значками и циферками выбирают люди весьма специфичного склада. Так что определенная корреляция между математическим складом ума и некоторой замкнутостью все же есть.
Тем не менее, программисты программируют не просто так, а для людей: заказчиков, клиентов, конечных пользователей, поэтому коммуникации являются необходимым элементом профессии. Учитывая, что IT-профессии сейчас стали одними из самых модных и перспективных, есть смысл рассмотреть подробнее, какие же социальные навыки помогут преуспеть в данной сфере. Забегая вперед, скажем, что развитие социально-коммуникативных навыков, о которых мы будем говорить далее, будет полезно в любой профессии.
Топ-10 социальных навыков, важных для успеха в работе:
Теперь обсудим каждый из этих навыков подробнее.
Быть добрее к людям
Быть добрее к людям – начальник может взбесить очередной просьбой «сделать на вчера», коллеги могут «напортачить» что-то не то, заказчик может сам не понимать, чего он хочет. И для вас, и для взаимоотношений будет лучше сдержать негативные эмоции и подумать о том, что людям нужна ваша помощь и поддержка – выручить со срочностью начальника, помочь коллегам разобраться с заданием, объяснить заказчику возможности продукта.
Очень часто бывает так, что люди подвели вас не специально и в этом случае большинство из них оценит ваше благородство и сдержанность. Тем более неуместно вымещать на окружающих свое плохое настроение, даже если у вас объективно есть проблемы.
Проявлять искренний интерес к людям
Проявлять искренний интерес к людям – это не значит совать нос во все их дела или докучать расспросами. Однако, если коллега хочет похвастаться видео с утренника своего ребенка в детском садике или участием в конкурсе музыкантов-любителей, стоит уделить ему внимание, выслушать восторги, посмотреть фото и видео.
Само собой, не стоит сильно торопить клиента сразу переходить к делу, если ему нужно разогреться и сначала поговорить о погоде. Лучше поддержать разговор, потому что такой small talk скорее настроит клиента на нужный лад, чем избыточная сосредоточенность и деловой разговор «с места в карьер».
Чаще улыбаться
Даже если не все осознают механизм действия улыбки, большинство неосознанно тянется к людям более оптимистичным и положительно заряженным, нежели к эмоционально-нейтральным.
Говорить «спасибо» и «пожалуйста»
Это кажется самоочевидным, однако в пылу рабочих забот и хлопот люди иногда забывают говорить «спасибо» и «пожалуйста». Не забывайте про «спасибо» и «пожалуйста», даже если вы заняты, устали и не в настроении. Во-первых, любому человеку приятно, когда его помощь ценят.
И еще один момент: в ответ на «спасибо» лучше говорить «пожалуйста» вместо «не за что». Вашему собеседнику виднее, есть за что вас благодарить или нет.
«Делиться успехом»
Привычка замечать и отмечать усилия своих коллег и отдавать им должное всякий раз, когда появляется возможность, не только создаст более здоровую атмосферу в коллективе, но и в большей степени будет стимулировать готовность помочь вам в следующий раз, чем, если вы будете «тянуть одеяло на себя».
Еще в большей степени на настроение людей влияет похвала начальника. Во-первых, начальники более дистанцированы от ежедневной рутины, и тот факт, что они заметили усилия подчиненных, всегда поднимает настроение. Во-вторых, от начальника во многом зависят зарплата и прочие материальные блага сотрудников, так что такое внимание вселяет надежду на монетизацию благодарности в ближней или хотя бы средней перспективе.
Извиняться, когда есть, за что извиняться
Все люди неидеальны, поэтому вы, как и любой другой человек, можете допустить ошибку. Если эта ошибка доставила кому-то неудобства, следует извиниться, а не рассчитывать, что никто «не заметил» и «так сойдет». Разумеется, если случаи, когда извиняться не следует, но это уже отдельный разговор на отдельную тему.
Воздержаться от критики
Все люди неидеальны, поэтому ваши коллеги или подчиненные могут сделать что-то не так. Если ситуация требует исправления, нужно указать собственно на возникшую проблему и не отвлекаться на негативные эмоции и обвинения.
Тем более нельзя переходить на личности и оскорблять человека. По возможности, возникшую проблему лучше обсудить в индивидуальном порядке, а не в присутствии остальных сотрудников и уж тем более посторонних.
Бывает и так, что человеку нужна помощь, дабы научиться делать хорошо то, что от него требуется. Помогать людям не означает делать вместо них то, что должны делать они сами. Хотя иногда может возникнуть и такая необходимость, и будет правильно выручить человека, у которого случился форс-мажор.
В целом, помощь означает, скорее, поддержку, благодаря которой человек сможет быстрее научиться справляться с работой, на которую сейчас тратит неоправданно много времени.
В педагогике такой подход называется «скаффолдинг», однако и во взрослой жизни наставничество может решить многие рабочие проблемы, облегчить интеграцию в команду новых специалистов и, в конечном итоге, способствовать улучшению качества конечного продукта, выпускаемого компанией.
Избегать споров
Как минимум, на работе есть смысл перестать обсуждать основные темы, чаще всего провоцирующие споры: политику и религию. Согласитесь, вряд ли вы сейчас припомните случай, когда кто-то втянулся бы в жаркий спор, переходящий в драку, по поводу дождя или направления ветра во второй половине августа прошлого года, даже если в итоге течением принесло полчища медуз к пляжу, что подпортило купальный сезон.
Политические и религиозные предпочтения для любого человека более значимы, чем погода, кулинария и домашние животные, хотя объективно погода, кулинария и домашние животные влияют на нашу каждодневную жизнь больше, чем наши политические и религиозные предпочтения. Если политическая ситуация обострилась, «прилетит» всем, независимо от убеждений и предпочтений.
Аналогичным образом следует избегать разговоров о размере зарплаты, своей и чужой, обсуждения коллег и начальства у них за спиной, распространения слухов и сплетен. Если сомневаетесь, о чем можно говорить, а о чем нет, возьмите на вооружение простое правило: никогда ни о ком не говорите вслух ничего плохого.
Задавать вопросы вместо выдачи распоряжений
Опытный начальник, имеющий полное право отдать подчиненному распоряжение сделать что-либо в пределах его должностных обязанностей, обычно облекает производственную потребность в формат вопроса-просьбы. Например, интересуется, можете ли вы поехать в командировку в ближайшие выходные.
Если в командировке нужно решить вопрос, которым занимаетесь только вы, ваш ответ особого значения не имеет. Максимум, что вы сможете «выбить», – это отправка в командировку в понедельник, а не в пятницу. И то лишь в случае, если командировка не привязана к дате какого-то мероприятия. Например, проведению выставки, семинара, симпозиума.
Тем не менее, любому человеку приятно, когда с ним советуются. А формат просьбы позволяет ощутить собственную значимость и понять, насколько сильно вас ценят как специалиста, коль скоро доверили вам эксклюзивное направление в работе компании.
Избегать общения с токсичными людьми
Если вы не являетесь начальником и не можете просто уволить токсичного сотрудника, который портит всем подряд настроение и «тянет» команду назад, придется научиться определенной изобретательности для того, чтобы как можно меньше общаться с токсичным персонажем. Особенно, если вы «завязаны» по работе.
Тут нужно, во-первых, научиться психической саморегуляции и перестать переживать по поводу колкостей и нападок со стороны дурно воспитанного коллеги. Во-вторых, нужно научиться ассертивности или вежливой настойчивости, с которой вы будете отстаивать свои границы, требовать к себе корректного отношения и переводить разговор в конструктивное русло по существу вопроса каждый раз, когда токсичный человек возьмется переходить на личности.
И, наконец, следует минимизировать общение с таким человеком, ни в коем случае не посвящать его в большое количество деталей рабочего проекта и уж тем более в свои личные дела. Докладывать начальнику о недопустимом поведении такого сотрудника более одного раза не стоит. Если реакции не последовало, возможно, это осознанная тактика начальства в духе «разделяй и властвуй». Как говорится, «щука нужна, чтобы мальки не расслаблялись».
Уточним, что soft skills не тождественны понятию социальных навыков, хотя и включают в себя некоторые из них. В этой статье, в частности, упоминаются навыки коммуникации, активное слушание и создание доверия, что, безусловно, можно отнести к социальным навыкам.
Отдельный аспект темы – это социальные навыки ребенка и формирование социальных навыков у детей. Если взрослому человеку зачастую достаточно прочитать специальную литературу или пройти обучающий курс, и далее самостоятельно откорректировать манеру общения и отношение к жизни, обучение социальным навыкам детей должно быть осмысленным и целенаправленным.
Скорее, это будет имплицитное научение, когда ребенок не осознает, что вы его чему-то учите, однако запоминает, что при встрече нужно здороваться, при расставании – прощаться, если наступил кому-то на ногу – извиняться, а если помыл грязные руки с мылом – смыть остатки грязи с кусочка мыла. К слову, социально-бытовые навыки – это еще одно очень важное направление развития социальных навыков. И об этом стоит поговорить подробнее.
Как раскрыть способности ребенка с ОВЗ? Новая программа "Ты сможешь!"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни.
Каждый родитель ребенка с ОВЗ старается открыть больше возможностей для своего малыша.
Команда Центра Речи Зеленоград разработала уникальную программу гармоничного стимулирующего развития "Ты сможешь" для детей с ОВЗ.
Соответствие навыков возрасту
Не ждите навыков самообслуживания от ребёнка в возрасте от 0 до 6 месяцев, и даже до 1 года. А вот дальше маленький человек взрослеет и постепенно становится самостоятельным.
Самостоятельно использует ложку и чашку.Пытается самостоятельного мыть руки.Участие в уходе за зубами.Надевает простую одежду с поддержкой.
Самостоятельно ест с использованием приборов.Самостоятельно моет руки и лицо.Помогает смене одежды.Самостоятельно надевает и снимает верхнюю одежду.
Способны самостоятельно есть ложкой (к 4 годам уже могут использовать вилку).Могут одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых (научились надевать определенные виды одежды и застегивать пуговицы).Умеют аккуратно вешать одежду.Самостоятельно умываются и моют руки.Используют полотенце для рук.Занимаются уборкой игрушек.
Уже одеваются и раздеваются самостоятельно, и взрослый лишь контролирует качество.Способны самостоятельно завязывать шнурки на ботинках.Следуют определенному алгоритму при умывании.Промокают лицо полотенцем.Отлично пользуются столовыми приборами и соблюдают правила поведения за столом.Используют салфетку после еды.Полощут рот после еды.Мастерски пользуются расческой.Осваивают навыки чистки зубов.
Использует столовые приборы без помощи.Самостоятельно чистит зубы.Осваивает техники умывания и душа.Полностью самостоятельно надевает и снимает одежду.
Продолжают одеваться и раздеваться самостоятельно, и взрослый лишь контролирует качество.Сами завязывают шнурки на ботинках.Умеют пользоваться унитазом.Соблюдают алгоритм при умывании.Промокают лицо полотенцем.Используют столовые приборы и следуют правилам поведения за столом.Пользуются салфеткой после приема пищи.Полощут рот после еды.Мастерски пользуются расческой.Уверенно выполняют навыки чистки зубов.
Истории
У себя ВК Елена Гречишникова, педагог со стажем, выложила три больших поста на тему развития детей в быту. Они (посты) показались нам полезными, и мы решили объединить их в один материал для вашего удобства.
Часть 1.
Технический прогресс настолько облегчил наш быт, что мы воспринимаем всех наших помощников как само собой разумеющееся. Однозначно, без них уже нельзя! Я хочу донести до родителей пользу, надобность и важность развития ребенка в быту. Мне есть, что сказать! Погнали!
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне это сделать – и это станет моим навсегда!» – сказал Конфуций. Цитата сегодня очень актуальна!
И если мы говорим о физиологии работы головного мозга, то, что мы ДЕЛАЕМ, запоминается лучше всего. Ведь в процессе участвуют не только мыслительные процессы, но и моторные. И все, что автоматизируется, уходит в уровень навыка, воспроизводится легко, на автомате, без лишних усилий. Любой навык – это ценность. Они будут помогать ребенку в его развитии сейчас и потом во взрослой жизни.
Бытовые навыки – это индикатор развития ребенка. При выпадении каких-либо навыков в психическом развитии будет видна задержка или нижняя граница нормы. Через быт ребенок транслирует во внешний мир, что он накопил: знания, учебные умения, качество функционирование нервной системы, работу высших психических функций.
В бытовых навыках прокачиваются волевые качества. Ведь нужно довести дело до конца! И тут тоже важна регулярность.
Даже взрослому сложно учиться чему- то новому. И нам не особо хочется делать это новое, потому что мозгу сложна новая деятельность. Но в эти моменты идет развитие мозга! Вот тут и подключаются волевые процессы. Умение концентрировать внимание на том, что мне сложно что-то делать- это и есть момент развития воли. А что есть воля? Способность достигать своих целей, не сдаваться, идти до последнего! Во взрослом возрасте этот навык прокачать уже не реально. Мы, взрослые, это делаем за счет развитых лобных долей. Все ли, покупая годовой абонемент в зал, ходят регулярно целый год?
Теперь про развитие познавательной сферы. Ребенок реально думает, когда видит и делает. Только в этом моменте! Так развивается наглядно- действенное мышление. Делая бытовые вещи, ребенок коммуницирует с внешним миром. Активизируются лобные доли: что мне делать сейчас? Что делать потом? В голове ребеночка формируется упорядоченность действий. У взрослого мытье посуды доведено до автоматизма, а ребенок продумывает каждое действие, укладывая все это в алгоритм. Ведь для малыша все это впервые! И это колоссальная работа для головного мозга.
Ребенок может превосходно играть в настолки, но те же самые операции мышления с трудом будет применять в реальной жизни. У ребенка будет чрезмерная интеллектуализация , а на практике он не умет завязывать шнурки и пользоваться ножницами.
Через завязывание шнурков я, как специалист, вижу работу мелкой моторики, программирование действий, развитие пространственной сферы. Реальная жизнь, к которой мы готовим своих детей – это про действия. Прокачивать мозг, но не уметь применять эти действия в быту — значит усложнять жизнь ребенку в будущем.
Чаще всего мы ругаем детей за то, чему не научили. Он не любит одеваться! Не умеет аккуратно кушать! Уже в школе – не умеет делать уроки! А ведь это тоже навык! Любому навыку надо ребенка учить системно и последовательно. Родители думают, что ребенок сам собой будет чему-то научаться. Да, чему-то ребенок учится интуитивно. Но если мы хотим качественных результатов, то надо прикладывать родительские усилия.
Как фанат комнатных растений, разберу формирование навыка на выращивании цветка. Возьмите большое растение. Отрежьте черенок и поставьте в воду. Наблюдайте появление корней. Купите грунт и горшочек. Посадите растение. Полейте. Наблюдайте появление листочков. Регулярно опрыскивайте и подкармливайте растение. И все это вместе с ребенком! Рассказывая ему, что растения можно вырастить и из семян. И видов названий одного растения тоже много.
Да просто посадите обычную луковицу! И наблюдайте вместе с ребенком! И это идет формирование общего кругозора. Когда ребенок включен в быт семьи, кругозор у ребенка максимально широкий.
А какие эмоции испытывает ребенок! Я смог! Я справился, у меня получилось! Я сделал сам! Ребенок чувствует себя не только в ситуации успеха, но и неудачи. А почему не получилось? Где я ошибся? Хочу еще попробовать! Даже через негативные эмоции ребенок учится анализировать и исправлять свои ошибки. Современные коучи учат трансформировать злость в позитивное русло. Но легче всего этому учатся дети в реальной жизни и в быту!
Речь ребенка развивается в быту. Вы же не будете учить его молча. Учите одеваться – озвучиваете эту деятельность, учите умываться – рассказываете, что за каким действием делаете. Ребенок слышит вас, вступает все больше и больше в диалог, расширяет свой словарный запас.
Ребенок в 3 года в памперсе. Его кормят с ложечки. Он не может вытереть попу. Сам не одевает не снимает одежду. Все, можно говорить о бытовом инвалиде. Вся речь родителя сводится к этим фразам: пойдем гулять, садись за стол, я тебя покормлю. А если бы шло развитие через быт, то ребенок бы слышал: неси ложку и тарелку, накрывай на стол. Положи ложку справа. Кружку синюю или красную дать? А что у нас на обед? Супчик! Что плавает в тарелке? Морковка и картофель. О, зеленый лук! И лапша! Где лапша? Бери кусочек курицы и кусай зубами. Съел? Неси все в раковину. Давай тарелочку помоем! И далее вся последовательность мытья посуды. Ну, примерно так.
Развивать историю любого события! Неважно, собираетесь вы купаться или идете гулять.
Дети хотят нравится своим взрослым. Так они ощущают свою безопасность. И когда дети что- то умеют, мы, взрослые, испытываем за них гордость. А это уже про получение удовольствия от родительства.
Быт – это про сепарацию. Здесь ребенок включает «я сделал сам». Без маминой помощи. Эта сепарации происходи в первую очередь на телесном уровне: мама ест свою кашу, я- свою, мама складывает свои вещи, я- свои. И если хочется психологического здоровья своему ребенку в будущем, то занимайтесь бытом с малых лет!
Быт – это естественное развитие для ребенка. Сейчас жизнь взрослым колоссально облегчена. К нам приходит чинить розетку электрик. Но он не расскажет вашему сыну, как это надо делать! Приходит помощница по хозяйству. Она не покажет вашей дочке алгоритм уборки. Молнию в куртку вшивает швея. Готовый ужин доставляют домой.
Бытовые навыки сейчас актуализируются у ребенка гораздо позднее. Как следствие, идут разные задержки в развитии ребенка. Если родители облегчают себе жизнь разными техническими достижениями, то ребенка учить элементарны вещам необходимо. Стирать носочки и отжимать. Пользоваться вилкой и ножом. Завязывать шнурки. Уносить грязные вещи в стиральную машинку. Развешивать белье.
У каждого навыка есть своя возрастная граница. Можно научить завязывать шнурки в 10 лет, что очень поздно, можно и в 5. И это норма!
Часть 2
Быт – это про любовь!
Вы вместе чем- то занимаетесь! Ведь дети будут вспоминать не час проведенный у телевизора, а то время, когда вы вместе пекли пирожки или собирали грибы в лесу. Или чинили велосипед. Моменты «здесь и сейчас» – это самые лучшие моменты проявления любви. Вы находитесь рядом с ребенком и не в телефоне. Вы говорите с ним и делаете совместное дело!
По мере развития навыков ребенка, вы начнете получать реальную помощь от ребенка. И к 5 годам помощь будет значимой! У вас уже будет командная работа. Это ваше счастливое родительство! Психологи называют время, проведенное с детьми, эффективным временем. Но, блин, 30 лет назад это было естественным времяпровождением! Это происходило само собой! Эволюционный потребности детей не изменились, но очень сильно изменилась среда.
Ребенок до 3 лет самостоятельно играть не может. Делайте домашние дела вместе! Эти сценарии после ребенок будет вставлять в свои игры! Потом не надо будет учить ребенка самостоятельной игре! Быт – бесплатное многогранное развитие вашего ребенка! Это доступно и бесплатно! Бытовое развитие не купишь.
Когда надо формировать бытовые навыки?
Чем раньше, тем лучше. Самый восприимчивый возраст – это 3-4 года. Главные правила быта.
Учим ребенка устранять последствия неудачи! Наливает сам воду из графина: пролил и сам затер!
Это важная часть научения- столкнуться с последствиями! Это и сенсорное развитие, и развитие причинно-следственных связей в голове маленького человечка. И профилактика страха неудач. Да не получилось, но всегда можно исправить.
Не наказываем домашними обязанностями. Этим мы перечёркиваем значимость дел ребенка.
Освоение нового навыка для ребенка должен быть праздником. Ты такой большой, что я тебе доверяю свой нож. Ты так хорошо справляешься со своим керамическим ножом, ты вырос и можешь пользоваться моим ножом.
Выставляем ребенку требования по возрасту. Если требования занижены, мы создаем задержку развития. Если завышены, то у ребёнка дело не получается, создаем ситуацию неуспеха. Раздражаемся сами. Это путь в никуда.
Идем от простого к сложному. Учим последовательно выполнять действия. И помним про правило «+1». Ребенок открывает кран, берет мыло, намыливает руки, смывает пену, закрывает кран. И только затем сам берет полотенце и вытирает руки. Просим ребенка сделать на одно действие больше, чем ему легко. Как раз в этом моменте, когда тяжело, формируется воля. Спортивные тренера тоже говорят, что последние упражнения или повторы самые эффективные.
Дробим инструкцию. Задаем наводящие вопросы. Идем гулять. Что надо надеть? Посмотрим в окно! Какая у нас погода? Тепло. Берем носочки. А где твои шорты? Где кепка? Не надо говоритьь: иди одевайся! Мозгу ребенка важно понять что идет сначала, а что потом. И этому надо учить.
У школьника. Собирай портфель! Что надо сделать? Открыть дневник. Первый урок – русский язык. Что надо на русский? Стопочку для первого предмета приготовили. Второй урок математики. Что к нему надо? И так по каждому уроку.
В голове складывается алгоритм, порядок действий. Мозг ребенка еще не дозрел до уровня планирования взрослых, поэтому задаются вопросы и инструкция разбивается на части.
Есть правило 4 «С» для родителей.
Под это правило подходит любой навык, который вы хотите сформировать!
Это то, что болит у родителей!
Например, убрать игрушки. Создаем среду! Когда игрушек много, то странно требовать от ребёнка, чтобы он все убрал. Невозможно требовать от малыша, чтобы он играл только частью игрушек. В доступе оставляем тот минимум, который ребенку интересен.
Сортируйте по коробкам: убирайте то, из чего ребенок вырос. То, что использует ребенок нечасто – тоже убирайте. Устраивайте расхламление вместе с ребёнком!
Вводим детям правило: поиграл-убрал. Постоянно его проговариваем. Отслеживаем количество игрушек, которые ребенок может сам убрать. Говорим: убери на место игрушки, которыми сейчас не играешь. Это нормально, когда ребенок вытаскивает все с полок, ему хочется все и сразу. Если вдруг вы проворонили тот момент, и увидели, что вся комната в игрушках, спросите, что ребенок может и хочет убрать сам.
По сути, количество игрушек – это ваша зона ответственности. Нормально убирать игрушки до 3-4 лет вместе с родителями.
Ограничение по пространству. Например, ты можешь раскладывать игрушки только на ковре. Но часто этим моментом пользоваться не нужно. Мы же начинаем ограничивать полет фантазии ребенка. Вам надо скоро уходить, или вы ждете гостей, то да – включается правило ковра.
Игрушки можно убирать под музыку, в танце, с включением сюжетно-ролевой игры. Например, мы едем в путешествие, нам надо собрать чемоданы! И убираете игрушки в коробку. Или ты превращаешься в подъемный кран и собираешь все в один ящик. Помним, что перед сном мы не обучаем навыку уборки игрушек, чтобы не перевозбудить нервную систему ребенка.
«Не хочу! Не буду»! Это тоже нормальные проявления ребенка. Здесь мы говорим о дефиците воли. И это зона роста ребенка. Выставляем границы! Говорим спокойно: или это сделаешь ты, или я это сделаю твоей рукой. В нашей семье есть правило: перед сном все игрушки убраны! Или правило: сам поиграл – сам убрал!
Ловите свое эмоциональное состояние. Если вы не в ресурсе, то физический контакт рука в руке при уборке игрушек ребенок может воспринимать как агрессию. Ребенок чувствует ваши эмоции. Сохраняем здравомыслие. Пусть ребенок уберет несколько игрушек. И скажите ему, что он молодец.
Помощь по дому. Делайте уборку вместе. С 5 лет ребенок вполне может вытирать пыль и пылесосить или пользоваться веником и совком. И научить этим вещам ребёнка надо ради развития мозга! Ради того, чтобы ребенок имел понятия о физическом труде и ценил этот труд. И это уже про воспитание нравственности.
Кормление, самостоятельная еда. Здесь развивается и пространство- как мне ложкой попасть в рот. И аккуратность- противно же сидеть в мокрой и липкой одежде. Зрительно-моторная координация, которая лежит в основе письма. Сенсорная сфера – я трогаю руками еду, пробую на вкус. Самостоятельная еда – это и про развитие речи. Я ем жидкую и твердую пищу, хорошо жую и артикулирую! Правило: ребенок ест в определённом месте- на кухне за столом, а не за столиком, где играет. Тут работает рефлекс: ребенок садится за обеденный стол и у него уже начинает вырабатываться желудочный сок. Это не просто про удобство, это уже про здоровье ребенка. На постоянном месте приема пищи ребенку легче сфокусироваться на еде.
Ложки и тарелки у ребенка самые обычные. Никаких тарелок на присосках. Ребенок должен понимать, что предмет, когда его трогают, движется и может упасть. А вот фартучки нежелательны.
Ребенок должен чувствовать, куда и где у него течет! Все же можно постирать! Транслируйте ребенку: ты важен, а не вещь! Ценен процесс! Думайте не о вещи, а ценном вкладе в своего ребенка.
Да, если вы в общественном месте, то фартук необходим. Тут не спорю.
Основные приемы пищи вы едите вместе с ребенком! Пусть ребенок видит, как вы принимаете еду. Он учится, глядя на вас, правилам приема пищи. Так легче вводить прикормы, давая ребенку пробовать еду из своей тарелки. Риск таких историй, как он не ест, у него неправильное пищевое поведение, будет снижен. Ребенка вы докармливаете в конце приема пищи. Если он отказывается от еды, вы в него не пихаете. В 1,5 года ребенок может есть и пить из кружки сам.
Навык вытирать попу. Учим отрывать бумагу. Это дается детям легко и просто. Потом учим складывать бумагу. Показываем, как это нужно делать. Фиксируем внимание, что положение руки должно быть за спиной. Первое время мы это делаем рука в руке. На начально этапе формирования этого навыка в 2,5 года используйте влажные салфетки. С 3 лет переходим на обычную бумагу. И руки у детей достают!. На корточках точно ручки достают. Этот навык не любят дети. В этот период начинает формироваться брезгливость. Но это уже про границы тела. И вытекающий отсюда навык- мытье рук после туалета.
Купание. С 2 лет ребенок научается намыливать тело, пользоваться мочалкой. К 3 годам вы только присутствуете при мытье ребенка. Мыть голову самостоятельно могут с 5 лет. Да, девочкам здесь сложнее, головы им еще моют мамы. Не ищите оправданий: ой, у нас скользко! Создаем среду. Резиновый коврик на дне ванной. На ванной ставится черточка до куда можно наливать воду. На кране такая же черточка.
Если у вас высокая тревожность, то присутствуйте в ванной, а ребенок пусть купается за шторой. Еще раз напомню: это вопрос формирования границ тела ребенка.
Если все это не делать вовремя, то получается, что вы транслируете ребенку, что мир не безопасен! Я все сделаю сама! Свою тревогу и установки предаете детям.
Сложные навыки в одевании отрабатывайте в игре. Пусть молнию на куртке ребенок пробует застегнуть на вас или на большой игрушке.
Помним про удобную для ребенка среду: низкие крючки и полки. На самостоятельное одевание ребенка закладывайте время.
Выставляем правила: в верхней одежде и обуви дальше прихожей не ходим! Обязательно учим одеваться от простого к сложному! Если ребенок умеет одеваться, но не одевается, то навык сформирован не до конца.
Если идет протест на одевание. Здесь четко выставляем границы на вербальном и физическом уровне. Садим ребенка на стульчик для одевания и говорим: бери носок! И так – пока не взял и не одел. Словесная инструкция необходима. Если ребенок побежал – останавливаем его. Это не про ломку личности. Просто у ребенка не хватает контроля за осуществлением своей деятельности. Ограничивая сладкое, вы же не считаете это насилием.
Бывает, что при обучении одеванию ребенок включает яркий негативизм. До истерик. На пару недель выключаем этот навык из быта ребенка. Начинаете снова с самого простого навыка и несколько дней отрабатываете только его. Например, только снять ботинки. Потом добавляете снятие куртки. А потом задаете вопрос: что теперь тебе нужно снять? Чтобы ответить, у ребенка на секунды включаются лобные доли головного мозга.
И всегда можно переключать внимание ребенка на то, ради чего мы одеваемся. Нас же ждут качели на улице!
Если ребенок уходит в отказ одеваться, например, варежки, пойдите ему на встречу. Дети учатся через чувствование!
Ошибки родителей при формировании бытовых навыков.
Покупка домашних питомцев, чтобы научить ответственности. Когда ребенок освоит часть домашних обязанностей, например, мыть обувь, тогда и можно говорить о домашнем животном Лоток- то ведь тоже мыть надо)). Животное – это не тренажер для ребенка. Это условная награда для ребенка награда. Мы говорим, что теперь ты готов взять ответственность за питомца.
Убираем манипуляции, типа: ты со мной не делишься, или я устала, а ты не помыл посуду. Это создает негативный фон. Домашние обязанности – это не наказание. Перестаем постоянно одергивать. Помолчите, наберитесь терпения. Для навыка нужно время!
Не делайте за ребёнка, пока от не попросил помощь. Вот это – самое сложное для родителей! Мне пришлось долго работать над собой как родителю. Грешна, каюсь.
Старайтесь не переделывать за ребенком. Или переделывайте, но не сразу. Не обесцениваем труд ребенка.
Чрезмерная принципиальность. Не придирайтесь! Дети иногда тоже устают. Скажите ребенку, что вы сегодня о нем позаботитесь.
Не реагируем на провокации!
Что делать, если время упущено?
Магазин
При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+