от 18 мая 2009 г. N 559
Я являюсь государственным служащим субъекта РФ, и каждый год обязан отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. В данной статье я расскажу исключительно про подводные камни связанные с ценными бумагами при заполнении справок о доходах. Правильное название документа, который подают госслужащие — справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но в статье я буду использовать понятие «справка о доходах».
В 2021 году я открыл брокерский счет и ИИС в банке ВТБ, и они стали огромной проблемой при заполнении справки о доходах. Все дело в том, что законодательство не успевает за развитием рынка и возникает огромное количество пробелов, на которые никто не знает ответа. Забегая вперед скажу, что в 2022 году отразить свои инвестиции в справке о доходах гораздо проще, чем в 2021. В 2020 году избавиться от инвестиций было гораздо легче, чем правильно заполнить справку о доходах.
Итак, начнем. Никто из моих коллег не инвестирует, но радует, что я являюсь сотрудником отдела кадров, который и проверяет все эти справки-декларации. Поэтому нормативную базу в части заполнения справок и где что смотреть я хорошо знаю.
Азы заполнения справок в целом, в том числе, кому можно иностранные ценные бумаги, а кому нельзя и содержатся в других статьях Тинькофф Журнала, однако в части их противоречия моей статье — советую руководствоваться более свежей информацией.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.
5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
6.2. Представление гражданским служащим заведомо недостоверных сведений, указанных в части 6.1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1. Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.2. Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну.
3. Не допускается использование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для установления или определения платежеспособности муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.
4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
5. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
5.1. Представление муниципальным служащим заведомо недостоверных сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
7. Запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. Граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
9. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
11. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 10 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(часть 11 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
- Скачайте программу
- Счета оставляем без внимания
- Заполните срочные обязательства финансового характера
- Заполните раздел «Сведения о расходах»
- Приступайте к заполнению
- О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
Скачайте программу
И тут мы приходим к самому интересному, а именно раздел № 5 Сведения о ценных бумагах. В данном разделе указываются сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах. Так, госслужащий должен указать конкретные ценные бумаги, которые принадлежали ему на отчетную дату.
Внимание! Не рекомендуется проводить какие-либо самостоятельные расчеты, поскольку вероятно возникновение различного рода ошибок. Для заполнения настоящего раздела рекомендую руководствоваться информацией из единой формы, утвержденной Указанием Банка России N 5798-У. Это та самая справка из банка которую вы запрашиваете для получения информации о наличии счетов, остатка на счете и полученных процентов по вкладам. Данная форма унифицирована и предоставляется всеми организациями.
Данную форму вы можете получить у своего брокера. Например, у ВТБ и Сбера данная форма называется «Сведения для госслужащих» и так выглядит в мобильных приложениях: После формирования справки вы сможете с легкостью заполнить необходимые данные, а в случае вопросов со стороны кадровой службы — подтвердить заполненные данные документом. На изображениях показана форма полученная от банка ВТБ с указанием наличия акций и фондов от FinEx, а также графа «доходы от ценных бумаг», которая нам пригодится при заполнении раздела № 1.
Грустным моментом является тот факт, что сведения об основании приобретения (Основание участия) банк ВТБ не заполняет и ставит прочерк. Методические рекомендации при этом напоминают об ответственности служащего за заполнение данной графы. При отсутствии информации в отношении отдельных граф организация в соответствии с Указанием Банка России N 5798-У проставляет прочерк. При этом данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии указанной информации в целом, а исключительно характеризует тот факт, что организация, в которую обратились, данной информацией не располагает и в этой связи необходимо обратиться в другую организацию.
В начале статьи я говорил, что в 2021 году проще было продать бумаги, чем отчитываться за них. Все дело в том, что получить информацию об основании приобретения для рядового гражданина было нереально, а указание «Покупка» или «Покупка с указанием номера и даты заключения сделки из личного кабинета брокера» не являлись надлежащим заполнением данной графы. Так как в данной графе требовалось указать номер и дату договора-основания приобретения ценной бумаги.
Однако в 2022 году Методические рекомендации дополнили спасительной фразой: «В случае, когда сделка по приобретению акций (иностранных акций) заключена на организованных торгах, на которых информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам, в графе «Основание участия» указывается «приобретено на организованных торгах», а также указывается дата приобретения».
Таким образом теперь можно спокойно руководствоваться справкой от брокера по форме с Указанием Банка России N 5798-У, а графу (Основание участия) заполнять фразой «приобретено на организованных торгах» с указанием даты покупки. Но необходимо указывать дату покупки ценной бумаги, даже если вы совершаете покупку акции одного эмитента каждый день и за год у вас будет 365 сделок. Каждая дата должна быть задекларирована. Также не решен вопрос в случаях, когда было куплено много акций одного эмитента, часть из них продана, а потом закуплено еще. Как их идентифицировать?
Обращу ваше внимание, что графа «доходы от ценных бумаг» содержит полную информацию лишь после 20 февраля текущего года. Но вопрос возникает как быть претендентам на государственную службу при подаче справки о доходах в январе? Никак.
От себя добавлю, что в моем случае данные по полученным дивидендам в форме от ВТБ отличаются от данных, содержащихся в брокерском отчете в личном кабинете ВТБ. Оба документа имеют печать и подпись сотрудника. Минтруд в своих разъяснениях говорит о том, что государственный служащий не несет ответственности за ошибки в документах, представленных соответствующими органами/организациями. Поэтому я думаю, что стоит просто ссылаться на любой из документов, содержащий печать банка и хранить его у себя, а то мало ли.
Отдельный вопрос вызывает справка 2-НДФЛ от брокера. Так в Журнале обсуждали, что налоговая считает доходом от ценных бумаг — фактический оборот по счету. Я в настоящее время не могу получить отчет 2-НДФЛ от брокера, однако обращу внимание на подпункт 3 пункта 59 Методических рекомендаций. Что финансовым результатом (доходом) является доход за вычетом понесенных расходов на приобретение ценных бумаг.
Счета оставляем без внимания
Минуя раздел № 3, в который должна декларироваться криптовалюта, мы переходим к Разделу № 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях». И здесь мы встречаемся с самым распространенным заблуждением касаемо отражения брокерского счета и ИИС в данном разделе.
Согласно подпункту 6 пункта 129 Методических рекомендаций в данном разделе не указываются счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета. Таким образом ни при каких обстоятельствах брокерский счет (счет ИИС) не указывается в настоящем разделе.
При этом нужно быть очень внимательным. Данные счета не указываются в справках о доходах вообще если на счете МЕНЕЕ 500 000 рублей «чистыми деньгами» (т.е. за вычетом стоимости приобретенных в рамках договора на брокерское обслуживание).
Сумма на счетах не суммируется, требования предъявляется к каждому счету отдельно.
В том случае, когда у госслужащего на брокерском счете (счете ИИС) находится 500 000 рублей или больше данный счет подлежит отражению в подразделе 6.2 раздела № 6, но не в разделе № 4.
Заполните срочные обязательства финансового характера
Финишная прямая — Раздел № 6. « Сведения об обязательствах имущественного характера». Нас интересует подраздел 6.2. Срочные обязательства финансового характера. Как уже было сказано выше — счет брокера, счет ИИС не отражаются в Разделе № 4, однако подлежат отражению в подразделе 6.2. в случае если на вашем счете лежит 500 000 рублей или более.
Так, согласно пункту 182 Методических рекомендаций: В рамках договора на брокерское обслуживание либо договора доверительного управления ценными бумагами у клиента и профессионального участника рынка ценных бумаг возникает ряд взаимных обязательств денежного характера (у клиента — обязательства по оплате вознаграждения, у профессионального участника — обязательства вернуть по требованию клиента переданные денежные средства).
Таким образом в формате справки — вы указываете себя в статусе «Кредитора», а вашего брокера в статусе «должника», суммой обязательства является сумма денежных средств на счете (за вычетом ценных бумаг). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
Заполните раздел «Сведения о расходах»
Следующим шагом становится заполнение Раздела № 2 «Сведения о расходах». Здесь я обращаю ваше внимание, что раздел заполняется только в том случае если за прошедший год служащим осуществлены расходы по сделке (сделкам) по ценных бумаг, акций и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Таким образом этот раздел заполняется только в том случае, когда расход по сделкам превышает совместный доход супругов за прошедшие 3 года, предшествующие году совершения сделки (2018,2019,2020 годы). При этом на граждан, поступающих на государственную службу требование о заполнении раздела № 2 не распространяется и они его не заполняют.
Приступайте к заполнению
Первое, что нас интересует в контексте инвестиций — это раздел № 1 подраздел «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях»» в программе «Справки БК» или пункт 59 в Методических рекомендациях (подраздел 1.5 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах»).
В данной строке указывается сумма доходов от ценных бумаг, включающая:
Нулевой или отрицательный доход (нулевой или отрицательный финансовый результат) в справке не указывается. Все доходы рассчитывают до налогов. Поэтому если брокер удержал 13% с дивидендов, то надо учитывать сумму до этого вычета.
Общий доход от ценных бумаг указывается единым значением по совокупности соответствующих операций. Таким образом следует сложить весь доход и отразить в данном разделе без уточнения откуда какая сумма появилась.
Стоит отметить, что в прошлом году Методические рекомендации не содержали отсылку на налоговый кодекс и напрямую указывали, что доходом является сумма, полученная от сделок за вычетом понесенных расходов на приобретение ценных бумаг.
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ
НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ, И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 13.03.2012 N 297,
от 02.04.2013 N 309, от 30.09.2013 N 743, от 03.12.2013 N 878,
от 23.06.2014 N 453, от 23.06.2014 N 460, от 08.03.2015 N 120,
от 15.07.2015 N 364, от 19.09.2017 N 431, от 15.01.2020 N 13,
от 26.06.2023 N 474)
1. Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее — должности государственной службы), и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
2. Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается:
а) на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы (далее — гражданин);
б) на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее — государственный служащий);
в) на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной этим перечнем (далее — кандидат на должность, предусмотренную перечнем).
(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки:
(в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 460)
а) гражданами — при поступлении на федеральную государственную службу;
(пп. «а» в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
а.1) кандидатами на должности, предусмотренные перечнем, — при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;
(пп. «а.1» введен Указом Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
Сведения за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019 представляются до 01.08.2020 включительно (Указ Президента РФ от 17.04.2020 N 272).
б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;
(в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
в) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
4. Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:
а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).
4.1. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
(п. 4.1 введен Указом Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
5. Государственный служащий представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
6. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364.
7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции.
(в ред. Указов Президента РФ от 02.04.2013 N 309, от 03.12.2013 N 878, от 26.06.2023 N 474)
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа.
(абзац введен Указом Президента РФ от 19.09.2017 N 431; в ред. Указа Президента РФ от 26.06.2023 N 474)
8. В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.
Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а.1» пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте «б» или «в» пункта 3 настоящего Положения.
Уточненные сведения, представленные гражданами и государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего Положения, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение пяти дней после их представления в соответствующую кадровую службу.
(абзац введен Указом Президента РФ от 15.07.2015 N 364; в ред. Указа Президента РФ от 26.06.2023 N 474)
8.1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 8.1 введен Указом Президента РФ от 15.01.2020 N 13)
9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Эти сведения предоставляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности государственных служащих, а также иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
12. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа — предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.
(в ред. Указа Президента РФ от 30.09.2013 N 743)
13. Федеральные государственные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Положением гражданином или кандидатом на должность, предусмотренную перечнем, а также представляемые государственным служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу государственного служащего. Указанные сведения также могут храниться в электронном виде.
В случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представившие в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на должность государственной службы, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.
(п. 14 в ред. Указа Президента РФ от 15.01.2020 N 13)
15. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.