Я госслужащая, и мне приходится отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах.
В 2020 году я открыла брокерский счет и ИИС, и они стали проблемой при заполнении справки о доходах. Оказалось, что никто из моих коллег не инвестирует, поэтому посоветоваться, как правильно отчитаться о ценных бумагах, было не с кем. В отделе кадров с такой ситуацией тоже не сталкивались и порекомендовали мне избавиться от инвестиций, чтобы в следующий раз вопросов не было.
В статье расскажу, как я отчитывалась о своих доходах, где брала информацию и на что стоит обратить внимание госслужащим, чтобы избежать нарушений.
- Кому и как нужно отчитываться о доходах и расходах
- Какие проблемы могут быть у госслужащих — владельцев ценных бумаг
- Проверить информацию об инвестиционных доходах
- Подготовить документы об имуществе
- Запомнить
- Как я отчитывалась о своих доходах
- Собрать документы о доходах
- Подписать и сдать справку в отдел кадров
- Что в итоге
Кому и как нужно отчитываться о доходах и расходах
В законе есть перечни должностей, служащие на которых обязаны рассказывать о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. Таких должностей много. К ним относятся, например, сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, члены совета директоров Центрального банка, сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Такая обязанность касается также сотрудников «Росатома», «Роскосмоса» и РЖД, а еще некоторых государственных и муниципальных служащих и претендентов на должности из перечней.
Как правило, отчитываться должен руководящий состав, но иногда сведения обязаны представлять и рядовые сотрудники. Это закреплено в нормативных актах федеральных органов власти, и органов местного самоуправления. Например, в перечнях могут быть должности, которые несут коррупционные риски, когда работа связана с управлением государственным имуществом, госзакупками, выдачей лицензий и разрешений и тому подобным.
Декларировать надо все имущество в собственности или пользовании: дом, квартиру, дачу, автомобиль и прицеп к нему, лодку, мотор к ней и тому подобное. Еще необходимо отчитаться о полученном доходе за прошлый год: зарплате, доходе от вкладов и ценных бумаг, любой оплачиваемой деятельности, пенсиях и пособиях. В справке указывают эти же сведения о супругах и несовершеннолетних детях.
Граждане, которые занимают должности из перечней, ежегодно не позднее 30 апреля отчитываются об имуществе и доходах за прошлый год. Кандидаты на должности из перечней заполняют отчет непосредственно при поступлении на службу.
Перечни должностей часто меняются. Я специалист среднего звена и до 2021 года заполняла отчет в «Справки БК» всего один раз — в 2010 году. Затем требование отчитываться о доходах и имуществе на моей должности отменили. А в 2020 году перечень должностей на моей службе снова расширили — теперь все работники отдела по закупкам обязаны сдавать справку о доходах, в том числе и я.
В 2010 году у меня не возникло сложностей при заполнении «Справки БК»: я не инвестировала и отчитывалась только по доходу от основной деятельности. А вот в отчете за 2020 год мне пришлось долго разбираться с разделом о ценных бумагах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, на должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений, на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие вышеуказанные должности, обязаны представлять работодателю (нанимателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Так, согласно Положению о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими, государственной гражданской службы, муниципальной службы, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, такие сведения предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Невыполнение гражданином или лицом, замещающим вышеуказанные должности, обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.
Законом установлена ответственность за предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений независимо от причины (невнимательность при заполнении, забыл, не посмотрел документы и прочее).
При выявлении несоответствий предоставленных сведений фактическим данным (например, о полученных доходах, имуществе и его размере) устанавливается, знал или должен ли был служащий знать о данных обстоятельствах.
Например, служащий не указал полученный доход от продажи недвижимости, заработную плату по предыдущему месту работы, им неверно указана площадь принадлежащего ему земельного участка или жилого дома. Данными сведениями служащий владел, если какие-либо сведения он забыл, ему необходимо было посмотреть первичные документы во избежание нарушения закона.
В случае, если государственные, муниципальные служащие обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения до 31 мая.
Конкретная мера ответственности для муниципальных служащих за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений устанавливается Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также иными законами, регулирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий.
Например, статьей 27.1 названного выше закона предусмотрено, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Если будет признано что это нарушение малозначительное, тогда работодатель может ограничится замечанием. При этом снять дисциплинарное взыскание раньше, чем через год, нельзя.
Указанные взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Прокурор старший советник юстицииАнтон Филимонов
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.
5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
6.2. Представление гражданским служащим заведомо недостоверных сведений, указанных в части 6.1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1. Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.2. Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну.
3. Не допускается использование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для установления или определения платежеспособности муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.
4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
5. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
5.1. Представление муниципальным служащим заведомо недостоверных сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
7. Запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. Граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
9. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
11. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 10 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(часть 11 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Какие проблемы могут быть у госслужащих — владельцев ценных бумаг
Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены — не случайно в справке госслужащих есть раздел о ценных бумагах. То есть можно самостоятельно покупать акции российских компаний. Но только если это не приводит к конфликту интересов, когда владелец ценных бумаг может оказать прямое влияние на компанию, которая эти бумаги выпустила. Например, чиновнику из Минтранса нельзя владеть акциями «Аэрофлота». В этом случае ценные бумаги надо передать в доверительное управление.
Перед тем как начать инвестировать, я изучила ограничения для госслужащих. Иностранные акции, на которые действует запрет, я покупать не собиралась, поэтому оснований не открывать брокерский счет не нашла. В 2020 году я открыла ИИС и купила акции российских компаний: «Аэрофлота», «Лукойла» и Сбербанка. Позже оказалось, что на моей службе даже с этими бумагами могут быть проблемы.
Когда у нас расширился перечень должностей, на которых нужно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и расходах, многие специалисты впервые столкнулись с программой «Справки БК». Поэтому отдел кадров провел учебную лекцию: нам рассказали про типичные ошибки при заполнении отчета и на что обратить внимание. нам сообщили, что мы не вправе владеть ценными бумагами, — раздел справки, посвященный инвестициям, даже не обсуждался.
Дело в том, что прямого ограничения нет, но существует судебная практика, согласно которой владеть любыми бумагами госслужащие могут только через доверительное управление. Поэтому я советую всем служащим до того, как начать инвестировать, уточнить в отделе кадров позицию по этому вопросу.
Как разрешится моя ситуация, пока непонятно. Вообще, если в справке не отражены доходы или другая информация, служащего вызывают на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. По результатам комиссии принимают решение о наказании. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор — для тех, кто замещает должности военной и правоохранительной службы, — предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнение со службы в связи с утратой доверия.
Если комиссия решит, что в моем случае владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов, мне рекомендуют передать бумаги в доверительное управление. Если на следующий год я не выполню рекомендации, то уже будет решаться вопрос о наказании.
В любом случае справку о доходах за 2020 год я заполнила и в апреле 2021 года сдала ее в отдел кадров.
Проверить информацию об инвестиционных доходах
В справке необходимо отразить доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях — все дивиденды и выплаты купонов по облигациям. Эта информация отражается в разных документах: сведения о выплаченных дивидендах — в личном кабинете налогоплательщика, о купонных выплатах — в отчете брокера. Также в «Справки БК» необходимо указать дату открытия счетов. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Сведения об ИИС и брокерском счете. Даты открытия счетов я взяла из личного кабинета в банке, потому что в справке для госслужащих Сбербанка этой информации не было. Сумму остатка на ИИС, которую тоже нужно зафиксировать, взяла из отчета брокера на 31 декабря 2020 года.
Не знаю, как в других банках, но в Сбербанке, где открыт мой брокерский счет и ИИС, в справке для госслужащих информации о них нет
Информация о купонных выплатах. В справке из Сбербанка, в разделе «Доходы от ценных бумаг», указаны только выплаты по дивидендам. ситуация в личном кабинете в налоговой: купонов там нет, потому что до 1 января 2021 года они не облагались налогом.
Мне пришлось потрудиться, чтобы найти их. При оформлении ИИС я указала, чтобы купонные выплаты приходили мне на карту. В истории операций они отмечены как «Прочие поступления», поэтому нужно было отследить все поступления за год и выбрать именно купоны. Ушло много времени, хотя эта карта у меня не основная.
В справке из Сбербанка не указаны купонные выплаты — только дивиденды
Данные об уставном капитале эмитента. При заполнении раздела о ценных бумагах отчета в «Справки БК» также нужно указать размер уставного капитала.
Этих данных ни в отчете брокера, ни в справках из банка не было, поэтому пришлось пользоваться открытыми источниками. Я так и искала в интернете по каждой бумаге. Например, изучила уставный капитал «Аэрофлота». Всего пришлось просмотреть восемь сайтов.
Информация о покупке бумаг. Сначала я хотела взять информацию о цене покупки ценных бумаг из итогового отчета брокера на начало января 2021 года, но увидела разночтения. Оказывается, там указана цена продажи бумаг на дату формирования отчета, а не цена приобретения мною этих бумаг.
Пришлось выбирать отчеты, которые формировались сразу после покупок. Хорошо, что все они хранятся у меня в отдельной папке на электронке.
Муж не инвестирует, поэтому все данные о ценных бумагах я получала только на себя
Подготовить документы об имуществе
Все имущество в собственности подтверждается документами. Например, на дом и землю это выписка из ЕГРН, на машину — свидетельство о регистрации. Данные из них нужны для заполнения отчета. Сами документы прикладывать не нужно — достаточно правильно внести сведения из них в «Справки БК».
Я подготовила документы на дом и землю, которые находятся у меня в собственности, и на машину мужа. Другого имущества в собственности или пользовании у меня или моей семьи в 2020 году не было.
Запомнить
Отчет начинается с анкетных данных всех членов семьи служащего. Далее идут семь разделов:
При заполнении программы все интуитивно понятно. Если есть сложности, стоит перечитать методические рекомендации Минтруда: там есть ответы на многие вопросы.
Информация о лице, представляющем сведения. Сначала в «Справки БК» служащему необходимо внести свои персональные данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номер СНИЛС, место работы и должность. Затем информацию нужно указать о каждом члене семьи.
Справка на каждого члена семьи заполняется отдельно и сохраняется в едином пакете на семью
Раздел 1. Сведения о доходах. В этом разделе нужно перечислить суммы по таким видам доходов:
Я указала в иных доходах пособия семьям в связи с распространением коронавирусной инфекции:
Помимо зарплаты в отчете надо зафиксировать все доходы за предыдущий год. Основные доходы в «Справки БК» уже перечислены — остается указать только цифры. Иные доходы нужно перечислить — в моем случае это пособия в связи с коронавирусной инфекцией
У каждого члена семьи раздел 1 выглядит по-разному. Например, у мужа я указала только основной доход, у младшей дочери этот раздел пустой, а у старшей я внесла те деньги, которые она получила за свои достижения
Раздел 2. Сведения о расходах. Этот раздел я не заполняла, потому что в 2020 году ничего не покупала.
Вообще в нем отражаются сведения о значимых покупках в течение года, таких как квартира, дом, земельный участок или машина. При этом заявить нужно только покупки на сумму выше общего дохода супругов за три последних года.
Помимо доходов госслужащие должны отчитаться, на что потратили деньги. Если купили квартиру, дачу или морской лайнер, придется рассказать об этом людям
Раздел 3. Сведения об имуществе. В этом разделе декларируется информация о недвижимом имуществе: доме, квартире, земельном участке или гараже. Необходимо указать адрес, площадь объекта и основание приобретения: покупка, дарение, наследство и тому подобное. Еще надо указать реквизиты документа. Например, если это договор купли-продажи, то его дату и номер.
Аналогичную информацию нужно представить по транспортным средствам: когда купили, реквизиты документа о праве собственности.
Раздел 3 посвящен недвижимости, транспортным средствам и цифровым активам в собственности. В моем случае это жилой дом и участок под ИЖС
Раздел 4. Сведения о счетах в банках. Этот раздел нужно заполнить на основании справок из банков, в которых открыты счета, и сверить с данными из налоговой.
Необходимо указать название банка, где открыт счет, его адрес, вид счета и в какой он валюте, когда открыт и сколько денег на нем лежит на отчетную дату.
Если сумма поступлений на счет не больше дохода супругов за три последних года, то в окне нужно поставить галочку в графе «Общая сумма денежных поступлений на счет не превышает общий доход лица и его супруга за отчетный период и два предшествующих ему года».
Раздел 4 — это все про счета: в каких банках они открыты, в какой валюте и сколько на них денег
Раздел 5. Сведения о ценных бумагах. Информацию по каждой бумаге нужно вносить отдельно. Если в течение года было несколько покупок, то в графе «Общая стоимость» укажите сумму всех операций.
В основании участия отражаются данные из отчета брокера: когда была совершена покупка и каков ее номер.
Раздел 5 — это сведения о ценных бумагах служащего: сколько бумаг, на какую сумму и когда купили
Раздел 6. Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, — это имущество не в собственности человека, о котором заполняют справку, но которым он пользуется. Например, дом в собственности у жены, тогда у мужа и детей он будет значиться в этом разделе. Основание предоставления недвижимости — фактическое предоставление. То есть женщина дала возможность жить в доме членам своей семьи. Это наш случай.
Тут же можно указать аренду, безвозмездное пользование или другое. Суть в том, что если у человека нет в собственности жилого имущества, а где-то он живет, то должен заявить, где и на каком основании.
Раздел 6.1 рассказывает, где живет госслужащий или члены его семьи, если у кого-то из них нет в собственности дома или квартиры
«Срочные обязательства финансового характера» — это подраздел об обязательствах, по которым служащий выступает кредитором или должником. То есть в нем нужно указывать, например, и обязательства застройщика перед служащим по ДДУ, и займы, которые выдал служащий. А также всю информацию о кредитах: в каком банке взяты, на какой срок, под какой процент, какую сумму еще нужно вернуть.
Отдельная тонкость — деньги, которые просто лежат на брокерском счете или ИИС. Такой остаток считается финансовым обязательством: по сути, брокер — должник служащего и обязан вернуть деньги по требованию. Основание для обязательства — договор брокерского обслуживания или ИИС, поэтому его номер тоже надо будет указать в отчете.
Сообщать нужно не обо всех обязательствах, а только о тех, остаток по которым на конец года — 500 000 ₽ и более. Этот подраздел я не заполняла: остаток на моем ИИС — меньше 500 000 ₽, сумма кредита — 200 000 ₽, займы я не давала и ДДУ не заключала. У мужа и дочек финансовых обязательств нет.
Декларированию также подлежат финансовые обязательства служащего и членов его семьи: это и кредиты, и займы, и договоры ДДУ, и остаток на ИИС
Раздел 7. Безвозмездные сделки. Этот раздел необходимо заполнить, если в прошлом году служащий, например, подарил, заключил брачный договор или соглашение о разделе имущества, а также утилизировал автомобиль.
Я раздел не заполняла, потому что безвозмездных сделок не было ни у меня, ни у членов моей семьи.
Что кому подарено, тоже подлежит декларированию
Приложение. В этой вкладке можно отразить документы, если вы прикладываете их к справке.
Учитывая, что обязанности документально подтверждать сведения нет, я ничего не прикладывала — приложение пустое.
Как я отчитывалась о своих доходах
Прежде чем заполнять справку о доходах, я прочла методические рекомендации Минтруда. Несмотря на то что времени до конца апреля было много, уже в феврале 2021 года я начала собирать документы, откуда нужно брать информацию для отчета. Я взяла справки в банках, сверила счета из них с теми, что перечислены в личном кабинете на сайте ФНС. Еще запросила справку в бухгалтерии и собрала все отчеты брокера за год. Затем скачала программу «Справки БК» и заполнила необходимые разделы.
Алгоритм получился такой:
Расскажу подробнее о каждом шаге.
Собрать документы о доходах
Этот этап я называю «Вспомнить все». Мне нужно было отчитаться не только за себя, но и за супруга и несовершеннолетних дочек. Документы, которые подтверждают доходы, к справке прикладывать не нужно. Но их следует сохранить, чтобы в случае чего представить комиссии как доказательство своей позиции.
Справки из банков о наличии счетов. У меня есть счета в Сбербанке и «Открытии», поэтому я обратилась в эти банки за справками для госслужащих. Сбербанк предоставляет такую справку в личном кабинете, она формируется автоматически в течение нескольких минут. В «Открытие» пришлось идти лично, но сотрудники сказали, что скоро и у них появится электронная услуга.
Чтобы получить справку для госслужащих через «Сбербанк-онлайн», нужно перейти в «Каталог» и выбрать раздел «Услуги». Затем нажать на «Выписки и справки»
Далее выбрать «Сведения для госслужащих»
И дать согласие на обработку персональных данных. После этого система автоматически сформирует справку
Справка для госслужащих представляется бесплатно. Ее разделы дублируют названия граф для заполнения отчета в «Справки БК»: отражены даты открытия счетов, доход по вкладам и от ценных бумаг, если брокерский счет открыт в банке, который дает справку.
Я просила справки для госслужащих за период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Аналогичные справки в банках нужно было взять для мужа и старшей дочери.
Информация о доходах в личном кабинете на сайте ФНС. Здесь я перепроверила все поступления, которые облагаются налогом. В моем случае это зарплата и доход от дивидендов. То же самое попросила сделать мужа.
В личном кабинете тоже можно проверить информацию о банковских счетах, и я советую это сделать. Например, моя коллега очень удивилась, когда увидела там счет из стороннего банка. Оказалось, что она брала кредит и, совершая последний платеж, заплатила на несколько рублей больше. Чтобы вернуть ей излишек, банк открыл дополнительный счет и положил туда эти деньги. не личный кабинет на сайте ФНС, не узнала об этом счете и не его в программе «Справки БК», а это нарушение.
Сведения обо всех банковских счетах можно проверить в личном кабинете на сайте ФНС. Для этого в профиле нужно перейти во вкладку «Сведения о банковских счетах» — появится список всех счетов: и открытых, и закрытых. В отчете нужно будет указать информацию только об открытых счетах
Приказ из комитета образования о денежном призе дочери. Старшая дочь участвовала в олимпиаде, где за призовые места давали денежные призы. Я знала, что дочка получила деньги, но хотела перепроверить сумму. Из комитета образования мне отправили приказ, где было указано, что она получила 3000 ₽. Эту сумму я потом отразила в справке.
Справка о награде в спортивной школе. За участие в спортивных мероприятиях детей тоже иногда поощряют деньгами. За год старшая дочь о наградах успела забыть, поэтому, чтобы быть спокойной, я обратилась в бухгалтерию ее спортивной школы. Там мне выдали справку, что дочка получила 200 ₽ за участие в соревнованиях по баскетболу.
Такую справку мне выдали в спортивной школе. Если бы не этот документ, о награде дочери в 200 ₽ мы бы не вспомнили
Подписать и сдать справку в отдел кадров
На последнем листе отчета нужно поставить дату — выбрать актуальную из календаря в программе. Затем подтвердить достоверность данных, распечатать справку на каждого члена семьи по отдельности, поставить свою подпись и сдать все в отдел кадров.
Дата и время отражаются на каждом распечатанном листе, поэтому в случае исправлений лист заменить не получится. Придется заново распечатывать всю справку. Также нельзя делать пометки ручкой уже на бумаге: все заполняется в программе.
Так выглядит последняя страница отчета
Что в итоге
Больше всего времени я потратила на раздел справки о ценных бумагах. Нужно было поднять все отчеты брокера, чтобы отразить дату покупки бумаг. Только заполнение информации о бумагах заняло около четырех часов. Еще несколько часов ушло на поиск информации об эмитентах. В остальном, если на руках есть все документы, отчет в «Справки БК» заполняется быстро.
Скорого решения о том, правильно ли заполнен отчет, ждать не стоит. У отдела кадров есть несколько месяцев на проверку данных. А комиссия по урегулированию конфликтов собирается уже после представления справки — тогда-то и будет известно, есть ли ошибки.