Должность
государственной службы-
должность, учреждённая указом Президента
или ФЗ, а так же законами субъекта РФ
для обеспечения исполнения полномочий
лица, замещающего государственную
должность или для обеспечения работы
органов государственной власти РФ или
субъектов РФ.
Признаки
должностей государственной службы:
Количество
должностей в гос. органе определяется
исходя из утверждаемой штатной
численности, определяется в штатном
расписании, которое, в свою очередь,
утверждается руководителем Органа.
23. Типология
должностей государственной службы РФ
В
соответствии с Федеральным законом «О
системе государственной службы Российской
Федерации» должности государственной
службы могут учреждаться федеральными
законами, законами субъектов РФ, а также
федеральными и региональными нормативными
правовыми актами.
Согласно
нормативным положениям о видах
государственной службы должности
государственной службы можно разделить
на следующие виды:
а)
должности федеральной государственной
гражданской службы;
б) должности
государственной гражданской службы
субъекта РФ;
Должности
гражданской службы можно классифицировать
по категориям и группам.
Должность
государственной службы — должность,
учреждённая указом Президента или ФЗ,
а так же законами субъекта РФ для
обеспечения исполнения полномочий
лица, замещающего государственную
должность или для обеспечения работы
органов государственной власти РФ или
субъектов РФ.
Должности
гражданской службы подразделяются на
категории и группы.
Должности
категорий «руководители» и «помощники
(советники)» подразделяются на высшую,
главную и ведущую группы должностей
гражданской службы, «специалисты»
подразделяются на высшую, главную,
ведущую и старшую группы должностей
гражданской службы.»обеспечивающие
специалисты» подразделяются на
главную, ведущую, старшую и младшую
группы должностей гражданской службы.
Забить и найти эксперта по ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Должность государственной гражданской службы – это предусмотренный организационной структурой и штатным расписанием элемент структуры органа государственного управления, который реализует в соответствии с требованиями законодательства и подзаконных актов в рамках компетенции органа государственного управления служебные полномочия для осуществления функций публичного управления и предоставления государственных услуг.
Определение и значение должности государственной гражданской службы
Для реализации функций государственного управления и предоставления государственных услуг формируется соответствующая система публичного управления, которая включает федеральный и региональный уровни. Кроме того, в системе государственного управления исходя из функций публичного управления формируются подсистемы органов государственного управления.
Органы государственного управления функционируют в рамках законодательно и нормативно предусмотренной компетенции для обеспечения функций публичного управления в социальной, экономической, экологической, финансовой и иных сферах общественных отношений и предоставления государственных услуг. В свою очередь, непосредственное функционирование органов публичного управления обеспечивают государственные служащие.
Структуру органа государственного управления определяет совокупность утвержденных в соответствии с регламентированной процедурой должностей персонала, обеспечивающего реализацию полномочий органа за счет осуществления должностных обязанностей.
Указанное позволяет определить должность государственной гражданской службы как элемент внутренней структуры органа государственного управления, предусмотренный штатным расписанием и реализующий служебные полномочия в рамках компетенции органа государственного управления для реализации государственных функций и предоставления государственных услуг.
«Понятие должности государственной гражданской службы» 👇
Итак, должности государственной гражданской службы определяют полномочия государственного служащего в рамках компетенции государственного органа для обеспечения задач государственного управления. Утверждение о должности государственной гражданской службы предполагает нормативное закрепление за элементом внутренней структуры органа государственной власти определенного объема полномочий в рамках компетенции органа.
Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы государственной службы в стране, государственная должность определяется как должность в органах публичного управления федерального и регионального уровней, а также в иных органах, которые учреждаются в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обязанностей по реализации и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за реализацию полномочий.
При анализе категории должностей государственной гражданской службы обычно выделяют два основных аспекта ее содержания:
Признаки государственной гражданской должности
Должность государственной гражданской службы как обособленный элемент системы государственного управления характеризуется следующими чертами:
Кроме того, в качестве характеристик должности государственной гражданской службы выделяют:
Классификация должностей государственной гражданской службы
Должности государственной гражданской службы традиционно делят на:
Кроме того, в составе должностей государственной гражданской службы выделяют:
Не понимаешь, как писать работу?
Государственная должность – это первичная структурная единица системы государственного управления, учреждаемая в федеральных органах, региональных органах государственного управления, а также в других органах государственного управления, которые образуются на основе положений Конституции, наделенная определенным кругом обязанностей для обеспечения реализации компетенции соответствующего органа, а также ответственностью за законность и эффективность реализации служебных обязанностей.
Понятие государственной должности
В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.
В соответствии с нормами указанного законодательства правовое положение лица, замещающего должность государственной службы, определяется следующими обстоятельствами:
С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.
Иными словами, с организационной точки зрения должность не связана непосредственно с личностью государственного служащего, то есть независима от лица, которое ее замещает.
« Государственная должность. Понятие и виды» 👇
С функциональной точки зрения государственную должность можно определить как объем полномочий, которые возлагаются на лицо, замещающее должность, в рамках компетенции государственного органа для решения задач публичного управления.
Государственные должности федерального уровня учреждаются на основе положений федерального законодательства или актов главы государства, региональные должности, в свою очередь, утверждаются положениями регионального законодательства и подзаконных актов.
Характеристики государственной должности
В содержании категории государственной должности можно выделить два основных элемента:
Таким образом, в число сущностных характеристик государственной должности можно включить следующие:
Виды государственных должностей
В соответствии с действующими законодательными и подзаконными актами в сфере государственной службы исходя из области функционирования подсистемы государственной службы выделяют:
Исходя из категории государственные гражданские должности делятся на следующие виды:
Кроме этого, все должности государственной гражданской службы объединяются в группы должностей:
Категории и группы должностей государственной службы соотносятся следующим образом:
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Классифицируются
на
конкретные группы и категории
в соответствии с законодательством по
определённому виду службы или
законодательству субъекта РФ.
Указом
Президента установлен реестр должностей
федеральной гос. службы.
В
одном органе мб
разное сочетание таких должностей.
Государственная
должность РФ
— это должность, устанавливаемая
Конституцией РФ, а также ФЗ, для
непосредственного
исполнения полномочий
в федеральных государственных органах.
При этом еще есть
государственные должности субъектов
РФ
— устанавливаются уставами, конституциями
либо законами субъектов РФ. Получается,
что на лиц, которые замещают государственные
службы зак-во о гос. Службе не
распространяется и статусом гос.
Служащего не обладают. Указ
Президента РФ «О государственных
должностях РФ и законы субъектов РФ».
Лица,
занимающие гос. Должность имеют смешанный
статус. Отягощенный многими изъятиями.
Но на них распространяются много
иммунитетом, многие должности являются
(срочными)Я т.е. носят сменный х-ер — речь
о депутатах, министрах, главах департаментов
( в субъектах РФ), высшие д/л субъектов,
но судьи — пожизненно. Совпадение
с государсвенной службе — только 3 признак
— в органах. Нет профессионализма; служат
не РФ, а народу, а судьи — правосудию.
ФЗ
«О системе гос. Службы» 2003 г. —
легальное
определение государственного служащего.
Фактически
2 понятия: федеральный
и гражданский
служащий субъекта.
Федеральный
(субъекта) гос. Служащий
— гражданин. Осуществляющий свою
профессиональную. Деятельность на
должности федеральной (субъекта) гос
службы и получающий содержашие за счёт
средств федерального бюджета (субъекта).
Должности
федеральной государственной гражданской
службы учреждаются
федеральным
законом или указом Президента Российской
Федерации, должности государственной
гражданской службы субъектов Российской
Федерации — законами или иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации с учетом положений Федерального
закона о гражданской службе
в целях обеспечения исполнения полномочий
государственного органа либо лица,
замещающего государственную должность.
Должности
гражданской службы
– обобщающее понятие, охватывающее
должности федеральной гражданской
службы и должности гражданской службы
субъектов РФ.
Учебник
Алехина: В ФЗ о гражданской службе
различаются государственные
должности и должности гражданской
службы, учреждаемые
также для обеспечения исполнения
полномочий лицами, замещающими
государственные должности.
Юридическое
отличие между государственными
должностями и должностями гражданской
службы заключается в их функциональном
назначении и обусловленной этим системе
правовых актов, которыми они устанавливаются
(учреждаются).
В
ФЗ о гражданской службе нет последовательности
в трактовке понятия государственных
должностей.
По
закону должности гражданской службы
учреждаются для обеспечения исполнения
полномочий как государственных органов,
так и лиц, замещающих государственные
должности.
Должности
гражданской службы подразделяются на
следующие категории:
1)
руководители
— должности руководителей и заместителей
руководителей государственных органов
и их структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и их
структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
представительств государственных
органов и их структурных подразделений,
замещаемые на определенный срок
полномочий или без ограничения срока
полномочий;
2)
помощники
(советники)
— должности, учреждаемые для содействия
лицам, замещающим государственные
должности, руководителям государственных
органов, руководителям территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти и руководителям представительств
государственных органов в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;
3)
специалисты
— должности, учреждаемые для профессионального
обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций
и замещаемые без ограничения срока
полномочий;
4)
обеспечивающие
специалисты
— должности, учреждаемые для организационного,
информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного
и иного обеспечения деятельности
государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.
Должности
гражданской службы подразделяются
на следующие группы:
1)
высшие должности гражданской службы;
2)
главные должности гражданской службы;
3)
ведущие должности гражданской службы;
4)
старшие должности гражданской службы;
5)
младшие должности гражданской службы.
Должности
категорий «руководители» и «помощники
(советники)»
подразделяются на высшую, главную и
ведущую группы должностей гражданской
службы. Должности
категории «специалисты»
подразделяются на высшую, главную,
ведущую и старшую группы должностей
гражданской службы. Должности
категории «обеспечивающие специалисты»
подразделяются на главную, ведущую,
старшую и младшую группы должностей
гражданской службы.
Должности
федеральной государственной гражданской
службы,
классифицированные по государственным
органам, категориям, группам, а также
по иным признакам, составляют перечни
должностей федеральной государственной
гражданской службы, являющиеся
соответствующими разделами
Реестра должностей федеральной
государственной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной
государственной гражданской службы
утверждается
указом Президента Российской Федерации.
Должности
государственной гражданской службы
субъекта РФ
в государственных органах субъекта РФ,
учреждаемые с учетом структуры этих
органов и классифицируемые по категориям,
группам должностей составляют перечни
должностей государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации,
являющиеся соответствующими разделами
реестра
должностей государственной гражданской
службы субъекта РФ.
Реестр должностей государственной
гражданской службы субъекта РФ
составляется с учетом принципов
построения Реестра должностей федеральной
государственной гражданской службы и
утверждается
законом или иным нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации.
Классные
чины гражданской службы
присваиваются гражданским служащим в
соответствии с замещаемой должностью
гражданской службы в пределах группы
должностей гражданской службы.
В
число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы
входят требования к уровню профессионального
образования, стажу гражданской службы
или стажу (опыту) работы по специальности,
направлению подготовки, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для
исполнения должностных обязанностей.
32.
. Конфискация орудия совершения или
предмета административного правонарушения
как вид административного наказания
Данный
вид административного наказания
регулируется статьёй 3.7 КоАП РФ. Это
принудительное безвозмездное обращение
в федеральную собственность или в
собственность субъекта РФ не изъятых
из оборота вещей. Назначается только
судьёй. Данный вид наказания может
применяться в качестве как основного,
так и дополнительного вида наказания
(ч.2 ст.3.3 КоАП).
В
законодательстве не поясняется, что
подразумевается под «орудием» и
«предметом» административного
правонарушения. Однако в доктрине можно
найти следующие понимания указанных
понятий.
В
кодексе отмечается, что данный вид
наказания не применяестся по отношению
к лицам, для которых охота и рыболовство
является основным законным источником
средств к существованию (у них нельзя
отнимать охотничье ружьё, боевые припасы
и другие дозволенные орудия охоты и
рыболовства).
Конфискацией
НЕ является изъятие из незаконного
владения лица орудия совершения или
предмета административного правонарушения:
Изъятие
орудия совершения или предмета
административного правонарушения в
соответствии с частью
3 статьи 3.7
КоАП РФ у лиц, которые
владеют данным имуществом на законных
основаниях
(например, в силу договора аренды), лишь
на том основании, что оно используется
с нарушением установленных законом
требований,
недопустимо.
Исключением из этого правила являются
случаи, прямо предусмотренные законом
(например, пунктом 1
статьи 25
Федерального закона от 22 ноября 1995 года
N 171-ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции»: в целях пресечения
правонарушений типа незаконного
производства и распространения
алкогольной продукции в законе прописан
специальный пункт, по которому должен
быть конфискован этиловый спирт и
алкогольная продукция, если у производителя
отсутствует необходимые разрешения и
лицензии) (п. 23.2 ПП ВС от 24.03.2005 №5).
Данный
вид наказания применяется к лицам:
Данный
вид административного наказания
рассматривался в Конституционном суде
на соответствие части 1 ст.3.7 Конституции
РФ (см. Постановление КС РФ от 25 апреля
2011 года №6-П). Рассматривался вопрос о
том, не нарушает ли статья 3.7 КоАП
Конституционные положения о том, что в
РФ признаются и защищаются часная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности; о том, что каждый
имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещённой
законом экономической деятельности; о
том, что право частной собственности
охраняется законом; никто не может быть
лишён воего имущетсва иначе как по
решению суда; принудительное отчуждение
имущества для государственных нужд
может быть произведено только при
условии предварительного и равноценного
возмещения.
В
Постановлении отмечалось, что право
частной собственности не является
абсолютным. Гражданский кодекс, а также
нормы уголовного и уголовно-процессуального
законодательства понимают под конфискацией
имущества особую меру публичной
ответственности ха деяние, совершённое
собственником этого имущества: оно
может быть безвозмездно изъято у
собственника по решению суда (п.1 ст.243
ГК РФ).
В
связи с чем вообще возникла необходимость
рассмотрения данного вопроса в КС РФ?
Дело в том, что раньше первоначальная
редакция ст.3.7 КоАП допускала возможность
назначения административного наказания
в виде конфискации имущества лицу, не
являющемуся его собственником.
Складывалась ситуация, когда собственник
предмета или орудия совершения
административного правонарушения, если
он не являлся лицом, привлекаемым к
административной ответственности,
фактически лишался возможности
полноценной судебной защиты своих прав,
поскольку КоАП РФ не только не требовал
его привлечения к участию в производстве
по делу об административном правонарушении,
но и делал возможное его участие
бессмысленным, в связи с тем что в
существовавшей модели правового
регулирования не предполагалось
выяснение того, какое отношение
собственник предмета или орудия
совершения административного
правонарушения имеет к этому правонарушению,
и никакие его возражения не могли быть
признаны достаточными для того, чтобы
решение о конфискации принадлежащего
ему имущества не было принято.
В
настоящее время правовая позиция
Конституционного Суда РФ, выраженная
в названном Постановлении, воплощена
в ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, введенной в нее
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г.
N 314-ФЗ. Этим же Законом внесены изменения
в ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ “Незаконная рубка,
повреждение лесных насаждений или
самовольное выкапывание в лесах деревьев,
кустарников, лиан”, в санкции которой
ныне предусмотрена конфискация продукции
незаконного природопользования, а также
орудия совершения административного
правонарушения в качестве дополнительного,
а не основного наказания, как было ранее.
Применительно
к вопросу о допустимости назначения
наказания в виде конфискации имущества,
послужившего орудием или предметом
таможенного правонарушения и не
являющегося собственностью лица, его
совершившего, Конституционный Суд
Российской Федерации в Постановлении
от 14 мая 1999 года N 8-П сформулировал
правовую позицию, в силу которой
федеральный законодатель вправе
допустить конфискацию имущества,
явившегося орудием или средством
совершения либо непосредственным
объектом таможенного правонарушения,
независимо от того, находятся ли
соответствующие товары и транспортные
средства в собственности совершившего
его лица, а также независимо от того,
установлено это лицо или нет; в противном
случае организаторы незаконного
перемещения товаров получили бы
возможность переложить всю ответственность
на неплатежеспособных лиц или лиц,
проживающих за границей, что подрывало
бы правопорядок в сфере таможенных
отношений и несовместимо с целями и
задачами таможенного регулирования.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2. Должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной государственной гражданской службы;
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
должности федеральной государственной службы иных видов.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 419-ФЗ.
5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. В федеральном государственном органе, органе публичной власти федеральной территории и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется трудовым законодательством.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2022 N 472-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,
от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,
от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 25.11.2009 N 269-ФЗ,
от 17.12.2009 N 322-ФЗ, от 29.01.2010 N 1-ФЗ, от 14.02.2010 N 9-ФЗ,
от 29.11.2010 N 317-ФЗ, от 28.12.2010 N 419-ФЗ, от 27.06.2011 N 155-ФЗ,
от 11.07.2011 N 204-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 06.12.2011 N 395-ФЗ,
от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 295-ФЗ, от 30.12.2012 N 327-ФЗ,
от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,
от 07.06.2013 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 149-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.04.2014 N 53-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ,
от 31.12.2014 N 509-ФЗ, от 31.12.2014 N 510-ФЗ, от 08.06.2015 N 147-ФЗ,
от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ,
от 30.12.2015 N 418-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 02.06.2016 N 176-ФЗ,
от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.07.2016 N 276-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ,
от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 01.07.2017 N 133-ФЗ,
от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 275-ФЗ,
от 28.12.2017 N 423-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 337-ФЗ,
от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ, от 01.05.2019 N 99-ФЗ,
от 02.12.2019 N 418-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 08.06.2020 N 181-ФЗ,
от 20.07.2020 N 226-ФЗ, от 20.07.2020 N 227-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ,
от 31.07.2020 N 288-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,
от 24.03.2021 N 52-ФЗ, от 30.04.2021 N 116-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,
от 02.07.2021 N 351-ФЗ, от 29.11.2021 N 385-ФЗ, от 30.12.2021 N 437-ФЗ,
от 07.10.2022 N 379-ФЗ, от 04.11.2022 N 424-ФЗ, от 04.11.2022 N 427-ФЗ,
от 05.12.2022 N 472-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,
от 29.12.2022 N 645-ФЗ, от 28.04.2023 N 150-ФЗ, от 13.06.2023 N 258-ФЗ,
от 10.07.2023 N 286-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ, от 24.07.2023 N 357-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ,
от 13.12.2010 N 358-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 N 25-П,
от 15.11.2012 N 26-П, от 06.12.2012 N 31-П,
Федеральными законами от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 01.12.2014 N 396-ФЗ,
от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016), от 08.12.2020 N 395-ФЗ,
от 27.11.2023 N 544-ФЗ)
Должности федеральной
государственной гражданской службы
учреждаются
федеральным
законом или указом Президента Российской
Федерации, должности государственной
гражданской службы субъектов Российской
Федерации — законами или иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации с учетом положений Федерального
закона о гражданской службе
в целях обеспечения исполнения полномочий
государственного органа либо лица,
замещающего государственную должность.
Должности гражданской
службы –
обобщающее понятие, охватывающее
должности федеральной гражданской
службы и должности гражданской службы
субъектов РФ.
Учебник Алехина:
В ФЗ о гражданской службе различаются
государственные
должности и должности гражданской
службы, учреждаемые
также для обеспечения исполнения
полномочий лицами, замещающими
государственные должности.
Юридическое отличие
между государственными должностями и
должностями гражданской службы
заключается в их функциональном
назначении и обусловленной этим системе
правовых актов, которыми они устанавливаются
(учреждаются).
В ФЗ о гражданской
службе нет последовательности в трактовке
понятия государственных должностей.
По закону должности
гражданской службы учреждаются для
обеспечения исполнения полномочий как
государственных органов, так и лиц,
замещающих государственные должности.
Должности гражданской
службы подразделяются на
категории и группы.
Должности гражданской
службы подразделяются на
следующие категории:
1) руководители
— должности руководителей и заместителей
руководителей государственных органов
и их структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и их
структурных подразделений, должности
руководителей и заместителей руководителей
представительств государственных
органов и их структурных подразделений,
замещаемые на определенный срок
полномочий или без ограничения срока
полномочий;
2) помощники
(советники) —
должности, учреждаемые для содействия
лицам, замещающим государственные
должности, руководителям государственных
органов, руководителям территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти и руководителям представительств
государственных органов в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;
3) специалисты
— должности, учреждаемые для профессионального
обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций
и замещаемые без ограничения срока
полномочий;
4) обеспечивающие
специалисты
— должности, учреждаемые для организационного,
информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного
и иного обеспечения деятельности
государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской
службы подразделяются
на следующие группы:
1) высшие должности
гражданской службы;
2) главные должности
гражданской службы;
3) ведущие должности
гражданской службы;
4) старшие должности
гражданской службы;
5) младшие должности
гражданской службы.
Должности категорий
«руководители» и «помощники
(советники)»
подразделяются на высшую, главную и
ведущую группы должностей гражданской
службы. Должности
категории «специалисты»
подразделяются на высшую, главную,
ведущую и старшую группы должностей
гражданской службы. Должности
категории «обеспечивающие специалисты»
подразделяются на главную, ведущую,
старшую и младшую группы должностей
гражданской службы.
Должности
федеральной государственной
гражданской службы,
классифицированные по государственным
органам, категориям, группам, а также
по иным признакам, составляют перечни
должностей
федеральной государственной
гражданской службы, являющиеся
соответствующими разделами
Реестра должностей
федеральной государственной
гражданской службы.
Реестр должностей
федеральной государственной
гражданской службы утверждается
указом Президента Российской Федерации.
Должности
государственной
гражданской службы субъекта РФ
в государственных органах субъекта РФ,
учреждаемые с учетом структуры этих
органов и классифицируемые по категориям,
группам должностей составляют перечни
должностей
государственной
гражданской службы субъекта Российской
Федерации, являющиеся соответствующими
разделами реестра
должностей
государственной
гражданской службы субъекта РФ.
Реестр должностей
государственной
гражданской службы субъекта РФ
составляется с учетом принципов
построения Реестра должностей
федеральной государственной
гражданской службы и утверждается
законом или иным нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации.
Классные чины
гражданской службы
присваиваются гражданским служащим в
соответствии с замещаемой должностью
гражданской службы в пределах группы
должностей гражданской службы.
В число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы входят
требования к уровню профессионального
образования, стажу гражданской службы
или стажу (опыту) работы по специальности,
направлению подготовки, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для
исполнения должностных обязанностей.