Средняя пенсия повысится до 774 евро

Средняя пенсия повысится до 774 евро Минтруд
Содержание
  1. Выплата пенсии за границей и иностранная пенсия в Эстонии
  2. Получение пенсии другого государства
  3. Выплата пенсии в другом государстве
  4. Подтверждение, что получатель пенсии жив
  5. Пенсии ЕС и страны, связанные договором
  6. Разница между иностранной пенсией и ставкой народной пенсии
  7. Ссылки по теме
  8. Структура пенсионной системы Эстонии
  9. Обязательная и дополнительная программа
  10. Базовая и дополнительная пенсия
  11. Размер пенсии и пенсионный возраст
  12. Изменение пенсионного возраста в разных странах
  13. Преждевременная и отложенная пенсия
  14. Преждевременная пенсия
  15. Отложенная пенсия
  16. Разновидности государственных пособий
  17. Народная пенсия
  18. Особенности расчета пенсии
  19. Получение пенсии в Эстонии гражданами РФ
  20. Пенсионные выплаты для граждан РФ, проживающих в Эстонии
  21. Договор о взаимном социальном обеспечении
  22. Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих за границей
  23. Специфика третьего уровня пенсии

Выплата пенсии за границей и иностранная пенсия в Эстонии

Пенсионеру, проживающему за пределами Эстонии, мы выплачиваем заработанную в Эстонии пенсию в зависимости от стажа выхода на пенсию и страны проживания. Если вы заработали хотя бы один год пенсии в другой стране в течение своей жизни, вы имеете право подать заявление на получение пенсии там.

В интересах лучшего обслуживания клиентов мы вводим в использование систему одного счёта. Это означает, что если человек представил в Департамент социального страхования несколько расчётных банковских счетов, на которые он желает получать денежные выплаты — пенсию, родительскую компенсацию, компенсацию по нарушению здоровья и так далее, то все перечисления будут производиться на тот счёт в банке, который был указан последним. Указанный вами номер счёта можно легко проверить и изменить в нашей среде самообслуживания.

Получение пенсии другого государства

Если Вы в течение своей жизни заработали не менее одного года пенсионного стажа в другой стране, Вы имеете право ходатайствовать о получении пенсии от этого государства.

Выплата пенсии в другом государстве

Если Вы проживаете в государстве-члене Европейского союза, Норвегии, Исландии, Лихтенштейне, Швейцарии, Канаде или Австралии, мы выплачиваем пенсию от Эстонии как обычно. Если Вы проживаете в каком-либо другом зарубежном государстве, обратите внимание на то, что для получения пенсии от Эстонии Вы должны иметь не менее 15 лет пенсионного стажа, приобретённого в Эстонии.

Подтверждение, что получатель пенсии жив

Если Вы проживаете за пределами Эстонии и получаете пенсию от Эстонии (пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца или пенсию по нетрудоспособности), ежегодно следует подтверждать то, что Вы живы.

Пенсии ЕС и страны, связанные договором

Выплата иностранных пенсий в Эстонию регулируется различными правовыми актами.

Разница между иностранной пенсией и ставкой народной пенсии

Лицо, проживающее в Эстонии, которое получает пенсию в иностранном государстве или в иностранном государстве и Эстонии на основании международного договора, и размер пенсии или пенсий которого меньше ставки народной пенсии, может ходатайствовать о компенсации разницы между иностранной пенсией и ставкой народной пенсии. Таким образом, пенсионеру, проживающему в Эстонии, обеспечивается доход в размере народной пенсии.

Ссылки по теме

Последнее обновление 13.03.2024

Какая средняя и минимальная пенсия в Эстонии в 2023-2024 годах. Размер выплаты пособия по старости и возраст выхода на заслуженный отдых. Как живут эстонские пенсионеры, пособия инвалидам и малоимущим. Как и во многих других европейских государствах, пенсионная система в Эстонии заключает в себе три составные части. Основу её традиционно составляет государственная пенсионная программа, выплаты по которой напрямую зависят от доходов жителя страны во время его трудовой деятельности.

Пирамида пенсионной системы в Эстонии

Структура пенсионной системы Эстонии

Эстония имеет впечатляющую налоговую нагрузку в социальной сфере, где размер ставки может достигать 20%.

Обязательная и дополнительная программа

Структура пенсионной системы Эстонии включает в себя обязательную и дополнительную программы, которые предусматривают внесение денежных средств в государственные и частные фонды.

Строится эта система за счет собственных средств гражданина по нестандартной схеме: государство удерживает 2% от дохода будущего пенсионера, к которым добавляется 4% налогового вычета из суммы выплаченного социального налога.

Базовая и дополнительная пенсия

Размер перечислений в дополнительный фонд зависит от пожелания пенсионера, что может существенно увеличить его доход. Для получения дополнительной накопительной пенсии, гражданину нужно заключить договор пенсионного страхования или стать участником частных фондов.

Размер пенсии и пенсионный возраст

На сегодняшний день статус пенсионера в Эстонии имеет около 315 тысяч человек. Условия для получения пенсии целесообразно учитывать при оформлении пособия.

Пенсия по старости, или народная пенсия, может быть назначена гражданам или иностранцам, которые легально проживали в стране. Размер такой пенсии составляет около 189 евро, с максимальными выплатами до 375 евро при 44 годах стажа.

Возраст выхода на пенсию в Эстонии — 63 года для мужчин и 62,5-63 года для женщин, с перспективой увеличения до 65 к 2026 году.

Средняя пенсия повысится до 774 евро

Изменение пенсионного возраста в разных странах

Многие жители Эстонии идут на заработки в другие страны Европы, где заработная плата выше. Более половины населения составляют пенсионеры, в то время как другие работают за рубежом.

На сайте можно узнать размер заработной платы в Эстонии.

Преждевременная и отложенная пенсия

Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии.

Преждевременная пенсия

Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.

Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.

После оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.

Отложенная пенсия

Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.

Разновидности государственных пособий

Если рассматривать государственную часть пенсии более подробно, следует отметить, что существует несколько вариантов выплат, на которые вправе рассчитывать гражданин Эстонии при условии наступления определенных обстоятельств.

Народная пенсия

Одна из разновидностей государственной пенсии предполагает, что гражданин сможет получать дополнительные пособия при условии, что он не получает другой пенсии, за исключением народной. Их начисление происходит спустя 5 лет после назначения народной пенсии.

Особенности расчета пенсии

Общая сумма пенсии складывается из базовой суммы, надбавки за стаж работы до конца 1998 года, а также выплат по страховому паю. Подобные страховые выплаты рассчитываются в индивидуальном порядке и существенно отличаются у каждого жителя Эстонии. Каждый год стажа увеличивает будущую пенсию на 5,7 евро.

Существуют специальные калькуляторы для расчета суммы взносов в накопительную пенсию.

Получение пенсии в Эстонии гражданами РФ

Следует помнить о мерах правительства, призванных повысить уровень благосостояния местных пенсионеров. Ежегодно органы власти осуществляют перерасчет пенсий, а пенсионная выплата увеличивается. Размер корректировки зависит от годового увеличения цен, а также роста, полученного государством, социального налога.

Пенсионные выплаты для граждан РФ, проживающих в Эстонии

На сегодняшний день размер пособия для российских граждан, проживающих на территории Эстонии, составляет около 400 евро. Из-за сложной ситуации в системе социального страхования, правительство активно обсуждает возможность увеличения пенсионного возраста для граждан РФ до 74 лет.

При этом стаж должен будет равен 44 годам, однако, подобная инициатива до сих пор не была реализована на практике.

Договор о взаимном социальном обеспечении

Между Российской Федерацией и Эстонией был заключен договор о взаимном социальном обеспечении пожилых людей, что позволяет получать средства как из России, так и из Эстонии. Пенсионные выплаты будет осуществлять та страна, которая отвечала за накопление средств в пенсионном фонде, что позволяет гражданам РФ и Эстонии перемещаться между этими государствами.

Средняя пенсия повысится до 774 евро

Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих за границей

Поскольку стоимость продуктов питания и предметов первой необходимости на территории России несколько ниже, чем в Эстонии, многие эстонские пенсионеры задумываются о переезде на ПМЖ в Россию, сохранив при этом, свои пенсионные выплаты.

Подобная инициатива не лишена смысла, однако, сопряжена с рядом особенностей:

  • Подоходный налог распространяется на любые пенсионные выплаты, которые жители страны получают из-за границы.
  • Итоговая сумма пособия существенно снижается из-за этого.

Специфика третьего уровня пенсии

Добровольное накопительное страхование – услуга, которую предоставляет множество частных фондов и страховых организаций. Оно предусматривает целый ряд особенностей, их целесообразно изучить подробнее. Главным отличием от государственных программ, является гибкость условий, позволяющая сделать процедуру выплат максимально комфортными для клиента.

Средняя пенсия повысится до 774 евро

Добровольное накопительное страхование позволяет значительно увеличить размер будущей пенсии. Лицо может регулировать размер и периодичность совершаемых взносов, разорвать соглашение досрочно, воспользоваться возможностью платежного отпуска и многими другими нюансами. При этом получать первые выплаты из средств фонда, гражданин сможет уже в 55-летнем возрасте.

Житель Эстонии, решивший воспользоваться подобной программой, может рассчитывать на налоговые льготы. Прежде всего, это компенсация подоходного налога при условии, что гражданин получает менее 6 000 евро ежегодно. Предусмотрена возможность полного освобождения от уплаты налогов по данной статье доходов, при условии заключения бессрочного контракта со страховой компанией. При этом пенсионные средства должны быть в распоряжении организации на протяжении не менее 5 лет.

Следует помнить о том, что при желании обналичивать средства в полном объеме, клиенту потребуется уплатить 10% налога на прибыль. Если же с момента заключения договора и перевода средств на счета страховой организации прошло менее 5 лет, со снимаемых средств будет списана полная сумма налога, ставка которого составит 20%.

Поднятые в вопросе темы регламентируются, прежде всего, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанном в г. Таллине 14 июля 2011 г. (далее – Договор) и ратифицированном Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ. В частности, в п. 7 ст. 5 данного Договора указано, что в случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию. (Под Договаривающимися Сторонами здесь подразумеваются Российская Федерация и Эстонская Республика.)

В том же п. 7 ст. 5 Договора указано, что положение о сохранении пенсионных выплат не распространяется на так называемые народные пенсии, назначенные в соответствии с эстонским законодательством (речь идет об аналоге российских социальных пенсий; назначается народная пенсия в случае отсутствия или недостаточности пенсионного стажа, необходимого для подачи ходатайства о получении пенсии по старости). Исходя из этого, если гражданин, переселяющийся из Эстонии в Россию, получает в Эстонии народную пенсию, то пенсионные выплаты после переселения будут прекращены.

Относительно налогообложения пенсионных выплат укажем следующее. В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, льготы по налогообложению предусмотрены российским налоговым законодательством только в отношении российских пенсий.

В отношении пенсий, выплачиваемых иностранными государствами, подход нашего налогового законодательства таков, что пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 7 п. 3 ст. 208 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается, в том числе, доход, полученный от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 232 НК РФ фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Между Российской Федерацией и Эстонией нет действующего соглашения об избежании двойного налогообложения. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная в г. Таллине 5 ноября 2002 г., до настоящего времени не ратифицирована, следовательно, не вступила в силу и не применяется (на что, в частности, указывает ФНС России в своем письме от 30.06.2022 № СД-4-3/8301). Поэтому, исходя из упомянутого выше положения п. 1 ст. 232 НК РФ, суммы эстонских пенсионных выплат будут облагаться налогом как в Эстонии, так и в Российской Федерации (НДФЛ по ставке 13%).

При этом надо иметь в виду следующий важный нюанс. Как уже указывалось выше, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами России. В соответствии со ст. 209 НК РФ такие доходы облагаются НДФЛ, только если налогоплательщик является налоговым резидентом РФ. Если же физическое лицо налоговым резидентом РФ не является, то НДФЛ с доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, такое лицо платить не обязано.

Если родственник автора вопроса проживает в Эстонии и только планирует переехать в Россию, то очевидно, что налоговым резидентом РФ он (по крайней мере пока что) не является. В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Из этого определения следует, что статус налогового резидента РФ родственник автора вопроса получит не сразу после переезда, а спустя некоторое время. Пока статус резидента у него будет отсутствовать, будет отсутствовать и обязанность по уплате НДФЛ с сумм эстонской пенсии.

В письме Минфина России от 27.07.2022 № 03-04-05/72454 указано, что окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по итогам календарного года. Соответственно, обязанность по уплате НДФЛ с сумм эстонской пенсии возникнет в том календарном году, по итогам которого родственник автора вопроса получит статус налогового резидента РФ.

Предположим, что переезд в Россию состоится 1 октября 2023 г. (для простоты примем, что в текущем году родственник автора вопроса в Россию еще не приезжал). В этом случае по итогам 2023 года он налоговым резидентом РФ еще не будет; соответственно, эстонская пенсия, полученная в 2023 году после переезда, не будет облагаться НДФЛ (это доход от источников за пределами России, который у нерезидентов не облагается НДФЛ). Статус налогового резидента РФ он приобретет только в апреле 2024 года (опять же, исходим из того, что он из России никуда не выезжает). По итогам 2024 года он будет уже являться налоговым резидентом РФ, а стало быть, суммы полученной им эстонской пенсии будут облагаться НДФЛ. Причем облагаться будут и те суммы, которые будут получены им в период с января по апрель 2024 года, пока он еще не был налоговым резидентом РФ (в связи с этим можно говорить о том, что статус налогового резидента в определенном смысле имеет обратную силу, так как распространяется на периоды, прошедшие с начала календарного года).

В соответствии с пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в бюджет. Согласно п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ на таких налогоплательщиков возложена обязанность представления налоговой декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если продолжать пример, начатый в предыдущем абзаце, то до 30 апреля 2025 г. родственник автора вопроса будет обязан подать в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию исходя из сумм полученной им в 2024 году эстонской пенсии. Уплату НДФЛ с этих сумм он обязан будет произвести до 15 июля 2025 г. (п. 4 ст. 228 НК РФ).

— Харьюмаа (без Таллина) — —

— Средняя в Эстонии 1515 1233.37

Средний размер оплаты труда в Эстонии с 1992 года

Год Средний за год (брутто) Средний за год (нетто)

Годовой прирост среднемесячной валовой заработной платы был самым быстрым в горнодобывающей промышленности (11,1 %), секторе информации и связи (10,2 %) и энергетике (9,1 %). Среднемесячная валовая зарплата увеличилась почти во всех видах экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, где среднемесячная валовая заработная плата осталась близка к уровню 2016 года (0,4 %).

В государственном секторе, включая государственные и муниципальные учреждения и предприятия, среднемесячная валовая заработная плата составляла 1265 евро (рост в годовом исчислении — 7,9 %), а в частном секторе, включая предприятия, принадлежащие эстонским и иностранным частным лицам, до 1206 евро (рост в годовом исчислении на 6,1 %).

По видам экономической деятельности

Место Виды экономической деятельности Средний размер оплаты труда (брутто) Средний размер оплаты труда (нетто)

1 Информация и связь 2574 1985.07

2 Финансовая и страховая деятельность 2461 1897.92

3 Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 2118 1633.40

4 Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение 1835 1444.60

5 Добыча полезных ископаемых 1697 1353.51

6 Профессиональная, научная и техническая деятельность 1676 1339.64

7 Здравоохранение и социальные услуги 1532 1244.59

— Средний размер оплаты труда 1448 1189.14

8 Водоснабжение; канализационная система; контроль над сбором и распределением отходов 1433 1179.24

10 Транспорт и складское хозяйство 1387 1148.88

13 Административная деятельность и дополнительные услуги в данной области 1212 1033.36

14 Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство 1202 1026.76

15 Оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов 1187 1015.42

16 Предоставление прочих видов услуг 1133 973.77

17 Искусство, развлечения и отдых 1129 970.69

18 Операции с недвижимом имуществом 1050 909.76

19 Общественное питание и гостиничный сектор 860 763.23

Гендерное различие в зарплатах рассчитывается вычитанием из средней почасовой брутто-зарплаты мужчин средней почасовой брутто-зарплаты женщин. Полученное значение делится на среднюю почасовую брутто-зарплату мужчин и выражается в процентах. Средняя почасовая брутто-зарплата рассчитана без учёта нерегулярных премий и дополнительных выплат.

Удельный вес населения стран мира с доходами ниже национальной черты бедности (по данным ЦРУ)

Министерство социальных дел отправило на согласование законопроект, согласно которому средняя пенсия по старости повысится с 700 до 774 евро.

Индекс государственной пенсии на 2024 год составит 1,106. Это означает, что в результате индексации уже с 1 апреля пенсии повысятся в среднем на 10,6%.

В прошлом году повышение было значительнее — на 13,9%.

По словам министра социальной защиты Сигне Рийсало, прошлогоднее повышение пенсий было самым большим за последние 15 лет, но и в этот раз увеличение средней пенсии после индексации с 700 до 774 евро поможет пожилым людям лучше справляться с трудностями.

"При индексации увеличивается и базовая часть пенсии, в результате чего улучшается благосостояние получателей небольших пенсий, на которых мы также хотим больше сфокусироваться в будущем", — пояснила Рийсало.

Сумма народной пенсии с апреля будет составлять 372,05 евро (сейчас — 336,39). Базовая часть пенсии вырастет с 317,9 до 354,98 евро.

На повышение пенсий в госбюджете запланировано свыше 212,3 млн евро. Индексация коснется 325 000 пенсионеров.

Каждую весну Эстония проводит перерасчет пенсий, чтобы пенсии находились в равновесии с изменениями зарплат и цен. Пенсия рассчитывается для каждого человека индивидуально. Рост пенсии зависит от стажа пенсионера и от страховой части, накапливавшейся с 1999 года.

После утверждения индекса Департамент социального обеспечения производит в соответствии с новой ценностью перерасчет всех государственных пенсий. Человек может посмотреть размер своей новой пенсии на государственном портале eesti.ee с 1 апреля.

Законопроект отправлен на согласование в Министерство финансов, Министерство экономики и коммуникаций, также спросят мнение Кассы по безработице и Департамента социального страхования. Срок согласования законопроекта — 26 февраля.

Официально утвердить новый пенсионный индекс должно будет правительство.

Оцените статью
Минтруд России