Проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки условий труда — СОУТ

От 500 рублей за рабочее место Такая выгодная цена возможна благодаря тому, что мы являемся именно лабораторией, а не занимаемся посредническими услугами. Соответственно, затраты на себестоимость работ у нас меньше, чем у посредников.

В наличии все разрешительные документы У нас есть все документы: реестр Минтруда, аккредитация лабораторий, лицензия УФСБ, свидетельство СРО.

Работаем 24/7 Наши менеджеры всегда на связи, вы можете звонить и отправлять заявки в любое время. Стараемся ответить как можно быстрее.

Бесплатная консультация профильного специалиста 24/7!

Не ждите штраф за отсутствие специальной оценки условий труда. Получите бесплатную консультацию эксперта прямо сейчас!

Проведем СОУТ под ключ! При проведении от Вас потребуется только заявка и приказ. Остальные заботы мы берём на себя! Даём гарантию 5 лет защиты проведённой СОУТ в инспекции труда!

⚡️ Гарантия лучшей цены на СОУТ! Оставьте заявку и убедитесь сами!

Быстрый расчет стоимости

Введите количество человек:

  1. Как физ. лицо
  2. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  3. Архитектура и дизайн
  4. Государственное и муниципальное управление
  5. Метрология и стандартизация
  6. Спорт и фитнес
  7. Оценка профессиональных рисков
  8. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  9. Землеустройство и кадастр
  10. Техническое обслуживание медицинской техники (ТОМТ)
  11. Здравоохранение и медицина
  12. Первая помощь пострадавшим
  13. Экономика и финансы
  14. Подъемные сооружения и лифты

Введите номер телефона для получения расчета по обучению:

Всем ли организациям необходимо проводить СОУТ?

Проведение специальной оценки условий труда обязательно для ЛЮБОЙ организации! Не важно, какая форма собственности, сфера деятельности и численность сотрудников в вашей компании провести СОУТ обязан каждый руководитель.

Что будет, если не провести СОУТ?

  • Увеличение числа исков от работников потерявших доплаты, пенсии и компенсации (в 95% случаев работник выиграет дело в суде).
  • Получение предписания о необходимости провести СОУТ.
  • Административная ответственность в виде штрафов и приостановки деятельности компании до 90 дней (в 2015 году ОАО Богучанская ГЭС был назначен штраф 9 820 000 рублей, проведение СОУТ обошлось бы на 7 000 000 дешевле).

Сколько будет стоить проведение СОУТ?

Стоимость проведения специальной оценки условий труда в первую очередь зависит от численности рабочих мест и количества филиалов организации.

В свою очередь цена проведения СОУТ на 1 рабочем месте зависит от количества факторов, подлежащих оценке.

Кто входит в состав комиссии по проведению СОУТ от предприятия?

Как правило, приказом первого руководителя о создании комиссии в ее состав включают:

  • инженера по охране труда;
  • представителя профсоюзного органа;
  • начальника структурного подразделения, где планируется проведение освидетельствования рабочих мест.

Какие рабочие места считают аналогичными?

Расширение категорий обучающихся:

  • Сотрудники, занимающие офисные должности и работающие дистанционно
  • Надомники, изготавливающие продукцию дома
  • Лица, выполняющие работы по гражданским договорам, например, строительство или ремонт

Зачем включать СНИЛС сотрудников в карту освидетельствования рабочего места?

По результатам специальной оценки условий труда составляется отчет о вредоносности и опасности условий труда. Документы отправляются в Пенсионный фонд РФ и используются при назначении льготных пенсий.

Общая информация о СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это процесс оценки рабочих мест, включающий выявление вредных факторов и оценку их соответствия нормам.

Федеральный закон О специальной оценке условий труда от 28.12.2013 года № 426-ФЗ устанавливает необходимость проведения СОУТ работодателями и правила его проведения.

Несоблюдение сроков проведения СОУТ влечет штраф от 60 000 до 80 000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Преимущества обучения в Академии ДПО:

  • Курсы повышения квалификации по программе СОУТ
  • Приобретение необходимых навыков для составления отчета по условиям труда и передачи его в органы власти
  • Учебные программы находятся на актуальном уровне
  • Выдача пакета документов по завершении курсов
  • Дистанционное обучение

Для получения дополнительной информации или подачи заявки, позвоните по номеру 8 (495) 032-09-82.

## Изменения в законе о государственном контроле (надзоре)

### Введение
Согласно новым изменениям, в законе о государственном контроле (надзоре) были внесены следующие изменения:

#### Статья 1
- Подпункт а пункта 5 статьи 1 действует с 01.09.2023 (пункт 2 статьи 2).
- Часть 2 после слов а также дополнена словами с учетом особенностей, установленных в соответствии с частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, и.
- В части 11 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора).

#### Статья 6
- В пункте 2 части 1 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора);

#### Статья 7
- Пункт 15 части 1 статьи 7 пересформулирован в управления профессиональными рисками;;

#### Статья 10
- В пункте 6 части 3 слова санитарно-эпидемиологического надзора заменены словами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

#### Статья 11
- В части 1 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора);
- В части 3 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора);
- В части 5 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора);
- В части 6 слова государственного надзора заменены словами государственного контроля (надзора);

#### Статья 13
- В части 4 слова санитарно-эпидемиологического надзора заменены словами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), дополнены словами и (или) оценки с учетом особенностей (специфики) осуществления отдельных видов трудовой деятельности, определяемых в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона;

#### Статья 14
- В части 6 слова санитарно-эпидемиологического надзора заменены словами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
- В части 7 слова санитарно-эпидемиологического надзора заменены словами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
- В части 8 слова санитарно-эпидемиологического надзора заменены словами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

### Заключение
Все вышеперечисленные изменения вступают в силу с 01.09.2023 года.

Изменения в законе о специальной оценке условий труда

В соответствии с поправками к закону, внесенными в разные статьи, следующие изменения и дополнения должны быть внесены:

Статья 15

  • В части 2 статьи 15 первое предложение должно быть сформулировано следующим образом:
    • Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

Статья 17

  • В пункте 2 части 1 статьи 17 слова государственного надзора должны быть заменены словами государственного контроля (надзора).

Статья 18

  • В части 2 статьи 18:
    • В подпункте и пункта 2, слова государственного надзора должны быть заменены словами государственного контроля (надзора).
    • Абзацы третий — седьмой подпункта а и подпункт б пункта 10 статьи 1 вступают в силу с 01.09.2023.

Статья 19

  • В пункте 2 части 1 статьи 19 слова имеющих сертификат эксперта должны быть заменены словами прошедших аттестацию.

Другие изменения

  • В части 3 статьи 18 дополнить словами , а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.
  • В части 4 статьи 18 слова государственного надзора заменить словами государственного контроля (надзора).
  • Пункты 11 — 13 статьи 1 вступают в силу с 01.09.2023.

Изменения в статье 19

  • Часть 1.1 статьи 19 должна быть сформулирована следующим образом:
    • В случае изменения состава экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня такого изменения направляет соответствующие сведения посредством информационной системы учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Часть 1.2 статьи 19 будет сформулирована следующим образом:

Translation:

### Changes in the law on special assessment of working conditions

In accordance with amendments to the law made in various articles, the following changes and additions should be made:

#### Article 15

- In paragraph 2 of Article 15, the first sentence should be formulated as follows:
  - The report on the special assessment of working conditions, drawn up on paper or in electronic form, is signed by all members of the commission and approved by the chairman of the commission within thirty calendar days from the date of its submission to the employer by the organization conducting the special assessment of working conditions.

#### Article 17

- In paragraph 2 of Article 17, the words state supervision should be replaced with the words state control (supervision).

#### Article 18

- In paragraph 2 of Article 18:
  - In subparagraph i of paragraph 2, the words state supervision should be replaced with the words state control (supervision).
  - Paragraphs three to seven of subparagraph a and subparagraph b of paragraph 10 of Article 1 shall enter into force on 01.09.2023.

#### Article 19

- In paragraph 2 of Article 19, the words having an expert certificate should be replaced with the words passed accreditation.

### Other changes

- In paragraph 3 of Article 18, add the words , as well as send to the employer in the form of an electronic document the information transmitted to the accounting information system, provided for in part 2 of this article.
- In paragraph 4 of Article 18, replace the words state supervision with the words state control (supervision).
- Paragraphs 11-13 of Article 1 shall enter into force on 01.09.2023.

### Changes in Article 19

- Part 1.1 of Article 19 should be formulated as follows:
  - In the event of a change in the composition of experts who have passed accreditation to perform work on special assessment of working conditions, the organization conducting the special assessment of working conditions, within ten working days from the date of such change, sends the relevant information through the accounting information system in the form of an electronic document signed by a strengthened qualified electronic signature.
- Part 1.2 of Article 19 will be formulated as follows:

Информация о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, национальным органом по аккредитации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";



в статье 20:



часть 1 изложить в следующей редакции:



К трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, которые прошли аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и сведения о которых внесены в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что подтверждается сертификатом эксперта (выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда), который формируется в автоматическом режиме средствами информационной системы учета и удостоверяет право выполнения работ по специальной оценке условий труда на дату его формирования.";



в части 2 слова "выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование" заменить словами "аннулирование такой аттестации";



абзац первый части 3 изложить в следующей редакции:



К аттестации допускаются лица, соответствующие следующим требованиям:";



часть 4 признать утратившей силу;



в статье 21:



часть 3 изложить в следующей редакции:



Порядок формирования и ведения реестра экспертов, в том числе порядок внесения записи об аттестации или о ее аннулировании, а также форма сертификата эксперта (выписки из реестра экспертов), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.";



в части 5:



пункт 2 изложить в следующей редакции:



уникальный номер записи об аттестации в реестре экспертов, дата ее внесения, дата окончания срока действия аттестации;";



пункт 4 изложить в следующей редакции:



дата аннулирования аттестации.";



в пункте 1 части 2 статьи 22 слова "государственного надзора (контроля)" заменить словами "государственного контроля (надзора)";



в статье 24:



Абзацы второй и третий подпункта "а" пункта 15 статьи 1 действуют с 01.09.2023 (пункт 2 статьи 2).



в пункте 1 слова "государственного надзора" заменить словами "государственного контроля (надзора)", после слов "представительных органов," дополнить словами "комиссий по расследованию несчастных случаев,";



пункт 2 после слов "представительных органов," дополнить словами "комиссий по расследованию несчастных случаев,";



в пункте 3 слова "санитарно-эпидемиологического надзора" заменить словами "санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)";



Подпункты "б" и "в" пункта 15 статьи 1 действуют с 01.09.2023 (пункт 2 статьи 2).



часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "Указанные разногласия принимаются к рассмотрению в период, не превышающий срока действия результатов специальной оценки условий труда, по которым поступили разногласия.";



дополнить частью 4.1 следующего содержания:



Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, поступившие в случае, если на основании результатов оспариваемой экспертизы качества специальной оценки условий труда принято вступившее в законную силу решение судебного органа, не рассматриваются.";



часть 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:



Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.";



в части 1 статьи 26 слова "государственного надзора" заменить словами "государственного контроля (надзора)";



Пункт 18 статьи 1 действует с 01.09.2023 (пункт 2 статьи 2).



часть 8 статьи 27 признать утратившей силу.



### Статья 2



Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.



Пункт 2, подпункт "а" пункта 5, пункты 6 и 8, абзацы третий - седьмой подпункта "а" и подпункт "б" пункта 10, пункты 11 - 13, абзацы второй и третий подпункта "а", подпункты "б" и "в" пункта 15 и пункт 18 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2023 года.



Президент Российской Федерации В. ПУТИН



24 июля 2023 года



Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.



Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:



Образец приказа об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников



Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.



### Цели и задачи спецоценки



Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.



Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.



Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.



Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.



### Ответственность за нарушения в проведении СОУТ



Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации. В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.



  

![](https://coko1.ru/wp-content/uploads/2019/08/Specialnaya-ocenka-uslovij-truda.png)  



Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.



Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.



В КоАП есть статья 14.54\. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.



Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.



## Требования к экспертной организации



Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.



Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ. Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.



  

![](https://coko1.ru/wp-content/uploads/2019/08/Specialnaya-ocenka-uslovij-truda2.png)  



Посмотреть аккредитованные организации нужно в реестре, размещенном на сайте Минтруда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Если будет выявлено, что работодатель ошибся в выборе экспертной организации, придется проводить СОУТ заново, при этом возможны штрафы за несвоевременное проведение, и дополнительные денежные затраты.



К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски. Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.



### От комиссии до передачи декларации в ГИТ



Шаг 1\. Создание комиссии по проведению СОУТ



При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.



Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.



Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.



Шаг 2\. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест



Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.



С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.



Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.



Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.



Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.



На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.



Шаг 3 Идентификация



После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).



Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.



Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.



Шаг 4\. Декларирование



Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.



В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.



Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.



С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда считают бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.



Декларация прекратит действие, если:



В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99\. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.



Шаг 5\. Лабораторно-инструментальные исследования



В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.



Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.



Шаг 6\. Подписание отчета



Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.



После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.



Сводная ведомость не содержит персональных данных. План мероприятий перед опубликованием необходимо утвердить. Оба эти документа должны храниться на официальном сайте работодателя. Как правило, их размещают во вкладке «О компании».



## Периодичность проведения СОУТ



Срок действия СОУТ — 5 лет. Можно проводить ее чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.



Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.



### ➤ В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ



  

![](https://coko1.ru/wp-content/uploads/2019/08/Specialnaya-ocenka-uslovij-truda3.png)  



Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.



Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.



### «Как рассчитывается штраф за непроведение специальной оценки условий труда»



Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ)). Работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ в случаях, установленных Законом N 426-ФЗ (ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ). Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение являются административными правонарушениями, за которые предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ч. 1 ст. 4.1.2, ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ): 1\. на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; 2\. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на социально ориентированные некоммерческие организации, а также на юридических лиц - малые предприятия, в том числе микропредприятия, - от 5 000 до 10 000 руб.; 3\. на иных юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение, в случае если он ранее был подвергнут административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 4.1.2, ст. 4.6, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ): • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на социально ориентированные некоммерческие организации, а также на юридических лиц - малые предприятия, в том числе микропредприятия, - от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; • на иных юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Согласно позиции Минтруда России, административная ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ в организации устанавливается независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура (Письмо от 22.02.2022 N 15-1/ООГ-341). Схожей позиции придерживается Роструд (Письмо от 12.04.2022 N ПГ/08120-6-1). Таким образом, учитывая, что СОУТ является единым комплексом мероприятий, непроведение СОУТ в отношении нескольких рабочих мест является одним административным правонарушением, соответственно, штраф за непроведение СОУТ будет рассчитываться в целом по организации за факт совершения административного правонарушения независимо от количества рабочих мест, в отношении которых не была проведена СОУТ. Если же следовать подходу, что имело место несколько административных правонарушений, то с учетом ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание также назначается как за совершение одного правонарушения. Ранее в судебной практике встречались случаи, когда контролирующие органы привлекали работодателя к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ по каждому из событий нарушения порядка проведения СОУТ, но в пределах санкции указанной нормы. Стоит также отметить, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).



## Специальная оценка условий труда



Рассчитать стоимость



Многопрофильный центр «Феникс» предлагает услуги по специальной оценке условий труда на предприятиях в Москве



Специальная оценка условий труда (СОУТ) – комплекс мероприятий по проверке условий труда на рабочих местах. Цель ее проведения – выявление вредных и опасных факторов, негативно влияющих на здоровье человека. Проверяющие оценивают степень отклонения фактических производственных факторов от нормативных требований. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников. Многопрофильный центр «Феникс» предлагает услуги, оказываемые в соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ, по спецоценке условий труда в вашей компании.



  

![](https://img.freepik.com/free-photo/two-people-working-warehouse_329181-12797.jpg?t=st=1712661180~exp=1712664780~hmac=c55f08605a01835fe6ea624da74897f75d85de151a49e21b29e5e65b7a4c1d3a)  



## Нормативная база проведения СОУТ



СОУТ проводится в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ. Основной документ, регламентирующий все аспекты этого комплексного мероприятия, – Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года №426-ФЗ.



Для разрешения споров в специальной оценке условий Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации введен новый административный регламент Приказом № 595н от 20.07.2023 года.



### Кто обязан проводить СОУТ и для каких рабочих мест



Мероприятие является обязательным для всех работодателей: организаций, ИП, в том числе представляющих средний и малый бизнес. Специальной оценке подлежат рабочие места (производственные и офисные) тех сотрудников, с которыми заключен ТД, в том числе срочный. Спецоценка требуется для сотрудников, переведенных на неполный рабочий режим.



### СОУТ не проводится для рабочих мест



Если в ИП отсутствуют работники, с которыми заключен ТД, проведение СОУТ не требуется.



Если в организации имеются рабочие места с одинаковыми условиями труда, то оценка проводится только на 20% таких мест, но не менее чем на двух.



Подобно о том, какие рабочие места не подлежат СОУТ, смотрите здесь.



## Ответственность за нарушение сроков и порядка проведения СОУТ



Это мероприятие, с проведением которого лучше не затягивать. Даже наличие единственного сотрудника является показанием к СОУТ. С 2017 года проводятся регулярные проверки юридических лиц на наличие результатов спецоценки. Если таких документов в наличии не будет, работодателю грозят серьезные наказания – именно они являются ответственными за проведение процедуры.



Грамотный работодатель заинтересован в приходе надзорного органа: плохие условия труда грозят высокими выплатами. Вовремя замеченный негативный фактор позволит своевременно принять меры по его ликвидации и защитить работников от возможных профзаболеваний и уменьшить риск травматизма.



В области травматизма законодательные органы ужесточили наказание за нарушения. Если на предприятии произойдет несчастный случай с тяжелыми последствиями для пострадавшего, руководителю предприятия придется заплатить штраф, измеряемый сотнями тысяч рублей.



Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, последует наложение административного штрафа, согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.



Штраф Описание



60 000 - 80 000 Штраф на юридическое лицо при отсутствии результатов СОУТ на первичной проверке



5 000 - 10 000 На должностное лицо и индивидуального предпринимателя – при отсутствии результатов СОУТ



100 000 – 200 000 За повторное нарушение сроков проведения СОУТ - штраф на юридическое лицо



30 000 – 40 000 За повторное нарушение сроков проведения СОУТ - Штраф на должностное лицо и индивидуального предпринимателя



Приостановка деятельности 90 суток Приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток за невыполнение предписания инспектора



Спецоценка проводится 1 раз в 5 лет, либо вследствие определенных причин:



## Этапы проведения специальной оценки условий труда



Порядок подготовки и проведения СОУТ регламентирует Федеральный закон от 28.12.2013 года №426-ФЗ.



### Подготовительный этап



Для осуществления спецоценки образуется комиссия с нечетным количеством членов. Она будет работать совместно с организацией, с которой заключается договор ГПХ на проведение СОУТ. Утверждается график мероприятий.



В составе комиссии должны присутствовать:



Состав и порядок действия комиссии утверждаются Приказом по организации в соответствии с требованиями ФЗ №426-ФЗ. Если ИП или организация относятся к микропредприятиям, то в комиссии обычно присутствует руководитель и работник, уполномоченный работодателем.



Председателем комиссии назначается руководитель предприятия или его представитель. Организация, осуществляющая спецоценку, должна соответствовать требованиям статьи 19 ФЗ №426-ФЗ.



Замеры и интерпретация результатов



Комплекс мероприятий по идентификации потенциально вредных факторов совместно осуществляют комиссия, созданная на предприятии, и специальная организация, привлеченная работодателем.



Спецоценка проводится согласно методике, которая утверждается федеральным органом. Если мероприятия осуществляются в отношении работников, связанных с государственной тайной, ее осуществляют в соответствии с требованиями законодательства РФ, регламентирующими этот вопрос.



### Подготовка отчета о проведении СОУТ



По результатам оценки специалисты составляют отчет, который содержит:



К отчету могут прилагаться замечания от работников.



### Утверждение отчета



В течение 30 дней после предоставления отчета руководителю предприятия его должны подписать все члены комиссии. Отчет утверждается председателем комиссии. После этого в течение 3-х рабочих дней работодатель обязан уведомить организацию, проводившую СОУТ, что документ подписан. Отправка уведомления должна быть документально подтверждена. Копия утвержденного отчета отправляется организации-исполнителю.



Сотрудники предприятия подписывают карты по своим рабочим местам в течение 30 календарных дней после утверждения отчета.



## Для каких целей используются результаты спецоценки



Итоги проверки СОУТ, согласно ст.7 закона No426-ФЗ, имеют широкую сферу применения.



Наиболее актуальные ситуации, в которых понадобятся результаты спецоценки:







### Специальная оценка условий труда. СОУТ. Кто может не делать оценку рабочих мест. Что будет, если не?



Работаем по всей территории РФ

Оцените статью
Минтруд России