Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Добавить в «Нужное»
- Социальное партнерство в сфере труда
- Понятие социального партнерства
- Стороны социального партнерства
- Принципы социального партнерства
- Уровни социального партнерства
- Формы социального партнерства в сфере труда
- Представители работников
- Представители работодателей
- Органы социального партнерства
- Ответственность сторон социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда
В Трудовом кодексе социальному партнерству отведен целый раздел (раздел II ТК РФ). Однако мало кто знает, что же такое социальное партнерство в сфере труда. Об этом партнерстве мы расскажем в нашей консультации.
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Стороны социального партнерства
Как становится уже понятно из определения социального партнерства, сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (ст. 29, 31 ТК РФ).
По общему правилу представителями работодателя могут выступать руководитель организации, ИП-работодатель, объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Более подробно о представителях работников и о представителях работодателей мы расскажем ниже.
Что же касается органов государственной власти и органов местного самоуправления, то они являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они сами выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 25 ТК РФ). Например, федеральным органам исполнительной власти дано право представлять работодателей — подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых/межотраслевых соглашений на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500).
Принципы социального партнерства
К основным принципам социального партнерства относятся (ст. 24 ТК РФ):
Уровни социального партнерства
Трудовым кодексом установлено 6 уровней социального партнерства (ст. 26 ТК РФ):
Формы социального партнерства в сфере труда
Существуют следующие формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):
Представители работников
Разобраться с тем, кто и когда является представителем работников, поможет наша таблица.
Стоит отметить, что в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ст. 30 ТК РФ), а в некоторых случаях — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Работники, которые не являются членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, которые установлены данной первичной профсоюзной организацией.
Если работники конкретного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более 50% работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, работники могут выбрать иного представителя (представительный орган) из числа работников путем тайного голосования, проведенного на общем собрании работников (ст. 31 ТК РФ). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Важным моментом является то, что в обязанности работодателя входит создание условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).
Представители работодателей
Кто и в каких случаях может выступать представителем работодателя, покажем в таблице.
Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ):
Органы социального партнерства
На всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). Такие комиссии нужны:
Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В регионах могут образовываться трехсторонние комиссии, которые ведут деятельность в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с региональными законами, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом/межотраслевом уровне могут образовываться отраслевые/межотраслевые комиссии. Такие комиссии, кстати, могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы госвласти, региональные органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать в установленном порядке условия для участия соответствующих комиссий (профсоюзов и объединений работодателей, если на соответствующем уровне социального партнерства такие комиссии не образованы) в разработке обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других актов органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).
Проекты трудовых законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются органами власти, принимающими указанные акты, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Решения комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов) по направленным им проектам в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Ответственность сторон социального партнерства
Представители сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора/соглашения или которые неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора/соглашения, наказываются штрафом (ст. 54 ТК РФ, ст. 5.28, 5.30
Так, например, штраф за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора/соглашения составляет от 1000 до 3000 рублей.
Также штраф грозит лицам, виновным в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. В этом случае штраф тоже составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29
Кроме того, штрафу подвергаются представители работников или представители работодателя, которые виновны в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором/соглашением (ст. 55 ТК РФ). За это нарушение штраф составляет от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31