- Зарубежный опыт в уголовном законодательстве
- Уголовное законодательство стран СНГ
- Контрабанда культурных ценностей в странах СНГ
- Отмеченные случаи
- Отсутствие норм в уголовном законодательстве
- Преступления по связанные с нарушениями таможенного законодательства
- Законодательство различных стран
- Ответственность в уголовном законодательстве Республики Узбекистан
- Заключение
- Уголовно-правовая ответственность в сфере внешнеэкономической деятельности в Кыргызской Республике
- Ввоз товаров без акцизных марок
- Незаконное производство и оборот спирта и табака
- Организация незаконной миграции и нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы
- Реформирование законодательства
- Нормы в уголовном законодательстве стран СНГ
- Незаконный оборот пиротехнических изделий в Таджикистане
- Уголовное законодательство Таджикистана и Узбекистана
- Статья 210-1 УК РТ
- Сравнение с другими статьями
- Контрабанда в странах СНГ
Зарубежный опыт в уголовном законодательстве
Изучение законодательства зарубежных стран и внедрение их положительного опыта в области законотворчества в национальное уголовное законодательство является одним из важных направлений совершенствования уголовного законодательства. Сравнительное изучение национального уголовного законодательства с уголовным законодательством зарубежных стран помогает определить его преимущества и получить более глубокое представление о перспективах развития уголовного законодательства в нашей стране.
Вопросы, связанные с таможенными преступлениями, актуальны в законодательстве большинства зарубежных стран. Этот факт объясняется тем, что таможенная служба на сегодняшний день является одной из важнейших и при этом динамично меняющихся сфер экономической и политической жизни во многих странах.
Уголовное законодательство стран СНГ
Уголовное законодательство этих стран существенно не отличается от законодательства Республики Узбекистан, но, тем не менее, имеет свои особенности. Рассмотрим особенности уголовно-правового регулирования таможенной деятельности в странах СНГ.
Следует отметить, что в большинстве государств–участников СНГ с такой же правовой системой, как и в Республике Узбекистан, нет единого состава преступления под названием нарушение таможенного законодательства. Анализ показывает, что уголовным законодательством Российской Федерации, Молдовы, Армении, Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Беларусии и Казахстана установлено несколько категорий уголовных деяний, связанных с нарушением таможенного законодательства. Данная ситуация обусловлена тем, что уголовное законодательство стран СНГ разрабатывалось на основе Модельного уголовного кодекса стран СНГ 1996 г.
Контрабанда культурных ценностей в странах СНГ
Как видно, по законодательству Казахстана контрабанда культурных ценностей наносит ущерб экономическим отношениям государства, а по российскому уголовному праву контрабанда таких ценностей является преступлением против общественной безопасности.
Отмеченные случаи
Как известно, в странах СНГ за последние годы выявлены случаи, связанные с хищением предметов и коллекций, представляющих культурную, историческую, археологическую ценность, путем подделки и незаконного перемещения их через таможенную границу.
Отсутствие норм в уголовном законодательстве
Однако в отношении незаконного завладения предметами или документами, представляющими историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также невозврата предметов художественного, исторического и археологического наследия народов зарубежных стран, незаконного перемещения через таможенные границы материальных и культурных ценностей в уголовном законодательстве некоторых странах СНГ отсутствует отдельная норма, что свидетельствует о необходимости установления отдельных мер уголовной ответственности за данный вид преступления.
Преступления по связанные с нарушениями таможенного законодательства
Анализ показывает, что преступления, связанные с нарушениями таможенного законодательства, в странах СНГ представлены такими преступными деяниями, как контрабанда, экономическая контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей.
Законодательство различных стран
Рассмотрим ст. 261 Уголовного кодекса Республики Туркменистан, которая предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере другим лицом, государственным учреждением или органом местного самоуправления.
В ст. 194 УК РФ устанавливается ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с физических и юридических лиц таможенных платежей в крупном размере, согласно которой случаи уклонения от уплаты таможенных платежей являются преступлением.
Статья 236 Уголовного кодекса Республики Казахстан и ст. 249 Уголовного кодекса Республики Молдова устанавливают ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов в крупных размерах.
Ответственность в уголовном законодательстве Республики Узбекистан
В уголовном законодательстве Республики Узбекистан ответственность за уклонение от уплаты таможенных пошлин и сборов не устанавлена в виде отдельной нормы, но определена в составе преступления в ст. 184 УК РУз Уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Заключение
В ходе изучения уголовного законодательства стран СНГ определено, что законы некоторых стран содержат нормы, которые отсутствуют в нашем уголовном законодательстве, а также ряд норм отнесены к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, хотя, по нашему мнению, они не считаются преступлениями данной области.
Уголовно-правовая ответственность в сфере внешнеэкономической деятельности в Кыргызской Республике
Нельзя обойти вниманием Уголовный кодекс Кыргызской Республики, в котором нормы, касающиеся преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, сведены в одну главу.
Ввоз товаров без акцизных марок
Статья 200 Уголовного кодекса этой страны предусматривает ответственность за ввоз товаров, облагаемых обязательным акцизным налогом, без акцизных марок. Для равнения: в Республике Узбекистан такие действия регламентируются ст. 182 УК РУз, исходя из стоимости товара, не влекут за собой отдельной ответственности.
Незаконное производство и оборот спирта и табака
Статья 1861 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной продукции и табачных изделий после применения мер административного воздействия.
Организация незаконной миграции и нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы
Статьи 204-1 Организация незаконной миграции и 204-2 Нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в Кыргызской Республике после применения мер административного воздействия УК Кыргызской Республики представлены как нормы, защищающие внешнеэкономические связи. Стоит отметить, что ст. 204 УК КР предусматривает ответственность за контрабанду и посягательство на внешнеэкономические связи, а в указанном случае субъектом преступления считается лицо, что вызывает вопросы логического характера.
Реформирование законодательства
В настоящее время, когда процесс интеграции непрерывно развивается во всем мировом сообществе, возникает необходимость реформирования законодательства Республики Узбекистан об уголовной и административной ответственности в целях защиты правомерного использования труда и регулирования деятельности в этой области.
Нормы в уголовном законодательстве стран СНГ
В уголовном законодательстве стран СНГ существуют нормы, защищающие отношения в сфере внешнеэкономической деятельности не непосредственно, а опосредованно, частично.
Например, по законодательству Республики Казахстан клонирование человека является преступлением (ст. 129 УК). Кроме клонирования человека и использования эмбрионов человека в коммерческих, военных и промышленных целях также запрещается вывоз их клеток в тех же целях из Республики Казахстан. На наш взгляд, данная норма, несмотря на то, что находится в главе о преступлениях против личности, включает состав таможенного преступления, а значит, целью данного преступления является в том числе получение экономической выгоды и передача клеток эмбриона человека через границу Казахстана.
Незаконный оборот пиротехнических изделий в Таджикистане
Согласно статье 1991 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, наказывается незаконный ввоз пиротехнических материалов на территорию страны. Цель данной статьи — обеспечение общественной безопасности, учитывая внешнеэкономический элемент в случае ввоза пиротехнических изделий для получения прибыли.
Уголовное законодательство Таджикистана и Узбекистана
В Уголовном кодексе Республики Узбекистан также присутствует норма о незаконном обороте пиротехнических изделий (ст. 2501 УК РУ). Эта статья предусматривает ответственность за незаконное производство, изготовление, хранение, перевозку, пересылку, использование, ввоз или вывоз пиротехнических изделий.
Статья 210-1 УК РТ
Статья 210-1 Уголовного кодекса Таджикистана также касается незаконного ввоза и оборота медикаментов, не соответствующих установленным стандартам. Хотя объектом данной статьи является жизнь и здоровье человека, преступление связано с незаконным ввозом наркотических средств для получения прибыли.
Сравнение с другими статьями
Статья 2101 УК РТ аналогична статье 1863 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, касающейся производства, хранения и сбыта недоброкачественных или фальсифицированных лекарственных средств. Однако незаконное перемещение продукции через таможенную границу относится к другим статьям.
Контрабанда в странах СНГ
Большинство стран СНГ имеют статьи о контрабанде в своих Уголовных кодексах, чаще всего в разделе преступлений экономической сферы. Однако есть и страны с иной законодательной практикой.
Так, в части защиты этих правоотношений ст. 1672 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики устанавливает уголовную ответственность за «Незаконное производство, ввоз, продажу или распространение литературы, аудио- и видеоматериалов, товаров и изделий религиозного назначения и иных информационных материалов религиозного содержания». Понятно, что основным объектом данного преступления не считается посягательство на отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Учитывая основную идеологическую направленность этих преступлений, они не посягают на экономические отношения, но эти отношения являются одним из объектов преступной агрессии.
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в уголовном законодательстве Республики Узбекистан. Учитывая угрозы общественной безопасности, предметы контрабанды, приведенные в ст. 246 УК РУз, определены в главе 6 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РУз. Например, целью распространения экстремистских материалов является создание политической, экономической, религиозной, расовой и национальной нетерпимости, а незаконное перемещение этих материалов через государственную границу не направлено на посягательство на внешнеэкономические связи государства.
При этом, принимая во внимание, что отношения в сфере внешнеэкономической деятельности следует рассматривать как один из объектов агрессии в связи с тем, что отдельные преступные объекты в ст. 246 УК РУз декларируются под другим наименованием при их законной перевозке через государственную границу (например, при прохождении через таможенную границу наркотических средств или психотропных веществ в качестве лекарственных средств), необходимо учитывать их как преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.
Высокий уровень общественной опасности преступлений в сфере таможенного дела характеризуется признаком повторного совершения. В законодательстве большинства стран СНГ признак повторности (рецидивизма) является признаком преступления контрабанды. К таким странам относятся: Азербайджан (ст. 206, ч. 3 УК), Таджикистан (ст. 289 УК), Туркменистан (ст 254, ч. 2, ч. 4 УК), Казахстан (ст. 286, ч. 2 , ст. 234 УК РФ).
С учетом международного характера преступлений в сфере таможенного дела указанный выше признак, на наш взгляд, важен при описании преступления, поскольку лица, причастные к контрабанде различных товаров и предметов, нередко привлекаются к суду за совершение одного и то же преступления. Поэтому необходимо учитывать применение признака повторного совершения данного преступления к нашему национальному законодательству и вопросу о привлечении к ответственности, поскольку такая норма выражена в ряде норм международного уголовного права. Отражение этого института в национальном законодательстве, безусловно, повысит эффективность борьбы с контрабандой.
В то же время следует отметить, что в странах–участницах ЕАЭС существуют разные подходы к таможенным преступлениям. Очевидно, что если эти страны договорились проводить согласованную или единую экономическую политику, то для реализации договоренностей им придется унифицировать уголовно-правовые нормы. Ответственность за контрабанду во всех странах ЕАЭС должна быть обеспечена через единую норму, в которой должно упоминаться перемещение товаров через границу Союза.