Таможенный контроль как приоритетное направление деятельности фтс по обеспечению экономической безопасности российской федерации текст научной статьи по специальности экономика и бизнес

Таможенный контроль как приоритетное направление деятельности фтс по обеспечению экономической безопасности российской федерации текст научной статьи по специальности экономика и бизнес Минтруд
Содержание
  1. Вывозные пошлины с 1 октября 2023 года
  2. Что такое таможенные риски?
  3. Методики системы управления рисками
  4. Цели использования системы управления рисками
  5. Результаты функционирования системы управления рисками
  6. Стенограмма выступления на Международном таможенном форуме
  7. Приветствие на панельной сессии
  8. Важность системы управления рисками
  9. Система управления рисками в России
  10. Активность и гибкость системы
  11. Оптимизация через автоматизацию
  12. Достижения
  13. Проблема контроля таможенной стоимости
  14. Информационная поддержка
  15. Категорирование участников ВЭД
  16. Технология автоматического выпуска товаров
  17. Поддержка уполномоченных экономических операторов
  18. Будущее таможенного контроля
  19. Законодательные изменения
  20. Развитие системы управления рисками в ЕАЭС обсуждено на Международном таможенном форуме
  21. Практические аспекты
  22. Рекомендации Denuo

Вывозные пошлины с 1 октября 2023 года

С 1 октября 2023 года начали действовать вывозные пошлины в отношении широкого спектра товаров. Это изменение может повлиять на деятельность экспортеров. Что нужно учесть этим компаниям?

Что такое таможенные риски?

Таможенные риски, или система управления рисками, применяемая таможенными органами, обеспечивает проведение таможенного контроля для предупреждения, выявления и пресечения нарушений международных договоров и законодательства о таможенном регулировании.

Методики системы управления рисками

Система управления рисками включает в себя различные методики, развивается в установленных приоритетных направлениях и основана на принципах работы таможенных органов.

Цели использования системы управления рисками

Основными целями использования системы управления рисками таможенными органами являются:

  1. Обеспечение эффективности таможенного контроля.
  2. Сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем.
  3. Создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу.

Результаты функционирования системы управления рисками

Результатом функционирования системы управления рисками является совокупность действий по выявлению рисков нарушения законодательства о таможенном регулировании и применение мер по их минимизации в конкретных случаях.

Стенограмма выступления на Международном таможенном форуме

Стенограмма выступления на Международном таможенном форуме, 31.10.2023.

Приветствие на панельной сессии

Добрый день, уважаемые коллеги! Рад всех приветствовать на нашей панельной сессии.

На сегодняшний день, вопросы таможенного контроля и системы управления рисками (СУР) — одни из наиболее обсуждаемых тем в области внешнеэкономической деятельности.

Важность системы управления рисками

В мире СУР является ключевым направлением работы, так как риск-ориентированный подход помогает идентифицировать рисковые товарные партии с максимальной точностью, минимизируя при этом административную нагрузку на добросовестных участников торговли. Это также позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов.

Система управления рисками в России

В Российской Федерации система управления рисками начала разрабатываться почти 20 лет назад. Она основана на принципах, определенных Всемирной таможенной организацией, включая рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли.

Активность и гибкость системы

Несмотря на сложные условия, в рамках СУР мы активно реагируем на изменения в логистике, товаропотоках и вызовы, связанные с внешними санкциями. Мы создали гибкие механизмы, позволяющие оперативно перенастраивать систему управления рисками под новые задачи.

Оптимизация через автоматизацию

Оптимизация работы СУР происходит без потери качества благодаря уровню автоматизации таможенных процессов. Электронные таможенные системы и цифровизация процедур позволяют автоматизировать управление рисками на всех этапах таможенных операций. Работа над новыми алгоритмами и идентификаторами риска также улучшает точность выбора товарных партий.

Достижения

Благодаря комплексной работе, примерно 98% рисковых профилей сегодня обрабатываются автоматически.


Спасибо за внимание!

Проблема контроля таможенной стоимости

Всегда очень остро стоит проблема контроля таможенной стоимости. Это неотъемлемая часть блока системы управления рисками.

Здесь у нас идет полномасштабный перевод в цифру. Главная проблематика, которая очень остро стояла до этого года – это некорректный выбор источника для расчета размера обеспечения и для корректировки таможенной стоимости. Это уходит в прошлое.

В частности, в этом году мы запустили функционал, который визуализирует выпускающему инспектору максимально подходящий (на артикульном уровне) источник ценовой информации для обеспечения максимального корректного расчета размера обеспечения и корректировки таможенной стоимости.

Информационная поддержка

Кроме этого, вся необходимая информационная поддержка инспектора также осуществляется в программных средствах онлайн, в момент проверки декларации, что особенно актуально в настоящее время для нас сейчас, учитывая многократно возросшие объемы контроля за счет экспортируемых товаров, облагаемых ввозной пошлины.

Категорирование участников ВЭД

Несколько слов про категорирование участников ВЭД. Эта работа ведется у нас также полностью в автоматическом режиме на основе математических моделей, которые оценивают большое количество критериев, которые оценивают участников ВЭД.

Наверное, это один из главных инструментов, который позволяет нам снижать административную нагрузку и воздействие на добросовестный бизнес. В настоящее время у нас количество компаний низкого уровня риска находятся на отметке почти в 13 тысяч организаций, на долю которой приходится порядка 70% декларационного массива, 77% уплаченных таможенных платежей.

Напомню, что еще в 2016 году у нас таких компаний было не более 2 тысяч.

К среднему уровню риска у нас отнесено почти 100 тысяч участников ВЭД, и на их долю приходится почти четверть всего объема поданных деклараций.

Технология автоматического выпуска товаров

И как вы могли слышать от Руслана Валентиновича (прим. Альта-Софт: Давыдов Руслан Валентинович, ВрИО руководителя ФТС России), в октябре мы запустили технологию автоматического выпуска товаров не только для компаний низкого уровня риска, но и для компаний средней категории уровня риска. Можно сказать, что как одна из мер поддержки, это также было реализовано в рамках применения СУР.

Поддержка уполномоченных экономических операторов

Говоря о мерах поддержки и создание упрощений, мы конечно не можем не отметить деятельность уполномоченных экономических операторов, т.к. при управлении рисками мы принимаем во внимание фактор их участия во внешнеторговой сделке.

Для нас это компании с самым высоким уровнем доверия и в настоящее время мы активно работаем как с коллегами, так и с таможенными службами дружественных стран, чтобы продвигать проекты по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора и упрощенным таможенным коридорам.

Таможенные коридоры, в которых с российской стороны участвуют исключительно уполномоченные экономические операторы, уже реализуются с такими странами, как Китай, Иран, Узбекистан и Азербайджан. Эти поставки создают безопасные цепочки, где все участники — отправитель, получатель и декларант товара — обладают высоким уровнем доверия с точки зрения таможенных органов.

Этот подход соответствует мировой практике и стандартам безопасности, способствует упрощению мировой торговли и позволяет снизить применение мер контроля.

Будущее таможенного контроля

СУР продолжит оставаться основой таможенного контроля в будущем. Однако дальнейший вектор развития направлен на создание современных систем анализа, в которых будут использоваться инновации, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и анализ больших данных.

В текущем году мы начинаем внедрение новой модели системы управления рисками, основанной на оценке уровня риска каждой товарной партии. Это позволит проводить более глубокий анализ и делать работу более оперативной и точной.

Планируется завершить создание механизмов новой модели в текущем году и начать их информационное наполнение. Мы надеемся, что к следующему году мы сможем представить первые практические результаты применения этой новой модели системы управления рисками.

И в завершении хотел бы сказать, что мы действительно за последние годы проделали большую работу, цифры говорят сами за себя. В части оптимизации контрольной нагрузки у нас сегодня доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, как одной из самых чувствительных мер таможенного контроля, не превышает 1% от общего импортного массива деклараций. То есть, в принципе, цифры говорят сами за себя. Наш главный тренд – это реальное снижения охвата проверками и охвата рисками. Такая задача у нас четко прописана в стратегии развития таможенной службы, и мы планомерно движемся в направлении дальнейшего снижения охвата такими мерами за счет большей прицельности и более тонкой настройки нашей информационной системы. Во многом именно эта работа позволяет наращивать объемы автовыпуска товарных партий, и мы здесь, конечно же, очень внимательно анализируем, отслеживаем ситуацию с выявлением профилей риска, их влиянием на процессы автовыпуска и стараемся делать все возможное для создания еще более лучших комфортных условий для ведения бизнеса для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Спасибо!»

Аспирант АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

г. Москва, РФ

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы некоторые аспекты деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны, дается характеристика таможенному контролю как одному из основных направлений работы Федеральной таможенной службы России, рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики.

Экономическая безопасность, таможенные органы, таможенный контроль, риски и угрозы,

Экономическая безопасность охватывает все сферы экономики нашей страны и является частью ее национальной безопасности.

Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости и суверенитета России, функционирования социально-экономических процессов, их стабильности, прочности и надежности при возможных внешних и внутренних угрозах.

Экономическая обстановка в стране, жизнеспособность экономики и ее рост сегодня зависят от развития инноваций, привлечения инвестиций, нивелирования возможных вызовов, рисков и угроз.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности Российской Федерации можно отнести:

  1. преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

  2. зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, лекарств и т.д.;

  3. недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;

  4. неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

В настоящее время роль таможенных органов становится особо значимой в связи с противостоянием во внешней торговле, введением и усилением санкционного режима против России, наложением эмбарго со стороны бывших западных партнеров на поставку импортного продовольствия и товаров. При таком положении дел, фискальная функция — пополнение федерального бюджета страны (более 1/3 части состоит из платежей, администрируемых таможенной службой) была и остается основной задачей таможенных органов.

Кроме фискальной функции, которую выполняют таможенные органы (сбор с участников

внешнеэкономической деятельности таможенной пошлины, налогов, акцизов и сборов), они в пределах своей компетенции осуществляют ряд других функций, на них возложенных, таких как:

• правоприменительная (таможенные органы участвуют в организации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений, ратифицированных правительством Российской Федерации);

• законотворческая (таможенные органы разрабатывают законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное дело, в пределах своей компетенции);

• защита прав интеллектуальной собственности (таможенные органы ведут собственный реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей);

• борьба с контрабандой (борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, редких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения);

• валютный контроль (за перемещением крупных денежных средств через таможенную границу);

• таможенное оформление товаров и транспортных средств.

По сути, таможенные органы защищают ресурсы и ценности нашей страны от незаконного вывоза за границу.

Организация таможенного контроля в новых экономических условиях рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее, ФТС РФ).

Таможенный контроль связан с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения ФТС РФ: 540 таможенных постов, 85 таможен, 8 региональных таможенных управлений и управления Центрального аппарата ФТС РФ.

Таможенные органы, являясь органами исполнительной власти, в полномочия которых входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории, подчиняются Правительству Российской Федерации.

Все 7 видов таможенного контроля указаны в статье 322 этого документа: получение объяснений, проверка таможенных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий (по необходимости), таможенная проверка.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль на основе принципов и форм международного права. Участниками этого процесса всегда являются две стороны: сотрудники таможенных органов и граждане, занимающиеся перевозкой товаров через границу. Это могут быть физические и юридические лица, государственные и иностранные организации, действующие на нашей территории или за ее пределами.

Государственный надзор за соблюдением Законодательства РФ о службе в таможенных органах

осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

На сегодняшний день условно определены уровни таможенных органов по компетенциям в сфере проведения таможенного контроля товаров.

Тактический таможенный контроль (низовой уровень): осуществляют таможенные посты и таможни, они определяют области рисков, связанные с конкретными лицами и конкретными грузами.

Оперативный таможенный контроль (средний уровень): осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ, они определяют локальные области рисков в отношении определенных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня.

Стратегический таможенный контроль (высший уровень): осуществляет ФТС РФ, определяются области рисков с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и величиной ущерба, проводится анализ таких рисков, разрабатываются и внедряются меры по предотвращению нарушений и минимизации их последствий.

Главная стратегическая цель таможенного контроля — это защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защиты интересов национальных производителей.

Задачи таможенного контроля следующие:

• контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;

• контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;

• контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;

• контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию или распоряжением условно выпущенных товаров;

• контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.

Таможенные органы осуществляют таможенный транспортный контроль.

Кроме того, в пункте пропуска проводится санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль.

Обмен данными между таможенными органами и другими ГКО в пункте пропуска проходит в установленном порядке, в том числе, путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

Стандартные сроки прохождения таможенного контроля — от трех до пяти дней. Однако, эти сроки могут быть увеличены, если заказ передан на дополнительный таможенный досмотр.

Практика проведения процедуры таможенного контроля показывает, что должностные лица могут начать таможенный контроль сразу, как только товар будет ввезен на таможенную территорию. При экспорте таможенный контроль проводится сразу после регистрации декларации. В ходе процедуры таможенного контроля проверяются: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таким образом, на сегодняшний день процедура таможенного контроля включает в себя следующие этапы:

1. Регистрация и выпуск заполненных таможенных деклараций.

2. Проверка присвоенных кодов ТН ВЭД и соответствия правилам тарифного регулирования.

3. Проверка таможенной стоимости груза, которую заявил декларант, сверка с документами, на основании которых она была определена.

4. Проверка оплаты всех необходимых платежей

5. Прохождение заключительной проверки на линии таможенного контроля.

Безусловно, таможенный контроль, как стратегический ресурс ФТС, в настоящее время стоит на

Следует заметить, что сегодня, при проведении процедуры таможенного контроля, активно используется технология биологических детекторов взрывчатых веществ и наркотиков. А для нераспространения эпидемий используются тепловизоры, контролирующие температуру тела человека и т.д. Кроме того, проводится напряженная и кропотливая работа по внедрению в таможенную деятельность искусственного интеллекта.

Для реализации поставленных задач, ФТС РФ проводит целый ряд мероприятий: регулирование импорта товаров посредством повышения или снижения пошлины на некоторые виды товаров; применение экспортных пошлин и акцизов, и даже запрет на вывоз продукции; предоставление или аннулирование таможенных льгот.

Однако, несмотря на меры, применяемые таможенными органами, некоторые проблемы, касательно экономической безопасности, имеют место быть. Одной из проблем является рост контрабанды, а также торговля фальшивыми и поддельными товарами.

В современных условиях необходимо совершенствовать деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны, систематически применять и активно отрабатывать на практике обоснованный и достаточный комплекс мер по реализации различных видов таможенного контроля.

Эта взаимосвязь может выглядеть следующим образом:

• контроль за перемещением товаров через границу предполагает проведение таможенного контроля и инспекций, проверку документов и источников поступления товаров;

• борьба с контрабандой включает в себя проведение рейдов и операций, связанных с выявлением контрабанды товаров и таможенных мер в соответствии с законами и нормами;

• регулирование экспорта и импорта товаров и продуктов предполагает выдачу соответствующих документов, а также контроля за выполнением требований обязательной сертификации строгого соблюдения защиты национальных интересов;

• контроль за перемещением наличных денежных средств включает в себя предоставление информации в соответствующие органы о перемещении наличных денежных средств сверх установленных норм;

• применение санкций и ограничений распространяется на страны, нарушающие правила международной торговли, а также применяется к физическим и юридическим лицам, нарушающим национальные законы и нормы.

В заключении следует сказать, что детальное регламентирование деятельности различных подразделений таможни, эффективный таможенный контроль, постоянное взаимодействие и своевременная обратная связь с центральным аппаратом ФТС, обеспечат качественное функционирование системы таможенной службы и позволят выработать новые механизмы

противодействия вызовам экономической безопасности Российской Федерации. Список использованной литературы:

1. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019.-№ 1-1.-С. 77-85.

2. Мочаев А.С. Роль Федеральной таможенной службы в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // «Глобализация науки: история, современное состояние, перспективы развития» сборник статей Международной научно-практической конференции г. Казань (1 ноября 2023 г.) — Уфа: Аэтерна, 2023. — С. 102-105.

3. Прозоров А., Идов Р. Что ожидает рынок безопасности в 2015 году // Мир и безопасность.-2015.-№ 2.-С. 42-43.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17). — URL: http//www.consultant.ru

5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ. -URL:http//www.consultant.ru

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения таможенной экспертизы в отношении проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов уполномоченным таможенным органом.

2. Таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Основаниями для принятия решения о назначении таможенной экспертизы являются:

применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров;

необходимость проведения таможенной экспертизы при оказании государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — государственная услуга) в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденный приказом ФТС России от 16 апреля 2020 г. N 375 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2020 г., регистрационный N 58718).

II. Проведение таможенной экспертизы

4. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее — Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.

Номер Решения формируется в следующем порядке:

элемент 1 — код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);

элемент 2 — день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;

элемент 3 — принимает значение:

"ДВ" — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее — ТК ЕАЭС) не может быть произведен;

"ПВ" — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее — Федеральный закон N 289-ФЗ);

абзац утратил силу с 2 ноября 2023 г. — Приказ ФТС России от 23 августа 2023 г. N 751

"ГУ" — принято решение о назначении таможенной экспертизы при оказании государственной услуги в отношении товара, находящегося под таможенным контролем;

элемент 4 — порядковый номер Решения (шесть знаков, начиная с 000001 для каждого календарного года).

5. Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:

в подразделение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее — ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);

декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему "Личный кабинет", размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и (или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий:

таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);

доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.

6. При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

7. Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 5 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.

8. При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;

необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

9. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

10. Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.) или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13 статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ.

11. В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования.

12. Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

13. Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.

14. Заключение таможенного эксперта, составленное по результатам таможенной экспертизы, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в виде электронного документа с использованием ИПС ЕАИС ТО, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта или подписями таможенных экспертов при производстве таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов. Материалы, фиксирующие проводимые исследования, хранятся в таможенном органе, уполномоченном на проведение таможенной экспертизы.

15. После получения заключения таможенного эксперта таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО формирует уведомление о выполнении таможенной экспертизы и необходимости получения проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов в подразделении ЦЭКТУ, проводившем таможенную экспертизу, и направляет его в таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

16. Возврат неизрасходованных проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов после проведения таможенной экспертизы осуществляется в сроки, указанные в Решении.

17. Неизрасходованные пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов возвращаются в таможенный орган в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна исключать доступ к содержимому без ее нарушения, средств идентификации и иметь необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта.

Законодательные изменения

С 1 октября 2023 года на основании Постановления Правительства от 21 сентября 2023 года №1538Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2023 года № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» («Постановление») в силу вступили законодательные изменения, предусматривающие временное введение гибких экспортных пошлин на вывоз товаров с территории Российской Федерации за пределы ЕАЭС до конца 2024 года. Согласно официальному заявлению Правительства РФ, такая мера направлена на «поддержание рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления» в целях защиты внутреннего рынка от необоснованного повышения цен.

Новое регулирование распространяется на широкий перечень товаров, включая товары пищевой промышленности, алкогольные и безалкогольные напитки, табак, живых животных, растительные материалы, продукцию горнодобывающего сектора, металлургии, а также драгоценные металлы, уголь, химические продукты и пр. (всего около 70 групп товаров).

Единая ставка вывозной пошлины для товаров, перечисленных в Постановлении, ежемесячно будет определяться и публиковаться на официальном сайте Минэкономразивития РФ (не позднее 26-го числа каждого месяца) в зависимости от курса национальной валютыРанее установленные экспортные пошлины на ряд товаров (нефтепродукты, нефть, уголь, масло и пр.) не изменяются в связи с введением нового регулирования:

Курс доллара США (руб.) за период мониторингаПериод мониторинга начинается 26-го числа календарного месяца и заканчивается 25-го числа следующего месяца (включительно) Ставка вывозной пошлины (% от таможенной стоимости товара)

Развитие системы управления рисками в ЕАЭС обсуждено на Международном таможенном форуме

Таможенный контроль как приоритетное направление деятельности фтс по обеспечению экономической безопасности российской федерации текст научной статьи по специальности экономика и бизнес

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Сергей Владимиров выступил модератором панельной сессии в рамках Международного таможенного форума, посвященной актуальным вопросам системы управления рисками (СУР) в Евразийском экономическом союзе.

В мероприятии приняли участие руководители профильных структурных подразделений таможенных служб Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

В начале сессии Сергей Владимиров обратил внимание на то, что важно, чтобы применяемая таможенными органами СУР обеспечивала эффективное решение задач таможенных органов и реализацию таких основных функций как обеспечение безопасности, взимание платежей и, конечно же, содействие законопослушной торговле.

Спикеры панельной сессии рассказали об организации СУР в таможенных службах с учетом заложенных в Таможенном кодексе ЕАЭС принципов.

В рамках состоявшейся дискуссии обсуждены роль Объединенной коллегии таможенных служб ЕАЭС в формировании общих стандартов таможенного контроля с применением СУР, основные перспективы дальнейшей унификации и развития СУР в рамках реализации Стратегии-2025, достижения в области автоматического анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов, обмен снимками между таможенными службами в целях анализа проведения таможенного контроля транзитных перевозок через территории государств ЕАЭС.

«Программные документы по определению стратегических направлений развития СУР в ЕАЭС могут быть общими, а уже тактические аспекты могут отличаться и это резонно, – отметил Сергей Владимиров. – Наличие концептуальных расхождений стратегического плана может порождать различную правоприменительную практику и барьеры во внутренней торговле».

В завершении мероприятия отмечено, что углубление интеграционного взаимодействия в сфере таможенного администрирования может быть реализовано путем дальнейшей работы по унификации систем анализа и управления рисками, что позитивно отразится на равномерности таможенного контроля и взаимном доверии таможенных служб, обеспечит единые стандарты его проведения.

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 4 статьи 310 ТК ЕАЭС), используя СУР в соответствии с законодательством государств – членов Союза.

Базовые основы и общеметодологические подходы по управлению рисками определены в ТК ЕАЭС.

Вопросы стратегии и тактики применения СУР, порядка ее функционирования, а также реализации процесса управления рисками, в том числе определение мер по минимизации рисков и порядка их применения, регулируются законодательством государств – членов Союза.

Отдел информационного обеспечения Департамента протокола и организационного обеспечения ЕЭК

Практические аспекты

Усиление таможенного контроля в отношении вывозимых товаров Учитывая, что ранее, до принятия Постановления, экспортными пошлинами облагалось лишь небольшое число категорий товаров, указанные выше изменения окажут существенное влияние на бизнес. Помимо потенциального снижения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке ввиду необходимости увеличения их стоимости экспортерами, введение вывозных пошлин, очевидно, приведет к усилению таможенного контроля за деятельностью экспортеров.

На наш взгляд, основными направлениями такого контроля, аналогично проверкам импортируемых товаров, станут правильность определения кода товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС, а также соблюдение структуры и достоверность заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров с учетом Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2019 года №1694Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2019 года № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

С учетом текущей правоприменительной практики следует полагать, что особое внимание таможенные органы будут уделять компаниям, осуществляющим поставки товаров в адрес взаимосвязанных лиц, ввиду возможного влияния взаимосвязи на стоимость сделки с такими товарами.

Таким образом, введение экспортных пошлин означает потенциальное усиление таможенного контроля в отношении вывозимых товаров и влечет для компаний риски доначисления таможенных платежей, привлечения к административной ответственности и уголовного преследования по результатам проведения контрольных мероприятий.

Контроль вывоза товаров из РФ в страны-участницы ЕАЭС Кроме того, исходя из буквального толкования положений Постановления, введенными экспортными пошлинами облагаются только товары, вывозимые из РФ за пределы территории ЕАЭС. Таким образом, учитывая действующее регулирование торговли внутри ЕАЭС, вывоз товаров из Российской Федерации для целей внутренней торговли с другими государствами — членами ЕАЭС, остается беспошлинным. Разъяснений относительно того, каким образом будет осуществляться контроль за подобными ситуациями на предмет возможной последующей перепродажи таких товаров для вывоза за пределы ЕАЭС, к настоящему моменту дано не было.

С учетом изложенного следует ожидать усиления контроля за торговлей внутри ЕАЭС с возможным предъявлением дополнительных требований к российским продавцам.

Отсутствие исключений из порядка обложения товаров вывозными пошлинами В текущей редакции Постановление не предусматривает каких-либо исключений из правил обложения перечисленных товаров экспортными пошлинами:

По нашему мнению, положения Постановления требуют доработки либо выпуска официальных разъяснений государственными органами.

Рекомендации Denuo

В целях минимизации рисков, возникающих в связи с введением экспортных пошлин на широкий спектр товаров и потенциальным усилением таможенного контроля в отношении вывозимых товаров, команда Denuo рекомендует экспортерам:

Команда Denuo обладает обширным опытом консультирования по вопросам таможенного оформления, определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров с учетом законодательного регулирования и новейшей практики правоприменения и будет рада оказать вам необходимую поддержку по любым вопросам таможенного регулирования.

Оцените статью
Минтруд России