- Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
- Основные принципы
- Обязанности государственных (муниципальных) служащих
- Обязанности в сфере противодействия коррупции
- Правила делового поведения
- Принятие мер по урегулированию конфликта интересов
- Правила поведения государственных (муниципальных) служащих
- Обязанности государственных (муниципальных) служащих
- Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Этические принципы государственной службы
- Глава 3. Стандарты служебной этики государственных служащих
- Глава 4. Координация по профилактике нарушения служебной этики
- Глава 5. Ответственность за нарушение служебной этики
- ПОЛОЖЕНИЕоб уполномоченном по этике
- Основные функции уполномоченного по этике
- Организация деятельности уполномоченного по этике
- ПЕРЕЧЕНЬутративших силу некоторых указовПрезидента Республики Казахстан
- Государственный гражданский и муниципальный служащий обязан
- Из основных принципов государственной гражданской и муниципальной службы можно отметить
Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
Основные принципы
- Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
Обязанности государственных (муниципальных) служащих
- Исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления.
- Признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как основу деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих.
- Осуществлять деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления.
- Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.
- Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Обязанности в сфере противодействия коррупции
- Уведомлять нанимателя (работодателя) о обращениях, целью которых является склонение к совершению коррупционных правонарушений.
- Соблюдать федеральные законы ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
- Соблюдать беспристрастность, не допуская влияния политических партий и общественных объединений на свою служебную деятельность.
Правила делового поведения
- Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.
- Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами.
- Проявлять терпимость и уважение к культурным и иным особенностям различных этнических, социальных групп и конфессий.
- Воздерживаться от поведения, которое могло бы поставить под сомнение добросовестное исполнение должностных обязанностей и избегать конфликтов, которые могут навредить репутации государственного органа или органа местного самоуправления.
Принятие мер по урегулированию конфликта интересов
- Принимать меры по недопущению конфликта интересов и его урегулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила поведения государственных (муниципальных) служащих
Не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
Соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
Воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте на территории Российской Федерации;
Постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
Обязанности государственных (муниципальных) служащих
- Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
- Не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов;
- Противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике;
- При исполнении должностных обязанностей избегать личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
1. Государственная служба Республики Казахстан играет особую роль в жизни общества. Она заключается в обеспечении жизнедеятельности общества и удовлетворении общественных интересов наилучшим и эффективным способом.
Государственная служба обязывает проявлять преданность интересам общества и способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана.
Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены государственной политике и последовательно проводить ее в жизнь, стремиться сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам.
Общество рассчитывает, что государственные служащие выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
Глава 1. Общие положения
Государственная служба Республики Казахстан играет особую роль в жизни общества. Она заключается в обеспечении жизнедеятельности общества и удовлетворении общественных интересов наилучшим и эффективным способом.
Государственная служба обязывает проявлять преданность интересам общества и способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана.
Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены государственной политике и последовательно проводить ее в жизнь, стремиться сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам.
Общество рассчитывает, что государственные служащие выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью.
Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
2. Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (далее – Кодекс) устанавливает стандарты служебной этики государственных служащих и направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и создание атмосферы добропорядочности, а также предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
3. Текст Кодекса размещается в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.
4. Стандарты служебной этики, установленные настоящим Кодексом, обязательны для всех государственных служащих.
Глава 2. Этические принципы государственной службы
5. Служебная этика государственных служащих основывается на принципах:
добросовестности – профессионального и ответственного служения государству на благо общества;
честности – искреннего отношения к своим обязанностям;
справедливости – принятия законного решения независимо от влияния физических и юридических лиц, общественных групп и организаций и недопущения дискриминации лиц по причине предвзятости и субъективности по любым обстоятельствам;
открытости – проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий;
вежливости – корректного и уважительного отношения к гражданам и коллегам;
клиентоориентированности – принятия мер по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, и по недопущению проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений.
Глава 3. Стандарты служебной этики государственных служащих
6. К государственным служащим предъявляются следующие требования:
быть скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, не распространять сведения, не соответствующие действительности;
противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства и правам граждан;
соблюдать установленные законом ограничения, избегать конфликта интересов;
в обращении с гражданами проявлять корректность, не допускать фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения, своими действиями и поведением не давать повода для критики с их стороны;
соблюдать деловой этикет и правила официального поведения, не допускать совершения действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет государственных органов, представителями которых они являются;
не давать неправомерные обещания и не брать неправомерные обязательства любого характера, связанные с исполнением должностных обязанностей;
не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера, а также связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним;
обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать государственное имущество только по целевому назначению, для выполнения должностных обязанностей и разрешенных видов деятельности;
не преследовать неправомерные финансовые и имущественные интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей.
воздерживаться от посещения игорного заведения, за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.11.2023 № 396 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
8. Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны:
способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;
пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих;
воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;
своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;
принимать меры, направленные на создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;
не принуждать к совершению поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;
не допускать по отношению к коллегам необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения;
не навязывать свои религиозные убеждения коллегам, не принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.
9. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям государственной политики, раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию и содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.
Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.
Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.
10. Государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг и не допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность.
Глава 4. Координация по профилактике нарушения служебной этики
11. Уполномоченный орган по делам государственной службы осуществляет координацию по профилактике нарушения служебной этики в соответствии с законодательством.
Глава 5. Ответственность за нарушение служебной этики
12. Нарушение стандартов служебной этики государственными служащими влечет дисциплинарную ответственность.
УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРеспублики Казахстанот 29 декабря 2015 года № 153
ПОЛОЖЕНИЕоб уполномоченном по этике
1. Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.
2. Уполномоченный по этике руководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан "О государственной службе Республики Казахстан", "О противодействии коррупции", Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актами законодательства Республики Казахстан.
Самостоятельная должность уполномоченного по этике вводится в центральных государственных органах (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
В государственных органах, не имеющих территориальных подразделений либо территориальных подразделений ведомств (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), ведомствах и территориальных подразделениях центральных государственных органов, территориальных подразделениях ведомств центральных государственных органов, загранучреждениях, ревизионных комиссиях, аппаратах акимов городов областного значения, районов, районов в городах функции уполномоченного по этике возлагаются на советника акима либо на советника первого руководителя государственного органа. При отсутствии должности советника функции уполномоченного по этике возлагаются на иных служащих вышеуказанных государственных органов.
Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.
Сноска. Пункт 2 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Лица, занимающие самостоятельную должность уполномоченного по этике, подчиняются первому руководителю государственного органа, координируют уполномоченных по этике ведомств и территориальных подразделений, загранучреждений, местных исполнительных органов районных уровней, входящих в структуру данных государственных органов, и осуществляют методологическое руководство ими.
Сноска. Пункт 3 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Основные функции уполномоченного по этике
4. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов;
по поручению руководства государственного органа либо в рамках предоставленных руководителем государственного органа полномочий рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими;
содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе;
в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление;
осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими;
информирует руководство государственного органа о случаях непринятия руководителями структурных подразделений государственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебной этики;
в случаях нарушения государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению;
в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами;
на постоянной основе проводит с государственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
в установленном законодательством порядке обращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики;
осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики.
Сноска. Пункт 4 — в редакции Указа Президента РК от 05.06.2023 № 239 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Для выполнения возложенных функций уполномоченный по этике:
запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушению государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;
от имени государственного органа, в котором он работает, в установленном законодательством порядке обращается в соответствующие уполномоченные органы за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса;
вносит руководителю государственного органа предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе;
при необходимости, при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службы личные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиеся вопросов прохождения государственной службы.
Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 22.07.2019 № 74
6. Уполномоченный по этике в случаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителем государственного органа соответствующих мер либо совершения им действий (бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике, уведомляет об этом уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) либо его территориальное подразделение.
При поступлении такого уведомления уполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимают соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 22.07.2019 № 74
Организация деятельности уполномоченного по этике
7. При наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе.
8. По результатам своей деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным органом.
8-1. Взаимодействие уполномоченного по этике с уполномоченным органом по противодействию коррупции осуществляется в соответствии с совместным правовым актом уполномоченного органа и уполномоченного органа по противодействию коррупции.
Сноска. Положение дополнено пунктом 8- 1 в соответствии с Указом Президента РК от 17.07.2023 № 286 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
9. Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего обозрения.
При необходимости беседа с гражданином или государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации.
В установленном законодательством порядке сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография, номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного органа.
10. В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.
ПРИЛОЖЕНИЕк Указу Президента Республики Казахстанот 29 декабря 2015 года № 153
ПЕРЕЧЕНЬутративших силу некоторых указовПрезидента Республики Казахстан
1. Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 "О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 19, ст. 225).
2. Подпункт 9) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2007 года № 446 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 43, ст. 499).
3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2011 года № 1180 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 30, ст. 365).
4. Указ Президента Республики Казахстан от 1 октября 2013 года № 651 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 "О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан 2013 г., № 58, ст. 786).
Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter
Государственный гражданский и муниципальный служащий обязан
Государственный гражданский или муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Постановлением Мурманской области № 373-ПП от 25.08.2010г утвержден Кодекс служебного поведения (этики) государственных служащих и представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения служащих независимо от занимаемой должности. Гражданин РФ, поступающий на муниципальную службу, должен быть ознакомлен с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе служебной деятельности.
Из основных принципов государственной гражданской и муниципальной службы можно отметить
Конкретных положений о привлечении к дисциплинарной ответственности в Законе №25-ФЗ нет, но есть отдельные статьи, предусматривающие виды ответственности за совершение дисциплинарных проступков (ст. 27), взыскания за несоблюдение ограничений и запретов (ст. 27.1) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 19), а также (ст.57) и ( ст.59.2). Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Памятка по соблюдению норм этики
Памятка об ограничениях и запретах