Междисциплинарная реабилитация для семей из регионов россии воспитывающих детей с двигательными и множественными нарушениями развития

Междисциплинарная реабилитация для семей из регионов россии воспитывающих детей с двигательными и множественными нарушениями развития Минтруд
Содержание
  1. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  2. I. Общие положения
  3. II. Порядок разработки ИПРА
  4. Разработка ИПРА
  5. Направление на медико-социальную экспертизу
  6. Участники разработки ИПРА
  7. Срок действия ИПРА
  8. Внесение изменений в ИПРА
  9. Новая ИПРА
  10. Составление новой ИПРА
  11. Решения о медицинских изделиях
  12. Программа дополнительного обследования
  13. Формирование программы дополнительного обследования
  14. Получение запроса и разработка новой ИПРА
  15. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
  16. Изменения и новые документы
  17. III. Порядок реализации ИПРА
  18. Кто занимается неблагополучными семьями
  19. Как работают комиссии по делам несовершеннолетних
  20. Учеты в КДН и ПДН различаются

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

I. Общие положения

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА ребенка-инвалида) (далее при совместном упоминании — ИПРА) разрабатываются и выдаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее — главные бюро) и их филиалами — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро).

ИПРА содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные региональными перечнями реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

II. Порядок разработки ИПРА

ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Разработка ИПРА состоит из следующих этапов:

  • проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
  • оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;
  • определение реабилитационного и абилитационного прогноза;
  • определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.

Разработка ИПРА

Разработка ИПРА осуществляется с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией.

Направление на медико-социальную экспертизу

Форма N 088/у Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 488н/551н.

Участники разработки ИПРА

По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного им должностного лица, гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в разработке ИПРА могут принимать участие специалисты медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, в области протезирования и ортезирования, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.

Срок действия ИПРА

ИПРА разрабатывается на срок, соответствующий установленной группе инвалидности (категории ребенок-инвалид). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, не должен превышать срока действия ИПРА.

Внесение изменений в ИПРА

При необходимости внесения изменений в ИПРА оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА. При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида) и другими причинами, составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка), по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).

При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, не осуществляется.

Новая ИПРА

В новой ИПРА указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид).

При необходимости включения в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее — товары и услуги), по заявлению ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя), взамен ранее выданной ИПРА ребенка-инвалида составляется новая ИПРА ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Составление новой ИПРА

Составление новой ИПРА ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах осуществляется на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.

Решения о медицинских изделиях

В случае если в ИПРА ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о нуждаемости ребенка-инвалида в их приобретении на основании сведений об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка, полученных от медицинской организации в рамках программы дополнительного обследования.

Программа дополнительного обследования

Форма программы дополнительного обследования гражданина утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2022 г. N 326н Об утверждении формы программы дополнительного обследования гражданина и порядка ее заполнения (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69554).

Формирование программы дополнительного обследования

Формирование программы дополнительного обследования не требуется, если заявление о включении в ИПРА ребенка-инвалида товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, поступило в течение одного года с даты выдачи указанной ИПРА бюро (главным бюро, Федеральным бюро).

В этом случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, принимается на основании имеющихся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведений предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида, находящихся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро).

Получение запроса и разработка новой ИПРА

При получении из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, запроса на уточнение в ИПРА ранее рекомендованного технического средства реабилитации, в части приведения вида, наименования и характеристик (параметров) данного средства в соответствие с перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, взамен ранее выданной разрабатывается новая ИПРА.

Изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, не осуществляется. Разработка новой ИПРА осуществляется без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации

В соответствии с Пунктом 4.1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденного Правительством Российской Федерации, необходимо руководствоваться актуальными Нормативно-правовыми актами.

Изменения и новые документы

В связи с утратой силы Приказа Минтруда РФ от 05.03.2021 N 106н с 19.06.2023 следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минтруда РФ от 27.04.2023 N 342н.

<4> Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2021 г., регистрационный N 63842) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 октября 2021 г. N 670н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2022 г., регистрационный N 66805), от 28 января 2022 г. N 29н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2022 г., регистрационный N 67593), от 6 мая 2022 г. N 288н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2022 г., регистрационный N 68821), от 22 июня 2022 г. N 371н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70915) и от 1 февраля 2023 г. N 56н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72556).

<5> Абзац десятый пункта 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.

При выявлении у инвалида медицинских противопоказаний для обеспечения техническим средством реабилитации, по которому поступил запрос, осуществляется подбор иного показанного технического средства реабилитации, направленного на компенсацию тех же ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта настоящего Порядка.

Составление новой ИПРА с включением в нее рекомендаций о показанных технических средствах реабилитации осуществляется исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала с использованием Перечня показаний, с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала.

При необходимости уточнения клинико-функциональных данных инвалида (ребенка-инвалида) составляется программа дополнительного обследования.

При составлении ИПРА часть данных отмечается условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописывается текстовой информацией.

В разделе "Общие данные" ИПРА указываются общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде) в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина <6>.

<6> Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 389н "Об утверждении формы и порядка заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2022 г., регистрационный N 70120).

В строке "ИПРА инвалида N __.__.__/__.__ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА инвалида и в строке"ИПРА ребенка-инвалида N __.__.__/__.__ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА ребенка-инвалида указывается номер ИПРА, состоящий из номера программы, номера бюро (номера экспертного состава главного бюро (Федерального бюро) с аббревиатурой "ЭС"), кода субъекта Российской Федерации и через дробь текущий год, дата и номер протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, согласно которому составлена ИПРА.

В случае внесения дополнений и изменений в ИПРА в течение одного года с момента ее утверждения новая ИПРА учитывается под прежним регистрационным номером с добавлением порядкового номера через дробь.

В графы "Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по реабилитации или абилитации" (медицинской, общему и профессиональному образованию, профессиональной, социальной), "Перечень ТСР и услуг по реабилитации или абилитации" ИПРА заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.

В графах "Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий" ИПРА указывается срок, в течение которого предоставляются реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги.

В графах "Исполнитель заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий", "Исполнитель рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий" ИПРА по соответствующим позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного или абилитационного мероприятия (исполнительной орган субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, в области содействия занятости населения, физической культуры и спорта; территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; инвалид (его законный или уполномоченный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм).

В разделе "Мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации" ИПРА заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) выносится с учетом заключений медицинской организации о рекомендуемых мероприятиях по медицинской реабилитации, по реконструктивной хирургии, по протезированию и ортезированию, санаторно-курортному лечению, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.

В разделе"Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации" ИПРА ребенка-инвалида заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации вносится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии <7>.

<7> Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).

В разделе "Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами" ИПРА все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных по столбцу "Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности" таблицы, являются показанными для подбора инвалиду и ребенку-инвалиду с учетом нарушенных функций организма.

В разделе "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" ИПРА инвалида и в разделе "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета" ИПРА ребенка-инвалида заносятся рекомендации по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации или абилитации, предоставляемым инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня показаний с указанием технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации с учетом индивидуальных особенностей, характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма, полученных в ходе проведенной реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики.

Технические характеристики и конструктивные особенности технических средств реабилитации определяются с использованием электронного каталога технических средств реабилитации, функции по формированию и ведению которого осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации <8>.

<8> Пункт 3.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.

В графе "Примечание" данных разделов ИПРА указывается номер ИПРА, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услугой по реабилитации или абилитации.

В разделе "ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации" ИПРА инвалида и в разделе"ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации" ИПРА ребенка-инвалида указываются рекомендации по обеспечению реабилитационными или абилитационными мероприятиями, техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду).

В разделе "ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" ИПРА инвалида и в разделе"ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет собственных средств ребенка-инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" ИПРА ребенка-инвалида указываются рекомендации по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, в оплате которых принимают участие сам инвалид (ребенок-инвалид) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм.

Раздел "Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)" ИПРА ребенка-инвалида заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг.

ИПРА формируется в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" <9> (далее — информационная система медико-социальной экспертизы) в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.

<9> Пункт 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.

Сведения об ИПРА и о рекомендованных в ней реабилитационных или абилитационных мероприятиях направляются из информационной системы медико-социальной экспертизы в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" <10> (далее — Федеральный реестр инвалидов).

<10> Статья 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Сведения об ИПРА и о рекомендованных в ней реабилитационных или абилитационных мероприятиях из Федерального реестра инвалидов направляются в личный кабинет инвалида (его законного или уполномоченного представителя) в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" <11> (далее — единый портал).

<11> Абзац пятый пункта 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.

ИПРА, сформированная в форме электронного документа, по желанию инвалида (его законного или уполномоченного представителя) может быть предоставлена ему на бумажном носителе, либо направлена заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

При распечатывании ИПРА допускается вывод на печать только заполненных полей ИПРА.

По заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о выдаче копии ИПРА, поданному в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) в электронной форме с использованием единого портала, ему не позднее следующего рабочего дня со дня подачи указанного заявления в зависимости от выбранного им варианта получения ИПРА выдается на бумажном носителе либо направляется в личный кабинет на едином портале в виде электронного документа.

В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребенок-инвалид) (его законный или уполномоченный представитель) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом".

III. Порядок реализации ИПРА

При реализации ИПРА обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА (далее — выписка) не позднее трех рабочих дней с даты формирования ИПРА в соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, посредством размещения соответствующих сведений в Федеральном реестре инвалидов.

Выписки Федерального реестра инвалидов формируются в автоматическом режиме и направляются:

в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации — в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, компенсации страховой премии, уплаченной по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на основании сведений о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья — в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, помещенного под надзор в медицинскую организацию;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования — в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) — в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, по выполнению мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения — в части выполнения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта — в части физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом;

в администрацию исправительного учреждения, расположенного на территории субъекта Российской Федерации — в части выполнения мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении.

В выписке указываются:

наименование и адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрации исправительного учреждения, в которые направляется выписка;

наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в котором разработана ИПРА;

номер ИПРА, номер и дата (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, согласно которому разработана ИПРА;

заполненный раздел общих данных об инвалиде (ребенке-инвалиде) ИПРА;

заполненные разделы (таблицы) мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА, исполнителем которых определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения, в которые направляется выписка;

заполненный раздел видов помощи, оказываемых инвалиду (ребенку-инвалиду) в преодолении барьеров, препятствующих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению;

дата направления выписки.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, или получения выписки совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации данных мероприятий.

Срок исполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий не должен превышать срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При обработке персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения, должны:

соблюдать конфиденциальность персональных данных и принимать необходимые организационные и технические меры по обеспечению их безопасности;

обеспечивать защиту обрабатываемых персональных данных в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения при обмене информацией несут административную ответственность за достоверность, полноту и актуальность представляемых в Федеральный реестр инвалидов сведений в соответствии со статьей 13.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценка результатов проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения представляют информацию об исполнении возложенных на них ИПРА реабилитационных или абилитационных мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы посредством Федерального реестра инвалидов <12>.

<12> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2015 г., регистрационный N 40050) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 281н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59597).

Приложение N 2

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 26 июня 2023 г. N 545н

(наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы)

Кто занимается неблагополучными семьями

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Они бывают региональными, например Московская областная КДН, и местными — районными, городскими, муниципальными. Также в России есть правительственная КДН.

КДН — это главный орган в системе органов профилактики. Именно он координирует работу всех остальных органов и решает, какую помощь нужно оказать семье в каждом конкретном случае.

КДН — коллегиальный орган. Это значит, что работают в нем и принимают решения не один человек, а несколько — группа должностных или уполномоченных лиц. Но у каждой КДН свой состав.

Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека

Вот для примера состав КДН одного из районов Волгограда — 16 человек. А в КДН Волгоградской области 22 человека

Как правило, в КДН участвуют руководители всех органов профилактики, которые я перечисляю в статье. Если речь о местной КДН, то руководители местных органов профилактики, а если о региональной — то региональных.

Кроме того, к работе КДН могут привлекать представителей общественных объединений и религиозных конфессий. А также граждан, у которых есть опыт работы с несовершеннолетними, например школьных педагогов, депутатов соответствующих представительных органов и других заинтересованных лиц.

Как работают комиссии по делам несовершеннолетних

Аватар автора

КДН — это коллегиальный орган, который следит за тем, как работает вся система профилактики. Прокуратура, в свою очередь, как надзорный орган следит за тем, как работает КДН. Поэтому я часто бываю на ее заседаниях.

Заседания нашей КДН проходят регулярно — один раз в неделю либо один раз в две недели. На одном заседании, например, могут назначить административный штраф. На другом — просто провести профилактическую беседу. На третьем — решить вопрос о выбытии с учета подростка, которому исполнилось 18 лет. На заседаниях разбираются характеристики со школ, новые события в этих неблагополучных семьях и

В КДН участвуют представители от разных органов системы профилактики. Председатель нашей КДН — один из заместителей главы района. Также там есть начальник отдела образования, начальник отдела опеки местного уровня, представитель подразделения МВД по делам несовершеннолетних, сотрудник МЧС, представитель соцзащиты, из образовательной организации, куда ходят дети из семьи, дело которой рассматривается, и Это коллегиальный орган, и в нашем случае в нем больше 10 человек.

Семей очень много и все уникальны, поэтому каждой назначается своя программа социальной адаптации, которая может продлеваться, редактироваться, отменяться. Прокуратура всегда следит за тем, всех этих мероприятий, и, если нет, выносит акт прокурорского реагирования — как правило, представление.

КДН следит за тем, как реализуется программа социальной адаптации. Каждую семью обязательно регулярно посещают — ежемесячно, а в праздники, поскольку это самое «пьющее» время — вообще каждый день или несколько раз в день. Я слышал от сотрудников КДН их жалобы на то, что в праздничные дни все отдыхают, а они обязаны усиленно наблюдать за неблагополучными семьями.

Как семьи попадают на учет в КДН, зависит от обстоятельств. Например, по моему опыту, туда попадают того, что дети привлекаются к административной или уголовной ответственности. Или того, что их родители привлекаются к ответственности неисполнения своих родительских обязанностей, в том числе неуплаты алиментов.

Обычно это происходит так: родители пьют или жестоко обращаются с детьми, на это обращают внимание соседи и жалуются, например в полицию. Полиция приезжает и фиксирует, что дети живут в неподходящей для них обстановке. составляется протокол по факту неисполнения родительских обязанностей. Этот протокол рассматривает КДН, и вся семья становится на учет.

Дальше учет по срокам и мерам реабилитации у всех разный.

Органы управления социальной защитой населения — это, например, Минтруд России, региональные департаменты и управления по соцразвитию, отделы социальной защиты населения, различные государственные и негосударственные организации социального обслуживания, а также центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.

Основная задача этих органов — помогать семьям в реабилитации. Психологи и социальные педагоги работают с несовершеннолетними и их родителями, чтобы те смогли справиться с жизненными трудностями и наладить внутрисемейные отношения. Для этого они проводят различные мероприятия: например, наблюдают за семьями, организуют групповые психологические тренинги, для детей подросткового возраста проводят профориентационную диагностику.

Кроме того, органы соцзащиты вправе посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями. Также соцзащита может получать от других госорганов любую информацию, которая касается неблагополучных семей в их попечении.

Органы управления образованием — федеральное министерство образования и науки, Рособрнадзор, департаменты и управления образованием в субъектах РФ, управления образованием при местных администрациях. Также проблемами неблагополучных семей занимаются образовательные организации — детские сады, школы, колледжи и вузы.

Специалисты органов и учреждений образования наблюдают за детьми в школах и детских садах, могут проводить консультации, в том числе психологические, беседы, анкетирования, опросы, тесты. Все это нужно, чтобы вовремя определять детей из неблагополучных семей и помогать им. Подробнее о том, как в школах выявляют неблагополучные семьи и работают с ними, расскажу чуть ниже.

Органы опеки и попечительства могут быть региональными и местными. В основном они работают с детьми, у которых нет родителей либо родители которых отказались от них, лишены или ограничены в родительских правах, недееспособны или ограничены в дееспособности, отбывают наказание за преступление. По закону эти категории детей называются сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Кроме того, органы опеки и попечительства могут проводить профилактические мероприятия и, например, приходить к неблагополучным семьям, чтобы проверить, в каких условиях живут дети. Или проводить беседы с детьми и их родителями, консультировать их по различным вопросам и направлять в другие профильные организации, которые могут помочь семье. Также они, как и органы соцзащиты, могут получать от других органов и учреждений любую информацию, которая нужна им, чтобы защитить права и интересы ребенка.

Если ребенка изымают из семьи или он по какой-либо причине остается без попечения родителей, органы опеки временно исполняют обязанности опекуна или попечителя для этого ребенка. Продолжается это до тех пор, пока ребенку не найдут новую семью или не устроят его в одну из социальных организаций для таких детей.

Органы по делам молодежи могут быть федеральными, например Федеральное агентство по делам молодежи, и региональными. Кроме того, на местном уровне часто создаются различные центры социального обслуживания или помощи молодежи.

Эти органы, как правило, ведут пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. А также помогают выявлять несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, и помогать им в организации отдыха, досуга, занятости.

Кроме того, у них тоже есть право посещать детей из неблагополучных семей и их родителей и получать любую информацию об их жизни.

Органы управления здравоохранением. На федеральном уровне это Минздрав РФ, на региональном — департаменты и отделы здравоохранения. На местном уровне работают с неблагополучными семьями, например, муниципальные больницы и аптеки.

Медицинские работники, например педиатры, участковые врачи, фельдшеры пунктов, медсестры и профильные врачи, помогают выявлять неблагополучные семьи и оказывают им необходимые медуслуги.

Они также посещают семьи, консультируют детей и их родителей, готовят заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних. Медработники лечат детей, которые употребляют алкоголь или наркотики, помогают ребятам с отклонениями в поведении или с заболеваниями, передающимися половым путем.

консультируют членов неблагополучных семей с алкогольной или наркотической зависимостью, кодируют их, направляют на лечение в стационары или реабилитационные центры.

Органы службы занятости — это Роструд, комитеты и департаменты по труду в регионах и различные службы и отделы занятости населения. В части работы с неблагополучными семьями они помогают детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.

Обложка статьи

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), как и КДН, — это важное звено системы профилактики. Они могут быть городскими, районными и муниципальными. А еще есть отдельные ПДН на транспорте.

ПДН — это контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, то есть с теми, кто употребляет алкоголь или наркотики, совершил правонарушение или преступление. Также ПДН работает с родителями таких детей и с другими взрослыми, которые или сами совершают противоправные действия в отношении детей, или вовлекают их в такие действия.

Сотрудники ПДН участвуют в расследовании преступлений, которые совершают дети, занимаются безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Также в ПДН следят за тем, в каких условиях живут дети, обеспечивают защиту их прав и интересов, помогают им с реабилитацией и проводят профилактические мероприятия — беседы, лекции. У сотрудников ПДН очень много задач и функций, поэтому, как правило, их привлекают к работе с каждой неблагополучной семьей.

Кроме того, ПДН ведут отдельный профилактический учет несовершеннолетних, который отличается от учета в КДН. В народе его называют «учетом в детской комнате милиции». На него попадают несовершеннолетние:

  • употребляющие наркотики или алкоголь;

  • совершившие правонарушение;

  • совершившие преступление, даже если они еще не достигли возраста уголовной ответственности — 16 лет или 14 лет по некоторым преступлениям, или не могут быть наказаны проблем с психикой;

  • совершившие любое антиобщественное деяние, например если они бродяжничали или попрошайничали;

  • обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений;

  • отбывшие наказание за преступление;

  • осужденные условно или освобожденные от наказания.

Также на учет в ПДН ставят родителей или иных законных представителей таких детей. Это происходит, если они не исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, например привлекают их к употреблению алкоголя, или жестоко с ними обращаются.

При этом за первое правонарушение или антиобщественное деяние ребенка могут и не поставить на учет. Все зависит от того, насколько хорошо он ведет себя в школе, в каких условиях живет и воспитывается, насколько его семья производит впечатление благополучной.

Учеты в КДН и ПДН различаются

Аватар автора

Сами учеты в КДН и ПДН похожи. Например, в КДН есть учет семей, находящихся в социально опасном положении, и профилактический, на который ставят И профилактический учет есть у ПДН.

Но КДН и ПДН работают по разным нормативным актам. Кроме того, у этих учетов разные основания. На учет в ПДН попадают дети, которые совершили правонарушение или преступление, и семьи, в которых эти дети живут. А на учет в КДН — семьи в социально опасном положении, которые не нарушают закон, а просто находятся в трудной жизненной ситуации. Но и детей, нарушивших закон, тоже ставят на профилактический учет в КДН — информацию о них мы как раз получаем из МВД — ПДН или линейной полиции. И это могут быть даже одни и дети, но мероприятия у КДН И ПДН в отношении них будут разными — в рамках их полномочий.

Также для каждой семьи, которая попадает на учет в КДН, обязательно составляют индивидуальный план социальной реабилитации, в котором прописаны мероприятия и рекомендации по выходу семьи из социально опасного положения. такие же планы в ПДН, я не знаю — возможно, да, но называются иначе.

При этом органы профилактики также работают по технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Это значит, что если семья нуждается в помощи, но оснований, чтобы поставить ее на учет в КДН недостаточно, ей помогут без постановки на учет. Например, предложат психологическую поддержку или помощь в трудоустройстве.

Оцените статью
Минтруд России