- Как встать на биржу труда в 2024 году: пошаговая инструкция
- Что такое биржа труда
- Как правильно встать на биржу труда
- Как получить статус безработного
- Основания и условия
- Какие документы нужны
- Сроки и порядок признания безработным
- В каких случаях могут отказать
- Процесс подачи документов
- Постановка через Госуслуги
- Советы экспертов
- Вопросы
- Можно ли встать на биржу труда, если никогда не работал
- Когда можно повторно обратиться в ЦЗН
- Куда подавать документы
- Сколько платят на бирже труда в 2024 году
- Минимальная и максимальная сумма пособия по безработице в 2024 году
- Возможно ли зарегистрироваться как безработный дистанционно
- Кто не обязан регистрироваться как безработный
- Сроки регистрации и получения пособия
- Прекращение регистрации как безработного
- Изменения в 2024 году
- Новые изменения в законодательстве о безработице в России
- Индивидуальные планы развития
- Дополнительные изменения
- Трудоустройство инвалидов
- Что такое характер работы в трудовом договоре
- Зачем в трудовом договоре указывать характер работы специалиста
- Виды характеров работы
- Разъездной характер работы
- Подвижной характер работы
- Работа в пути
- Работа в полевых условиях и экспедиционного характера
- Работа вахтовым методом
- Надомная работа
- Дистанционная работа
- Изменение характера работы в трудовом договоре
- Условия, определяющие характер работы в трудовом договоре
- Изменение условий, определяющих характер работы, в локальном акте
- Характер работы в личной карточке Т-2
Как встать на биржу труда в 2024 году: пошаговая инструкция
пособие по безработице
7 495 645-6601
ФГУП МИА Россия сегодня
общество, трудоустройство, безработица, работа, пособие по безработице
Что такое биржа труда
Биржа труда — это неофициальное название центров занятости населения (ЦЗН). В такое госучреждение по месту жительства может обратиться гражданин, который не трудоустроен или хотел бы сменить место работы, и ему окажут содействие в поиске вакансии. При этом, если человек получит официальный статус безработного, он будет получать пособие, а если начнет осваивать новую профессию в центре — стипендию в период обучения.
Как правильно встать на биржу труда
Для того чтобы официально стать безработным, получать пособие и предложения о работе, необходимо:
Как получить статус безработного
Согласно закону О занятости населения в Российской Федерации, безработными признают трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости для поиска подходящей вакансии и готовы приступить к работе.
Чтобы россиянина официально признали безработным, нужно обратиться в ЦЗН по месту жительства и заявить о желании найти работу.
Основания и условия
На биржу для признания его безработным может обратиться и уволенный сотрудник, и гражданин, который впервые ищет работу, и тот, кто хочет сменить место деятельности. При этом человек должен соответствовать определенным критериям:
- Для иностранцев и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, также есть возможность встать на учет на биржу. Но пособие по безработице они получать не будут, эта опция доступна только для граждан России.
Какие документы нужны
Согласно постановлению правительства России № 891, чтобы встать на биржу труда, необходимы следующие документы:
- Для никогда не работавших список короче:
Людям с ограниченными возможностями здоровья нужно также предоставить в центр занятости индивидуальную программу реабилитации от лечащего врача.
При этом в некоторых случаях в ЦЗН могут попросить и иные документы, которые не требует закон: это ИНН, СНИЛС, свидетельство о заключении брака.
Также нужно предоставить реквизиты банковского счета, на который будет перечисляться пособие по безработице.
Помимо этого, отдельные категории граждан должны предъявить дополнительные документы:
Сроки и порядок признания безработным
После того как гражданин зарегистрировался в ЦЗН для поиска подходящей работы, если он соответствует установленным в законодательстве требованиям, органы службы занятости по месту жительства обязаны присвоить ему статус безработного. Они должны сделать это не позднее 11 дней со дня подачи документов. Но только в том случае, если ЦЗН за это время не сможет подобрать гражданину подходящую работу.
В каких случаях могут отказать
По закону безработными нельзя признать:
Процесс подачи документов
Заявление и документы о регистрации можно подать лично в ЦЗН или через государственные электронные сервисы:
Постановка через Госуслуги
Для подачи документов в центр занятости онлайн через Госуслуги необходимо:
- Перейти на портал Госуслуги
- Выбрать раздел Содействие в поиске работы и сотрудников
- Следовать указаниям на портале для дальнейшего подачи документов
Если подавать заявление сразу через портал Госуслуги в разделе Содействие в поиске работы и сотрудников, то сервис также переведет на сайт Работа в России.
Советы экспертов
Для безработных граждан, стоящих на бирже, имеется возможность получения субсидии от центра занятости на открытие собственного бизнеса. Например, в Москве она составляет до 10 200 рублей, а в Подмосковье — свыше 145 тысяч рублей. Эти деньги можно направить, например, на подготовку документов для регистрации бизнеса или расходы на нотариуса и юристов. Чтобы получить такую помощь в центре занятости, нужно подать в орган готовый бизнес-план и заявление, — сообщил адвокат Алексей Цыганов.
В центре занятости безработные могут получить помощь психолога: вместе решить проблемы, которые препятствуют трудоустройству и профессиональной самореализации. Также специалист может подсказать, как, например, повысить мотивацию к труду, — отметила юрист Евгения Квартальнова.
В разных регионах России предусмотрены различные дополнительные выплаты при наличии статуса безработного. Существуют, например, городские доплаты к пособию, компенсации расходов на общественный транспорт, материальная помощь — как регулярная, так и единовременная, — сообщил адвокат Вадим Агеев.
Вопросы
Во-первых, это безработный старше 16 лет, который не имеет места труда и не получает заработную плату. Во-вторых, человек (также старше 16 лет), находящийся в поиске места труда, но трудоустроенный, желающий сменить работодателя. В таком случае центр помогает в подборе вакансии, — рассказал адвокат Алексей Цыганов.
Можно ли встать на биржу труда, если никогда не работал
Да. Если вы встали на биржу труда, никогда до этого не работая официально, пособие по безработице будет составлять установленный минимум: 1613 рублей, — пояснил Алексей Цыганов.
Когда можно повторно обратиться в ЦЗН
Встать на учет в центр занятости повторно можно будет не ранее чем через шесть месяцев после снятия с учета. При этом пособие по безработице назначат не ранее чем через 12 месяцев после первоначальной регистрации в ЦЗН в качестве безработного, — отметила юрист Евгения Квартальнова.
Куда подавать документы
В центр занятости населения по месту жительства. А с 2020 года сделали возможной электронную подачу документов., — пояснил адвокат Вадим Агеев.
Сколько платят на бирже труда в 2024 году
Размер и период выплаты зависят от причины увольнения, продолжительности трудовых отношений, размера среднего заработка, а также отнесения к определенной льготной категории граждан. Жителям различных регионов страны пособие может быть увеличено на районный коэффициент, согласно местным законодательным актам, — пояснил адвокат Алексей Цыганов.
Размер выплаты зависит от среднего заработка: первые три месяца можно получать 75 процентов, вторые три — 60, но не более установленной максимальной суммы.
Минимальная и максимальная сумма пособия по безработице в 2024 году
В 2024 году минимальная сумма пособия по безработице составляет 1613 рублей, а максимальная сумма — 13 751 рубль. Однако максимальную сумму можно получать только в течение трех первых месяцев после постановки на учет. В последующие три месяца максимальная сумма будет составлять пять тысяч рублей. Эта сумма может быть увеличена с учетом районного коэффициента.
Возможно ли зарегистрироваться как безработный дистанционно
Да, возможно. Для этого достаточно подать заявление на портале Работа в России или на портале Госуслуги, пройти процедуру регистрации в качестве безработного и заполнить специальную анкету. После регистрации можно начать получать пособие.
Кто не обязан регистрироваться как безработный
Незанятые граждане не обязаны регистрироваться как безработные. Если человек трудоспособный, но не работает и не ищет работу, его нельзя вынудить к регистрации.
Сроки регистрации и получения пособия
Существуют различные сроки регистрации и получения пособия: шесть месяцев для уволенных в связи с ликвидацией компании или сокращением штата; три месяца для тех, кто ранее не работал или потерял работу более 12 месяцев назад; для уволившихся по собственному желанию, пособие начисляется с учетом стажа работы до шести месяцев.
Статус безработного можно сохранить на неопределенный срок после окончания выплат пособия, например, для поиска работы или обучения.
Прекращение регистрации как безработного
Регистрацию как безработного могут прекратить в случае попытки обмануть систему получения пособия; отсутствия в центре занятости населения более месяца без уважительных причин; получения направления на образование с выплатой стипендии; отказа от услуг центра занятости населения в письменном виде; трудоустройства или переезда.
Изменения в 2024 году
С 1 февраля 2024 года выплаты по безработице проиндексированы на уровень инфляции. Максимальная сумма пособия составляет 13 751 рубль, минимальная — 1613 рублей. 12 декабря 2023 года была подписана новая редакция закона О занятости населения в РФ, которая вступила в силу с 1 января 2024 года. Одно из нововведений касается разрешения на подработку в период безработицы: теперь можно работать по договору ГПХ до пяти дней без прерывания выплаты пособия.
Новые изменения в законодательстве о безработице в России
Новый закон предполагает, что для соискателей будут составлять индивидуальные планы развития, в который войдут данные о мерах поддержки, подходящей работе, сроках выплаты пособия, датах явки в службу занятости и т.д. Его предложат на сервисе “Работа в России”. Нужно будет пройти профилирование и согласовать план. При этом граждане, которые не прошли в срок профилирование или в течение 10 дней со дня регистрации в центре занятости отказались от двух вариантов подходящей работы, не будут признаваться безработными.
Индивидуальные планы развития
- Содержат данные о мерах поддержки
- Подходящая работа
- Сроки выплаты пособия
- Даты явки в службу занятости
Кроме того, теперь признание безработным будет проводиться не только по месту жительства, но и по месту пребывания человека. Также расширяется круг лиц, которые могут встать на учет в центре занятости. Это коснется не только безработных, но и тех, кто хочет найти лучшее место работы.
Дополнительные изменения
- Признание безработным по месту пребывания
- Расширение круга лиц, попадающих под учет
Еще одно изменение коснулось трудоустройства инвалидов. Теперь компании, в которых больше 35 сотрудников, должны выделить для людей с инвалидностью от 2 до 4% рабочих мест от среднего числа работников.
Трудоустройство инвалидов
- Компании с более 35 сотрудниками
- Выделение 2-4% рабочих мест для инвалидов
В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
• в силу части второй статьи 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателя — физического лица (в том числе в случаях прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников индивидуального предпринимателя), должны быть предусмотрены трудовым договором. Соответственно принятие органом службы занятости населения решения о сохранении среднего месячного заработка работнику за третий месяц со дня увольнения возможно при соблюдении вышеуказанных требований;
• согласно требованиям пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно — территориальном образовании» за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно — территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон) снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:
• признание безработного гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона;
• длительная (более одного месяца) неявка (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения) в центр занятости населения без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
• переезд, переселение в другую местность;
• попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
• осуждение безработного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
• назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона, либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
• отказ от посредничества центра занятости;
• смерть безработного гражданина.
Центр занятости оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы. Вопросы организации производственной практики для студентов профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования не входят в компетенцию учреждения. Если вам необходима информация о вакантных рабочих местах, вы может обратиться в отделы занятости населения по районам города.
Согласно пункту 4 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в период отпуска по беременности и родам выплата пособия по безработице не производится. Указанный период не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его.
Согласно требованиям статьи 40 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:
• впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
• уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
• прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
• стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
• отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
• состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев;
• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подходящей не может считаться работа если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на граждан, вышеуказанный средний заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
При определении подходящей работы используется критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина.
Статья 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия гражданина. Новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина. Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).
Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя (доставка персонала к месту работы и обратно).
Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов осуществляется в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2022 № 174н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов», Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае», административным регламентом предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края и краевыми государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденным приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края от 19.11.2018 № 93-434.
Данная услуга предоставляется незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Под сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Результатом предоставления услуги является выдача инвалиду заключения, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пункт 2 статьи 32 указанного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Вышеуказанные граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы и получать государственные услуги для категории граждан, не признанных безработными.
Отказ в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, не является основанием для снятия его с регистрационного учета, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Зарегистрированному гражданину каждый следующий перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется с использованием Единой цифровой платформы не позднее одного рабочего дня после поступления на Единую цифровую платформу информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателем по 2 выбранным вариантам подходящей работы или представления таким гражданином направления с отметкой работодателя о дне явки зарегистрированного гражданина и причине отказа в приеме на работу в случае отсутствия у работодателя регистрации на Единой цифровой платформе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Могут. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации».
Документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации, является временное удостоверение личности гражданина, которое выдается в установленном порядке территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Форма временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации утверждена Приказом МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:
заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;
документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 «Об исчислении среднего заработка», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.
При явке в центр занятости населения зарегистрированный гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановка на регистрационный учет осуществляется на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием Единой цифровой платформы, вместе с которым предоставляется информация о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы.
В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.
Внимание: регистрация безработных граждан осуществляется по месту их жительства.
В мире столько разных и важных работ, что невозможно весь труд регулировать одинаково. Для этого законодатель продумал разные виды характеров работы. От них зависят гарантии и компенсации сотрудникам, труд которых отличается от типичных условий. Чаще всего особенности связаны с местом выполнения должностных обязанностей.
О том, какие характеры работы бывают, поговорили с практикующим юристом в области трудового права Марией Школьниковой. Мария рассказала о гарантиях, которые положены сотрудникам при каждом характере работы, а также о последствиях неверного указания характера работы в трудовом договоре.
практикующий юрист в области трудового права, эксперт по КДП
Что такое характер работы в трудовом договоре
Характер работы — это особенности трудовой деятельности, которые отличают ее от обычной работы.
Представления об обычной работе у большинства схожи: это труд сотрудника в офисе или на другой территории работодателя. Например, провизор выполняет обязанности в аптеке, парикмахер — в салоне красоты.
Есть труд, который осуществляется в нетипичных местах и обстоятельствах. Например, строители-вахтовики регулярно и надолго уезжают в отдаленные районы, а проводница поезда выполняет обязанности в дороге. Такие условия труда отличаются от типичной работы, поэтому законодатель ввел понятие «характер работы».
Зачем в трудовом договоре указывать характер работы специалиста
Быть уверенными, что сотрудники получают все положенные гарантии и выплаты. Каждый характер работы предполагает предоставление определенных компенсаций. Если сотрудник их не получает, он имеет право обратиться в Государственную инспекцию труда и в суд. Инспекция может привлечь работодателя к ответственности, а суд — взыскать недополученные компенсации в пользу работника.
Сэкономить на выплатах. Ко мне обращался работодатель, сотрудники которого постоянно уезжали по работе в другие страны. Эти перемещения оформляли как командировки, поэтому компания должна была за дни поездок выплачивать специалистам не оклад, а средний заработок. Так доход специалистов был больше, что стало невыгодно бизнесу.
Я обратила внимание работодателя, что на самом деле у сотрудников разъездной характер работы, поэтому постоянно оформлять командировки и платить им средний заработок вместо заработной платы нет необходимости. Для этого нужно изменить характер работы в трудовом договоре со специалистами.
Виды характеров работы
Можно выделить 8 основных характеров работы:
Далее расскажу о сущности каждого характера работы.
Разъездной характер работы
Разъездной характер работы предполагает, что сотрудник регулярно выполняет должностные обязанности вне офиса. Это может быть инженер, который ездит настраивать оборудование на предприятия в другие страны, или курьер, который доставляет заказы по городу. При этом у специалистов может быть возможность ежедневно возвращаться домой.
Бывают ситуации, когда перемещение сотрудника с разъездным характером работы необходимо оформить как командировку. Это зависит от содержания трудового договора или локального акта о разъездном характере работы, принятого в компании.
Слева представлены правила, которые закреплены в организации относительно разъездного характера работы, справа — надо ли в таком случае оформлять командировку
Подвижной характер работы
В пункте 3.17 документа говорится, что подвижной характер работы в строительстве предусматривает частое перемещение специалистов с объекта на объект или их оторванность от постоянного места жительства, когда у сотрудников нет возможности каждый день возвращаться домой.
Работа в пути
Сотрудниками, работающими в пути, считаются специалисты, рабочее место которых находится постоянно в движении. Это, например, бортпроводники, дальнобойщики, проводники в поездах.
Работа в полевых условиях и экспедиционного характера
В законодательстве нет определения работы экспедиционного характера. На практике под ней понимают целенаправленную деятельность в рамках маршрута экспедиции. Обычно такой характер работы имеют историки или археологи, которые участвуют в раскопках.
Работа вахтовым методом
Такая организация труда помогает сократить сроки строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и другого назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.
Надомная работа
Часто надомниками являются мыловары или гончары.
Дистанционная работа
Перечень сезонных работ в Отраслевом соглашении по лесному хозяйству РФ на 2022–2024 годы
Изменение характера работы в трудовом договоре
Для указания характера работы в трудовом договоре достаточно фразы: «Характер работы: сезонная работа» или «Характер работы: разъездной».
Представим, что компания «Омега» приняла на удаленную работу бухгалтера. Так условие о характере работы может быть закреплено в трудовом договоре:
Через 6 месяцев сотрудницу решили перевести работать в офис. Для этого составили дополнительное соглашение:
Эти перечни организационных и технологический изменений неисчерпывающие
Об изменении трудового договора и о причинах, почему это произойдет, работодатель должен уведомить сотрудника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.
Применяя статью 74 ТК РФ, надо помнить, что она очень спорная и суд может не усмотреть изменение организационных или технологических условии. Тогда компания будет обязана восстановить сотрудника на прежней работе.
Условия, определяющие характер работы в трудовом договоре
Условия, определяющие характер работы, — это гарантии и компенсации, которые положены сотруднику при определенном характере работы.
Гарантии и компенсации могут устанавливаться в Трудовом кодексе, а также в территориальных и отраслевых соглашениях.
Такой локальный акт стоит составлять для каждого характера работы, который существует в организации. Это может быть положение или регламент о дистанционной работе или инструкция о разъездном характере работы.
В локальном акте об определенном характере работе стоит закрепить:
Такой документ поможет урегулировать применение определенного характера работы в компании, чтобы у сотрудников и работодателя было одинаковое представление о своих правах и обязанностях.
Можно закрепить условия, определяющие характер работы, в трудовом договоре. Но я не рекомендую это делать. Если вы решите что-то изменить в них, придется получать согласие сотрудника. Поэтому лучше создать локальный акт с подробностями регулирования характера работы и сослаться на него в трудовом договоре.
Изменение условий, определяющих характер работы, в локальном акте
Внести изменения в локальный акт об определенном характере работы можно без согласия сотрудника, но важно ознакомить его с обновленным документом под подпись.
Если специалист не хочет подписывать новую редакцию локального документа, необходимо составить акт об отказе. Обычно этим занимается комиссия из 3 сотрудников. Это может быть начальник отдела кадров и 2 специалиста из других отделов. В акте об отказе нужно указать:
Если сотрудник не подписал локальный документ, это не дает ему право не выполнять его требования.
Характер работы в личной карточке Т-2
В мае 2021 года ведение карточек Т-2 стало необязательным. Но я считаю этот документ удобным. В карточке собрана главная информация о сотруднике, которую не придется искать в разных местах. Поэтому рекомендую компаниям продолжать вести этот документ — например, в электронном виде.
Для указания характера работы в карточке Т-2 создано небольшое поле. Минтруд России рекомендовал в нем писать, как работает сотрудник: временно или постоянно. Но так как для карточек Т-2 нет обязательной формы заполнения, можно писать по формуле «характер работы + длительность работы», например «сезонно временно».
Если хотите отразить нюансы условий, определяющих характер работы, это можно сделать в разделе «Дополнительные сведения».
За неуказание или неверное указание характера работы в карточке Т-2 компанию нельзя привлечь к ответственности. Также информация в документе не может быть главным доказательством в суде, в этом случае ключевую роль играет трудовой договор и дополнительные соглашения к нему.