- Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя
- Переданные государственные полномочия
- Перечень отдельных государственных полномочий
- Вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга
- Статья 10. Вопросы местного значения муниципальных образований
- Права и обязанности муниципального образования:
- Как их решать без нарушений?
Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя
Согласно п.1 ст.10 закона города Севастополя от 30.12.2014г. №102-ЗС О местном самоуправлении в городе Севастополе к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя относятся:
Переданные государственные полномочия
Установленные в соответствии с 314-ЗС О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя
Перечень отдельных государственных полномочий
- Реализация мероприятий по санитарной очистке территорий муниципальных образований;
- Реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации;
- Реализация мероприятий по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними;
- Реализация мероприятий по созданию, приобретению, установке, текущему ремонту и реконструкции элементов благоустройства;
- Реализация мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов;
- Обеспечение и реализация мероприятий по обустройству и ремонту тротуаров (включая твердое покрытие парков, скверов, бульваров);
- Реализация мероприятий по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок (комплексов);
- Обеспечение и реализация мероприятий по ремонту и содержанию внутриквартальных дорог;
- Ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств, предоставление выписок из них.
- Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.1 Закона города Севастополя от 17 апреля 2015 года № 130-ЗС Об административных правонарушениях;
- Реализация мероприятий по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований;
- Реализация мероприятий по содержанию и благоустройству кладбищ;
- Реализация мероприятий по содержанию и благоустройству пляжей.
Вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга
Статья 10. Вопросы местного значения муниципальных образований
К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся:
- Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
- Составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования;
Права и обязанности муниципального образования:
участие в регулировании земельных отношений на территории муниципального образования;
участие в подготовке решений на местах по вопросам, отнесенным к компетенции муниципального образования;
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания Почетный житель муниципального образования;
организация в пределах ведения сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Подпункт 5_1: разработка, утверждение (одобрение) и реализация в пределах ведения стратегии социально-экономического развития муниципального образования, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, муниципальных программ;
содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;
оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;
Подпункт 10 изменен с 1 января 2022 г. — Санкт-Петербурга от 7 июля 2021 г. N 325-75
## Изменения в Законе города Санкт-Петербурга
#### Статья 10
1. Содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, включая:
- согласование закрытия ордеров на производство земляных, ремонтных и отдельных работ;
- подтверждение выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства;
- нарушенных в результате производства аварийных работ, законодательства о розничной торговле, о применении контрольно-кассовых машин.
2. Представление в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга предложений по схемам размещения нестационарных торговых объектов.
3. Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
4. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
5. Участие в проведении публичных слушаний по проектам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, изменениям в этих проектах, разрешениям на использование земельного участка или объекта капитального строительства.
6. Внесение предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы городского пассажирского транспорта.
7. Определение границ запрета розничной продажи алкоголя на некоторых территориях.
### Информационное сообщение
- Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны быть проинформированы о муниципальном правовом акте, запрещающем розничную продажу алкоголя на определенных территориях.
- Уведомление также распространяется на индивидуальных предпринимателей, занимающихся продажей пива, пивных напитков и других алкогольных напитков.
- Пункт 18 закона Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 года пересмотрен и представлен в новой редакции.
### Деятельность по поддержке населения
- Оказание информационной, консультационной и организационной поддержки жителям в создании товариществ собственников жилья и формировании земельных участков для многоквартирных домов.
- Регистрация трудовых договоров между работниками и работодателями.
- Введение тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
- Определение прав потребителей и содействие в развитии малого бизнеса.
### Работа с населением
- Создание муниципальной информационной службы.
- Публикация муниципальных правовых актов и проведение обсуждений с жителями.
- Участие в профилактике дорожно-транспортного травматизма и контроль над состоянием дорог.
### Прочие обязанности
- Формирование архивных фондов и участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с федеральным и местным законодательством.
Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. N 735-128 подпункт 29 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня названного Закона
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории муниципального образования в форме и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, в том числе путем:
разработки и реализации муниципальных программ в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений;
организации и проведения на территории муниципального образования информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и экстремизма, их общественной опасности, по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма и экстремизма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
участия в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;
обеспечения выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
направления предложений по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 г. N 718-143 в подпункт 30 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
- участие в организации и финансировании:
проведения оплачиваемых общественных работ;
временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Участие в организации мероприятий, указанных в настоящего подпункта, осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга;
Исключен с 24 декабря 2019 г. — Санкт-Петербурга от 12 декабря 2019 г. N 612-139
осуществление противодействия коррупции в пределах своих полномочий;
Санкт-Петербурга от 11 марта 2014 г. N 105-23 подпункт 33 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
- создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
Подпункт 34 изменен с 8 декабря 2019 г. — Санкт-Петербурга от 27 ноября 2019 г. N 569-129
- назначение, выплата, перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет за стаж работы в органах местного самоуправления, муниципальных органах муниципальных образований (далее — доплата за стаж) лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления, муниципальных органах муниципальных образований, а также приостановление, возобновление, прекращение выплаты доплаты за стаж в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
Подпункт 34_1 изменен с 8 декабря 2019 г. — Санкт-Петербурга от 27 ноября 2019 г. N 569-129
34_1) назначение, выплата, перерасчет пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии за стаж лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах муниципальных образований, а также приостановление, возобновление, прекращение выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии за стаж в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербурга от 16 ноября 2016 г. N 579-101 подпункт 35 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
- участие в формах, установленных законодательством Санкт-Петербурга, в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге;
Санкт-Петербурга от 18 июля 2016 г. N 463-90 в подпункт 36 пункта 1 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов муниципальных советов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;
Исключен с 9 января 2023 г. — Санкт-Петербурга от 28 декабря 2022 г. N 780-145
См. текст подпункта 38 пункта 1 статьи 10
Санкт-Петербурга от 13 февраля 2014 г. N 53-7 пункт 1 статьи 10 настоящего Закона дополнен подпунктом 39
- организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата муниципального совета, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, за исключением полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, установленных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербурга от 4 апреля 2014 г. N 153-33 пункт 1 статьи 10 настоящего Закона дополнен подпунктом 40
- согласование границ зон экстренного оповещения населения;
Санкт-Петербурга от 13 апреля 2016 г. N 144-22 пункт 1 статьи 10 настоящего Закона дополнен подпунктом 41
- размещение информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления в соответствии с "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте органа местного самоуправления;
Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 386-65 пункт 1 статьи 10 настоящего Закона дополнен подпунктом 42
- участие в создании условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. N 751-131 пункт 1 статьи 10 настоящего Закона дополнен подпунктом 43, вступающим в силу с 1 января 2017 г.
- осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в порядке, установленном законодательством Санкт-Петербурга;
Пункт 1 дополнен подпунктом 44 с 1 января 2019 г. — Санкт-Петербурга от 6 ноября 2018 г. N 592-126
- осуществление экологического просвещения, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 изменен с 1 июля 2021 г. — Санкт-Петербурга от 21 декабря 2020 г. N 597-140
2. К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов Коломна, Сенной округ, Адмиралтейский округ, Семеновский, Измайловское, Екатерингофский, N 7, Васильевский, Гавань, Морской, Остров Декабристов, Сампсониевское, Светлановское, Сосновское, N 15, Сергиевское, Шувалово-Озерки, Гражданка, Академическое, Финляндский округ, N 21, Пискаревка, Северный, Прометей, Княжево, Ульянка, Дачное, Автово, Нарвский округ, Красненькая речка, Морские ворота, Полюстрово, Большая Охта, Малая Охта, Пороховые, Ржевка, Юго-Запад, Южно-Приморский, Сосновая Поляна, Урицк, Константиновское, Горелово, Московская застава, Гагаринское, Новоизмайловское, Пулковский меридиан, Звездное, Невская застава, Ивановский, Обуховский, Рыбацкое, Народный, N 54, Невский округ, Оккервиль, Правобережный, Введенский, Кронверкское, Посадский, Аптекарский остров, округ Петровский, Чкаловское, Лахта-Ольгино, N 65, Ланское, Комендантский аэродром, Озеро Долгое, Юнтолово, N 70, Волковское, N 72, Купчино, Георгиевский, Александровский, Балканский, Дворцовый округ, N 78, Литейный округ, Смольнинское, Лиговка-Ямская, Владимирский округ; городов Красное Село, Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк; поселков Александровская, Белоостров, Комарово, Левашово, Лисий Нос, Металлострой, Молодежное, Парголово, Петро-Славянка, Песочный, Понтонный, Репино, Саперный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево, Усть-Ижора, Ушково, Шушары на основании территориальных и экономических особенностей муниципальных образований относятся:
вопросы местного значения, установленные настоящей статьи;
участие в мероприятиях по охране окружающей среды в границах муниципального образования, за исключением организации и осуществления мероприятий по экологическому контролю;
См. текст подпункта 3 пункта 2 статьи 10
организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;
организация и проведение мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов;
Санкт-Петербурга от 23 апреля 2014 г. N 199-38 подпункт 6 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация и проведение официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования;
Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 г. N 151-30 подпункт 7 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
- проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан;
7.1) Исключен с 18 апреля 2022 г. — Санкт-Петербурга от 7 апреля 2022 г. N 166-20
Санкт-Петербурга от 12 ноября 2012 г. N 563-96 подпункт 8 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
- организация и проведение досуговых мероприятий для жителей муниципального образования;
Подпункт 9 изменен с 1 апреля 2024 г. — Санкт-Петербурга от 14 февраля 2024 г. N 81-16
- организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с законодательством в сфере благоустройства, за исключением случаев, установленных в настоящего пункта, включающая:
обеспечение проектирования благоустройства при размещении элементов благоустройства, указанных в абзацах четвертом — восьмом настоящего подпункта;
содержание внутриквартальных территорий в части обеспечения ремонта покрытий, расположенных на внутриквартальных территориях, и проведения санитарных рубок, рубок ухода, удаления аварийных деревьев или их частей на территориях, не относящихся к территориям зеленых насаждений в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
размещение и содержание на внутриквартальных территориях спортивных и детских площадок, включая ремонт расположенных на них элементов благоустройства, за исключением уборки покрытий территорий указанных детских и спортивных площадок;
размещение устройств наружного освещения детских и спортивных площадок на внутри квартальных территориях (за исключением детских и спортивных площадок, архитектурно-строительное проектирование и строительство объектов наружного освещения которых осуществляются в соответствии с адресной инвестиционной программой, утверждаемой законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период);
размещение, содержание, включая ремонт, ограждений декоративных, ограждений газонных, парковочных столбиков, полусфер, надолбов, приствольных решеток, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, уличной мебели, урн, элементов озеленения, информационных щитов и стендов; размещение планировочного устройства, за исключением велосипедных дорожек, размещение покрытий, предназначенных для кратковременного и длительного хранения индивидуального автотранспорта, на внутриквартальных территориях;
временное размещение, содержание, включая ремонт, элементов оформления Санкт-Петербурга к мероприятиям, в том числе культурно-массовым мероприятиям, городского, всероссийского и международного значения на внутриквартальных территориях;
Подпункт 9_1 изменен с 1 января 2022 г. — Санкт-Петербурга от 7 июля 2021 г. N 325-75
9_1) осуществление работ в сфере озеленения на территории муниципального образования, включающее:
организацию работ по компенсационному озеленению в отношении территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга;
содержание, в том числе уборку, территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения (включая содержание расположенных на них элементов благоустройства), защиту зеленых насаждений на указанных территориях;
проведение паспортизации территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения на территории муниципального образования, включая проведение учета зеленых насаждений искусственного происхождения и иных элементов благоустройства, расположенных в границах территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения;
создание (размещение), переустройство, восстановление и ремонт объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения;
Пункт 2 дополнен подпунктом 9_2 с 1 января 2021 г. — Санкт-Петербурга от 18 июня 2020 г. N 286-66
9_2) архитектурно-строительное проектирование и строительство объектов наружного освещения детских и спортивных площадок на внутриквартальных территориях (за исключением детских и спортивных площадок, архитектурно-строительное проектирование и строительство объектов наружного освещения которых осуществляются в соответствии с адресной инвестиционной программой, утверждаемой законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период);
Подпункт 9_3 изменен с 1 апреля 2024 г. — Санкт-Петербурга от 14 февраля 2024 г. N 81-16
9_3) организация благоустройства территории муниципального образования, находящейся в границах территорий объектов культурного наследия народов Российской Федерации (выявленных объектов культурного наследия), за исключением земельных участков, которые находятся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц, без проведения работ по их сохранению, в соответствии с законодательством в сфере благоустройства, включающая:
обеспечение проектирования благоустройства при размещении элементов благоустройства, указанных в настоящего подпункта;
содержание, включая ремонт, ограждений декоративных, ограждений газонных, полусфер, надолбов, приствольных решеток, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, уличной мебели, урн, элементов озеленения, информационных щитов и стендов на внутриквартальных территориях;
размещение на внутриквартальных территориях полусфер, надолбов, устройств для цветочного оформления, уличной мебели, урн без проведения земляных работ и углубления в грунт (вскрытия грунта);
- с 1 января 2011 г.;
См. текст подпункта 10 пункта 2 статьи 10
- с 1 января 2011 г.;
См. текст подпункта 11 пункта 2 статьи 10
Подпункт 12 изменен с 1 января 2020 г. — Санкт-Петербурга от 4 июля 2019 г. N 378-85
проведение в установленном порядке минимально необходимых мероприятий по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения на внутриквартальных территориях муниципального образования;
с 1 января 2011 г.;
См. текст подпункта 13 пункта 2 статьи 10
Санкт-Петербурга от 2 июля 2014 г. N 360-66 подпункт 14 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу 2 июля 2014 г.
- оказание в порядке и формах, установленных законом Санкт-Петербурга, поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка на территории муниципального образования;
См. текст подпункта 15 пункта 2 статьи 10
Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 г. N 491-97 пункт 3 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов Горелово, Лахта-Ольгино на основании территориальных, географических и экономических особенностей муниципальных образований относится текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципальных образований, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
4. К вопросам местного значения муниципальных образований поселков на основании территориальных, географических и экономических особенностей муниципальных образований относятся:
- вопросы местного значения, установленные и настоящей статьи;
Подпункт 2 изменен с 3 марта 2020 г. — Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г. N 32-4
- осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, расположенных вне земельных участков, входящих в состав комплексов, включающих земельные участки, здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления погребения, оказания услуг, связанных с погребением, а также содержания мест погребения (далее — кладбища);
Подпункт 2_1 изменен с 3 марта 2020 г. — Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г. N 32-4
2_1) обеспечение сохранности воинских захоронений, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
Подпункт 2_2 изменен с 30 октября 2023 г. — Санкт-Петербурга от 19 октября 2023 г. N 569-115
2_2) восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 г. N 340-56 подпункт 3 пункта 4 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
размещение и содержание наружной информации в части указателей, информационных щитов и стендов;
текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
См. дорог, расположенных в пределах границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, текущий ремонт и содержание которых осуществляют органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2006 г. N 779
5. К вопросам местного значения муниципальных образований городов на основании территориальных, географических и экономических особенностей муниципальных образований относятся:
Санкт-Петербурга от 4 июля 2011 г. N 347-75 подпункт 1 пункта 5 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
См. текст подпункта 2 пункта 5 статьи 10
См. текст подпункта 3 пункта 5 статьи 10
Подпункт 4 изменен с 3 марта 2020 г. — Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г. N 32-4
- осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
Подпункт 4_1 изменен с 3 марта 2020 г. — Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г. N 32-4
4_1) обеспечение сохранности воинских захоронений, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
Подпункт 4_2 изменен с 30 октября 2023 г. — Санкт-Петербурга от 19 октября 2023 г. N 569-115
4_2) восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, расположенных вне земельных участков, входящих в состав кладбищ;
Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 г. N 340-56 подпункт 5 пункта 5 статьи 10 настоящего Закона изложен в новой редакции
размещение и содержание наружной информации в части указателей, информационных щитов и стендов;
с 1 января 2012 г.;
См. текст подпункта 6 пункта 5 статьи 10
- текущий ремонт и содержание дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 10 дополнена пунктом 5_1 с 1 января 2022 г. — Санкт-Петербурга от 7 июля 2021 г. N 325-75
5_1. К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов Горелово, Коломяги, Константиновское, Лахта-Ольгино. Народный, Обуховский, Полюстрово, Ржевка, Шувалово-Озерки; городов Зеленогорск. Красное Село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин. Сестрорецк: поселков Александровская, Белоостров. Комарово, Левашово, Лисий Нос, Молодежное, Парголово, Песочный, Петро-Славянка. Репино, Саперный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево. Усть-Ижора, Ушково, Шушары на основании территориальных и географических особенностей муниципальных образований относится:
осуществление мероприятий, указанных в подпункте 10 пункта 1, , , 12 пункта 2 настоящей статьи, в отношении расположенных в границах муниципального образования земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением территорий городских лесов, особо охраняемых природных территорий регионального значения, территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, местного значения и резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, поверхностных водных объектов, пляжей, автомобильных дорог регионального и федерального значения, земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, земельных участков, находящихся во владении физических и юридических лиц.
6. Установленный настоящей статьей перечень вопросов местного значения муниципальных образований является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон Санкт-Петербурга.
Как их решать без нарушений?
Выбор способа финансового обеспечения решения вопросов местного значения далеко не всегда очевиден. Зачастую для упрощения процесса решения таких вопросов органы местного самоуправления выбирают вариант предоставления тех или иных субсидий. Одним из аргументов в пользу такого способа является максимально быстрое и точное достижение заданной цели. Однако не стоит забывать, что подобное решение далеко не всегда отвечает всем требованиям законодательства РФ. И вот почему.
Субсидии, предоставляемые из бюджета, не являются основным и единственным способом финансового обеспечения расходных обязательств публично-правового образования. Да, органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений. Однако далеко не во всех случаях предоставление субсидий, в том числе на выполнение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, отвечает принципу эффективного использования бюджетных средств, поскольку основным способом удовлетворения муниципальных нужд являются закупки товаров, работ, услуг.
Наличие у органа местного самоуправления самостоятельных полномочий по созданию муниципальных учреждений, а также распределению бюджета и осуществлению закупок товаров, работ и услуг не исключает необходимости соблюдения при этом законодательства о контрактной системе. Обязательное условие для принятия решения о создании муниципального учреждения – необходимость в выполнении работ или оказании услуг в целях реализации полномочий органов местного самоуправления. Соответственно, решение о создании учреждения в качестве хозяйствующего субъекта будет правомерно только в том случае, если целью создания является оказание услуг (выполнение работ) в определенных законодательством сферах деятельности для неопределенного круга лиц. При этом обеспечение муниципальных нужд не относится к целям создания учреждений, поскольку понятия "полномочия по решению вопросов местного значения" и "муниципальные нужды" вовсе не тождественны.
Под муниципальными нуждами до вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 44-ФЗ) подразумевались обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и / или законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Однако и по смыслу Закона № 44-ФЗ, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 июня 2017 г. по делу № 47-279/2017).
Бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, если такие работы / услуги являются полномочиями органов местного самоуправления. А вот возможность создания муниципальных учреждений для выполнения работ / оказания услуг непосредственно для муниципального образования законодательством не предусмотрена. Подобные решения признаются ограничивающими конкуренцию на товарном рынке.
Но, получив предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, органу местного самоуправления не легко отказаться от прежних идей: иногда они полагают, что достаточно изменить тип учреждения на казенное. Однако и такое решение может быть признано ошибочным. Так, например, выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, благоустройству и озеленению территории в рамках уставной деятельности не может быть поручено ни казенным, ни бюджетным (автономным) учреждениям. Кроме того, субсидирование МУП в целях выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, а также благоустройству и озеленению территории также не допускается (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 октября 2019 г. по делу № А47-10711/2018).
Рассматривая подобные дела, судебные инстанции указывают, что предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает не только принцип результативности и эффективности использования, но и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Приведем еще один достаточно распространенный пример – расходы на устройство елочных конструкций и новогоднего оформления на территории муниципального образования. Указанные расходы также направлены на обеспечение потребностей муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, в связи с чем их финансирование в форме субсидии не допускается, поскольку не соотносится с основными принципами и целями Закона № 44-ФЗ, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках (решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2019 г. по делу № А57-23130/2018). При этом нарушением считается как решение о предоставлении МУП субсидий в целях возмещения расходов, так и решение о закреплении на праве хозяйственного ведения елочного сооружения, поскольку оно создает предприятию преимущественные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и дает возможность ежегодно выполнять работы по устройству и разработке елочной конструкции и новогоднему оформлению территории без участия в конкурсных процедурах.
Следите за новостями – в ближайшее время мы планируем рассказать вам о других проблемных аспектах в деятельности государственных / муниципальных учреждений.