Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида Минтруд

Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.

У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.

Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.

Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.

Содержание
  1. Какие права есть у детей и родителей в школе
  2. Что делать, если в школе нарушают права ребенка
  3. Школьные конфликты
  4. Как я решила проблему?
  5. Результат
  6. Вторая классная руководительница
  7. Второй шанс
  8. У ребенка в школе пропадали вещи
  9. Проблемы в школе: как я решала конфликты
  10. Пропажа телефона
  11. Детям необоснованно занижали оценки
  12. Школа нарушала права ребенка
  13. Дети подвергались буллингу
  14. Что делать родителям, если ребенка буллят в школе
  15. Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью
  16. Кому и в каком порядке жаловаться
  17. Как правильно написать жалобу
  18. Как ко мне относятся другие родители и учителя
  19. Памятка для родителей школьников
  20. Суть индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида
  21. Алгоритм получения ИПРА
  22. Структура ИПРА ребенка-инвалида
  23. Выбор исполнителей ИПРА ребенка-инвалида
  24. Исполнителями ИПРА являются госучреждения
  25. Исполнителями ИПРА являются не конкретные организации, а учреждения конкретного типа
  26. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА

Какие права есть у детей и родителей в школе

Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.

  • Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует.
  • Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться.
  • Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией.
  • Не платить за то, что должно быть бесплатным. Обучение в школе бесплатное, а сдавать на деньги родители могут только добровольно.
  • Защищать интересы детей. Родители должны писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок.

Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.

Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия.

Что делать, если в школе нарушают права ребенка

Если в школе нарушают права ребенка, следует обращаться в администрацию школы, комитет по образованию, полицию или даже в прокуратуру. Важно стоять на стороне детей и бороться за их справедливость.

Школьные конфликты

Когда мои дочери начали чувствовать дискомфорт из-за поведения своей классной руководительницы, я не могла оставить все как есть. Дети начали бояться идти в школу, стали обижаться по пустякам. Я решила вмешаться, чтобы предотвратить развитие конфликта.

Как я решила проблему?

  1. Общение с детьми. Важно было понимать, что именно происходит в школе, поэтому я поощряла дочерей рассказывать мне о своих переживаниях и проблемах.

  2. Разговор с учителем. Я не стала пренебрегать прямым общением с классной руководительницей. Поговорив с ней, я выразила свои опасения и озвучила проблемы, с которыми сталкиваются дети.

  3. Обращение в школьное управление. Если разговор с учителем был неэффективным, я была готова обратиться в школьное управление для решения проблемы на высшем уровне.

  4. Технические средства. Если было необходимо предоставить учителю возможность помочь детям, я готова была купить дополнительные материалы или оборудование.

Результат

В результате моих действий удалось улучшить обстановку в школе. Конфликт с учителем был урегулирован, дети почувствовали себя в безопасности, и в целом атмосфера в классе стала более дружелюбной и поддерживающей.

Важно помнить, что родительский контроль и вмешательство в школьные проблемы могут иметь положительные результаты, поэтому не стоит оставлять все как есть, если ваш ребенок страдает в школьной среде.

Вторая классная руководительница

Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.

Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.

Второй шанс

Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.

Будь у меня второй шанс, действовала решительнее. Обязательно первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.

Скорее всего, никто из родителей не поддержал. Но, по крайней мере, я уверена, что поступила правильно.

У ребенка в школе пропадали вещи

В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и по мелочи.

Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.

На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.

Проблемы в школе: как я решала конфликты

Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.

Пропажа телефона

Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.

Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг видел.

Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.

Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.

Детям необоснованно занижали оценки

Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли труд.

Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто оформить первую страницу тетради без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.

Покемоны на тетради

В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответственно. В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.

Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.

Электронная приемная на сайте школы

Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма

Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.

Никто не стал относиться к моим детям хуже того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.

оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу

Школа нарушала права ребенка

В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.

В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны

Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.

Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. , вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама

Дети подвергались буллингу

Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.

Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.

Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.

По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей

Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.

Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.

Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.

После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.

Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, « не наркотики».

Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес

Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.

В момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.

Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.

Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.

Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.

Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.

Что делать родителям, если ребенка буллят в школе

Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.

Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.

С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.

Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в классе учится , в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.

, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».

В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.

Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.

Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью

По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.

Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома

Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.

время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.

Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать

Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.

Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос

Кому и в каком порядке жаловаться

Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.

По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.

Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.

Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.

Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.

На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.

Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.

Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.

Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.

Как правильно написать жалобу

Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный

После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.

На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.

У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.

С жалобами в надзорные органы все самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.

За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.

Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.

Как ко мне относятся другие родители и учителя

Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.

Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.

Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.

Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.

Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.

Памятка для родителей школьников

О чем речь? Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и развитие человека. Он разрабатывается государственными учреждениями МСЭ.

На что обратить внимание? Данная программа имеет единую структуру и включает в себя мероприятия в медицинской сфере, а также социально-культурной и психологической. За представителями ребенка остается право выбора исполнителей в рамках ИПР.

В этой статье:

Суть индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида

Индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) называется совокупность наиболее подходящих для него видов помощи, способных восстановить либо компенсировать нарушения, полученные организмом по причине травм и прочих вредных воздействий на него. Реабилитация либо абилитация инвалида предполагает проведение медицинской помощи либо действий, направленных на адаптацию человека к новым обстоятельствам.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Разработкой индивидуальной программы реабилитации инвалида, как и ребенка-инвалида (ИПРА) занимаются федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Непосредственно сам порядок создания ИПРА и форма документа выбирается органами исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют государственную политику и регулирование нормативов и прав в социальной защите граждан.

В данную программу входят меры по реабилитации инвалида, получаемые им по предписанию, полученному после реабилитационно-абилитационной диагностики. В план такой диагностики входит оценка перспектив к восстановлению, прогнозирования исхода реабилитации, ТСР, а также услуг, позволяющих инвалиду либо ребенку-инвалиду вновь наработать способности к выполнению бытовых, социальных и профессиональных задач в зависимости от его навыков, интересов и возможностей.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

В ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) содержатся как реабилитационные или абилитационные меры, полагающиеся инвалиду либо ребенку-инвалиду на основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 года под номером 2347-р, так и те, которые оплачиваются либо самим инвалидом, либо его официальными представителями, а также иными лицами либо организациями вне зависимости от форм собственности либо организационно-правовых форм.

Алгоритм получения ИПРА

Оформить ИПРА и свидетельство об инвалидности можно, обратившись в бюро медико-социальной экспертизы.

Для того чтобы получить ИПРА, нужно:

В заявлении целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), которые нужны вам для комфортного взаимодействия с другими людьми. Зачастую в стандартное заявление бывает проблематично что-либо добавить. В этом случае можно указать свои пожелания в приложении к документу и указать в заявлении то, что пожелания необходимо учесть. Что касается сроков создания ИПРА, это не должно занять больше месяца со дня написания заявления.

Обязательно стоит проконтролировать то, чтобы в документ ИПРА были вписаны следующие медицинские средства реабилитации (для случаев, когда проводилось протезирование либо ортезирование конечностей):

В идеале вместе с заявлением лучше предъявить рекомендации специалистов либо заключения экспертов, оказывающих вам помощь в восстановлении! Вдобавок ко всему, вы имеете законное право приглашения к участию в комиссии любого специалиста, который будет наделен возможностью совещательного голоса.

Индивидуальная программа абилитации и реабилитации для взрослого инвалида может быть оформлена на год, 2 года либо бессрочно. Что касается ребенка-инвалида, здесь срок действительности ИПРА равен 1 году,2 годам либо же ее действие продлится до 18 лет.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Для того, чтобы дополнить либо изменить данные, указанные в ИПРА, нужно оформить новую справку по форме №088/у-06, которая послужит направлением на МСЭ. Уже после проведения медико-социальной экспертизы будет составлена новая ИПРА. Если по каким-либо причинам ИПРА была утеряна, бюро МСЭ должно выдать заявление на замену действующего документа его копией.

Структура ИПРА ребенка-инвалида

Что касается ИПР для детей-инвалидов, в нее включается обязательный пункт —психолого-педагогическая реабилитация. В этот раздел заносят сведения о допустимости либо противопоказаниях к обучению в вузах на специалитете либо бакалавриате, а также графа «товары и услуги», в которой прописано все, что необходимо для приобщения ребенка-инвалида к социуму. Сказано, что на все необходимое для этого могут расходоваться средства материнского капитала.

Главная цель медицинской реабилитации как детей-инвалидов, так и взрослых преимущественно в том, чтобы восстановить либо компенсировать потерянные функции организма.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

В раздел под названием «Медицинская реабилитация» входит:

Раздел «Социальная реабилитация» содержит в себе:

В программу реабилитации детей-инвалидов до 18 лет входят такие меры психолого-педагогической реабилитации, как:

Как стало понятно, карта ИПРА состоит из нескольких разделов. В каждом из них указываются те мероприятия и услуги, в которых нуждается инвалид. Сюда же вписаны и технические средства реабилитации. Рядом с каждой отметкой о нуждаемости либо отсутствии нуждаемости находится строка для данных о поставщиках, исполнителях, сроках выполнения либо доставки. Последняя графа предназначена для личной подписи человека с ограниченными возможностями здоровья и для оценки его состояния в целом.

Выбор исполнителей ИПРА ребенка-инвалида

В некоторых случаях при заполнении карты ИПРА весьма важным является выбор исполнителей.

Форма справки ИПРА немного видоизменилась, некоторые изменения появились и в порядке указания исполнителей мер реабилитации. Ранее указанием исполнителей тех или иных услуг занималось бюро МСЭ. Теперь же на плечах организации осталась лишь часть обязанностей. К примеру, при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывают городские власти либо же соцзащита, как в столице.

Исполнителей других мероприятий могут указывать работники соцзащиты либо школа (без конкретики). В том случае, если в графе уже прописан один исполнитель, поменять его крайне затруднительно. Именно потому прописывать в ИПРА какого-то конкретного исполнителя нужно только в случае железной уверенности в нем.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Человеку с ограниченными возможностями либо его представителю не нужно забывать, что первоочередной задачей реабилитационных мер считается восстановление либо частичная компенсация тех ограничений, которые принесла инвалидность. Это сказано в ст.№9 ФЗ «О социальной защите инвалидов». Именно по этой причине к выбору исполнителей услуг, указанных в ИПРА, нужно подходить ответственно, выбирая самых лучших. Таковыми могут стать как государственные, так и частные фонды и организации. Причем вне зависимости от форм собственности.

Теперь стоит рассмотреть варианты того, как работники бюро МСЭ могут помочь в подборе исполнителей для пунктов, имеющихся в ИПРА.

Исполнителями ИПРА являются госучреждения

В большинстве случаев медико-социальная экспертиза либо другой орган социальной поддержки вписывают государственную власть, которая занимается решением подобных вопросов. Но иногда появляется возможность вписать в документ конкретную организацию, а не кого-то абстрактного. В некоторых ситуациях, ввиду имеющихся сведений о качестве, это становится весьма важным моментом.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

Как получать компенсации за приобретенные ТСР

В основном услуги и все необходимое предоставляется инвалиду по ИПРА бесплатно. Но по закону исполнителя можно выбрать самостоятельно.

Исполнителями ИПРА являются не конкретные организации, а учреждения конкретного типа

Как показывает практика, справляется с поставленными задачами далеко не каждое такое учреждение. По этой причине для начала необходимо в письменной форме удостовериться в том, что на базе выбранной организации действительно могут оказать необходимую помощь в пределах ИПРА. При отсутствии у выбранной организации полномочий на требуемые услуги от нее можно получить официальный письменный отказ. На замену некомпетентной организации лучше всего незамедлительно выбрать другую.

Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА

Стоит заметить, что факт оформления отказа от услуг какой-либо конкретной компании не означает отказ от помощи в целом. Это указано в ст.№ 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», «Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации».

Как стало понятно, инвалид либо его опекун (законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА самостоятельно. Главным критерием для этого является полнота реализации услуги.

Так, в качестве исполнителя ИПРА может выступить и государственная, и частная организация, которая может правильно реализовать программу, созданную органами МСЭ именно для вас. При этом не имеет значения, вписана ли она работниками БМСЭ в ИПРА.

Очень важно понимать, что от правильно оформленной ИПРА зависит спектр возможностей маломобильных граждан. От данного документа зависит, сможет ли человек с ограничениями возможностей получать ТСР, протезы либо ортезы, ортопедическую обувь либо другие средства и услуги для ведения полноценной жизни. Именно по этой причине вопрос обеспечения инвалидов всем необходимым должен решаться как можно качественнее и быстрее.

Имеются противопоказания, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или проконсультироваться со специалистом.

Как внести изменения в ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации (ИПРА) — это комплекс мер по реабилитации инвалида, который разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) гражданина. Сюда входят все медицинские, профессиональные и иные мероприятия, на которые инвалид вправе рассчитывать бесплатно.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

При необходимости ИПРА может быть скорректирована.

КАК ЖЕ ВНЕСТИ В НЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ?

Внесение изменений в ИПРА возможно без прохождения (МСЭ) в определенных случаях: 1. Изменение персональных данных инвалида 2. Устранение технических ошибок (описка, опечатка) 3. Изменение физиологических данных инвалида 4. Необходимость уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитации 5. Включение в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ИПРА БЕЗ ПРОХОЖДЕНИЯ МСЭ: 1. Изменения по заявлению инвалида, его законного представителя в бюро МСЭ. Вместе с заявлением необходимо предоставить: а. Справку, содержащую информацию о диагнозе b. Решение о нуждаемости инвалида в приобретении медицинских изделий, которые принимается на основании справки. 3. Бюро МСЭ составляет и выдает новую ИПРА без оформления нового направления на МСЭ и проведения дополнительного освидетельствования инвалида

При необходимости внести изменения в ИПРА в иных случаях необходимо повторное прохождение МСЭ

Оцените статью
Минтруд России