- Кто получает пенсию?
- Запомнить
- Страховая и социальная пенсии
- Автоматический режим назначения пенсии
- Беззаявительный порядок назначения пенсий и доплат к ним
- Информирование граждан о предполагаемом размере пенсии и пенсионных накоплениях
- Иные поправки
- Влияние задержки пенсий на жизнь пенсионеров
- Проблемы с пенсионными фондами
- Как формируется накопительная пенсия?
- Страховая пенсия по старости
- Индексация пенсии в 2024 году
- Страховая пенсия по потере кормильца
- Как рассчитать размер страховой пенсии?
- Размер индексации пенсии
- Индексация пенсий за последние годы
- Пенсия в декабре 2023 года
- Меры по улучшению пенсионной системы
- Роль государства в выплате пенсий
- Когда приходит пенсия?
- Индексация минимальных пенсий
- Новые правила пенсионного обеспечения
- Как решить проблему задержки пенсий?
- Прогнозы по дальнейшей ситуации с пенсиями
- Страховая пенсия по инвалидности
Кто получает пенсию?
В России действует несколько видов пенсии, которые положены разным категориям получателей:
Запомнить
Несмотря на то что с 1 января 2022 года принято немало поправок в законы, касающиеся порядка назначения и выплаты пенсий, а также обновлена сопутствующая им подзаконная база, федеральные власти намерены продолжить работу в этом направлении. Так, например, Правительство РФ в своем Плане законопроектной деятельности на 2022 год уже наметило разработку нового законопроекта по вопросам установления и выплаты пенсий в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение.
О продолжении тщательной отработки темы назначения и выплаты пенсий говорил и Владимир Путин в ходе декабрьской пресс-конференции, обозначая это направление как одно из главных на пути обеспечения лучшего уровня и качества жизни людей. » Планы грандиозные, деньги выделяются колоссальные и нужно их эффективно использовать с тем, чтобы люди почувствовали, что жизнь меняется к лучшему», – подытожил Президент РФ.
Страховая и социальная пенсии
Осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год является одной из социальных гарантий, закрепленных в ч. 6 ст. 75 Конституции РФ. Однако размер и сроки такой индексации отличаются для разных видов пенсий. Страховые пенсии неработающим пенсионерам индексируются с 1 января, а социальные пенсии – с 1 апреля.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ) размер страховой пенсии в период с 2019 по 2024 годы корректируется ежегодно, так же, как и фиксированная часть пенсии и стоимость одного пенсионного коэффициента. Так, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2022 года составляет 6401 руб. 10 коп., а стоимость одного пенсионного коэффициента – 104 руб. 69 коп. Напомним, в 2021 году эти показатели были равны 6044 руб. 48 коп. и 98 руб. 86 коп. соответственно. Таким образом, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличился на 356 руб. 62 коп., а стоимость пенсионного коэффициента – на 5 руб. 83 коп. Отметим, соответствующие величины будут повышены с 1 января 2023 года до 6759 руб. 56 коп. и 110 руб. 55 коп., а с 1 января 2024 года – до 7131 руб. 34 коп. и 116 руб. 63 коп. соответственно (ч. 7-8 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).
С начала года проведена индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров на 5,9%, в 2023 году планируется, что показатель индексации будет равен 5,6%, а в 2024 году – 5,5%(Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов).
Что касается социальных пенсий, то их индексация будет традиционно проведена с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошлый год. Коэффициент индексации определит Правительство РФ (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; далее – Закон № 166-ФЗ) – как правило, соответствующее решение принимается кабинетом министров в середине или конце марта. Напомним, при разработке проекта федерального бюджета на ближайшие три года законодатель брал в расчет следующие прогнозные показатели индексации социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: в 2022 году – 7,7%; в 2023 году – 2,5%; в 2024 году – 9,9%.
Примечательно, что первоначальный текст законопроекта, который впоследствии стал Законом № 153-ФЗ, содержал еще одну норму, согласно которой в период с 1 числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) пенсий до месяца проведения индексации следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру проведенной в текущем году индексации, но не ниже размера индексации этих выплат прошлого года. Однако по предложению Правительства РФ, содержащемуся в официальном отзыве на инициативу, соответствующее положение было исключено из текста поправок. Кабинет министров напомнил, что этот вопрос уже урегулирован Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем включения в ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ) ч. 8.5 с аналогичным содержанием.
При этом стоит учитывать, что федеральные власти уже обозначили курс на повышение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Соответствующее положение включено в число мер государственной политики по поддержке доходов граждан, предусмотренных в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. А идею компенсации пенсионерам разницы между размером индексации пенсии и реальным уровнем инфляции поддержал Президент РФ Владимир Путин на состоявшейся 23 декабря 2021 года пресс-конференции. Более того, на днях глава государства поручил Правительству РФ проиндексировать пенсии на 8,6%, оперативно проведя необходимые для этого процедуры. По расчетам Минтруда России, на повышенную индексацию пенсий потребуется более 500 млрд руб. дополнительных расходов. При этом средний размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров в текущем году достигнет 18 984 руб., в 2023 году – 20 047 руб., в 2024 году – 21 150 руб.
Автоматический режим назначения пенсии
Ключевая поправка, направленная на оптимизацию процесса назначения пенсий, касается страховой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2022 года такую пенсию допустимо назначать в автоматическом режиме тем гражданам, которые обратились с заявлением о ее назначении в форме электронного документа через единый портал госуслуг, приложив к нему свое согласие на назначение пенсии в таком упрощенном порядке. Последнее включает не только сведения о заявителе (Ф. И. О. и СНИЛС), но и подтверждение ознакомления с пенсионными правами, предполагаемыми размерами страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней на момент обращения, порядком и сроком их перерасчета, отсутствия периодов работы или иной деятельности за границей, а также согласие с осуществлением учета пенсионных прав в системе индивидуального (персонифицированного) учета, с предполагаемым размером страховой пенсии и с назначением страховой пенсии по старости в автоматическом режиме. Предполагается, что согласие на назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме соответствует действительным намерениям заявителя, и он понимает правовые последствия такого согласия.
При применении автоматизированного режима должны быть соблюдены общие условия назначения страховой пенсии по старости, а именно:
Дополнительно к этому при назначении пенсии в автоматизированном режиме будет учитываться отсутствие периодов работы или иной деятельности, имевших место за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 22.1 Закона № 400-ФЗ). А основанием для назначения пенсии станут сведения индивидуального (персонифицированного) учета и иные сведения, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия и из федеральных государственных информационных систем.
Если указанные условия не соблюдены или не предоставлено согласие гражданина на назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме, то электронное заявление о назначении пенсии передадут в территориальный орган ПФР для его рассмотрения в общем порядке (абз. 3 п. 6 Порядка назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме, утв. Постановлением Правления ПФР от 28 сентября 2021 г. № 324п; далее – Порядок автоматического назначения пенсии). Если же препятствий нет, то страховую пенсию по старости назначат со дня обращения гражданина, но не ранее дня возникновения права на соответствующую пенсию. Само решение о назначении пенсии будет сформировано в автоматическом режиме в срок не более трех часов с момента регистрации заявления в информационной системе ПФР. А в течение 15 минут с момента его подписания уполномоченным должностным лицом территориального органа ПФР сведения о назначении пенсии автоматически поступят в личный кабинет гражданина на портале госуслуг (п. 7-10 Порядка автоматического назначения пенсии).
Беззаявительный порядок назначения пенсий и доплат к ним
На упрощение порядка назначения отдельных видов пенсий направлены и поправки, вводящие беззаявительный порядок назначения:
Такие пенсии теперь могут назначать на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а в отношении инвалидов – с учетом содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений об инвалидности. На принятие решения о назначении пенсии в беззаявительном порядке отводится 5 рабочих дней со дня возникновения основания, дающего право на соответствующую пенсию, – например, установления инвалидности, достижения определенного возраста, выдачи предложения органа службы занятости и т. п.
Кроме того, согласно поправкам с 1 января без истребования от граждан заявления осуществляются также:
Расширение механизма назначения пенсий в беззаявительном порядке, равно как и введение автоматического режима их назначения, исходят из презумпции согласия гражданина на установление пенсии. Эти меры направлены на оптимизацию условий реализации права на получение пенсий. Такой подход полностью отвечает современным требованиям к оказанию государственных услуг и соответствует реализуемой в рамках цифровизации тенденции к осуществлению процедурных действий без подачи бумажных заявлений.
Информирование граждан о предполагаемом размере пенсии и пенсионных накоплениях
С 1 января перечень обязанностей органов ПФР пополнился обязанностями по организации информирования застрахованных лиц о:
Так, информирование о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будет осуществляться в отношении застрахованных лиц – мужчин, достигших возраста 45 лет, и женщин, достигших возраста 40 лет, не являющихся получателями страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности, пенсии по старости для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии, назначаемой по предложению органов службы занятости (ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ). При этом оговорено, что первое информирование в отношении мужчин 1977 года рождения и старше и женщин 1982 года рождения и старше должно быть осуществлено ПФР до конца текущего года (ч. 2 ст. 10 Закона № 153-ФЗ).
Тем, кто зарегистрирован в ЕСИА и имеет учетную запись на едином портале госуслуг, информация о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будет приходить в личный кабинет на портале раз в три года начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 и 40 лет для мужчин и женщин соответственно по 31 декабря соответствующего года (ч. 4 ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ).
Если же застрахованные лица не зарегистрированы в ЕСИА, то они могут получить сведения, касающиеся размера их будущих пенсий, путем обращения в органы ПФР (ч. 4 ст. 20.1 Закона № 400-ФЗ). Для этого достаточно лично или через своего представителя подать запрос о предоставлении сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости непосредственно в территориальный орган ПФР или по почте. Первый способ подачи запроса позволит получить сведения в режиме реального времени, а второй – в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР направленного по почте запроса. Но следует учитывать, что и в том, и в другом случае сведения будут предоставлены только на бумажном носителе (п. 5 Порядка предоставления сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости).
Сведения поступят по утвержденной форме, в которой помимо данных о самом застрахованном лице – его Ф. И. О., дате рождения и СНИЛС, будут отражены сведения о (об):
В целях обеспечения информирования о предполагаемом размере страховой пенсии по старости орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, должен принимать меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы, включаемых в страховой стаж, и иных засчитываемых в такой стаж периодах, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в ПФР (ч. 5 ст. 14 Закона № 400-ФЗ).
Кроме того, будет налажено информирование застрахованных лиц о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств таких накоплений. Его тоже обеспечит ПФР в отношении застрахованных лиц, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), не являющихся получателями выплат за счет средств пенсионных накоплений. Порядок информирования аналогичен тому, который установлен для информирования о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, и по периодичности информирования – раз в три года, и по способам получения соответствующей информации – через личный кабинет на портале госуслуг или при обращении в ПФР (ч. 4 ст. 2.1 Закона № 360-ФЗ).
В состав направляемых застрахованному лицу сведений о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет таких средств войдут такие данные, как Ф. И. О., дата рождения, СНИЛС, суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, информация об условиях приобретения права на накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату, единовременную выплату в соответствии с российским законодательством (ч. 5 ст. 2.1 Закона № 360-ФЗ).
Отметим, порядок предоставления застрахованному лицу сведений о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств таких накоплений конкретизирован в Приказе Минтруда России от 20 июля 2021 г. № 486н. Им же утверждена форма такого информирования.
Также начиная с этого года органы ПФР будут извещать граждан о:
Введена и общая норма – ст. 29.1-1 Закона № 400-ФЗ, посвященная обеспечению информирования граждан в случаях, предусмотренных Законом № 400-ФЗ, и содержащая отсылку к Порядку извещения гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, а также уведомления об условиях, необходимых для назначения пенсии по инвалидности, утв. Постановлением Правления ПФР от 13 сентября 2021 г. № 308п (далее – Порядок). Примечательно, что в этом документе предусмотрена возможность информирования путем направления извещения гражданам, не зарегистрированным в ЕСИА, как по почте через организации почтовой связи, так и посредством электронной почты, но при наличии у территориального органа ПФР письменного согласия гражданина или его представителя об информировании таким способом (п. 4 Порядка). Если гражданину направляется извещение в электронном виде, то оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ПФР (п. 6 Порядка).
Как и ранее, граждан будут извещать о назначении социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости, но теперь – в соответствии с утвержденным ПФР в 2021 году порядком такого извещения и в более сжатые сроки – 3 рабочих дня вместо 10 (п. 1 ст. 22, ст. 25.2 Закона № 166-ФЗ). В свою очередь, срок информирования об иных решениях ПФР в части назначения и перерасчета пенсий варьируется в пределах 3-5 рабочих дней в зависимости от вида пенсии.
Ожидается, что заблаговременное информирование граждан о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о средствах пенсионных накоплений позволит им не только разобраться в тонкостях российской системы пенсионного обеспечения еще до выхода на пенсию, но и предотвратить возможные ошибки в назначении пенсии – например, связанные с расчетом страхового стажа и т. п.
Иные поправки
В числе иных – более точечных, но не менее важных изменений – следует отметить, например, предоставление гражданам возможности одновременного получения нескольких государственных услуг, оказываемых ПФР. Теперь это допустимо на основании комплексного запроса гражданина, примерную форму, порядок приема которого и предоставления госуслуг на основании комплексного запроса, а также перечень таких услуг, ПФР предписано установить по согласованию с Минцифры России (ст. 8 Закона № 153-ФЗ).
Часть поправок коснулась и условий досрочного выхода на пенсию по предложению органов службы занятости. Напомним, последние могут инициировать досрочный выход на пенсию безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников организации или ИП, возможность трудоустройства которых отсутствует. Здесь учитывается наличие страхового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В частности, в ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» уточнено, что при согласии безработного гражданина с назначением пенсии орган службы занятости не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого согласия, должен направить в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина свое предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину с указанием способа доставки данной пенсии и согласия гражданина на ее досрочное назначение. Сделать это можно с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия либо в форме электронного документа или на бумажном носителе на основании соглашения, заключенного между органом ПФР и органом службы занятости. В данном случае пенсия будет назначена в порядке, аналогичном порядку назначения страховой пенсии по старости, со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину без истребования от последнего заявления. Причем в дальнейшем получателям такой пенсии не потребуется подавать заявление о назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста, дающего право на такую пенсию.
Скорректировано и правило о назначении гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, одной пенсии по их выбору. Поправка касается инвалидов, имеющих право на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности. Теперь им будут назначать страховую пенсию по инвалидности без истребования заявления о ее назначении в случае, если ее размер превышает размер социальной пенсии по инвалидности. Также при назначении пенсии по инвалидности, а равно при перерасчете ее размера в случае изменения группы или причины инвалидности больше не потребуются документы от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы – достаточно будет тех сведений, которые содержатся в федеральном реестре инвалидов (п. 9 ст. 3, п. 2.1 ст. 23 Закона № 166-ФЗ).
Еще одна поправка касается наличия согласия гражданина на назначение страховой пенсии по старости. В отдельных случаях – например, когда такая пенсия назначается лицу, который уже получает страховую пенсию по инвалидности, либо пенсию по предложению органов службы занятости населения, либо достиг возраста 80 лет и является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца – согласие гражданина предполагается и не требует подтверждения (ч. 4.1 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
Конкретизирован порядок доставки страховой пенсии – в части учета пенсионным органом при организации доставки такой пенсии поступившей от организации, выбранной пенсионером для доставки пенсии, информации об изменении реквизитов счета пенсионера или наименования подразделения организации, осуществляющей доставку. А у пенсионеров, получающих пенсию через организацию почтовой связи или иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, появилось право указать в заявлении о доставке страховой пенсии информацию о перечислении не полученной ими в текущем месяце суммы страховой пенсии на свой банковский счет. Орган ПФР должен будет перечислить соответствующую сумму на счет пенсионера в кредитной организации в течение трех рабочих дней со дня получения информации о доставленных и не доставленных в текущем месяце страховых пенсиях от организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсий (ч. 13 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
Получить страховую пенсию по инвалидности тоже можно будет на счет пенсионера в кредитной организации – для этого достаточно разместить в ЕСИА информацию о реквизитах такого счета и подать через единый портал госуслуг согласие на использование этих реквизитов в целях получения страховой пенсии.
В числе поправок также:
Указанные изменения позволят сделать процесс назначения и получения пенсий более удобным для граждан, а деятельность органов ПФР – более организованной и технологически современной.
Влияние задержки пенсий на жизнь пенсионеров
Задержка выплаты пенсий в декабре 2023 года оказала серьезное влияние на жизнь многих пенсионеров. Вместо обычного времени получения своих денежных средств, пенсионеры были вынуждены ожидать дополнительные дни или даже недели, чтобы получить свои пенсии. Это создало неприятные последствия и проблемы, с которыми столкнулись многие пожилые люди в стране.
Прежде всего, задержка пенсий негативно повлияла на финансовое положение пенсионеров. Многие из них полагались на эти деньги для покрытия своих ежедневных расходов, оплаты коммунальных услуг, покупки продуктов питания и лекарств. Задержка пенсий привела к финансовым затруднениям, невозможности погашения долгов и удовлетворения основных потребностей.
Кроме того, пенсионеры столкнулись с эмоциональным и психологическим стрессом из-за задержки пенсионных выплат. Многие из них чувствовали неуверенность и беспомощность в ситуации, когда они не могли получить свои средства вовремя. Это вызвало тревогу и беспокойство, особенно среди более уязвимых пенсионеров, которые не имели других источников дохода или поддержки.
Задержка пенсий также привела к проблемам в планировании бюджета пенсионеров. Многие из них уже заранее рассчитывали свои расходы на основе обычного графика пенсионных выплат. Однако, из-за задержки, пенсионеры были вынуждены пересматривать свои планы и вносить изменения в расходы, что порой приводило к необходимости отказаться от некоторых неотложных нужд или услуг.
В целом, задержка пенсий серьезно повлияла на жизнь пенсионеров. Она создала финансовые, эмоциональные и психологические трудности, а также нарушила планирование и стабильность в жизни пожилых людей. Этот инцидент подчеркнул важность своевременной выплаты пенсий и необходимость улучшения пенсионной системы для обеспечения достойной жизни для пожилого населения.
Проблемы с пенсионными фондами
Во-первых, недостаток финансирования является серьезной проблемой для пенсионных фондов. В условиях экономического кризиса и нестабильной финансовой ситуации в стране, вклады в пенсионные фонды сокращаются, что приводит к ухудшению их финансового положения. Это в свою очередь приводит к тому, что пенсионные фонды испытывают трудности с выплатой пенсий в срок.
Во-вторых, недостаток квалифицированных специалистов также является серьезной проблемой. В пенсионных фондах не хватает квалифицированных кадров, способных эффективно управлять финансами и обеспечивать своевременную выплату пенсий. Это связано с тем, что в современных условиях все больше молодых специалистов предпочитают работу в других сферах, где уровень заработной платы и возможностей для карьерного роста выше.
В-третьих, коррупция и злоупотребления также оказывают негативное влияние на работу пенсионных фондов. В отдельных случаях, средства, предназначенные для выплаты пенсий, могут быть присвоены или использованы не по назначению. Такие случаи вносят дополнительную нестабильность и создают проблемы с выплатой пенсий в срок.
В целом, проблемы с пенсионными фондами требуют серьезного внимания и решения. Необходимо укреплять финансирование и обеспечивать стабильность финансового положения пенсионных фондов. Также важно привлекать квалифицированных специалистов и бороться с коррупцией. Только в таком случае можно рассчитывать на более эффективную работу системы пенсионных фондов и своевременную выплату пенсий.
Как формируется накопительная пенсия?
Накопительная пенсия – пенсионные накопления граждан, которые до 2014 года формировалась у работников по найму из страховых взносов. Работодатели вносили страховые взносы в размере 22% от заработной платы: 16% на страховую пенсию и 6% на накопительную. До конца 2025 года действует мораторий на накопительные отчисления, и все 22% зачисляются в счет страховой пенсии.
Также пополнять накопительную часть пенсии можно самостоятельно за счет собственных средств либо за счет средств материнского капитала. Несмотря на введенный мораторий, Социальный фонд России и негосударственные пенсионные фонды продолжают инвестировать накопительную пенсию граждан и зачислять доход от этих инвестиций на их накопительный счет.
Страховая пенсия по старости
Пенсия положена по достижении определенного возраста, при наличии достаточного стажа и коэффициента. С 2019 по 2028 годы действует переходный период — пенсионный возраст в России постепенно повышается:
В 2024 году на пенсию выходят женщины в возрасте 58 лет (1966 года рождения) и мужчины в возрасте 63 лет (1961 года рождения). Они получат страховую пенсию при условии, что у них накоплено 15 лет стажа, а страховой коэффициент составит не ниже 28,2.
Индексация пенсии в 2024 году
Согласно данным Социального фонда России, с 1 января 2024 года пенсии неработающим пенсионерам проиндексируют на 7,5%. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента поднимут до 133 рублей.
С 1 апреля 2024 года также на 7,5% проиндексируют социальные пенсии.
Страховая пенсия по потере кормильца
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, которые состояли на его иждивении?ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, т.е. находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них источником средств к существованию. Главное условие назначения такой пенсии — наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается с учетом страхового коэффициента умершего. В случае смерти обоих родителей их пенсионные коэффициенты суммируются, а если скончалась мать-одиночка, ее размер коэффициента увеличивается вдвое.
Также есть различия в размере фиксированной выплаты. Круглые сироты получают ее в полном размере, а остальным получателям она положена в размере 50%.
Как рассчитать размер страховой пенсии?
Чтобы рассчитать размер страховой пенсии, нужно знать пенсионный коэффициент застрахованного. Посмотреть данные можно на сайте Социального фонда России. Для этого нужно авторизоваться в личном кабинете с помощью учетной записи Госуслуг и запросить информацию о пенсионных правах. Если этого по каким-то причинам не удается сделать, информацию можно узнать в ближайшем отделении СФР.
Для расчета страховой пенсии нужно умножить текущий пенсионный коэффициент гражданина на его стоимость (в 2024 году — 133 рубля), а к получившемуся результату прибавить размер фиксированной выплаты (в 2024 году — 8134,9 рубля). Для пенсии по инвалидности и потере кормильца размер фиксированной выплаты устанавливается в зависимости от группы инвалидности и количества потерянных кормильцев.
Размер индексации пенсии
Каждый год коэффициент индексации меняется. Например, страховые пенсии в 2022 году сначала проиндексировали на 5,9% исходя из прогнозной инфляции за 2021 год, а 1 апреля 2022 года — еще на 2,7%. С учетом январского повышения коэффициент вырос до 8,6%. С 1 июня 2022 года пенсии дополнительно проиндексировали на 10%. В общей сложности получилось 18,6%.
Индексация социальных пенсий в 2022 году изначально была запланирована на уровне 7,7%. Однако, как и страховые пенсии, с 1 апреля их проиндексировали на 8,6%, а с 1 июня — еще на 10%.
Чтобы не путаться, проще проверять точный размер своей пенсии через госуслуги:
Индексация пенсий за последние годы
Согласно ему размер индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 января 2023 года — 4,8%, с 1 января 2024 года — 4,6%, с 1 февраля 2025 года — 4%, с 1 апреля 2025 года — 3,6%.
Социальные пенсии в 2023 году вырастут на 3,3%, в 2024 — на 4,7%, в 2025 — на 5,6%.
ИНДЕКСАЦИЯ ПЕНСИИ НЕРАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ
Пенсия в декабре 2023 года
Декабрь 2023 года стал периодом, ознаменованным задержкой выплаты пенсии для многих граждан. В этом месяце пенсионеры оказались в трудной ситуации, не получив ожидаемые денежные средства, на которые они рассчитывали для покрытия своих основных нужд и расходов.
Задержка пенсий в декабре 2023 года вызвана рядом причин, которые оказали негативное влияние на пенсионную систему страны. В первую очередь, проблема связана с недостаточными финансовыми ресурсами, которые выделяются на выплату пенсий. Также важным фактором является неправильная организация работы пенсионных фондов, что приводит к задержке процесса выплаты пенсий.
Государство играет важную роль в выплате пенсий, однако, не всегда справляется с организацией этого процесса. Новые правила пенсионного обеспечения, введенные в последнее время, также повлияли на ситуацию с задержкой пенсий. Изменения в системе пенсионных выплат стали не всегда эффективными и привели к негативным последствиям.
Задержка пенсий серьезно затрагивает жизнь пенсионеров. Они оказываются в положении, когда им не хватает средств на покупку продуктов питания, оплату коммунальных услуг и лекарств. Это создает дополнительный стресс и негативно сказывается на здоровье пожилых людей.
Для решения проблемы задержки пенсий необходимо предпринять ряд мер. Прежде всего, государство должно уделить особое внимание финансированию пенсионной системы, выделяя достаточные средства на регулярную выплату пенсий. Также необходимо улучшить работу пенсионных фондов, оптимизировать процессы, связанные с выплатой пенсий.
Прогнозы по дальнейшей ситуации с пенсиями остаются неутешительными. Возможно, задержки пенсий будут продолжаться и в будущем, если не будут предприняты соответствующие меры для улучшения пенсионной системы и обеспечения пенсионеров необходимыми средствами для достойной жизни.
Меры по улучшению пенсионной системы
1. Повышение пенсионного возраста. Один из способов улучшения пенсионной системы — повышение пенсионного возраста. Это позволит сократить дефицит пенсионных фондов и обеспечить более стабильные выплаты пенсий. Однако такая мера должна быть сопровождена социальной поддержкой для людей, которые не могут продолжать работать до нового пенсионного возраста.
2. Развитие частной пенсионной системы. Параллельно с государственной пенсионной системой можно развивать частную пенсионную систему. Это позволит увеличить инвестиционные возможности пенсионных фондов и создать дополнительные источники дохода для будущих пенсионеров.
3. Оптимизация работы пенсионных фондов. Одной из проблем существующей пенсионной системы является неэффективность работы пенсионных фондов. Необходимо провести аудит и оптимизировать их деятельность, чтобы повысить эффективность управления пенсионными активами и гарантировать стабильные выплаты пенсий.
4. Создание дополнительных источников финансирования. Для улучшения пенсионной системы необходимо создать дополнительные источники финансирования. Это может быть достигнуто путем введения специального налога на доходы, увеличения страховых взносов или привлечения инвестиций.
5. Усиление государственного контроля. Чтобы обеспечить надлежащее функционирование пенсионной системы, необходимо усилить государственный контроль за пенсионными фондами. Это поможет предотвратить мошенничество, улучшить прозрачность финансовых операций и защитить права пенсионеров.
6. Повышение информационной осведомленности. Важным моментом для улучшения пенсионной системы является повышение информационной осведомленности населения. Необходимо проводить образовательные программы и кампании, которые помогут людям разобраться в правилах и возможностях пенсионной системы.
Конечно, данные меры по улучшению пенсионной системы не решат всех проблем, однако они могут сделать систему более устойчивой и обеспечить достойный уровень жизни для будущих пенсионеров.
Роль государства в выплате пенсий
Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить стабильность пенсионной системы, своевременную и надлежащую выплату пенсий. Государство выступает в роли регулятора и координатора пенсионной системы, устанавливая правила и нормы ее функционирования.
Государство формирует пенсионные фонды и обеспечивает их финансирование. Это позволяет собирать и накапливать средства на пенсии, а также регулировать их распределение в соответствии с законодательными нормами. Государство также контролирует и надзирает за деятельностью пенсионных фондов, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и мошеннические схемы.
Одной из основных функций государства в пенсионной системе является финансовая поддержка пенсионеров. Государство выплачивает пенсии в соответствии с установленными законами и нормативами, обеспечивая людей возможностью получать стабильный доход после выхода на пенсию.
Государство также разрабатывает и внедряет меры по улучшению пенсионной системы, чтобы сделать ее более эффективной, справедливой и устойчивой. Это может включать в себя изменение законодательства, внедрение новых правил и нормативов, а также совершенствование системы накопительной пенсии.
В целом, государство играет ключевую роль в обеспечении выплаты пенсий и защите прав пенсионеров. Оно создает условия для достойной жизни людей после выхода на пенсию, а также заботится о стабильности и устойчивости пенсионной системы в целом.
Когда приходит пенсия?
В каждом субъекте России свой график выплаты пенсий, но обычно ее доставляют с 3 по 25 число каждого месяца. Узнать график доставки пенсии в вашем регионе можно в территориальном отделении Социального фонда России.
Индексация минимальных пенсий
Минимальную пенсию — ее еще называют социальной — выплачивают, если у человека нет подтвержденного стажа или его недостаточно для назначения страховой пенсии. То есть рано или поздно любой россиянин будет получать пенсию по старости. Но не с года наступления обычного пенсионного возраста, а на пять лет позже. С 2028 года мужчинам — в 70 лет, женщинам — в 65.
Размер социальной пенсии не может быть ниже прожиточного минимума по региону — пенсионеру в таком случае установят социальную доплату. Это может произойти, если человек не работал всю жизнь, не служил или не имеет детей, приехал из другой страны.
С 1 апреля 2023 года социальная пенсия по старости — 7153,33 ₽. К этой сумме из бюджета добавляют столько, чтобы человек получал региональный прожиточный минимум для пенсионера.
Новые правила пенсионного обеспечения
В декабре 2023 года вступили в силу новые правила пенсионного обеспечения, которые повлияли на систему выплат пенсий. Одной из основных целей внесения изменений было обеспечение устойчивости пенсионной системы в условиях демографических и экономических вызовов.
В рамках новых правил был введен постепенный переход на универсальную пенсионную систему. Это означает, что все трудоспособные граждане должны обязательно участвовать в формировании своей будущей пенсии путем выплаты взносов в пенсионные фонды.
Сумма взносов рассчитывается исходя из заработка гражданина, и чем выше заработок, тем больше взносы. Вместе с тем, были установлены минимальные и максимальные границы для суммы взносов, чтобы обеспечить социальную справедливость.
Кроме того, новые правила предусматривают возможность добровольного накопления пенсионных средств через индивидуальные пенсионные счета. Граждане могут дополнительно вносить средства на эти счета, что позволит им получать более высокую пенсию в будущем.
Однако, введение новых правил пенсионного обеспечения вызвало определенные негативные реакции среди населения. Некоторые граждане считают, что взносы на пенсионные фонды слишком высокие и отягощают их бюджет. Также, у некоторых людей вызывает беспокойство необходимость самостоятельного формирования пенсии и неуверенность в будущей выплате.
В целом, новые правила пенсионного обеспечения направлены на обеспечение стабильности и устойчивости пенсионной системы. Они предлагают гражданам больше возможностей для участия в формировании своей будущей пенсии и стимулируют долгосрочное накопление пенсионных средств. Однако, необходимо провести информационную работу среди населения, чтобы разъяснить новые правила и уменьшить возможные опасения и недовольство.
Как решить проблему задержки пенсий?
Во-первых, необходимо улучшить систему управления и контроля за пенсионными фондами. Власти должны разработать более эффективные механизмы проверки и мониторинга пенсионных фондов, чтобы предотвратить их неправомерное использование или задержку выплаты пенсий. Кроме того, необходимо усилить ответственность за нарушение сроков выплаты пенсий.
Во-вторых, важно разработать и внедрить новые технологии и онлайн-сервисы, которые позволят пенсионерам получать информацию о своих пенсионных правах и выплатах в режиме реального времени. Это поможет уменьшить бюрократические процедуры и ускорить процесс получения пенсий.
Кроме того, необходимо провести информационную кампанию, чтобы пенсионеры были хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях по получению пенсии. Это поможет им правильно оформить документы и избежать ошибок, которые могут привести к задержке выплаты пенсии.
Однако, проблема задержки пенсий не может быть полностью решена без дополнительного финансирования. Власти должны обеспечить достаточное финансирование пенсионной системы, чтобы гарантировать своевременные и полные выплаты пенсий. Это может включать в себя увеличение страховых взносов или перераспределение бюджетных средств.
Кроме того, важно принять меры по улучшению общей экономической ситуации в стране. Это поможет укрепить финансовую устойчивость пенсионных фондов и обеспечить стабильность выплат пенсий.
Прогнозы по дальнейшей ситуации с пенсиями
В настоящее время, ситуация с пенсионным обеспечением может быть сложной из-за различных факторов. Одним из главных факторов является демографическая ситуация. Сокращение численности населения и рост продолжительности жизни могут привести к увеличению нагрузки на пенсионную систему. Возможно, что в будущем придется вносить изменения в правила пенсионного обеспечения, чтобы система оставалась устойчивой и могла выплачивать пенсии вовремя.
Также необходимо учитывать экономический фактор. В условиях нестабильности экономики могут возникнуть проблемы с финансированием пенсионной системы. Кризисы, инфляция и другие экономические факторы могут снизить стабильность пенсионных фондов и привести к задержке выплаты пенсий. В этом случае государство должно принимать меры для поддержки пенсионеров и обеспечения устойчивости пенсионной системы.
Однако, при правильном управлении и разработке эффективных мер, можно предсказать определенные улучшения в пенсионной системе. Внедрение новых технологий и автоматизация процессов может снизить риски задержки пенсий и повысить эффективность работы пенсионных фондов. Также возможно внедрение дополнительных источников финансирования, таких как инвестиции или пенсионные фонды.
В целом, прогнозы по дальнейшей ситуации с пенсиями могут быть оптимистичными при условии принятия необходимых мер и улучшения работы пенсионной системы. Важно учитывать различные факторы, такие как демографическая ситуация и экономическая стабильность, и разрабатывать соответствующие стратегии для обеспечения стабильности пенсионной системы и благополучия пенсионеров.
Страховая пенсия по инвалидности
Пенсия назначается со дня, когда человека признали инвалидом I, II, III группы. Поддержку получают все, кто хотя бы один день работал по договору найма, гражданско-правовому договору (ГПХ) или делал отчисления в пенсионное страхование.
Размер пенсии по инвалидности рассчитывается в индивидуальном порядке, и зависит от накопленного пенсионного коэффициента и группы инвалидности.