Изменение 25/2023, принятое Приказом Росстандарта от 07.11.2023 N 1347-ст, вводится в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 27 мая 2023 года.
Вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего:
не имеет право замещать должности
с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов
с согласия непосредственного руководителя
с согласия руководителя государственного органа, в котором он замещал должность государственной гражданской службы
Приложение N 1
к приказу Министра обороны
от 15 февраля 2023 г. N 67
ПОСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕБЫВАНИЯ В НИХ
И ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ НИХ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТУПАЮЩИМ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕБЫВАЮЩИМ В НИХ
1. Настоящий порядок регламентирует вопросы:
пребывания граждан в добровольческих формированиях;
исключения граждан из добровольческих формирований.
2. Граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете — в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (далее — военные комиссариаты).
3. В заявлении указываются:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, число, месяц и год рождения;
2) место жительства;
3) наличие подготовки по военно-учетной специальности, сведения о прохождении военной службы (по призыву, по контракту, занимаемые воинские должности, номера воинских частей и места их дислокации);
4) срок, на который предполагается заключение контракта о пребывании в добровольческом формировании.
4. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и представляет:
1) заполненную и подписанную анкету (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) и собственноручно написанную автобиографию (рекомендуемое содержание приведено в приложении N 2 к настоящему Порядку);
2) копии документов, подтверждающих уровень образования;
3) копии свидетельств о браке и о рождении детей (при наличии);
4) фотографии 3 x 4 см — 2 шт.
5. Военные комиссариаты в день подачи заявлений гражданами, изъявившими желание поступить в добровольческое формирование (далее — кандидаты), регистрируют и принимают их к рассмотрению.
При отборе кандидатов рекомендуется обращать внимание на граждан, прошедших военную службу и имеющих соответствующие военно-учетные специальности.
Учет кандидатов ведется военным комиссариатом в журнале (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).
6. Заявление кандидата подлежит возврату военным комиссариатом по следующим основаниям:
1) отсутствие у кандидата гражданства Российской Федерации;
2) ведение в отношении кандидата дознания, предварительного следствия или передача уголовного дела в суд, вынесение в отношении его обвинительного приговора и назначение наказания;
3) назначение кандидату административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого кандидат считается подвергнутым административному наказанию);
4) наличие у кандидата призывного возраста и непрохождение им военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы.
7. Военные комиссариаты оформляют на кандидатов личные дела и хранят их (рекомендуемое содержание личного дела приведено в приложении N 4 к настоящему Порядку).
8. Военный комиссар рассматривает заявление в течение трех рабочих дней со дня его регистрации в военном комиссариате и организует мероприятия по определению соответствия кандидата требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них (далее — Требования) (приложение N 5 к настоящему Порядку).
9. Соответствие кандидатов требованиям к состоянию здоровья граждан Российской Федерации, поступающих в добровольческие формирования и пребывающих в них, оценивается врачом-специалистом, являющимся председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата.
По результатам оценки оформляется заключение врача-специалиста о соответствии (несоответствии, временном несоответствии) кандидата требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих в добровольческие формирования и пребывающих в них (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку).
Врач-специалист выносит заключение о несоответствии гражданина требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих в добровольческие формирования, или негодности гражданина к пребыванию в добровольческих формированиях при наличии у него увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, указанных в Требованиях (приложение N 5 к настоящему Порядку).
Врач-специалист выносит заключение о временном несоответствии гражданина требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих в добровольческие формирования и пребывающих в них, при наличии у него увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, по которым в расписании болезней предусмотрена временная негодность к военной службе, с указанием срока временного несоответствия.
Граждане, поступающие в добровольческие формирования, признаются временно не соответствующими требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих в добровольческие формирования, после увечий (ранений, травм, контузий), острых заболеваний, обострений хронических заболеваний до окончания срока временной нетрудоспособности.
10. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору кандидатов проводятся специалистами военных комиссариатов.
Профессиональная психологическая пригодность определяется в результате профессионального психологического отбора кандидатов, целью которого является оценка:
направленности на выполнение задач в составе добровольческих формирований;
психологических особенностей личности;
свойств нервной системы и психомоторики;
устойчивости поведения личности (наличие или отсутствие склонности к девиантному поведению).
Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, являются:
злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;
потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;
участие в деятельности организаций, деятельность которых запрещена в Российской Федерации (в том числе террористических и экстремистских);
участие в незаконном обороте оружия;
наличие противоправных контактов с членами преступных сообществ (преступных организаций).
Проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору осуществляется специалистами военных комиссариатов (далее — специалисты по профессиональному психологическому отбору).
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием социально-психологического изучения и психологического обследования.
Проведение социально-психологического изучения направлено на оценку условий воспитания и развития обследуемых лиц, их мотивированной позиции к выполнению задач в составе добровольческих формирований, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Проведение психологического обследования направлено на определение уровня развития профессионально важных качеств.
Психологическое обследование проводится в индивидуальном порядке с помощью психодиагностических методик, в том числе с применением технических средств профессионального психологического отбора.
Перед психологическим обследованием специалист по профессиональному психологическому отбору доводит до обследуемых информацию о целях обследования, уточняет их психоэмоциональное, физическое состояние, готовность к обследованию и инструктирует о порядке выполнения заданий психодиагностических методик.
Во время проведения психологического обследования специалист по профессиональному психологическому отбору контролирует выполнение заданий, входящих в состав используемых методик.
Социально-психологическое изучение кандидатов направлено на оценку их профессиональной подготовленности и личностных качеств, позволяющих успешно выполнять задачи в составе добровольческих формирований.
При анализе документов, представленных кандидатами, устанавливаются уровень образования, квалификация, наличие военно-учетной специальности, опыта прохождения военной службы на воинских должностях.
Беседа с кандидатами направлена на определение мотивов поступления в добровольческие формирования, ценностных ориентаций личности, наличия семейных традиций военной службы, организаторских, коммуникативных способностей, а также на выявление негативных условий формирования личности, вредных привычек, зависимостей и факторов риска.
Наблюдение за особенностями поведения кандидатов в ходе беседы и психологического обследования направлено на выявление у них признаков неудовлетворительной нервно-психической устойчивости.
При проведении социально-психологического изучения используются анкеты (опросники), заполняемые кандидатами во время прохождения профессионального психологического отбора.
Психологическое обследование направлено на определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов к выполнению задач в составе добровольческих формирований.
По результатам профессионального психологического отбора (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку) определяется профессиональная психологическая пригодность и выносится одно из следующих заключений:
1) «рекомендуется» — в отношении кандидатов, имеющих уровень развития профессионально важных качеств, позволяющий успешно исполнять обязанности в составе добровольческих формирований, и у которых не выявлено факторов риска;
2) «не рекомендуется» — в отношении кандидатов, имеющих уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий успешно исполнять обязанности в составе добровольческих формирований, либо в отношении которых выявлены факторы риска.
Результаты психологического обследования, используемые для вынесения заключений о профессиональной психологической пригодности, действительны в течение шести месяцев с даты его проведения.
После заключения с гражданином контракта о пребывании в добровольческом формировании результаты профессионального психологического отбора приобщаются к личному делу гражданина, пребывающего в добровольческом формировании.
11. Проверка соответствия уровня физической подготовки кандидатов требованиям осуществляется должностными лицами военного комиссариата, определенными военным комиссаром.
12. Определение соответствия кандидатов Требованиям возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, которые выносят решения о соответствии кандидатов Требованиям либо о несоответствии им.
13. Копия решения комиссии военного комиссариата должна быть выдана гражданину по его просьбе, в том числе поданной в письменном виде, в течение двух рабочих дней со дня обращения.
14. С кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим Требованиям, заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании (далее — контракт) в порядке согласно приложению N 2 к настоящему приказу и по типовой форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Контракт не может быть заключен с гражданином, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего либо преступлений, предусмотренных статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276 — 280, 282.1 — 282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.
15. Гражданину, заключившему контракт (далее — гражданин, пребывающий в добровольческом формировании), военным комиссаром выдается удостоверение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящему Порядку), и предписание, в котором указывается дата прибытия в воинскую часть, выполняющую мероприятия по формированию добровольческих формирований (далее — воинская часть-формирователь), с учетом убытия на следующий день после заключения указанного контракта.
16. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, прибывший в воинскую часть-формирователь, приказом командира воинской части-формирователя зачисляется в добровольческое формирование без указания штатно-должностного предназначения, обеспечивается вещевым имуществом, становится на продовольственное обеспечение, зачисляется на денежное содержание, за ним закрепляются стрелковое оружие и материально-технические средства.
17. В месте формирования добровольческого формирования командиром воинской части-формирователя организуется доподготовка граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, для выполнения задач по предназначению в составе добровольческого формирования, в ходе которой определяется уровень их знаний, умений и навыков. После этого приказом командира воинской части-формирователя гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, назначается в соответствии с уровнем его подготовки на должность, установленную временным штатно-должностным расчетом добровольческого формирования, утвержденным начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — временный штатно-должностной расчет).
Доподготовка граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в составе добровольческого формирования осуществляется не менее 10 суток со дня их прибытия в добровольческое формирование с учетом мероприятий по боевому слаживанию подразделений добровольческого формирования.
18. После окончания доподготовки граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, в составе добровольческого формирования направляются для выполнения задач по предназначению.
19. Во время пребывания в воинской части-формирователе и во время выполнения задач по предназначению в составе добровольческого формирования гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, обязан соблюдать распорядок дня (регламент служебного времени, правила внутреннего распорядка), установленный в воинской части-формирователе и добровольческом формировании, выполнять указания командования воинской части-формирователя, отдаваемые в связи с пребыванием в добровольческом формировании, подчиняться лицам, исполняющим в добровольческом формировании административно-распорядительные функции в соответствии с временным штатно-должностным расчетом. Не допускается привлечение граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, к мероприятиям, не связанным с задачами, для выполнения которых создано добровольческое формирование.
20. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, считается исполняющим обязанности по контракту в случаях:
1) участия в боевых действиях, выполнения задач в период мобилизации, в условиях военного положения, вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании добровольческих формирований за пределами территории Российской Федерации;
2) исполнения должностных обязанностей в соответствии с временным штатно-должностным расчетом;
3) выполнения приказа (приказания, распоряжения или указания), отданного старшими должностными лицами добровольческого формирования и командованием воинской части-формирователя;
4) нахождения в расположении добровольческого формирования на территории воинской части-формирователя в течение установленного распорядком дня (регламентом) служебного времени;
5) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
6) следования к месту формирования добровольческого формирования, месту выполнения задач по предназначению и обратно;
7) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
8) безвестного отсутствия — до признания гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, в установленном законодательством Российской Федерации порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
9) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
10) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, по приказу лица, исполняющего в добровольческом формировании административно-распорядительные функции в соответствии с временным штатно-должностным расчетом, обязан приступить к исполнению обязанностей, возложенных на него контрактом.
Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, не считается исполняющим обязанности по контракту в случаях:
самовольного нахождения вне расположения добровольческого формирования (воинской части-формирователя) или установленного за пределами воинской части-формирователя места исполнения обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7 — 10 настоящего пункта;
нахождения в состоянии опьянения;
нахождения на отдыхе в соответствии с абзацем вторым пункта 27 настоящего Порядка;
совершения им общественно опасного деяния.
21. В период выполнения задач по предназначению гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, может быть приказом командира воинской части-формирователя переназначен на иную должность или переведен в другое добровольческое формирование по письменному ходатайству командира добровольческого формирования.
22. Исключение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования осуществляется приказом командира воинской части-формирователя.
23. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, подлежит исключению из добровольческого формирования в случаях, установленных пунктом 7 статьи 22.1 Федерального закона «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст. 2750; 2022, N 45, ст. 7664).
24. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, не может быть исключен из добровольческого формирования в связи с истечением срока контракта в случаях:
1) выполнения задач по предназначению в составе добровольческого формирования вне места дислокации воинской части-формирователя или за пределами территории Российской Федерации;
2) нахождения на лечении вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в результате выполнения гражданином, пребывающим в добровольческом формировании, задач по предназначению в составе добровольческого формирования;
3) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
4) безвестного отсутствия — до возвращения гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, в добровольческое формирование или воинскую часть-формирователь либо признания гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, в установленном законодательством Российской Федерации порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
25. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 24 настоящего Порядка, гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, исключается из добровольческого формирования в день возвращения в воинскую часть-формирователь.
В случае невозможности прибытия в воинскую часть-формирователь по состоянию здоровья исключение граждан, пребывающих в добровольческом формировании, из добровольческого формирования производится приказом командира воинской части-формирователя в день поступления из медицинской организации заключения о несоответствии гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, требованиям к состоянию здоровья граждан Российской Федерации, поступающих в добровольческие формирования и пребывающих в них.
26. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, находящийся на лечении в военно-медицинской организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в результате выполнения задач по предназначению, возложенных на добровольческое формирование, направляется на освидетельствование военно-врачебной комиссией в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3831; 2023, N 6, ст. 988), для определения его соответствия требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях.
27. По истечении срока контракта гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, имеет право заключить новый контракт в порядке, предусмотренном настоящим приказом.
При заключении нового контракта гражданину, пребывающему в добровольческом формировании, приказом командира воинской части-формирователя предоставляются 15 суток отдыха с правом убытия из воинской части-формирователя, о чем делается отметка в удостоверении гражданина, пребывающего в добровольческом формировании.
Решение об исключении гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования в связи с невыполнением им условий контракта принимается командиром воинской части-формирователя на основании письменного ходатайства командира добровольческого формирования.
29. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, желающий расторгнуть контракт по собственному желанию до срока его окончания, подает заявление в письменной форме на имя командира добровольческого формирования.
30. В случае нахождения добровольческого формирования вне района выполнения задач по предназначению командир добровольческого формирования не позднее трех рабочих дней с даты получения заявления гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, о досрочном расторжении контракта по собственному желанию обязан направить гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, с указанным заявлением в воинскую часть-формирователь.
Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, при досрочном расторжении контракта обязан сдать все полученное им в воинской части-формирователе (воинской части-балансодержателе) вещевое имущество, экипировку, вооружение и иные материальные средства не позднее дня исключения его из добровольческого формирования.
31. Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, обратившийся с заявлением о расторжении контракта в месте выполнения добровольческим формированием задач по предназначению, обязан продолжать исполнять свои обязанности по занимаемой должности до выхода добровольческого формирования из района выполнения задач по предназначению. Командир добровольческого формирования направляет гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, с указанным заявлением в воинскую часть-формирователь в день выхода добровольческого формирования из района выполнения задач по предназначению.
32. При исключении гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования в воинской части-формирователе ему выдается предписание, которое он обязан сдать в военный комиссариат по месту заключения первого контракта в двухнедельный срок со дня исключения из добровольческого формирования.
1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
1.1. Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 названной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
При этом несоблюдение после увольнения с государственной службы вышеуказанного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), названного в части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, заключенного с данным лицом (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
На работодателе в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ лежит обязанность при заключении с бывшими государственными служащими указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту их службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» (далее — Постановление).
Пунктом 1 Постановления указано, что сообщение о приеме на работу гражданина осуществляется в письменной форме.
При этом данная обязанность считается исполненной после направления указанного письма представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в десятидневный срок со дня заключения трудового договора с данным гражданином.
Новости и аналитика
Горячие документы / Мониторинг законодательства
Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 г. N 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта»
7 марта 2023
Установлен порядок поступления граждан РФ в добровольческие формирования.
Добровольческие формирования создаются Минобороны по решению Президента. Министерство определило порядок поступления граждан РФ в указанные формирования, пребывания в них и исключения из таких формирований; требования к поступающим и пребывающим в них; порядок заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании и его типовую форму.
Граждане, не находящиеся на военной службе, желающие поступить в добровольческие формирования, подают заявления в военные комиссариаты по месту воинского учета, не состоящие на воинском учете — по месту жительства. При отборе кандидатов в приоритете будут ранее служившие граждане, имеющие военно-учетные специальности. Также кандидат должен пройти медкомиссию и психологический отбор.
С гражданином, который соответствует установленным требованиям, будет заключаться контракт. Он получит удостоверение пребывающего в добровольческом формировании. Также предусмотрена подготовка добровольцев — не менее 10 суток.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2023 г. Регистрационный № 72533.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Приказ Минобрнауки с поправками в действующий порядок приёма опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, после приёмных кампаний 2021 (когда отменили вторую волну зачислений) и 2022 годов новый порядок приёма подвергся жёсткой критике: его даже называли лотереей из-за того, что абитуриент, если он не льготник и не олимпиадник, до последнего момента не может реалистично оценить свои шансы в конкурсе. В прошлом году была петиция об отмене нового порядка, а в этом году его раскритиковали специалисты СПбГУ и предложили более прозрачный вариант. Уже в августе стало известно, что в Минобрнауки прислушались к критике и собираются внести коррективы.
И вот порядок обновили. Правда, нельзя сказать, что изменения кардинальные. Новая редакция будет действовать в приёмную кампанию 2023 года. Она вступает в силу с 1 марта 2023-го и действует до 1 сентября 2027-го.
Во-первых, уменьшили количество направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе на бакалавриат и специалитет. Если раньше их было десять, то теперь всего пять. То есть поступающие смогут подать заявления в пять разных университетов, выбрав в каждом не более пяти направлений подготовки. Но при этом университеты, как и раньше, могут установить ещё меньшее количество специальностей или направлений подготовки. Например, в ведущих вузах лимит обычно составляет не более трёх направлений. Именно потому, что университеты и раньше могли ограничивать это количество, поправка не кажется такой уж существенной. Много ли было абитуриентов, которые подавались сразу на десять направлений в рамках одного вуза, неизвестно. А от ответа на этот вопрос зависит, заметно ли теперь снизятся количество подаваемых заявлений и ажиотаж конкурса.
Во-вторых, теперь, подавая в вуз заявление о приёме на обучение (то есть на старте всего процесса поступления), абитуриент должен указать свои приоритеты зачисления по различным условиям поступления, если он участвует в нескольких конкурсах:
Приоритет целевой и специальной квот (если абитуриент поступает по квоте) тоже надо указывать.
Приоритеты будут обозначаться порядковыми номерами.
Зачисление будет проводиться в соответствии с указанными в заявлениях приоритетами, согласно конкурсным спискам. Поступающий на бюджетные места зачисляется в соответствии с наиболее высоким приоритетом зачисления, по которому он проходит по конкурсу на эти места. А поступающие на платные места (по договору) зачисляются в соответствии с одним или несколькими приоритетами зачисления.
На каждом этапе зачисления вуз определяет наиболее высокий приоритет, по которому поступающий проходит по конкурсу.
Как и раньше, для зачисления важно, чтобы на момент дедлайна абитуриент предоставил вузу свой документ об образовании (у школьников это аттестат). А вот подавать отдельное заявление о согласии на зачисление порядок теперь не требует. То есть хотя бы в этой части бумажной волокиты станет меньше. Для зачисления на бюджетное место достаточно, чтобы на день издания приказа о зачислении поступающий не отозвал представленный в вуз оригинал документа об образовании (или отметку о представлении оригинала на «Госуслугах», если он поступает через портал). Кстати, в обновлённом порядке подробнее урегулировано, как подаются документы через «Госуслуги».
Всё бы хорошо, но абитуриент может изменить проставленные в заявлении приоритеты до дня завершения приёма документов. Отозвать свои документы и отказаться от зачисления (и отправить их в другой вуз и на другую программу) тоже по-прежнему можно на любом этапе до этого дня. Человек, уже принятый на этапе приоритетного зачисления по квоте, может отказаться и участвовать в общем конкурсе. В том числе — в конкурсе, который объявляется дополнительно (то есть за пределами обычных сроков приёмной кампании, если в вузе остались свободные места).
С учётом того, что сохраняется возможность всё переиграть вплоть до последнего момента, а приоритеты устанавливаются заранее лишь в рамках каждого вуза отдельно, но не касаются выбора между несколькими вузами, вряд ли новый порядок поможет абитуриентам лучше сориентироваться в своих конкурсных шансах.
Срок начала приёма заявлений на обучение и документов — не позднее 20 июня.
Срок завершения приёма заявлений:
Теперь публикация конкурсных списков и зачисление поступающих в бакалавриат и специалитет будут проходить в одни и те же дни вне зависимости от формы обучения (раньше даты для очно-заочных и заочных форм определяли сами вузы). В 2023 году будут следующие даты:
Дни завершения приёма оригиналов документов от поступающих:
Дни издания приказов о зачислении:
Установлено предельное время подачи оригиналов документов (и для проставления отметок на «Госуслугах» тем, кто подаёт их через эту платформу) — в 12:00 по московскому времени последнего дня приёма.
Установлены сроки для дополнительного зачисления на бюджетные места бакалавриата и специалитета, которые остаются незаполненными по итогам приёмной кампании. Дополнительный приём завершается не позднее 29 августа.
Дополнительное зачисление на платные места и в магистратуру, а также правила дополнительного зачисления вуз устанавливает самостоятельно.
Квоты для детей военнослужащих применялись уже в последнюю приёмную кампанию (в соответствии с указом президента РФ от 09.05.22 №268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов»), но в действующем порядке приёма в вузы процедура заполнения этих квот не регулировалась. Теперь для этого появилась новая подробная глава — «Особенности приёма на места в пределах специальной квоты».
То есть в новой реальности получается три вида квот — целевая, особая и специальная:
Как и раньше, по каждому из этих оснований вуз проводит отдельный конкурс (ведь льготников может оказаться больше, чем мест для них), и места для обычного поступления тех, кто не имеет льгот и не претендует на целевое обучение, — это то, что остаётся после выделения квот.
Если имеющегося количества бюджетных мест в рамках контрольных цифр приёма окажется недостаточно для выделения всех квот в полном объёме, то вуз самостоятельно выделяет квоты, в том числе он может выделить одну совмещённую квоту (то есть обычного конкурса для поступающих без льгот и без договора о целевом обучении в таком случае не будет). Тогда очерёдность зачисления на места в пределах совмещённой квоты вуз устанавливает самостоятельно.
Если после выделения квот бюджетных мест не остаётся, но места в пределах квот не заполняются, то на эти свободные места можно принимать по обычному конкурсу среди нельготников и нецелевиков. Но на практике так было и раньше.
У абитуриентов теперь больше способов подтвердить, что у них есть знак ГТО, который даёт дополнительные баллы. Раньше таким абитуриентам надо было представить удостоверение к этому знаку или выписку из приказа Минспорта, заверенную должностным лицом регионального органа исполнительной власти. Теперь, кроме этих вариантов, можно представить соответствующие сведения, размещённые на официальных сайтах Минспорта или самого конкурса.
Кроме того, появилось уточнение, что баллы за наличие знака ГТО начисляются однократно.
А ещё теперь в документе говорится, что если для поступления нужен ЕГЭ по иностранному языку, то вуз должен указать в правилах приёма и на сайте, какой именно язык имеется в виду (их может быть несколько).
Наконец, ещё одно значимое изменение касается приёма по программам бакалавриата и специалитета в области искусств, по которым установлены вступительные творческие испытания. Вузы теперь смогут проводить по ним предварительные слушания (туры). Порядок и сроки их проведения установят сами образовательные организации.
Порядок приёма в вузы в 2023 году вновь откорректировали.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
О разъяснении положений ст. 12 см. письмо Минтруда России от 30.12.2013 N 18-2/4074.
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
1.1. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)