Отношения по материальной ответственности также существуют параллельно с трудовыми. Однако прекращение трудовых отношений не влечет прекращение отношений по материальной ответственности. Например, работник причинил в процессе трудовой деятельности ущерб работодателю и уволился с работы. Увольнение работника не лишает работодателя права предъявить к работнику требования о возмещении причиненного по его вине ущерба. Работник также после увольнения с работы вправе требовать возмещения ущерба, а также компенсации морального вреда. Причем как работодатель, так и работник могут добровольно возместить причиненный по их вине ущерб. Следовательно, отношения по материальной ответственности могут продолжаться между уволенным работником и работодателем и после прекращения трудовых отношений.
Отношения между профсоюзом и работодателем по поводу возмещения ущерба в прямой зависимости от возникновения и прекращения трудовых отношений конкретных работников не находятся. Однако и такие отношения возникают в связи с осуществлением работниками трудовой деятельности и необходимостью защиты их интересов в процессе труда. Поэтому и данные отношения сопутствуют трудовым, так как непосредственно связаны с защитой прав и интересов работников, которые состоят в трудовых отношениях. Связь указанных отношений с трудовыми не столь очевидна, но она имеется, поскольку без трудовой деятельности работников не может протекать профсоюзная работа, не могут быть осуществлены полномочия работодателя, а значит, и не могут возникнуть отношения по материальной ответственности между профсоюзами, как представителями работников организации, и работодателем.
§ 10. О ТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ РАБОТНИКОВ
В ст. 1 ТК РФ внесены изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.
В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом,
содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.
В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.
Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо сказано, что обязательному социальному страхованию подлежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника — корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат. Данная правовая позиция подтверждается и Постановлением КС РФ от 10 июля 2007 г. № 9- П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407.
Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего разме-
ры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.
Основанием прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.
Таким образом, отношения по обязательному социальному страхованию работников существуют параллельно с трудовыми. Названные отношения одновременно возникают и одновременно прекращаются. Отношения между органом, осуществляющим обязательное социальное страхование работников, и уволенным гражданином по обеспечению страховыми выплатами входят в предмет другой отрасли — права социального обеспечения.
§ 11. О ТНОШЕНИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ст. 1 ТК РФ отношения по надзору, в том числе профсоюзному контролю, за соблюдением норм трудового права включены в предмет трудового права. В процессе осуществления надзора полномочными государственными органами, а также профсоюзами за соблюдением трудового законодательства должно быть обеспечено правомерное поведение работодателей, а также устранение нарушений трудовых прав работников.
В связи с изложенным субъектами названных отношений являются работник, работодатель, профсоюзные органы, органы государственного надзора за соблюдением норм трудового права.
Отношения по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права бывают двух видов. Во-первых, отношения по осуществлению надзора за соблюдением норм трудового права полномочными государственными органами. Во-вторых, отношения по профсоюзному контролю за соблюдением трудовых прав работников. Названные отношения имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения.
Основаниями возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права являются обращение в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства граждан, работодателей, профсоюзов, а также наступление сроков проверки конкретного работодателя, закрепленных в плане работы государственного органа надзора. Таким образом, орган государственного надзора обязан проверить работодателя на основании обращения конкретных работников, а также профсоюза. В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» подобные обращения влекут возникновение у государственного органа по надзору за соблюдением норм трудового права обязанности
по проверке содержащихся в них обстоятельств. При проведении мероприятий по государственному надзору указанные органы используют имеющиеся у них полномочия. В свою очередь работодатель не должен препятствовать осуществлению органами государственного надзора полномочий по проверке обращения профсоюза или конкретного работника. Таким образом, праву профсоюза, конкретных работников обратиться в органы государственного надзора за соблюдением норм трудового права корреспондируют обязанности указанных органов провести проверку данного обращения с использованием предоставленных законодательством о труде полномочий и работодателей, которые не могут препятствовать проведению данной проверки.
В органы государственного надзора могут обратиться и работодатели с заявлением об оценке действий работника по самозащите трудовых прав или профсоюза, не выполняющего обязанности перед работодателем. Подобное обращение также является основанием для возникновения отношений по государственному надзору за действиями работников или профсоюза.
Основанием изменения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является изменение содержания обращений работников, профсоюза, работодателей в органы государственного надзора, а также плана осуществления проверок указанными органами.
Основаниями прекращения отношений по государственному надзору за соблюдением норм трудового права являются отказ работников, работодателей, профсоюза от заявленных в государственные органы требований, вступление в законную силу решения государственного органа по результатам рассмотрения обращений работников, работодателей, профсоюза.
Основанием возникновения отношений по за соблюдением трудовых прав работников является обращение профсоюза к полномочным представителям работодателя об устранении нарушений прав профсоюза, а также трудовых прав работников. Профсоюзы вправе осуществлять деятельность по контролю за соблюдением работодателем трудовых прав работников. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя не препятствовать осуществлению этой деятельности.
Наличие заявления профсоюза о возникновении таких препятствий или об устранении нарушений трудовых прав работников и является основанием для возникновения отношений по профсоюзному контролю за правомерным поведением работодателя в сфере труда. После получения такого заявления от профсоюза полномочные представители работодателя обязаны рассмотреть его и сообщить о принятом по нему решении профсоюзу. В случае отказа работодателя в удовлетворении представления профсоюза от него может последовать обращение в государственные органы, в том числе государственного надзора, за соблюдением норм трудового права, что будет означать возникновение отношений по государственному надзору за соблюдением трудовых прав.
Основанием изменения отношений по профсоюзному контролю за соблюдением норм трудового права является изменение содержания обращения профсоюза к работодателю, а также заключение соглашения о частичном удовлетворении представления профсоюза. Оставшуюся без удовлетворения часть требований
1. Страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган страховщика по месту их регистрации сведения о начисленных страховых взносах в составе единой формы сведений, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы третий — пятый утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ.
Сведения о начисленных страховых взносах могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 474-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
Уполномоченный представитель страхователя — юридического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, в том числе доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Уполномоченный представитель страхователя — индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Форматы указанных электронных документов устанавливаются страховщиком.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 474-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ.
За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2023, уточненные сведения о начисленных страховых взносах представляются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ в порядке и по форме, действовавшим до указанной даты (ФЗ от 14.07.2022 N 237-ФЗ).
1.1. При обнаружении страхователем в поданных им в территориальный орган страховщика сведениях о начисленных страховых взносах факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести необходимые изменения в сведения о начисленных страховых взносах и представить в территориальный орган страховщика уточненные сведения о начисленных страховых взносах в порядке, установленном настоящей статьей.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
1.2. При обнаружении страхователем в поданных им в территориальный орган страховщика сведениях о начисленных страховых взносах недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь вправе внести необходимые изменения в сведения о начисленных страховых взносах и представить в территориальный орган страховщика уточненные сведения о начисленных страховых взносах в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненные сведения о начисленных страховых взносах, представленные после истечения установленного срока подачи сведений о начисленных страховых взносах, не считаются представленными с нарушением срока.
(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
1.3. Если уточненные сведения о начисленных страховых взносах представляются в территориальный орган страховщика до истечения срока подачи сведений о начисленных страховых взносах, они считаются поданными в день подачи уточненных сведений о начисленных страховых взносах.
(п. 1.3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
1.4. Если уточненные сведения о начисленных страховых взносах представляются в территориальный орган страховщика после истечения срока подачи сведений о начисленных страховых взносах и срока уплаты страховых взносов, то страхователь освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненных сведений о начисленных страховых взносах до момента, когда страхователь узнал об обнаружении территориальным органом страховщика неотражения или неполноты отражения сведений в сведениях о начисленных страховых взносах, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненных сведений о начисленных страховых взносах он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненных сведений о начисленных страховых взносах после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в сведениях о начисленных страховых взносах, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
(п. 1.4 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
1.5. Утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ.
1.6. Страхователи, применяющие специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», освобождаются от обязанности по представлению сведений о начисленных страховых взносах, предусмотренной настоящей статьей.
(п. 1.6 введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 18-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
2. Государственная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и связанных с этим материальных затратах представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫправовая навигационная система
Изменения в законодательстве
22 декабря 2023 г.