- Статья 95. Независимая оценка качества образования
- О реализации муниципального социального заказа на оказание муниципальной услуги в социальной сфере с использованием социального сертификата Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)
- Реализация муниципального социального заказа на дополнительные образовательные программы в Екатеринбурге
- Система муниципального социального заказа
- Социальный сертификат
- Использование социальных сертификатов
- Организации, реализующие муниципальный социальный заказ
- Департамент образования
- Образовательные организации
- Роль администрации
- Информация для родителей
- Образовательная услуга дополнительного образования в городе Екатеринбург
- Число социальных сертификатов
- Зачисление на программы дополнительного образования
- Подача заявления
- Подача заявления через ЕПГУ
- Уведомления
- Подача заявления через ИС Навигатор
- Инструкция по записи на образовательные программы
- Управление образовательной системой
- Включает в себя:
- О порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся» 12.12.2022
- Как проходит диагностика ?
Статья 95. Независимая оценка качества образования
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Независимая оценка качества образования включает в себя:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;
независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
- Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.
Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 641-ФЗ)
- На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
О реализации муниципального социального заказа на оказание муниципальной услуги в социальной сфере с использованием социального сертификата Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)
Реализация муниципального социального заказа на дополнительные образовательные программы в Екатеринбурге
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, в городе Екатеринбурге с 21.11.2023 года будет внедрен муниципальный социальный заказ на оказание муниципальной услуги в социальной сфере Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) с использованием механизма социального сертификата.
Система муниципального социального заказа
Система муниципального социального заказа предполагает предоставление индивидуальных гарантий по оплате образовательных услуг для детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам. Программы должны пройти независимую оценку качества и быть включены в реестр сертифицированных образовательных программ.
Социальный сертификат
Социальный сертификат — это именной документ в электронном виде, который создается в информационной системе Навигатор дополнительного образования детей Свердловской области (ИС Навигатор). Получателем социального сертификата является ребенок в возрасте от 5 до 18 лет, проживающий в городе Екатеринбурге и имеющий право на получение муниципальной услуги через этот механизм.
Использование социальных сертификатов
В учебном году 2023/2024 социальные сертификаты могут использоваться для зачисления на обучение по программам дополнительного образования, прошедшим оценку качества в Региональном модельном центре Свердловской области.
Организации, реализующие муниципальный социальный заказ
Организации, которые в учебном году 2023/2024 будут реализовывать муниципальный социальный заказ через социальные сертификаты, включают:
Департамент образования
- 17 организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга
- 8 организаций дополнительного образования, подведомственных администрациям районов города Екатеринбурга
Образовательные организации
- Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, включенные в реестр исполнителей муниципальной услуги в ИС Навигатор.
Роль администрации
Администрация города Екатеринбурга, через Департамент образования, утверждает муниципальный социальный заказ и обеспечивает предоставление муниципальной услуги потребителям в соответствии с установленными показателями качества и объема оказания услуги.
Информация для родителей
Для получения более подробной информации о муниципальном социальном заказе и использовании социальных сертификатов обращайтесь в Департамент образования города Екатеринбурга.
Образовательная услуга дополнительного образования в городе Екатеринбург
Образовательная услуга дополнительного образования будет предоставляться за счет средств обеспечения сертификата дополнительного образования в рамках Программы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Число социальных сертификатов
Число социальных сертификатов, обеспеченных за счет средств бюджета муниципального образования город Екатеринбург, в 2023/2024 учебном году в соответствии с Программой персонифицированного финансирования дополнительного образования составляет 5 237.
Зачисление на программы дополнительного образования
Зачисление на программы дополнительного образования по социальным сертификатам будет возможно после заключения соглашения организации дополнительного образования с уполномоченным органом (после 20 ноября 2023 года).
Подача заявления
Подать заявление на обучение по выбранной программе дополнительного образования и заключить договор с учреждением на предоставление образовательной услуги родители смогут через федеральную государственную информационную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.ru) (далее – ЕПГУ) или ИС Навигатор.
Подача заявления через ЕПГУ
Для подачи заявления в электронном виде с использованием ЕПГУ заявителю необходимо выполнить следующие действия:
- Установить в личном кабинете текущее местоположение Свердловская область/Екатеринбург.
- Выбрать в разделе Категории услуг последовательно пункты меню Дети. Образование, Запись в кружки и секции или найти интерактивную форму заявления с использованием роботизированного помощника и ключевых слов, например, кружки и секции.
- Заполнить форму заявления и подтвердить необходимость получения услуги, выбрав пункт меню Записаться в группу.
Отправленное заявление поступает в учреждение через ИС Навигатор, интегрированную с ЕПГУ.
Уведомления
При поступлении заявления в ИС Навигатор в личный кабинет заявителя на ЕПГУ автоматически направляется уведомление о состоянии заявления. После обработки и регистрации заявления также приходит уведомление о регистрации с указанием даты и времени.
Подача заявления через ИС Навигатор
Для подачи заявления в электронном виде с использованием ИС Навигатор заявителю необходимо выполнить действия:
- Перейти на сайт https://p66.navigator.deti/.
- В разделе Гибкий поиск программ (оранжевое поле) установить нужные параметры: муниципалитет, организатор, направленность программы, условия оплаты.
- Выбрать программу дополнительного образования, реализуемую в городе Екатеринбурге с использованием социальных сертификатов.
Таким образом, родители и законные представители смогут удобно подать заявление на образовательные услуги для своих детей через указанные государственные информационные системы.
Инструкция по записи на образовательные программы
Для успешной записи на образовательные программы необходимо выполнить следующие шаги:
В интересующей программе нажать кнопку Подробнее, чтобы узнать информацию о программе.
Нажать кнопку Записаться.
Выбрать подходящую группу обучения, обратив внимание на возраст и расписание.
Заполнить форму заявления и подтвердить необходимость получения услуги, выбрав пункт меню Записаться в группу.
Отправить заявление через ИС Навигатор в организацию дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю.
После поступления заявления в ИС Навигатор заявителю придет уведомление на электронную почту о успешной формировке заявления.
После обработки и регистрации заявления заявителю придет уведомление о регистрации с указанием даты и времени в ИС Навигатор.
Заявителю необходимо подтвердить заявление и заключить договор на образовательную услугу в течение 3 рабочих дней, предоставив необходимые документы.
Управление образовательной системой
Управление системой образования в России осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости и учета общественного мнения.
Включает в себя:
Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управляющих образованием.
Принятие и реализацию государственных программ и программ развития образования.
Информационное и методическое обеспечение деятельности и управления образованием.
Независимую оценку качества образования и общественно-профессиональную аккредитацию.
Подготовку и повышение квалификации работников образовательной сферы.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
1. Система образования представляет собой совокупность следующих элементов, характеризующихся целостностью и непрерывностью взаимодействия:
федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Управление системой образования должно строиться таким образом, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между элементами системы и довести до них единые цели в области образования. Согласно Национальной доктрине образования в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, система образования призвана обеспечить:
— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
— формирование культуры мира и межличностных отношений;
— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
— организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
— непрерывность образования в течение всей жизни человека и др.
Комментируемой статьей предусмотрены следующие принципы управления системой образования:
— законность — данный принцип призывает соблюдать конституционные нормы, федеральное и региональное законодательство в сфере образования, иные нормативные акты федерального, регионального, местного и локального уровня, регламентирующие образовательные отношения;
— демократия — соблюдение прав и свобод участников образовательных отношений гарантирует не только обеспечение соблюдения защиты основ конституционного строя, но и эффективность управления системой образования;
— автономия образовательных организаций — самостоятельность образовательных организаций в решении вопросов реализации образовательных программ, применения воспитательных методов в процессе обучения и в принятии иных решений в рамках широкого круга полномочий, предоставленных им комментируемым Законом, позволяет системе образования быть более динамичной, иметь индивидуальный подход в образовательном процессе, оперативно реагировать на нестандартные ситуации и принимать решения;
— информационная открытость системы образования и учета общественного мнения — данный принцип обеспечивает открытость образовательных отношений и деятельности органов управления системой образования;
— государственно-общественный характер управления — данный принцип предусматривает тесное взаимодействие общества и государства в реализации права граждан на образование. Государство законодательно закрепляет основные направления государственной политики, выступает гарантом реализации прав граждан на образование. Общество со своей стороны задает направление государственной политики на основе своих потребностей и возможностей, создает общественный контроль за системой образования.
формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Комментируемым Законом разграничены полномочия между указанными органами власти. Тем не менее управление системой образования они могут осуществлять только сообща, поскольку преследуют общие цели и строят единую систему образования на территории РФ;
осуществление стратегического планирования развития системы образования. Национальной доктриной образования в РФ, одобренной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Национальная доктрина образования в РФ (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
— укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
— кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
— утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Она признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
В доктрине отражаются новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Она определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Закреплено, что принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается;
- принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.
Задачами Программы являются:
— модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
— приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
— развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программа реализуется в 2011 — 2015 годах в 2 этапа:
а) на первом этапе (2011 — 2013 годы) уже должны были быть сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений, подлежащие реализации субъектами РФ, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества. Цель этого этапа — создание устойчивых моделей для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий;
б) на втором этапе (2014 — 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории РФ. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период;
проведение мониторинга в системе образования. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию. Приказом Минобрнауки РФ от 2 мая 2012 г. N 370 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования" предусмотрен порядок государственного контроля качества образования;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Управление в сфере образования строится на федеральном, региональном и местном уровнях. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, — Минобрнауки РФ;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, — Рособрнадзор.
Деятельность Минобрнауки РФ регламентирована Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ". Положение устанавливает, что Минобрнауки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
— функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере образования, в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций;
— функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в частности, в сфере образования, воспитания.
Минобрнауки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Рособрнадзора.
Минобрнауки РФ осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" регламентирована деятельность Рособрнадзора. Согласно Положению, утвержденному указанным Постановлением, Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Минобрнауки РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;
- федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
Федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и иные субъекты системы образования осуществляют деятельность в сфере управления системой образования под координацией Минобрнауки РФ.
О порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся» 12.12.2022
Независимые диагностики учебных достижений обучающихся проводятся в соответствии с нормативными документами от 11.08.2023 № 01-50/02-2376/23 О мероприятиях по независимой оценке качества подготовки обучающихся ОО в 2023 /2024 г., Приказ № 172р от 06.09.2023 «О проведении независимых диагностик обучающихся 5-х классов государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы» 03.10.2023 №01-50/02-2945/23 О проведении независимых диагностик обучающихся образовательных организаций, участвующих в реализации городских образовательных проектов в 2023/2024 учебном году. Распоряжение № 191р от 02.10.2023 "О проведении обязательной диагностики читательской грамотности обучающихся 6-х классов государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, в первом полугодии 2023-2024 учебного года" № 01-50/02-3219/23 от 19.10.2023 О проведении диагностических работ по функциональной грамотности в 8-х и 9-х классах № 01-50/02-3351/23 от 30.10.2023 Проведение единых контрольных работ для обучающихся 9-x классов с низкими образовательными результатами
Как проходит диагностика ?
Всю информацию о проведении диагностик можете найти в разделе «Инструктивно-методические материалы» .