- Политика организаций в области противодействия коррупции
- Антикоррупционный комплаенс
- Чистая деловая среда
- Вопрос – ответ
- Открытые данные
- Изменения в законодательстве о противодействии коррупции
- Изменения в акты Правительства Российской Федерации
- Щёлковским росгвардейцам рассказали о порядке уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям
- Рузский депутат попался на коррупции
- Судебные дела в Московской области
- Постановление Конституционного суда РФ
- Если расходы не соответствуют доходам
- Постановление Конституционного Суда РФ
- Вместе против коррупции!
- Новое в законодательстве о противодействии коррупции
- Снижение уровня теневой занятости и легализация трудовых отношений в городском округе Щёлково
- Департамент противодействия коррупции Свердловской области
- Акцент
- Актуально
- Работа со СМИ
- Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения в обзоре Минтруда
- Путин подписал указ об информсистеме противодействия коррупции «Посейдон»
- Взаимодействие органов государственной власти Московской области с предпринимательским сообществом по вопросам противодействия коррупции
- ГУРБ Московской области информирует о правилах поступления на госслужбу граждан Российской Федерации с иностранным гражданством
- Обучение глав городских округов Московской области
- К коррупционерам пришел «Посейдон»
- «Антикоррупционная» программа магистратуры
- Новое в законодательстве по контролю расходов и доходов чиновников
- Когда за коррупцию отвечает коммерческая организация
- Разработан законопроект, направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции
- Злоупотребление должностными полномочиями
- Генпрокурор России принял участие в заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции
- Антикоррупционные практики обсудили в Евразийском формате
- Минтруд России предложил ужесточить антикоррупционное законодательство
- Мая пройдёт «прямая линия» по вопросам антикоррупционного просвещения
Политика организаций в области противодействия коррупции
Исходя из требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ О противодействии коррупции, организации самостоятельно определяют необходимый и достаточный набор принимаемых мер по противодействию коррупции, а также способы их внедрения и контроля.
Это может быть выражено различными способами, в частности, путем принятия планов противодействия коррупции, локальных нормативных актов об утверждении положения о такой системе или набором внутрикорпоративных документов, разработанных в указанных целях. Минтрудом России разработаны методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Главное управление региональной безопасности Московской области, в целях информирования общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, рекомендует наполнять раздел о противодействии коррупции сайтов организаций Московской области следующими подразделами:
Антикоррупционный комплаенс
В данном подразделе указывается комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компаний требованиям установленного законодательства, создание внутри организаций механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных акцентов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
Чистая деловая среда
Подраздел наполняется информацией антикоррупционной направленности по оказанию содействия руководителям и бизнесменам в развитии их способностей и индивидуальных навыков, направленных на продвижение бизнеса, а также ссылками на сервисы и приложения для удобства поиска бизнес-партнеров, товаров, конкурсов, аукционов и пр.
Вопрос – ответ
Это форма обратной связи, позволяющая предпринимателям оставлять вопросы, отзывы или объявления. Подраздел поможет оперативно отрабатывать возникающие проблемы, реагировать на обращения с коррупционной составляющей.
Открытые данные
Подраздел формируется в соответствии с требованиями статей 7, 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Информация, размещенная в данном подразделе, позволит получать сведения о компаниях и предпринимателях, даст возможность принять правильные взвешенные решения о сотрудничестве, снизить возможные финансовые потери, выявить недобросовестные организации.
Это далеко не полный перечень мер, которые руководители могут внедрить в целях профилактики и противодействия коррупции в организациях и компаниях.
В июне 2022 года Торгово-промышленной палатой Российской Федерации подготовлен обзор лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность на территории России.
Изменения в законодательстве о противодействии коррупции
Изменения в акты Правительства Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 № 1301 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых госслужащими, будет проводиться, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции Посейдон.
Также уточняется порядок определения стоимости подарка, полученного отдельными категориями госслужащих. Установлено, что в случае, если в отношении подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не поступило заявление о выкупе либо поступил отказ от выкупа, такой подарок подлежит передаче в Гохран России.
Щёлковским росгвардейцам рассказали о порядке уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям
Юридический урок-консультацию с росгвардейцами Щёлковского отдела вневедомственной охраны провёл помощник прокурора, юрист 3-го класса Никита Елисеенков. После занятия он ответил на все вопросы стражей порядка и провёл дополнительные юридические консультации.
Рузский депутат попался на коррупции
Как народный избранник завладел роскошной недвижимостью.
Главным управлением региональной безопасности Московской области на постоянной основе осуществляется взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти по вопросу недопущения и пресечения незаконных рубок леса.
В результате пристального внимания к одному из агропредприятий, промышляющего вырубкой деревьев на землях сельскохозяйственного назначения выявлен интересный, с точки зрения противодействия коррупции, факт.
Генеральным директором этой компании оказался муниципальный депутат Рузского городского округа, а контрольные мероприятия по соблюдению им требований Федерального закона О противодействии коррупции показали, что народный избранник владеет роскошной недвижимостью, стоимость которой кратно превышает совокупную сумму его доходов и членов его семьи за предыдущий отчетный период.
Данная информация послужила основанием для проведения ГУРБ Московской области в марте 2022 года в отношении муниципального депутата процедуры контроля за расходами, которая закончилась подтверждением и документированием факта приобретения элитной квартиры за счет средств, законность получения которых он подтвердить не смог.
В результате прокуратурой Московской области, по итогам рассмотрения представленных материалов, в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 230-ФЗ, 19.07.2022 предъявлено исковое заявление в Щербинский районный суд г. Москвы о взыскании с депутата денежных средств, в размере 260 000 000 рублей (эквивалентной стоимости имущества) в доход Российской Федерации.
Судебные дела в Московской области
В производстве Арбитражного суда Московской области в настоящее время находятся 3 исковых заявления, поданные Комитетом лесного хозяйства Московской области. Эти заявления касаются признания незаконности вырубки леса фирмой, которая возглавляется депутатом. Исковые заявления относятся к 38 земельным участкам в Рузском городском округе.
Постановление Конституционного суда РФ
Важное решение было принято Конституционным судом Российской Федерации относительно ответственности за несоответствие расходов государственного служащего его доходам. Суд подтвердил, что государственные служащие несут ответственность за несоответствие расходов своим доходам.
Если расходы не соответствуют доходам
Если расходы госслужащего и членов его семьи не соответствуют их доходам и это выявлено при проведении контроля за расходами госслужащего, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученные материалы направляют в органы прокуратуры в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Генпрокурор или подчиненные ему прокуроры вправе при этом обратиться в суд с заявлением обратить в доход Российской Федерации земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), по которым госслужащий не представил сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы.
Может быть также речь о денежной сумме, эквивалентной стоимости такого имущества, если обращение его в доход Российской Федерации невозможно. Взыскать могут как все имущество, так и его часть при условии, что доля незаконных доходов незначительна, либо часть указанной денежной суммы.
Постановление Конституционного Суда РФ
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 № 27-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, пункта 5 статьи 4 Федерального закона О личном подсобном хозяйстве и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой говорится, что доходы от реализации сельхозпродукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не признаются незаконными по той лишь причине, что лицо, подлежащее контролю, и член его семьи не выполнили условия освобождения этих доходов от налогообложения.
Если в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, подлежащего контролю, и члена его семьи указан доход от личного подсобного хозяйства, то такие сведения должны приниматься для учета доходов, если прокурором не доказана явная несоразмерность указанных сумм реальным возможностям личного подсобного хозяйства.
Вместе против коррупции!
Стартует конкурс для молодёжи.
Ссылка на документ
Продолжается приём работ на Международный молодёжный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». Конкурс проводится для молодёжи из всех государств мира. Он организован Генеральной прокуратурой Российской Федерации при поддержке Минпросвещения России.
Приём работ продлится до 1 октября 2021 года на официальном сайте конкурса в двух номинациях – социальный плакат и социальный видеоролик. Участниками могут стать граждане любого государства (авторы – физические лица или творческие коллективы) в возрасте от 14 до 35 лет.
Для участия в конкурсе необходимо заполнить регистрационную форму на сайте и подтвердить своё согласие с правилами конкурса, а также дать согласие на обработку персональных данных. Конкурсные работы в электронном виде загружаются через личный кабинет на сайте. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.
Юридическим управлением администрации Щёлковского муниципального района за 2018 год проведены 216 антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов администрации Щёлковского муниципального района. С начала 2019 года по настоящее время проведена антикоррупционная экспертиза 42 проектов нормативных правовых актов администрации Щёлковского муниципального района.
Новое в законодательстве о противодействии коррупции
Президент РФ 9 мая подписал Указ № 270 о внесении изменений в порядок проверки достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, представляемых кандидатами на выборах:
— в органы государственной власти;
— глав муниципальных районов;
— глав муниципальных округов;
— глав городских округов;
— на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.
Теперь одновременно со справкой кандидат обязан представить копии документов (договор о приобретении права собственности на имущество, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иное), подтверждающие получение имущества в собственность. Также к справке о расходах кандидат представляет сведения о реквизитах записи о цифровых финансовых активах в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, вместе с выпиской из нее. В отношении цифровой валюты представляются сведения об идентификационном номере, дате транзакции и выписка о транзакции при ее наличии по применимому праву.
При наличии сделок по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты к справке необходимо приложить документы (при их наличии), подтверждающие сумму сделки и содержащие информацию о второй стороне сделки. Запрос о проверке указанных сведений будет направляться операторам информационных систем, осуществляющих выпуск цифровых финансовых активов.
Снижение уровня теневой занятости и легализация трудовых отношений в городском округе Щёлково
В рамках выполнения основных задач Правительства Российской Федерации в сфере социально-трудовых отношений по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений по поручению Министерства социального развития Московской области и в целях реализации Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Московской области на 2022-2024 годы, утверждённого 22.12.2021 на заседании Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в Московской области (пункт 3 Протокола № 12/443), постановлением Администрации городского округа Щёлково от 04.02.2022 № 217 утверждён План мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в городском округе Щёлково Московской области на 2022-2024 годы.
В настоящее время теневая занятость остается актуальной проблемой в отношениях между работодателем и работником. Негативные последствия осуществления трудовой деятельности без оформления трудовых отношений:
Для работодателя. Работодатель будет привлечен к административной или уголовной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» и Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Для работника. Уменьшается размер пенсии, не оплачивается больничный лист, возникают проблемы с получением заемных средств в кредитных организациях, не возвращаются налоги на доходы физических лиц в случаях приобретения квартиры, затрат на обучение детей и лечение.
В соответствии с изложенным обращаем внимание руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории городского округа Щёлково, на необходимость законного оформления трудовых отношений со своими работниками.
По вопросам правильности оформления трудовых договоров, а также о случаях нарушения трудового законодательства и выплаты заработной платы «в конвертах», вы можете сообщить:
• по телефону «горячей линии» Главы городского округа Щёлково 8 (496) 251 65 75;
• по электронной форме обратной связи на сайте Администрации городского округа Щёлково shhoylkovo.ru.
Скажи: «Нет!» зарплате в конверте
Департамент противодействия коррупции Свердловской области
18 июня 2024
Всероссийская акция "СВЕЧА ПАМЯТИ-2024"
14 июня 2024
А вы знаете, что такое программа долгосрочных сбережений?
11 июня 2024
Школа противодействия коррупции продолжит свою работу
7 июня 2024
Уровень «деловой» коррупции идет на спад
4 июня 2024
Свердловская область презентовала свои проекты перспективного развития
30 мая 2024
День Департамента в городском округе Сухой Лог
30 мая 2024
Правовое консультирование к Международному дню защиты детей
29 мая 2024
Приглашаем принять участие в опросе
23 мая 2024
Личный прием граждан в г. Сухой Лог
20 мая 2024
Личный прием граждан в г. Ирбит
20 мая 2024
Методические рекомендации Минтруда России
20 мая 2024
Директор Департамента поздравил выпускников с последним звонком
17 мая 2024
Открытость и доступность антикоррупционных разделов сайтов
13 мая 2024
Работа Общественной приемной граждан членами совета продолжается
9 мая 2024
Поздравляем с Днем Победы!
1 мая 2024
Поздравляем с Днем Весны и Труда!
23 апреля 2024
День Департамента в городском округе Заречный
16 апреля 2024
Минприроды России запускает III Всероссийскую акцию «Выбираю Чистый воздух»
12 апреля 2024
8 апреля 2024
Общественный контроль под контролем
Акцент
2 апреля 2024
Обновленная модель Премии #МЫВМЕСТЕ предлагает новые номинации и возможности для участников
28 марта 2024
Формирование общественного совета завершено
27 марта 2024
Результаты социсследований рассмотрели на заседании комиссии
26 марта 2024
Объявляем конкурс на включение в кадровый резерв
25 марта 2024
Заседание областной антикоррупционной комиссии состоится 27 марта 2024 года
Актуально
Работа со СМИ
18 мая 2024
Акция «Сад памяти» стартовала в Свердловской области
15 мая 2024
Приняли участие в международной форум-выставке социальных технологий «СОЦИО»
14 мая 2024
Как осуществляется поступление на гражданскую службу?
13 мая 2024
Завершена плановая проверка организации антикоррупционной работы в региональном Минстрое
28 марта 2024
День Департамента в Режевском округе
Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения в обзоре Минтруда
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, во исполнение пп. «б» п. 15 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ, совместно с федеральными органами исполнительной власти и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, актуализирован обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Актуализированный обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга применения взысканий в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
В обзоре приводится типовая схема, по которой возможно привлечение служащего к ответственности в упрощенном порядке — без проведения проверки. Скорректированы перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также значительных, малозначительных и несущественных проступков.
Путин подписал указ об информсистеме противодействия коррупции «Посейдон»
Президент России Владимир Путин подписал указ об информационной системе противодействия коррупции «Посейдон». Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
«В целях повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений постановляю: утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон», — говорится в распоряжении.
Координатором системы будет администрация президента, а оператором — ФСО. Отмечается, что Министерство труда и социальной защиты России будет помогать в использовании системы.
Взаимодействие органов государственной власти Московской области с предпринимательским сообществом по вопросам противодействия коррупции
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен мониторинг участия представителей предпринимательского сообщества в сфере противодействия коррупции, а также мониторинг коллегиальных органов, на которых осуществляется взаимодействие органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
Минтрудом России отмечена положительная практика непосредственного участия представителей органов государственной власти Московской области в инициативно созданных предпринимателями коллегиях, рабочих группах и объединениях по вопросам противодействия коррупции. Целью подобных объединений является защита предпринимателей от коррупционных действий со стороны должностных лиц.
В рамках исполнения плана комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области Министерством информационных и социальных коммуникаций Московской области проводятся социологические исследования среди различных слоев населения, дается оценка уровня коррупции и эффективности принимаемых мер на территории региона.
Аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области проводится анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты анализа формируются в отчет, который заслушивается на комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Московской области. Решением комиссии даются рекомендации заинтересованным органам государственной власти о необходимости устранения всех факторов, способствующих повышению уровня коррупции в Московской области.
Главным управлением инициировано включение в раздел о контрольно-надзорной деятельности инвестиционного портала Московской области подраздела о противодействии коррупции. Теперь у предпринимателей появилась возможность ознакомиться с комплексом мер и механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечения комплексной защиты бизнеса от угроз, а также получать информацию о компаниях и предпринимателях, выявлять недобросовестные организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Прокуратурой города Лыткарино проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при приеме на работу бывших государственных служащих.
Проверкой установлено, что на работу в учреждение, осуществляющее деятельность на территории городского округа Лыткарино, принят бывший государственный служащий. Однако сведения о заключении трудового договора с указанным сотрудником на предыдущее место его службы направлены не были.
По результатам проверки прокуратурой города Лыткарино внесено представление, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В отношении учреждения и должностных лиц возбуждены административные дела по статье 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего).
Решением мирового судьи Лыткаринского судебного района Московской области виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей и предупреждения.
ГУРБ Московской области информирует о правилах поступления на госслужбу граждан Российской Федерации с иностранным гражданством
В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 25.08.2021 № 493 «О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам» гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, продолжить службу на своей должности или переведен на другую в исключительных случаях. Исключительные случаи возможны в связи со служебной необходимостью при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 349.6 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к назначению на должности, замещение которых требует оформления допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Невозможность прекращения иностранного гражданства устанавливается решением Президента Российской Федерации либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по обращению руководителя государственного или муниципального органа в связи с его намерением назначить гражданина на должность государственной или муниципальной службы, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Госслужащий, имеющий иностранное гражданство, обязан принимать все возможные меры, направленные на его прекращение, а также воздержаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина иностранного государства, и совершения других действий в таком качестве, за исключением действий, необходимых для прекращения иностранного гражданства.
В прокуратуре Московской области состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции
На минувшей неделе в прокуратуре Московской области состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
В мероприятии принял участие первый заместитель руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области Петрухин Эдуард Викторович.
На заседании обсуждались проблемы, возникающие при принятии мер по обеспечению возмещения ущерба, конфискации имущества и иных имущественных взысканий по уголовным делам коррупционной направленности, а также проблемы межведомственного взаимодействия при обмене сведениями о совершенных коррупционных правонарушениях и пути их решения. С докладом по заданной тематике выступил начальник управления противодействия коррупции ГУРБ Московской области Расстрыгин Александр Юрьевич.
По итогам совещания выработан комплекс мер, направленных на укрепление законности и взаимодействия правоохранительных органов в области противодействия коррупции.
Первый заместитель руководителя ГУРБ Московской области включен в состав Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 22.06.2022 состоялось заседании Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Единогласным решением членов Комитета в состав Экспертной комиссии по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения прав граждан, профилактики правонарушений, включая незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции включен первый заместитель руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области Эдуард Викторович Петрухин.
Экспертный совет занимается, в том числе, подготовкой и рассмотрением законодательных инициатив по основным направлениям государственной антинаркотической политики и политики безопасности в части реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации.
Меры антикоррупционного законодательства при приеме на работу бывших госслужащих
Немаловажным способом реализации мер по противодействию коррупции является закрепление на законодательном уровне обязанности работодателя направлять уведомление по последнему месту работы, в случае заключения трудового договора (договора на выполнение работ) с бывшим государственным (муниципальным) служащим (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Неисполнение данной обязанности влечет привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц может достигать 500 тысяч рублей, и является основанием для увольнения сотрудника.
Главное управление региональной безопасности Московской области настоятельно рекомендует придерживаться данной нормы закона, во избежание неприятных последствий и для руководства компаний и для бывших служащих.
Так, прокуратурой городского округа Электросталь было внесено представление в отношении директора коммерческой организации, который принял на работу сотрудника, ранее занимавшего должность государственного служащего. Соответствующие сведения о заключении трудового договора с указанным сотрудником на предыдущее место его службы направлены не были в установленный законом срок. Представление рассмотрено и удовлетворено, бывший государственный служащий уволен из коммерческой организации.
Дело замглавы городского округа Воскресенск о коррупции передано в суд
Обучение глав городских округов Московской области
Главным управлением региональной безопасности Московской области в рамках реализации поручения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева по исполнению пунктов Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 организовано обучение глав городских округов Московской области в сфере профилактики и противодействия коррупции.
Семинар проводила автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Первый федеральный университет антикоррупционного просвещения» при поддержке Правительства Московской области.
Антикоррупционный семинар с элементами итогового тестирования для глав городских округов Московской области проводился с целью определения уровня знаний в сфере профилактики и противодействия коррупции.
Высокий уровень знаний по итогам тестирования показали главы городских округов Люберцы, Сергиев-Посад, Раменский, Подольск Московской области.
Результаты тестирования и вопросы дальнейшего сотрудничества с представителями Первого федерального университета антикоррупционного просвещения обсуждались в ходе рабочей встречи в Главном управлении региональной безопасности Московской области, по итогам которой принято решение о взаимодействии в рамках реализации программ по обучению государственных и муниципальных служащих Московской области в сфере профилактики и противодействия коррупции.
К коррупционерам пришел «Посейдон»
Управление противодействия коррупции в Московской области теперь может создавать цифровые «коррупционные портреты» чиновников и депутатов. Это позволит выявить потенциальные коррупционные связи и повысить эффективность борьбы с коррупцией.
Нарушения поможет выявить государственная система “Посейдон”. Она собирает и анализирует информацию о доходах и имуществе госслужащих, работая сразу с несколькими базами, объединенными в единое целое. В систему интегрированы базы ФНС, Росфинмониторинга, Росимущества, а также информация из социальных сетей.
Постановлением Губернатора от 18.03.2024 № 93-ПГ утвержден порядок использования системы, а также перечень должностных лиц, которые отвечают за анализ и проверку соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
ГИС «Посейдон» является государственной системой, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 25.04.2022 № 232. Собранные из этой системы данные не оспариваются, полученные документы являются доказательством.
«Антикоррупционная» программа магистратуры
Владимир Путин утвердил новый план противодействия коррупции на 2021–2024 годы. В новом указе Президент поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».
Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».
Новое в законодательстве по контролю расходов и доходов чиновников
Новый законопроект о внесении изменений в федеральные законы «О прокуратуре РФ» и «О персональных данных», подготовленный Министерством юстиции РФ, расширяет полномочия прокуратуры при работе с персональными данными, в том числе в ходе осуществления контроля расходов и доходов чиновников.
В настоящее время прокуроры имеют право получать и обрабатывать персональные данные только в рамках прокурорского надзора, при этом контроль расходов и доходов чиновников таковым не является. Предлагаемые изменения разработаны для устранения существующей правовой коллизии. Указанная законодательная инициатива является закономерным продолжением линии совершенствования института контроля за расходами и доходами чиновников.
В мае 2021 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, устраняющий иную правовую коллизию, связанную с контролем доходов и расходов чиновников. Изменения позволят обращать в доход государства наличные денежные средства и денежные средства со счетов чиновников, а также их супругов и несовершеннолетних детей, если они не смогут подтвердить законность происхождения этих средств. Необходимо будет обосновать наличие денежных средств, превышающих доход чиновника и его семьи за последние три года.
«Возможность обращения в доход государства земельных участков, недвижимости, автомобилей и ценных бумаг уже закреплена действующим законодательством. Теперь в этот перечень добавят и денежные средства», — отметил заместитель председателя правительства Московской области — руководитель главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.
Вскоре законодательные изменения коснутся и самого порядка подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2021–2024 годы, рассматривается вопрос о создании и внедрении цифровых технологий для электронной подачи чиновниками указанных сведений. Новая электронная система позволит осуществлять их автоматическую обработку, анализ и хранение, в том числе централизованное. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ с участием Министерства труда и социальной защиты РФ подготовят доклад с предложениями по данной системе к июню 2023 года.
Когда за коррупцию отвечает коммерческая организация
Верховный суд РФ в ходе рассмотрения жалобы на постановление судьи о привлечении коммерческой организации к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) разъяснил обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в коммерческих организациях.
Меры по предупреждению коррупции должны включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В своей позиции (постановление Верховного суда РФ от 22.03.2023 № 51-АД23-2-К8) суд отметил, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разработан законопроект, направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции
Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 204, 289 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается устранить несоразмерность в применении наказаний за посредничество при даче взятки и обещании или предложении посредничества.
Согласно нынешней редакции закона посредничество во взяточничестве относится к преступлениям средней тяжести, а обещание или предложение посредничества во взяточничестве — к тяжким. При этом уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжким преступлениям.
По логике наказание за обещание посредничества не должно равняться или превышать само посредничество, а между тем, нынешняя редакция закона трактует эти преступления именно так.
Предложенная новелла исправляет этот законодательный дисбаланс, ужесточая наказание за посредничество при даче взятки. Будет ужесточено минимальное наказание за такое деяние. В случае принятия изменений нарушителям грозит штраф в размере от десятикратной до двадцати пятикратной суммы взятки (сейчас — от пятикратной до тридцатикратной), а максимальный срок составит до трёх лет лишения свободы(сейчас — до двух лет).
Кроме того, предлагается признать отягчающим обстоятельством замещение лицом государственной должности, государственной должности субъекта или должности главы органа местного самоуправления в случае незаконного участия в предпринимательской деятельности.
Злоупотребление должностными полномочиями
Главным следственным управлением СК РФ по Московской области возбуждено уголовное дело в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения «Орехово-Зуевское Городское предприятие Коммунального Хозяйства и Благоустройства» Орехово-Зуевского городского округа Московской области, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ.
Директор, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, осуществлял премиальные выплаты сотрудникам из прибыли, полученной за счет средств возмещенных налогов, при наличии убытков по бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Постановлением Орехово-Зуевского городского суда Московской области директор Муниципального бюджетного учреждения «Орехово-Зуевское Городское предприятие Коммунального Хозяйства и Благоустройства» временно отстранен от должности на время проведения предварительного следствия.
Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, а также службы в органах местного самоуправления. Наказание за подобное преступление варьируется от штрафа в размере до 80-ти тысяч рублей до лишения свободы на срок до 4-х лет.
Главное управление региональной безопасности Московской области на постоянной основе проводит профилактическую работу по предупреждению коррупционных и иных правонарушений с лицами, находящимися на государственной гражданской и муниципальной службе, и предупреждает о неотвратимости наказания за коррупционные деяния.
Генпрокурор России принял участие в заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции
26 октября 2022 года Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в 7-м заседании Межгосударственного Совета по противодействию коррупции в режиме ВКС. В мероприятии также участвовали Генеральные прокуроры Республики Армения, Республики Беларусь, Киргизской Республики, руководители антикоррупционных ведомств Республики Казахстан и Республики Таджикистан, а также Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
В своем докладе Игорь Краснов отметил непрерывное совершенствование системы контроля за доходами, расходами, оборотом имущества государственных служащих и членов их семей. В частности, с прошлого года антикоррупционный контроль распространился и на криптовалюты, а также на иные цифровые финансовые активы, с марта текущего года законодательно установлены новые механизмы контроля за доходами чиновников.
Речь идет о проведении специальных проверок в случаях, если на принадлежащие чиновникам или членам их семей банковские счета поступили денежные средства, превышающие совокупный доход за три последних года.
Глава российского надзорного ведомства отметил положительный эффект от реализации прокурорами полномочий по изъятию у чиновников имущества, легальность происхождения которых ими не доказана. За последние два года в рамках инициированных прокурорами антикоррупционных мероприятий судами с таких должностных лиц взыскано свыше 117 миллиардов рублей.
В этом году по иску прокуратуры в доход государства изъято 22 объекта недвижимости стоимостью свыше 50 миллионов рублей, которые за время службы бывший высокопоставленный коррупционер успел приобрести и оформить в собственность на себя и родственников.
По итогам заседания принят ряд решений, направленных на укрепление международного взаимодействия. В частности, поддержана инициатива Генпрокурора России о проведении молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», направленного на привлечение внимания общественности к вопросам противодействия коррупции и роли государственных органов в этой сфере под эгидой Межгосударственного Совета по противодействию коррупции.
Антикоррупционные практики обсудили в Евразийском формате
В Москве прошел ХII Евразийский антикоррупционный форум «Противодействие коррупции: диалектика научного знания». Он был приурочен к 100-летию Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Работа антикоррупционного форума проходила в режиме секционных заседаний и круглых столов по темам:
· «Противодействие коррупции как кросс-отраслевой феномен современной науки и законодательства»;
· «Доктрина международного права и противодействие коррупции в свете новых вызовов (к 20-летию Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г.)»;
· «Конституционно-правовая доктрина и формирование методологии противодействия коррупции»;
· «Риск и интерес: диалектика отраслевого познания права в контексте противодействия коррупции»;
· ««Противодействие коррупции в социально-культурной сфере в эпоху цифровизации»;
· «Противодействие коррупции: лучшие практики субъектов Российской Федерации».
Эксперты оценили практику увольнений в связи с утратой доверия. Оказалось, что чаще всего с этой формулировкой увольняют муниципальных депутатов — более 54 %. При этом почти три четверти утративших доверие (71,57%) — мужчины. Такие данные привели ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Между тем, министерство юстиции РФ провело в 2022 году антикоррупционную экспертизу более 180 тыс. региональных правовых актов и почти 2 тыс. уставов муниципальных образований (и изменяющих их муниципально-правовых актов).
Заместитель министра труда Андрей Пудов (именно это ведомство отвечает за разработку антикоррупционных стандартов) представил участникам форума обновленный обзор практики привлечения к ответственности проштрафившихся чиновников. В документе уточняется, что следует считать серьезным нарушением, а что малозначительным и ненаказуемым — как, например, отсутствие в декларации сведений о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом садовом товариществе, или подарке на сумму до 10 тыс. руб.
Также Минтруд разъясняет, что привлечение служащим в ходе проверки адвоката или юриста не может служить подтверждением самого нарушения. А вот наличие пая в инвестиционном фонде, который привлекает иностранные финансовые инструменты, таковым является. Однако за это не нужно увольнять, предупреждает Минтруд, если чиновник вовремя осознал проступок и избавился от доли в таком фонде. Также заместитель министра сообщил, что его ведомство готовит методические рекомендации о том, как декларировать цифровые активы (отчитываться о наличии криптовалюты чиновники должны с 2021 года).
Минтруд России предложил ужесточить антикоррупционное законодательство
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы» Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации подготовило изменения в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно документу, должностные лица обязаны сообщать своим непосредственным руководителям о возникновении «личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Получив такую информацию, руководитель, в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В случае если он не обладает необходимыми для этого полномочиями, его обязанностью будет сообщить о проблеме вышестоящему должностному лицу, которое обладает необходимыми полномочиями.
В случае если руководитель знал о существующей проблеме, но не предпринимал никаких действий, ему грозит увольнение с работы в связи с утратой доверия.
Документ прошел межведомственное согласование и внесен в Правительство Российской Федерации.
Мая пройдёт «прямая линия» по вопросам антикоррупционного просвещения
В Московской городской военной прокуратуре с 9 до 17 часов 24 мая 2022 года будет проводиться «прямая линия» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения (в рамках компетенции органов военной прокуратуры). Телефон «прямой линии»: 8 495 693–55–21.