- Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции
- Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
- Минтруд России выделил ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции
- Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
- Информирование, консультирование и обучение работников
Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции
Антикоррупционная политика организации и система локальных
актов по предупреждению коррупции
Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации.
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.
При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии).
В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:
— цели и задачи антикоррупционной политики;
— используемые понятия и определения;
— область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
— обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
— ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
— порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;
— используемые в организации антикоррупционные инструменты.
При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т.д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.
При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т.д.) и иные особенности.
Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.
Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Одновременно внедрение в организации процедур внутреннего контроля служит и целям предупреждения коррупции. В частности, в ходе анализа бухгалтерской отчетности в организации могут быть выявлены факты осуществления выплат, являющихся замаскированными коррупционными платежами. В этой связи при проведении внутреннего контроля, включая контроль бухгалтерской документации, в контексте предупреждения коррупции организации рекомендуется обратить внимание на следующие процедуры:
1) Проверка соблюдения организационных процедур и правил, касающихся работы по профилактике и предупреждению коррупции.
Такая проверка может охватывать как специальные антикоррупционные правила и процедуры, так и иные правила и процедуры, имеющие опосредованное значение (например, общие нормы и стандарты поведения). В организации следует выстраивать четкие механизмы осуществления контроля их соблюдения, включая назначение ответственных подразделений или работников, сроки проведения контрольных мероприятий, порядок представления отчетности, а также предусмотреть внутренние и внешние механизмы независимого аудита эффективности работы такой системы контроля.
2) Контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская документация является основой для осуществления контроля, направленного на выявление и предупреждение коррупционных нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Бухгалтерская документация также может служить доказательством в случае обнаружения нарушений. Так, в рамках Закона США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA) «Нарушение правил ведения бухгалтерского учета» является отдельным составом правонарушения, а в обновленной политике правоприменения положений данного Закона для юридических лиц Минюста США в качестве одного из элементов принятия организацией мер по исправлению причин и последствий правонарушения определено «надлежащее сохранение деловой документации, а также запрет ее ненадлежащего уничтожения или исправления, включая запрет на использование сотрудниками программного обеспечения, в котором создаются, но не могут надлежащим образом храниться коммерческие записи и переписки».
3) Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, знаков гостеприимства, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом такие операции могут рассматриваться в качестве «индикаторов коррупции».
4) Выявление и противодействие легализации незаконно полученных денежных средств (отмыванию доходов).
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству организации и ее работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:
1) приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного документа. Так, в частности, финансовые организации обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции.
Минтруд России выделил ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции
Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется:
— разработать и принять антикоррупционную политику организации;
— определить в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;
— по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер с проведения оценки коррупционных рисков;
— разработать комплекс мер по выявлению и урегулированию конфликта интересов;
— установить для работников стандарты и кодексы поведения;
— внедрить процедуру оценки добросовестности контрагентов (due diligence);
— использовать в качестве дополнительного инструмента предупреждения коррупции антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;
— принять меры по информированию, консультированию и обучению работников;
— уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым работниками организации и ее контрагентами;
— проводить в целях предупреждения коррупции процедуру внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
— организовать сотрудничество с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции;
— участвовать в коллективных инициативах;
— проводить регулярный мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.
Дата публикации на сайте: 23.09.2019
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
Определение в организации подразделения и (или) работников,
При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:
— разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
— участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
— сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
— выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
— проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
— взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
— участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
— проверку добросовестности контрагентов;
— информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
— мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
— обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
— регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.
В качестве альтернативного подхода — когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий) — функции по предупреждению коррупции могут распределяться между или быть полностью возложены на сотрудников одного из следующих структурных подразделений:
— подразделение комплаенса;
— подразделение внутреннего контроля и безопасности;
— юридическая служба;
— кадровое подразделение
— подразделение внутреннего аудита и др.
Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В этой связи целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.
При этом следует учитывать, что дополнительное возложение функций в сфере предупреждения коррупции на сотрудников, уже исполняющих иные должностные обязанности, может стать препятствием для эффективной организации антикоррупционной работы. В этой связи рекомендуется, когда это позволяет штатная численность организации, назначать сотрудников, ответственных исключительно за деятельность по предупреждению коррупции в организации.
Для эффективного функционирования подразделений (сотрудников), ответственных за предупреждение коррупции, следует также обеспечить выполнение следующих условий:
1) четкая регламентация задач, функций и полномочий.
Функционал подразделений (сотрудников) может быть установлен:
— в положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);
— в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;
— в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;
2) надлежащая квалификация и опыт ответственных сотрудников. Для реализации антикоррупционных мер рекомендуется привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в сфере предупреждения коррупции, комплаенса, внутренней (экономической) безопасности, правоохранительной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что для реализации антикоррупционных мер в организации таким сотрудникам требуется не только наличие опыта проведения расследований, проверок, аудита, но и навыки подготовки локальных нормативных актов, а также работы с персоналом, включая консультирование. Рекомендуется также обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции;
3) наличие прямого доступа к руководству и функциональная независимость от подразделений (должностных лиц), отвечающих за основные направления деятельности организации. В частности, рекомендуется утвердить порядок проведения подразделением проверок соблюдения принятых в организации антикоррупционных мер, в соответствии с которым доклады об их результатах направляются подразделением непосредственно руководителю организации. Кроме того, целесообразно внедрить систему регулярных докладов подразделения руководителю или органам управления организации о состоянии дел по предупреждению коррупции в организации;
4) обеспечение надлежащими ресурсами (материальными, кадровыми и иными) и наделение полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении всех работников организации, в том числе лиц, занимающих руководящие должности. Такое обеспечение должно реализовываться, в том числе путем:
— назначения достаточного количества сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, с учетом общей штатной численности организации и объема реализуемых ими функций;
— установления заработной платы таких сотрудников на уровне заработной платы сотрудников подразделений, отвечающих за основные направления деятельности организации;
— формирования условий, позволяющих получать доступ к необходимой информации — установления необходимости оказания содействия сотрудниками всех структурных подразделений в предоставлении документов, иных сведений, обеспечения доступа к внутриорганизационным базам данных, программному обеспечению и т.п.
Информирование, консультирование и обучение работников
Для обеспечения реализации антикоррупционных мер, принятых в организации, значимым является своевременное информирование ее работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации в сфере противодействия коррупции, установленных ими антикоррупционных стандартах, мерах ответственности за их несоблюдение, а также о внесении в документы организации, направленные на предупреждение коррупции, изменений и дополнений. Рекомендуется, чтобы источником информирования работников периодически выступало руководство организации с тем, чтобы подчеркнуть значимость соблюдения установленных в организации антикоррупционных мер. Кроме того, в организации может быть предусмотрено регулярное напоминание (например, в форме почтовых рассылок, объявлений по громкой связи) о необходимости соблюдать установленные в организации антикоррупционные стандарты.
Для работников организации и ее контрагентов следует обеспечить свободный и удобный доступ к информации о реализуемых мерах по предупреждению коррупции. В частности, рекомендуется предусмотреть специальный раздел, посвященный противодействию коррупции, на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), располагающийся в 1 — 2 «кликах» с главной страницы сайта. В таком разделе целесообразно размещать локальные нормативные акты организации, направленные на предупреждение коррупции, а также методические и иные материалы по вопросам противодействия коррупции (например, создать подраздел, посвященный типовым ситуациям, сопряженным с коррупционными рисками, в которые может попасть работник вместе с порядком действий). При этом указанные документы и материалы рекомендуется размещать в максимально удобной форме, например, в случае внесения изменений в локальные нормативные акты организации обеспечивать их публикацию в актуальной редакции, а не размещение первоначальной редакции и всех документов, вносивших в нее изменения/дополнения, отдельными файлами. Вместе с тем в случае отсутствия официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или одновременно с размещением данной информации в соответствующем подразделе она также может быть размещена на информационных стендах, расположенных в общедоступных местах на территории организации.
Принятие локальных нормативных актов целесообразно дополнять изданием методических материалов (памятки, презентации, пособия, комиксы и т.п.), которые в доступной форме объясняют антикоррупционную политику организации, установленные для работников стандарты поведения, антикоррупционные стандарты, меры ответственности за их несоблюдение, рассматривают примеры коррупционно-опасных ситуаций, с которыми работники могут столкнуться в процессе осуществления своей трудовой деятельности.
Кроме того, у работников должна быть возможность в случае необходимости получить совет по применению действующих локальных антикоррупционных актов организации в реальных жизненных ситуациях. В этой связи рекомендуется сформировать механизмы для обеспечения консультирования работников по вопросам предупреждения коррупции. Для его проведения в организации следует определить ответственных работников, закрепив соответствующие обязанности в локальных актах организации и в трудовых договорах работников. Консультирование может проводиться как очно при личном обращении работников к ответственным лицам, так и посредством использования «горячей линии» или электронной приемной, воспользовавшись которыми работник сможет получить оперативную консультацию по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционной политики. Во всех случаях необходимо обеспечить соблюдение конфиденциальности индивидуальных консультаций.
При организации обучения необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения. Обучение рекомендуется проводить, в первую очередь, для следующих категорий работников:
— руководство организации;
— вновь принятые работники;
— работники, ответственные за предупреждение коррупции в организации;
— работники, на которых в организации налагаются более строгие антикоррупционные стандарты;
— работники, деятельность которых связана со специфическими коррупционными рисками (например, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность).
Обучение каждой категории работников преследует различные цели и задачи, определяющие тематику и форму проведения занятий. Так, при проведении обучения лиц, ответственных за антикоррупционную деятельность, основное внимание должно уделяться организации деятельности по предупреждению коррупции в организации, при обучении остальных работников организации — соблюдению установленных антикоррупционных стандартов. Тематику занятий в первом случае следует выстраивать исходя из полномочий подразделений (сотрудников), ответственных за антикоррупционную деятельность, во втором — в соответствии с установленной в организации системой антикоррупционных стандартов. Для работников, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, желательно предусмотреть специальный учебный курс, посвященный зарубежному антикоррупционному законодательству, включая законодательство о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. В рамках такого курса полезно рассматривать и обсуждать практические кейсы, а к его проведению, при наличии у организации необходимых ресурсов, рекомендуется привлекать внешних экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Аналогичный вопрос может включаться в программу обучения для работников, ответственных за предупреждение в организации, но при этом он может быть рассмотрен в краткой форме в качестве одной из тем общей программы обучения для такой категории работников.
Форма проведения обучения также может варьироваться в зависимости от категории слушателей. Так, для руководителей и сотрудников, ответственных за антикоррупционную деятельность, рекомендуется проведение занятий в очной форме и на регулярной основе, что позволит при выстраивании учебных программ учитывать изменения соответствующего законодательства и судебную практику. Для указанных категорий полезным может также стать участие во внешних обучающих мероприятиях, проводимых для лиц, ответственных за предупреждение коррупции, позволяющее обмениваться профессиональным опытом.
Для впервые поступивших на работу сотрудников и иных категорий работников, не указанных в качестве первоочередных, целесообразным может быть использование дистанционного обучения — краткого электронного курса, позволяющего получить представление о системе противодействия коррупции в организации и об основных действующих антикоррупционных стандартах.
Для категорий работников, на которых налагаются наиболее строгие антикоррупционные стандарты, может использоваться сочетание дистанционного и очного обучения. Например, базовый курс по вопросам противодействия коррупции может быть представлен в электронном виде, а отдельные темы, требующие разбора возникающих на практике спорных ситуаций, могут обсуждаться в рамках очных занятий.
Помимо регулярного обучения, может быть организовано ситуативное обучение или дополнительное консультирование:
— для работников при назначении на новую должность, связанную с повышенными коррупционными рисками;
— в случае существенных изменений направлений деятельности организации или ее организационно-штатной структуры — для работников, деятельность которых затрагивают такие изменения;
— в случае выявления неэффективности отдельных антикоррупционных мер — для работников, ответственных за предупреждение коррупции и т.п.
По итогам проведения обучения следует обеспечить оценку его эффективности. Такая оценка не должна сводиться к формальным показателям, таким, как количество прошедших обучение работников. По итогам обучения рекомендуется обеспечить проведение контроля усвоения материала — тестирование. Проводить тестирование желательно как непосредственно после обучения, так и спустя некоторое время по прошествии обучения. При этом следует проверять не только знания положений локальных антикоррупционных актов организации, но и понимание работниками правильной линии поведения в типовых коррупционно-опасных ситуациях (использовать ситуационные тесты).