Эта статья — обо всех типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое. О территориальных единицах верхнего уровня согласно Конституции России см. Субъекты Российской Федерации; о политическом устройстве см. Государственный строй России; об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России.
В современной России используется несколько видов (типов) административного и территориального деления.
Местное самоуправление — форма самоорганизации местных сообществ, а также их самостоятельная деятельность, которая позволяет гражданам непосредственно или через представительные органы решать вопросы местного значения в границах муниципального образования исходя из интересов жителей с учётом исторических и иных местных традиций.
В России местное самоуправление признается и гарантируется статьёй 12 главы 1 Конституции, составляет одну из основ конституционного строя и осуществляется на всей территории страны. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В главе 8 Конституции России раскрываются основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления, а также гарантируется защита прав местного самоуправления.
1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 настоящего Федерального закона.
3. При изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
- Вопросы местного значения
- Административное и муниципальное устройство России
- Соотношение между административным и муниципальным устройством
- Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов
- Административно-территориальное устройство городов федерального значения
- Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 года
- С 1993 года
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- Стандартизация и классификаторы
- Классные чины муниципальной службы
Вопросы местного значения
Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ № 131.
Административное и муниципальное устройство России
На уровне субъектов России применяется два вида территориального деления:
Соотношение между административным и муниципальным устройством
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.
Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), населённые пункты (обычно это города, посёлки городского типа) регионального (республиканского, краевого, областного, окружного) значения (подчинения), закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами; это некоторые бывшие районы и населённые пункты регионального значения, подчинения).
Третий уровень образуют города районного, окружного (в составе округов на уровне районов) значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).
Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.
Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся (территориально, по некоторым вопросам — и административно) в составе других регионов.
На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана, группы поселений в Эвенкийском районе Красноярского края и т. п. (при наличии).
На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть населённые пункты республиканского, краевого, областного, окружного значения (подчинения) в составе районов, округов, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.
В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).
Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).
Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов
Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:
Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.
В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:
В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).
В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.
Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:
В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):
В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:
Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:
Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.
Деление районов и городов
Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.
Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.
В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.
Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.
Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).
В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.
Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.
Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:
В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.
Города делятся на
Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.
В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.
В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.
Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.
Соответствующие муниципальные образования
Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.
Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.
ЗАТО соответствуют городские округа.
Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам — городские округа.
В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.
В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.
Административно-территориальное устройство городов федерального значения
Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.
Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.
Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.
Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 года
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.
Положением о земских учреждениях 1864 года создавались отдельные от органов государственной власти всесословные органы местного самоуправления: губернские земские собрания и губернские земские управы на уровне губерний, уездные земские собрания и уездные земские управы на уровне уездов. Городовым положением 1870 года представительными органами местного самоуправления стали городские думы, исполнительные — городские управы.
В 1917 году земства и городские думы стали бессословными, были также созданы волостные земские собрания и волостные земские управы, должности губернаторов и исправников были упразднены, а их функции были возложены на губернских и уездных комиссаров которыми по должности являлись соответственно председатели губернских и уездных земских управ.
В 1918-1990 гг. местного самоуправления в стране не существовало. Конституция 1937 года учредила выборные населением местные советы депутатов трудящихся (с 1978 года — местные советы народных депутатов) и их исполнительные комитеты, однако это были именно центральные учреждения осуществлявшие государственную власть на местах, имущество районов, городов и сёл являлось государственным имуществом находившимся только в их оперативном управлении.
С 1993 года
До 2003 года муниципальные образования делились на следующие категории:
Муниципальные образования районы (уезды), как правило, были образованы в границах соответствующих административно-территориальных единиц. Муниципальные образования со статусом городов и посёлков создавались, как правило, в границах соответствующих городов и посёлков областного (краевого) подчинения (это являлось обязательным для закрытых административно-территориальных образований). Города и посёлки в качестве муниципальных образований выделялись в Санкт-Петербурге. В Калининградской области уже со второй половины девяностых для трёх городов с подчинёнными населёнными пунктами использовалось наименование городской округ, в Воронежской области для Борисоглебска — город-район. В городах федерального значения Москве (до 1996 года) и Санкт-Петербурга в качестве внутригородских муниципальных образований выделялись муниципальные округа. Кроме Москвы (до 1996 года) и Санкт-Петербурга, муниципальные округа выделялись в Ярославской области, в которой они функционально соответствовали районам в других регионах Российской Федерации. Во Владимирской области наравне с районами и городами в 2000-х выделялись округа. В Карелии Вепсская национальная волость являлась самостоятельным муниципальным образованием. В Ненецком автономном округе существовали сельсоветы окружного подчинения.
Возможные отклонения в соотношении административно-территориальных единиц и муниципальных образований:
В первой половине 2000-х до реализации появились следующие муниципальные образования верхнего уровня, составленные исключительно сельскими населёнными пунктами:
На уровне муниципальных образований, подчинённых муниципальным образованиям верхнего уровня, выделялись:
Сельские и городские поселения выделялись, однако общее определение их как муниципальных образований отсутствовало.
С 2003 года (фактически с 2004) на территории субъектов РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область) введена следующая классификация муниципальных образований:
Межселенные территории — не являются муниципальными образованиями, прямо подчинены муниципальному району.
Муниципальные образования со статусом района (муниципального округа в Ярославской области) были наделены статусом муниципального района либо (реже, на момент начала преобразований) городского округа.
Муниципальные образования со статусом города или посёлка были, как правило, наделены статусом городского округа, либо муниципального района, либо городского (у некоторых посёлков сельского) поселения.
Вепсская национальная волость Карелии была объединена с Прионежским районом в Прионежский муниципальный район.
Закрытые административно-территориальные образования были наделены статусом городского округа независимо от наличия или отсутствия городского населения.
Муниципальные образования внутри районов были преобразованы в городские и сельские поселения, а внутри городов и посёлков упразднены.
Сельсоветы окружного подчинения Ненецкого автономного округа были преобразованы в сельские поселения новообразованного Заполярного муниципального района.
Муниципальные образования Эвенкийского автономного округа были преобразованы в сельские поселения новообразованного Эвенкийского муниципального района.
В городах федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург и, с 2014 года, Севастополь):
В Санкт-Петербурге — единственном из субъектов — сохранилась унаследованная из 1990-х классификация муниципальных образований: муниципальные округа, города и посёлки.
В Москве до 2012 года внутригородские муниципальные образования специального обозначения не имели, с 2012 сложилась современная классификация: заново появились муниципальные округа (в границах соответствующих районов), поселения (до 2012 городские и сельские поселения Московской области) и городские округа (до 2012 городские округа Московской области).
В Севастополе в 2014 году после вхождения в состав Российской Федерации были образованы муниципальные округа и город, как в Санкт-Петербурге.
В мае 2014 года введены два новых типа муниципальных образований:
В мае 2019 года введён как новый вид муниципальных образований уже в составе любых регионов Российской Федерации, а не как внутригородское муниципальное образование:
Преобразования муниципальных образований
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 89 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда некоторыми называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Органы власти субъектов России входят в систему государственной власти России. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель.
Таким образом, выделяется минимум 12 систем деления страны на данном уровне. Большая часть данных территориальных единиц включает в себя всю территорию того или иного региона страны, лишь некоторые — части (к примеру, в трёх часовых зонах расположены части Якутии). Также некоторые из единиц делятся на другие образования. Например, Дальневосточный макрорегион разделён на экономические территории (провинции).
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де-юре это два разных субъекта.
Без какого-либо официального закрепления границ выделяют географические, природные, а также историко-культурные регионы с собственными устоявшимися названиями, которые в некоторых случаях совпадают с географическими территориями. Среди таких культурных или географических регионов на территории современной России: Ингерманландия, Северо-Запад России, Русский Север, регион Кубань, Маньчжурия, Прикамье, Заволжье, Северный Кавказ, Европейская часть России, Центральная Россия, Залесье, Центрально-черноземная полоса, Поволжье, регион Урал, Поморье, Югра (земля), Колымский край, Горная Шория, Кабарда и другие.
Экономические районы России
Военные округа России
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Часовые зоны России
ФНС России информирует о мерах понуждении частной компании в не законном использовании ей наименования «муниципальная»
Стандартизация и классификаторы
Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. U N/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.
GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.
ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.
ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.
Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.
Муниципальное образование может предоставлять широкий спектр услуг.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).
Классные чины муниципальной службы
высшая группа должностей
главная группа должностей
ведущая группа должностей
старшая группа должностей
младшая группа должностей