Виды и особенности организации

В чем суть? Порядок реабилитации инвалидов — этапы помощи людям с ограниченными возможностями в улучшении качества жизни. Это преодоление ограничений, вызванных физическими, когнитивными и психическими нарушениями.

Что входит? Процесс реабилитации включает в себя способы увеличения мобильности и диапазона движений, освоения навыков и выбора стратегии для решения повседневных задач. Также нужна эмоциональная поддержка, помощь в адаптации к жизни с инвалидностью.

В этой статье:

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ

Мероприятия по преодолению дезадаптации и ограничения жизнедеятельности представляют комплекс мер, активизирующих и стимулирующих социально-трудовую и социально-бытовую деятельность инвалидов, проживающих в доме-интернате и получающих социальные услуги, в условиях психоневрологического дома-интерната.

Социальная реабилитация и абилитация оказывается всем проживающим вне зависимости от условий проживания (платное или государственное обеспечение) на безвозмездной основе.

В доме-интернате социально-трудовая деятельность осуществляется в 6 основных творческих мастерских, деятельность которых направлена на организацию адаптации людей с особенностями в развитии к трудовой деятельности, обучению их трудовым навыкам, предоставление им возможности занятия общественно-полезной деятельностью. Улучшению качества жизни людей с инвалидностью, проживающих в доме-интернате. Восстановление, развитие (формирование) доступных трудовых и социальных навыков. Содействию стабилизации психического состояния, улучшению самочувствия проживающих граждан.

Мастерская «Магия дерева»

Глиняная мастерская «Глинка»

Швейная мастерская «Волшебная нить»

Кружковая и клубная деятельность

Адаптивная физическая культура

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ

В целях повышения эффективности работы с гражданами, качества обеспечения жизнедеятельности населения предлагаем Вам оценить качество оказания услуг Государственным учреждением «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1 г. Минска» на Портале рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь, пройдя по следующей ссылке

Наши контакты

Государственное учреждение«Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1»

223054, Минская область, Минский район, а.г. Острошицкий Городок.

Порядок профессиональной реабилитации инвалидов

Профессиональная реабилитация – это система мер, цель которой видится в возвращении инвалиду трудоспособности, предоставлении ему условий работы с учётом индивидуальных возможностей и ограничений, а также в обеспечении его материальной и социальной защищенности.

Профессиональная реабилитация людей с ограниченными возможностями имеет такое же большое значение, как и все остальные, единые во взаимодействии, составляющие системы мер по реабилитации.

Нельзя исключить услугу обеспечения инвалида своевременной и исчерпывающей информацией о возможностях получения новой специальности и подробной должностной характеристике, об изменении конъюнктуры и потребностях рынка труда в тех или иных работниках, карьерных и личных перспективах, материальных возможностях, видах самостоятельной трудовой деятельности. Можно привести следующие виды информационного оповещения:

Виды и особенности организации

Исходя из изложенного выше, первостепенное значение приобретает владение полной информацией – это важно даже более для людей с ограниченными возможностями, так как они часто замыкаются в своем узком личном пространстве, теряют надежды и смысл, их эмоциональный настрой никак не назовёшь позитивным. Именно поэтому одним из первых пунктов плана реабилитации становится профессиональное консультирование инвалида.

Его цель – оказать помощь в первых самостоятельных шагах на новой профессиональной стезе с учетом личных возможностей и запросов социума.

Профессиональное консультирование складывается из следующих приемов:

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов – настолько сложный и масштабный процесс, что в нём не должно быть никакой самодеятельности. Именно поэтому в России все описанные аспекты содействия людям с ограниченными возможностями объединены в Индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Виды и особенности организации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

Данная программа, опирающаяся на медицинские правовые нормы, является основой для дальнейших действий по реабилитации инвалидов. В ней описывается весь порядок реабилитационных мер, их типы, структура, ответственные и заинтересованные стороны, сроки выполнения с целью возвращения человека с инвалидностью в общество, его адаптации, укрепления здоровья, определения своего места в социуме, улучшения материального уровня с целью создания условий для самостоятельной жизни.

Индивидуальная программа строится на положениях «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», вступившей в силу с 1 января 2016 года и утвержденной Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н. Данный Приказ устанавливает новые формы индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и переименовывает их.

Распоряжения, услуги, иные действия, включенные в ИПРА, строго выполняются согласно букве закона. Его исполнителями являются указанные в Программе инвалидов организации, которые задействованы в проведении реабилитации: медицинские, службы занятости, социальной защиты, другие социальные службы, образовательные учреждения. Получивший ИПРА человек имеет право обратиться в прописанные в Программе организации за всевозможными видами помощи.

В период прохождения комплексных реабилитационных мероприятий в жизнь людей с ограниченными возможностями приходят новые позитивные изменения: увеличивается их жизненное пространство, появляются новые связи, расширяется круг интересов, они становятся более мотивированными, возрастает уровень личных потребностей.

Поэтому перед всем социумом в целом и перед местным руководством, предприятиями и общественными организациями, в частности, стоит очень важная задача по созданию условий для взаимодействия с данной категорией людей, их активизации как членов социума, достижению приемлемого уровня жизни лиц с ограниченными возможностями, приближению социума к их нуждам. При этом нельзя забывать о взаимосвязи и неразрывности комплекса мероприятий и объективной оценке их результативности.

Имеются противопоказания, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или проконсультироваться со специалистом.

Отличия реабилитации от абилитации инвалидов

Начнем с того, что отличает эти слова – приставка «ре», обозначающая обновление, возобновление чего-либо. Говоря о людях с ограниченными возможностями, реабилитация – это осуществляемое самим человеком в единстве с медициной восстановление организма, полное или частичное устранение последствий заболевания или травмы.

Абилитацией называется приобретение новых способностей для бытовой и социальной адаптации, для личной реализации в обществе, для самостоятельной трудовой деятельности в новой, ранее не известной сфере.

Таким образом, если реабилитация – это возвращение к уже известному и достигнутому ранее, то абилитация – изучение нового ради достижения прогресса на другом поприще и при иных обстоятельствах.

Задачи и направления медицинской реабилитации

Главная задача медицинской реабилитации состоит в недопущении снижения физических возможностей организма, то есть в использовании доступных средств укрепления здоровья, как физического, так и психологического. К направлениям медицинской реабилитации можно отнести:

Санаторно-курортное оздоровление

Прохождение периодического оздоровления в санаторно-курортных организациях – очень важная составляющая для людей с ограниченными возможностями, перенесших психологическую травму, нуждающихся в целостном восстановлении организма.

Отечественные здравницы, обладающие уникальными природными средствами, могут предложить инвалидам большой перечень услуг, которые могут благотворно повлиять как на организм в целом, так и на его системы в отдельности.

Кроме этого, в санаторно-курортных заведениях люди с ограниченными возможностями могут не только пройти курс физиотерапии, укрепить себя посильными физическими нагрузками, лечебной гимнастикой, попробовать ту или иную диету, но и приобрести новый круг знакомых, окунуться в комфортную атмосферу общения с незнакомыми людьми, что является таким необходимым позитивным психологическим фактором.

Виды и особенности организации

Реконструктивная хирургия

Очень важное технологически и быстро развивающееся в настоящее время направление. Обусловленный прогрессом в медицинской сфере, данный вид хирургии часто позволяет врачам не только компенсировать нанесенный травмами ущерб организму, но и справиться даже с врожденными и приобретенными недостатками.

Протезирование

Встречаются такие сложные случаи, при которых реконструктивная хирургия помочь не может, как, например, когда поврежденный сустав восстановить не представляется возможным. И тогда на помощь приходит протезирование, цель которого – функциональная замена пострадавшего сустава. При этом важнейшим этапом, чтобы исключить потенциальную ошибку и дальнейший дискомфорт при эксплуатации, становится выбор протеза.

Ортезирование

Методом профилактического воздействия при помощи специальных конструкций, служащих для фиксирования сустава или конечности, его стабилизации, поддержки, коррекции является ортезирование.

В настоящее время используются как самые простые, например, шины и корсеты, так и более сложные устройства, брейсы, применяемые для фиксации части тела в нужном положении и контроля его состояния с целью переноса и распределения лишней нагрузки.

Способы и средства медицинской реабилитации инвалидов

Достижение успеха в реабилитации средствами медицины часто предполагает комплексную помощь со стороны группы работников разных профилей с применением индивидуального подхода. Выработанный специалистами план может включать в себя следующий инструментарий:

Психотерапия

Потеря функциональности организма для человека – всегда травма, не только физическая, но и психологическая. Самые частые последствия этого – уныние, апатия, депрессия.

Одному справиться с таким тяжелейшим испытанием практически невозможно. Обязательным средством помощи при этом становится психотерапия. Проводимые специалистами с использованием различных техник и форм регулярные занятия помогают людям с ограниченными возможностями по-иному взглянуть на свое положение, составить план действий, собраться с силами для продолжения жизни, которая может стать еще более интересной и успешной.

Социальная реабилитации людей с ограниченными возможностями

Социальная реабилитация – вид восстановительных мер, направленных на оказание помощи пострадавшему во взаимодействии как с обществом в целом, так и с единичными его представителями.

Цель этих мер заключается в адаптации человека к его изменившейся роли в ранее привычной среде, восстановлении его положения в обществе, в том числе материального обеспечения, для ощущения себя полноценным членом социума.

Данный вид адаптации имеет несколько направлений:

Виды и особенности организации

Крайне важная часть социальной реабилитации – спортивные мероприятия, способствующие не только развитию физических возможностей организма, но и дающие позитивный психологический эффект.

Физкультурно-оздоровительная деятельность на практике является живительным комплексом, оказывающим положительное воздействие на многие сферы жизни людей с ограниченными возможностями – от физических кондиций до душевного равновесия, от терапевтического эффекта до коммуникации с новыми знакомыми, средством формирования активной жизненной позиции, создания условий для раскрытия своих возможностей.

Психологический подход – главенствующий ориентир системы социально-педагогической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, для реабилитации людей с ограниченными возможностями служат многие факторы: от условия соперничества на спортивных мероприятиях до увеличения личного социального пространства, от позитивного психологического настроя до появления большого круга новых знакомых.

Виды реабилитации инвалидов

Можно выделить следующие пути реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья:

Виды и особенности организации

К медицинской реабилитации относятся:

Социальная реабилитация включает в себя:

Профессиональная реабилитация состоит из:

Чтобы решить вопрос о переобучении и трудоустройстве, человек с ограниченными возможностями здоровья имеет законную возможность обратиться в Центр занятости населения по месту жительства.

Действующая программа психолого-педагогической реабилитации для детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, основывается на:

Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов в России

Виды и особенности организации

ИЗ МАТЕРИАЛОВ IV ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-2022»

О мерах по реализации положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, предпринимаемых основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по компетенции

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 N 3711-р утверждена Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 г. (далее – Концепция).

Принятие Концепции призвано обеспечить комплексный характер системы реабилитации и абилитации инвалидов, направленный на объединение усилий всех участников реабилитационного процесса, обеспечить формирование ее единой организационно-правовой и научно-методической базы. Также для реализации поставленных Концепцией задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 N 2253-р утвержден План мероприятий реализации Концепции (далее – План).

Департамент по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с ведущими экспертами Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) в рамках компетенции рассмотрел информационно-аналитические материалы, поступившие в течение III квартала 2022 г. из Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (далее – Комиссия) в Минтруд России для рецензирования, на предмет их соответствия цели, задачам, приоритетным направлениям реализации, основным ожидаемым результатам и целевым показателям реализации Концепции, а также Плану.

Согласно общим положениям Концепции под комплексной реабилитацией и абилитацией понимается персонифицированное сочетание оптимально подходящих услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по основным направлениям реабилитации и абилитации (медицинской, социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической и социально-педагогической), социокультурной, психолого-педагогической, профессиональной, физической (с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта), предоставляемых в зависимости от необходимости одновременно или поэтапно в целях полной реализации их реабилитационного потенциала, максимально возможного восстановления или компенсации имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, подготовки и достижения социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества жизни.

Таким образом, основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части реализации положений Концепции являются: Министерство здравоохранения Российской Федерации – в части медицинской реабилитации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – в части социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической и социальнопедагогической) реабилитации и абилитации; Министерство культуры Российской Федерации – в части социокультурной реабилитации и абилитации; Министерство просвещения Российской Федерации – в части психолого-педагогической реабилитации и абилитации.

Вопросы профессиональной реабилитации инвалидов в связи с последовательностью и преемственностью образовательного и профессионального маршрута инвалидов являются предметом совместного ведения Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства высшего образования и науки Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Такой подход был положен в основу Плана при его подготовке, согласовании и доработке. Одновременно Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере проведения медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов. Исходя из этого, в соответствии с Планом Минтруд России является основным исполнителем системных мер и мероприятий, направленных на развитие и совершенствование: — правового и организационно-методического обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; — механизма разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ); — межведомственного взаимодействия в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; — современной информационной среды, обеспечивающей потребности системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

В этих целях приказом Минтруда России от 25 октября 2022 N 688 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 N 2253-р. Одним из ключевых мероприятий Концепции и Плана является усовершенствование правового регулирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Разработка соответствующего проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (далее – Законопроект) была начата Минтрудом России одновременно с разработкой Концепции в 2018 году.
Положения разработанного Законопроекта учитывают подходы к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, сформулированные в Концепции и Плане. Целью Законопроекта является формирование взаимоувязанной системы полномочий органов государственной власти и организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидам для обеспечения инвалидов доступными и качественными реабилитационными услугами. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в 9 федеральных законов: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», «О техническом регулировании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».

Основные изменения вносятся в базовый Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Предлагаемыми изменениями четко определяются полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Вводится или актуализируется понятийный аппарат по комплексной реабилитации и абилитации и ее основным направлениям. Впервые законодательно вводятся понятия: «ранняя помощь» и «сопровождаемое проживание», определяются условия их предоставления. Вводятся полномочия Минтруда России по определению федеральными учреждениями МСЭ целевых реабилитационных групп инвалидов в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности при оказании реабилитационных и абилитационных услуг, а также по разработке стандартов предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, которые предлагается четко отграничить от социальных услуг. Так же полномочия по разработке стандартов предоставления услуг по другим направлениям – социокультурной, физической реабилитации и абилитации – предоставляются соответствующим ведомствам по компетенции (Минкультуры России и Минспорту России соответственно).

В настоящее время, в отсутствие другого регулирования, действуют национальные стандарты предоставления различных услуг по реабилитации и абилитации инвалидов. Национальный стандарт носит рекомендательный характер, предполагает добровольность при его применении. Сама структура национального стандарта не имеет необходимой на современном этапе детализации предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по утверждению стандартов предоставления услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов, обязательных для применения, вводятся взамен имеющегося в настоящее время регулирования – по аналогии с действующими положениями федерального законодательства, регулирующими оказание медицинской помощи по медицинской реабилитации.
Законопроектом впервые вводится понятие «реабилитационная организация», а также различные механизмы контроля за деятельностью таких организаций. Все предлагаемые изменения должны обеспечить повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов, создать дополнительные условия для максимальной интеграции инвалидов в общество.
Одновременно Минтрудом России совместно с ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проводится подготовка 27 подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минтруда России в развитие положений Законопроекта. В соответствии с Планом Законопроект должен быть направлен в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу до конца 2022 года.
Одновременно в целях минимизации рисков, возникающих в рамках новых правоотношений в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, Правительство Российской Федерации приняло решение о проведении в 2022-2024 годах в двух субъектах Российской Федерации (Свердловской и Тюменской областях) пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, Правила реализации которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 N 2339 (далее – пилотный проект).

В ходе пилотного проекта Минтрудом России совместно с исполнительными органами государственной власти пилотных регионов, реабилитационными организациями регионального и федерального уровней, Фондом социального страхования Российской Федерации, Казначейством России, Национальной системой платежных карт «МИР» отрабатывается целый ряд задач, таких как:

— определение федеральными учреждениями МСЭ целевых реабилитационных групп детей-инвалидов для их рациональной маршрутизации в профильные реабилитационные организации, в том числе в случаях, требующих сложных видов реабилитации в федеральных учреждениях, подведомственных Минтруду России;
— отработка стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов различных целевых реабилитационных групп в полустационарных и стационарных условиях;
— отработка межведомственного электронного взаимодействия и форм документов при предоставлении соответствующих услуг;
— отработка механизма финансового обеспечения реабилитационных и абилитационных услуг с использованием электронного сертификата;
— отработка механизмов и унифицированных инструментов для оценки эффективности оказанных услуг.

Под услугами по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов для целей пилотного проекта понимается оптимальный набор мероприятий, направленных на восстановление или формирование у ребенка-инвалида способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастной нормой, включающих в себя основные направления реабилитации – социально-бытовую адаптацию, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социокультурную реабилитацию и абилитацию, профессиональную ориентацию, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
В последние годы в сфере медицинской реабилитации активно развивается комплексный междисциплинарный подход, нашедший отражение в новых порядках медицинской реабилитации детей и взрослых, вступивших в силу с 1 января 2021 г. и предусматривающих ее осуществление в три этапа. При исчерпании возможностей медицинской реабилитации, особенно при низком потенциале восстановления нарушений функций организма, все большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической и профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей инвалидов в целях их социальной адаптации и реинтеграции в общество.

С учетом порядков оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе по медицинской реабилитации. Вместе с тем, необходимо совершенствование взаимодействия между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую помощь по медицинской реабилитации, и реабилитационными организациями в других сферах в целях обеспечения преемственности и последовательности в реабилитационном процессе».

Анализ материалов, представленных Минздравом России в Комиссию, позволяет сделать вывод о широком спектре предпринимаемых компетентным федеральным органом исполнительной власти мер, направленных на повышение доступности для граждан, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, медицинской помощи по медицинской реабилитации, в том числе в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 N 2816-p. Федеральный проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» реализуется с 1 января 2022 года и направлен на достижение показателя «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».

По мнению Минздрава России, одной из основных задач на текущий период является обновление материально-технической базы медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, включая оснащение современными техническими средствами реабилитации, способствующими сокращению терапевтических курсов, приводящих к улучшению и возвращению утраченных функций пациентов, подготовку специалистов в области медицинской реабилитации, повышение квалификации уже работающих специалистов, а также профессиональная переподготовка кадров.

Вместе с тем, в материалах Минздрава России и вышеуказанных документах не прослеживается интеграция медицинской реабилитации в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в том смысле, который вложен в цитируемые выше положения Концепции, на что, в частности, указывает в своем экспертном заключении Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Важнейшим показателем социальной адаптации инвалидов является их трудоустройство и занятость. Профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации и построения образовательного маршрута, тогда как при возникновении инвалидности в трудоспособном возрасте, особенно при остро возникших заболеваниях и травмах, наиболее перспективен ранний этап медицинской реабилитации, который, по данным специальной медицинской литературы, выступает самым эффективным инструментом восстановления трудоспособности в прежней (или в наиболее схожей) профессии.

Вместе с тем, понятие психолого-педагогической реабилитации и абилитации в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Анализ материалов по данным вопросам, представленных в Комиссию Минпросвещения Россиии Минобрнауки России, показывает, что деятельность Минпросвещения России, Минобрнауки России в части обеспечения инвалидов реабилитационными, абилитационными и образовательными услугами, соответствует общим направлениям совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации, закрепленным в положениях Концепции и мероприятиях Плана.
Так, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой в декабре 2021 г. Межведомственный комплексный план по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и занятости указанных лиц, содержит значительное количество мероприятий, предусмотренных Концепцией, и скоррелирован с Планом. 1 Письмо Минздрава России от 14.09.2022 N 15-3/И/1-7733. 2 Письмо Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов от 04.10.2022 N 3398-ЛИ/АСИ. 3 Письмо Минпросвещения России от 29.07.2022 N МП-П-3762. 4 Письмо Минобрнауки России от 29.07.2022 N МН-7/2784-ДА.

Однако одновременно следует отметить, что до настоящего времени не утвержден проект федерального закона, подготовленный Минпросвещения России и Минобрнауки России, определяющий роль и место психолого-педагогической реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе образования.

По нашему мнению, отсутствие самостоятельного законодательного регулирования вопросов психолого-педагогической реабилитации и абилитации затрудняет развитие данного направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Материалы, представленные в Комиссию Минкультуры России, позволяют судить о том, что работа, проводимая Минкультуры России по совершенствованию организации социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, не в полной мере соответствует положениям Концепции и Плана.

Так, Концепцией социокультурная реабилитация и абилитация рассматривается как «фактически существующее отдельное и во многом уникальное направление комплексной реабилитации и абилитации» и описывается как «комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных, а также экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество». Данный тезис был положен в основу соответствующих разделов Законопроекта, наделяющих федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, полномочиями по обеспечению услуг по социокультурной реабилитации и абилитации, предоставляемых инвалидам и детям-инвалидам с использованием всех видов творческой деятельности.

При этом, в материалах, представленных в Комиссию Минкультуры России, основные направления деятельности компетентного федерального органа исполнительной власти в большей степени направлены на повышение доступности для инвалидов объектов культуры и искусства, а также развитие инклюзивных практик в соответствующей сфере (в том числе в рамках проекта «Инклюзивная платформа» на портале «Культура.РФ»).

Таким образом, по нашему мнению, необходима выработка единой, согласованной с Минкультуры России позиции в части: содержания услуг по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; целеполагания предоставления данных услуг гражданам; роли и места учреждений и специалистов сферы культуры в обеспечении функционирования в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с учетом стратегических положений Концепции. Что касается совершенствования оказания услуг по реабилитации и абилитации инвалидов методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (физической реабилитации и абилитации), то следует отметить, что Минспорт России и подведомственные ему научнопрактические организации, определенные в качестве методических центров по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург), принимали активное участие в подготовке Законопроекта в части законодательного регулирования рассматриваемых вопросов.

Согласно данным Минспорта России, представленным для анализа в Комиссию, в 2021 году в рамках государственного контракта ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» по заказу Минспорта России выполнена научно-исследовательская работа по теме «Разработка и обоснование стандарта оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов». Данную разработку планируется использовать при подготовке документов для утверждения стандарта оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ранее направлял в Минтруд России положительную рецензию на данный проект документа, а также позицию, согласно которой он может быть использован для разработки стандартов оказания инвалидам соответствующих услуг. Кроме того, Концепция и План при разработке были взаимоувязаны с положениями Плана реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – План мероприятий по реализации Стратегии) и другими документами стратегического планирования развития в Российской Федерации физической культуры и спорта.

Как указывает в своих материалах Минспорт России, из 117 пунктов Плана мероприятий по реализации Стратегии 23 мероприятия непосредственно касаются адаптивной физической культуры и спорта, соисполнителями по которым являются Паралимпийский и Сурдлимпийский комитеты России, всероссийские федерации, развивающие виды спорта инвалидов. В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии Минспортом России совместно с Минтрудом России был разработан и утвержден План мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, до 2030 года.

Ключевыми мероприятиями данного плана являются совершенствование нормативных правовых документов в сфере адаптивной физической культуры и спорта, проведение всероссийских физкультурных мероприятий среди инвалидов, создание детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и центров в субъектах Российской Федерации, реализация плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта, что в полной мере согласуется с задачами Концепции, приоритетными направлениями ее реализации и мероприятиями, предусмотренными Планом. Таким образом, согласно материалам, представленным Минспортом России, работа, проводимая по совершенствованию организации физической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, методами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в полной мере скоррелирована с положениями Концепции и Плана. Стратегические документы государственного планирования по вопросам развития физической культуры и спорта в Российской Федерации также разрабатываются с учетом потребности инвалидов в мероприятиях по физической реабилитации и абилитации.

Суммируя все изложенное выше, можно сделать общий вывод о том, что основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2021-2022 годах предпринимались и продолжают реализовываться меры по повышению доступности для инвалидов и детей-инвалидов реабилитационных и абилитационных услуг.

Вместе с тем, в отношении ряда федеральных органов исполнительной власти следует отметить, что данные меры не полностью гармонизированы по своему содержанию с положениями Концепции и Плана. В настоящее время осуществляется подготовка предложений в протокольные поручения по итогам очередного заседания Комиссии, состоявшегося 12.10.2022 г. Департамент по делам инвалидов Минтруда России и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России предлагает включить результаты анализа, отраженные в настоящей статье, в протокол заседания Комиссии, в том числе отметить необходимость повышения контроля за реализацией Плана компетентными федеральными органами исполнительной власти.

Социально-средовая реабилитация инвалидов

Еще одна функция общества по созданию приемлемых условий для людей с ограниченными возможностями – сглаживание препятствий в жизненном пространстве инвалидов, создание условий для приспособления к изменившимся социально-бытовым условиям.

Такой вид реабилитации предполагает приближение общества к нуждам инвалидов: снятие существующих в их жизненном пространстве преград, упрощение условий жизни, улучшение инфраструктуры средствами техники.

Одно из главных препятствий социализации инвалидов – неадаптированность к их нуждам всего общественного жизненного пространства, например, архитектурной или транспортной сферы. Это и есть основная цель интегрирования людей с ограниченными возможностями в общество.

В настоящее время масштаб этих преград слишком широк, чтобы можно было надеяться на скорейшее разрешение проблемы адаптации инвалидов к существующим социальным условиям.

Первоначальным шагом для создания безбарьерной среды могло бы стать проведение освидетельствования жилого и нежилого фондов на предмет определения потенциала для реконструкции, а затем и их улучшение.

Виды и особенности организации

Результат в приближении современной общественной инфраструктуры к потребностям людей с ограниченными возможностями возможен лишь на основе имеющегося действующего законодательства, при честном диалоге между инвалидами с одной стороны и с другой стороны местными руководителями, архитектурными и строительными организациями при выделении дополнительных финансовых средств на реконструкцию и строительство.

Оцените статью
Минтруд России