В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ ВПРАВЕ ПЕРЕВЕСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО НА

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) представитель нанимателя — руководитель федерального государственного органа, органа публичной власти федеральной территории или государственного органа субъекта Российской Федерации, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 287-ФЗ)

3) профессиональный уровень — уровень знаний и умений гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также — гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

4) оценка профессионального уровня — определение уровня знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, у гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должность гражданской службы), гражданского служащего;

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

5) область профессиональной служебной деятельности — совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих;

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

6) вид профессиональной служебной деятельности — специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 645-ФЗ)

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы с учетом уровня его образования, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессионального уровня.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, в случаях, предусмотренных Законом, допускается перевод гражданского служащего с его письменного согласия: 1) на иную должность гражданской службы в том же государственном органе; 2) на иную должность в другом государственном органе; 3) в другую местность вместе с государственным органом.

Как видно из содержания указанной части, перевод — это назначение гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы (в том же или в другом государственном органе) или в другую местность вместе с государственным органом. Закон не дает определение понятия иной должности. Однако, учитывая, что ст. 24 Закона наименование замещаемой должности относит к существенным условиям служебного контракта, иной должностью следует считать должность, не соответствующую по наименованию той, которая была обусловлена при заключении контракта.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

3. Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).

Комментируемый Закон не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением на иную нижеоплачиваемую гражданскую должность. В связи с этим к таким гражданским служащим в силу ст. 73 Закона должны применяться правила ст. 182 ТК.

В соответствии с ней, в тех случаях, когда работа, на которую переведен работник в соответствии с медицинским заключением, является нижеоплачиваемой, за работником сохраняется его прежний средний заработок в течение месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты трудоспособности либо до выздоровления работника.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако надо отметить, что это правило противоречит ч. 1 комментируемой статьи и положениям ст. 24 Закона, в соответствии с которыми наименование замещаемой должности относится к существенным условиям служебного контракта, которые могут быть изменены только по соглашению сторон. Кроме того, оно не учитывает положений ст. 13 Закона, согласно которой гражданский служащий берет на себя обязательства по осуществлению профессиональной служебной деятельности на должности в соответствии с актом назначения на должность и служебным контрактом.

Перемещением, не требующим согласия гражданского служащего, по аналогии со ст. 72 ТК, следует считать изменение организационно-технических условий прохождения службы (перемещение на другое служебное место, в другое структурное подразделение и т.п.), если это не влечет за собой изменения должности и других существенных условий, предусмотренных служебным контрактом.

Поскольку ст. 24 Закона условие о структурном подразделении относит к существенным условиям служебного контракта, то при решении вопроса о том, является или нет перемещение гражданского служащего в другое структурное подразделение государственного органа переводом, необходимо установить, предусмотрено ли оно (структурное подразделение, в которое принят гражданский служащий) в служебном контракте с ним. Если это структурное подразделение в служебном контракте указано, то оно является его существенным условием и, следовательно, может быть изменено только с письменного согласия гражданского служащего.

Иными словами, изменение структурного подразделения можно признавать перемещением только в том случае, если при заключении служебного контракта конкретное структурное подразделение как существенное условие контракта не оговаривалось и в служебном контракте не предусмотрено. В противном случае такое «перемещение» будет являться переводом и возможно только с письменного согласия гражданского служащего.

Такая позиция высказана в Постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 применительно к аналогичным положениям Трудового кодекса. Как разъяснил Верховный Суд РФ, если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора. Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д. (п. 16 Постановления).

Переченьобластей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации(утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)

П.1. Обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

П. 2. Сопровождение парламентской деятельности*

* Данную область профессиональной служебной деятельности рекомендуется использовать при определении квалификационных требований для гражданских служащих, осуществляющих сопровождение деятельности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных должностных лиц и с учетом выполняемого вида профессиональной служебной деятельности.

П. 3. Обеспечение национальной безопасности и укрепление государственной границы

П. 4. Внешнеполитическая, международная и внешнеэкономическая деятельность

П. 5. Обеспечение внутренней безопасности и правоохранительная деятельность

*/**/*** В случае, если гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность в сфере гражданской обороны в зависимости от направления мероприятий (защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера), то в должностном регламенте целесообразно указывать виды деятельности П. 5.1. » Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», П. 5.2. » Обеспечение аварийно-спасательной деятельности».

В случае, если должностные обязанности гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность в сфере гражданской обороны связаны с организацией и проведением мобилизационной подготовки и мобилизации, в должностном регламенте рекомендуется включать область деятельности П. 3. » Обеспечение национальной безопасности и укрепление государственной границы» и вид деятельности П. 3.14. » Организация и проведение мобилизационной подготовки и мобилизации».

П. 6. Внешний государственный аудит (контроль)

П. 7. Управление в сфере юстиции

П. 8. Организация судопроизводства

П. 9. Регулирование здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия

П. 10. Управление в сфере культурной и национальной политики

П. 11. Регулирование науки и образования, инновационной деятельности и молодежной политики

П. 12. Управление в сфере физической культуры и спорта

П. 13. Управление в сфере природных ресурсов, природопользование и экология

П. 14. Регулирование сельского хозяйства и ветеринарии

П. 15. Регулирование промышленности и энергетики

П. 16. Управление в сфере информационных технологий, связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации

П. 17. Регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства

*/** В случае, если гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность в сфере жилищного надзора, то в должностном регламенте целесообразно указывать виды деятельности П. 17.1. » Регулирование в сфере капитального строительства и капитального ремонта», П. 17.4. » Регулирование в сфере коммунальных и эксплуатационных услуг».

П. 18. Регулирование транспортного комплекса

* В случае, если гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность в сфере самоходных машин и иных видов транспорта, то в должностном регламенте целесообразно указывать вид деятельности П. 15.37. » Регулирование в области обеспечения безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники» в соответствии с актуальной редакцией справочника.

П. 19. Регулирование в сфере труда и социального развития

П. 20. Регулирование государственной гражданской и муниципальной службы

П. 21. Регулирование бюджетной системы

П. 22. Регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков

П. 23. Регулирование налоговой деятельности

П. 24. Регулирование таможенной деятельности

П. 25. Регулирование экономики, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства

П. 26. Регулирование имущественных отношений

П. 27. Регулирование земельных отношений, геодезия и картография

П. 28. Управление в сфере государственного материального резерва

П. 29. Антимонопольное регулирование

П. 30. Государственное ценовое (тарифное) регулирование

П. 31. Регулирование в сфере официального статистического учета

П. 32. Управление в сфере архивного дела и делопроизводства

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) (по состоянию на 14 апреля 2023 г.)

Текст перечня опубликован не был

Продукты и услуги

Документы ленты ПРАЙМ

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям , которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

Оцените статью
Минтруд России