Последнее обновление: 16.11.2023
Комплекс тестовых вопросов на соответствие квалификационным требованиям вне зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности (базовым квалификационным требованиям) с подробными разъяснениями для тестирования госслужащих или претендентов на поступление на гражданскую службу в государственный орган.
Архитектура-Астрономия-Биология-Биотехнологии-Военное дело-Высокие технологии-География-Геология-Государство-Демография-Дом-Журналистика и СМИ-Изобретательство-Иностранные языки-Информатика-Искусство-История-Компьютеры-Косметика-Кулинария-Культура-Лингвистика-Литература-Маркетинг-Математика-Машиностроение-Медицина-Менеджмент-Механика-Науковедение-Образование-Охрана труда-Педагогика-Полиграфия-Политика-Право-Приборостроение-Программирование-Производство-Промышленность-Психология-Религия-Связь-Сельское хозяйство-Социология-Спорт-Строительство-Торговля-Транспорт-Туризм-Физика-Философия-Финансы-Химия-Экология-Экономика-Электроника-Электротехника-Энергетика-Юриспруденция-Ядерная техника-
Экзаменационный билет № 1
Генерация страницы за: 0.062 сек.
Итак, прошлая серия нашего увлекательного сериала закончилась тем, что результаты конкурса были опубликованы на официальном портале государственного органа спустя пять дней (календарных, если что).
Не знаю, как и где, но в нашем ведомстве есть такое негласное правило — результаты «в резерв» публикуются исходя из общего количества баллов кандидатов, т.е. не в алфавитном порядке или как-то иначе, а от бОльшего количества набранных баллов к меньшему. Количество баллов не указывается, кстати. Впрочем, это правило, как я успел убедиться, есть только в нашей конторе, остальные за таким замечены не были. Итого из 11 заявленных кандидатов на место «в резерв» были зачислены только 4.
Что делать дальше? Лично я — ждал. Была информация, что грядёт реструктуризация и до завершения этого процесса можно было не дёргаться. Я расслабил булки и сосредоточился на другой работе. А зря.
Спустя две недели раздался звонок. Меня настойчиво пригласили подойти «на собеседование» и обрисовать ситуацию. Приехать требовалось прям сегодня, в 18.30, в кабинет такой-то. Время собеседования немного удивило, но всё встало на свои места во время собеседования.
Если с конкурсом всё было более-менее понятно, то чего ждать от собеседования — неизвестно. Где-то в глубине я чувствовал, что это будет не обычное собеседование. Чуйка меня не подвела.
На официальном сайте я пробил номер кабинета и выяснил, что это кабинет заместителя министра. Но звонил не он. Становилось всё интересней и интересней.
Дальнейшее повествование не показательно, у вас всё точно будет иначе, но с высоты своего скромного опыта скажу, что собеседование на государственной или муниципальной службе отличается от всего, что было у вас в коммерческих организациях. До этого и в последующем я наблюдал много интересных собеседований и главное отличие собеседований в государственных органах состоит в том, что вас распрашивают сразу и с места ваши непосредственные руководители. Фильтра в виде эйчара нет в принципе. Всё, что можно было стандартизировать — уже было стандартизировано в виде бумаг в отдел кадров и самого конкурса. А дальше — только суть.
Суть состоит в том, что вам остался лишь один шаг до собственного рабочего стола и вас рассматривают уже как сотрудника. Осталось только подтвердить вашу АДЕКВАТНОСТЬ — это то, на что смотрят в первую очередь. Им с вами работать. И если вы весь такой красивый и прекрасный, но совершенно не коллективный человек, то вас отпустят с миром и забудут про вас навсегда. Общих правил нет, нужно просто быть ЧЕЛОВЕКОМ, обычной серой массой. Пока. Шанс выделиться у вас ещё будет, а сейчас задача немного другая.
В 18.30 я позвонил из холла на номер, с которого был приглашен на собеседование. Меня попросили подождать минут 10. Вскоре меня забрала будущая начальница, как я определил по манере поведения и напутствующим вопросам.
Около кабинета заместителя министра мы потолкались ещё минут десять, ведя светскую беседу об общих знакомых и проектах. Наконец, нас приняли.
Заместитель министра оказался довольно позитивным человеком, хоть и было видно, что он задолбался. Сам факт собеседования он и будущая начальница восприняли как небольшой, оговорю сразу — полуторачасовой, перерыв.
Помните все те вопросы, которые вам задавали на собеседованиях? Вот здесь такого не было. Мне задавали явно оригинальные вопросы относительно будущей работы. Вопросов было много, очень много. Это были вопросы из серии: «а эту бумажку куда нужно нести?», «а кто выдаёт такие-то разрешения?», «а что вы знаете об этих материалах?». Сказать честно, на половину этих вопросов я так и не ответил. Пытался, напрягался, но правда не знал. Да и откуда? Однако на что-то же ответил, притом живо. Даже на очень сложный вопрос ответил, но интересовался этим вопросом я долго и подробно, иначе бы шансов у меня не было никаких.
Вторая серия вопросов была философского характера. Замминистра спросил, например, следующее: «А вот нужно ли нам отказаться от поддержки этого направления в районах или активно его развивать? Сразу скажу, что я не знаю правильного ответа, а жду размышлений». И я размышлял. Наши мнения с заместителем министра разошлись, но я упорно отстаивал свою точку зрения, ибо мне действительно казался ближе собственный вариант.
В целом, обстановка была довольно спокойной. Напряженный вопросы разбавлялись шутками-прибаутками, что несомненно разряжало атмосферу.
Ни одного тупого или отвлечённого вопроса не было. Всё по рабочей теме.
В конце всего этого действа меня уведомили, что рассматривают мою кандидатуру взамен сотрудника, который уходит на трёхмесячный больничный. Должность эта ниже заявленной в конкурсе, оплата труда, соответственно, тоже, и всего три месяца. Однако, через три месяца закончится реструктуризация и в отделе появятся новые постоянные ставки. Поэтому у меня есть шанс показать себя, а у руководителей есть шанс подстраховаться от моей неадекватности или неработоспособности. На всякий случай. Я согласился на такой вариант. Мня сразу «обрадовали», что работы будет просто дохренища и раньше восьми вечера собираться домой мне не следует. Звучит жестоко, но мне это было очень необходимо в тот момент — именно работать до посинения. Дело не в госслужбе или выслуге, это были личные мотивы.
В конце собеседования мне сообщили, что сейчас всё обсудят, а завтра мне перезвонят и сообщат об окончательных результатах.
На следующий день мне действительно позвонили. Уже почти в 20 часов. Сказали собирать оставшиеся документы. В конце разговора я поинтересовался, можно ли хотя бы начинать знакомиться с работой, могу половину рабочего дня это посвящать ежедневно. На что мне сказали, что так у них не принято и работа подразумевает довольно закрытые аспекты, поэтому кадры строжайше против подобных благородных порывов.
Догадываюсь, что данная часть немного скучновата, но обойти её было просто нельзя. Дальше будут веселее, поверьте:) Следующий шаг и, соответственно, третья часть повествования будет посвящена сбору документов, заполнению декларации и прочим очень увлекательным вещам.
Хотелось бы вынести из обсуждения прошлой записи некоторые моменты и поделиться другой информацией.
Уважаемый BANTYC2 в комментариях говорил о том, что МВД выдаёт справки о судимости-несудимости только лично. Специально уточнил этот момент и могу сказать, что наше ведомство таки действительно запрашивает справки из МВД именно о судимости-несудимости и им всё выдаётся. Возможно, это только у нас, но таки запрашивают. И ещё момент: декларацию (у нас опять же) требуют только при контрольной подаче документов уже в процессе трудоустройства.
Также в конце прошлой простыне я указывал данные для получения ответов на вопросы к конкурсу и программы для проверки. Господа, запросов было очень много, всем ответил и отвечу всем, кому эта информация будет необходима. Поэтому, не стесняйтесь, пишите — ff.kreo(собакасутулая)gmail.com
Постараюсь писать продолжения оперативней, но не обещаю:) Всем мир!
Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. 489 утверждено Положение о проведении аттестации государственных служащих, которым предусмотрены порядок, основания, сроки проведения аттестации государственных служащих, ее последствия, и полномочия государственного органа по результатам аттестации.
Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных Челнов и иных государственных организаций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г.) утверждено соответствующее Положение, которым определены порядок организации и основные направления работы с руководящими кадрами государственных органов и иных государственных организаций, их резервом, за исключением руководящих кадров государственных органов системы обеспечения безопасности Республики Беларусь.
Указами Президента Республики Беларусь регламентируется организация учебной, научной и организационно-методической базы государственной службы, определяются основные направления деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Эти вопросы регламентируются Указом от 2 июня 2009 г. № 275 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления». Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.
Вопрос № 3. Правое регулирование государственной кадровой политики Республики Беларусь.
Правовую основу государственной кадровой политики составляют Конституция Республики Беларусь, трудовое и социальное законодательство, а также соответствующие ратифицированные международные правовые акты.
Правовая база в виде нормативных актов определяет порядок работы с кадрами, продолжительность и формы их подготовки, модели подготовки, а также критерии требований, предъявляемые к кадрам государственного управления. Особое место в нормативном правовом обеспечении формирования кадров для органов государственного управления принадлежит разработке и реализации государственных стандартов подготовки и дополнительного профессионального последипломного образования (для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих).
Следуя логике развития нормотворческого процесса по конкретизации конституционных основ государственной кадровой политики, Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399 была утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь, принятие которой обусловлено необходимостью реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий.
Концепция государственной кадровой политики — основополагающий документ, содержащий в себе наиболее общие правовые нормы. Ее развивают, дополняют, совершенствуют в министерствах и иных органах государственного управления. Общее руководство процессом реализации Концепции государственной кадровой политики осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь и главным управлением кадровой политики. Конкретные меры по руководству этим процессом предусмотрены соответствующим распоряжением Главы Администрации Президента.
Принят целый ряд законов, указов, постановлений, в той или иной степени регулирующих вопросы реализации государственной кадровой политики, которые можно условно подразделить на три группы; определяющие общие правила регулирования трудовых отношений; определяющие статус высших должностных лиц государства; определяющие специфику прохождения государственной службы.
В соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами Президент Республики Беларусь осуществляет целый ряд полномочий, затрагивающих вопросы осуществления государственной кадровой политики. Он назначает или дает согласие на назначение ряда высших должностных лиц государства, утверждает структуру и штатную численность республиканских государственных органов, назначает руководителей республиканских органов государственного управления.
В целях реализации государственной кадровой политики принят ряд нормативных правовых актов.
1. Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 05.03.2010 г.).
Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
2. Указ Президента Республики от 2 ноября 2000 г. № 577 «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 г.).
Указ принят в целях дальнейшего совершенствования государственной кадровой политики, обеспечения интересов национальной безопасности в системе государственных органов. Указом утверждается Положение о порядке формирования и проверки данных о кандидатах на должности и лицах, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.
Положением определяется порядок формирования и проверки данных в отношении кандидатов на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, а также проведения проверки ежегодных деклараций о доходах и имуществе лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, их супруга (супруги) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г.).
Указом утверждено Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций.
В резерв руководящих кадров включаются граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв, а также государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности работников или штата. Кроме того, Положение предусматривает создание перспективного кадрового резерва из студентов вузов и специалистов в возрасте до 31 года, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу».
Указ принят в целях формирования высокопрофессиональных управленческих кадров государственных органов и иных государственных организаций. Указом установлено, что для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен. Указом утверждается Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу. Вопросы квалификационного экзамена составляются с учетом требований знания Конституции Республики Беларусь, а также основ государственной службы, государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, государственного регулирования экономики и делопроизводства.
Помимо перечисленных нормативных правовых актов, носящих достаточно широкий характер и распространяющихся на многие государственные органы и организации, Глава государства в пределах своей компетенции издает указы, регулирующие деятельность каждого конкретного государственного органа. Как правило, им утверждается структура, штатная численность и положение о деятельности государственного органа. В них содержатся нормы, определяющие права и обязанности тех или иных должностных лиц, в том числе руководителя государственного органа.
В целом же следует признать, что президентский уровень правового регулирования государственной кадровой политики наиболее значимый с точки зрения определения основных направлений деятельности государства. Именно здесь формируются основные положения, на основании которых строят свою деятельность государственные органы в области реализации государственной кадровой политики.
Реализация государственной кадровой политики на уровне министерств и комитетов — это наиболее широкая группа нормативных актов, регулирующих реализацию государственной кадровой политики. Она включает сотни правовых документов, изданных в развитие и в соответствии с законами, декретами и указами Главы государства, постановлениями Правительства.
Правовое регулирование государственной кадровой политики может быть систематизировано и по другим основаниям. По сферам применения можно выделить вопросы:
совершенствования организационной структуры государственных органов и ее влияния на эффективность деятельности кадров;
подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;
распределения и перераспределения полномочий должностных лиц в тех или иных условиях деятельности государственных органов и организаций на различных уровнях;
квалификационных требований, предъявляемых к кадрам;
гарантий социально-правовой защищенности должностных лиц и иных мер стимулирования их деятельности и т. д.
Правовое регулирование в любой области общественной жизни — процесс постоянный. Поэтому ныне существующую систему нормативных правовых актов нельзя считать устоявшейся. Ее совершенствование должно осуществляться централизовано с учетом концептуальных положений кадровой политики.
Вопрос № 4. Директива Президента Республики Беларусь — указ программного характера.
В качестве указов программного характера можно рассматривать следующие Директивы Президента Республики Беларусь:
Директива от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
Директива от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»;
Директива от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».
Вопрос № 5. Критерии экономической и социальной эффективности национальной экономики.
Как экономическая категория эффективность функционирования экономики отражает отношения по поводу достижения желаемого результата и произведенными при этом затратами. Именно эффективность в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования всех видов ресурсов, вовлеченных в процесс производства.
Повышение эффективности производства — главное требование к государственному регулированию экономики и важнейшая качественная характеристика производства, отражающая уровень развития производительных сил и степень обеспечения потребностей общества.
Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных предпринимательских проектов. При оценке эффективности национальной экономики как макроэкономической системы следует исходить из двух важнейших составляющих: экономической эффективности и социальной приемлемости. Это говорит о том, что выбор эффективной стратегии устойчивого экономического развития должен основываться на реальной ресурсной базе Республики Беларусь и приносить экономическую выгоду всему обществу. Повышение эффективности общественного производства направлено на получение лучшего конечного результата на уровне всего народного хозяйства. В конечном счете оценка эффективности функционирования белорусской экономики должна быть связана с динамикой благосостояния народа, основанной на последовательном подъеме производительных сил республики.
В наиболее обобщенной форме конечный результат общественного производства в количественном и качественном отношении характеризуют темпы роста ВВП на душу населения.
Наибольшую значимость при оценке экономической эффективности общественного производства имеют следующие критерии (показатели):
производительность труда в экономике в целом, по отдельным отраслям и сферам, по видам деятельности; фондоотдача;
материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.
Агрегированный показатель, характеризующий эффективность функционирования национальной экономики в целом, пока не разработан в силу определенных трудностей сведения воедино многочисленных и равноправных показателей, характеризующих ту или иную сторону общественного производства. Попытки его создания сводятся к сопоставлению совокупных результатов труда за год (ВВП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, произведенными в соответствующем году.
Социальная эффективность, как правило, оценивается показателями, характеризующими уровень жизни населения. К ним относятся ВВП на душу населения, структура использования ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление (личных потребительских расходов).
Для анализа уровня жизни используются также такие показатели, как: потребительская корзина, прожиточный минимум, реальная заработная плата, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление надушу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, численность учащихся и студентов на 10 тыс. населения, доля расходов на образование к ВВП; а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тыс. населения, число больничных коек на 1 тыс. населения, обеспеченность жильем и т. д.).
В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП для измерения социально-экономического развития страны. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений.
ИРЧП представляет собой интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.
Вопрос № 6. Унификация и стандартизация документов. Бланки документов.
Для правильного понимания делопроизводства необходимы единообразные подходы к нему, которые позволят корректно трактовать информацию, готовить документы и организовывать процессы делопроизводства. Для этого широко используют тесно связанные между собой процессы унификации и стандартизации.
Унификация документов проводится в целях упорядочения деятельности в области документации, сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования оргтехники и для получения положительных результатов деятельности всех заинтересованных сторон.
Объекты унификации: формы документов и состав включаемых в них реквизитов; системы документации; тексты документов; виды и разновидности документов.
У нас в стране разработаны унифицированные системы документации (далее» УСД) системы документации, созданные по единым правилам и требованиям, содержащие информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. У СД устанавливаются Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы» (далее — УСОРД).
Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются государственными органами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности. Министерство здравоохранения Республики Беларусь разрабатывает формы медицинских документов, Национальный статистический комитет — формы первичной учетной и отчетной документации, Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь — систему организационно-распорядительной документации и т. д.
Определение таких унифицированных систем, их назначение и состав устанавливаются специальными стандартами.
Стандартизация документов является формой юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Именно стандартами, в частности, обеспечивается методическое и организационное единство в области разработки, применения и ведения унифицированных форм документов. Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 «О техническом нормировании и стандартизации» (в ред. Закона от 15.07.2008 г. №407-3) государственные стандарты являются добровольными для применения (носят рекомендательный характер).
С точки зрения делопроизводства важно следующее:
в состав УСД входит Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее — УСОРД) с выделенными видами документов и унифицированными формами этих документов (например, приказ о приеме на работу). Документ, подготовленный на основе унифицированной формы, включенной в ОКУД, обозначается реквизитом «Код формы документа» в правом углу верхнего колонтитула;
УСОРД установлена Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее -СТБ 6.38-2004), введенном в действие с 1 июля 2005 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69:
с целью совершенствования документационного обеспечения управления путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. №4 утверждена Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее — Инструкция по делопроизводству).
Проведенная унификация и стандартизация обеспечили единообразие в подготовке и оформлении документов в организациях и на предприятиях разных форм собственности. В частности, закреплено следующее:
каждый документ состоит из элементов, которые называются реквизитами. Различные документы имеют разный набор реквизитов;
реквизиты располагаются в документе двумя способами -продольным или угловым;
любая организация (предприятие) разрабатывает и использует бланки (т. е. стандартные листы бумаги с воспроизведенными на них реквизитами, содержащими постоянную информацию, и местом, отведенным для переменной информации) следующих видов: бланк для письма на двух языках с продольным расположением реквизитов и общий бланк. На основе общего бланка молено изготовить бланк конкретного вида документа, что целесообразно в случае, если таких документов в организации проходит более 200 в год;
стандарт СТБ 6.38-2004 закрепил лишь один вариант схемы расположения реквизитов — угловой, схема расположения реквизитов для бланка письма или общего бланка с продольным расположением реквизитов не приведена.
Вопрос № 7. Понятие преступления (статья 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Статья 11 УК Республики Беларусь. Понятие преступления
1. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
2. Преступление признается оконченным с момента совершения деяния.
3. Преступление, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий.
4. Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.