- Аттестация гражданского служащего в России
- Состав аттестационной комиссии
- Состав в федеральных и региональных органах власти
- Приглашение и отбор представителей организаций
- Срок пребывания в комиссии
- Аттестационная комиссия для проверки гражданских служащих
- Решение аттестационной комиссии
- Цель аттестации
- Периодическая аттестация сотрудников: оценка профессиональных качеств
- Аттестация гражданских служащих
- Задачи аттестации
- Правила проведения аттестации
- Кто проходит аттестацию
- Регулярность аттестации
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- II. Организация проведения аттестации
- III. Проведение аттестации
- IV. Итоги аттестации
- ПРИМЕРНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ государственного органа
- ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Российской Федерации должностных обязанностей за аттестационный период
- Аттестация госслужащих
Аттестация гражданского служащего в России
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация включает в себя оценку профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и оценку его профессионального уровня.
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов.
Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий руководители и помощники (советники), с которыми заключен срочный служебный контракт.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, может проводиться в иные сроки.
Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия решения об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
По результатам годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация по соглашению сторон служебного контракта.
Учитываются соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств.
Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, проходит аттестацию через один год после выхода из отпуска.
Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
Состав аттестационной комиссии
В состав аттестационной комиссии включаются:
- Представитель нанимателя
- Уполномоченные им гражданские служащие
- Независимые эксперты — представители научных, образовательных и других организаций
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав в федеральных и региональных органах власти
В федеральном органе исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации, где создан общественный совет, в аттестационную комиссию также включаются представители общественных советов. Общее число представителей общественных советов и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Приглашение и отбор представителей организаций
Представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя. Представители общественных советов определяются решениями самих общественных советов.
Срок пребывания в комиссии
Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Повторное включение данного независимого эксперта возможно не ранее, чем через три года после окончания первого срока.
Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа не должен превышать в совокупности три года.
Аттестационная комиссия для проверки гражданских служащих
11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
Решение аттестационной комиссии
15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
- соответствует замещаемой должности гражданской службы;
- рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
Цель аттестации
1. Аттестация в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой представляет собой проверку квалификации работника. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).
Периодическая аттестация сотрудников: оценка профессиональных качеств
Периодическая аттестация как способ оценки профессиональных качеств работника используется практически во всех сферах деятельности.
Аттестация гражданских служащих
Гражданские служащие проходят периодическую аттестацию с целью определения соответствия замещаемой должности. Положение о проведении аттестации утв. Указом от 1 февраля 2005 г. N 110 ставит своей задачей повышение профессионализма и определение предпочтений при сокращении должностей.
Задачи аттестации
В ходе аттестации решаются следующие задачи:
- выявление потенциала сотрудника для стимулирования его роста;
- определение необходимости повышения квалификации;
- планирование передвижения кадров и другие.
Правила проведения аттестации
Статья устанавливает основные правила, которые подробно описаны в Положении о проведении аттестации от 1 февраля 2005 г.
Кто проходит аттестацию
Аттестации подлежат все гражданские служащие, за исключением определенных категорий. Не проходят аттестацию сотрудники в отпуске по уходу за ребенком и те, кто работает менее года.
Регулярность аттестации
Аттестация гражданских служащих проводится каждые три года, однако в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации.
Периодическая аттестация — это важный инструмент оценки профессионализма сотрудников в различных областях деятельности. Регулярное проведение аттестации способствует повышению квалификации и эффективности работы персонала.
При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (п. 6 Положения от 1 февраля 2005 г.).
При изменении условий оплаты труда гражданских служащих аттестация направлена на оценку квалификации каждого служащего в целях установления обоснованной дифференциации размеров денежного содержания.
Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п. Как отмечается в Положении от 1 февраля 2005 г. (пункт 5), внеочередная аттестация по соглашению сторон служебного контракта может проводиться с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
6. Проведение аттестации требует определенной организации. В частности, необходимо формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, подготовка документов для аттестационной комиссии. В соответствии с п. 7 Положения от 1 февраля 2005 г. по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий соответствующие положения.
7. Порядок формирования и правила определения состава аттестационной комиссии установлены комментируемой статьей.
8. Аттестационная комиссия образуется на основании акта соответствующего государственного органа о проведении аттестации.
В зависимости от количества и специфики выполняемых государственными гражданскими служащими обязанностей в государственном органе могут быть образованы две или более аттестационных комиссии.
В состав комиссии могут входить:
представитель нанимателя (руководитель государственного органа, в котором проходит гражданская служба), принимающий решение о своем участии в работе аттестационной комиссии (законом ему предоставлено право выбора: принимать непосредственное участие в ее работе или направлять уполномоченных им гражданских служащих);
гражданские служащие, уполномоченные представителем нанимателя (в их число обязательно должны входить служащие управления государственной службы и кадров, правового подразделения и подразделения, в котором трудится подлежащий аттестации гражданский служащий);
Закон предусматривает включение в состав аттестационной комиссии и представителей государственных органов (федеральных и субъектов Российской Федерации) по управлению государственной службой. Однако до образования указанных органов выполнение их функций возложено на государственные органы (аппараты государственных органов), в которых проводится аттестация (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации").
Таким образом, членами аттестационной комиссии являются специалисты как соответствующего государственного органа, включая коллег гражданского служащего, проходящих гражданскую службу в том же подразделении, так и "сторонних организаций" — научных и образовательных учреждений, иных организаций.
9. Для того чтобы обеспечить максимальную независимость и компетентность аттестационной комиссии, установлено правило о том, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. При этом, как следует из положений п. 10 комментируемой статьи, вопрос о направлении в качестве независимого эксперта того или иного специалиста решается соответствующим учреждением. Представитель нанимателя направляет органу по управлению государственной службой запрос о включении в аттестационную комиссию независимых экспертов. Орган по управлению государственной службой обращается в научные, образовательные и иные учреждения соответствующего профиля, которые командируют своих сотрудников для участия в проведении аттестации гражданских служащих.
Вопрос о вознаграждении независимых экспертов и о предоставлении им гарантий (например, сохранение места работы, должности на период выполнения обязанностей члена аттестационной комиссии) не решен в настоящем Законе. Очевидно, регламентация соответствующих отношений будет осуществлена в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих.
10. Участие в работе аттестационной комиссии представителей профсоюзной организации не предусмотрено.
11. Комментируемая статья не устанавливает также минимальной или максимальной численности аттестационной комиссии. Вопрос о численности комиссии решается представителем нанимателя. Он же утверждает председателя, заместителя председателя и секретаря аттестационной комиссии.
12. При формировании аттестационной комиссии необходимо учитывать требования ст. 19 настоящего Закона о необходимости предотвращения конфликта интересов.
13. В случае прохождения аттестации государственным гражданским служащим, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну, аттестационная комиссия должна состоять из специалистов, допущенных к государственной тайне.
Порядок допуска к государственной тайне регламентируется ст. 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями).
14. Аттестационную комиссию возглавляет председатель. В ее состав входит также заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии. Все они при принятии решения обладают равными правами (п. 9 Положения от 1 февраля 2005 г.).
15. Аттестация проводится в соответствии с утвержденным руководителем государственного органа графиком.
В графике указываются:
наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
дата, время и место проведения аттестации;
дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
16. К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:
мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
17. Отзыв подписывается непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждается руководителем государственного органа (вышестоящим руководителем).
Он должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве подлежащего аттестации гражданского служащего; о замещаемой им должности гражданской службы на момент проведения аттестации и дате назначения на эту должность; о перечне основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие.
В отзыве дается также оценка профессиональных, деловых качеств гражданского служащего и результатов его служебной деятельности с учетом исполнения должностного регламента (часть 3 ст. 47 настоящего Закона).
Отзыв о выполнении служебных обязанностей должен быть мотивированным, т.е. содержать обоснованные, аргументированные выводы и заключения. Это специально подчеркивается законодателем.
Отзыв представляется не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации. Не менее чем за неделю гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом о его служебной деятельности. Это дает ему возможность в случае необходимости (например, при указании неточных сведений, недостаточно аргументированных или спорных выводов) представить пояснительную записку, заявление о несогласии с отзывом или дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности.
Ознакомление проводится кадровой службой государственного органа (п. 15 Положения от 1 февраля 2005 г.).
18. Сведения о выполненных гражданским служащим за период с момента проведения последней аттестации поручениях и подготовленных проектах документов представляются на основе годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Гражданский служащий имеет право представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности, если считает, что эти сведения будут способствовать объективной оценке его квалификации.
19. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.
Если гражданский служащий не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине (болезнь, командировка и т.п.) или отказался от прохождения аттестации на основании предоставленного законом права (например, женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком до начала аттестации отработала лишь три месяца), аттестация переносится на более поздний период без каких бы то ни было неблагоприятных последствий для служащего.
20. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения гражданского служащего и в случае необходимости — его непосредственного руководителя о служебной деятельности аттестуемого.
Обсуждение профессиональных и деловых качеств гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
21. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения от 1 февраля 2005 г.).
Пункт 17 Положения от 1 февраля 2005 г. предусматривает также учет соблюдения гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
23. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов (п. 18 Положения от 1 февраля 2005 г.).
24. На заседании аттестационной комиссии ее секретарем ведется протокол, в котором фиксируются решения комиссии и результаты голосования.
Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
25. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. 19 Положения от 1 февраля 2005 г.).
На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. Таким образом, он не принимает участия в голосовании по собственной кандидатуре.
26. Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом (часть 15 комментируемой статьи).
27. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
28. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании.
Форма аттестационного листа утверждена Положением от 1 февраля 2005 г.
С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.
Другие документы по результатам аттестации не оформляются.
29. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
30. Выводы аттестационной комиссии в течение семи дней доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации.
Решение должно быть принято в течение одного месяца со дня проведения аттестации (голосования аттестационной комиссии), не считая времени болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего (п. 24 Положения от 1 февраля 2005 г.).
Если гражданский служащий соответствует занимаемой должности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранении должности) и т.п. не принимается.
31. Указанные решения оформляются правовым актом государственного органа или представителя нанимателя (п. 23 Положения от 1 февраля 2005 г.).
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую единую методику проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1387
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящая единая методика направлена на формирование единых методологических подходов к проведению в федеральном государственном органе, органе публичной власти федеральной территории "Сириус", государственном органе субъекта Российской Федерации (далее — государственный орган) аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие). (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) и включает в себя оценку профессиональной служебной деятельности и оценку профессионального уровня гражданского служащего. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Результаты аттестации гражданских служащих используются для:
Абзац. — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня;
определения направлений профессионального развития;
обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности и оценки профессионального уровня гражданских служащих; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.
В ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности и оценка профессионального уровня гражданского служащего исходя из следующих характеристик: (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом);
сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность;
соответствие квалификационным требованиям к профессиональному уровню; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
участие гражданского служащего в мероприятиях по профессиональному развитию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.
Организацию и обеспечение проведения аттестации осуществляет подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее — кадровая служба).
Кадровая служба готовит проект правового акта государственного органа о проведении аттестации.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в 3 года. Дата проведения внеочередной аттестации может определяться вне зависимости от сроков проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего либо после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
Инициатива о проведении внеочередной аттестации, проводимой в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее — Положение), может исходить от представителя нанимателя или гражданского служащего. В случае согласия одной из сторон служебного контракта с инициативой другой стороны служебного контракта о проведении внеочередной аттестации издается правовой акт государственного органа о проведении внеочередной аттестации.
Гражданский служащий, выступивший с инициативой о проведении в отношении него внеочередной аттестации, направляет в кадровую службу заявление на имя представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации.
Проект решения представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации, направляется непосредственным руководителем гражданского служащего в кадровую службу в 3-дневный срок со дня согласования проекта такого решения с гражданским служащим.
II. Организация проведения аттестации
В правовой акт государственного органа о проведении аттестации, составленный в соответствии с примерным правовым актом государственного органа по форме согласно приложению N 1, подлежат включению положения:
о составе аттестационной комиссии, сроках и порядке ее работы;
об утверждении графика проведения аттестации и списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, а также об организации ознакомления с данными документами каждого аттестуемого гражданского служащего;
о необходимости подготовки непосредственным руководителем и представления в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее — отзыв), составляемого по форме согласно приложению N 2;
об ознакомлении гражданского служащего с отзывом не позднее чем за 2 недели до начала аттестации;
о подготовке кадровой службой материалов, необходимых для работы аттестационной комиссии;
об обеспечении информирования независимых экспертов о месте и времени заседания аттестационной комиссии.
В правовой акт государственного органа о проведении аттестации могут включаться положения о проведении по решению представителя нанимателя до заседания аттестационной комиссии оценки профессионального уровня гражданских служащих с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, областей и видов профессиональной служебной деятельности, о методах такой оценки и положения о необходимости представления в аттестационную комиссию результатов этой оценки, если она проводилась.
Оценочные задания, соответствующие выбранным методам оценки, формируются кадровой службой с участием подразделения государственного органа, в котором аттестуемый гражданский служащий замещает должность гражданской службы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
График проведения аттестации составляется кадровой службой с учетом мнения непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего, даты проведения предыдущей аттестации и ежегодно представляется для утверждения представителю нанимателя.
Для проведения аттестации гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, кадровой службой совместно с непосредственным руководителем определяется возможность проведения оценки профессиональной служебной деятельности и оценки профессионального уровня гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну. В этом случае аттестация гражданского служащего может проводиться аттестационной комиссией с участием лиц, не допущенных к государственной тайне. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
В случае невозможности оценки профессиональной служебной деятельности и оценки профессионального уровня такого гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну, состав аттестационной комиссии формируется из числа лиц, допущенных к государственной тайне. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
На заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии.
Представитель нанимателя принимает меры по исключению возможности возникновения конфликта интересов у членов аттестационной комиссии, исходя из имеющейся у него информации об их личной заинтересованности, которая может повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Представителю нанимателя рекомендуется предупредить членов аттестационной комиссии о необходимости его информирования в случае возникновения у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Член аттестационной комиссии в случае выявления возможности возникновения у него конфликта интересов, связанного с участием в заседании аттестационной комиссии или с рассмотрением комиссией отдельных вопросов, не участвует в данном заседании и в принятии соответствующего решения.
По решению представителя нанимателя в соответствии с пунктом 8 Положения в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий с учетом специфики должностных обязанностей гражданских служащих.
К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся:
отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем;
аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии);
результаты оценки профессионального уровня гражданского служащего, проведенной до заседания аттестационной комиссии (при наличии). (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Указанные документы могут быть подготовлены в виде электронного документа.
С целью подготовки отзыва используются годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Кадровой службой готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию.
III. Проведение аттестации
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если гражданский служащий в день проведения аттестации отсутствует на служебном месте по уважительной причине, дата проведения аттестации переносится на более поздний срок. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности и результатов оценки его профессионального уровня, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность и профессиональный уровень гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Обсуждение профессиональной служебной деятельности, профессионального уровня, профессиональных и личностных качеств гражданского служащего должно быть объективным и доброжелательным. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Аттестуемый гражданский служащий может принять участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения степени его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
При этом должны учитываться результаты профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, исполнение им должностного регламента, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
Профессиональный уровень гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям к профессиональному уровню, в том числе с учетом результатов его участия в мероприятиях по профессиональному развитию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2023 N 1010)
IV. Итоги аттестации
соответствует замещаемой должности гражданской службы;
соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая гражданским служащим должность, либо с указанием более высокой группы должностей, на которые гражданский служащий может быть назначен);
соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть рекомендовано направление в приоритетном порядке гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования по программе, направленной на получение профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также в целях дальнейшего профессионального развития и должностного роста.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению, и сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от подписи в аттестационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется подписями председателя и секретаря аттестационной комиссии.
Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.
Приложение N 1 к единой методике проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ государственного органа
"___"____________ 20__ г. N ______________
В соответствии со статьей 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", приказываю:
1. Провести аттестацию государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие) ,
включенных в прилагаемый список гражданских служащих, подлежащих аттестации, согласно графику проведения аттестации гражданских служащих
(далее — список и график).
Создать аттестационную комиссию в следующем составе:
Фамилия, инициалы — должность (председатель аттестационной комиссии)
Фамилия, инициалы — должность (заместитель председателя аттестационной комиссии)
Фамилия, инициалы — должность (секретарь аттестационной комиссии)
Фамилия, инициалы — должность.
Сроки работы аттестационной комиссии определяются в соответствии с утвержденным в
Применить следующие методы оценки профессиональной служебной деятельности и методы оценки профессионального уровня гражданских служащих:
Руководителям структурных подразделений не позднее чем за 2 недели до начала аттестации подготовить и представить в аттестационную комиссию отзывы об исполнении подлежащими аттестации гражданскими служащими должностных обязанностей за аттестационный период.
Подразделению по вопросам государственной службы и кадров:
ознакомить гражданских служащих со списком и графиком;
ознакомить гражданских служащих с отзывами об исполнении подлежащими аттестации гражданскими служащими должностных обязанностей за аттестационный период;
обеспечить информирование независимых экспертов о месте и времени заседания аттестационной комиссии;
подготовить необходимые материалы для проведения аттестации.
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)
Приложение N 2 к единой методике проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации
(наименование должности лица, утверждающего документ)
(подпись) (инициалы, фамилия)
"___" ________________20__ г.
ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Российской Федерации должностных обязанностей за аттестационный период
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии)
2. Число, месяц, год рождения
Замещаемая должность государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность
Перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее — гражданский служащий) принимал участие
Информация об отсутствии установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции
Информация об организаторских способностях гражданского служащего (заполняется при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим)
(должность непосредственного руководителя ( )
аттестуемого гражданского служащего) (подпись) (инициалы, фамилия)
"___"________________ 20__ г.
С отзывом ознакомлен:
(должность аттестуемого ( )
Необходимо отметить рекомендуемую оценку, выставляемую гражданскому служащему на основе пунктов 4 — 6 настоящего отзыва.
Изменения к Закону о госслужбе, которые отменили квалификационные экзамены и ввели понятие "профессионального уровня" для служащих, вступили в силу 29 апреля. С этой даты действуют обновленные положения об аттестации, о конкурсе, персональных данных и кадровом резерве. Рассмотрим их.
Аттестация госслужащих
Оценивать станут не только результаты профессиональной служебной деятельности сотрудников, но и их профессиональный уровень. Последний учтут в отзыве об исполнении должностных обязанностей.
Аттестуемый вправе подать в комиссию среди прочего сведения об участии в мероприятиях по профессиональному развитию. Результаты такого участия примут при оценке профессионального уровня сотрудника.