Специальная оценка условий труда обязательна для всех работодателей, но самостоятельно провести ее не получится. Рассказываем, какие документы подготовить и как организовать процесс
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Новости и аналитика
Законом установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях: появились новые рабочие места; получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований закона или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На предприятии (700 человек) СОУТ проведена в разное время, в одном подразделении на разных рабочих местах. Подходит время (пять лет), когда необходимо провести следующую СОУТ на часть рабочих местах (август 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года и т.д).
Можно ли провести СОУТ на всех рабочих местах (700 человек) одновременно, то есть в отношении части рабочих мест СОУТ будет проведено в срок, а в отношении другой части — раньше срока? Верно ли, что СОУТ не будет считаться внеплановой, так как нет перечисленных оснований?
- Появились новые рабочие места; получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований закона или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На предприятии (700 человек) СОУТ проведена в разное время, в одном подразделении на разных рабочих местах. Подходит время (пять лет), когда необходимо провести следующую СОУТ на часть рабочих местах (август 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года и т. Можно ли провести СОУТ на всех рабочих местах (700 человек) одновременно, то есть в отношении части рабочих мест СОУТ будет проведено в срок, а в отношении другой части — раньше срока? Верно ли, что СОУТ не будет считаться внеплановой, так как нет перечисленных оснований?
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда
- Локальные нормативные акты работодателя
- Упрощенная спецоценка на микропредприятиях
- Кто может применять упрощенный порядок СОУТ
- Как провести спецоценку упрощенно
- Как заполнить декларацию по результатам упрощенной спецоценки
- Базовые требования к специальной оценке условий труда
Появились новые рабочие места; получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований закона или государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных статьей 5. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На предприятии (700 человек) СОУТ проведена в разное время, в одном подразделении на разных рабочих местах. Подходит время (пять лет), когда необходимо провести следующую СОУТ на часть рабочих местах (август 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года и т. Можно ли провести СОУТ на всех рабочих местах (700 человек) одновременно, то есть в отношении части рабочих мест СОУТ будет проведено в срок, а в отношении другой части — раньше срока? Верно ли, что СОУТ не будет считаться внеплановой, так как нет перечисленных оснований?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: СОУТ может быть проведена на всех рабочих местах, включая те из них, в отношении которых срок проведения СОУТ еще не наступил.
Обоснование вывода: Действительно, в части 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) праведен исчерпывающий перечень случаев, когда проводится внеплановая специальная оценка условий труда: должна проводиться только в случаях, предусмотренных этой нормой. Иных оснований к проведению внеплановой СОУТ, кроме случаев, установленных этой нормой, на рабочих местах Законом N 426-ФЗ не предусмотрено (смотрите письмо Минтруда России от 15.10.2020 N 15-2/ООГ-3040). В рассматриваемом случае ни одно из указанных оснований к проведению внеплановой СОУТ не применимо. Однако это не значит, что провести СОУТ в отношении всех рабочих мест одновременно в рассматриваемом случае невозможно. В силу части 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочих местах проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Как видно, Законом N 426-ФЗ установлен максимально допустимый срок между проведением СОУТ, но не установлен запрет на проведение очередной СОУТ чаще, чем один раз в пять лет. Следовательно, работодатель, решивший провести очередную СОУТ на всех рабочих местах, в том числе на тех из них, для которых срок для проведения СОУТ еще не наступил, не нарушает требования действующего законодательства, действует правомерно. Аналогичное мнение высказывают и специалисты Роструда (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция. РФ»).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
8 июня 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
1. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:
1) физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
2) химические факторы — химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний.
2. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
1) тяжесть трудового процесса — показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
2) напряженность трудового процесса — показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
3. Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) скорость движения воздуха;
4) интенсивность и экспозиционная доза теплового облучения;
5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Герц);
6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц);
7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
9) напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200 — 400 нанометров;
11) энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-A (
= 400 — 315 нанометров), УФ-B (
= 315 — 280 нанометров), УФ-C (
= 280 — 200 нанометров);
12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;
13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;
14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников;
15) уровень звука;
16) общий уровень звукового давления инфразвука;
17) ультразвук воздушный;
18) вибрация общая и локальная;
19) освещенность рабочей поверхности;
20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра);
21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;
22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);
23) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:
а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);
б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);
в) связана с длительной работой с оптическими приборами;
г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат;
24) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).
4. По отдельным видам работ, профессий, должностей, специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 13 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 19 июля 2023 года
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4342; 2016, № 18, ст. 2512; 2018, № 30, ст. 4543; 2019, № 52, ст. 7769; 2021, № 1, ст. 42; 2023, № 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в пункте 2 части 1 статьи 6 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
2) пункт 15 части 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«15) управления профессиональными рисками; «;
3) в пункте 6 части 3 статьи 10 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
4) в статье 11:
а) в части 1 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
б) в части 3 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
в) в части 5 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
г) в части 6 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
5) в статье 12:
а) часть 2 после слов «а также» дополнить словами «с учетом особенностей, установленных в соответствии с частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, и»;
б) в части 11 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
6) в части 4 статьи 13 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)», дополнить словами «и (или) оценки с учетом особенностей (специфики) осуществления отдельных видов трудовой деятельности, определяемых в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона»;
7) в статье 14:
а) в части 6 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
б) в части 7 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
в) в части 8 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
8) в части 2 статьи 15 первое предложение изложить в следующей редакции: «Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.»;
9) в пункте 2 части 1 статьи 17 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
10) в статье 18:
а) в части 2:
в подпункте «и» пункта 2 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
в пункте 3:
подпункт «д» изложить в следующей редакции:
«д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц; «;
дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
«з) сведения, предусмотренные частью 11 статьи 19 настоящего Федерального закона.»;
б) часть 3 дополнить словами «, а также направить работодателю в форме электронного документа переданные в информационную систему учета сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи»;
в) в части 4 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
г) в части 5 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
д) в части 6 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
11) в статье 19:
а) в пункте 2 части 1 слова «имеющих сертификат эксперта» заменить словами «прошедших аттестацию»;
б) часть 11 изложить в следующей редакции:
«11. В случае изменения состава экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня такого изменения направляет соответствующие сведения посредством информационной системы учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
в) часть 12 изложить в следующей редакции:
«12. Информация о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, национальным органом по аккредитации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
12) в статье 20:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. К трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, которые прошли аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и сведения о которых внесены в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что подтверждается сертификатом эксперта (выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда), который формируется в автоматическом режиме средствами информационной системы учета и удостоверяет право выполнения работ по специальной оценке условий труда на дату его формирования.»;
б) в части 2 слова «выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование» заменить словами «аннулирование такой аттестации»;
в) абзац первый части 3 изложить в следующей редакции:
«3. К аттестации допускаются лица, соответствующие следующим требованиям:»;
г) часть 4 признать утратившей силу;
13) в статье 21:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Порядок формирования и ведения реестра экспертов, в том числе порядок внесения записи об аттестации или о ее аннулировании, а также форма сертификата эксперта (выписки из реестра экспертов), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
б) в части 5:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) уникальный номер записи об аттестации в реестре экспертов, дата ее внесения, дата окончания срока действия аттестации; «;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) дата аннулирования аттестации.»;
14) в пункте 1 части 2 статьи 22 слова «государственного надзора (контроля)» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
15) в статье 24:
в пункте 1 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)», после слов «представительных органов,» дополнить словами «комиссий по расследованию несчастных случаев,»;
пункт 2 после слов «представительных органов,» дополнить словами «комиссий по расследованию несчастных случаев,»;
в пункте 3 слова «санитарно-эпидемиологического надзора» заменить словами «санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)»;
б) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «Указанные разногласия принимаются к рассмотрению в период, не превышающий срока действия результатов специальной оценки условий труда, по которым поступили разногласия.»;
в) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, поступившие в случае, если на основании результатов оспариваемой экспертизы качества специальной оценки условий труда принято вступившее в законную силу решение судебного органа, не рассматриваются.»;
16) часть 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.»;
17) в части 1 статьи 26 слова «государственного надзора» заменить словами «государственного контроля (надзора)»;
18) часть 8 статьи 27 признать утратившей силу;
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункт 2, подпункт «а» пункта 5, пункты 6 и 8, абзацы третий — седьмой подпункта «а» и подпункт «б» пункта 10, пункты 11 — 13, абзацы второй и третий подпункта «а», подпункты «б» и «в» пункта 15 и пункт 18 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда
Обязанности работодателя в сфере проведения специальной
В соответствии со ст. 214 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
Важно! Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.
Специальная оценка условий труда не проводится в случае, если:
— работодатель провел аттестацию рабочих мест до 01.01.2014;
— со дня проведения аттестации прошло менее пяти лет.
Важно! Если ранее аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда работодателем не проводились, последнюю необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года.
Законодательство Российской Федерации допускает проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
— тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
— работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда таких рабочих мест должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.
Важно! Специальную оценку условий труда должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.
Не обязаны проводить специальную оценку условий труда только работодатели — физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Важно! Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников.
— дистанционных работников;
— работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
На рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290.
Важно! Работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку условий труда.
— ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
— наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения.
Важно! Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем должна быть образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда.
Число членов комиссии должно быть нечетным.
В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Важно! Комиссией должен быть утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Аналогичные рабочие места — рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах проводится в отношении 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест).
Результаты специальной оценки условий труда распространяются на все аналогичные рабочие места.
Важно! Комиссией должен быть составлен график проведения специальной оценки условий труда.
График утверждается соответствующим приказом руководителя организации.
Важно! Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании гражданско-правового договора.
Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия решения о ее регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а также имеющая действительный аттестат аккредитации по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить специальную оценку.
Такие организации имеют право осуществлять специальную оценку условий труда до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно.
В связи с проведением специальной оценки условий труда работодатель обязан:
— предоставлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы, информацию, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
— давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Важно! Специальная оценка условий труда направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника.
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация в первую очередь осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов.
Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.
Все идентифицированные вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов.
Важно! По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:
Класс условий труда и степень влияют на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве.
Важно! Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.
Отчет составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Данный документ прилагается к отчету.
Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда.
Работодатель обязан направить ее адрес организации, проводившую специальную оценку условий труда, копию утвержденного отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Важно! Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Важно! Работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается в следующих случаях:
— если в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены;
— если по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.
Декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя.
Декларация подается в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Декларация подается по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н.
Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
Важно! Работодатель обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда.
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
— об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
— о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Данные о результатах проведения специальной оценки должны быть размещены на сайте работодателя в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Важно! Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда.
Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС.
Локальные нормативные акты работодателя
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Упрощенная спецоценка на микропредприятиях
С 1 марта 2023 года вступил в силу новый порядок проведения специальной оценки условий труда для микропредприятий. Эти изменения применяются к организациям и индивидуальным предпринимателям, которые соответствуют следующим критериям: имеют до 15 наемных работников и годовой доход до 120 млн рублей.
Обучение по охране труда в Контур. Школе
Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы
Новые правила и требования к проведению СОУТ для микропредприятий содержит Приказ Минтруда РФ от 31.10.2022 № 699Н. Документ детализирует процедуру и условия, которые дают микропредприятиям право проводить спецоценку самостоятельно, без необходимости привлекать специализированную организацию. Такие работодатели могут сами идентифицировать вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах и оценивать условия труда. При этом они обязаны учитывать все соответствующие требования законодательства о труде и обеспечивать безопасные и здоровые условия труда для своих работников. Результаты проведенной самостоятельной оценки могут проверить контролирующие органы.
Кто может применять упрощенный порядок СОУТ
Упрощенную спецоценку могут проводить микропредприятия, у которых в качестве основного вида деятельности указано:
Микропредприятие не может применять упрощенный порядок проведения СОУТ, если есть:
Если у микропредприятия есть хотя бы один из видов перечисленных рабочих мест, микропредприятие должно применять полный и более подробный порядок проведения СОУТ, который требует участия независимой аккредитованной организации.
Как провести спецоценку упрощенно
Работодатель должен выполнить следующие шаги:
Шаблон проверочного листа вы найдете в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Как заполнить декларацию по результатам упрощенной спецоценки
Если при проведении упрощенной СОУТ не были обнаружены вредные и опасные факторы на рабочем месте, то условия труда на нем признаются допустимыми.
В этом случае работодатель должен в течение месяца подать декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям. Рекомендуем использовать образец декларации, который представлен в приложении № 2 к Приказу № 699н. В декларации необходимо указать информацию о том, что условия труда на указанных рабочих местах соответствуют государственным нормативным требованиям. К декларации надо приложить оригинал или заверенную копию проверочного листа с результатами упрощенной СОУТ.
Шаблон декларации вы найдете в конце статьи.
Базовые требования к специальной оценке условий труда
Специальная оценка условий труда — это обязательная процедура, которая включает анализ условий труда на рабочих местах, выявление потенциально опасных факторов, мероприятия для снижения вредного воздействия и перечень полагающихся компенсаций работникам за работу в неблагоприятных условиях.
Для проведения СОУТ необходимо заключить договор с организацией, состоящей в Реестре Минтруда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Специальную оценку условий труда без привлечения аккредитованной организации и экспертов провести невозможно.
Работодатель обязан проводить СОУТ не реже одного раза в пять лет. Точка отсчета — внесение информации в федеральную систему учета результатов СОУТ. Если на рабочем месте условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то СОУТ проводят один раз и декларация с результатами будет бессрочной.
Новые организации и ИП с наемными сотрудниками должны провести первую СОУТ не позднее 12 месяцев с даты регистрации (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Иногда спецоценка проводится внепланово. Основания:
Изменения в трудовом законодательстве не являются причиной проведения внеплановой СОУТ, так что по этому основанию проводить СОУТ не нужно.
Подробнее об оценке профрисков мы рассказываем в статье «ЛНА работодателя: выявление и оценка опасностей и профессиональных рисков»