- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- (В редакции федеральных законов от 21. 2014 № 256-ФЗ, от 14. 2017 № 324-ФЗ, от 05. 2017 № 392-ФЗ, от 05. 2018 № 15-ФЗ, от 07. 2018 № 56-ФЗ, от 01. 2019 № 91-ФЗ, от 13. 2020 № 190-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 19. 2022 № 553-ФЗ, от 28. 2022 № 570-ФЗ, от 28. 2023 № 137-ФЗ)
- Система социального обслуживания
- С изменениями и дополнениями от
- Общая характеристика системы социального обслуживания. Виды социального обслуживания.
- Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
(В редакции федеральных законов от 21. 2014 № 256-ФЗ, от 14. 2017 № 324-ФЗ, от 05. 2017 № 392-ФЗ, от 05. 2018 № 15-ФЗ, от 07. 2018 № 56-ФЗ, от 01. 2019 № 91-ФЗ, от 13. 2020 № 190-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 19. 2022 № 553-ФЗ, от 28. 2022 № 570-ФЗ, от 28. 2023 № 137-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее — граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
2) социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
3) получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
4) поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
5) стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
Статья 5. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа); (В редакции Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее — организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее — уполномоченные организации). ( Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
71) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 91-ФЗ)
8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;
3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;
6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;
8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также — социальное сопровождение);
12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы; (В редакции Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;
17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:
1) правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; (В редакции Федерального закона от 14.11.2017 № 324-ФЗ)
3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;
4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
5) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
6) утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
7) формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
8) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
9) утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
10) утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
11) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
12) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;
13) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
14) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
15) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;
16) установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
17) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
18) ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
19) установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
20) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ)
21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
22) разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
23) утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
24) утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
241) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания; ( Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ) ( В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 91-ФЗ)
25) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг
Статья 9. Права получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающ
Система социального обслуживания
Система социального обслуживания как функционирующая совокупность взаимообусловленных элементов задана такими параметрами, как участники отношений сферы социального обслуживания (субъекты системы), сектора социального обслуживания (области взаимодействия), виды социальных услуг (объекты системы), формы социального обслуживания (механизмы взаимодействия), федеральный и субъекта РФ уровни правового регулирования и организации социального обслуживания, а также государственный контроль и надзор, усиливаемый негосударственным — независимой оценкой качества оказания социальных услуг.
Сущностное единство функционирования этой системы характеризуют и обеспечивают принципы, цели и направления развития социального обслуживания, а также инструментарий системы (единый информационный ресурс системы, регламенты межведомственного взаимодействия и др.).
Наряду с основными принципами социального обслуживания, такими как соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер и недопущение унижения чести и достоинства человека, закон закрепляет и следующие принципы:
Одной из задач правового регулирования на современном этапе определена профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (ст. 3, 29 Закона об основах социального обслуживания).
Субъектами отношений сферы социального обслуживания являются:
Определение круга лиц, выступающих в отношениях по социальному обслуживанию на стороне управомоченных субъектов (получателей социальных услуг) отличается своеобразием. В качестве таковых могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженцы (далее — граждане). Признаком их специальной правосубъектности выступает нуждаемость в социальных услугах, признанная в установленном законом порядке лицом (органом), уполномоченном на такое признание (ст. 8 Закона об основах социального обслуживания).
Система включает два сектора’, государственный и негосударственный.
Виды социального обслуживания определены ст. 20, 21 Закона об основах социального обслуживания, они формируют две группы объектов:
И те и другие отражают в своем составе характеристику индивидуальных потребностей гражданина в получении помощи.
К долговременным услугам относятся:
социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
К срочным (неотложного характера) видам социального обслуживания отнесены:
содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются их получателям организацией социального обслуживания по месту пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде — месте их жительства.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
В стационарной форме предоставляются услуги периодического и долговременного характера при постоянном, временном (на определенный срок) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления соответствующих видов социальных услуг.
Так, стационарные организации социального обслуживания в зависимости от контингента получателей социальных услуг подразделяются:
иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания.
Помимо предоставления социальных услуг, в сферу социального обслуживания включено так называемое социальное сопровождение.
Социальное сопровождение — содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. В этом можно усмотреть не только распространение частноправовых механизмов защиты прав и законных интересов граждан в область отношений социально-перераспределительного характера, но и некоторую коммерциализацию отношений социально-обсспсчитсльной природы, ранее воспринимаемых исключительно в категориях социальной справедливости, социальной заботы (даже опеки). Как вы считаете, насколько эффективно станут работать эти механизмы в юрисдикционной деятельности?
Стоит заметить, что внедрение частноправового механизма, возможно, уравновесится внедрением еще одного механизма общественного контроля, публично-правового характера, свойственного обществу, развивающему в своей структуре институты гражданской активности. Речь идет об институте независимой оценки качества оказания услуг (ст. 23.1 Закона об основах социального обслуживания; далее — независимая оценка).
Независимая оценка проводится в отношении любых поставщиков социальных услуг в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.
Независимая оценка предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.
Для организации проведения независимой оценки уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей формирует общественный совет по проведению независимой оценки и утверждает положение о нем; уполномоченные органы субъектов РФ с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территориях субъектов РФ, и утверждают положение о них; то же вправе сделать и органы местного самоуправления для контроля качества деятельности организаций социального обслуживания, расположенных на территориях муниципальных образований. Возможен и другой способ формирования органов независимой оценки: по решению уполномоченных органов государственной власти соответствующих уровней или органов местного самоуправления функции общественных советов по проведению независимой оценки могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы.
Общественный совет по проведению независимой оценки формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети Интернет.
Независимая оценка проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
Результаты независимой оценки, а также предложения об улучшении качества деятельности поставщиков социальных услуг общественные советы представляют в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Законодательством предусмотрена возможность выражения мнений получателями услуг и иными гражданами о качестве оказания этих услуг непосредственно — на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти соответствующих уровней, сайтах органов местного самоуправления и сайтах организаций социального обслуживания в сети Интернет.
За соблюдением процедур проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания осуществляется контроль в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ»Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от
21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г., 1 мая 2019 г., 13 июля 2020 г., 11 июня 2021 г., 19, 28 декабря 2022 г., 28 апреля, 19 октября 2023 г.
Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года
28 декабря 2013 года
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.
Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.
Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).
Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.
Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах — несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).
Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.
К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 19 октября 2023 г. N 503-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 137-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 570-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 553-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 марта 2023 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 91-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.
Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Общая характеристика системы социального обслуживания. Виды социального обслуживания.
Общий – ФЗ
от 10.12.1995г. № 195-ФЗ об основах соц.
обслуживания в РФ. Специальный – ФЗ от
2.08.1995г. №122-ФЗ о соц. обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов.
Соц. услуги
– это действия по оказанию отдельным
категориям граждан соц. службами помощи
предусмотренной законодательством.
К этим
категориям относятся граждане, находящиеся
в трудной жизненной ситуации. Трудная
жизненная ситуация – ситуация объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина
и которую он не может преодолеть
самостоятельно. В законе примерный
перечень – инвалидность, неспособность
к самообслуживанию в связи с преклонным
возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, мало обеспеченность,
отсутствие определенного места
жительства, конфликты в семье, одиночество.
Соц. службы – организации и учреждения
независимо от форм собственности,
предоставляющие соц. услуги, предприниматели
тоже могут предоставлять услуги.
Плата: могут
быть бесплатными или платными. если
платно – то в рамках гражданского
законодательства. Если бесплатно – то
э то те, кто не способен к самообслуживанию,
не имеющих родственников, которые могут
осуществить уход и среднедушевой доход
не превышает прожиточный минимум в
субъекте РФ; лица, находящиеся в тяжелой
жизненной ситуации в связи с безработицей,
катастрофами и т.д.; несовершеннолетние,
находящиеся в тяжелой жизненной ситуации.
Возможен вариант со скидками.
Социальное
обслуживание — один из видов социального
обеспечения направленный на предоставление
специальными органами государства
гражданам различных материальных услуг
бесплатно или на условиях частичной
оплаты с целью предотвращения наступления
либо снижения негативных последствий
наступивших социальных рисков с целью
усиления их социальной защиты.
Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.
Льгота-преимущество,
дополнительные права , предоставляемые
отдельным категориям граждан. Льготы
имеют место там, где нет условий для
равного удовлетворения жизненно важных
потребностей.
На сегодняшний
день существует более 430 льгот, этими
льготами охвачено почти 2 тыс социально
незащищенных категорий населения.
Виды льгот
по системе социального обеспечения:
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
23 декабря 2013 года
25 декабря 2013 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 256-ФЗ,
от 14.11.2017 N 324-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ,
от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 01.05.2019 N 91-ФЗ, от 13.07.2020 N 190-ФЗ,
от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 19.12.2022 N 553-ФЗ, от 28.12.2022 N 570-ФЗ,
от 28.04.2023 N 137-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)