Организация
социальной защиты населения в РФ
осуществляется на федеральном,
региональном и местном уровнях.
Федеральным органом
исполнительной власти РФ в сфере
социальной защиты населения является
Министерство здравоохранения и
социального развития РФ, руководство
деятельностью которого осуществляет
Правительство РФ. В состав центрального
аппарата Министерства здравоохранения
и социального развития РФ с целью решения
вопросов, касающихся социальной защиты
населения, входят Департамент организации
социальной защиты населения и Департамент
по делам инвалидов.
Департамент
организации социальной защиты населения
обеспечивает деятельность Министерства
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере социальной защиты населения, в
том числе социальной защиты семьи,
женщин и детей, ветеранов и других
незащищенных групп населения, опеки и
попечительства в отношении совершеннолетних
недееспособных или не полностью
дееспособных граждан, а также по оказанию
государственных услуг в сфере социальной
защиты, включая социальное обслуживание
граждан пожилого возраста, семьи, женщин,
детей и инвалидов. Департамент имеет
следующую структуру: отдел семейной
политики; отдел организации социальной
защиты семей с детьми; отдел развития
социального обслуживания населения;
отдел политики в сфере социальной защиты
населения; отдел обеспечения социальных
гарантий и мер социальной поддержки
ветеранов; отдел по взаимодействию с
региональными органами социальной
защиты населения и общественными
организациями.
Департамент по
делам инвалидов функционирует с 2010 года
и обеспечивает деятельность Министерства
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере социальной реабилитации и
интеграции инвалидов. Данное подразделение
включает в себя: отдел методологии
разработки и реализации программ
социальной защиты инвалидов; отдел
развития реабилитационной индустрии;
отдел развития медико-социальной
экспертизы; отдел политики в сфере
социальной защиты инвалидов; отдел
социальных гарантий граждан, пострадавших
в результате чрезвычайных ситуаций;
отдел по взаимодействию с общественными
объединениями инвалидов.
Помимо вышеназванных
департаментов Министерство включает
Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
осуществляющую непосредственно и через
свои территориальные органы функции
по контролю и надзору в сфере здравоохранения
и социального развития.
Министерство
координирует деятельность государственных
внебюджетных фондов (Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный Фонд обязательного
медицинского страхования), бюджеты
которых формируются автономно от
федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ за счет страховых взносов.
При Министерстве
действуют совещательные и координационные
органы, организуются Всероссийские
совещания по актуальным вопросам
социальной защиты населения.
В каждом субъекте
РФ в сфере социальной защиты населения
функционируют органы исполнительной
власти субъектов, например, Министерства
социальной защиты населения (труда и
социального развития), Департаменты
социального развития (по труду и
социальной защите населения), Главные
управления социальной защиты населения.
Совместно с федеральными органами
исполнительной власти они образуют
единую систему исполнительной власти
в РФ по вопросам социальной защиты.
Органы местного
самоуправления согласно статье 20 пункту
5 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №
131-ФЗ вправе устанавливать за счет
собственных средств «дополнительные
меры социальной поддержки и социальной
помощи для отдельных категорий граждан»,
осуществление и финансирование
дополнительных мер социальной защиты
«не является обязанностью муниципального
образования» и «осуществляется при
наличии возможности».
На сегодняшний
день не все муниципальные образования
РФ осуществляют дополнительные
мероприятия социальной защиты за счет
собственных средств. Соответственно
данные муниципальные образования не
имеют муниципальных учреждений социальной
защиты населения, а полномочия по
предоставлению мер социальной поддержки
и социального обслуживания реализуются
на областном уровне.
Действующая
в настоящее время организационная
структура управления социальной защитой
населения приведена на рисунке.
Рис.1.
Организационная структура управления
социальной защитой населения в РФ
Фонд социального
страхования РФ, начиная с 2005 г. и по
настоящее время, осуществляет обеспечение
инвалидов техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным
лечением льготных категорий граждан.
Данная функция закреплена статьей 4
федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2005 год», хотя
при организации Фонда данный вид
деятельности не предусматривался.
Статья
5 пункт 3, 4 федерального закона от
08.12.2010 г. № 334-ФЗ
«О бюджете
Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов» регламентирует деятельность
Фонда по финансированию инвалидам
технических средств реабилитации и
стоимости путевок в санаторно-курортные
учреждения на 2011 год. Согласно
вышеназванному нормативно-правовому
акту в 2011 году на социальное обеспечение
и социальную помощь из Фонда социального
страхования направляется 435 673 131,3 тыс.
руб., в 2012 году на данную статью планируется
выделить 472 808 135,6 тыс. руб., в 2013 году —
519 617 412,2 тыс. руб. При этом сумма, выделяемая
на обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годы, остается
неизменной и составляется 6 972 430,
2 тыс. руб. На фоне тенденции ежегодного
увеличения числа инвалидов данное
обстоятельство указывает на несоответствие
финансового обеспечения проводимых
мероприятий реальным потребностям
маломобильных групп населения (инвалидов).
В то время как экономическая нагрузка
на работоспособное население возросла:
с 01.01.2010 г. был отменен единый социальный
налог, взносы организаций во
внебюджетные фонды увеличились и с
01.01.2011 г. составляют 34% (единый социальный
налог составлял 26%).
Обеспечение
инвалидов техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным
лечением Фондом социального страхования
и его региональными отделениями
осуществляется в большинстве субъектах
РФ. Однако, в настоящее время на территории
РФ имеются субъекты,
которые заключили соглашения с
Министерством здравоохранения и
социального развития о передаче субъекту
осуществления части полномочий Российской
Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным
категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствие с вышеназванным
соглашением правительства областей,
начиная с 2010 – 2011 годов, осуществляют
функции по обеспечению инвалидов
техническими средствами реабилитации,
а также по оказанию государственной
социальной помощи в виде социальных
услуг по предоставлению путевок на
санаторно-курортное лечение. Государство
же в свою очередь ежеквартально
предоставляет регионам субвенции.
Предоставление межбюджетных трансфертов
в виде субвенций позволяет осуществлять
контроль за целевым использованием
средств в установленные сроки и
соответственно усиливает зависимоть
субъекта от федерации. На сегодняшний
день соглашения о передачи полномочий
заключили 20 субъектов и один город
федерального значения – Москва.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1137 «О
предоставлении субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление переданных
полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов» в 2011 г. размер
субвенций составит 5 379 569,8 тыс. руб.
Передача части
полномочий по осуществлению социальной
защиты населения на уровень региона в
значительной степени способствует
повышению эффективности и качества
результатов деятельности органов
государственной власти по данному
вопросу.
Основные задачи регионального Управления социальной защиты населения
Основными
задачами Управления являются:
обеспечение
в единой государственной политики в
области социальной защиты населения
на территории субъекта федерации;
реализация
государственной политики в области
социальной защиты престарелых граждан,
семей с несовершеннолетними детьми, а
также нуждающихся в социальной поддержке
нетрудоспособных групп населения,
проживающих на территории региона;
осуществление
межотраслевой координации в области
социальной защиты населения и мониторинга
социально-экономического положения
отдельных групп населения, профилактика
детской беспризорности и положения
семьи;
формирование
оптимальной сети органов и учреждений
социальной защиты, повышение эффективности
их работы, развитие новых форм и видов
социального обслуживания граждан, в
том числе за счет привлечения
негосударственных организаций;
организация
работы по внедрению современных
информационных технологий и
автоматизированных систем, эксплуатация
и сопровождение интегрированного банка
данных обслуживаемых лиц и банка данных
инвалидов;
повышение
эффективности социальных пособий,
предоставление других форм помощи
малоимущим семьям на основе принципа
адресности;
расширение
рынка и повышение качества предоставляемых
услуг в целях обеспечения свободы выбора
граждан, пользующихся льготными
социальными услугами;
смягчение
негативных последствий бедности,
снижение социального неравенства и
предотвращение социального иждивенчества;
обеспечение
контроля за правильным и единообразным
применением законодательства, требований
государственных стандартов и других
норм в области организации социальной
защиты населения.
Основными
направлениями работы и функциями
Управления социальной защиты населения
(Рис. 18.2) являются:
а)
реализация государственной социальной
политики с учетом особенностей региона:
разработка
в пределах своей компетенции политики
Администрации субъекта федерации в
области социальной защиты населения;
Рис.
18.2. Функции региональных органов
управления социальной работой
разработка
мероприятий по реализации государственной
политики в области социальной защиты
населения, в том числе целевых и
комплексных региональных социальных
программ;
усиление
адресной социальной поддержки, переход
к оказанию эффективной государственной
социальной помощи;
б)
руководство работой районных органов
социальной защиты населения и деятельностью
подчиненных учреждений социального
обслуживания:
осуществление
организационно-методического руководства
работой районных органов социальной
защиты населения по выполнению ими
возложенных задач;
развитие
оптимальной сети учреждений социального
обслуживания населения и укрепление
их материально-технической базы;
повышение
эффективности социального обслуживания
населения, в том числе за счет привлечения
организаций, предприятий, учреждений
различных форм собственности;
в)
организация взаимодействия с другими
органами социального обеспечения
населения:
адаптация
системы социальных выплат и льгот к
развивающимся общественным отношениям;
формирование
государственной социальной политики
в отношении граждан старшего поколения;
улучшение
положения семьи, женщин и детей, развитие
сферы детского отдыха и оздоровления;
укрепление
системы профилактики безнадзорности
несовершеннолетних детей, развитие
учреждений для их социальной реабилитации;
развитие
учреждений государственной службы
медико-социальной экспертизы,
государственной службы реабилитации
инвалидов и предприятий реабилитационной
индустрии:
расширение
спектра и повышение качества предоставляемых
социальных услуг;
повышение
эффективности финансового механизма
социальной сферы, привлечение
альтернативных источников финансирования
различных видов социальной помощи;
совершенствование
нормативной правовой базы в сфере
социальной защиты населения;
анализ
эффективности функционирования системы
социальной защиты населения Приморского
края и прогнозирование ее развития;
разработка
предложений по развитию современных
форм социального обслуживания граждан
и оказания социальной помощи населению;
формирование
и предоставление гражданам информации
о возможностях, видах, порядке и условиях
социального обслуживания населения;
организация
работы с обращениями граждан и приема
населения по вопросам социальной защиты;
внедрение
прогрессивных форм и методов обработки
информации, участие в формировании
единой информационной системы;
разработка
и реализация краевых программ социальной
защиты населения;
участие
в разработке и реализация федеральных
целевых программ социальной защиты
населения края;
оценка
нуждаемости населения в различных видах
социальной защиты;
ведение
базы данных о численности граждан,
имеющих право на льготы и преимущества,
установленные действующим законодательством,
а также других категорий граждан,
находящихся в грудной жизненной ситуации;
организация
работы по совершенствованию
профессионального уровня специалистов
органов социальной защиты населения
органов местного самоуправления;
организация
деятельности учреждений государственной
службы медико-социальной экспертизы
края и контроля их деятельности;
определение
потребности населения в мерах социальной
защиты;
методическое
обеспечение деятельности органов
социальной защиты населения местного
самоуправления и учреждений социального
обслуживания;
организация
социальной помощи малоимущим гражданам;
организация
работы по назначению, перерасчету,
выплате и доставке пособий, компенсаций
и других денежных выплат социального
характера, а также контроль за их
проведением;
организация
работы по назначению, перерасчету,
выплате пенсий за выслугу лет
государственным служащим, финансируемых
из средств краевого бюджета;
осуществление
мер по профилактике и безнадзорности
несовершеннолетних, организация
индивидуальной профилактической работы
в отношении безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей, не исполняющих
своих обязанностей по воспитанию,
содержанию несовершеннолетних и (или)
отрицательно влияющих на их поведение,
либо жестоко обращающихся с ними;
составление
перспективных и текущих планов и проектов
бюджета по учреждениям и мероприятиям
социальной защиты населения края, по
реализации федеральных законов в сфере
социальной защиты населения;
составление
сводных бюджетных заявок по федеральному
бюджету;
разработка
материалов по экономическому планированию,
осуществлению комплексного экономического
анализа деятельности подведомственных
учреждений, реализации федеральных
законов в сфере социальной защиты
населения;
проверка
в пределах компетенции управления и
утверждение смет расходов подведомственных
государственных учреждений, содержащихся
за счет средств краевою бюджета, и вновь
вводимых учреждений;
присвоение
гражданам статусов, дающих право на
льготы и преимущества, согласно
действующему законодательству, и выдача
им соответствующих удостоверений;
разработка
механизма реализации прав и льгот,
установленных федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами
и нормативными правовыми актами
Приморского края;
организация
взаимодействия с органами законодательной
и исполнительной власти края, органами
местного самоуправления, общественными,
благотворительными организациями и
объединениями, со средствами массовой
информации;
организация
благотворительных мероприятий и
торгового обслуживания ветеранов;
организация
работы по оказанию гуманитарной помощи
населению и учреждениям социальной
сферы;
совершенствование
и внедрение форм социального обслуживания
и видов социальных услуг населению;
организация
работы государственных и муниципальных
учреждений социального обслуживания
в стационарных, полу стационарных и
нестационарных учреждениях социального
обслуживания и отделений социального
обслуживания на дому и других социальных
отделений;
контроль
деятельности учреждений, находящихся
в ведении управления; организация работы
по внедрению стандартов социального
обслуживания в стационарных,
полустационарных и нестационарных
учреждениях социального обслуживания
Приморского края;
организация
работы по обеспечению гражданам льгот
и социальных гарантий, установленных
законодательством Российской Федерации,
а также законами и нормативными правовыми
актами Приморского края;
организация
работы по обеспечению инвалидов
автотранспортом, средствами передвижения,
техническими средствами реабилитации,
вспомогательными устройствами и
приспособлениями, облегчающими
самообслуживание и свободный доступ
инвалидов к объектам социального
назначения;
определение
лимитов бюджетных обязательств
федерального бюджета для органов
социальной защиты населения местного
самоуправления и государственных
учреждений;
осуществление
сбора, анализ и свода федеральных
статистических отчетов и наблюдений
подведомственных учреждений и органов
социальной защиты населения края,
составление сводных федеральных
статистических отчетов и наблюдение
по формам, утвержденным Госкомстатом
Российской Федерации;
назначение
и выплата пособий семьям с детьми,
ежемесячных и единовременных компенсаций
малообеспеченным жителям региона и
других социальных выплат;
организация
работы по материально-бытовому устройству
инвалидов и престарелых граждан и выдача
документов о праве на льготы;
заключение
договоров с транспортными организациями,
осуществляющими междугородные перевозки
льготных категорий граждан;
организация
работы по социальному обслуживанию
инвалидов и престарелых, обеспечение
адресной социальной поддержки малоимущих;
представление
санаторно-курортного лечения инвалидам,
ветеранам войны и труда, другим льготным
категориям граждан, организация отдыха
и оздоровления детей из малообеспеченных
семей;
профилактика
бродяжничества и попрошайничества,
учет лиц без определенного места
жительства;
оказание
социальной помощи гражданам, пострадавшим
в результате террористических актов,
стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
взаимодействие
с территориальными органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления
по вопросам социальной защиты населения,
а также с общественными, благотворительными,
коммерческими и некоммерческими
организациями.
Правомочия
региональных органов социального
обеспечения населения определяются
теми задачами, которые стоят перед
Минздравсоцразвития России.
Основные
задачи, функции и организационная
структура региональных органов
социального обеспечения закрепляются
в Положениях об этих органах, которые
обычно утверждаются актами исполнительного
органа субъектов РФ.
Региональный
орган социального обеспечения, или, как
его обычно называют, региональный орган
социальной защиты населения (региональный
орган социального обеспечения,
региональный орган социальной защиты
населения), является отраслевым органом
исполнительной власти субъекта РФ,
обеспечивающим реализацию политики
Российской Федерации и субъекта РФ в
области социальной защиты пожилых
граждан, инвалидов, семей с детьми, а
также иных нетрудоспособных категорий
населения, нуждающихся в социальной
поддержке.
Региональный
орган СЗН в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, международными договорами
России, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами,
Конституцией, уставом или положением
о субъекте РФ, законами и иными нормативными
правовыми актами о субъекте РФ, а также
Положением о региональном органе
социального обеспечения.
Региональный
орган СО, как правило, является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс,
бюджетные и иные счета в банке и
казначействе. Финансирование расходов
на его содержание осуществляется за
счет средств, предусмотренных в бюджете
субъекта РФ на государственное управление.
Имущество, необходимое для осуществления
деятельности, передается данному органу
в оперативное управление.
Свою
деятельность Региональный орган СЗН
осуществляет во взаимодействии с
федеральными органами исполнительной
власти, Законодательным органом субъекта
РФ, органами исполнительной власти
субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС России,
органами местного самоуправления,
организациями и общественными
объединениями.
Региональный
орган СО возглавляет государственную
систему органов социального обеспечения.
(На местах они чаще всего имеют наименование
органов социальной защиты населения.)
Организационная структура его может
включать в себя:
республиканские,
краевые, областные, окружные и районные
управления (комитеты, отделы) социальной
защиты населения;
учреждения
нестационарного и стационарного
социального обслуживания;
учреждения
государственной службы медико-социальной
экспертизы (МСЭ);
учреждения
государственной службы реабилитации
инвалидов;
учреждения
социальной помощи для лиц без определенного
места жительства;
центр
по обработке информации по начислению
и выплате пенсий и пособий;
центры
помощи семье и детям;
социальные
приюты для детей и подростков;
другие
государственные учреждения, осуществляющие
деятельность в области социальной
защиты населения7.
Основными
задачами регионального органа являются:
реализация
государственной политики в области
социальной защиты престарелых граждан,
инвалидов, семей с несовершеннолетними
детьми, а также нуждающихся в социальной
поддержке иных нетрудоспособных групп
населения, проживающих в регионе;
осуществление
межотраслевой координации в области
социальной защиты населения и мониторинга
социально-экономического положения
отдельных групп населения, анализ на
его основе состояния социальной поддержки
пожилых граждан, инвалидов, профилактики
детской беспризорности и безнадзорности,
положения семьи и прогнозирование путей
развития социальной защиты;
формирование
оптимальной сети органов и учреждений
социальной защиты, повышение эффективности
их работы, развитие новых форм и видов
социального обслуживания населения, в
том числе за счет привлечения
негосударственных организаций;
организация
работы по внедрению современных
информационных технологий и
автоматизированных систем, формирование
банка данных обслуживаемых лиц;
обеспечение
контроля за правильным и единообразным
применением законодательства, требований
государственных стандартов, иных норм
в области организации социальной защиты
населения.
Региональный
орган СЗН осуществляет многие функции,
такие как:
разработка
мероприятий по реализации государственной
политики в области социальной защиты
населения (целевые и комплексные
программы, проектов законов и иных
правовых актов субъекта РФ, регулирующих
отношения в области социальной защиты
населения, внесение этих проектов на
рассмотрение в соответствующие органы
исполнительной власти субъекта РФ и
должностным лицам, проведение заключения
по проектам правовых актов, подготовленных
другими органами исполнительной власти
города8;
осуществление
организационно-методического руководства
работой нижестоящих органов социальной
защиты населения, других подведомственных
учреждений по выполнению ими во
взаимодействии с территориальными
органами исполнительной власти
возложенных задач по социальной защите
населения;
организация
работы по назначению и выплате пособий
семьям с детьми, ежемесячных и
единовременных компенсаций малообеспеченным
жителям региона, организация других
социальных выплат;
взаимодействие
с учреждениями почтовой связи, кредитными
и другими организациями по вопросам
осуществления социальных выплат;
организация
работы по материально-бытовому устройству
инвалидов и престарелых, установлению
статуса льготных категорий граждан и
выдаче документов о праве на льготы.
При этом орган осуществляет в пределах
своей компетенции контроль за реализацией
соответствующими ведомствами льгот,
установленных законодательством для
отдельных категорий граждан;
заключение
договоров с транспортными организациями,
осуществляющими междугородные перевозки
льготных категорий граждан, а также с
операторами связи и возмещение им
понесенных расходов в порядке,
установленном законодательством;
организация
работы по социальному обслуживанию
пожилых и инвалидов, разработка мер,
направленных на повышение эффективности,
развитие форм и видов социального
обслуживания, обеспечение адресной
социальной поддержки малоимущих.
Региональный
орган СО организует социально-бытовое,
медицинское и культурное обслуживание
лиц, проживающих в стационарных
учреждениях социальной защиты; работу
по медико-социальной экспертизе граждан,
а также формирует и развивает сеть
учреждений Государственной службы МСЭ.
Сотрудники
регионального органа СЗН принимают
меры по созданию и развитию сети органов
и учреждений социальной защиты в
зависимости от потребности в них
населения, а также содействуют созданию
и развитию негосударственных служб,
осуществляющих социальное обслуживание
нетрудоспособного населения.
Основные
задачи регионального органа СЗН
определены и в финансовой сфере. К ним
относится, например, участие в разработке
проекта закона о бюджете субъекта РФ;
выполнение функций распорядителя
бюджетных средств региона; осуществление
контроля за исполнением бюджета и
использованием внебюджетных средств
и внутриведомственного контроля
деятельности подведомственных учреждений
и организаций; организация и проведение
конкурсов по размещению заказа на
поставку товаров; выполнение работ и
оказание услуг для государственных
нужд в сфере социального обеспечения.
С
учетом мнения территориальных органов
исполнительной власти субъекта РФ
региональным органом СЗН разрабатываются
предложения по развитию и укреплению
материально-технической базы отрасли,
формируется перечень объектов
строительства и реконструкции для
включения их в социальный заказ и др.
На
региональный орган СО возложено решение
и таких задач, как взаимодействие с
территориальными органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления
по всем вопросам социальной защиты
населения, а также с общественными,
благотворительными, коммерческими,
некоммерческими организациями;
определение потребности подведомственных
ему органов и учреждений в специалистах,
осуществление контроля за работой но
подбору и расстановке кадров в них;
организация подготовки и повышения
квалификации работников; проведение
работы по реализации социальных гарантий,
установленных для государственных
служащих; решение вопросов улучшения
условий труда и быта сотрудников;
осуществление в пределах своей компетенции
контроля за соблюдением федерального
законодательства и законодательства
субъекта РФ в области социальной защиты
населения и пр9.
В
установленные сроки работники
регионального органа СО рассматривают
предложения, заявления и жалобы граждан,
а также осуществляют прием населения
по вопросам, отнесенным к его компетенции;
анализируют причины, вызывающие обращения
граждан, и принимают соответствующие
меры к их устранению.
Для
решения задач региональный орган СО
имеет право:
вносить
предложения по совершенствованию
законодательства в области социальной
защиты населения;
принимать
меры по развитию системы социальной
защиты и вносить в правительство субъекта
РФ предложения о введении новых форм
обслуживания, о развитии сети учреждений,
видов социальной помощи;
обобщать
практику применения законодательства
по вопросам социального обеспечения,
издавать и направлять в подведомственные
организации инструктивно-методические
указания по различным направлениям
деятельности;
владеть
и пользоваться имуществом, закрепленным
за ним на праве оперативного управления
и т.д.
Руководство
региональным органом СЗН осуществляется
по принципу единоначалия, возглавляет
его руководитель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности
исполнительным органом субъекта РФ. По
представлению руководителя регионального
органа СЗН его заместители назначаются
на должность и освобождаются от должности
в аналогичном порядке.
Для
того чтобы решать поставленные перед
региональным органом СЗН основные
задачи, его руководитель наделен широкими
полномочиями: организация работы и
руководство деятельностью регионального
органа СЗН, координация и контроль за
деятельностью подведомственных органов
и учреждений социальной защиты; участие
в заседаниях правительства субъекта
РФ, различных совещаниях, проводимых
региональными органами государственной
власти по вопросам, отнесенным к
компетенции данного органа; внесение
в установленном порядке на рассмотрение
органов исполнительной власти субъектов
РФ и должностных лиц проектов правовых
актов, предложений по совершенствованию
законодательства региона, иных предложений
по вопросам деятельности регионального
органа СЗН.
В
пределах своей компетенции руководитель
регионального органа СО издает приказы
и распоряжения, обязательные для
исполнения работниками регионального
органа и подведомственных органов и
учреждений социальной защиты, осуществляет
контроль за их исполнением, назначает
на должность и освобождает от должности
работников аппарата регионального
органа, а также руководителей нижестоящих
учреждений социальной защиты населения,
руководителей стационарных учреждений
социального обслуживания и других
подведомственных ему учреждений,
заключает с ними трудовые договоры.
Назначение на должности руководителей
нижестоящих органов социальной защиты
населения осуществляется по согласованию
с главами административно-территориальных
образований. Руководитель регионального
органа СЗН также определяет полномочия
своих заместителей, распределяет
обязанности между ними, утверждает
должностные инструкции руководителей
структурных подразделений регионального
органа, утверждает положения о структурных
подразделениях регионального органа
СЗН, положения (уставы) о подведомственных
органах и учреждениях, а также структуру
и штатное расписание, смету расходов
на содержание работников в пределах
ассигнований, предусмотренных в бюджете
субъекта РФ на государственное
управление10.
Руководитель
регионального органа СЗН ведает и
кадровыми вопросами: организует работу
по повышению квалификации кадров,
формированию кадрового резерва, улучшению
условий труда и быта сотрудников,
обеспечивает соблюдение государственными
служащими и другими работниками правил
внутреннего трудового распорядка,
должностных инструкций, порядка работы
со служебными документами.
Как
руководитель государственного органа,
он подписывает бухгалтерскую и
статистическую отчетность, несет
ответственность за правильность и
своевременность ее представления,
осуществляет другие полномочия в
соответствии с федеральными нормативными
правовыми актами и нормативными правовыми
актами субъекта РФ.
При
региональном органе СЗН образуется
коллегия, в состав которой входят
руководитель органа СЗН (председатель
коллегии), его заместители (члены коллегии
по должности), руководители структурных
подразделений и подведомственных
организаций. Члены коллегии, кроме лиц,
входящих в ее состав по должности,
утверждаются правительством субъекта
РФ по представлению руководителя
регионального органа СЗН.
Коллегия
рассматривает вопросы деятельности
регионального органа СО и подведомственных
ему организаций, по итогам заседаний
коллегии оформляются протоколы,
постановления и но необходимости —
приказы руководителя регионального
органа.
Основные
задачи регионального органа СЗН, его
функции, организационная структура в
той или иной мере одинаковы для всех
органов СЗН субъектов Российской
Федерации.
Региональные
органы социального обеспечения населения
имеют в своем подчинении нижестоящие
органы — районные, городские управления,
отделы, комитеты социальной защиты
населения.
Соседние файлы в предмете Маркетинг
Структура региональных органов управления социальной работой
В
каждом субъекте Российской Федерации
имеется орган социальной защиты населения
с различными наименованиями: министерство,
департамент, комитет, управление.
Независимо от наименования правомочия
региональных органов социальной защиты
населения (в дальнейшем Управление)
определяются задачами, которые ставит
перед ними Администрация субъекта
федерации и Министерство здравоохранения
и социального развития РФ.
Региональное
Управление социальной защиты населения
функционирует на основе Положения,
утверждаемого Правительством субъекта
Российской Федерации, и является
отраслевым органом исполнительной
власти, обеспечивающим реализацию
политики Российской Федерации в области
социальной защиты престарелых граждан,
инвалидов, семей с детьми, а также
нетрудоспособных групп населения,
нуждающихся в социальной поддержке.
Финансирование
расходов регионального Управления
социальной защиты населения осуществляется
за счет средств, предусмотренных в
бюджете субъекта федерации на
государственное управление. Имущество,
необходимое для осуществления
деятельности, передается Управлению в
оперативное управление.
Свою
деятельность Управление осуществляет
во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти,
Законодательным собранием субъекта
федерации, органами исполнительной
власти, отделением Пенсионного фонда,
другими внебюджетными фондами, органами
местного самоуправления, организациями
и общественными объединениями.
Государственная
система социальной защиты населения
субъекта федерации (Рис. 18.1) включает:
Рис.
18.1. Структура региональной системы
социальной защиты населения
районные
отделы социальной защиты населения;
учреждения
Государственной службы медико-социальной
экспертизы;
опытно-экспериментальный
центр по обработке информации по
начислению пенсий и пособий;
социальные
приюты для детей и подростков:
другие
государственные учреждения, осуществляющие
деятельность в области социальной
защиты населения.