РАЗЪЯСНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N П45-82466 по вопросу о разъяснении действующего законодательства, касающегося предоставления пособий и льгот для руководителей некоммерческих организаций, рекомендовано Минтруду России подготовить и направить в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации рекомендации по вышеуказанному вопросу.

Учитывая, что данные вопросы регулярно, на протяжении нескольких лет, поднимаются представителями некоммерческих организации в субъектах Российской Федерации, членами Общественной палаты Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Минтрудом России направляется информация по наиболее часто задаваемым вопросам.

Просим довести указанную информацию до региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и подведомственной сети учреждений социальной зашиты и социального обслуживания субъектов Российской Федерации.

По вопросу о возможности выполнения функций руководителя юридического лица (лица, имеющего право действовать без доверенности) на основании решения высшего органа управления некоммерческой организации (далее — НКО) без заключения трудового договора действующим законодательством предусматриваются следующие варианты оформления отношений между НКО и ее руководителем:

заключение трудового договора;

заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

назначение физического лица руководителем НКО в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей НКО (или уполномоченных в соответствии с уставом НКО лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При условии отсутствия в отношениях между руководителем и НКО признаков трудовых отношений или признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору, а также при условии отсутствия заработной платы или вознаграждения за выполнение трудовых функций (функций по гражданско-правовому договору), руководитель НКО не может быть отнесен к кругу застрахованных лиц в целях Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Работающие безвозмездно лица, осуществляющие руководящие функции в НКО, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, относятся к неработающим лицам, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.

По вопросу о статусе занятости руководителей НКО, осуществляющих свою деятельность без выплаты им вознаграждения отмечаем следующее.

Концепция Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) построена на принципе определения наличия или отсутствия у гражданина занятости, т.е. осуществления гражданином какой-либо деятельности, приносящей, как правило, доход.

Так, согласно статье 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом пунктом 3 данной статьи Закона о занятости определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и к которым, в частности отнесены граждане, считающиеся занятыми. В случае отсутствия дохода от любого вида занятости, но при наличии занятости, гражданин в соответствии с Законом о занятости не может быть признан безработным.

Таким образом, руководители НКО, осуществляющие свою деятельность не на основании трудового договора, а, например, на основании гражданско-правового договора, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации документа, предусматривающего полномочия гражданина как руководителя НКО, не могут быть признаны безработными, поскольку являются занятыми согласно Закону о занятости, в частности, статье 2.

Дополнительно сообщается, что согласно статье 2 Закона о занятости незанятыми могут признаваться исключительно учредители (участники) НКО, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Минтруд разъяснил, что работающие безвозмездно лица, выполняющие руководящие функции в НКО, в отношении которых не начисляются страховые взносы на ОПС, относятся к неработающим лицам, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.

Что касается статуса занятости, то руководители НКО, осуществляющие свою деятельность по гражданско-правовому договору либо иному предусмотренному законодательством документу, не могут быть признаны безработными.

Правительство и чиновники продолжают вносить изменения в законодательство по охране труда. Не успели компании освоить новый порядок обучения по охране труда, привыкнуть к скорректированному положению о расследовании несчастных случаев на производстве, новым Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, как пришла пора разбираться с новыми правилами.

Работодатели и специалисты по охране труда обратились к чиновникам с вопросом: как направить в Минтруд России информацию об обучении по охране труда.

Ответ Татьяны Жигастовой, заместителя Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда

Пунктом 78 Правил № 2464 установлено, что проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (далее – ЕИСОТ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила).

Пункт 104 Правил. Минтруд России осуществляет формирование и ведение реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда), реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и реестра обученных лиц.

Указанные реестры размещены в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда и доступны по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/

Пункт 118 Правил. Определена информация, которая указывается в реестре обученных лиц индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, после проведения проверки знания требований охраны труда.

Пункт 119 Правил. Передача сведений в реестр обученных лиц, предусмотренных пунктом 118 настоящих Правил, осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Важно! В настоящее время импортирование информации об обучении по охране труда в формате «xml» файла возможно с помощью специализированного программного обеспечения «XSD схема версии 1.0.3», которое размещено в разделе «Справочная информация», подразделе «Обучение по ОТ» на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info

С дополнительной информацией и инструкциями для работодателей и организаций, осуществляющими обучение по охране труда работодателей и работников. Вы можете ознакомиться в разделе «Справочная информация» на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info

По вопросу внесения сведений о лицах, прошедших обучение по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, в реестр обученных по охране труда лиц поясняем следующее.

Подпунктом «в» пункта 46 Правил определено, что обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

Из положений пункта 55 Правил следует, что обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя. Перечень работ повышенной опасности устанавливается работодателем с учетом специфики его деятельности на основании перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 776н утверждено примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение), которое разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Приложением № 2 к Примерному положению утвержден Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников.

В отношении отдельных видов работ, приведенных в Примерном перечне работ повышенной опасности, предъявляются дополнительные требования к организации обучения требованиям охраны труда работников правилами по охране труда.

Перечень программ повышенной опасности, относящихся к подпункту «в» пункта 46 Правил, сформирован из тех видов работ повышенной опасности, в отношении которых нормативными правовыми актами. содержащими государственные нормативные требования охраны труда, предъявляются дополнительные требования к обучению работников вопросам охраны труда.

В случае если в программу обучения по охране труда входит, например, три программы обучения требованиям охраны труда, в том числе по работам повышенной опасности, то полагаем протокол может содержать три регистрационных номера, подтверждающих записи о прохождении проверки знания требований охраны труда по данными программам обучения.

В настоящее время Минтрудом России прорабатывается вопрос о дополнении классификатора программ для работ повышенной опасности в реестре обученных лиц.

По вопросу прохождения проверки знания требований охраны труда с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда поясняем следующее.

Пунктом 78 Правил установлено, что проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (далее – ЕИСОТ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данный механизм проверки знания в силу положений пункта 78 Правил 2464 предусмотрен для исчерпывающего перечня категорий лиц, это:

В настоящее время Минтрудом России прорабатывается вопрос о возможности размещения материалов в открытом доступе в ЕИСОТ для самоподготовки к проверке знания требований охраны труда.

В рамках проведения работы по совершенствованию в части прохождения проверки знания требований охраны труда с использованием ЕИСОТ время на прохождение проверки знания увеличено до 60 минут.

Также сообщаем, что предложения по работе с системой приняты к сведению и по возможности будут учтены при доработки системы.

Информируем о том, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданный вопрос.

📧 Не пропустите! У нас появился новый раздел

В нем мы собрали актуальные письма Минтруда, Роструда, разъяснения инспекторов ГИТ и другую официальную информацию, на которую вы можете ориентироваться в работе. Вам больше не нужно искать письма на просторах интернета. Достаточно зайти в раздел и выбрать нужное по номеру или теме. Нас раздел постоянно обновляется и актуализируется.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 01.08.2022 N 1365 предусмотрены случаи, когда работника могут отозвать из отпуска либо перенести запланированный отпуск. Как Почетный донор России работник имеет право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время года в соответствии с трудовым законодательством (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ). Распространяются ли положения о возможности переноса отпуска и об отзыве из отпуска на Почетных доноров?

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел повторное письмо о консультировании по вопросу предоставления отпуска, поступившее на официальный сайт Минтруда России в электронной форме (от 18 января 2023 г.), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данное мнение Минтруда России не является разъяснением и нормативным правовым актом.

В силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда.

Таким образом, работник, работодатель (их представители) вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и ее территориальные органы за предоставлением государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Административным регламентом предоставления вышеназванной государственной услуги (утвержден приказом Роструда от 23 августа 2019 г. N 230).

Государственная пошлина или иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.

В соответствии с нормами статьи 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» доноры, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в качестве меры социальной поддержки имеют право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством.

На основании положений статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) донорам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

При этом очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Согласно нормам статей 124 и 125 ТК РФ:

в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, если иное не предусмотрено ТК РФ;

отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Так, в соответствии с частью второй статьи 252 ТК РФ при введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2023 г. N 1365 утверждены особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах (перечень которых утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»), согласно пункту 2 которых допускается:

перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска работника без его согласия при нарушении организацией срока (или возникновении риска нарушения срока) исполнения государственного контракта, при этом отпуск должен быть предоставлен работнику не позднее 18 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется, либо часть отпуска, превышающая 21 день, по заявлению работника может подлежать замене денежной компенсацией;

отзывать работника из отпуска без его согласия при условии уведомления его не позднее чем за 3 дня в случаях и порядке, которые предусмотрены локальным нормативным актом организации.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть четвертая статьи 124 ТК РФ).

Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть третья статьи 125 ТК РФ).

Заместитель директора Департамента

Вопрос: Об обучении по охране труда работников и оформлении периода обучения.

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо от 4 мая 2023 г., поступившее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее — постановление N 2464), которым утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

а) инструктажей по охране труда;

б) стажировки на рабочем месте;

в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

Согласно пункту 43 Правил обучение требованиям охраны труда проводится у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда. Решение о проведении обучения работников у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, принимает работодатель с учетом требований по обязательному обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, установленных пунктом 85 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 65 Правил обучение работников требованиям охраны труда и проверка знания требований охраны труда осуществляются с отрывом от работы.

Пунктом 66 Правил допускается проведение обучения работников требованиям охраны труда с использованием дистанционных технологий, предусматривающих обеспечение работников, проходящих обучение требованиям охраны труда, нормативными документами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда, обмен информацией между работниками, проходящими обучение требованиям охраны труда, и лицами, проводящими обучение требованиям охраны труда, посредством системы электронного обучения, участие обучающихся в интернет-конференциях, вебинарах, а также администрирование процесса обучения требованиям охраны труда на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Учитывая изложенное, поясняем, что обучение по охране труда представляет собой комплекс профилактических взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и является специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.

В целях повышения уровня компетентности и качества обучения работников по охране труда Правилами предусмотрены требования по проведению практических занятий и тренировок в зависимости от вида обучения по охране труда, которые в том числе не могут осуществляться без отрыва от работы.

При этом работодателю предоставлено право самостоятельно принять решение о проведении обучения работников по охране труда у себя в организации или в организации (индивидуального предпринимателя), оказывающей услуги по проведению обучения по охране труда.

Согласно пункту 81 Правил форма, порядок и учет работников, подлежащих обучению по охране труда, устанавливаются работодателем.

С учетом изложенного поясняем, что работодатель вправе локальным актом определить форму документа о направлении работника на прохождение обучения по охране труда.

По вопросу оформления периода обучения требованиям охраны труда работников поясняем следующее.

В силу части 1 статьи 91 Кодекса рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В соответствии с частью 4 статьи 91 Кодекса работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Для этой цели, как правило, используется табель учета рабочего времени.

Табель учета рабочего времени в организации может вестись в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (формы N N Т-12, Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

При этом следует отметить, что с 1 января 2013 г. согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 1, не являются обязательными к применению.

Следовательно, работодатель вправе самостоятельно установить код для отражения в табеле учета рабочего времени в период прохождения обучения по охране труда.

Одновременно сообщаем, что ответ на письмо не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданный вопрос.

Оцените статью
Минтруд России