- Уровень бедности в России
- Данные
- Распределение доходов
- Методика определения бедности
- Проблемы
- Оценка бедности
- Количество займов в России на стабильном уровне
- Влияние экономических факторов на уровень бедности
- Введение единого пособия на детей
- Цели сокращения бедности в будущем
- Высокий уровень социологической бедности
- Риски предбедности для среднедоходных семей
- Отраслевые особенности
- Кредитная нагрузка и уязвимые группы
- Статья
- Причины банкротств
- Несостоятельность населения
- Самые бедные регионы РФ
- Риски роста бедности
- Зарплата и бедность в России
- Государственная помощь и бедность
- Данные о бедности
- Методология расчета бедности
- Почему бедных оказалось больше
- Прожиточный минимум
- Главные причины возникновения бедности
- Как измеряется бедность
- Самые бедные страны мира
- Из статистики исчезли 3 млн бедных после изменения методики
- Почему реальный уровень бедности еще выше
- Главные пострадавшие – «предбедные» и средний класс
- Реформа прожиточного минимума
- Выплаты малоимущим и пенсионерам
- Важные шаги
Уровень бедности в России
В России уровень бедности обновил исторический минимум, снизившись с 9,8% до 9,3% от численности населения страны. Экономисты относятся к такой динамике с долей скепсиса, предлагая смотреть шире, оценивая не вполне очевидные показатели.
Данные
Данные Росстата и косвенные показатели указывают на то, что число бедных в стране не увеличивается. По оценке службы госстатистики, за 2023 год количество граждан с доходами ниже границы бедности снизилось на 0,8 млн человек. Бедными теперь считаются 13,5 млн человек (9,3% населения).
Эти расчеты исходят из границы бедности, которая составила 14,3 тыс. руб. в среднем за прошлый год, что находится на уровне установленного прожиточного минимума – 14, 4 тыс. руб.
Распределение доходов
В 2023 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0%. Однако рост денежных доходов наиболее обеспеченной группы населения происходит за счет уменьшения у всех остальных.
Методика определения бедности
Величина прожиточного минимума определялась по стоимости минимальной потребительской корзины до 2020 года. В 2021 году это было 44,2% медианного дохода граждан.
Среднедушевые доходы в 2023 году выросли на 11%, а средняя номинальная зарплата – на 14%, однако граница бедности поднялась только на 6%.
Проблемы
Удорожание продовольствия и ЖКУ приводит к ухудшению финансового положения малоимущих россиян. Инфляция для бедных становится заметной. По данным ЦМАКП, пенсии по индексу цен для бедных остаются ниже прошлогодних, несмотря на повышение официальных показателей.
Оценка бедности
При оценке бедности в России эксперты настаивают на необходимости опираться на косвенные факторы, такие как количество взятых микрозаймов, которые могут быть более индикативными. Этот финансовый продукт предоставляется гражданам с низким уровнем дохода.
Количество займов в России на стабильном уровне
В Росстате отмечают, что количество подобных займов на протяжении 2023 года оставалось в пределах 2,9-3,1 млн единиц в месяц, без видимого прироста, что может говорить о том, что финансовое положение бедных россиян не ухудшается (хотя и не становится лучше).
Влияние экономических факторов на уровень бедности
Экономисты полагают, что сокращение уровня бедности в РФ было ожидаемым, а наибольшее влияние на это оказал прирост ВВП в 2023 году на 3,6%, а также выплаты семьям с детьми. Сейчас ситуация на рынке труда исключительно благоприятна для работника — уровень безработицы обновил исторический минимум, сформировался рынок соискателя, что привело к росту зарплатных предложений и зарплат в целом.
Введение единого пособия на детей
С 2023 года ведено единое пособие на детей от рождения до 17 лет, которое предоставляется семьям с невысокими доходами на основе комплексной оценки нуждаемости. Размер этого пособия составляет 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума.
Цели сокращения бедности в будущем
Специалисты отмечают, что заявленная Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию цель — сократить уровень бедности до 7% к 2030 году — вполне реалистична. Увеличение МРОТ на 10% с 1 января этого года должно также способствовать улучшению ситуации.
Высокий уровень социологической бедности
Положительную статистику Росстата омрачают данные ЦМАКП о высоком показателе социологического уровня бедности — около 30% жителей РФ не имеют достаточных средств на одежду и обувь. Это требует повышенного внимания со стороны государства.
Риски предбедности для среднедоходных семей
Семьи со среднедушевыми доходами 1,5–2 прожиточных минимума оказываются в ситуации предбедности, не попадая в категорию бедных по официальной методологии.
Отраслевые особенности
Риски попадания в категорию предбедности различны в зависимости от отрасли. Сложности возникают в гостиничном и ресторанном бизнесе, в административной деятельности, образовании, сельском хозяйстве и операциях с недвижимым имуществом.
Кредитная нагрузка и уязвимые группы
Наименее обеспеченные 10% населения остаются уязвимой категорией в плане кредитной нагрузки, превышающей 23% по отношению к доходам.
Выше представлена информация о текущей ситуации с уровнем бедности в России и перспективами его сокращения.
Статья
С точки зрения профессора Финансового университета при правительстве Александра Сафонова, предбедными можно назвать бюджетников: средний и младший медицинский персонал, работников культуры и работающих в этих сферах пенсионеров, выплаты которым не индексируют на инфляцию.
Косвенно подтверждает эту статистику и рост числа банкротств физлиц. Так, за 2023 год россияне побили новый антирекорд – суды признали банкротами 350,8 тыс. граждан и индивидуальных предпринимателей. По данным Федресурса, это максимальное число за время существования процедуры, а инициаторами в 96,6% выступали сами граждане. Всего в России жить с чистого финансового листа начали 1,1 млн человек с 2015 года – момента начала введения практики.
Причины банкротств
Причин для оформления банкротств много. Самая банальная – решить проблему огромных долгов, появившихся из-за финансовой неграмотности и неумения рассчитать необходимые выплаты. Чаще всего с этим сталкиваются люди, которые тяжело заболевают или теряют работу, неудачно строят бизнес. Еще одна причина – у большинства заемщиков нет имущества, которое можно реализовать в счет долга. К слову, в обеднении россиян участвуют и микрофинансовые организаций, проценты по займу которых не позволяют выбраться из долговой ямы годами. Клиенты, решившие получить быстрые деньги, чаще всего становятся банкротами из-за невозможности погасить кредит.
Несостоятельность населения
Другими словами, рекордное количество банкротов говорит о росте несостоятельности населения и падении реальных доходов, из-за чего россияне не справляются с долговой нагрузкой, заявляют экономисты.
Самые бедные регионы РФ
Согласно данным Росстата, россияне с доходами ниже границы бедности проживают в следующих регионах РФ:
Средняя зарплата в бедных субъектах РФ в 2024 году:
Субъекты РФ, где уровень бедности ниже 10% от общей численности населения региона:
Риски роста бедности
В России два основных инструмента для борьбы с бедностью — пособия семьям с детьми (на такие семьи приходится 80% бедных) и доплаты пенсионерам, отмечает проректор ВШЭ Лилия Овчарова. Соцподдержка дотягивает доходы этих категорий граждан до уровня выше границы бедности.
Интересно, что с 2022 года правительство может в ручном режиме регулировать уровень бедности. Так, при скачке инфляции власти приняли решение на 10% повысить прожиточный минимум, МРОТ и пенсии неработающим пенсионерам. Благодаря этому по итогам года удалось увидеть снижение уровня бедности.
Этим, вероятно, объясняется и сегодняшний рост показателей: с января 2024 года МРОТ был увеличен более чем на 18%, кроме того, были проиндексированы все меры господдержки, а также сохранены и введены новые пособия.
Важно, что доля социальных выплат в доходах россиян практически приблизилась к красной линии, — подчеркивает Овчарова. Она составила 19,4% по данным Росстата на второй квартал 2023 года. Даже в советское время, которое считалось патерналистским, соцвыплаты не превышали 16–17% доходов населения.
Зарплата и бедность в России
В России оплата труда составляет примерно 39% ВВП, в то время как в большинстве европейских стран этот показатель выше 50%. В последние годы считалось, что низкая зарплата — конкурентное преимущество российской экономики, поскольку это выгодно для ведения бизнеса, а бедность можно подлечить выплатами уязвимым гражданам. Но только на единое пособие бюджет потратит 1,6 трлн рублей в 2024 году.
Государственная помощь и бедность
Государству недешево обходится эта мера поддержки. Если количество получателей пособий будет расти, политика, когда пособия — главный инструмент борьбы с бедностью, станет дополнительным риском для бюджетной стабильности, — подытожила Овчарова, добавив, что сегодня главным инструментом повышения благосостояния граждан должна стать достойная оплата труда, в том числе через стремительное повышение МРОТ не только для выравнивания показателей, необходимых для хорошей картинки.
Данные о бедности
В начале мая 2023 года Росстат обновил данные о численности людей с доходами ниже границы бедности. Так, по итогу 2022 года их оказалось 14,3 млн, то есть 9,8% от всего населения России. Это минимальное значение с 1992 года.
Но на самом деле бедных больше — Росстат потерял три миллиона малоимущих после изменения методологии подсчета, выяснили журналисты проекта Если быть точным, которые поделились с нами этими данными. Если бы категорию бедности рассчитывали по-старому, малоимущих было бы 17,5 млн, то есть 12%.
Методология расчета бедности
С 2021 года Росстат считает число бедных на основе границы бедности — это прожиточный минимум в четвертом квартале 2020 года, помноженный на накопленную инфляцию. Но до этого число бедных считалось через стоимость минимального набора продуктов, товаров и услуг — это прожиточный минимум.
Журналисты использовали для своих подсчетов старую методику Росстата. Если вкратце, сначала они изучили стоимость продуктов, товаров и услуг за каждый месяц 2021 и 2022 года и нормы потребления, а потом рассчитали прожиточный минимум на душу населения. Эти подсчеты показали, что в 2022 году прожиточный минимум составил бы 14,8 тысячи рублей, а не 13,5 тысячи, как в официальных данных.
Почему бедных оказалось больше
Почему бедных в итоге оказалось больше? Дело в том, что уровень инфляции учитывает рост цен на сотни товаров, в том числе на электронику, путешествия и т.д. Но далеко не все бедные могут себе это позволить. При этом продукты дорожают быстрее, чем многие другие товары, то есть рост цен сказался на бедных больше, чем на всех остальных. Новая методология Росстата этого не учитывает.
Прожиточный минимум
Прожиточный минимум все еще используется для того, чтобы рассчитать социальные пособия и формировать бюджет. Но эксперты считают, что он сильно занижен: на него нельзя купить лекарства или оплатить медицинские услуги. В 2019 году его справедливую величину оценивали в 30 тысяч рублей.
Граница бедности в том виде, как ее использует Росстат, вообще не дает ответа на вопрос, может ли человек позволить себе те или иные услуги, говорит экономист Татьяна Михайлова. Поэтому логичнее привязать уровень бедности к медианному доходу населения. То есть поделить население по размеру доходов ровно на две половины. В странах ЕС, например, к бедным относят тех, кто получает меньше 60% медианного дохода. Если бы Россия использовала европейский подход, тогда число бедных составило бы 27 млн человек.
Российские власти и пропаганда явно приукрашивают ситуацию с бедностью в стране — не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что на 13,5 тысячи рублей в месяц в России не прожить.
Чтобы «подправить» статистику по бедности, власти традиционно выплачивают пособия нуждающимся. Но вряд ли за их счет можно вывести всех малоимущих за границу бедности: в 2022 году для этого понадобилось бы более 690 млрд рублей. «Население в целом становится беднее, но число бедных снижается», — описывает результаты такого подхода экономист Евгений Гонтмахер.
Материал из «Знание.Вики»
Бедный человек спит на улице
Главные причины возникновения бедности
Уровень Безработицы в мире на 2006 г, по данным Книги фактов ЦРУ
Как измеряется бедность
Борьба с бедностью остаётся одним из главных вызовов перед мировым сообществом. Высокий уровень бедности в различных странах объясняется множеством факторов, включая низкое экономическое развитие, конфликты, недоступность образования и здравоохранения, а также природные и климатические факторы. Преодоление бедности требует комплексного и скоординированного подхода на мировом, национальном и местном уровнях. Страны и регионы борются с проблемой бедности по-разному. Одним из главных способов борьбы с бедностью в мировых масштабах, это:
Самые бедные страны мира
Бедность • Большая российская энциклопедия — электронная версия
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Рассказываем, как в России оценивают уровень бедности и почему официальным данным нельзя доверять
Борьба с бедностью — «безусловный приоритет» российских властей. В 2018 году Владимир Путин подписал указ, согласно которому к 2024 году бедность в стране должна быть снижена в два раза — то есть за чертой бедности должно жить не более 6% россиян (правда, позже срок продлили до 2030 года). В 2022 году этот показатель достиг минимума за 30 лет: доля малоимущих снизилась до 9,8%. Мы выяснили, как правительству удалось добиться такого результата на фоне военного конфликта в Украине и западных санкций, — и рассчитали, сколько бедных выпало из статистики из-за новой формулы расчета.
Из статистики исчезли 3 млн бедных после изменения методики
В начале мая 2023 года Росстат обновил данные о численности населения с доходами ниже границы бедности в России. Оказалось, что в 2022 году этот показатель установил исторический минимум: за чертой бедности жили 14,3 млн россиян — это 9,8% населения, самое низкое значение с 1992 года. Но есть нюанс: в 2021 году правительство изменило методологию подсчета, благодаря чему, по нашей оценке, «потеряло» 3 млн малоимущих.
До 2021 года Росстат считал число бедных через стоимость минимально необходимых продуктов, товаров и услуг — прожиточного минимума. В конце 2020 года для трудоспособного человека в среднем по России он составлял 12,3 тысячи рублей. Этих денег должно было хватать на еду (чуть менее половины суммы), одежду и обувь, проезд на транспорте. Если доходы человека были больше В каждом регионе устанавливалась своя сумма прожиточного минимума. Она варьировалась от 9,8 тысячи рублей в Воронежской области до 24,7 на Чукотке. Но принцип расчета везде был одинаковым: стоимость минимально необходимого набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг., он не считался бедным.
С 2021 года российские власти отказались от такого подхода. Для оценки числа малоимущих ввели новый показатель — границу бедности. Это прожиточный минимум в IV квартале 2020 годаТогда его в последний раз рассчитывали на основании цен на товары и услуги; с 2021 года прожиточный минимум рассчитывается иначе — как 44,2% от медианного дохода населения., умноженный на накопленную инфляцию. Изменения привели к тому, что бедными перестали считаться больше 3 млн россиян (о том, почему так получилось, расскажем чуть дальше).
Если бы уровень бедности рассчитывали по-старому, в эту категорию в 2022 году попали бы не 14,3 млн, а около 17,5 млн россиян, а уровень бедности составил бы не рекордно низкие 9,8%, а 12%.
Почему по новой методике часть бедных выпала из официальных данных? Дело в том, что уровень инфляции учитывает рост цен на сотни товаров — в том числе технику, путешествия и другие вещи, которые малоимущие люди обычно не могут себе позволить. При этом цены на продукты растут быстрее, чем на многие другие товары: например, в Самарской области прошлым летом продовольственные товары подорожали почти на 20%, а инфляция в целом составила 16,5%. В 2022 году значительно выросли цены на капусту, картофель, морковь, лук, сахар, маргарин.
В результате рост цен сказался на самых бедных россиянах больше, чем на всех остальных, — но новая методология Росстата этого не учитывает. В первой половине 2023 года недоучет числа бедных, по нашим расчетам, составил 1,5 млн человек, а уровень бедности — 12,9% вместо официальных 11,9%.
Как мы считали
Чтобы оценить величину недоучета бедных, «Если быть точным» рассчитал прожиточный минимум по старой методологии. Мы использовали рекомендации Минтруда по тому, какие продукты и в каком количестве должны в него входить. Например, по этим нормам на одного трудоспособного взрослого, живущего в Центральном федеральном округе, должно приходиться в год 100 кг картофеля, 60 кг фруктов, более 16 кг говядины и другие продукты.
Мы подсчитали суммарную стоимость этого набора за каждый месяц 2021 и 2022 года, исходя из средних цен на товары и норм потребления, отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Затем, в соответствии с методологией, мы добавили стоимость непродовольственных товаров (50% от стоимости продуктов с корректировкой на Cоотношение индекса потребительских цен на непродовольственные товары с индексом потребительских цен на продукты питания.) и услуг (тоже 50% с корректировкой на Cоотношение индекса потребительских цен на услуги с индексом потребительских цен на продукты питания.). Для трудоспособного населения мы также добавили оценку расходов по обязательным платежам и сборам.
После этого мы рассчитали величину прожиточного минимума для всего населения в целом за год (отдельно для 2021 и 2022 года). Для этого мы вычислили среднюю за 12 месяцев сумму, а также учли, какую долю занимала каждая из трех демографических групп (трудоспособные взрослые, дети, пенсионеры) в структуре населения на начало соответствующего года.
Прожиточный минимум на душу населения, рассчитанный по этой методологии, составил бы в 2022 году 14,8 тысячи рублей. А введенная Росстатом граница бедности равнялась 13,5 тысячи рублей. То есть люди, чьи доходы выше 13,5 тысячи, но меньше 14,8, не попадают в статистику как бедные.
Для проверки корректности расчетов мы по той же методологии рассчитали величину прожиточного минимума на душу населения за 2019 и 2020 годы, когда Росстат еще считал ее по-старому. Результаты практически совпали с официальными цифрами: разница составила плюс 106 рублей (около 1%) в 2019 году, и плюс 35 рублей (0,3%) в 2020 году. Скорее всего, различие оценок связано с пересмотром цен на некоторые товары и услуги.
Дальше нам нужно было узнать, какая доля населения имеет доходы ниже рассчитанного нами прожиточного минимума. Чтобы понять, как распределены доходы россиян, Росстат использует Логнормальное распределение. Теоретическая функция, которая описывает распределение доходов населения. математическую модель. Она основана на данных, полученных во время обследований денежных доходов домашних хозяйств. Эти данные уточняются с помощью других источников. Параметры такой модели в открытом доступе не публикуются. Мы восстановили их по доступным данным официальной статистики. Код, с помощью которого мы это сделали, можно найти в репозитории Github «Если быть точным».
Правильность наших расчетов подтверждается оценками Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. В 2021 году недоучет числа малоимущих из-за изменения методики, по расчетам «Если быть точным», мог составить чуть больше 2 млн человек, а уровень бедности составил бы 12,4% вместо 11%. Эксперты ФНИСЦ РАН получили сопоставимые числа: по их оценкам, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (рассчитанного по старой методологии) составила в 2021 году 12,7%. Это на 1,7 процентных пункта выше официальных данных.
Почему реальный уровень бедности еще выше
Прожиточный минимум — сумма, которая необходима россиянам, чтобы закрывать самые базовые потребности, — никуда не исчез (хотя теперь считается С 2021 его считают не на основании стоимости минимально необходимых товаров и услуг, а как 44,2% от медианного дохода по стране.). Его больше не используют, чтобы оценивать, сколько в стране бедных, но на его основании продолжают рассчитывать социальные пособия и формировать бюджет.
При этом граница бедности, введенная Росстатом, оказалась ниже прожиточного минимума. В 2022 году к малоимущим относились люди с доходами ниже 13,5 тысячи рублей при прожиточном минимуме в 13,9 тысячи. Это значит, что люди, которым даже по оценкам самого государства не хватает денег, чтобы купить еду и заменить износившуюся одежду и обувь, не попадают в статистику как бедные.
В регионах эта разница еще больше. В Тыве граница бедности составляла 12,5 тысячи рублей, а прожиточный минимум — 14 тысяч, примерно такая же разница в Кабардино-Балкарии, а на Чукотке разрыв между этими показателями — 5,5 тысячи.
При этом эксперты считают, что официальный прожиточный минимум значительно занижен. На него нельзя, например, купить лекарства и оплатить медицинские услуги. Еще в 2019 году стоимость минимального набора необходимых товаров и услуг оценивали более чем в 30 тысяч рублей.
Подход, который Росстат использует сейчас — прожиточный минимум в конце 2020 года, умноженный на накопленную инфляцию, — вообще не дает ответа на вопрос, может ли человек позволить себе те или иные товары и услуги, объясняет экономист Татьяна Михайлова. Уровень бедности, по ее словам, логичнее привязывать к медианному доходу населения. Он делит население на две равные группы — одна половина получает меньше этой суммы, а вторая — больше. Так делают в ЕС, где к бедным относят людей, которые получают меньше 60% от медианы дохода.
В России такой подход — его называют относительным — использовали в 2021 году. Нуждающимися стали считаться люди, ежемесячные доходы которых были ниже 44,2% от медианы доходов населения за год. Такой процент выбрали неслучайно: когда на его основании рассчитали порог бедности, он остался практически таким же, каким был. Резкого роста бедных в стране не произошло. Но меньше чем через год от относительного подхода отказались.
Если бы Россия использовала европейский подход, число малоимущих бы значительно выросло. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2019 году 27 млн россиян имели доход меньше 60% медианного по стране. А по официальной оценке российских властей бедными тогда считались 18 млн человек.
Десятки миллионов россиян остаются «предбедными» — на бумаге они не считаются малоимущими, хотя их доходы не намного выше установленной государством границы. По данным Росстата, 13% россиян имеют доход в 1–1,5 раза больше границы бедности, еще 13,5% — в 1,5–2 раза больше. Итого — 36,5% населения России, то есть 53 млн человек, живут не более чем на 27 тысяч рублей в месяц. В каждом четвертом субъекте РФ таких жителей больше половины, а в семи регионах в эту категорию попадают более чем две трети жителей.
Обычно люди с такими доходами не могут поддерживать высокий и даже средний уровень жизни. По данным «Левада-центра»*, почти половина россиян с доходами до 30 тысяч рублей из-за нехватки денег отказывались от покупки необходимых продуктов, 57% не могли позволить себе одежду и обувь, а каждый третий — крупные покупки для дома.
По оценкам исследователей из ВШЭ, 64% россиян не могут заменить ветхую мебель на новую. 43% жителей страны финансы не позволяют иметь две пары сезонной обуви, 40% — раз в год уезжать на неделю в отпуск.
Главные пострадавшие – «предбедные» и средний класс
Уровень бедности в 2022 году снизился не только из-за нового способа подсчета. На него могли повлиять выплаты участникам боевых действий в Украине и их семьям.
Мобилизованные получают по 195 тысяч ежемесячно, еще 195 тысяч предусмотрено в виде единоразовой выплаты при заключении годового контракта. Региональные выплаты составляют от 20 до 200 тысяч рублей. 6 млн рублей выплачивают при ранении, 12 млн — в случае гибели.
Точное число мобилизованных, а также раненых и погибших неизвестно, как и то, насколько регулярно перечисляют выплаты. Но даже минимальные оценки показывают, что выплаты контрактникам и мобилизованным сейчас — одна из самых больших статей бюджетных расходов на поддержку разных категорий граждан.
По официальным данным, к началу ноября 2022 года было мобилизовано 318 тысяч человек. Они должны получать по 195 тысяч рублей ежемесячно — то есть за год государство потратит на выплаты как минимум 744 млрд рублей. Это сравнимо с тратами на пособия при рождении детей (в 2023 на них планируется выделить 855 млрд).
Однако некоторые эксперты считают, что эти выплаты пока существенно не повлияли на снижение уровня бедности. Ежемесячные переводы мобилизованным начались ближе к концу года и скорее всего не были учтены в доходах населения в 2022 году, объясняет кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Елена Горина. По ее словам, наибольший вклад в снижение бедности внесли адресные выплаты малоимущим, особенно связанные с детьми.
«Даже если потери Российской Федерации на фронте составляли бы десятки тысяч человек, семьям которых выплатили бы гробовые миллионы, это все равно немного. Семей с детьми все равно несравнимо больше, чем мобилизованных», — добавляет Татьяна Михайлова.
Такие выплаты — традиционный способ бороться с бедностью в России. В 2022 году Россия потратила на статьи, которые могли снизить уровень бедности, почти два триллиона рублей.
Власти расширили «детские» пособия нуждающимся, повысили прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и внепланово проиндексировали пенсии. В сумме на это ушло почти полтора триллиона рублей. Объем социальных выплат может оказать существенное влияние на уровень бедности. По данным Росстата, в 2022 году они составляли 16,4 триллиона рублей — это 20,7% всех доходов россиян. В последние годы доля социальных выплат в структуре доходов населения растет: в 2013 году она составляла 18,7%.
«Государство надеется, что доплачивая малоимущим половину, 70% или 100% от прожиточного минимума, оно выведет их за границу бедности», — объясняет Сергей Смирнов, доктор экономических наук в ИНИОН РАН. Это вряд ли возможно: чтобы вывести всех малоимущих за границу бедности, в 2022 году понадобилось бы более 690 миллиардов рублей. Сейчас меры поддержки направлены в основном на семьи с детьми, универсального пособия для малоимущих нет.
В кризис власти поддерживают наиболее бедное население, чтобы не допустить формального роста бедности. Поэтому страдать будут в основном «предбедные» и средний класс — это может привести к росту неравенства и «заметному ухудшению уровня жизни широкой части населения», отмечают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). «Население в целом становится беднее, но число бедных снижается», — описывает результаты такого подхода экономист Евгений Гонтмахер.
*Минюст считает иноагентом
Среди них – реформа прожиточного минимума и единое пособие для всех малоимущих
Для устойчивого роста темпами более 3% в год в ближайшие десятилетия экономика России должна стать более социально ориентированной. Ее потенциал можно реализовать в полной мере только при существенном снижении уровня бедности и расширении среднего класса. К такому выводу пришли эксперты Института ВЭБа в апрельском долгосрочном прогнозе до 2050 г. Для изменения ситуации с бедностью и роста реальных доходов граждан экономисты предлагают несколько системных мер. Среди основных – изменение методики расчета прожиточного минимума (ПМ), введение единого пособия для малоимущих бездетных граждан и изменение подхода к индексации пенсий.
По оценке экспертов, инициативы в совокупности позволят достичь роста реальных располагаемых доходов населения на 4,7% в год в среднем за 2023–2035 гг. и 4,1% – в 2036–2050 гг., а также снизить уровень бедности вдвое к 2030 г. В прошлом году реальные располагаемые доходы россиян выросли на 5,4% после спада на 1% в 2022 г., следует из данных Росстата. По прогнозу Минэка, рост доходов населения в этом году составит 2,7%, в следующем – 2,6%. Уровень бедности в прошлом году обновил исторический минимум и составил 9,3% (у 13,5 млн человек доходы были ниже границы бедности). Годом ранее уровень бедности составлял 9,8% (14,3 млн малоимущих россиян).
В результате реализации предложенных мер социальная структура в России существенно изменится, указано в прогнозе. К 2035 г. доля малоимущих снизится с 9 до 6%, низкодоходная категория (с доходами от 1 до 3 ПМ) уменьшится с 54 до 49%. В то же время доля граждан, которых можно отнести к среднему классу, вырастет с 34 до 41%.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен вырасти до 35 000 руб. к 2030 г., говорил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Кроме того, нужно добиться, чтобы к концу десятилетия уровень бедности в России стал ниже 7%, а среди многодетных семей снизился более чем в 2 раза – хотя бы до 12%, отмечал глава государства.
Реформа прожиточного минимума
Чтобы сократить долю малоимущих, эксперты предложили изменить формулу расчета ПМ с 2026 г. Его необходимо привязать к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, который в отличие от применявшейся ранее минимальной потребительской корзины будет включать более дорогие и качественные товары и большее их количество. Это позволит увеличить размер социальной поддержки и расширить круг граждан, которые ее получают, поясняют эксперты ВЭБа.
Минимальная корзина, которая применялась для расчета ПМ до 2021 г., не учитывала многие базовые потребности: в ней были самые дешевые продукты, пояснил «Ведомостям» руководитель Института ВЭБа Андрей Клепач. Например, в корзине не было говядины, а на одежду и другие непродовольственные товары приходилась всего треть суммы. Новый набор, определенный экспертами института, соответствует уровню достаточной обеспеченности гражданина и учитывает реальную структуру потребления, рассказал он. Его стоимость составляет более 20 000 руб. Набор включает дополнительные медицинские услуги, одежду, разные виды мяса, расходы на культурные мероприятия. Привязать ПМ к такой корзине предлагается только через два года, так как это потребует дополнительных расходов, а сейчас у государства есть другие первоочередные обязательства и расходы, заявил Клепач.
При повышении ПМ по предложенной формуле в 2026–2030 гг. доля среднедоходной группы временно снизится, предупреждают эксперты. Удельный вес малоимущих в последующие годы будет значительно сокращаться благодаря ускоренному росту экономики, несмотря на повышение ПМ, добавили они.
До 2021 г. ПМ на душу населения рассчитывался исходя из стоимости минимальной потребительской корзины, а затем подход был изменен. С 2021 по 2025 г. показатель должен был рассчитываться как 44,2% от медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. При этом в 2022 г. из-за санкций эту норму приостановили – теперь показатель устанавливается в особом порядке в соответствии с законом о бюджете. Правительство в 2022 и 2023 гг. по поручению президента произвело несколько внеплановых индексаций. С 1 января 2024 г. ПМ проиндексировали по уровню инфляции прошлого года – на 7,5% до 19 242 руб. (общероссийский уровень).
Выплаты малоимущим и пенсионерам
Другая инициатива ВЭБа – ввести единое пособие по нуждаемости для малоимущих граждан (по аналогии с единым пособием на детей) для повышения их доходов до ПМ. Пособие предлагается выплачивать по принципу социального контракта, когда обязательство на себя берет не только государство, но и получатель льготы – например, от него требуется трудоустроиться или открыть свое дело. В случае введения такой выплаты доля малоимущих россиян, не охваченных мерами поддержки, снизится почти до нуля, прогнозируют экономисты ВЭБа. Бюджету эта мера обойдется в 300 млрд руб. в год в начале реформы и далее в среднем по 200 млрд руб. в год.
Эксперты института также предложили изменить подход к индексации и накопительной системе пенсий. Повышение выплат следует проводить как для неработающих, так и для трудоустроенных пенсионеров, а его темпы должны превышать рост зарплат. Таким образом, будет расти коэффициент замещения (соотношение размера пенсии и прежнего дохода во время работы), считают экономисты. При этом государство должно запустить новую накопительную систему пенсий, в том числе внедрить в нее индивидуальные инвестиционные счета.
Среди других предложенных мер – модернизация системы оплаты труда работников сферы науки и развития человеческого капитала, повышение стипендии студентам, аспирантам и ординаторам до ПМ, продление программы льготного ипотечного кредитования и развитие института социального жилья (при усилении их адресности и отходе от льготного кредитования в столичных агломерациях).
Определяющую роль в части снижения уровня бедности играет ситуация в экономике, а в общем уровне доходов домохозяйств – доходы от трудовой деятельности, отметил представитель ВНИИ труда Минтруда. Поэтому в первую очередь правительством предпринимаются меры по отраслевой поддержке предприятий, а также меры по содействию занятости. При этом дополнительно последовательно расширяется линейка адресных мер поддержки для социальных групп, наиболее уязвимых перед рисками бедности.
С учетом социально-экономической ситуации ПМ и МРОТ на 2022-2024 гг. устанавливались в особом порядке, что позволило гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации и оперативно поддержать доходы населения в условиях быстрого роста цен, продолжил он. При этом сложившиеся темпы роста среднедушевых доходов населения за 2023 г. (10,9%), а также прогнозируемый по итогам 2024 года уровень инфляции (4,5%) позволяют вернуться к методике установления величины ПМ и МРОТ на 2025 г. в соотношении с медианным доходом и медианной заработной платой.
Представитель Минэка перенаправил запрос в Минтруд.
Важные шаги
Профсоюзы уже давно предлагают ввести в отношении МРОТа похожий принцип назначения, рассказала зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина. В качестве ориентира для установления МРОТа необходимо использовать минимальный потребительский бюджет. Это понятие было закреплено указом президента в 1992 г., но на федеральном уровне в качестве официального показателя его так и не стали применять, отметила Кузьмина. В него может быть включена стоимость потребительской корзины, расходы страхового характера, обязательные платежи и сборы, а также сбережения, продолжила она. При этом потребительская корзина в этой формуле существенно отличается от той, что действовала в 2013–2020 гг.: в ней предусмотрены расходы на мобильный телефон, ноутбук, услуги мобильной связи с интернетом, санаторно-курортное лечение, питание вне дома, подписка на электронные сервисы и др.
Что касается возврата индексации пенсии работающим пенсионерам, профсоюзы системно борются за это с момента ее отмены в 2016 г., направляя обращения в правительство и ведомства, рассказал и. о. руководителя департамента социального развития ФНПР Константин Паньшин. В ходе последних изменений в Конституцию в ст. 75 появился п. 6, который гарантирует обязательную индексацию выплат всем пенсионерам вне зависимости от трудоустройства, напомнил он.
Таким образом, отмена увеличения пенсий гражданам с трудовым договором противоречит Конституции и поставила их в дискриминационное положение, отметил Паньшин. Для обхода этих правил в России даже появилась серая схема: пенсионер по согласованию с работодателем увольняется, происходит индексация пенсии, после чего человек возвращается на рабочее место, рассказал эксперт.
С просьбой решить эту проблему ФНПР обращался и к Путину. В 2021 г. президент поручал правительству представить предложения по возврату индексации, напомнил Паньшин. Тем не менее конкретных решений до сих пор нет. Последний раз ФНПР обращался в Минтруд по этому поводу несколько месяцев назад – тогда в ведомстве сообщили, что не видят необходимости в такой индексации, объяснив, что работающие пенсионеры и так получают зарплату.
Идея ВЭБа по переходу к более социально ориентированной экономике справедлива – более равные общества при прочих равных растут быстрее, отметил главный экономист ВТБ Родион Латыпов. Привязка ПМ к фиксированному улучшенному набору товаров и услуг, в случае если его состав не будет пересматриваться одновременно с улучшением качества потребления, будет бесполезной, считает эксперт.
Предложенное изменение подходов в расчете показателя позволит сократить реальную бедность и изменить структуру потребления бедных домохозяйств, спорит профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета Александр Сафонов. Индексация пенсий работающим пенсионерам тоже могла бы стать эффективной мерой, но она не может быть реализована, так как не имеет достаточных источников финансирования, отметил Сафонов.
Реализация этой инициативы может потребовать от бюджета до 0,7 трлн руб. в год в текущих условиях, подсчитал главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Если предложенные ВЭБом меры будут приняты, то лимит по их расходам будет исходить из потенциального размера новых доходов казны от повышения прогрессии НДФЛ и налога на прибыль, т. е., скорее всего, в пределах 2% годового ВВП.
Долгосрочные положительные эффекты для экономики будет иметь и реформирование накопительной системы пенсий, заявил научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС Константин Тузов. В России этот вопрос уже давно назрел и обсуждается не первое десятилетие. При этом изложенная ВЭБом мера предполагает наличие надежных и привлекательных инструментов инвестирования, способных создавать долгосрочные положительные эффекты для будущих пенсионеров. При этом, чтобы разрабатывать новую накопительную систему пенсий, нужно сначала разморозить ее накопительную часть, указал Латыпов.
Большая часть предложений, в первую очередь индексация пенсий и пособий, повысит нагрузку на бюджет, поэтому правительство вряд ли пойдет на их реализацию в текущей обстановке, полагает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Анна Кокорева.