Программа реформ

XX. Система здравоохранения и медицинская промышленность

Современная медицина – это не просто лечение болезней, а долговременная стратегия по повышению качества жизни, создание условий, обеспечивающих укрепление здоровья, устойчивое увеличение продолжительности жизни, повышение творческой социальной и трудовой активности населения РФ. Здоровье и долголетие населения являются важной составляющей оценки социально-экономического развития любого общества.

По продолжительности жизни Россия находится на последнем месте в Европе и на 131 месте в мире. Это позор.

Наибольший ущерб экономике приносит преждевременная смертность от внешних причин — ДТП, отравления (до 5,2 трлн рублей в год). От 3,5 трлн до 4,8 трлн рублей в год экономика теряет из-за заболеваний системы кровообращения.

Смертность от новообразований приносит ущерб в размере 1,8–2,8 трлн рублей в год, болезни органов пищеварения — 1,3–1,7 трлн рублей в год. Из-за инфекционных заболеваний (без учета COVID-19, ВИЧ и туберкулеза) экономика теряет около 1,15 трлн рублей.

В сумме ВВП теряет от 15 трлн до 24 трлн рублей в год или от 10 до 15 % ВВП.

Качество медицинских услуг

Современная медицина шагнула далеко вперед. Стали излечимыми болезни, которые раньше всегда имели смертельный исход, например, рак. Нужно сказать, что обеспеченный человек может получить в России сейчас высокое качество медицинских услуг, но качество бесплатной медицинской помощи ниже всякой критики.

Состояние здравоохранения в регионах

Состояние здравоохранения в Российских регионах вызывает все больше вопросов. Региональные власти (кроме регионов-доноров) поставлены в сложное положение.

Основная часть финансовых средств поступает с федерального уровня с жесткими нормативами расходов, которые очень сложно выполнить. Поэтому региональные власти должны или добавлять деньги из бюджета субъекта, или следовать федеральным рекомендациям. Даже стопроцентное финансирование территориальных программ госгарантий — это всего лишь минимум, необходимый для поддержания системы здравоохранения.

Кадровый дефицит

Проблема с кадровым дефицитом в здравоохранении назревает давно. Еще пять лет назад во многих регионах жаловались на катастрофическую нехватку персонала. Сейчас проблема только усугубляется в связи с общим дефицитом кадров в экономике, оттоком мигрантов, ростом зарплат в других секторах.

Квалифицированные кадры начали массово покидать государственные клиники и уходить в платные. Неравномерность оплаты в регионах приводит к перетоку кадров из менее оплачиваемых регионов в более оплачиваемые.

Нехватка больниц и коек

В России ухудшается ситуация со средним медицинским персоналом. За прошедший год на работу устроились 167 тыс. человек, а 170 тыс. уволились. Особенно дефицит медработников заметен в расположенных недалеко от Москвы регионах (Рязанская, Тверская, Тульская области и др.).

В них медработникам легче добраться до Москвы (вахтовым методом или работать посуточно) и получать зарплаты в 2-3 раза больше, нежели работать за 20–30 тысяч рублей в маленьких городах.

В стране наблюдается острая нехватка больниц и больничных коек.

Российское здравоохранение: текущее состояние и вызовы

Более половины из шести тысяч медработников, принявших участие в недавнем соцопросе, охарактеризовали состояние отечественного здравоохранения как критическое. Для увеличения популярности медицинских профессий и снижения оттока кадров из медицины нужно минимизировать бумажную работу, повысить зарплату и решить вопрос с жильем. Почти две трети врачей хотели бы, чтобы их приравняли к полицейским и военным и таким образом защитили от буйных пациентов.

Кадровый дефицит и проблемы в скорой помощи

В скорой помощи начнут работать непрофильные врачи. С 2014 по 2022 год количество врачей скорой помощи сократилось с 13 978 человек до 9634, при этом кадры продолжают убывать. Даже в относительно благополучной московской скорой помощи работает 700-750 бригад в сутки. Это на 400 бригад меньше, чем в прошлом году. А в сельской местности нехватка скорых чувствуется еще острей. Для того чтобы решить проблему, к работе стали допускать выпускников вузов без профильной специализации. Такое решение предложил Минтруд России РФ.

Кроме того, самодурство региональных властей также является проблемой. Например, в Ростове онкологам предлагают работать уборщиками территории из-за реформ донского минздрава, который решил убрать врачей-онкологов из поликлиник.

Финансирование и перспективы развития

Нужно кардинально поменять подход к финансированию здравоохранения, обеспечить немедленную мобилизацию управленческих ресурсов отрасли и доступность первичного звена здравоохранения. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2023 году по сравнению с 2022 годом уменьшилась с 5,6 % до 5,1 %.

Перспективы и рекомендации

Чтобы медицина в России стала качественной и современной, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • Внедрение современных технологий в диагностику и лечение, таких как генетическая диагностика и искусственный интеллект.
  • Развитие регенеративной медицины для восстановления поврежденных тканей и органов.
  • Обеспечение безопасности и эффективности всех новых медицинских технологий.

Как сказала Мария Воронцова, заместитель декана по науке факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова, современная генетическая диагностика помогает найти оптимальные пути лечения злокачественных опухолей, и искусственный интеллект будет широко применяться в медицине для обработки данных и диагностики.

В целом, развитие медицины в России требует комплексного подхода и реформ для улучшения текущего состояния и обеспечения качественной медицинской помощи населению.

Вывод

Настоящая ситуация в здравоохранении России описывает трудности, с которыми сталкиваются медработники и пациенты. Решение проблемы требует изменений в кадровой политике, улучшения финансирования и внедрения современных технологий. Только так можно обеспечить качественное и доступное здравоохранение для всех граждан страны.

СРИЗРЯ и его этические аспекты

Касательно СРИЗРЯ могу сказать, что все-таки многого мы еще не знаем, хотя уже зарегистрированы случаи клинических испытаний, применения препаратов на основе этой технологии. Но ученые, врачи, мне кажется, должны четко понимать, каков риск. Он никогда не будет нулевым. И перевешивает ли этот риск пользу или наоборот. Особо важно это для так называемых орфанных заболеваний, когда масштабные исследования препаратов проводить крайне тяжело. Потому и нужен новый этический кодекс, который бы охватил и разработку лекарств, и генетические исследования, и фундаментальную науку. Например, стоит ли подольше препараты подержать на тестированиях или стоит быстрее вывести на рынок, чтобы пациенты как можно быстрее получили к ним доступ.

Посещение Владимиром Путиным Московского Центра диагностики и телемедицины

Президент России Владимир Владимирович Путин недавно посетил Московский Центр диагностики и телемедицины. Это первый в России (и один из самых крупных в мире) телерадиологический центр, предназначенный для дистанционного централизованного описания и контроля качества лучевых исследований, выполняемых в городских медучреждениях. Необходимо такие центры построить во всех крупных городах.

Поддержка медицинской науки и промышленности на новом уровне

  1. В России сейчас нехватка инсулина, антибиотиков и противоопухолевых препаратов. Раньше Россия либо импортировала лекарства, либо производила их в ограниченном количестве. Необходимо создать условия, которые бы стимулировали предприятия медицинской промышленности быстро наладить производство необходимых лекарств. Обеспечение России собственными доступными, качественными и эффективными лекарствами на 100 %. Необходимо ускорить процесс включения новых препаратов в списки жизненно необходимых лекарств.
  2. Создание условий для роста производства современных отечественных протезов и слуховых аппаратов.

Лечение нарко- и алкозависимости

Продажи крепкого алкоголя в магазинах и заведениях общественного питания увеличились к предыдущему году в натуральном выражении на 3,6 %, с 7 до 7,2 л на душу населения в год. Это максимальное годовое потребление на человека за последние семь лет. Растет потребление наркотиков. Недавно в порту Санкт-Петербурга была арестована рекордная партия кокаина весом 1 тонна и стоимостью свыше 11 млрд рублей. Число преступлений по статье о производстве наркотиков выросло на 42 %. А количество преступлений с целью сбыта наркотических и психотропных веществ в январе 2024 года также выросло в сравнении с аналогичным периодом на 42,2 %.

Возродить советскую систему наркологических диспансеров, где бесплатно и принудительно будут лечить алкоголиков и наркоманов.

Разное

  1. Строительство в ускоренном порядке защитных сооружений в регионах, близких к СВО.
  2. Создание мощной системы ПВО вокруг нефтеперерабатывающих заводов и крупных предприятий.
  3. Полноценная интеграция новых регионов России: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, включая предоставление самых льготных режимов для предпринимателей и граждан. Культурная интеграция.
## Компенсации жителям прифронтовых городов

В настоящее время в Белгородской области предусмотрена единовременная выплата в 50 тыс. рублей тем жителям, у кого повреждено имущество, и 100 тыс. рублей тем, кто потерял свое жилье. Это можно расценить только как насмешку.

## Гуманизация условий содержания заключенных

## Защита персональных данных

За прошлый год из российских финансовых организаций утекло 170,3 млн записей персональных данных клиентов. Это в 3,2 раза больше, чем в 2022 году, и в 57 раз больше, чем в 2021-м. При этом в 2023 году резко увеличилась доля утечек, допущенных страховыми компаниями, — с 3,5 % в 2022 году до 25 %.

## Развитие профессионального спорта

Профессиональный спорт должен развиваться исключительно за счет бизнеса. Вся поддержка государства должна быть направлена на развитие массового спорта и физкультуры.

## Отмена системы Fan-ID

Признать введение системы Fan-ID ошибочным и отменить Fan-ID. Современные системы безопасности, многочисленные видеокамеры, системы идентификации личности позволяют добиваться безопасности на стадионах без Fan-ID.

## Развитие социальной помощи для пожилых людей

Осуществление программы развития досуговых, образовательных и реабилитационных центров оказания социальной помощи, облегчающих повседневную жизнь пожилых людей.

## Поддержка участников СВО

Всемерная поддержка семей участников СВО, включая предоставление льготной ипотеки по ставке не выше 2 %.

## Доработка Закона о такси

К сожалению, у закона имеется большое количество недостатков. Главная причина недовольства таксистов – огромный объем необходимых процедур, ставящий заслон перед теми, кто хочет поработать таксистом. В результате принятия закона резко увеличивается и налоговая нагрузка, к тому же для таксопарков вводятся ограничения, побуждающие их к применению электромобилей, которые имеют более высокую цену, чем обычные. Все эти факторы ведут к росту цен на услуги такси.

## Увеличение числа ДТП в России

Растет число ДТП в России. В 2023 году на дорогах погибли 14,5 тыс. человек. Многие думают, что, увеличив штрафы и установив огромное количество камер, мы решим проблему безопасности на дорогах. Это иллюзия. Хочу напомнить о страшной трагедии, когда нетрезвый актер Михаил Ефремов, управляя автомобилем, выскочил на встречную полосу и убил водителя автомобиля, который с ним столкнулся. Почему там не было и до сих пор нет разделительного барьера? Мой товарищ рассказывал, что в Таиланде к любой деревне ведет четырехполосная дорога. В Таиланде! Поэтому большинство российских дорог должно быть четырехполосными, с разделительным барьером. Вот тогда число погибших резко сократится.

## Законодательные и нормативные акты

Главная цель – верховенство закона!

Необходимо остановить машину, которая печатает бессмысленные законы, постановления и распоряжения. Число нормативных актов растет в геометрической прогрессии. В 2018 году было принято 241 млн нормативных актов, а в 2021 году — 396 млн актов, т. е. каждый день прибавлялось по 100 тысяч. И на это все тратятся огромные деньги из бюджета.

Хочу напомнить, что Кодекс Наполеона был написан Наполеоном вместе с пятью лучшими юристами Франции. Депутатов французской госдумы почему-то не привлекали. И настолько грамотный получился Кодекс, что до сих пор 90 % законодательства Франции, Бельгии, Голландии и других европейских стран – это Кодекс Наполеона. Даже в законодательстве Японии 50 % — это Кодекс Наполеона. Мне очень нравится этот пример написания законов.

Иногда я думаю, что нужно отменить все законы, поработать год без них. За этот год пять лучших юристов во главе с нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным напишут «Кодекс Путина». Вот по нему и будем жить дальше много лет счастливо и богато.

  1. Ревизия всех законов, постановлений и распоряжений. Необходимо серьезно облегчить нормативную базу, исключив оттуда все архаичные, бесполезные и вредные нормы, оставив только критически важные. Необходимо дерегулирование нормативной базы для создания более комфортных условий для ведения бизнеса.

  2. Государственная Дума в срочном порядке должна принять необходимые для бизнеса законы и внести правки в уже существующие:

    • Совершенствование системы организационно-правовых форм для ведения бизнеса.

Система катастрофически устарела. В настоящее время предприниматель, открывший индивидуальное предприятие, не может его продать, передать другому лицу, оставить в наследство. С другой стороны, общество с ограниченной ответственностью уже давно не является обществом с ограниченной ответственностью. В случае налоговых претензий или претензий других юридических лиц собственник будет нести субсидиарную ответственность и ответит всем своим имуществом.

Предлагается следующая схема организационно-правовых форм:

  • Самозанятые.

Начальная степень предпринимателя — самозанятый. Оборот не более 6 миллионов рублей в год. Система налогообложения — патент стоимостью от 5 тысяч рублей. Самозанятый не имеет права нанимать сотрудников. Самозанятый не имеет права продавать свою продукцию и услуги юридическим лицам. Таким образом, нельзя будет использовать самозанятых для уклонения от уплаты налогов.

  • Долевое общество с одним учредителем.

Заменяет собой две старых формы ИП и ООО с одним учредителем. Отвечает всем своим имуществом. Долевое общество можно продать, можно передать по наследству. Оборот не ограничен. Система налогообложения общая для малого и среднего бизнеса — процент с оборота.

  • Долевое общество с множеством учредителей.

Отличается от общества с одним учредителем только наличием нескольких учредителей. Детально прописан механизм разделения ответственности между учредителями, порядок взносов, гарантии соблюдения прав учредителей и выход учредителей из общества. Система налогообложения общая для малого и среднего бизнеса — процент с оборота.

  • Публичное акционерное общество.

Эта форма предназначена для крупных предприятий с большим размером уставного капитала. В законе будет детально проработана система управления, полномочия и ответственность совета директоров, собрания акционеров, контрольных органов и т. д.

  • Предоставление возможности регистрации юридического адреса для самозанятых и долевых обществ с одним учредителем по домашнему адресу учредителя. Таким образом исключаются многочисленные посредники с множественными юридическими адресами и снижается финансовая нагрузка на предпринимателей.

  • Ограничить число фирм, которые регистрируются на одно физическое или юридическое лицо. Повторения истории с однодневками быть не должно.

  • Закон о маркетплейсах.

За последние 2,5 года товарооборот интернет-торговли вырос более чем в семь раз и**,** по словам Председателя Правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина, достиг 8 триллионов рублей.

Что такое маркетплейсы? На самом деле это обычные торговые сети магазинов, а пункты выдачи заказов — это обычные магазины. Но если торговые сети будут торговать контрафактом, то их сотрут в порошок юристы и правоохранительные органы. А маркетплейсам можно торговать контрафактом без проблем. Все претензии будут к селлерам — однодневкам. Вы замучаетесь их искать, писать претензии и судиться без результата. Почему торговые сети отвечают за товар на полке, а маркетплейсы — нет, не ясно никому. Если торговые сети будут торговать товарами без сертификатов, их оштрафуют. А маркетплейсам можно. Если торговые сети свои магазины оформят как отдельные ИП и ООО на упрощённой системе налогообложения, им точно припишут дробление и доначислят налоги. А маркетплейсам — можно. Если торговые сети оформят свой офис как it-компанию, им доначислят налоги. А маркетплейсам можно. Если торговые сети сотрудников будут оформлять как самозанятых — их строго накажут. А маркетплейсам можно. Маркетплейсы могут каждый день изменять условия взаимодействия с селлерами и владельцами ПВЗ, а торговые сети нет. И даже эквайринг у маркетплейсов на 0.6–1.5 % меньше, чем у розничных сетей.

Массовые жалобы покупателей на огромное количество фальшивок на маркетплейсах, на поддельную сертификацию. А вот еще одна проблема. Для обычных магазинов существует перечень невозвратных товаров, который всех устраивает. В онлайн-магазине вернуть можно все: от белья до товаров для взрослых. Из-за отсутствия закона возникает потребительский экстремизм, влияющий и на покупателей, и на селлеров, и на ПВЗ, и на сами маркетплейсы, терпящие убытки от возвратов. Давно пора разработать конкретный список товаров, не подлежащих возврату в онлайне. Кстати, отсюда и колоссальная нагрузка на суды, в которые поступает огромное количество исков о работе маркетплейсов.

Маркетплейсы используют свое монопольное положение для того, чтобы извлекать необоснованные доходы. По несколько раз в день меняются условия оферты для селлеров, изменяются условия договоров для пунктов выдачи товаров и бесконечные штрафы. А ведь и поэтому в Закон «О маркетплейсах» нужно ввести запрет маркетплейсам менять условия чаще, чем раз в год. Для сравнения, арендодатели в торговых центрах заключают договора с арендаторами, которые неизменны как минимум 11 месяцев, а то и 5, и 10 лет. А ведь у арендодателей тоже растут и зарплаты, и стоимость коммунальных услуг. Выручка Wildberries от штрафов и неустоек по договорам оферты с продавцами за 2023 год составила почти 15 млрд рублей. Сумма штрафов, взысканных с пунктов выдачи заказов, не раскрывается. То есть одним из главных источников дохода Wildberries стали штрафы и неустойки, поэтому очень много недовольных селлеров и владельцев ПВЗ, постоянные забастовки и митинги. А Федеральная антимонопольная служба РФ занимает позицию стороннего наблюдателя. ФАС установила, что Wildberries и Ozon занимают коллективное доминирующее положение на рынке онлайн-ритейла, доля Wildberries на рынке интернет-торговли составила более 65 %, но никаких мер не было принято. Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко прокомментировала ситуацию: «Действительно, надо обеспечить понятное, внятное регулирование этой сферы, потому что это уже большой, крупно развивающийся бизнес, интернет-торговля никак у нас не регулируется». Валентина Ивановна, как всегда, права.

Если в начале своего развития маркетплейсы были окном возможностей для предпринимателей по всей России, то сейчас отношения перестали походить на партнерские, а стали похожи на отношения рабовладельцев и рабов.

С другой стороны, никак нельзя объяснить появление проекта Закона «О маркетплейсах», подготовленного Ассоциацией компаний розничной торговли «Аккорт», в котором маркетплейсам запрещается открывать пункты выдачи заказов и склады. Похоже, таким образом торговые сети хотят убрать своего главного конкурента. Это, конечно, перебор.

  • Закон о франшизах.

Отсутствием законодательства и регулирования пользуются аферисты. Более 90 % франшиз в России являются откровенно мошенническими. Владельцы франшиз могут делать со своими франчайзи все что хотят. Очень показательная история противостояния франшизы «Додо Пицца» с франчайзи, когда франшиза необоснованно была отозвана у добропорядочного франчайзи и он понес серьезные материальные потери.

  • Закон об апартаментах.

Уже более 10 лет идет спор о необходимости этого закона. Сейчас апартаменты находятся в правовом вакууме. Благодаря этому огромное количество пострадавших среди покупателей апартаментов. Руководство города Москвы считает, что апартаменты должны быть запрещены, т. к. для девелоперов, которые строят апартаменты, не предусмотрено участие в строительстве поликлиник, школ, детских садов и т. д. А позиция руководства приморских городов противоположная, потому что основными покупателями являются туристы, которым такие социальные услуги не требуются.

  • Закон о риэлторской деятельности.

Благодаря отсутствию закона риэлторы не несут никакой реальной ответственности, а «черные» риелторы могут вообще делать все что хотят.

  • Закон о майнинге и криптовалютах.

Криптофермы находятся сейчас в серой зоне. Используют электричество по низким ценам и не могут легализовать свою деятельность. Характерный пример процесса законотворчества в России: Минэкономразвитие РФ хочет признать майнинг отраслью промышленности и присвоить ему ОКВЭД, однако Минпромторг РФ, который занимается классификатором ОКВЭД, выступает против, поскольку для начала нужно принять Закон «о майнинге». И это длится годами. К сожалению, к разработке Закона не привлекаются профессионалы. Председатель Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Иванович Припачкин считает, что законопроект негативно повлияет на крипторынок России. Столкнувшись с запретами без явных материальных бонусов от «обеления», игроки скорее будут пытаться избежать регистрации, подачи сведений о кошельках и в итоге будут массово уклоняться от уплаты налогов.

  • Понятие временного сооружения.

Несмотря на то, что во многих законах упоминается «временное сооружение», четкого определения этого понятия не существует. Почему к своему дому в деревне, находящемуся в собственности у физического лица, можно подключить газ, а к такому же дому, находящемуся в собственности у юридического лица и являющемуся временным сооружением, газ подключить нельзя? Почему ресторан, располагающийся во временном сооружении, не может получить лицензию для торговли алкоголем? Неужели для того, чтобы налить из бутылки водку в рюмку, обязательно наличие свидетельства о праве собственности? Конечно же, нет. Достаточно подключения к системе ЕГАИС. Разумеется, нужно ограничение по площади, чтобы такие лицензии не получали маленькие киоски. Например, начиная с площади не менее 100 кв. м вполне можно выдавать лицензии на продажу алкоголя. Это же относится и к предприятиям по производству слабоалкогольных напитков.

  1. Красные линии БТИ.

В настоящее время все перегородки, в том числе временные, должны быть в чёрном цвете, то есть согласованы. Если они не согласованы, то БТИ их рисует красным цветом. Предпринимателям приходится тратить огромное количество времени для разработки проектов, согласования изменений в БТИ, хотя если посмотреть разумно, то сохранения требуют только капитальные стены. Все, что внутри капитальных стен, должно быть на усмотрение предпринимателя, без всякого рода согласований. Разумеется, должны соблюдаться противопожарные требования.

  1. При приеме на работу руководителя энергетического хозяйства или газовой котельной он обязан пройти обязательные платные курсы Ростехнадзора и сдать экзамен. В случае увольнения через месяц при приеме на другую работу он опять обязан проходить курсы и сдавать экзамены. Зачем? Это примерно так, как если бы таксист при приеме на работу каждый раз должен был проходить платные курсы и сдавать на права.

  2. При продаже объекта недвижимости, как правило, объект продается через продажу ООО или акционерного общества, владельца этого объекта. Потому что в случае продажи как недвижимости требуется длительная процедура перезаключения всех договоров на коммунальные услуги на нового владельца и обновление всех регламентов. Хотя логичнее установить порядок, чтобы при смене собственника автоматически перезаключались договора на нового собственника.

  3. Коды ОКВЭД. Ну иногда вызывает смех. Как вы относитесь к коду ОКВЭД 93.05?

  • деятельность астрологов и спиритов (хорошо, что нет ведьм, колдунов и т. д., и на том спасибо);

  • предоставление сопровождения (эскорта). У нас что, проституция легализована?

  1. Запрет на принятие законов и постановлений, ухудшающих условия ведения бизнеса.

  2. Декриминализация предпринимательских статей Уголовного Кодекса РФ, в том числе за незаконное предпринимательство (ст. 171), перевод иностранной валюты или валюты РФ на счета нерезидентов по подложным документам (ст. 193.1), нарушение правил выбросов (ч. 1 ст. 251), хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием без причинения значительного ущерба (ч. 1 ст. 159), незаконное использование изобретения, полезной модели (ч. 1 ст. 147). Повысить пороги крупного и особо крупного ущерба для преступлений в сфере экономической деятельности, таких как ущерб при уклонении от уплаты таможенных платежей и пошлин (ч. 1 и 2 ст. 194), нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и других.

  3. Реформа трудового законодательства. Обеспечение баланса между правами предпринимателей и сотрудников.

  4. Совершенствование Закона о защите прав потребителей.

В нём много лакун. С одной стороны, покупатели различных курсов абсолютно не защищены, с другой стороны, бурный рост потребительского экстремизма.

  1. Совершенствование Закона о банкротстве.

Нужно развивать процедуры экономической реабилитации граждан и юридических лиц. Процедура банкротства сейчас — это более чем в 90 % случаев ликвидация компании и списание долгов гражданину, что не отвечает интересам экономики, а также влечет убытки у кредиторов. Нужно, чтобы государство заинтересовало бизнес и граждан в восстановлении платежеспособности и содействовало в этом.

  • Поднять порог входа в процедуру банкротства до 2 млн рублей. Сейчас легко обанкротить предпринимателя при задолженности 300 тыс. рублей. Если предприниматель зашел в процедуру банкротства, то уже практически невозможно сохранить предприятие и заключить мировое соглашение с кредиторами. Кредиторы настроены негативно и часто хотят ликвидации компании.

  • Заменить процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления на реструктуризацию долгов должника с обязательным утвержденным судом планом реструктуризации вне зависимости от решения собрания кредиторов.

  • Предприниматель платит арбитражному управляющему помесячно. Чем дольше процедура банкротства, тем больше он платит. А управляющий при этом обращается в Росреестр, ФНС, УМВД, НБКИ и другие организации: всего 21 инстанция — и ждет ответа в бумажном виде до 30 дней. Создать для арбитражных управляющих внутренний портал по аналогии с порталом для нотариусов, через который по усиленной ЭЦП арбитражный управляющий может быстро в электронном виде запрашивать всю необходимую информацию.

  • Возможно, пришло время подумать о введении единого номера, который присваивается ребенку при рождении. Этот номер включает в себя номер паспорта, номер телефона, номер банковского счета, СНИЛС и ЕГРН, номер водительского удостоверения и пенсионного удостоверения, которые на этот номер будут получены в будущем, и на этот же номер будут регистрироваться аккаунты в социальных сетях и предприятия будут регистрироваться тоже на этот номер.

XIV. Развитие регионов

В настоящее время население России активно переезжает в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Это происходит потому, что там

  • более высокий уровень оплаты труда по сравнению с другими регионами;

  • большой ассортимент вакансий;

  • качество здравоохранения;

  • качество образования;

  • разнообразие развлечений;

  • качество окружающей среды.

Нужно резко увеличивать качество жизни в регионах. Сделать его московским.

Заместитель Председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ Артем Иванович Кирьянов: «Малые и средние города, села сегодня как никогда находятся в фокусе внимания власти. Очевидно, что промышленный потенциал, все наши потребности в рамках технологического суверенитета нельзя реализовать в мегаполисах, и есть серьезный импульс развития городов с населением от 50 до 250 тысяч. Этому способствуют также серьезные улучшения транспортной инфраструктуры последних лет. Уверен, что нужна новая программа развития Нечерноземья. С учетом указанных факторов развивается и строительство — в приоритете последних лет — ИЖС, правильная история — льготная ипотека на строительство своих домов. Видим серьезные темпы ввода такого жилья».

Государство выстроило жесткую бюджетную вертикаль, что делает невозможным органическое развитие регионов. В итоге возникает дотационная зависимость муниципалитетов от регионов, а регионов — от центра. Центр собирает все налоги, а потом отправляет в виде трансфертов и дотаций в регионы. Это неправильно. Нужно чтобы большинство налогов оставалось в регионах и муниципалитетах. Именно траты муниципалитетов напрямую сказываются на благосостоянии населения (система ЖКХ, тротуары, школы, парки и т. д.). Траты на местах всегда эффективнее (реальная отдача на вложенный рубль увеличивается). Перераспределить средства только лишь за счет «оставления налогов на местах» невозможно, так как это может повлечь еще больший разрыв между Москвой и регионами — в текущей ситуации не получится отказаться от практики трансфертов.

Регион должен иметь право решать возникающие на его территории проблемы сам и лишь при отсутствии средств обращаться к федеральному центру за помощью.

Руководитель Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров справедливо заметил: «Государство по-прежнему не занимается развитием территорий. Нужно прокладывать сети, строить дороги, развивать инфраструктуру, тогда люди сами потянутся из больших городов — к своим корням, к истокам, в российскую глубинку. Нельзя за счет людей решить все задачи — и демографию поднять, и сельское хозяйство, и еще построить за их счет дороги, объекты жизнеобеспечения, жилье. Государство должно создать условия для жизни людей на тех территориях, за счет которых Россия всегда прирастала населением, кормила себя и другие страны. Рано или поздно мы к этому придем».

Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию предложил «списать 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам. Это позволит сохранить регионам около 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год. А сэкономленные средства должны быть, что называется, окрашены и целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты», — подчеркнул Владимир Владимирович Путин. Правда, заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин существенно скорректировал распоряжение Президента. Долги будут не списаны, а реструктуризированы со сдвижкой сроков погашения с 2025—2039 на 2030—2039. И не на две трети, а только наполовину. Помните, я уже говорил, что выполняется только 25 % поручений Президента? Вот яркий пример.

  1. Развитие Сибири и Дальнего Востока.

Когда летишь поздно вечером или ночью над Европой — сплошное море огней, когда летишь из Москвы на Дальний Восток, иногда часами ни одного огонечка внизу. В Сибири живет все меньше и меньше людей, а ведь это богатейший край.

В Сибири и на Дальнем Востоке сложились важнейшие условия для развития производства: богатейшие природные ресурсы, более 1000 месторождений более 80 видов полезных ископаемых, включая руды редких и благородных металлов, запасы топливно-энергетического сырья и нерудных пород, доступная электроэнергия: на эти регионы приходится до 70 % потенциала российской гидроэнергетики, развитые промышленные и научно-образовательные центры, на базе которых можно создать новые производства: Красноярск, Иркутск, Новосибирск и другие, территориальная близость к странам Азии, крупнейшим и быстрорастущим рынкам.

  • Предоставление особых преференций и льгот, в том числе налоговых, предпринимателям, открывающим свой бизнес в Сибири и на Дальнем Востоке.

  • Дальневосточным гектаром людей не заманим на Дальний Восток. Нужно повторить реформу Столыпина на современном уровне. Давать 100 га земли бесплатно. Если фермер хочет большую площадь, давать в кредит по льготным ставкам (для справки: площадь земельных участков фермерских хозяйств составляет в центральной России в среднем 50 га, в Поволжье и на юге России от 600 га до 1000 га), также выделять льготные кредиты на покупку техники, семян, скота, строительство дома. Обязательно предоставлять бесплатную консультационную помощь агрономов, животноводов и других специалистов.

  • Необходимо решить проблему с транспортной инфраструктурой, как вывозить готовую продукцию и как обеспечить ритмичность поставок потребителям. В 2022 году из-за дефицита мощностей Транссиба и БАМа в восточном направлении более 186 млн тонн грузов так и остались невывезенными.

  • Следует придать Сибири и Дальнему Востоку статус свободной экономической зоны. Безусловно, это потребует системной работы и значительных вложений, в том числе со стороны государства. Вложения в развитие Сибири и Дальнего Востока окупятся уже в обозримом будущем – за счет высоких темпов роста экономики и устойчивого роста доходов населения, а также встраивания России в международные экономические отношения.

  • Привлечение капитала из всей Юго-Восточной Азии, широкая кооперация со странами этого региона в производстве сложных высокотехнологичных товаров.

  1. Разработка мер по развитию малых городов и поселков городского типа. Малые города могут стать объектами внутреннего туризма или центрами высокотехнологичного производства. Нужно искать неожиданные точки роста. Например, в Англии после реформ Маргарет Тэтчер умирали десятки угольных моногородов, их спасли, открыв там колледжи и выстроив вокруг них инновационные кластеры.

  2. Решение проблем, связанных с отъездом талантливой молодежи из регионов. Массово уезжают абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, выпускники вузов из-за более низкой зарплаты по сравнению с Москвой, молодые учителя, врачи, инженеры, юристы, айтишники. Отдельный канал оттока – это молодые специалисты, которые решили поступить в магистратуру или аспирантуру престижного вуза. Скорее всего, назад они не вернутся.

  3. Создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий.

  4. Укрупнение регионов и муниципалитетов с целью повышения управляемости и снижения расходов на содержание.

  5. Создание программы обновления общественного транспорта для малых городов и поселков.

  6. Внедрение Программы реформ в отдельно взятом регионе с самым низким уровнем развития экономики и бизнеса в качестве эксперимента. По результатам эксперимента внесение корректировок в Программу.

Оцените статью
Минтруд России