- Аттестация гражданских служащих в России
- Состав аттестационной комиссии
- В составе комиссии
- Выбор экспертов
- Ограничения по срокам
- Периодическая аттестация гражданских служащих
- Цель аттестации
- Положение о проведении аттестации гражданских служащих
- Задачи аттестации
- Правила проведения аттестации
- Частота проведения
- Общие понятия и главные вопросы
- Что такое независимая оценка квалификации (НОК)
- Зачем нужна оценка в строительстве
- Кто обязан пройти
- Как направить работника на экзамен
- Как проходит оценка
- Этапы НОК
- Порядок прохождения
- Где и кем проводится
- Что выдают по итогам
- Где использовать результат
- Проверка сведений
- Общие затраты на НОК
Аттестация гражданских служащих в России
Определение аттестации
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация включает в себя оценку профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и оценку его профессионального уровня.
Процесс аттестации
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов.
Категории для исключения из аттестации
Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий руководители и помощники (советники), с которыми заключен срочный служебный контракт.
Частота проведения аттестации
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация может быть проведена при изменении условий оплаты труда.
Дополнительные условия для проведения аттестации
В случае отпуска по беременности и родам или ухода за ребенком до трех лет, аттестация проводится через один год после выхода из отпуска.
Формирование аттестационной комиссии
Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
Состав аттестационной комиссии
В состав аттестационной комиссии включаются:
- Представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие
- Независимые эксперты — представители научных, образовательных и других организаций
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
В составе комиссии
Возможно также включение представителей общественных советов, образованных в федеральном органе или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Общее число представителей общественных советов и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Выбор экспертов
Представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Представители общественных советов определяются решениями соответствующих общественных советов.
Ограничения по срокам
Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года.
Повторное включение независимого эксперта в состав комиссии возможно не ранее чем через три года после окончания первого срока.
Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа в совокупности также ограничен тремя годами.
### Состав аттестационной комиссии
11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
### Результаты аттестации
15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о дальнейшем статусе гражданского служащего.
### Увольнение и апелляция
17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.
18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством.
### Основные принципы аттестации
1. Аттестация включает проверку квалификации работника, его знаний, навыков, опыта и результативности в работе.
Периодическая аттестация гражданских служащих
Периодическая аттестация как способ оценки профессиональных качеств работника используется практически во всех сферах деятельности.
Цель аттестации
Гражданские служащие проходят периодическую аттестацию с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Положение о проведении аттестации гражданских служащих
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом от 1 февраля 2005 г. N 110, подчеркивает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих и решению вопросов, связанных с работой в государственных органах.
Задачи аттестации
В ходе проведения аттестации решаются следующие задачи:
- Выявление перспектив использования работника;
- Определение необходимости повышения квалификации;
- Планирование передвижения кадров.
Правила проведения аттестации
- Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей.
- Исключение сделано для руководителей и помощников, заключивших срочный контракт.
- Не проходят аттестацию женщины в отпуске по уходу за ребенком.
Частота проведения
- Аттестация проводится один раз в три года.
- Может быть проведена внеочередно в некоторых случаях.
Аттестация гражданских служащих — важная процедура для определения и развития профессиональных качеств работника.
При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (п. 6 Положения от 1 февраля 2005 г.).
При изменении условий оплаты труда гражданских служащих аттестация направлена на оценку квалификации каждого служащего в целях установления обоснованной дифференциации размеров денежного содержания.
Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п. Как отмечается в Положении от 1 февраля 2005 г. (пункт 5), внеочередная аттестация по соглашению сторон служебного контракта может проводиться с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
6. Проведение аттестации требует определенной организации. В частности, необходимо формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, подготовка документов для аттестационной комиссии. В соответствии с п. 7 Положения от 1 февраля 2005 г. по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий соответствующие положения.
7. Порядок формирования и правила определения состава аттестационной комиссии установлены комментируемой статьей.
8. Аттестационная комиссия образуется на основании акта соответствующего государственного органа о проведении аттестации.
В зависимости от количества и специфики выполняемых государственными гражданскими служащими обязанностей в государственном органе могут быть образованы две или более аттестационных комиссии.
В состав комиссии могут входить:
представитель нанимателя (руководитель государственного органа, в котором проходит гражданская служба), принимающий решение о своем участии в работе аттестационной комиссии (законом ему предоставлено право выбора: принимать непосредственное участие в ее работе или направлять уполномоченных им гражданских служащих);
гражданские служащие, уполномоченные представителем нанимателя (в их число обязательно должны входить служащие управления государственной службы и кадров, правового подразделения и подразделения, в котором трудится подлежащий аттестации гражданский служащий);
Закон предусматривает включение в состав аттестационной комиссии и представителей государственных органов (федеральных и субъектов Российской Федерации) по управлению государственной службой. Однако до образования указанных органов выполнение их функций возложено на государственные органы (аппараты государственных органов), в которых проводится аттестация (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации").
Таким образом, членами аттестационной комиссии являются специалисты как соответствующего государственного органа, включая коллег гражданского служащего, проходящих гражданскую службу в том же подразделении, так и "сторонних организаций" — научных и образовательных учреждений, иных организаций.
9. Для того чтобы обеспечить максимальную независимость и компетентность аттестационной комиссии, установлено правило о том, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. При этом, как следует из положений п. 10 комментируемой статьи, вопрос о направлении в качестве независимого эксперта того или иного специалиста решается соответствующим учреждением. Представитель нанимателя направляет органу по управлению государственной службой запрос о включении в аттестационную комиссию независимых экспертов. Орган по управлению государственной службой обращается в научные, образовательные и иные учреждения соответствующего профиля, которые командируют своих сотрудников для участия в проведении аттестации гражданских служащих.
Вопрос о вознаграждении независимых экспертов и о предоставлении им гарантий (например, сохранение места работы, должности на период выполнения обязанностей члена аттестационной комиссии) не решен в настоящем Законе. Очевидно, регламентация соответствующих отношений будет осуществлена в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих.
10. Участие в работе аттестационной комиссии представителей профсоюзной организации не предусмотрено.
11. Комментируемая статья не устанавливает также минимальной или максимальной численности аттестационной комиссии. Вопрос о численности комиссии решается представителем нанимателя. Он же утверждает председателя, заместителя председателя и секретаря аттестационной комиссии.
12. При формировании аттестационной комиссии необходимо учитывать требования ст. 19 настоящего Закона о необходимости предотвращения конфликта интересов.
13. В случае прохождения аттестации государственным гражданским служащим, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну, аттестационная комиссия должна состоять из специалистов, допущенных к государственной тайне.
Порядок допуска к государственной тайне регламентируется ст. 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями).
14. Аттестационную комиссию возглавляет председатель. В ее состав входит также заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии. Все они при принятии решения обладают равными правами (п. 9 Положения от 1 февраля 2005 г.).
15. Аттестация проводится в соответствии с утвержденным руководителем государственного органа графиком.
В графике указываются:
наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
дата, время и место проведения аттестации;
дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
16. К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:
мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
17. Отзыв подписывается непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждается руководителем государственного органа (вышестоящим руководителем).
Он должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве подлежащего аттестации гражданского служащего; о замещаемой им должности гражданской службы на момент проведения аттестации и дате назначения на эту должность; о перечне основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие.
В отзыве дается также оценка профессиональных, деловых качеств гражданского служащего и результатов его служебной деятельности с учетом исполнения должностного регламента (часть 3 ст. 47 настоящего Закона).
Отзыв о выполнении служебных обязанностей должен быть мотивированным, т.е. содержать обоснованные, аргументированные выводы и заключения. Это специально подчеркивается законодателем.
Отзыв представляется не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации. Не менее чем за неделю гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом о его служебной деятельности. Это дает ему возможность в случае необходимости (например, при указании неточных сведений, недостаточно аргументированных или спорных выводов) представить пояснительную записку, заявление о несогласии с отзывом или дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности.
Ознакомление проводится кадровой службой государственного органа (п. 15 Положения от 1 февраля 2005 г.).
18. Сведения о выполненных гражданским служащим за период с момента проведения последней аттестации поручениях и подготовленных проектах документов представляются на основе годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Гражданский служащий имеет право представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности, если считает, что эти сведения будут способствовать объективной оценке его квалификации.
19. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается.
Если гражданский служащий не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине (болезнь, командировка и т.п.) или отказался от прохождения аттестации на основании предоставленного законом права (например, женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком до начала аттестации отработала лишь три месяца), аттестация переносится на более поздний период без каких бы то ни было неблагоприятных последствий для служащего.
20. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения гражданского служащего и в случае необходимости — его непосредственного руководителя о служебной деятельности аттестуемого.
Обсуждение профессиональных и деловых качеств гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
21. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения от 1 февраля 2005 г.).
Пункт 17 Положения от 1 февраля 2005 г. предусматривает также учет соблюдения гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
23. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов (п. 18 Положения от 1 февраля 2005 г.).
24. На заседании аттестационной комиссии ее секретарем ведется протокол, в котором фиксируются решения комиссии и результаты голосования.
Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
25. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. 19 Положения от 1 февраля 2005 г.).
На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. Таким образом, он не принимает участия в голосовании по собственной кандидатуре.
26. Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом (часть 15 комментируемой статьи).
27. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
28. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании.
Форма аттестационного листа утверждена Положением от 1 февраля 2005 г.
С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.
Другие документы по результатам аттестации не оформляются.
29. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего (п. 21 Положения от 1 февраля 2005 г.).
30. Выводы аттестационной комиссии в течение семи дней доводятся до сведения руководителя государственного органа, который принимает окончательное решение по результатам аттестации.
Решение должно быть принято в течение одного месяца со дня проведения аттестации (голосования аттестационной комиссии), не считая времени болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего (п. 24 Положения от 1 февраля 2005 г.).
Если гражданский служащий соответствует занимаемой должности, то никакого специального решения о продолжении гражданской службы (сохранении должности) и т.п. не принимается.
31. Указанные решения оформляются правовым актом государственного органа или представителя нанимателя (п. 23 Положения от 1 февраля 2005 г.).
Общие понятия и главные вопросы
НОК или независимая оценка — это проверка соответствия знаний и навыков специалиста в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях нормативным регламентам. Строительные компании обязаны принимать на работу руководящих сотрудников, отвечающих требованиям профстандарта, направлять на проверку в специализированные центры. Оценка квалификации обязательна специалистам, зарегистрированным в национальном реестре НРС. Без наличия такого персонала в штате девелопер не сможет претендовать на участие в СРО.
Инженер-строитель, В лицензировании более 20 лет, Эксперт по СРО №1
Нет времени читать?
Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО
Что такое независимая оценка квалификации (НОК)
Это контрольная процедура, во время которой работник подтверждает профессиональную категорию. Прохождение независимой оценки квалификации можно назвать экзаменом, аттестацией.
В России профессиональная проверка введена законом № 238-ФЗ в 2016 году. Она заменила повышение квалификации в отдельных отраслях, но периодичность раз в пять лет осталась прежней.
Подробнее о Федеральном законе №238-ФЗ читайте в нашем материале.
Для строителей обязательную проф. аттестацию утвердил № 447-ФЗ.
Зачем нужна оценка в строительстве
Ст. 55.5-1 ГрК перечисляет требования к строительным специалистам. НОК нужна, чтобы подтвердить, что строитель, проектировщик или изыскатель соответствуют нормативному уровню квалификации. Его можно повысить, чтобы вступить в профессиональный реестр, так как для НРС необходим уровень не ниже седьмого.
В ГрК определены должностные обязанности таких работников и требования к их образованию и профессиональным навыкам. Независимая оценка квалификации в строительстве или проектировании необходима, так как:
Кроме того, независимая оценка квалификации преследует прагматичные цели — с ее помощью работодатель проверит степень профпригодности персонала.
Кто обязан пройти
Необходимость контроля квалификации определена для специалистов, несущих персональную ответственность за качество работ и безопасность строительства. Вот должности, которые вправе занимать такие работники:
Категории перечислены в ст. 55.5-1 ГрК, это ответственные за организацию:
Кроме высококлассных инженеров, подтверждать свои знания и навыки должны молодые специалисты, которые планируют участие в НРС. Это обязательный пункт списка требований к вступлению в Нацреестр.
Как направить работника на экзамен
Работник вправе самостоятельно обратиться к экзаменатору для проведения аттестации. Его может направить СРО или стройфирма, в которой он работает. В соответствии с Трудовым кодексом на время проверки за ним сохраняется рабочее место и средняя зарплата.
Претендент заполняет заявление, прикладывает остальные документы. Весь пакет направляется почтой либо по e-mail, в этом случае заверяется ЭЦП, но обычно на сайте центра есть форма заявления, которую надо заполнить и место для загрузки скриншотов.
После назначения даты заявитель должен явиться в Центр для сдачи экзамена.
Какие документы собрать:
Как правило, список необходимых документов перечислен на сайте конкретного учреждения.
Окажем содействие в прохождении аттестации: сбор и подача документов, заполнение заявления, подготовка к экзамену.
Как проходит оценка
Национальные регуляторы НОСТРОЙ и НОПРИЗ ведут базу специалистов по своей специфике. За 60 дней до окончания срока действия УПК они направляют в СРО сведения о том, кому из участников надо пройти профессиональный экзамен.
Этапы НОК
Аттестация — это последовательность шагов:
По итогам выдается свидетельство НОК или, если результат отрицательный, заключение о прохождении.
Если соискатель не согласен, он вправе направить апелляцию в комиссию СПК (совет по профквалификациям).
Порядок прохождения
Правила проведения утверждены ПП No 1204 от 16.11.2016 г. В них подробно расписано:
Подробнее о порядке проведения и процедуре читайте в статье.
Подробная консультация эксперта — БЕСПЛАТНО
Где и кем проводится
На основании нормативных требований проверку вправе проводить аккредитованные центры — ЦОК, укомплектованные необходимым оборудованием. В составе комиссии по аттестации НОК должны присутствовать штатные эксперты, аккредитованные СПК. Они принимают решение по итогам независимой оценки квалификации.
Что такое ЦОК и какими требованиями он руководствуется, узнайте из этой статьи.
Функционал центров оценки регламентирует Постановление Минтруда от 19.12.2016 г. N 759н.
Кроме того, сдавать профоценку можно на экзаменационных площадках, создаваемых при ЦОКах, на базе различных учреждений или в виде отдельной структуры. Можно обратиться в центр или ЭП в любом городе, где они размещены — никаких территориальных ограничений нет.
Совет эксперта 1
Проверьте полномочия ЦОК, перед тем как подавать документы.
Что выдают по итогам
Экзаменационный центр выдает свидетельство независимой оценки квалификации, подтверждающее соответствие экзаменуемого. Информацию о нем вносят в Реестр сведений о проведении НОК. Форма бланка и правила заполнения утверждены Минтрудом.
Эти документы выдаются на руки соискателям в течение месяца после экзамена. Однако сведения о результате экзаменуемый может узнать раньше — на сайтах НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Нацрегуляторы в течение 7 дней после экзамена публикуют протоколы заседаний СПК о предварительных итогах профоценки в виде обобщенного списка соискателей. Указывается ФИО соискателя, его категория и результат в формате «сдан / не сдан». Протоколы направляются в НАРК для утверждения и внесения в Реестр НОК.
Нострой размещает протоколы на своем официальном сайте во вкладке «СПК», у НОПРИЗ создан отдельный сайт — spk.nopriz.ru.
Совет эксперта 2
После получения свидетельства проверьте, внесены ли сведения о нем в Реестр НОК.
Где использовать результат
Свидетельство НОК в строительстве нужно, чтобы подтвердить право участия в Нацреестре. Если оценка пройдена с отрицательным результатом — участник выбывает из национального перечня. Такой же итог ждет тех, кто не явился в срок для прохождения процедуры. Санкцией для бывших участников будет запрет на вступление в течение двух лет. Для работодателя это грозит исключением из СРО.
При подаче заявления на вступление в НРС в первый раз свидетельство НОК — один из необходимых документов.
Кроме этих причин, есть еще некоторые обстоятельства, когда документ о независимой оценке получить целесообразно:
Проверка сведений
Сведения о прохождении и итоговый результат направляются в агентство развития квалификаций для внесения в федеральный Реестр. Это ресурс, который содержит сведения о выданных свидетельствах. С его помощью можно проверить подлинность, срок действия.
Кроме информации об оценке квалификации, система включает сведения о профстандартах, квалификациях, центрах, экзаменационных вопросах — все для поддержки лиц, принимающих участие в НОК.
Подробную информация о Реестре сведений о проведении НОК вы узнаете из статьи
Общие затраты на НОК
Аттестация НОК предполагает возмездную основу, так же как и повышение квалификации.
Оплачивает ее инициатор — это может быть сам работник, которому нужно подтверждение квалификации. Инициировать и оплачивать профессиональный экзамен для персонала может и работодатель — если планирует вступить в СРО или в других случаях, определенных законом.
В общую величину затрат на прохождение НОК можно включить и подготовку к проверке. Сюда входит платный доступ к обучающим тренажерам, курс повышения квалификации, предварительное тестирование, приобретение учебных пособий и другие сопутствующие расходы. Оплата независимой оценки квалификации происходит после получения текста договора.
Остались вопросы? Позвоните нам!
СтройЮрист — компания федерального уровня