Приложение N 8
к государственной программе
Российской Федерации «Социальная
Новости и аналитика
Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 8054).
- Государственная программа Российской Федерации»Социальная поддержка граждан»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296)
- Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
- Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» по субъектам Российской Федерации
- Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Сведенияоб основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета
- Обзор документа
Государственная программа Российской Федерации»Социальная поддержка граждан»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296)
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее — Программа) определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
В Программе учтены положения Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
В состав основных мероприятий Программы входят мероприятия, направленные на доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. Реализация субъектами Российской Федерации указанных мероприятий в рамках региональных планов-графиков («дорожных карт») будет способствовать увеличению производительности труда.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Целями Программы являются:
создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки;
повышение доступности социального обслуживания населения.
Для достижения целей Программы предстоит обеспечить решение следующих задач:
выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. региональные программы, направленные на достижение целей Программы, могут реализовываться исключительно в форме государственных программ субъекта Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъекта Российской Федерации.
Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан и эффективность расходования финансовых средств.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные государственные программы.
Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации Программы будут обеспечиваться путем:
научно-методического обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
согласования в ходе бюджетного процесса объемов мер социальной поддержки граждан в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета;
взаимного обмена информацией, в том числе нормативной, статистической по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
организации и проведения всероссийских и региональных конференций, совещаний, семинаров;
консультаций специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
проведения семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
размещения информации о ходе реализации Программы на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).
Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан (молодежь, семьи с детьми, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пожилые люди, инвалиды и другие).
При решении задачи по повышению уровня и качества жизни граждан — получателей мер социальной поддержки субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ реализуются мероприятия по следующим направлениям:
организация обеспечения социальных выплат отдельным категориям граждан;
развитие системы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, а также компенсационных мер для отдельных категорий граждан;
совершенствование законодательства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ предусматривается проведение переориентации деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности.
В период реализации Программы в субъектах Российской Федерации будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
В региональных планах-графиках («дорожных картах») предусмотрены мероприятия по доведению уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют динамику роста оплаты труда социальных работников в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 году соотношения размера заработной платы социальных работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечивая при этом достижение целевого показателя (100 процентов) к 2018 году.
Во всех субъектах Российской Федерации будут реализованы мероприятия региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей, в которых нашли отражение меры, охватывающие все стороны их жизнедеятельности, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, в том числе обучение пенсионеров компьютерной грамотности, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организация культурного досуга и отдыха. На реализацию региональных мероприятий субъектами планируется направить более 1 трлн. рублей.
В рамках решения задачи повышения уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения перспективными схемами размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года субъектов Российской Федерации запланированы мероприятия, предусматривающие строительство, модернизацию, реконструкцию зданий, а также перепрофилирование учреждений социального обслуживания.
В целях внедрения рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения субъектами Российской Федерации будут разработаны и внедрены в практику работы социальных служб стандарты социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, реестры их поставщиков.
В рамках решения задачи по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, укреплению института семьи субъектами Российской Федерации запланированы мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы в части выплаты государственных пособий семьям с детьми, предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей;
организация выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и предоставления материнского (семейного) капитала;
предоставление нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
заключение и сопровождение социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам с целью повышения доходов нуждающихся семей с детьми;
обеспечение подготовки и сопровождение замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот;
организация деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям;
разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также повышение квалификации работников таких организаций.
В целях увеличения объема и повышения качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация Программы будет оцениваться посредством достижения следующих целевых показателей и индикаторов:
численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения. Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Программы с позиции обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель ежеквартально рассчитывается на основе данных Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения;
доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий. Рост данного показателя по годам реализации Программы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения и пр.;
удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий. Показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, ее пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг гражданам. Снижение показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения. Снижение значений данного показателя за период реализации Программы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе. Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, до 100 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе.
Предлагаемая система показателей позволяет в интегрированном виде на основе данных официальной статистической отчетности оценивать в динамике результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан — получателей мер социальной поддержки.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении № 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении № 2.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 3.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении № 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении № 5.
Приложение № 1к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
*Прогнозные значения показателя до 2020 года будут представлены на основании результатов федерального статистического наблюдения за 2013 год.
** Предварительные данные по состоянию на 4 апреля 2014 г.
Приложение № 2к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» по субъектам Российской Федерации
Приложение № 3к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
Приложение № 4к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияоб основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
Приложение № 5к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета
По данным Минтруда России, в настоящее время в нашей стране существует 387 видов мер социальной поддержки, которые с учетом региональных и муниципальных особенностей предоставления превращаются в примерно 30 тыс. вариаций этих мер. Максимально упростить пользовательский путь, то есть процесс получения гражданами положенной им помощи, призван проект «Социальное казначейство». Главная его цель согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств – без истребования у них документов, что должно повысить адресность и эффективность поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, при полноценной реализации «Социального казначейства» меры поддержки будут предоставляться гражданам по одному заявлению, поданному ими в электронном виде, или в беззаявительном (проактивном) порядке – вся необходимая информация о получателе поддержки будет получаться из государственных информационных систем. Именно так, как портал ГАРАНТ. РУ писал ранее, осуществлялись единовременные выплаты семьям с детьми как дополнительные меры поддержки во время пандемии COVID-19.
На такой формат оказания постепенно переводятся и «постоянные» меры поддержки: в проактивном режиме сейчас, например, оформляются сертификаты на материнский капитал – ПФР формирует сертификат для конкретного лица на основе данных о рождении ребенка, которые получает из единого государственного реестра ЗАГС, назначаются пенсии по инвалидности – со дня признания лица инвалидом на основании данных из федерального реестра инвалидов в том числе.
Новые меры поддержки, в том числе требующие проверки уровня доходов граждан, также предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства» – первой такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначается и осуществляется по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно подать в электронном виде – через портал госуслуг, форма заявления предполагает уточнение жизненной ситуации подающего его лица, большинство необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружается из государственных информационных систем.
При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающими в поддержке. Лица, претендующие на указанную выплату, проверяются по новым критериям. Во-первых, проводится комплексная оценка нуждаемости. Помимо доходов семьи – установлено, что среднедушевой доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, оцениваются ее имущественная обеспеченность. Так, определен четкий перечень имущества, владение которым лишает семью права на получение выплаты. В нем, в частности, – два и более жилых помещений, суммарная площадь которых превышает региональные нормативы площади для семьи, два и более нежилых помещений (хозяйственные постройки на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садовых землях таковыми не считаются), земельные участки общей площадью более 0,25 га или 1 га для сельских территорий, два и более авто- или мототранспортных средств, два и более маломерных судов, самоходных машин и других видов техники, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет. Для некоторых категорий, в том числе многодетных семьей, семей, члены которых страдают тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире, семей, имеющих в составе лиц с инвалидностью, установлены послабления в этих количественных показателях имущественной обеспеченности, поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с указанным перечнем.
Во-вторых, обязательно исследуется использование трудового потенциала, то есть применяется так называемое правило нулевого дохода. » Принцип простой: если человек находится в трудоспособном возрасте и у него нет никаких ограничений к труду в виде заболеваний, например, он должен трудиться», – пояснила суть данного правила первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина в ходе тематической секции в рамках Гайдаровского форума – 2022. То есть в течение 12 месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, семья должна иметь любой официальный доход: в виде зарплаты, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности или деятельности в качестве самозанятых, пособий или иных выплат, стипендий, доходов от отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, доходов, полученных за пределами России, и т. д. (подп. «ж» п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно). Однако этим же пунктом установлен и перечень обстоятельств, при наличии которых отсутствие у семьи доходов не является основанием для отказа в назначении выплаты. К ним относятся:
Важно отметить, что находиться в одной из перечисленных ситуаций может как сам заявитель, так и кто-либо из членов его семьи. При этом периоды отсутствия доходов по разным основаниям оцениваются в совокупности. Региональными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные причины отсутствия дохода, позволяющие получать ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет.
Аналогичным образом комплексная оценка нуждаемости проводится и в отношении лиц, претендующих на такие новые – появившиеся в 2021 году – меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие находящейся в трудной жизненной ситуации беременной женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие одинокому родителю, воспитывающему ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037). Учитывается среднедушевой доход, имущественная обеспеченность (также определены конкретные перечни имущества, которым может владеть семья) и подтвержденный доход или уважительная причина его отсутствия (п. 13 Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Таким образом, очевидны две тенденции. С одной стороны, процесс получения указанных выплат довольно прост – заявление и необходимые для подтверждения имущественного состояния документы (они потребуются, если соответствующие данные отсутствуют в государственных информационных системах) можно подать через портал госуслуг. С другой – государство меняет подход к оценке нуждаемости семей, с тем чтобы стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.
Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ
«Изменение, которое тоже произошло благодаря социальному казначейству, – новый подход к оценке адресности поддержки и нуждаемости граждан. Очень важно, чтобы социальные выплаты не замещали доходы человека от трудовой или предпринимательской деятельности, а наоборот, поощряли такую деятельность и поддерживали человека в том случае, если он, делая все от него зависящее, не может пока выйти на достаточный уровень дохода. Вот тогда он справедливо рассчитывает на поддержку государства.
Раньше социальная политика все-таки была основана в основном на прямых выплатах. Люди привыкли, что они подали документы и больше от них, как правило, ничего не требуется. Деньги поступят на счет, они ими распорядятся. Но социальные выплаты не всегда позволяют человеку наращивать свой трудовой потенциал, а в конечно счете, мы прекрасно понимаем, устойчивая финансовая основа без трудовых или предпринимательских доходов только на основании соцвыплат невозможна. Цель – не просто преодолеть бедность, цель – реально повысить качество жизни граждан. А для этого, конечно, важно, чтобы каждый, кто готов и способен трудиться, имел такую возможность: делать это с интересом, с использованием своих компетенций, квалификации».
Поэтому большое внимание сейчас уделяется именно таким мерам социальной поддержки, использование которых действительно может помочь их получателю и его семье преодолеть трудную жизненную ситуацию и начать себя обеспечивать. Одна из них – социальный контракт. Несмотря на то что возможность предоставления социальной помощи на основании социальных контрактов появилась еще в 2013 году (в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), активное их использование, по сути, только начинается. Как отметил, выступая в рамках правительственного часа на пленарном заседании Госдумы 7 декабря 2021 года Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, в прошлом году впервые все регионы получили cубсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по оказанию социальной помощи на основании социальных контрактов – в течение трех лет (начиная с прошлого) предполагается охватить этой мерой поддержки не менее 3 миллионов человек.
Средства по социальному контракту, напомним, предоставляются семьям или одиноким гражданам с доходами ниже прожиточного минимума по региону при условии выполнения ими программы социальной адаптации – перечня мероприятий по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства или иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (в данном случае полученные средства используются на приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для детей и т. д.). Срок реализации контракта – от трех месяцев до года.
В прошлом году Минтруд России утвердил методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536), на которые регионам следует ориентироваться, определяя порядок осуществления такой поддержки, – предусмотрены в том числе перечни типовых трудных жизненных ситуаций, возможных мероприятий программ социальной адаптации, уважительных причин невыполнения этих мероприятий, документов, подтверждающих целевое использование выплаченных гражданину по социальному контракту средств. Также предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности оказания данного вида социальной помощи.
Разумеется, для повышения популярности этой меры поддержки необходимо довести информацию о ней до максимального количества потенциальных получателей. В связи с этим органам социальной защиты рекомендовано, в частности:
Надо полагать, в ближайшем будущем такой формат, когда гражданин не ищет самостоятельно информацию о тех мерах социальной поддержки, на которые имеет право, а получает ее от уполномоченного органа власти, в принципе будет превалировать. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1994, напомним, утверждены правила так называемого проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события – оно осуществляется через единый портал госуслуг при условии предоставления гражданами согласия на такое информирование. Начиная с прошлого года в проактивном режиме рассылаются уведомления о мерах поддержки, положенных в трех жизненных ситуациях: при рождении ребенка, установлении инвалидности и достижении пенсионного возраста – по словам Ольги Баталиной, на текущий момент 19 млн граждан дали согласие на получение соответствующей информации при наступлении перечисленных событий. В этому году к этим событиям, по словам замминистра, добавятся еще два: беременность женщины и достижение ребенком определенного возраста. В дальнейших планах – включение в этот список таких ситуаций, как получение статуса многодетной семьи, создание молодой семьи, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, установление опеки и потери кормильца, – таким образом, почти по всем по основным блокам соцподдержки будет осуществляться проактивное информирование.
Теги:
2022,
занятость населения,
пенсии,
семья,
социальная сфера,
социальное обеспечение,
физлица,
электронные госуслуги,
Минтруд России,
Правительство РФ,
Ольга Баталина
Документы по теме:
Обзор документа
Утверждена новая редакция госпрограммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Основные цели и задачи госпрограммы остались прежними.
В рамках развития мер социальной поддержки отдельных категорий граждан основной упор сделан на адресность предоставления помощи и расширение практики использования социального контракта.
Предусмотрены меры по совершенствованию системы поддержки социально уязвимых семей с детьми и детей, повышению уровня социального обслуживания детей-инвалидов.
Пересмотрены сроки полного решения проблемы беспризорности. Это планируется сделать к 2020 г. (ранее — к 2015 г.).
Объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета увеличен с 8,3 трлн руб. до почти 9,5 трлн руб.